Разброс по категориям
Как познание помогает в изучении мира
Это действие, направленное на изучение выбранного объекта, образующего в голове субъекта мыслеформы, которые, в свою очередь, отражают и воспроизводят реальную действительность. Они же формируют новые знания о мире.
Для простоты распознавания и отличия истины от заблуждения в философии используются разные инструменты. Это синтез и анализ, гипотеза и теория, аналогия и моделирование и прочее.
Познание окружающего мира может осуществляться реализацией различных подходов к проблеме:
- Скептицизм. Недоверие, сомнение в получаемой информации позволят не доверять слепо каждому полученному выводу в процессе исследования объекта.
- Агностицизм. Неверие в возможность познания мира и получение истинного ответа. Инструменты, помогающие сеять зерно сомнения, играют не меньшую, а в некоторых случаях даже большую роль в познании окружающей действительности. Отсутствие сомнений не может указывать на стопроцентное доказательство правоты. Это может говорить лишь о невозможности доказательства обратного.
- Оптимизм. Построен на полной уверенности в поиске и получении доказательств существующей истины.
- Конвенционализм. Указывает на то, что найденные истины — это всего лишь продукт соглашения между учеными. Следовательно, установленные законы не более чем условности.
Гносеология — это древнейшее учение природы бытия, его познания. Обрела статус полноценной науки уже в 18 веке.
Действительность, но не реальность
Собственно действительность представлена как мир, окружающий человека. То, что можно увидеть, потрогать, понюхать или почувствовать. Не стоит путать это определение с реальностью. Между ними существует определенная разница.
Так, реальность — это ничто иное, как мир, явленный нам в объективной его форме. Действительность же отражается как осуществленная реальность, найденная путем познания окружающей природы, то есть через сознание. Сюда входят и изобретения человека.
Мышление — мощнейший инструмент для развития
Благодаря этому инструменту человек способен увидеть свойства, формы познаваемого объекта. Могут отражаться в виде формы понятия, суждения или умозаключения.
Сознание — инструмент моделирования
Оно помогает субъекту на психическом уровне, пережить наблюдаемые события окружающей его действительности — прочувствовать ответную реакцию.
Среди философов с давних пор ведутся споры. Сущность сознания не определена, так как не имеет единого мнения:
- идеалисты утверждают, что сознание первично;
- материалисты говорят о первичности материи;
- но есть еще и дуалисты, которые согласны с убеждением, что работа сознания и материи независимы друг от друга.
Ценность сознания такова, что благодаря ему человеку проще создавать в своей голове предположительные модели окружающего мира.
Так выглядит определение сознания в гносеологии, согласно высказыванию Д. Даннету.
Истина — конечная цель гносеологии
Основа или конечная цель гносеологии — поиск истины. Истина представляет собой полученные знания, которые соответствуют действительности.
Структура философского знания
Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия — это и объект, и субъект. В философии предмет является одним из фундаментальных понятий и означает источник деятельности, деятельности, знания
Субъект — это тот, кто действует, кто направляет свое внимание на что-то. А поскольку источником деятельности обычно является человек, его обычно называют субъектом
Объект — это то, что влияет на субъекта, это пассивная сторона отношений. Любой фрагмент мира может быть объектом воздействия или познания, наблюдения: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и предмет являются реляционными терминами.
Есть еще два термина — объективный и субъективный.
Все, что не зависит от нашего ума и воли, то есть от внутреннего мира, называется объективным.
Субъективное является прямой противоположностью цели и относится к нашему внутреннему миру желаний, мыслей, чувств — всему, что мы переживаем непосредственно.
В реальной жизни постоянно сливаются объективное и субъективное. Главным объектом науки является объективный мир, то есть отдельные науки изучают либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Объектом философии является человек в его отношении к миру, т.е. какие связи и взаимодействия существуют между человеком и окружающим миром. Изучаемый философией мир — это окружающий космос, земная природа, сфера общения человека, то есть все многообразие реальности, с которой человек вступает в контакт, все то, что служит объектом человеческого влияния и активно воздействует на нас.
Существует множество возможностей отношения человека к миру, поэтому в структуре философских знаний можно выделить ряд разделов.
Онтология — это теория бытия, то есть доктрина бытия, бытия и его форм. Для того, чтобы обозначить происхождение бытия, то есть то начало, которое дает каждой вещи возможность быть, присутствовать, возникло понятие бытия. Онтологические проблемы, то есть проблемы объективного существования реальности, тот фундамент, который составляет повседневную реальность.
Для древних греков поиск бытия был поиском первобытного вещества, из которого все вещи как бы сделаны. В средние века бытие приравнивалось к Богу, ибо это Бог, по религиозным представлениям, создает все и вдыхает жизнь во все. Начиная с XVI и XVII веков, проблема бытия рассматривается как проблема материи, с ее проявлениями, такими как пространство, время и причинность. В 20 веке возникает идея, что «быть в мире» можно понять только через человеческое существо, и поэтому нет смысла искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия может быть прояснено только через человека, а объективное и субъективное неразделимы.
