» » » Календарь развития ребенка. Новорожденный

Календарь развития ребенка. Новорожденный

Календарь развития ребенка. Новорожденный
Вступление Здесь

Новорождённый.


Новорождённый ребёнок — это дитя до 28 дней жизни.
Полный лунный месяц, но неполный солнечный (календарный), он будет проходить первый в своей жизни и самый трудный адаптационный период. Ему, смелейшему и сильнейшему (относительно взрослых!) на свете существу, надо привыкнуть по-другому питаться и дышать, его внутренние органы будут привыкать работать без сбоев в ином режиме, при ином кровообращении, освещении, температуре. Ему, уже готовому обитать в совершенно другой среде, надо её всё-таки «обжить»: воздух вместо воды, постоянный труд (сосание, бодрствование, познавание) вместо расслабленности и покоя.
В роддоме дитя привьётся сразу по 2 «направлениям»: от туберкулёза и гепатита В.
Только появившись на свет, ребёнок одутловат, и будто отёчен. Это потому, что долгих 9 месяцев он «неотлучно» находился в амниотических водах. Пройдёт некоторое время, и он потеряет эту отёчность, «подсохнет», станет более подтянутым. Этот факт приводит к тому, что ребёнок теряет в весе — нормальная физиологическая потеря массы тела, на которую не стоит обращать особого внимания.

Антропометрические данные.
Мальчики Девочки
Рост, см 46,1-53,7 45,4-52,9
Вес, кг 2,5-4,4 2,4-4,2
Окружность головы, см 31,9-37 31,5-36,2

Развитие.


Казалось бы — какое развитие может быть у только родившегося малыша, не прожившего и миллионной части своей жизни? Однако, именно по развитию ребёнка врачи уже в роддоме определяют его зрелость, доношенность и состояние здоровья. Посмотрим и мы, что же умеет делать новорождённое дитя.
1. Хватать. Если коснуться ладони младенца пальцем или каким-либо предметом, он тут же схватит его и некоторое время будет удерживать. Этот врождённый рефлекс так и называется хватательным.
2. Сосать. Сосательные движения губками должны наблюдаться в ответ на раздражение рта ребёночка. Для того, чтобы наблюдать сосательный рефлекс, достаточно поводить по губам малыша соском груди, соской или пальцем.
3. Искать. Этот важный — поисковый — рефлекс можно наблюдать уже в родзале: как только к щёчке крошки чем-то прикоснуться, он начинает активно искать мамину грудь и поворачивает головку в сторону раздражителя. Есть и ещё один похожий рефлекс: стоит надавить на ладошку ребёнка, и он повернёт голову и откроет ротик.
4. Плавать. Говорят, что ребёнок действительно плавает сразу же после рождения — если рождение происходило в воду. Но здесь речь не об этом, а о врождённом рефлексе, который демонстрирует новорождённый, если его положить на живот. Он совершает тельцем движения, похожие на плавательные. Благодаря этому гениальный кроха может самостоятельно (!!!) подползти к груди матери.
5. Ходить. Конечно, не в буквальном смысле этого слова. Но если ножки малыша, находящегося в вертикальном положении, дотронутся до твёрдой поверхности, он начнёт рефлекторно двигать ими, будто переступая.
6. Слышать. Почему-то довольно многие люди считают, что новорождённый кроха ничего не слышит, или страдает тугоухостью. Это сущая ложь! Об этом недвусмысленно говорит ещё один врождённый рефлекс: при громком звуке малыш вздрагивает, «вскидывается». Но и это не всё. Недавние исследования показали: новорождённый ребёнок не только слышит звуки, он сразу после рождения различает среди иных голоса родных людей и остро реагирует на голос матери. А его способность спать в любом, даже самом шумном окружении, объясняется просто: в утробе матери он слышал множество разнообразных и громких шумов (биение сердца, шум крови с сосудах матери и пуповинных, перистальтические шумы кишечника мамы), такая обстановка для него привычна!
7. Видеть. У новорождённых наблюдается физиологическая дальнозоркость. Они плохо видят вблизи, и хорошо, если предмет находится на расстоянии 25-40 см от глаз. Это — абсолютная норма, поэтому говорить о плохом зрении крохи не приходится. Более того: он наблюдает за вами, разглядывает предметы, попадающие в поле зрения и особенно лица. Всё больше новорождённых умеют фокусировать взгляд на предмете и следить за движущимся предметом глазами — конечно, очень короткое время.
8. Нюхать. Это малыш научился делать, как ни странно, ещё в утробе. И сейчас он по запаху может находить маму. Это было научно доказано, и родительницы могут воспользоваться этим знанием: если надо отойти от ребёнка, но он реагирует на ваше отсутствие — просто положите рядом с ним свою вещь. Лучше ночную рубашку. Запах мамы, молока, спокойствия, дадут вам некоторое свободное время, а чаду - умиротворённость.
9. Спать. Новорождённое дитя спит огромное, по нашему разумению, количество времени: 16-20 часов в сутки. И прерывается только на кормление.

Кормление

.
Естественное (грудное) вскармливание — лучший выбор для мамы и малыша. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что грудное молоко содержит все нужные новорождённому ребёнку вещества: микроэлементы, витамины, пищеварительные ферменты, антитела ко многим заболеваниям.
Прикладывание к груди практикуется в современных родильных домах уже в первые часы (в идеале — минуты!) после рождения ребёнка. И хотя новорождённый в это время есть ещё не хочет, ему предлагают грудь, преследуя несколько целей:
1. Дать ребёнку представление о правильном захвате груди.
Дитя учится быстрее, чем мы думаем. Если первой ему в рот попала соска, то вероятность того, что малыш будет долго потом учиться брать грудь увеличивается в разы. Бывают дети с характером — такие совсем не берут грудь после бутылочки... Прикладывание к груди должно стать первым впечатлением от мамы вне утробы, а правильный захват соска должен просто отпечататься в сознании маленького человечка.
2. Дать ребёнку драгоценную каплю молозива.
Это не преувеличение и не цветистое пустословие. Молозиво — действительно драгоценный продукт. Оно очень концентрированно (содержание воды в несколько раз меньше, чем в молоке), калорийно (более, чем зрелое молоко). В высочайших (и необходимейших) концентрациях молозиво содержит факторы иммунной защиты, белки, витамины, микро- и макроэлементы, факторы роста, ферменты и другие, не менее полезные составляющие. Не пренебрегайте молозивом!
3. Дать ребёнку необходимое бактериальное обсеменение.
Наши малыши рождаются стерильными — как внутри, так и снаружи. Чтобы кожа крохи и кишечник обсеменились «родными» (читай:мамиными) микроорганизмами, а не «чужими» и вредными (больничными), его и надо приложить в первые минуты после рождения к маме (лучше всего кожа к коже, но сойдёт и иной, более скромный, контакт) и её груди. Кожа мамы «отдаст» свои бактерии коже ребёнка, а молозиво доставит нужные пребиотики для формирования «правильной» микрофлоры кишечника.
4. Дать маме необходимые гормоны.
Да, в кормлении и дальше будут участвовать двое — мама и ребёнок, - поэтому и польза будет приноситься обеим сторонам процесса. Маме после родов необходимы совершенно другие гормоны (или другие их концентрации), нежели при беременности и родах: чтобы вырабатывать молоко, чтобы быстрее поправиться и очиститься после родов. Первое прикладывание к груди как нельзя лучше стимулирует выработку нужных веществ в организме женщины.
Вначале малыша придётся кормить часто, а то и очень часто. Ведь желудок новорождённого вмещает в себя не более 5-7 мл в первые дни и до 50-70 мл к концу периода новорождённости. Это, конечно, очень индивидуальные показатели. Есть крохи-»обжорки», а есть «малоежки».
Ценность грудного вскармливания с первых минут жизни ещё и в том, что:
• молозиво в первые 3 суток способствует выведению из кишечника первородного кала (мекония);
• молозиво, а затем и молоко, способствует более быстрому и менее заметному разрушению плодного (то есть уже ненужного) гемоглобина;
• молозиво, а позже молоко, способствует профилактике желтухе (у ребёнка на грудном вскармливании с первых часов жизни физиологическая желтуха может не наблюдаться).
Вкус молозива и затем молока дети прекрасно распознают. Если ребёнок вдруг стал отказываться от груди, сначала подумайте, что вы ели. Может, у молока стал другой вкус из-за некоторых продуктов вашего рациона? Этим «грешат» в большей степени приправы. Сладкое и умеренно солёное молоко дети с удовольствием едят. А вот горький и, тем более, кислый вкус не нравится никому.
Однако, следует помнить, что вкусовые «пристрастия» у каждого свои — в том числе и у новорождённых. Так что не надо пробовать собственное молоко, чтобы удостовериться, что оно вкусное. Если ребёнок ест — значит, вкусное!

