Чему учит?
Из произведения Короленко можно вынести множество нравственных уроков. Никогда нельзя оставаться равнодушным к чужому горю. Даже маленькая помощь и поддержка способна улучшить жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации. Стоит избавляться от предрассудков, не поддаваться равнодушию.
Каждый из нас может оказаться на месте изгоя, который вынужден существовать в нищете. Доброта к окружающим людям — это не слабость и не порок, а настоящая духовная сила. Вот в чём выражается мораль рассказа «В дурном обществе».
Писатель показывает читателям, какой колоссальной ценностью обладает дружба. Именно она способна растопить наши сердца, избавить мысли от нелепых предрассудков. Таков вывод из книги «В дурном обществе».
Характеристики главных героев
Разберём подробнее образы основных действующих лиц. Многомудрый Литрекон бережно поместил их в таблицу:
Характеристика Васи | Мальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги. |
Характеристика Вали | Малыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать. |
Характеристика Маруси | Девочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье. |
Характеристика Тыбурция | Лидер «дурного общества» — человек мудрый и рассудительный. Он легко понимает, кому можно доверять. Для Валека и Маруси Тыбурций — несомненный авторитет, на который стоит равняться. Дети постоянно цитируют высказывания своего предводителя. Герой очень заботлив. Он приходит на помощь Васе, когда тот не может объяснить отцу, зачем взял куклу сестры. Именно лидер «дурного общества» примиряет судью с его сыном. |
Характеристика Судьи | Образ отца главного героя противоречив. С одной стороны, читатели понимают, что судья преданно служит закону, не позволяет горожанам нарушать установленные правила. Даже главарь «дурного общества» положительно отзывается о работе данного персонажа. С другой с тороны, блюститель порядка и справедливости настолько погружается в своё горе, что забывает уделять должного времени детям. Судья не следит за тем, что делает его сын, не пытается сблизится с ребёнком. Герой слишком поглощён своей трагедий, он не понимает, что дети тоже переживают потерю матери. Лишь спустя какое-то время отец делает первый шаг навстречу Васе, становится добрее к нему. |
В команде с Тимуром
Новая версия подправила репутацию Короленко. Тем не менее, он так и остался «понижен» до детского писателя. Половинчатое признание повлияло на закрепление в школьном каноне его произведений о детях («Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Парадокс»). Эти рассказы, не слишком нагруженные идеологически, должны были служить примером для пионеров, поскольку содержали такие ценности, как сочувствие к бедным, героизм, самопожертвование.
Сын судьи Вася по возрасту, происхождению и убеждениям, конечно, не дотягивал до безупречного героя Павки Корчагина из канонического романа Островского «Как закалялась сталь», но он в какой-то мере был его «попутчиком». Как и в советских книжках для юношества, благородный герой в ходе сюжета взрослел, выносил из жизни серьезные уроки, а значит мог быть примером для юных читателей.
Смысл произведения
Рассказ «В дурном обществе» рассказывает читателю историю одного маленького мальчика, события которой очень многое изменили в его жизни. Васе довелось свести знакомство с двумя детьми – мальчиком Валеком и его сестренкой Марусей. Девочка была совсем крошкой – ей было всего четыре года. Эти дети относились к нищим, которых принято было считать «дурным обществом». Само общество нищих возглавлял Трыбуций. В дальнейшем дети должны были стать воришками, чтобы суметь прокормить себя и ближних.
Хоть Вася был сыном судьи, его не пугали новые друзья. Мальчик тянется к ним и старается все чаще их навещать. Однажды их увидел Трыбуций, но он не запретил детям проводить вместе время.
Как-то раз Маруся очень сильно заболела. Она изначально была очень слабым ребенком. С каждым днем девочке становится все хуже и хуже. Вася просит у своей сестренки куклу, чтобы на какое-то время отдать её Марусе. Маруся была очень рада подарку, но её облегчение было мимолетным. Дома Васю обвиняют в том, что он украл игрушку у своей младшей сестренки. Поэтому отец категорически запретил ему покидать дом.
Отец очень страдает из-за кончины своей жены. Однажды, когда он очень сильно страдал по этому поводу, он сорвался на своего сына. Тогда на защиту Васи стал Трыбуций. Он то и рассказал судье, что мальчик попросил у сестры куклу, чтобы порадовать умирающую Марусю. Отец помирился с сыном, и впервые в жизни они поняли друг друга.
Трыбуций сообщает Васе о том, что Маруся умерла. Мальчик отправился в подземелье, чтобы в последний раз увидеть девочку. Мальчик дает Трыбуцию деньги и говорит о том, что ему нужно уехать из Княжье-Вено. Спустя некоторое время все члены «дурного общества» исчезли. Вася со своей сестренкой Соней очень часто приходят навестить могилку Маруси. Вася продолжает защищать нищих, которые остались в городе.
Трагический постскриптум
Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.
Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.
Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.
В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».
Поиск своего стиля и тематики
В начале своего литературного пути Владимир Короленко активно искал свой собственный стиль и тематику, в которой смог бы полностью раскрыть свои идеи и эмоции. Он экспериментировал с разными жанрами и темами, ища тот самый язык и форму, которые бы наиболее точно отражали его мысли.
В его ранних произведениях можно увидеть следы влияния различных писателей, от Пушкина до Достоевского. Также он изучал различные литературные школы и направления, искренне стремясь найти свое место в литературном мире.
Постепенно Короленко начал отходить от идеальных образцов и стал всё больше уделять внимание жизни реальных людей. Его проза приобрела особую глубину и эмоциональность
Он описывал непростую жизнь простых людей, обращая внимание на их внутренний мир и трудности, с которыми они сталкивались каждый день.
Так, повесть «Королевский автомобиль» стала одним из первых произведений, в котором Короленко полностью нашел свой стиль и тематику. В ней он рассказывает о российской бюрократии и ее пороках через призму истории об автомобиле, ставшем символом роскоши и престижа. Короленко критически подходит к своим героям и нещадно раскрывает их пороки и слабости.
Постепенно Короленко стал известным писателем и общественным деятелем, его правдивые и глубоко эмоциональные произведения вызывали отклик у читателей и продолжали волновать их и по сей день.
Темы
Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:
- Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.
- Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.
- Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.
- Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.
Проблемы
В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:
- Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
- Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.
Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия
Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь
Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.
- Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.
Очень краткий пересказ повести «В дурном обществе»
Повествование ведётся от имени мальчика Васи, живущего в провинциальном городе. Его отец недавно потерял свою жену и очень тоскует по ней. Это горе отдалило его от сына. Мальчик предоставлен самому себе и целыми днями бродит по городу. Как и все сорванцы, Вася интересуется старыми развалинами заброшенного замка на окраине. Там живут нищие и бездомные. Мальчику жаль их.
Однажды он знакомится с Валеком и его сестрой Марусей. У них нет денег и дома. Несмотря на то, что жизнь в подземелье тяжела, дети остаются добрыми и открытыми. Обитатели разных миров сближаются. Вася приносит им яблоки из своего сада.
Осенью девочка заболела и не могла ходить. Чтобы развлечь её, друг приносит куклу своей сестры Сони. Маруся очень рада. Отец узнаёт, что у дочери пропала кукла и обвиняет сына в краже. Тут является пан Тыбурций, возвращает игрушку и зовёт Васю проститься с умирающей девочкой. Мальчик примиряется с отцом. Могила Маруси становится для друзей любимым местом встреч.
Промежуточный вариант
Новый вариант стал компромиссом между изначальной повестью и вариантом «Родника». Содержательно и стилистически редакция Короленко-Ляхович больше опиралась на оригинал. В ней максимально восстанавливается социальный план. Спустя время эта версия становится основной.
Короленко-Ляхович вернула в текст «Детей подземелья» часть готики. Но теперь у нее была социальная окраска. Она акцентировала «ужасные условия жизни в развалинах».
Восстановлены были и сатирические моменты, которые смущали издателей в дореволюционную эпоху. Например, в главе «Осенью» возвращён портрет ксендза: «У него брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно». А в главе «Знакомство продолжается» вновь появляется рассказ о графе-взяточнике, которого «засудил» Васин отец.
Советский идеологический контекст благоприятствовал «реабилитации» этих эпизодов. Обличения «богатого попа» и «аристократа» оказались уместны. А отец Васи, честный судья, выглядел как борец за социальную справедливость.
II. Проблематические натуры
После того, как нищих прогнали из замка, они несколько дней ходили по улицам города в поисках временного пристанища. Погода в эти дни была немилостива к людям, все время лил холодный дождь. Но вскоре нищие перестали беспокоить горожан, жизнь вошла в привычную колею.
По городу поползли слухи, что изгнанные из замка нашли приют в развалинах часовни, говорили также, что там есть подземные ходы. Изгнанники стали периодически появляться в городе, но милостыню, как обитатели замка, уже не просили. Они предпочитали сами брать то, что было нужно для жизни. За это подвергались преследованиям горожан.
Среди изгнанников встречались неординарные личности. Например, мужчина по прозвищу «профессор». Это был безобидный человек, который целыми днями бродил по городу и что-то бубнил. Он мог часами говорить на любую тему и очень боялся колющих и режущих предметов. Этот факт забавлял местных жителей, которые часто издевались над «профессором».
Однако изгнанные нищие стояли друг за друга. Особой отвагой отличались пан Туркевич и штык-юнкер Заусайлов. Последний был огромного роста и постоянно воевал с местными жителями. Больше всего от Заусайлова страдали евреи.
Бывшего чиновника Лавровского называли в городе «пан писарь». Его трагедия связана с местной красавицей Анной, в которую молодой Лавровский был безумно влюблен. Девушка сбежала из родительского гнезда с одним драгунским офицером, после чего чиновник запил. Лавровский часто приписывал себе страшные преступления, например, убийство своего отца. Но над его историями горожане только посмеивались.
Лавровский засыпал на улице в любую погоду. Он мог давно погибнуть, если бы бывшего чиновника не опекал пан Туркевич – человек крутого нрава, всегда пьяный и готовый к мордобою. Туркевич называл себя генералом, он легко мог найти деньги на выпивку у местных чиновников.
Еще одной личностью, заслуживающей внимания, являлся Тыбурций Драб. Внешне этот пан чем-то напоминал обезьяну, однако всех поражала его ученость. Драб знал наизусть огромные отрывки из произведений Цицерона и других древних авторов.
VII. На сцену является пан Тыбурций
Вася по-прежнему ходил в гости к Валеку и Марусе. Когда было тепло и солнечно, дети играли на улице, а в ненастную погоду спускались в подземелье. В один из таких дней явился пан Тыбурций. Сначала он грубо обошелся с гостем, но потом, узнав, что Василий – сын судьи, смягчился. Тыбурций очень уважал городского судью за его принципиальную позицию.
Затем все сели ужинать
Вася обратил внимание, как жадно едят дети мясные блюда. Маруся даже облизывала свои засаленные пальчики
Мальчик понял, что нищим живется трудно, но все-таки еще осуждал их за воровство. Вася жутко боялся, что отец может наказать его за связь с «дурным обществом».
Анализ 3
Владимир Галактионович Короленко имел собственную точку зрения на современное общество и не боялся ее высказывать, за что неоднократно находился в ссылке.
Но смелость суждений, критика общественного строя и мнения, социального неравенства, оставались в характере писателя, не смотря ни на что. Скорее, все перенесенные Короленко невзгоды еще больше закалили в нем уверенность в борьбе с болезнями общества.
«В дурном обществе» Владимир Галактионович написал как раз, пребывая в ссылке. В этом произведении голос писателя звучит решительнее и еще убедительнее, нежели раньше.
Короленко писал свое произведение, стараясь как можно больше приблизить его к натуральности. Поэтому, даже замок писался с натуры, если будет позволено так говорить. Описываемый в произведении замок являлся намеком, аллюзией на замок Любомировых.
В этом рассказе Короленко в очередной раз поднимает тему социального неравенства в обществе. Главный герой-маленький мальчик из богатой семьи, искренне не понимает, почему его новые друзья– дети из трущоб, называются дурным обществом.
Ребенок, еще не испорченный болезнями социума, моральной нравственности, еще чист перед миром и позволяет себе вольность – дружить с кем хочет, а не с кем диктует ему социальный статус.
Главная идея произведения заключается в том, чтобы достучаться до людей с помощью детских слез мальчика Васи. Показать всю трагичность жизни в социальном неравенстве, когда маленький ребенок, искренне пытающийся помочь своим друзьям, часто плачет от бессилия, не в силах справиться с системой.
Показанная через детское восприятие тема социального неравенства Короленко, трагична и актуальна во все времена. Нет эпохи, когда бы социологов ни затронула эта проблема.
Представленная детскими глазами картина черствого, бездушного мира взрослых, которые уже перестали замечать всю гнилостность своего отношения к «низшему сорту» людей. Отношения человека и грязи, дворового шелудивого пса, смотреть на которого не достойно приличного человека, не говоря уже о том, чтобы удостоить псину добрым словом.
Мальчик Вася впервые узнает о неравенстве, о сортах людей, о том, кто достоин, а кто нет, по мнению сильных мира, за которых решает все количество денег, а не величина сердец.
Вася искренне не принимает сложившуюся модель жизни и пытается чем может помочь своим друзьям.
Будучи еще маленьким ребенком, он уже осознает ценность имеющегося и данного жизнью. Для его сестры очередная кукла значила совершенно не много, а вот для больной Маруси являлась абсолютным сокровищем, и Вася сделал свой выбор. Помочь хоть чем-то, хотя-бы ненадолго, но постараться что-то сделать, что-то изменить, хотя-бы временно.
Эта повесть Короленко рекомендована к школьному прочтению, хотя и сложна к восприятию ребенка. Она несколько утопично-мечтательна, поскольку поверить в философский анализ маленьким ребенком жизни и общества не представляется возможным.
Но, при пояснении основной проблемы и идеи произведения учителем, появляется хорошая возможность воспитания наших детей в идее равенства.
5, 6 класс
IX. Кукла
Болезнь Маруси стремительно прогрессировала. Девочка больше не вставала с постели, была ко всему равнодушна. Чтобы хоть как-то отвлечь Марусю от болезни, Вася выпросил у сестры красивую куклу. Эта игрушка стала последней и самой дорогой в жизни девочки. Когда она была без сознания и уже никого не узнавала, то все еще крепко сжимала в своих ручонках подарок Васи.
О пропаже Сониной куклы узнал отец. Он решил строго наказать сына, но в доме судьи появился пан Тыбурций. Нищий вернул куклу и сказал, что Маруся умерла. В этот момент Василий впервые увидел своего отца другим. Тот смотрел на мальчика добрым взглядом.
Короленко в негативном окружении: становление повести
В начале своей карьеры писатель был оптимистом и верил в лучшие качества людей. Однако, его увлечение социальными и политическими проблемами привело его в контакте с униженными и оскорбленными людьми, которые стали для него источником вдохновения и объектом сочувствия.
В 1880-х годах Короленко побывал в Самарском проходочном заводе, где он познакомился с миром заключенных и изучил их условия жизни. Этот опыт стал основой для повести «В дурном обществе», в которой он рассказывает о трудностях и жестокости, с которыми сталкивались заключенные.
Писатель также был знаком с политическими заключенными, которые тоже оказали на него большое влияние. Он встретился с одним из лидеров «Крестовского движения» Г. И. Крейцером, который послужил основой для главного героя повести «Слепые». История Герасима Кирюшина, бывшего участника подпольной организации, оказалась для Короленко показательной в отношении отношения общества к политическим заключенным и стала частью его повести.
Стилистически в «В дурном обществе» Короленко использует образы и символы, которые отображают негативное окружение заключенных. Описывая их тяжелые условия и отсутствие свободы, писатель передает свое осуждение невежества и жестокости общества. Вместе с тем, Короленко не скатывается в откровенный пессимизм и показывает, что даже в таких условиях может найтись место для добра и человеческого достоинства.
IV. Я приобретаю новое знакомство
Осуществить намеченное Василий решил вместе со своими друзьями. Дверь часовни была заколочена, и проникнуть внутрь можно было только через окно, которое находилось достаточно высоко над землей.
Друзья помогли Васе взобраться на оконную раму, но спускаться с ним вниз категорически отказались. Мальчику пришлось это сделать одному. Внизу было темно, жутко и страшно, посыпалась штукатурка, раздался крик проснувшейся совы. Васе показалось, что он попал на тот свет.
Немного освоившись и осмотревшись, наш герой услышал детские голоса, а затем увидел мальчика лет девяти и совсем маленькую белокурую девочку с голубыми глазами. Это оказались дети пана Тыбурция Валек и Маруся.
Они проводили Василия домой, а он пообещал новым знакомым, что скоро вновь навестит их.
Выводы в анализе повести «В дурном обществе»
Хотя чаще всего данное произведение изучают в пятом классе, не секрет, что повесть интересна всем: и детям, и взрослым. Если кто-то из взрослых не прочитал ее, будучи юным, обязательно стоит потратить немного своего времени на то, чтобы наверстать упущенное. Ведь Короленко описал крепкую, настоящую дружбу, которую встретишь не часто, но она есть. И вряд ли кто-то останется равнодушным после прочтения этой истории.
Неважно, пишите ли вы сочинение по повести «В дурном обществе», или хотите просто вынести что-то полезное для себя, отметьте следующее: главный герой Вася поменял в корне свое отношение не только к родному отцу, но и к самому себе. Он понял, что способен быть отзывчивым и добрым, понимающим и любящим
Надеемся, что для вас оказался полезным анализ повести «В дурном обществе» Короленко, заходите на наш Блог почаще – здесь много статей по литературе и анализов произведений.
Русский писатель Владимир Короленко отличался смелостью в суждениях, объективным взглядом на общество. Критика социального неравенства и других болезней общества часто приводила писателя к ссылке. Однако репрессии не задушили ярко выраженное авторское мнение в его произведениях.
Наоборот, переживая личные невзгоды, писатель становился решительнее и его голос звучал убедительнее. Так, находясь в ссылке, Короленко пишет трагическую повесть «В дурном обществе».
Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.
Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.
Главный герой повести – мальчик по имени , которому еще нет и 10 лет. Он воспитывается в зажиточной семье. Отец героя – уважаемый в городе судья. Его все знают, как справедливого и неподкупного гражданина. После того, как не стало его жены, он забросил воспитание сына. Драма в семье сильно повлияла на Васю. Не чувствуя больше внимания отца, мальчик стал больше гулять на улице и там знакомится с нищими детьми – Вальком и Марусей. Они жили в трущобах и воспитывались приемным отцом.
По мнению общества, эти дети были дурной компанией для Васи. Но сам герой искренне привязался к новым друзьям и хотел им помочь. На деле это было сложно, поэтому мальчик часто плачет дома от беспомощности.
Жизнь его друзей сильно отличалась от его собственной жизни. Когда Валек крадет булочку для голодной сестры, то Вася вначале осуждает поступок приятеля, ведь это воровство. Но потом искреннее жалеет их, ведь осознает, что нищие дети вынуждены поступать так, чтобы просто выжить.
Познакомившись с и Марусей, Вася входит в мир, полный несправедливости и боли. Герой вдруг осознает, что общество не однородно, что есть люди разного сорта. Но он этого не принимает, и наивно верит, что сможет помочь друзьям. Вася не может изменить их жизнь, но пытается подарить хоть немного радости. Например, он забирает одну куклу сестры и дарит ее больной . Для сестры эта кукла значила немного, а вот для нищей девочки она стала сокровищем. Главный герой ради друзей решается на поступки, о которых раньше боялся даже подумать.
Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах
Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.
Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что должно вызывать сочувствие у людей.