2 Гносеология — это теория познания; она касается того, как человек познает мир, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств. Уже в древних авторах мы находим размышления о том, каким образом люди получают знания о мире, правда ли это или ложь, и можно ли узнать истину вообще. Область гносеологии включает в себя анализ таких когнитивных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют действительности и являются правдой.
Гносеология включает в себя рассмотрение следующих проблем:
Отношения между объектом и субъектом познания;
связь между знанием и реальностью;
возможности когнитивного процесса;
Условия и критерии истины и достоверности знаний.
Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, понятие истины. Иногда даже подчеркивается, что философия — это процесс поиска истины.
Направления гносеологии
Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:
- Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.
- Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.
- Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:
- • Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.
- • Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.
Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.
Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:
- • Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.
- • Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.
- • Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.
Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.
Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.
Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.
Типы познания — их особенности и признаки
Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.
Мифологическое
Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.
Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.
Религиозное
Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.
Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.
Научное
Постижение окружающего мира научным способом.
Сущность научного познания выражается в:
-
разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;
-
точном обобщении всех фактов;
-
том, что нет ничего случайного, все имеет значение.
Философское
Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.
Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире
Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.
Чувственное
Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:
-
ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);
-
восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);
-
представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).
Моторное
Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.
Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа — действие.
Понятие гносеологии — что это такое и что изучает
Гносеология — слово греческого происхождения, производное из двух составляющих. Первая его часть γνω̃σις — знание, вторая λόγος — учение. Если попробовать сложить их, выходит несуразица — учение о знании.
Гносеология в философии имеет более правильное определение — теория познания. Оно нуждается в небольшом пояснении. Нужно разобраться, что с философской точки зрения значит термин «познание». Это процесс, запуская который, человек получает информацию (знания) об окружающем его мире: как он устроен, каким законам подчиняется.
Регулярное получение знаний — это одна из основных потребностей человека. Его отсутствие неминуемо ведет к деградации личности. Человек, используя такой инструмент, как «познание», развивается интеллектуально.
Гносеология как философское учение помогает разобраться в решении сложных жизненных вопросов, относящихся к проблеме человеческого мировосприятия. Несмотря на многовековое существование науки, философы до сих пор не могут дать точного ответа: а существует ли возможность познания мира?
Ответ на него будет зависеть от направления гносеологии, к которому ближе философ, отвечающий на заданный вопрос.
Например:
- Оптимизм. Несмотря на сложность мироустройства, внутреннее содержание поддается познанию или интеллектуальному изучению. Оптимисты полагают, что этот процесс бесконечен.
- Скептицизм. Познание мира ограничивает человеческий опыт, обрисовывая ему некие границы.
- Агностицизм. Мир совершенно не поддается познанию. Вся информация, полученная человеком, — лишь иллюзия, не имеющая ничего общего с реальной действительностью.
Эпистемология — что это?
Гносеологию часто путают с другим направлением в философии — эпистемология. Это не случайно, ведь если брать дословный перевод, то слово «эпистема» будет иметь схожее значение с производной гносеологии «гносис», то есть наука, знание.
Именно первое слово сыграло решающую роль для определения направления. Эпистемология занимается познанием мира, опираясь на научные подтверждения и доказательства.
Так выглядят сравнительные определения гносеологии и эпистемологии. Можно заметить, что эти две науки имеют схожесть, но все-таки они преследуют разные цели.
Немного о концепциях истины
В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.
Ученые выделяют следующие концепции истины:
- Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
- Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
- Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
- Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
- Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
- Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
- Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.
Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина
Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка
Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.
Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.
ГНОСЕОЛОГИЯ простыми словами для чайников
Гносеология – это философская область, которая исследует, как мы познаем мир вокруг нас. Она изучает, как мы получаем знания, какие процессы происходят в нашем разуме, когда мы узнаем что-то новое.
В гносеологии рассматриваются взаимоотношения между объектом (то, что мы пытаемся познать), субъектом (мы, познающие существа) и знанием (то, что мы получаем в результате познания).
Субъект – это мы, люди, которые пытаются познать мир. Мы используем свои органы чувств, разум и опыт, чтобы исследовать и понять мир вокруг нас. Наш разум обрабатывает информацию, которую мы получаем, и создает знания.
Объект – это все, что существует в мире и что мы пытаемся познать. Это могут быть предметы, явления или идеи. Например, мы можем пытаться познать природу, животных, математические законы или исторические события.
Знание – это результат нашей познавательной деятельности. Когда мы получаем информацию, размышляем над ней, анализируем и делаем выводы, мы создаем знания. Знания могут быть основаны на опыте, научных исследованиях или логическом мышлении.
В гносеологии также изучаются различные вопросы, связанные с процессом познания. Например, как мы можем быть уверены в правильности наших знаний? Как мы отличаем правду от лжи? Как наши предубеждения и убеждения влияют на наше познание? Какие методы и инструменты мы используем для получения знаний?
