Духовные искания евгения онегина. духовные искания евгения онегина с чего

Сообщение на тему духовное искание евгения онегина. духовные искания евгения онегина (сочинение)

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.
О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.
Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.
Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Популярные сегодня темы

Этот герой не является главный в романе «Дубровский». Он является подкупным заседателем суда и товарищем Троекурова.

Одно слово жизнь и уже много мыслей, ведь у каждого свое понимание. Если человек будет жить печалью, он пропустит все прелести жизни. Я не так и много знаю о жизни, но знаю, что каждый из нас должен ценить ее

На картине Юрия Непринцева изображены солдаты, отдыхающие после боя. Все мужчины веселые и расслабленные. Смотря на картину, создается ощущение дружбы и взаимоподдержки. Почти все персонажи картины обнимаются, оружие отложено в сторону.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных персонажей является Иешуа Га-Ноцри

Автор уделил ему не так много глав, но важность этого персонажа нельзя отрицать. Даже немного странно писать сочинение о персонаже, который произнёс за всю поэму только «и-хм» и «о-хм», а появился максимум раза два

Но этот Пётр Ильич с говорящей фамилией Тугоуховский

Даже немного странно писать сочинение о персонаже, который произнёс за всю поэму только «и-хм» и «о-хм», а появился максимум раза два. Но этот Пётр Ильич с говорящей фамилией Тугоуховский

Сочинение Духовные искания Евгения Онегина

Евгений слишком рано во всем разочаровался и ко всему охладел. Приехав в деревню, Онегин посещает дом Лариных, где в него влюбляется Татьяна. Неискушенную в вопросах чувства, живущую в глуши девушку поразил Онегин – умный, интересный, образованный человек. Она пишет ему страстное письмо. Онегин, который на своем веку повидал уже многое, и простенькая Татьяна его совсем не привлекла, поступает вроде бы благородно – чистосердечно говорит ей, что полюбить ее не может. Татьяна остается одна со своими страданиями.

Не менее драматичны отношения Онегина с Ленским. Евгений относился к молодому поэту тепло, но несколько свысока. Также он смотрел на его юношескую любовь, шутка над которой переросла в дуэль. И Онегин, образованный, прогрессивный человек, понимая, что абсолютно не прав, из-за светских предрассудков не может отказаться от поединка и убивает своего друга.

, потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора — все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях — Онегине, Татьяне и Ленском.

Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет. Его судьба — судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду.

Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства.

. Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогли утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, а особенно — в аристократах. Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, да и к Ленскому.

Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же — мечтатель и романтик настолько, что Пушкин смеется над ним как над помещиком, над мужчиной, поэтом. Исторически сложившееся стремление дворянства получить знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.

, то есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя.

Действующие лица

Евгений Онегин
— прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева

Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Татьяна Ларина
— прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины

Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».

Ольга Ларина
, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.

Владимир Ленский
— сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.

няня Татьяны
— вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина

Зарецкий
, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.

Автор произведения
— сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810-1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение

И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Искания в природе и окружающем мире

Духовные искания Евгения Онегина не ограничиваются только человеческой судьбой и поисками внутреннего смысла. Величие природы и мир, окружающий героя, также становятся объектом его разочарования и самоотверженности.

В поисках смысла жизни Онегин открывает для себя природу. Он наслаждается красотой мира, но при этом ощущает своё отчаяние и разочарование. Природа для героя становится своеобразным отражением его душевного состояния. Неоднократно Онегин обращается к природе как к своей спутнице, своему «свидетелю». Он ищет в ней ответ на свои вопросы, надеясь найти в природе тот смысл, который ему так не хватает.

Однако, природа остаётся безмолвной и не открывает своего смысла Онегину. В её безразличии Онегин видит отражение своего состояния, что только усиливает его разочарование. Окружающий мир становится для него символом бесполезности и пустоты, от которой невозможно избавиться.

Несмотря на это, Евгений Онегин продолжает искать смысл жизни и отправляется в путешествие. Он хочет найти своё место в этом мире, открыть для себя что-то новое и найти то, чего так не хватает в его жизни. Искания героя приводят его к самоотверженности, он готов пожертвовать своим комфортом и безопасностью ради поиска истины.

Однако, Онегин так и не находит истинного смысла в своих исканиях. Лишь потеря самого дорогого, своей любви, открывает ему глаза на то, что смысл жизни может быть прост и близок, что нужно находить радость в мелочах и ценить то, что уже есть рядом. Герой осознаёт, что настоящая любовь является ключом к смыслу жизни. Только в любви к окружающим и самому себе можно найти истинное счастье и исполнение исканий.