Уход.
Родившись, ребёнок требует ухода, ведь физиологические отправления есть, нежная, незащищённая кожа в наличии, а навыков и умений самостоятельного обслуживания дитя (естественно!) не имеет.
1. Гигиена.
Мочится новорождённый ребёнок до 24 раз в сутки. Эта цифра в первые дни жизни может быть намного меньше: молозиво не содержит много воды, а почки не работают столь активно, как в последующее время. Вопреки предрассудкам, подмывать малыша после каждого «пописа» не надо. Достаточно промокнуть складочки сухой мягкой (!) тряпочкой.
А вот после каждого акта дефекации это делать обязательно! Оправляется малыш в первые дни (после отхождения мекония) не менее 2-3 раз в сутки, а потом и вовсе может «делать свои дела» после (а то и во время) каждого кормления. И каждый раз следует устраивать гигиенические процедуры.
Подмывать лучше проточной водой (то есть из-под крана) и без мыла. Обычно в роддоме у мам нет такой возможности (хотя многие современные учреждения оборудованы палатами совместного пребывания и, соответственно, необходимыми гигиеническими приспособлениями для мам и детей), тогда они прибегают к помощи влажных детских салфеток и просто обтирают попки малышей. В дальнейшем желательно постараться нечасто пользоваться ими, или не пользоваться совсем. Однако персонал (если нет палат совместного пребывания) подмывает детишек при выявлении «крупных обстоятельств».
И делают это акушерки (медсёстры) по всем правилам:
• Чтобы подмыть дочь, снимите с неё подгузник (или испачканные пелёнки) и осторожно удалите с попы сухой салфеткой основное загрязнение. Если между половых губ вы увидите некоторое количество кала, не пытайтесь его выковыривать пальцами или ватными палочками. Уложите девочку на руку так, чтобы на сгибе локтя лежала головка, а тельце располагалось вдоль руки. Придерживайте рукой, на которой лежит дочь, её бедро. Другой рукой подмывайте ребёнка под струёй воды движениями от влагалища к анусу — так вы удалите остатки фекалий и не занесёте инфекцию в вагину новорождённой.
• Чтобы подмыть сына, снимите с него подгузник (или испачканные пелёнки) и удалите с попы сухой салфеткой основное загрязнение. Не пытайтесь как-то особенно вычистить головку пениса и не отодвигайте крайнюю плоть — в принципе, нет никакой необходимости делать это. Уложите ребёнка на руку животиком (попой вверх). Не думайте, что сыну в таком положении будет неудобно: это физиологичная поза для малыша. И интересная: он многое сможет рассмотреть, пока вы идёте в ванную комнату и подмываете его. Движения должны быть противоположными тем, что подмывают девочку: от ануса к мошонке. Таким образом вы и задний проход от остатков экскрементов избавите, и с мошонки с пенисом всё лишнее смоете. Без усилий.
Температура воды должна быть комфортной для ребёнка. Определить комфортность процедуры достаточно просто: если дитя не нервничает, не «повышает голос», то наверняка всё в порядке. Поможет и такое логическое соображение: для ребёнка привычная температура жидкости — температура его собственной мочи в момент излития. Делайте воду близкой к этой температуре, и дитя будет довольно. (Конечно, есть «экземпляры», протестующие против любых манипуляций с собственным телом, но это, очень редкое исключение.)
После подмывания кожу младенца надо подсушить мягким полотенцем, устроить (при наличии возможности) воздушные ванны 10-15 минут, обработать кремом под подгузник (если используются «памперсы») или присыпкой, или детским маслом (если используются многоразовые подгузники, матерчатые подгузники, система естественного пеленания).
Важно! Не допускайте длительного контакта кожи новорождённого с мочой и фекалиями. Не держите ребёнка в подгузниках (любого вида) сутки напролёт! Несмотря на то, что «памперсы» могут наполняться «до отказа» 6-12 часов, менять их требуется максимум через 3 часа использования. Несмотря на то, что дитя быстро привыкает находиться в мокрых пелёнках, менять их требуется по мере необходимости (сразу после мочеиспускания или дефекации). Дорожите здоровьем кожи своего малыша, особенно в интимных зонах.
2. Купание.
Обычно водные процедуры для младенца начинаются тогда, когда отпадёт пуповинный остаток и заживёт пупочная ранка. Это происходит на протяжении 7-20 дней. То есть такой разброс по времени заживления абсолютно нормален, если нет никаких иных настораживающих признаков. Если же вы что-то обнаружили, что не соответствует, по вашему мнению, понятиям нормы — смело обращайтесь за помощью к врачу.
Для того, чтобы не было никаких осложнений (воспаления пупка, например — омфалита), следует правильно обрабатывать ранку до её полного заживления:
• Приготовьте всё необходимое для обработки: раствор бриллиантового зелёного («зелёнку»), ватные диски, пипетку, перекись водорода 3%.
• Перед обработкой тщательно вымойте руки тёплой водой с мылом.
• Снимите с ребёнка подгузник (штанишки, пелёнки). Если есть необходимость — проведите гигиенические процедуры (подмойте).
• Капните на ранку перекиси водорода.
• Обсушите ватным диском: легко притрагивайтесь к ранке диском, не нажимайте сильно, не трите.
• Капните из пипетки одну каплю бриллиантового зелёного.
• Можете одевать ребёнка. Только следите, чтобы пупочек не натирался (не травмировался) одеждой или подгузниками.
Часто в алгоритмах обработки пупочной ранки есть пункт «обработать спиртом». В домашних условиях лучше не экспериментировать со столь сильным средством, как спирт и такой «зоной повышенного риска», как пупок новорождённого. Поверьте, нормально заживающему пупку хватит спирта из «зелёнки».
К слову, купать до полного заживления ранки не рекомендуют — только (если хочется) обтирать влажной тряпочкой или салфеткой. Но и вреда от кратковременного пребывания в воде при не совсем зажившем пупке не выявлено. Так что выбор за вами, мамочки. Не хотите рисковать — не купайте. Считаете, что не повредит — организовывайте водные процедуры.
3. Прогулки.
Первый месяц жизни родители решают серьёзный вопрос: гулять или не гулять? И если гулять, то как, где и сколько? И тревога эта понятна. Ведь у маленького человека настолько хрупкое здоровье, настолько несовершенны теплорегуляционная и иммунная системы... что же делать?
Давайте поговорим об этом. И разберёмся в первую очередь с очень важными факторами:
• Время года.
Количество проведённого на прогулке времени, да и вообще наличие полноценных «уличных» прогулок зависит от времени года. Естественно, они не будут идентичными зимой и летом.
• Погодные условия.
Кто пойдёт гулять в пургу или дождь? В жару и духоту? Или мороз ниже -30*? А уж с маленьким ребёнком... Ну, разве что очень принципиальные родители! Только кому от этого будет лучше?
• Наличие приспособлений.
Коляска, слинг (и слингокуртка у мамы), сумка-переноска. Кто поспорит с тем, что нести на руках ребёнка тяжелее, нежели катить в коляске или мобильно передвигаться с ребёнком в слинге? Если, по сложившимся обстоятельствам, у мамы ни одного из вышеназванных приспособлений нет, то и прогулки, конечно, будут менее качественными.
• Наличие удобств.
Здесь имеются в виду лифты в высотных домах, застеклённые балконы и веранды, детские площадки, уютные дворики или скверы поблизости. Есть коляска, но лифт сегодня не работает, а спускаться с 10 этажа... Есть слинг, но идти до ближайшей зелёной зоны — полчаса вблизи активной проезжей части...
Эти и другие «отсутствия» имеют в жизни большое значение! И от того, какая «картинка» сложится из деталей подобной «мозаики», зависят и прогулки младенца.
• Плотность населения в данном конкретном районе.
То есть — бактериальное обсеменение окружающей среды, возможность «подхватить» инфекцию,. В густонаселённых, тесных районах эта возможность намного выше.
Немаловажный факт. По сути, именно он определяет «малограмотные суеверия» наших бабушек: до месяца дитя никому не показывать. В современном сознании «перелицованы» на иной манер: в больницу не поедем — вдруг ещё «подарочек» приобретём; в поликлинику часто ходить — болячки в доме копить. Надо бы ещё добавить, перефразируя бабушек: гостей в дом к младенцу водить — из инфекций не вылазить!
людения мамы.
 

Смотрите также:

-Новорожденный
-7й месяц развития ребенка
-9й месяц развития ребенка
-10й месяц развития ребенка
-11й месяц развития ребенка
-12й месяц развития ребенка

Здесь пока нет комментариев

Напишите свой комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Вы можете пройти регистрацию или войти через социальную сеть , это избавит Вас от ввода кода проверки и сделает пребывание комфортным.

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Сервисы

Календарь развития ребенка

Это интересно

0 1 248
  Уже с рождения у многих заботливых мамочек припасён главный детский девайс – горшок. Умеющий пользоваться пластмассовым другом ребёнок считается почти полностью самостоятельным, поэтому...