Гносеология помогает нам лучше понять, как мы познаем мир и как мы можем получать более точные и достоверные знания. Она помогает нам осознать, что наше познание всегда ограничено и что мы должны быть критическими к нашим знаниям и всегда стремиться к постоянному развитию и расширению своего познания.
Особенности учения
Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.
В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.
Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов
Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания
В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется
Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.
Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.
Философия Познания.
Гносеология — это философская дисциплина, которая занимается изучением, критикой и теориями познания. Гносеология — это отрасль философии познания, которая изучает сущность познания, его возможности и ограничения, рассматривает универсальные основы, особые условия и специфические формы познавательной деятельности. Гносеология занимается «конституцией факта познания», т.е. «доказательством его возможности, вытекающей из внутренних потенциалов познания» (В.В. Ильин) — она изучает вопрос о том, как определяется «факт познания» в условиях и формах познавательной деятельности. Классическая гносеология рассматривает познание с точки зрения взаимосвязи между субъектом познания (исследователь — человек, представленный как совокупность познавательных способностей, или сообщество исследователей как субъект) и объектом познания (объект, выделенный как часть «внешнего» или «внутреннего» мира, исследуемый с той или иной стороны, предстает перед познающим субъектом в субъекто-детерминированной форме).
Эпистемология — это философская дисциплина, представляющая собой подполе философии знания, которая выявляет структурные и генетические особенности знания, проблемы соотношения знания и связи знания с реальностью и определяет условия его достоверности и правдивости. Эпистемология может быть интерпретирована в узком предметно-тематическом ключе — как теория структуры, функционирования и развития научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории знания. В ряде тематических аспектов эпистемология пересекается с теорией знаний, поскольку она также развивает вопросы об условиях и формах приобретения и развития знаний, включая конкретные вопросы адекватности и полноты, обоснованности и признания знаний, а в некоторых современных подходах эпистемология распространяется на общую теорию познания, которая включает в свой тематический горизонт проблемы ассимиляции и трансляции знаний, взаимосвязь внутренних (логико-эпистемных) и внешних (социокультурных и практических) факторов познавательного процесса.
Эпистемология и эпистемология различаются по структуре предметной области, в формах которой изучаются различные аспекты когнитивной практики: если эпистемология касается изучения сущности когнитивных отношений, реконструируемых по классической схеме «субъект-объект», то для эпистемологии основным отличием является «знание-объект», то есть. То есть эпистемология основывается не на «гносеологическом субъекте», который осуществляет познание, а на объективных структурах и формах самого знания.
Познание — это социально-исторический процесс творческой деятельности человека, формирующий его знания, на основе которых формируются цели и мотивы человеческой деятельности; знание можно определить как практику идеального воспроизводства мира, поскольку оно представляет собой раскрытие и хранение в идеальной форме сущности тех объектов, с которыми человек связан в различных мировоззренительных практиках (особенно в деятельности и общении), определяющих его способность к совместному сознательному действию. Познание как философская категория описывает «процесс создания идеальных планов действий и коммуникации, создание знаково-символических систем, опосредствующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в процессе синтеза различных контекстов опыта». (Касавин И.Т.). В определении, абстрагированном от конечных точек познания жизни мира, — это деятельность после получения, хранения, обработки и систематизации сознательных конкретно-чувственных и концептуальных образов реальности (Алексеев П.В., Панин А.В.).
Как появилась и как развивалась гносеология
Впервые вопросом познания заинтересовались еще в античном мире. В первую очередь философов того времени интересовало, как отличить истину от заблуждения, они искали способы, позволяющие в этом убедиться.
К примеру, известно, что зачатки аналитики (дисциплины, где на основе рассуждений и простых правил логики, удается обнаружить истину) появились еще в трудах Аристотеля (384-322 года до н.э).
Уже другому философу Сократу удалось добиться существенных результатов в этом направлении, создав майевтику. Цель науки — обнаружение истины путем нахождения ответов на вопросы и прохождение некоторых испытаний. Философ Парменид Элейский дал понять, что мнение может отличаться от истинного суждения, определив для них границы.
Если учесть, что ученые мужи того времени предполагали, знание дается им Богом, то, основными целями гносеологии было изучение писаний, рукописей религиозного толка — поиск в них истины. Благодаря этому появилась герменевтика. Сейчас основа герменевтики претерпела некоторые изменения и служит для изучения не только текстов, но и целых произведений.
Однако, все перечисленные направления — лишь ступени. Цельная наука сформировалась уже в 19 веке. Философ Эдуард Целлер определил название науки — гносеология. В 1862 году с трибуны университета им была произнесена речь «О значении и задаче теории познания».
До Целлера существенный вклад в развитие гносеологии внесли такие философы, как Бэкон, Декарт, Эммануил Кант и Гегель.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология
Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
История учения
Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.
Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.
Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.
Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.
Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.
Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.