О чём эта книга?
В кратком труде автор рассматривает три основных мировоззрения, предлагающие разные ответы на вопросы:
- Что такое реальность?
- В чем смысл человеческой жизни?
- Почему мы страдаем?
Автор рассматривает монистическую трактовку бытия (являющуюся основой буддизма, индуизма и философии «Нового века»), согласно которой Единое лежит в основе всего сущего. Согласно монизму изначальное совершенство представляет собой неизменное, вечное единство. Проблему страдания можно решить лишь одним способом – через возвращение к совершенному единству.
Говоря о дуализме, автор касается учения о концептуально противоположных парах: наслаждение – страдание, холодное – горячее, мужское – женское, добро – зло. Идея дуализма такова: жизнь хороша тогда, когда противоположности находятся в равновесии и гармонии. Если нет равновесия – мы страдаем.
Наконец, тринитаризм представляет библейскую точку зрения на сущее: в абсолютной реальности присутствует как единство, так и многообразие. Изначальная реальность на 100% едина, как и на 100% многообразна. Она отражается в учении о Триединстве Бога, суть которого можно кратко выразить так: «Один Бог есть Бог, но Он не один (одинок)».
Книга предлагает осмыслить жизнь в свете Божьего Триединства. В качестве послесловия автор приводит 45 вопросов с ответами, касающимися тем книги.
Три круга
Начав искать абсолют, я обнаружил, что существует не так уж много его разновидностей. Я считаю, что, в конечном счете, их три: монизм, дуализм и тринитаризм. Они сильно отличаются друг от друга, но у них есть и нечто общее, в частности, суффикс – изм. Этим суффиксом обозначается некое средоточие реальности и мерило всего сущего. Если мерой всего становится наука, мы имеем сциентизм , если человек, то мы называем это гуманизмом . Если же речь заходит о мировоззрении, мы говорим о монизме, дуализме и тринитаризме.
Самое важное, что характеризует все три вида, – это взгляд на историю реальности. Во всех трёх случаях предполагается некое совершенное начало, которое впоследствии было искажено, поэтому в настоящее время мы живём не так, как было задумано изначально
Мы страдаем, переживаем отчуждение, тревожимся, мы испытываем смятение. Мы хотим, чтобы все восстановилось в прежнем качестве. Найдется ли человек, который никогда не жаловался на ситуацию в мире? Есть, конечно, какая-то горсточка людей, которые считают, что всё в мире прекрасно, но большинство из них притворяется, обманывается или просто никогда не смотрит и не читает новостей.
Я считаю, что выражать недовольство по поводу всего происходящего вполне естественно, потому что ситуация в мире действительно ненормальна. И вполне понятно, что люди хотят её исправления.
Согласно западной философской традиции мысль о том, что «однажды всё имело совершенный вид, и потому ситуацию надо исправить», – это библейский взгляд на историю. В начале совершенный Бог создал совершенный мир и совершенного человека, а потом что-то пошло не так. Был бунт, грех и превознесение человеком собственной личности. В результате картина мира исказилась, а мы страдаем и жаждем, чтобы всё восстановилось во Христе. Коротко эту мысль можно выразить так: совершенное – несовершенное – совершенное .
Или ещё лучше: дом – скитание – снова дом.
Иными словами, перед нами пример возвращения домой: какое-то время мы скитаемся, а потом уже не такие, как прежде, возвращаемся, туда, откуда начался наш путь. Мы видим это в эпосе, например, в «Одиссее» Гомера, слышим почти в любой музыке, будь то простые народные песни или соната венской школы, написанная по принципу рондо, то есть повторения А-Б-А . Музыка и эпические предания потому и обладают такой силой, что в них, как в микрокосмосе, отражается основное строение вселенной.
Но если мы признаём, что в этом мире что-то не так, возникает важный вопрос: как выглядела реальность, когда она была совершенной? Если мы знаем ответ, то можем лучше понять, что не так, и что нам с этим делать, а если не знаем, то нам остаётся только воскликнуть: «Ой, как нам больно!». Помните Рене Декарта? Он говорил: «Я мыслю (или думаю), следовательно, существую». Но я бы сказал по-другому: «Мне больно, следовательно, я существую». Мне кажется, что это ближе нашему опыту.
О Декарте есть такой анекдот. Пришёл он в пивной бар и заказал кружку пива. Когда он её выпил, бармен спросил: «Ну что, ещё одну?». «Да нет, не думаю», – ответил Декарт и исчез.
Но я сомневаюсь, что мы бы исчезли, перестав думать. Мы всё равно существовали бы, чувствовали, по-прежнему бы страдали. Есть люди, которые намеренно стремятся пережить боль, чтобы ощутить, что они на самом деле живы. Они режут себя бритвами, протыкают булавками, потому что это дает им ощущение того, что они существуют. Конечно, это не самое лучшее решение проблемы страдания, но отчаянию всегда можно посочувствовать, к тому же в нём есть крупица истины. В несовершенном мире жизнь и боль связаны между собой. Они сплетены в тугой узел. Можно ли его развязать? Можно ли существовать, не чувствуя боли? Как решить проблему страдания?
Все три философских направления, о которых мы говорили, едины в том, что в начале реальность была совершенной, но у них разное понимание природы этого совершенства, причин страдания и способов восстановления изначального совершенства. Иными словами, каждое мировоззрение предлагает своё решение, свою надежду на то, что проблему страдания можно решить. Суть каждого из них можно наглядно показать на примере круга.
Вступление
Некоторые сторонники триединства говорят, что учение о Троице было открыто в Новый Завет раз; другие, что это было обнаружено в Святоотеческий период.Нетринитаристы, с другой стороны, обычно будет утверждать, что традиционное учение о Троице не существовало до столетий после окончания периода Нового Завета. Некоторые сторонники триединства согласны с этим, видя со временем развитие в направлении истинного понимания Троицы. Тринитаристы иногда ссылаются на христианскую веру в Бог до традиционных заявлений о Троице как о бесхитростной, «наивной», или «зарождающийся тринитаризм», и что ранние христиане были «прототринитарными, частично тринитарными» и т. д.Унитарианцы и некоторые сторонники триединства заявили бы, что это означает, что те ранние христиане на самом деле не были тринитариями.
Выражения, связывающие вместе название Отец, то Сын, а Святой Дух произошло очень рано в История христианской церкви. Иногда их принимают как выражения о Троица.[нужна цитата ] В других случаях они упоминаются в более общем смысле как «триадические». Некоторые утверждают, что «Эти отрывки нельзя сразу же рассматривать как свидетельство веры в со-субстанциальное единство Бога; имена могут быть объединены по любому количеству причин (например, единство в приветствии, единство цели и т. д.), поэтому даже использование тройной формулы не может быть окончательным ».
Этот триадный образец еще более заметен в проблесках ранней Церкви. литургия и изо дня в день катехизический практика. Тем не менее, некоторые говорят, что «апостольские и субапостольские писатели указывают на то, что триадические формулы … не имеют такого же значения, как постникейские триадические формулы». Старейший существующие работы в котором само слово «Троица» (греч. Триас, триадо) используется Феофил Антиохийский 2 век Автолику. Здесь он используется для обозначения Бога, его слова и его мудрости. Мнение о том, что Сын был «сущностью Отца, Богом Божьим … истинным Богом самого Бога», было формально подтверждено на Первый Никейский собор в 325 г. н.э. Святой Дух был включен в Первый Константинопольский собор (381 г. н.э.), где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом как одна сущность (Усия ) и трех равных лиц (отек ) был официально ратифицирован.
Несколько важных идей из книги
- Абсолют — это такое понятие, которое вмещает в себя буквально всё. Оно вбирает в себя всё существующее. Это теоретическое осмысление всего сущего в мире. Многие считают, что вообще нет никакого абсолюта. «Абсолютно не существует никакого абсолюта», – заявляют они и тем самым впадают в противоречие: ведь если такое высказывание абсолютно истинно, значит, оно должно быть абсолютно ложным.
- Если христианин скажет буддисту или индуисту, что ему надо родиться свыше, тот ответит ему: «Да, я знаю, что это так!» Буддист и индуист не воспринимаютэту мысль как благую весть. Цель буддизма и индуизма – не переродиться, а остановить этот процесс.
- Спастись — это значит из мертвого, эгоцентричного создания преобразиться в живого человека, не замкнутого на самом себе. Спастись – значит выйти из состояния духовной надломленности и начать движение к исцелению. Это значит принять исцеление и трудиться ради исцеления или, как поётся в одном христианском гимне, доверять и повиноваться. Это реальность, построенная по принципу взаимодополняемости и составляющая все 200 %.