Проблемы и трудности, возникающие при орфоэпической работе
Неправильное произношение звуков
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются учащиеся при орфоэпической работе, является неправильное произношение звуков. Некоторые звуки могут быть сложными для произнесения, особенно для детей, у которых еще не сформировались все артикуляционные органы. Например, звуки “ш”, “щ”, “ж” могут вызывать затруднения.
Неправильное ударение
Другой распространенной проблемой является неправильное ударение в словах. Учащиеся могут ставить ударение на неправильный слог, что может привести к неправильному произношению слова и изменению его значения. Например, слова “молоко” и “молоко” имеют разное ударение и разное значение.
Неправильное интонационное оформление предложений
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются учащиеся, является неправильное интонационное оформление предложений. Некорректная интонация может изменить смысл предложения или сделать его непонятным для слушателя. Учащиеся могут иметь трудности с определением, какую интонацию использовать в различных типах предложений, таких как повествовательные, вопросительные или восклицательные.
Отсутствие слухового восприятия
Некоторые учащиеся могут иметь проблемы со слуховым восприятием, что затрудняет их способность услышать и различить звуки и интонацию русского языка. Это может быть вызвано различными факторами, такими как нарушения слуха или недостаточная практика в слушании и различении звуков.
Недостаточная мотивация и практика
Некоторые учащиеся могут испытывать недостаточную мотивацию для орфоэпической работы и не придавать ей должного значения
Они могут не видеть важности правильного произношения и не осознавать, как это может повлиять на их коммуникацию и понимание русского языка. Кроме того, недостаточная практика и повторение также могут привести к затруднениям в орфоэпической работе
В целом, проблемы и трудности, возникающие при орфоэпической работе, требуют внимания и усилий со стороны учителя и учащихся. Необходимо проводить систематическую работу над правильным произношением, ударением и интонацией, а также мотивировать учащихся и предоставлять им достаточно практики для развития орфоэпических навыков.
Данные обучающего эксперимента
Целью обучающего эксперимента являлось сравнение знаний и умений по теме исследования в начале экспериментального обучения и в конце, после систематического обучения в соответствии с предложенной методикой работы над техникой речи на уроках введения в риторику. Экспериментальное обучение проводилось в нескольких направлениях: 1. Изучение необходимого объёма теоретических знаний (основные понятия о дыхании, голосе, дикции и др.), предусмотренного разработанной нами методической системой. 2. Формирование у школьников умений четко и внятно произносить отдельные слова, различные фразы на одном речевом дыхании; умело и правильно использовать силу, высоту своего голоса, интонационные средства выразительности при соблюдении орфоэпических норм; анализировать собственную речь и речь других носителей языка с произносительной стороны. 3. Обогащение словаря учащихся, повышение уровня произносительно-слуховой культуры. Примерное планирование работы над техникой речи на уроках риторики дается в приложении 1. В ходе эксперимента в 3-х классах было показано, что на уроках введения в риторику особое место мы отводим технике речи учащихся. Начальный курс обучения риторике имеет практический характер, где главной целью является формирование коммуникативных умений: анализировать, оценивать общение и уметь общаться. Для этого необходимо: определять правильность речи с точки зрения соблюдения норм литературного языка; анализировать говоримую речь, используя такие свойства, как четкость, внятность, чистота произнесения, интонационная выразительность; уместно, умело показывать звучание своего голоса в устных высказываниях; слышать соответствие выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего; быть хорошими слушателями; стремиться понять говорящего. Говоря о значении техники речи в обучении и общении, учитель должен подкреплять интерес учащихся примерами из жизни. Так, великий оратор Демосфен упражнялся в укреплении голоса, в правильном, отчетливом произношении слов и фраз перед бушующим морем. Значит, соблюдение правил коммуникации обеспечит благоприятное понимание со стороны собеседника и поможет развить в дальнейшей работе риторические качества
На каждом уроке в течение года уделялось должное внимание развитию речевого аппарата, умению распределять речевое дыхание, правильному использованию интонационных средств выразительности в устной речи. Учитель обращал внимание на соблюдение норм русского языка учащимися
В ходе обучения технике речи использовались такие виды работ, как фронтальная работа с применением технических средств обучения, направленная на развитие речевого дыхания, голоса, индивидуальная с использованием зеркал, групповая работа по имитации движений со звуками, работа в парах с использованием карточек, а также следующие творческие упражнения: сочинение пословиц и поговорок, конкурсы, соревнования на лучших знатоков скороговорок, обыгрывание и интонирование фраз и развивающие задания — выражение пословиц, поговорок и высказываний в различных синтаксических формах, ответы на вопросы с употреблением союзов и союзных слов. В работе над дыхательной и артикуляционной разминкой на уроках риторики следует учитывать: 1) во время проведения разминки детям нужно хорошо видеть лицо учителя; 2) длительность упражнений на развитие речевого дыхания не должно превышать 10 секунд, а также следить за четкостью дикции каждого и вовлекать в активную речевую среду всех учеников. Проиллюстрируем сказанное примерами конспектов уроков, проведенных нами в процессе обучающего эксперимента в третьих классах. Урок 1 «Чему учит риторика» Тема: Речевое дыхание. Задачи: I. Обучающие: 1) познакомить с понятием «техника речи»; 2) определить значимость дыхания при подготовке к устному выступлению; 3) пронаблюдать за распределением своего дыхания; 4) формировать умение правильно использовать речевое дыхание. II. Развивающие: 1) развивать наблюдательность; 2) развивать умение делать вывод. III. Воспитывающие: 1) воспитывать любовь к образцам выразительной речи; 2) воспитывать любовь к речевой культуре.
Роль учителя в орфоэпической работе
Учитель играет важную роль в орфоэпической работе, так как от его компетентности и профессионализма зависит эффективность обучения правильному произношению учащихся. Вот несколько ключевых аспектов роли учителя в орфоэпической работе:
Образец правильного произношения
Учитель должен быть образцом правильного произношения для учащихся. Он должен говорить четко и отчетливо, следуя нормам литературного языка. Учитель должен быть внимателен к своей речи и стараться избегать ошибок в произношении.
Постановка звуков и звукосочетаний
Учитель должен научить учащихся правильно произносить звуки и звукосочетания русского языка. Он должен объяснить, как правильно образовывать и артикулировать каждый звук, а также как правильно сочетать звуки в словах и фразах. Учитель должен проводить упражнения и тренировки, чтобы помочь учащимся освоить эти навыки.
Коррекция ошибок
Учитель должен активно корректировать ошибки учащихся в произношении. Он должен быть внимателен к неправильному произношению и немедленно указывать на ошибки, объяснять правильное произношение и предлагать упражнения для исправления ошибок. Учитель должен быть терпеливым и поддерживающим, чтобы учащиеся не теряли мотивацию и продолжали работать над улучшением своего произношения.
Организация практических упражнений
Учитель должен организовывать практические упражнения, которые помогут учащимся улучшить свое произношение. Это могут быть упражнения на произношение отдельных звуков, звукосочетаний, слов и фраз. Учитель должен разнообразить упражнения, чтобы учащиеся могли применять свои навыки произношения в разных контекстах.
Позитивная атмосфера
Учитель должен создавать позитивную атмосферу на уроках орфоэпической работы. Он должен поощрять учащихся за их усилия и прогресс, а также создавать дружескую и поддерживающую обстановку. Позитивная атмосфера помогает детям чувствовать себя комфортно и уверенно при работе над своим произношением.