Утопическая жаждаРавноценная связь с природой

В поэме «Евгений Онегин» Александра Пушкина главный герой Евгений Онегин выступает в роли человека, который ищет смысл жизни и своего существования. Онегин не является типичным героем своего времени, он чувствует свою оторванность от общества и природы, и его искания направлены на то, чтобы найти равноценную связь с ними.

Самоотверженность и самоанализ Онегина позволяют ему понять, что его жизнь лишена смысла и найти новый путь в поисках судьбы. Вместо того чтобы подчиниться общественным нормам и стать «обычным» представителем своего класса, Онегин выбирает необычный путь самоотречения.

Однако, любовь и отчаяние играют важную роль в жизни Онегина. Онегин ищет истинную любовь, которая может стать его руководством в поисках смысла. Но все его попытки заканчиваются разочарованием и отчаянием. Онегин становится пленником своих исканий, и это отчаяние погружает его еще глубже в поиск.

Онегин понимает, что его искания могут найти ответ в природе. Он видит в ней божественное, чистое и прекрасное, и стремится достичь равноценной связи с ней. В природе Онегин видит источник вдохновения и спокойствия, что позволяет ему обрести внутреннюю гармонию и раскрыть свои потенциалы.

Путешествие Онегина по своим исканиям становится утопическим, так как он не может достичь полного понимания своей судьбы и найти истинное счастье. Однако, это не останавливает его в его поисках. Он продолжает свой путь, сталкиваясь с трудностями и препятствиями, но не перестает стремиться к равноценной связи с природой и смыслом жизни.

Духовные искания Евгения Онегина сочинение

Произведение начинается с того, как автор Александр Сергеевич Пушкин, начинает описывать главного персонажа произведения, Евгения Онегина. Описание персонажа, начинается с его восемнадцатилетнего возраста.

Казалось бы, в данном возрасте, молодой человек должен начинать испытывать, новые, незнакомые ему чувства, первую любовь, дружбу, совершенно новые ощущения.

Однако этого нельзя сказать о главном персонаже, у него совершенно отсутствует желание испытывать новые, ни с чем несравнимые чувства. Его сердце, слишком рано охладело к новым эмоциям.

Когда приходит момент, Татьяна не задумывалась признаться в своих чувствах Евгению, делает она это очень романтично, в любовном письме. Казалось бы, Евгений поступил очень благородно, он не стал обнадеживать девушку и откровенно признался ей, что не испытывает никаких чувств и ее персоне. А Татьяна же, остаётся одна, страдать от своих чувств к нему.

Проходит 8 лет, многое в жизни как Татьяны, так и Евгения меняется, Татьяна становится великосветской княгиней, она замужем и счастлива в браке.

В тот самый момент, как Евгений Онегин, понимает что безумно в неё влюблён и мечтает встретиться с ней вновь, чтобы попробовать исправить ошибку, которую он допустил несколько лет назад.

Однако по воле судьбы, ему было суждено разочароваться, так как он находит свою возлюбленную, но она является уже замужней женщиной, она выслушивает его признание в любви, но вынуждена благородно отказать ему, так как она не собирается изменять своему мужу.

Татьяна, является девушкой, для которой честь и достоинство её семьи, является превыше всего, она понимает, что несет большую ответственность, перед семьей и обществом. Девушка не скрывает что по-прежнему влюблена в него, однако она замужем. А несчастный Евгений, остаётся в гордом одиночестве.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Море летом
    Каждый из нас, когда либо отправлялся на отдых. Кто-то отправляется со своими родителями на отдых в горы, дабы насладиться тамошним свежим воздухом, и лечебной атмосферой, кто-то же отправляется в туристический поход
  • Сочинение на тему Одиночество
    Одиночество – это состояние человека, в данном состоянии он не имеет друзей или близких, которые могли бы его поддержать в трудную минуту. Или они есть, но просто не понимают данного человека. От этого люди и становятся одинокими
  • Сочинение на тему Образование
    Что же такое образование? Образование играет в нашей жизни очень большую и значимую роль. Образование можно так сказать создаёт и даже в некоторых случаях определяет наше будущее

Духовные искания Евгения Онегина сочинение

«Евгений Онегин» — первый в русской литературе роман в стихах. Написано произведение великим Александром Сергеевичем Пушкиным. В Данном творении широко раскрываются во всех гранях проблемы любви, дружбы, предательства, образования.

Главный герой – молодой юноша. Автор с начала повествования прохладно, с долькой некоего цинизма высказывается о Евгении. Онегин имеет достаточно денег, потому мог бы во всю заниматься своим образованием и саморазвитием, но на начальном этапе выбрав ошибочные жизненные ориентиры, ведет праздную и разгульную жизнь.

Несмотря на то, что Пушкин нелестно высказывается о главном герое своего произведения, он наделяет его разнообразными качествами, отчего Онегин предстает перед читателем в роли живого человека. Благодаря таланту писателя, наблюдать из нашего читательского мира за духовными исканиями героя становится интересно.

Основные направления поиска душевного равновесия Евгения базируются на восприятии внешнего мира и налаживании отношений с другими героями, в частности с Ленским, Ольгой, Татьяной.

Герой постоянно проводит параллель между собой и героями романов Смита. Онегин – эдакий щегол, циничный мальчик, которому никто не нужен. Пушкин пишет, что он имеет знания, но весьма поверхностные. Литературу и историю он изучал, кое-как и лишь для того, чтобы блеснуть в светском обществе односторонними познаниями.

Неуважительное отношение к окружающим людям и тем, кто любит Онегина приводит к тому, что в конечном итоге оказывается один: без друга, без любимой девушки, без успеха. А когда спохватился, то уже поздно. Татьяна любила Онегина, но тот не ответил девушке взаимностью, зато оказывал знаки внимания ее сестре-хохотушке Ольге, чем самым разрушил отношения со своим другом Ленским. Онегин обрек себя на одиночество собственноручно. И потом, когда Евгений, несколько лет попутешествовав по России понимает, что, возможно, любит Татьяну, то та отказывает ему и справедливо: она уже генеральская жена.

Пример духовных исканий Онегина может послужить внимательному читателю уроком, как не надо вести себя по жизни, дабы потом не захлебываться в отчаянии и луже разочарования.  А в жизни очень часто так случается и у нас. Какое-то время мы не понимаем, что счастье рядом, вот здесь. Мы часто не ценим заботу любимых, друзей, просто принимая это как нечто естественное и само собой разумеющееся, а потом страдаем, как Онегин.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

  • Сочинение художник мыслит образами он рисует показывает

      

  • Как написать сочинение в художественном стиле

      

  • Ученики напишущие слабо домашнее сочинение должны будут его переделать

      

  • Сочинение на греческом языке

      

  • Мем про сочинение по русскому

Популярные сегодня темы

Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.

В своем произведении Соседи Салтыков – Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

Предмет, класс Литература, 9 класс
Тема урока «Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме
Актуализация использования средств ИКТ Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся
Цели урока: обучающая развивающая

воспитательная

совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

способствовать формированию коммуникативной культуры

Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»
Организационная структура урока. Этап 1. Мотивационная беседа

Функции преподавателя

Промежуточный контроль

Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность

Фронтальная работа Сообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану

Проверка готовности к уроку

Этап 2. Проверка выполнения ДЗ Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя Промежуточный контроль

Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка. Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы.

Оценивание схемы в тетради (+ -)

Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях Вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя

Промежуточный контроль

Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условиях Выполнение теста в программе «Мами-тестинг» Индивидуальная работа на компьютере Организация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.
Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя Промежуточный контроль

Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группе Выполнение заданий в группах Организация работы групп. Консультации. Защита результатов работы группы
Этап 5. Обобщение полученных знаний Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателя Промежуточный контроль Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа Индивидуальная Контролирующая функция Связный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)
Этап 6. Постановка ДЗ Инструкция по выполнению
Этап 7. Подведение итогов урока Рефлексия

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа — блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию — только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения — просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Нравственные искания героев в романе «Евгений Онегин»

Над основным текстом своего нетленного романа в стихах Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно-политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора — все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях — Онегине, Татьяне и Ленском.

Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет. Его судьба — судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду.

Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства.

Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде.

Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, — эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогли утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, а особенно — в аристократах. Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть     внимательным и чутким к ней, да и к Ленскому.

Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства — поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна — чужая в их среде. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом” автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.

Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же — мечтатель и романтик настолько, что Пушкин смеется над ним как над помещиком, над мужчиной, поэтом. Исторически сложившееся стремление дворянства получить знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.

Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «… в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле», то есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: