Разбираем смысл рассказа хлеб для собаки в.тендрякова: интерпретация и анализ

Разбор рассказа «хлеб для собаки» в. тендрякова: тайны символики и глубокий смысл

Краткое содержание

События происходят летом 1933 года, когда в небольших поселках стали появляться «те, кого уже не считали людьми». Это были раскулаченные зажиточные крестьяне, «куркули», сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения.

От страшного голода одни из них походили на «скелеты с огромными, кротко горящими глазами», другие – до того раздуты, что, казалось, «вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа». Брошенные на произвол судьбы, они тихо умирали в небольшом скверике на глазах у жителей поселка. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они «не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути».

Взрослые старались обходить это страшное место стороной, но детей невозможно было удержать от их «зверушечьего любопытства». Со страхом, жалостью и брезгливостью они наблюдали за мученической смертью куркулей. Начальник станции, глядя на этих детей, не понимал, какими же людьми они вырастут, если уже сейчас «любуются смертью».

Рассказчик удивляется, как он, будучи добрым, впечатлительным мальчишкой, «не заболел, не сошел с ума» при виде людей, умирающих от голода. Но тому есть объяснение: он уже успел «как-то попривыкнуть, обмозолиться» к человеческим страданиям. Будучи сыном ответственного служащего, он не знал, что такое голод, но его окружали люди, готовые ради куска хлеба на немыслимые унижения.

Худых, истощенных людей в поселке звали «шкилетниками, больных водянкой — слонами». Однажды Володя стал «свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником». Наткнувшись на лежащего в пыли умирающего, Дыбаков «хотел было уже обогнуть случайные мощи», но тот перед смертью решил поговорить с начальником. Он никак не мог понять, за что его обрекли на погибель: «Неужель всерьез за то, что две лошади имел?», на что получил холодный утвердительный ответ.

Увиденные картины лишали Володю аппетита, и он, в отличие от младшего брата, стал плохо есть: «под горло подкатывала тошнота», чем очень злил мать. Его душа не ведала покоя: мальчику было жаль людей, вынужденных есть кору с деревьев, но он понимал, что это куркули, враги народа и не достойны жалости.

По утрам в привокзальный березняк ездил конюх Абрам «собирать падалицу» – мертвых куркулей. Живых он не трогал, а трупы складывал «в телегу, как дровяные чурки». Затем начиналась обыденная поселковая жизнь.

Володе очень тяжело осознавать, что он один из немногих, кто не голодает. Мальчик принял решение делиться едой с «самым, самым голодным, даже если он враг». Для этого достаточно пойти в березовый скверик и протянуть руку с хлебом: там уж точно не ошибешься. Но он понимал, что нужно действовать украдкой, тайком ото всех.

Володе удалось незаметно от матери спрятать еду, которую он недоел во время обеда. Налетев «на одного из шатающихся по поселку слонов», Володя протянул ему остатки обеда и пообещал на следующий день принести еще. Мальчик был счастлив оттого, что помог человеку прожить еще один день.

На следующий день Володя нес на пустырь все, что не съел сам. Однако ему так и не довелось передать «слону» обещанную еду. Дорогу ему преградила изувеченная какой-то болезнью женщина по прозвищу Отрыжка, которая умоляла поделиться едой с ее умирающим от голода сыном. Володя отдал ей все запасы и, так и не дойдя до пустыря, повернул домой.

На следующий день Володя заметил, что возле «калитки торчал знакомый слон». Дождавшись ухода матери, он раздобыл несчастному немного хлеба и картофеля. От «слона» мальчик узнал, что у Отрыжки нет детей.

Свидетелем разговора Володи и куркуля стал отец мальчика. Володя очень любил и гордился своим отцом – героем революции. Он отчаянно боялся, что отец, узнавший о его помощи врагам народа, обвинит его в предательстве. Но отец лишь сказал, что у страны недостаточно на всех хлеба и «чайной ложкой море не вычерпаешь».

Вскоре Володя попал «в полную осаду»: возле его дома, узнав о доброте мальчика, стали появляться «шкилетники» и «слоны», умолявшие о куске хлеба. Когда они обступили Володю плотным кольцом и стали требовать еду, с ним приключилась истерика. Так произошло его «полное излечение от мальчишеской жалости».

