Специфика мифа: философский и литературоведческий аспекты.
Мифотворчестство — это важнейшее явление в культурной истории человечества, явление, господствовавшее над его духовной жизнью в течение нескольких тысяч лет.
Человеку с самых ранних времен приходилось не только реагировать на окружающее, но и осмыслять его. При этом он сталкивался с множеством трудностей. Во-первых, не было достаточных языковых средств для выражения общих понятий, поэтому приходилось выражать общее через отдельное. Во-вторых, за причинно-следственную связь нередко принималась связь по смежности, по сходству, связь названия с самим предметом. В-третьих, осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры; вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней. Миф не знает различия между естественным и сверхъестественным, для него существует одна, абсолютная реальность. Характерный признак мифа — нерасчлененность мышления. Мифологическое сознание формируется на этапе эмоционально -рефлексивного освоения мира, когда логическое мышление не отделилось ещё отчетливо от эмоциональной сферы. Мифомышление не проводит строгого различия между субъектом и объектом, отсюда — идентификация себя с другими, отождествление сущности с происхождением.
«Отличительная черта мифа — это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего…» (74,116). На важнейшую особенность первобытного мифа — закон тождества — указывали также Вундт В., Лосев А. Ф., Мелетинский Е.М., Потебня А.А., Фрейденберг О.М. и др. Ю. М. Лотман отмечал: «Мифологическое сознание принципиально непереводимо в план иного описания, в себе замкнуто — и, значит, постижимо только изнутри, а не извне». (111,67)
А. Ф. Лосев, рассматривая миф не с точки зрения какого-нибудь мировоззрения, а с точки зрения самого мифа, самого мифического сознания, утверждает, что «миф не есть фикция и игра фантазии, а наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная действительность». (107,26)
Мифология не только не сводится к удовлетворению любопытства первобытного человека, но её познавательный пафос подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности, ориентированной на такой целостный подход к миру, при котором не допускаются даже малейшие элементы хаотичности, неупорядоченности. В мифах описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые весьма активно вмешиваются в человеческие дела.
В течение длительного времени никому не приходило в голову, что можно усомниться в реальности описываемых в мифах необыкновенных событий. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. В восприятии людей далекой древности мифы были чем-то вроде универсального словаря или энциклопедии, в которых можно было найти ответы на все основные вопросы человеческого бытия.
«Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок, объясняет человеку его самого и окружающий мир». (125,170)
Пути поэтапного формирования у учащихся представлений о мифе
Цель литературного образования в школе состоит не только в том, чтобы научить школьников читать и воспринимать художественный текст как произведение искусства, но и приобщить к богатству мировой литературы. При этом учащиеся должны осмыслить историко-культурные сведения и нравственно-эстетические представления, усвоить основные теоретико- и историко-литературные понятия, овладеть выразительными средствами языка, выработать умение анализировать художественное произведение. Изучение художественной литературы способствует становлению личности, формированию ее нравственных ориентиров, удовлетворяет потребности человека в осмыслении жизни, позволяет обнаружить, как то или иное миропонимание воплощается в искусстве, объединяет людей разных времен, народов, культур. Одна из специфических сторон курса литературы в школе — воспитание способности эстетически воспринимать явления жизни и понимать отражение этих явлений в художественном произведении. Но задача курса — показать не историю действительности, а изменения в отражении этой действительности в литературе, т. е. историю характера постижения жизни. В этой связи нам представляется важным изучение мифологии в курсе литературы. Включение в программу темы «Мифы народов мира» позволяет показать мифологические истоки фольклора и письменной литературы, отличие мифа от произведения художественной литературы, осмыслить метафорическую природу искусства слова. Кроме того, содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Подготовить учащихся к жизни невозможно без эстетического воспитания, так как нельзя научить видеть прекрасное, не сделав это прекрасное субъективным. Этот факт требует соблюдать единство эмоционального и логического при изучении литературы, что является необходимым условием не только эстетического воспитания, но и сознательного усвоения теоретико-литературных понятий
На это обращает внимание О. Ю
Богданова: «Анализ произведения — это тот момент общения читателя-школьника с миром словесного искусства, когда совершается переход от непосредственного восприятия произведения к образным и понятийным обобщениям с целью вновь вернуться к художественной реальности изображенной автором действительности на новом, более высоком уровне его восприятия»(32,20). Чем глубже изучается художественное произведение, тем больше возрастает роль теоретических знаний, поэтому необходимо взаимодействие двух систем: системы анализа художественного произведения и системы изучения теории литературы. В. В. Голубков подчеркивал, что формирование понятий — одна из главных задач школы, но оно «должно быть поставлено в тесную связь с общими задачами» (44,177). Без овладения теоретическими знаниями невозможно выработать умение осмысленно читать, как невозможно и творчество учащихся. Но абстрактное усвоение литературоведческих понятий не может решить ни образовательных, ни воспитательных задач. «Теоретико-литературные понятия целесообразно изучать… в органической связи с чтением, анализом, интерпретацией словесно-художественных произведений» (51,30).
Изучение теоретических понятий надо строить на основе рассмотрения образной специфики произведения. «…Образное обобщение … является необходимым свойством ума каждого читающего художественную литературу человека. Что касается обобщения понятийного, связанного с усвоением основ науки о литературе, то оно не может быть сформировано в отрыве от образного обобщения» (138,44). Из принципа единства логического и эмоционального в изучении теории литературы вытекает правило сменяемости впечатлений. Логические рассуждения должны сменяться непосредственным восприятием произведения. К тому же это научит школьников владеть понятием как инструментом анализа. «Показателем высокого уровня развития ученика является способность переносить операции, усвоенные в учебной работе, на внеклассную деятельность, т.е. развитие ученика сказывается в том… как он умеет перестраивать знания, умения, навыки в новых условиях…» (61, 18)