Однажды Володя заметил плешивую, худую собаку с пустым взором и понял, что нашел «самое несчастное существо в поселке». Мальчик начал подкармливать пса хлебом, но тот никогда не брал еду из рук: доверие к человеку навсегда было утрачено в нем. Однако Володя не ждал проявления благодарности от пса, ему было достаточно, что он поддерживает чью-то жизнь и тем самым зарабатывает собственное «право есть и жить»…

Содержание

Слайд 1
Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»

Слайд 2

«Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема».
Русский философ Н.А. Бердяев

Слайд 3

Объясните свое понимание
«жить по совести»
«больная совесть»
«укоры совести»

Слайд 4

В мире материальных благ – дающий оскудевает. В мире духовных благ – дающий обогащает и других, и себя.
Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу.
В.Ф.Тендряков

Слайд 5

Слайд 6

Родился в декабре 1923 года в деревне МакаровскаяВерховажского района Вологодской области в семье сельского служащего.
Наутро после школьного выпускного бала ушел на фронт, в 1943 году был тяжело ранен и демобилизован.
В 1945 году поступил Московский институт кинематографии, а через год перевелся в Литературный институт им. М. Горького, который закончил в 195 году.
Работал журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Его первые рассказы – о деревне («За бегущим днем», «Свидание с Нефертити»).

Слайд 7
Является соавтором сценария к фильму «49дней» ( 1962 г.).
Сельская действительность 40-х годов, школа и подросток, религия как элемент духовности, искусство – основные темы творчества в.Ф.Тендрякова. Основополагающее в его этическом кодексе – совесть.
Повести «Весенние перевертыши» и «Ночь после выпуска» автобиографичны, они прямо обращены к острейшим проблемам нравственности. Произведения В.Ф.Тендрякова всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Писатель не предлагал однозначных ответов, многие его произведения и сегодня злободневны.

Слайд 8

В.Ф. Тендряков написал рассказ «Хлеб для собаки» в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже после смерти автора, рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».

Слайд 9

За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс. выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан.
По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. человек.
1932 г . – вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна.
1933 г . – вывезено 10 млн. центнеров зерна.
7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который гласил: «Применять в качестве судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества…». За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. человек, 2 тыс. расстреляны.
За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн

человек.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15
Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет? Обратите внимание
на время действия
(1933 год).

Слайд 16

Неожиданным или нет оказалось для вас содержание рассказа?
Что вас поразило, вызвало недоумение?
Почему так назван рассказ?
По-вашему, какова главная мысль рассказа?
Какие проблемы затронуты автором?
Какие вопросы возникли во время прочтения рассказа?
О чем вас заставил задуматься рассказ?

Слайд 17
Предлагаю вам определить основную тему рассказа. Вам предложены предполагаемые темы, выберите, какая из них, на ваш взгляд, главная? Почему? Отражены ли в рассказе остальные темы?
«Голод как нравственная проблема»

«Бесчеловечное отношение к ссыльным».
«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».

Слайд 18

Каждый человек должен отвечать за свои поступки, быть внимательным ко всему, что его окружает, прислушиваться к голосу своей совести.

Слайд 19

Все происходящее мы видим глазами мальчика, вашего ровесника, Володи Тенкова. Что он за человек?
Почему Володю больше, чем смерть, потряс эпизод с разлитым молоком? Что значит «обмозолиться»?
Может ли наш герой быть сытым, если рядом голодные?

Слайд 20

Какой выход находит Володя, оказавшись перед нравственным выбором? Как вы понимаете слова автора: «Не облезлого пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть»?
Как в подобной ситуации ведут себя отец Володи и начальник станции? Что сближает этих людей?
. Каким вы видите будущее отца Володи? Почему В.Ф. Тендряков оставляет финал открытым?

Слайд 21

К чему призывает Тендряков своим рассказом?
Нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю?
Обратимся еще раз к эпиграфу. Уместен ли он в разговоре о рассказе В.Ф. Тендрякова?

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25
«Голодомор коснулся каждого украинца, русского, молдаванина, белоруса — каждого, кто жил тогда под сталинской пятой на нашей земле. И память о голодоморе должны беречь не только этнические украинцы, но и все наши граждане… Если мы даже трагедии будем размежевывать по национальному признаку, то это будет лишь подпитывать ксенофобию».

Посмотреть все слайды

Средства художественной выразительности

Анализируемое стихотворение включает в себя различные тропы.

  1. Очень яркими и выразительными являются эпитеты («времена златые», «в безмолвной тишине»).
  2. Созданию образа великой России способствуют метафоры ( «земные боги», «венчалась славою счастливая Россия» и другие).
  3. Также в произведении можно встретить олицетворения («каждый шаг в душе рождает», «чуть дышит ветерок» и другие.)
  4. Звукопись: В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
  5. Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом.
  6. В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

Благодаря такому разнообразию средств художественной выразительности у поэта получилось создать атмосферу величия в стихотворении.

Средства художественной выразительности позволили автору максимально точно передать настроение в стихотворении, а также раскрыть его основную мысль.

Действие рассказа

Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.

На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании помочь умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание помощи врагам государства.

Описание автором смерти одного из куркулей, вызывает не только чувство жалости у читателя, но и понимание того, что человеческая жизнь в сталинском государстве не имела абсолютно никакой ценности.

Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.

Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.

Художественные образы

Произведение читается удивительно легко, глава за главой преодолевается с небольшими усилиями у читателя, которого автор уводит все дальше и дальше, вглубь собственных воспоминаний. Нелепые образы, бессмысленные выражения, оксюмороны, возникающие в мыслях героя, не допускают шока у читателей или людей, которые слушают рассказ онлайн. Вот несколько примеров из произведения Тендрякова:

  • «…пошла прочь, как тонущая лодка, накрененная набок», а из нутра героя «…рыдающим галопом вырвался дикий и чужой голос…»;
  • «…сминая серебристы голос кукушки…», «девушка, чью судьбу и тело покорежил бесполезный конвейер жизни»;
  • «щедра без устали», «шум от колес повозки разрывает тишину».

Последние слова поэта, как приговор всем, кто еще может сострадать: «…мне вполне хватало того, что я кого-то подкармливаю, поддерживаю жизнь существа, так, и сам имею право жить и есть. Истощенную от голода собаку кормил не я хлебом, а собственную совесть».

В современном мире, в котором пропасть между социальным классом только увеличивается, никогда не потеряет актуальность рассказ Тендрякова. Что делать, если не можешь один к лучшему изменить мир? Кто именно тот, которому больше всех требуется помощь? Как протянуть эту самую руку помощи? После прочтения «Хлеба для собаки» каждый найдет ответы на вопросы и договорится с собственной совестью.

>>

Сюжетная линия

Опять я в деревне. Хожу на охоту,Пишу мои вирши — живется легко.Вчера, утомленный ходьбой по болоту,Забрел я в сарай и заснул глубоко.Проснулся: в широкие щели сараяГлядятся веселого солнца лучи.Воркует голубка; над крышей летал,Кричат молодые грачи;Летит и другая какая-то птица -По тени узнал я ворону как раз;Чу! шепот какой-то… а вот вереницаВдоль щели внимательных глаз!Всё серые, карие, синие глазки -Смешались, как в поле цветы.В них столько покоя, свободы и ласки,В них столько святой доброты!Я детского глаза люблю выраженье,Его я узнаю всегда.Я замер: коснулось души умиленье…Чу! шепот опять!

Поэт с трепетом и любовью умиляется встречи с малышами, не хочет их спугнуть и тихо прислушивается к их лепету.Между тем ребята начинают обсуждать охотника. У них большие сомнения, барин ли это? Ведь бары не носят бороды, а у этого борода. Да кто-то заметил, что:

И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой…

Точно, не барин! Хотя у него вон: часы, цепь золотая, ружьё, собака большая. Наверное, всё-таки барин!

Пока малышня разглядывает и обсуждает барина, сам поэт отрывается от сюжетной линии и переносится сначала в свои воспоминания и дружбу с такими же необразованными, но открытыми и честными крестьянами в своём детстве. Он вспоминает всевозможные шалости, которые вмести совершали.

Вспоминает дорогу, которая проходила под его домом. Кто только по ней не ходил.

У нас же дорога большая была:Рабочего звания люди сновалиПо ней без числа.Копатель канав вологжанин,Лудильщик, портной, шерстобит,А то в монастырь горожанинПод праздник молиться катит.

Здесь же ходоки усаживались отдохнуть. А любопытные дети могли получить свои первые уроки. Другого обучения у крестьян не было, и это общение становилось для них естественной школой жизни.

Под наши густые старинные вязыНа отдых тянуло усталых людей.Ребята обступят: начнутся рассказыПро Киев, про турку, про чудных зверей.Иной подгуляет, так только держися -Начнет с Волочка, до Казани дойдет»Чухну передразнит, мордву, черемиса,И сказкой потешит, и притчу ввернет.

Здесь же получали дети первые трудовые навыки.

Рабочий расставит, разложит снаряды -Рубанки, подпилки, долота, ножи:«Гляди, чертенята!» А дети и рады,Как пилишь, как лудишь — им все покажи.Прохожий заснет под свои прибаутки,Ребята за дело — пилить и строгать!Иступят пилу — не наточишь и в сутки!Сломают бурав — и с испугу бежать.Случалось, тут целые дни пролетали,-Что новый прохожий, то новый рассказ…

Поэт так погрузился в воспоминания, что читателю становится понятно, насколько рассказчику приятно и близко всё, о чём он повествует.

Что только не вспоминает охотник. Он плывёт по воспоминаниям своего детства, как по бурной реке. Здесь и походы за грибами, и купания в реке, и интересные находки, в виде ежа или змеи.

Кто ловит пиявокНа лаве, где матка колотит белье,Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,Кто тащит на пожню ведерко кваску,А тот, подвязавши под горло рубашку,Таинственно что-то чертит по песку;Та в лужу забилась, а эта с обновой:Сплела себе славный венок,Всё беленький, желтенький, бледно-лиловыйДа изредка красный цветок.Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.Вот девочка ловит лукошком лошадку -Поймала, вскочила и едет на ней.И ей ли, под солнечным зноем рожденнойИ в фартуке с поля домой принесенной,Бояться смиренной лошадки своей?..

Поэт постепенно приобщает читателя к заботам и тревогам жизни деревенских тружеников. Но расчувствованый красивой летней картиной показывает её приглядную, так сказать, нарядную сторону. В этой части произведения Николай Алексеевич подробно описывает процесс выращивания хлеба.

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,Пора за работу, родной!-Но даже и труд обернется сначалаК Ванюше нарядной своей стороной:Он видит, как поле отец удобряет,Как в рыхлую землю бросает зерно,Как поле потом зеленеть начинает,Как колос растет, наливает зерно;Готовую жатву подрежут серпами,В снопы перевяжут, на ригу свезут,Просушат, колотят-колотят цепами,На мельнице смелют и хлеб испекут.Отведает свежего хлебца ребенокИ в поле охотней бежит за отцом.Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

В. Тендряков: «Хлеб для собаки», или «Пища для совести»

Да, от мальчишеской жалости он излечился, но что делать с совестью? От неё невозможно избавиться, иначе – смерть. Он сыт, очень сыт, можно сказать, до отвала. Наверное, этих продуктов пятерым хватило бы, чтобы спастись от лютой голодной смерти. Он их не спас, он их жизни просто-напросто съел. Эти мысли не давали ему ни есть, ни спать. Но однажды к их крыльцу подошла собака. У неё были пустые, «немытые» глаза… И вдруг Володьку словно банным паром обдало: вот оно — самое голодное и несчастное существо в мире! И он начал её кормить: каждый день выносил ей кусок хлеба. Она схватывала его на лету, но так ни разу и не подошла к мальчику. Самое преданное человеку существо на земле так ни разу ему не доверилось. Но Володе и не нужна была эта благодарность. Не ободранного пса он подкармливал, а свою совесть. Нельзя сказать, что предложенная «пища» так уж нравилась совести. Она время от времени «хворала», но без угрозы смертельного исхода. На этом рассказ не заканчивается. В.Тендряков («Хлеб для собаки») включил ещё один эпизод, совсем маленький, но очень эффектный, можно сказать, от автора эмоциональное «итого».

В тот самый месяц совершил самоубийство тот самый прогуливающийся по перрону начальник станции. «Человек» и «недочеловек»: он переступил эту тонкую грань и не выдержал… Как он не догадался найти для себя какую-нибудь плешивенькую собачонку, чтоб отрывать от себя что-то и делиться этим каждый день? Вот она истина!

Ещё раз хочется напомнить, что статья посвящена рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Краткое содержание не может отобразить в полной мере тот эмоциональный надрыв в душе маленького мальчика, описать его страх и вместе с тем безмолвный протест против существующего миропорядка. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.

Слайд 10 Володя, будучи «сытым», не стал жадным, чёрствым человеком, напротив, голос

совести зазвучал в его душе, ребёнок стал взрослеть. Он хотел

накормить товарищей, разделить с ними свой хлеб (тема эта постоянно звучит в рассказе), и они охотно брали у него, но так же охотно донесли на него учительнице: Володя был чужой, прежде всего потому, что был «сытый», а в пролетарской стране, как замечает автор, вообще «стыдно быть сытым» (это внушалось детям), и особенно в тот ужасный голодный год. Володя понял скрытое и открытое отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки: понял, что выделяться в этом отношении нельзя. Но, терзаясь муками совести сытого перед голодными, не в силах заглушить свой внутренний голос, он ищет самого голодного, самого несчастного. Володя вдруг открывает для себя «не разумом, а чутьём» истины, над которыми раньше он не задумывался и которых «не ощущал». Как можно одному помочь, а других не заметить? Не опасно ли протягивать руку помощи открыто?

Кто самый голодный?

Он украдкой не доедал то, что ему подавалось на обед или ужин, и честно сэкономленные «воровские» продукты относил тому, кто был, по его мнению, самым-самым голодным. Такого человека было найти и легко, и трудно. Голодными были в посёлке все, но кто самый? Как узнать? Ошибиться нельзя…

Он отдал свои «обжигающие сквозь карманы» остатки обеда одному «дяденьке» с бледным раздутым лицом, и положил так делать каждый день. Одного «осчастливить» у него получилось, но со временем число попрошаек стало неумолимо расти. Всякий день возле его дома их собиралось великое множество. Они стояли весь день и без устали ждали его выхода. Что делать? Прокормить более двух — сил не хватит. А ведь говорил отец, что невозможно чайной ложкой море вычерпать… И тогда с ним случился срыв, или, как он сам сказал, «излечение». В один миг потемнело в глазах, и откуда-то из недр души вырвались неподвластные ему рыдания и крик: «Уходите! Уходите! Гады! Сволочи! Кровопийцы!» И они молча развернулись и ушли. Навсегда.

Смысл рассказа

Советская власть неумолима и беспощадна, её идеология и методы не подлежат сомнению.

Через историю своего детства автор поднимает такую тему как «репрессии». В отличие от взрослых, которые в большинстве своем поддерживали и свято верили в незыблемость постановлений правительства, чуткий, страдающий от чужого горя, десятилетний мальчик не понимает эту «беспощадность» и не может с этим мириться.

Он видит в подробностях все унижения и муки раскулаченных, уже не людей и прямо задает вопрос: «Неужели они всё это заслужили? Разве и теперь они враги? »

Эти вопросы так и остались звучать эхом.

Смысл финала

Забота об этом умирающем от голода существе и стало спасением мальчика, способом не сойти с ума от окружающей действительности; своего рода платой за тот хлеб, что ест он сам.

Понимал ли десятилетний Володя, что не собаку, а свою совесть подкармливает он этими кусками хлеба, и что это себя он спасает от постоянных угрызений и самобичевания?

А как же другие? Взрослые не имели права демонстрировать свою боль и страх на грани безумия, и как могли скрывали их внутри себя. Им нельзя было быть слабыми. И всё равно по осунувшимся лицам и подрагивающим сутулым спинам это было видно. А ещё были те, кто, не справившись с творившимся вокруг ужасом, сами прекращали свой жизненный путь.

Описание сюжета рассказа «Хлеб для собаки»

Рассказ начинается со вступления, в котором описывается село Малые Клушки и его жители. Главный герой, молодой Миша Черепашкин, доставляет хлеб на дом к семьям. Однако, однажды Миша забывает хлеб для собаки своего последнего заказчика, Зубчика.

В тот же день, Миша встречает свою подругу, Любку, и рассказывает ей об этом инциденте. Любка, желая помочь Мише, предлагает ему зайти к ней домой и взять кусочек своего хлеба для собаки. Однако, на пути к дому Любки Миша узнает, что у нее больше нет хлеба для собаки.

В итоге, Миша возвращается к Зубчику и признается, что забыл хлеб для его собаки. Зубчик понимающе реагирует и говорит, что это не страшно

Герой рассказа осознает, что многое в жизни не так важно, как ему казалось

Слайд 9Володя Тенков, герой рассказа В.Ф. Тендрякова, вступает в тот возраст,

когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Брат его до этого

ещё не дорос. Володя снисходительно замечает: «Брат был моложе на три года, в свои семь лет умел переживать только за самого себя…» В жизни Володи, как и в жизни героев Герцена, Л. Толстого, Горького, произошли события, содравшие ему «кожу с сердца».Страшное зрелище голодных страданий, голодной смерти ссыльных не свело его с ума, потому что он видел ещё более тягостную картину: приличная, воспитанная, опрятно одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой» молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени, «как перед могилой дочери».

Судьба каторжников

Содержание рассказа наполнено ужасными картинами. Осужденные жители страны, приговоренные к отбыванию срока на каторге в дальних уголках Сибири, по состоянию здоровья не были способны пережить долгую дорогу. Они не могли доехать до места ссылки и умирали от голода.

Внешний вид у этих людей был просто омерзительный. Они вели себя, словно сумасшедшие. Старики старались пройти мимо убогих, а дети с любопытством смотрели на бедных и голодных бродяг до самой их кончины. За репрессированными обязан был смотреть начальник станции. Чтобы они не сбежали, чиновника постоянно проверял милиционер.

Автор описывает трагический эпизод смерти каторжника, из последних сил пытающегося удержаться за дерево, чтобы не упасть на землю. Он стремится выжить. Писатель применяет прием антитезы, чтобы усилить восприятие книги, противопоставляет могучему стволу березы хрупкие руки бедняги.

Слайд 5 Ужасное по силе трагизма описание передаёт то страшное впечатление, которое

«те, кого уже не считали людьми», произвели на окружающих, во

всяком случае, на тех из них, кто не потерял совести, или на тех, у кого она только появлялась. К первым относился, например, начальник станции, ко вторым – маленький (десятилетний) герой рассказа Володя Тенков. Подобное зрелище способствует пробуждению совести, будоражит её (такие, как Ваня Душной, при этом в счёт не идут). Основную смысловую нагрузку в этом эпизоде несут следующие слова и выражения: «у прокопчённого, крашенного казённой охрой вокзального здания» (каково значение слова «казённой»?); «за вылущенным заборчиком»; «те, кого уже не считали людьми»; «в недрах грязного, вшивого тряпья»; «замусоленный документ»; «внешне не походили на людей»; «скелеты»; «туго раздуты»; «грыз кору»; «тлеющими, не человечьими… глазами»; «источая из своего полуистлевшего тряпья кислый смрад»; «кто-то расплылся на земле студнём»; «кто-то запихивал в рот пристанционный мусорок с земли»; «больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть».

Основные персонажи

  • Володя Тенков – от его имени ведется рассказ, десятилетний мальчик, честный, совестливый и бесхитростный. Он часто не понимает, что происходит в мире, и не может добиться ответов от взрослых людей, но его мучает совесть, хотя он и сам еще не понимает, за что.
  • Отец Володи — честный и порядочный мужчина, революционер, занимающий высокий пост.
  • Иван Душной – рядовой милиционер, человек эгоистичный и равнодушный к чужой боли и страданиям.
  • Дыбаков – чиновник, партийный функционер, человек черствый и циничный.
  • Абрам-конюх — день за днем собирает и вывозит на своей телеге тела мертвых «куркулей», «врагов революции».

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Смысл названия рассказа

Заглавие, как ему и полагается, выделяет самую суть произведения, его конкретику, но понятно это становится только финале. Сама же фраза уже обладает своей атмосферной подачей. И ещё даже не зная толком о чём пойдёт повествование, начинаешь испытывать чувство жалости, сопереживания и даже вины.

Хлеб здесь олицетворяет не просто еду, а скорее ценность или дар. И поделиться хлебом означает что-то гораздо большее, чем просто кормление

Получается, что и собака, пусть и голодная, это образ (символ) чего-то более важного и значимого

О чём рассказ

К 1933-му году голодный мор в стране достиг своего пика. Истощённые жители городов и деревень из последних сил цеплялись за жизнь.

В небольшом посёлке вместе с семьёй проживает 10-летний Володя Тенков. Ответственная должность его отца позволяет им не испытывать нужду в пропитании. Но именно этот достаток становится причиной терзаний и душевных расстройств подростка.

В школу он еду брать боится, стесняясь осуждения и зависти.

Интересно: Смысл стихотворения Лермонтова — Ангел

Помимо жителей в посёлке, в берёзовом сквере возле станции обитают раскулаченные ссыльные, не доехавшие до места назначения. Старшие их и за людей не считают, называя южным словом «куркули», а молодняк бегает посмотреть на их предсмертные агонии. Человеческий облик эти личности давно утратили: извиваясь и корчась они обгладывают кору с деревьев или собирают мусор на дороге. Из-за навешенного ярлыка «врагов государства» никто им даже и не думает помогать.

В то же время именно их поведение и внешний вид заставляет мальчика ещё больше задуматься: какое право он имеет быть сытым, когда вокруг творится такое безумие. И разве не перестали они уже быть врагами?

Эти мысли сводят его с ума. Он еле ест, истерзанный внутренними противоречиями. В какой-то момент ему кажется, что выход найден: поделиться с «самым голодным».

Его попытка помочь кому-нибудь привела к тому, что он, наоборот, возненавидел эти полумёртвые, ползающие на коленях, c пузырящейся пеной у рта, тела. Больше он не пытался.

Душевные терзания и угрызения совести после этого никуда не делись, но добавилась ожесточённость.

И неизвестно, что бы стало с Володей если бы не одно событие.

Однажды он увидел возле крыльца собаку. А в ней то самое «самое голодное» существо и своё спасение.

Попытка помочь

Главный персонаж не смог пройти мимо каторжников. Он стыдился того, что не голодал. По этой причине паренек украдкой ежедневно делился пищей с обездоленными. Но он недолго смог подкармливать попрошаек, потому что их количество быстро увеличивалось. Отец мальчика заметил, что его сын пытается помогать ссыльным, но ругать его не стал, хоть и был довольно строгим. Папа предупредил, что даже у целого государства не хватит еды для всех, и отправил ребенка играть.

Долгое время мальчик реагировал на многочисленные просьбы голодающих, но в один момент что-то внутри него изменилось. Володька сильно разозлился, его сердце часто забилось от чрезмерного волнения, а в глазах стало темно. Ребенок закричал, начал ругаться и разгонять нищих. Попрошайки стали потихоньку расходиться, а мальчик все никак не мог остановиться.

Произведение написано очень душевно. Оно легко читается. Личностная драма мальчика описана простыми словами. При чтении можно представить глаза ребенка, наполненные слезами из-за того, что он не способен повлиять на жизнь окружающих людей.

Неожиданно в рассказе появляется лохматая бездомная собака. Она предана собственными владельцами. Возможно, они тоже сильно голодали. Главный персонаж обрел новый смысл в жизни и начал заботиться о грустном животном, которое было никому не нужно. Владимир понимает, что если он сможет подкармливать этого пса, то будет иметь полное право сытно есть и спокойно засыпать. После этого совесть уже не мучила его.

Повествование можно было бы на этом закончить, но писатель захотел добавить еще один трагический эпизод. У начальника вокзала практически отсутствовали шансы выжить. Чтобы его меньше мучила совесть, он решил совершить самоубийство, потому что не смог найти собаку, которая бы нуждалась в его подачках.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

Биография писателя

Владимир Федорович Тендряков — знаменитый советский писатель, родившийся в маленьком селе в Вологодской области. Отец мальчика работал прокурором. Владимир много читал и отлично учился в школе. Окончание школьного образования выпало на начало Великой Отечественной войны. Юноша отправился на военную службу в ряды Красной Армии и его послали обучаться на радиста, где он получил звание сержанта. Участвовал в боевых действиях с 1942 года. Получив два ранения под Харьковом и Сталинградом, его комиссовали, и Владимир отправился домой.

В тылу работал школьным военруком, затем секретарем районного комитета комсомола. После завершения войны переехал в Москву, чтобы получить образование, поступил во ВГИК. После года обучения перевелся в литературный институт, который с успехом закончил. Первое сочинение было издано, когда Владимиру исполнилось 25 лет. Он являлся корреспондентом всех популярных газет Советского Союза.

Среди известных рассказов Тендрякова можно выделить следующие:

  • «Не ко двору».
  • «Три мешка сорной пшеницы».
  • «Ухабы».
  • «Апостольская командировка».
  • «Ненастье».
  • «За бегущим днем».
  • «Расплата».
  • «Шестьдесят свечей».
  • «Хлеб для собаки».
  • «Путешествие длиной в век».

Писатель в своих рассказах обращался к людям с актуальными проблемами советских жителей. В его изложениях отражаются печальные последствия событий довоенного периода. Так, прослеживая анализ «Хлеба для собаки», можно увидеть, что этот рассказ посвящается теме голода, который охватил множество регионов СССР в 30-х годах. Ужасные события видны глазами ребенка, именно их и пересказывает автор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: