Публикация «Интегрированное занятие для детей старшей группы „Эвенкийская национальная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
— повторение изученных ранее лексических единиц;
— продолжать развивать умение общаться на иностранном языке;
— строение высказываний по образцу и самостоятельно.
Предварительная работа: беседа «Наш Жиганск», «Праздники и традиции народов севера».
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, куклы в национальной одежде, образцы орнаментов билэ, аудиозапись.
Раздаточные материалы: ватные палочки, гуашь, влажные салфетки, бумага для рисования.
Продолжительность: 25 минут.
Имя и занятие
Новорожденного сразу же нарекали именем. Промедление с выбором имени не допускалось, поскольку в то время, пока у малыша нет имени, пришедшей на свет душой могут завладеть злые духи, и ребёнок будет болеть. Имя обязательно должно быть таким, которого нет в семье. Если малыша назвать так же, как зовут кого-то из старых живых родственников, те могут умереть до положенного срока, чтобы жизненная сила перетекла к новому члену семьи. Такая интересная традиция сохранилась у эвенков до наших дней, и они неотступно ей следуют.
В колыбельку, которая располагалась на подвесных опорах, рядом с ребёнком клали ритуальные вещи. Выбирали их в зависимости от того, кем родители хотели видеть своё чадо и какими качествами по их мнению оно должно обладать, когда вырастет. Лук и копьё делали сына метким стрелком и успешным воином. Интересно, что девочкам в кроватку чаще всего не помещали амулеты, только изредка могли опустить туда куклу, а в большинстве случаев защитой выступала какая-нибудь часть одежды матери. Считалось, что девочку надёжнее всего от всех возможных трудностей в будущем убережёт материнская душа, впитываемая с первых дней жизни.
Где живут
С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай. Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:
- Север — Северный Ледовитый Океан.
- Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
- Восток — Охотское море.
- Запад — река Енисей.
Современное положение
Сильнейший удар по традиционному стилю жизни эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных народов Сибири, был нанесен в 1920-30 годах. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на грани исчезновения. В северных районах Забайкалья произошли сложные социально-экономические изменения, связанные, прежде всего, со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая ситуация. В местах традиционного проживания эвенков Забайкалья сегодня проживает значительное количество представителей других национальностей.
Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации.
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5% от общего населения трех северных районов Читинской области.
Важнейшей проблемой эвенков остается проблема отсутствия должного правового регулирования — статуса малочисленных аборигенных народов Сибири. В настоящее время правовую базу образуют федеральные законы: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Наряду с федеральным законодательством в целом ряде субъектов Российской Федерации были приняты собственные правовые акты, так же призванные регулировать права коренных народов и режим природопользования: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае» (1998); «О правовом статусе эвенкийских сельских Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР» (1991); закон республики Саха «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» (1992). Однако, в отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в Забайкалье до сих пор отсутствует свое законодательство, определяющее правовой статус эвенков, определяющее границы земель традиционного природопользования, охрану территорий историко-культурного назначения, а также священных мест эвенков. Не урегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные с использованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель.
Коренные народы Сибири
Связанные статьи:
Статьи по истории Сибири
Женщины
Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.
Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи
Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти
Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.
Пытались спасти, но развратили
Сейчас в Катангском районе проживает несколько сотен эвенков, большинство, конечно, обрусели, «осовременились» и забыли традиции предков. Сохранилось лишь одно село Тетея, где до сих пор действует два оленеводческих стойбища — это, пожалуй, последний островок эвенкийского быта и культуры в реальной жизни.
«Но супруги, которые держат стойбище, уже преклонного возраста, все надежды они возлагают на сына. Он живёт вместе с родителями, помогает им и готов продолжать семейное дело. Парень ещё не женат, и, боюсь, не каждая девушка согласится поехать жить в тайгу к мужу», — добавляет Алла Шеметова. По её словам, с каждым годом молодым людям всё сложнее создать эвенкийский брак — чистокровных эвенков осталось мало, поэтому приходится это насаждать отчасти искусственно. Каждый год из Катанги отправляют несколько человек в молодёжный палаточный лагерь «Байкальский аргиш», который собирает на побережье Байкала эвенков из Бурятии, Якутии, Амурской и Иркутской областей, Красноярского и Забайкальского краёв и является своеобразным клубом знакомств для ребят. Юноши и девушки участвуют в различных конкурсах, квестах, мастер-классах, завязывают дружбу, которая нередко перерастает в брак.
«Например, наш парень из Ербогачёна так «умыкнул» невесту из Бурятии, девушка переехала за мужем, сейчас работает хореографом у нас в доме культуры», — рассказывает Алла Леонидовна. В том, что малочисленные народы исчезают, виноваты все мы, считает руководитель культурного центра. Свою роль сыграло так называемое окультуривание.
В работах используется натуральный мех, замша и бисер. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан
«Мы пытались спасти эвенков, но развратили их и отучили от традиционного уклада жизни, — поясняет Алла Шеметова. — Раньше ребёнок рождался и жил в тайге, с раннего детства знакомился с дикими обитателями леса, потом начинал помогать родителям в домашнем хозяйстве, на охоте, рыбалке. Учителя ездили по стойбищам и учили детей на месте, сейчас всех ребят переселили из тайги в посёлок, определили в интернаты на полное государственное содержание. После окончания интерната юные эвенки, как правило, не желают возвращаться к родителям. Было такое: дети и взрослые стыдились, что они эвенки, даже отказывались выступать в сценических костюмах своего народа. По этой же причине мы почти потеряли эвенкийский язык. Чистую речь сейчас можно услышать только от представителей старшего поколения. В школе эвенкийский язык начали преподавать совсем недавно, и то факультативно».
Жилище.
Для охотников-оленеводов были характерны переносные конические жилища – чумы дю. Около 30-ти ошкуренных жердей расставлены по кругу при опоре на каркас из трех основных жердей.
Остов чума на весеннем стойбище. Бассейн Нижней Тунгуски. Фото А.А. Сириной. 1987.
Внутри чума устанавливалась специальная вертикальная жердь
*симка/чимка*, в зимнее время к ней добавлялась горизонтальная жердь
*икэптэн*, к которой крепился очажный крюк. Очаг располагался в центре
жилища. При перекочевках остов оставляли на месте. Летом чумы покрывали
тисками – полосами вываренной и сшитой бересты, зимой – нюками из
выделанной оленьей или сохатиной замши *(ровдуги)*. У эвенков до XIX в.
не было меховых покрытий. В советское время летним покрытием стал
брезент. Места справа и слева от входа – кухня чонга. далее – спальные
места бэ, за очагом, прямо напротив входа – почетное место малу, где
хранятся священные предметы и которое могут занимать только мужчины. У
восточных таежных эвенков с XIX в. и до настоящего времени традиционным
переносным всесезонным жилищем стала палатка. Железную печку в палатке
ставят обычно справа от входа, в остальном внутренняя планировка жилища
сохраняется.
Место малу в чуме. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. 1930. Иркутский областной краеведческий музей. |
|
Домашняя утварь была сделана из бересты, дерева, рога. Это чуманы –
квадратные и плоские сосуды, чумашки – мелкие чашки, туясы – высокие
сосуды для воды, долбленые чаши, ложки и др. Котлы, чайники, чашки с
блюдцами приобретали у купцов, перевозили в специальном «чайном ящике».
Блюдо деревянное. Эвенки. Британский музей № As.4470.a |
Поварешка. Эвенки. Британский музей. № As.4470.b. |
Непереносные конические жилища голомо, утэн строили из бревен, плах,
покрывали корой лиственницы, ели, присыпали землей и снегом.
Заимствовали также балаганы у якутов, срубные и войлочные юрты у бурят.
Такие жилища были характерны для полуоседлых и оседлых эвенков.
Голомо. Нижняя Тунгуска. 1930. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей. |
Заброшенный корьевой чум, р. Нижняя Тунгуска в районе Наканно. 1987. Фото А.А. Сириной |
У эвенков, перешедших на оседлость, по примеру русских появились срубные
дома. Четырехугольные деревянные зимовья в XX в. стали сооружать в
тайге на местах промысла, но в прошлом охотник коротал ночь возле костра
под выскорью, под прикрытием полога, или во временном укрытии-шалаше.
На настиле уммэвун возле входа в чум эвенки летом хранят вьючные оленьи сумы, седла, упряжь.
Чум,
рядом хранилище для вьючных сум уммэвун, хозяйка. 1930. Фото П.П.
Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей.
Для хранения муки, зимней одежды и других вещей строят лабазы на
срубленных на высоте около 1,5 м и ошкуренных 2-4 стволах деревьев.
Территориально лабазы «привязаны» к долговременным осенне-весенним
стойбищам и к сети троп в тайге. Лабазы (*дэлкэн, нэку*) различаются
наличием или отсутствием на настиле срубного или корьевого амбара.
|
|
Конические постройки используют в качестве кладовки и хозяйственного
рабочего помещения в поселках и на местах рыбалки и охоты. Их можно
увидеть в музеях под открытым небом, в районных музеях. Они стали
элементом современной архитектуры в национальных районах. Изображения
конического жилища используют в различных логотипах, сооружают на
праздниках. Во время большого скопления народа для размещения людей на
праздниках используют покупные палатки.
Жилище (чум) эвенков в музее с. Оленек Жиганского улуса РС(Я) . 2021. Фото Е.В. Кадук |
Ритуально-обрядовый зал в этнокультурном центре с. Оленек. 2021.Фото Е.В. Кадук |
Добывание удачи
Основным занятием эвенков, которое обеспечивало им пропитание и средства на жизнь, была охота, поэтому среди традиций охотников есть много интересных обрядов. Один из них был направлен на то, чтобы призвать удачу, которая спасёт семью от голода на протяжении холодной снежной зимы.
Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.
Сначала необходимо было выложить на земле изображение парнокопытного, а затем изготовить бутафорский лук со стрелами. Охотник брал изображения оленя или лося и уходил в тайгу. Всё это происходило в полном одиночестве без свидетелей. С близкого расстояния он выстреливал в фигурку. Если стрела прилетела в цель, значит предстоящая охота должна быть успешной. Для закрепления эффекта имитировалась разделка туши: одну половину прятали в тайге, а вторую уносили домой. Иногда в этом действе участвовал и шаман, тогда успех был практически гарантирован.
Жилище
Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.
Антропологический облик
По антропологическому типу среди эвенков и эвенов выделяются три основных группы: байкальский тип (эвенки Прибайкалья, северной Якутии и Северного Забайкалья), катангский тип (эвенки бассейна Енисея и Таза), центральноазиатский тип (южные группы). Эти типы, выделенные и описанные советским антропологом Левиным, являются результатом межкультурных контактов пра-тунгусского и собственно тунгусского населения и сложных этногенетических процессов, приведших к формированию различных групп эвенков. Так, по мнению исследователя, к наиболее древнему палеоазиатскому населению восходит байкальский антропологический тип, характерный, в частности, для эвенков севера Читинской области, что косвенно свидетельствует о нахождении очага образования эвенкийского этноса в зоне, прилегающей к Байкалу.
В целом, с точки зрения физической антропологии эвенки относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы.
Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при некоторой ослабленности пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Он имеет значительную древность. Территория его формирования — таежные районы юга Восточной Сибири и северного Прибайкалья. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа, что объясняется их контактами с тюрками и монголами.
Религия
Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:
Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.
Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.
Численность
Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:
- Якутия — 18 232 чел.
- Красноярский край — 4 632 чел.
- Хабаровский край — 4 533 чел.
- Бурятия — 2 334 чел.
- Амурская обл. — 1 501 чел.
- Забайкальский край — 1492 чел.
- Иркутская обл. — 1 431 чел.
Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:
- Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
- Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.
Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:
- В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
- В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.
Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм. Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь. Особые знаки существовали на охоте:
- положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
- смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
- чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
- находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.
Этно-социальная обстановка
Деградация традиционного хозяйства, свертывание производственной инфраструктуры в национальных поселках чрезвычайно обострило этно-социальную обстановку в районах проживания эвенков. Наиболее болезненной является проблема безработицы. В Эвенкийском автономном округе из-за убыточности полностью ликвидировано животноводство, а вместе с ним и десятки рабочих мест. Высокий уровень безработицы фиксируется в эвенкийских районах Иркутской области. Безработными здесь являются от 59 до 70% эвенков.
Большинство эвенкийских сел не имеет регулярной связи даже с районными центрами. Продукты нередко завозятся всего один раз в году по автозимнику в крайне ограниченном ассортименте (мука, сахар, соль). Во многих селах не стабильно работают местные электростанции — нет запасных частей, горючего, электроэнергия подается всего несколько часов в сутки.
В условиях экономического кризиса ухудшается состояние здоровья населения. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья эвенков проводятся в совершенно недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств для работы выездных медицинских бригад, приобретения медикаментов, содержания врачей узких специальностей. Из-за отсутствия регулярного сообщения с райцентрами люди не могут выехать на лечение в районные больницы. До минимума свернута работа санитарной авиации.
Ухудшаются демографические показатели. В целом ряде регионов резко упала рождаемость и увеличилась смертность. В Катангском районе, например, смертность у эвенков превышает рождаемость более чем в два раза. И это типичная картина для всех эвенкийских поселков. В структуре смертности коренного населения ведущее место занимают несчастные случаи, самоубийства, травмы и отравления, в основном на почве алкоголизма.
Шаманы
Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.
Всё мироздание в соответствии с представлениями о мироустройстве этой народности делится на три уровня: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Души людей, живших по справедливости, попадают после смерти в верхний уровень, а души грешников отбывают покарание в нижнем уровне, после чего опять перерождаются в новых земных телах.
Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием. У избранного начинается «шаманская болезнь», во время которой он испытывает дискомфорт, его посещают видения, могут преследовать сплошные неудачи или проблемы у близких людей. После проведения интересного обряда посвящения в шаманы все эти неприятности резко заканчиваются.
Ограничений по поводу образа жизни у шаманов нет, они вполне могут заниматься мирской работой, но для этого в большинстве случаев не хватает времени. Каждый шаман имеет свою «специализацию»: кто-то занимается обрядами «очищения», кто-то – проблемами со здоровьем и т.д. За обращение к шаману существует определённая плата. Кроме того, нередко обращение к миру духов и божеств требует жертвоприношений. Раньше это преимущественно были мясо животных, молоко и спиртное.
Современные шаманы отмечают, что на водку духи реагируют негативно, поскольку многие эвенки не умеют правильно употреблять этот напиток, а проблема алкоголизма присутствует среди представителей этого народа в тех же масштабах, как и у всех северных жителей.
Численность населения и география проживания
Эвенки проживают на обширной территории от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке в границах Иркутской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Небольшие группы эвенков проживают также в Томской и Тюменской областях.
В России наибольшие группы эвенков проживают в Эвенкийском районе Красноярского края (до 2006 года Эвенкийский автономный округ), Анабарском, Жиганском и Оленекском улусах Якутии, Баунтовском эвенкийском районе Бурятии, а также ряде сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии.
Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России в XVII веке была явно занижена и оценивалась приблизительно в 36 тысяч человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 года — 64 500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (20500, 31.8%), якутский, бурятский и другие языки.
По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35527 эвенков. Из них около половины (18232) жили в Якутии, в Красноярском крае (4,6 тысячи, в том числе 3,8 тысячи в Эвенкийском районе), в Бурятии (2,6 тысячи), Приамурье (1,5 тысячи), Забайкалье (1,5 тысячи), Приангарье и Предбайкалье (1,4 тысячи).
На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами. Таким образом, при сравнительно небольшой численности и значительной территории расселения площадью около 7 млн. кв.км. эвенки являются народом с одной из самых низких плотностей населения в мире.
Живут эвенки также в Монголии и на северо-востоке Китая.
В Китае к эвенкийским административно-территориальным образованиям относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.
В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности (эвенки и орочоны), проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):
Численность эвенков Китая на 2000 год составила 30505 человек, из них 88,8% проживали в Хулун-Буире. Небольшая группа собственно эвенков (около 400 человек) проживает в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), сами себя они называют «йэкэ», китайцы — yakute, так как они возводили себя к якутам.
Численность орочонов (буквально «оленеводы») по переписи 2000 годасоставила 8196 человек, из них 44,54% живет во Внутренней Монголии, 51,52% — в провинции Хэйлунцзян, 1,2% — в провинции Ляонин. Около половины говорят на диалекте эвенкийского языка (иногда рассматриваемом как отдельный язык), остальные только по-китайски.
Хамниганы — сильно монголизированная группа, говорит на монгольском языке (хамниганском и на хамниганском -старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти, так называемые маньчжурские хамниганы, эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после революции 1917 года, около 2500 человек живет в Старобаргутском хошуне.
Солоны переселились (вместе с даурами) из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем, в 1732 частью переселились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками (по данным в 2000 года). Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.
В Монголии эвенки представлены только хамниганами численностью до 3 тысяч человек, проживающими в Селенгинском аймаке.
Историческая справка
II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. — заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.
XII в. — начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.
Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки — самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.
Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход.
Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» — идущие поперек хребтов.
Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» — море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня — «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами — оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.
Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа — сушеней — с более поздним, известным нам как тунгусы.
1581-1583 гг. — первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.
Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах:
«услужливы без раболепства, горды и смелы».
Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:
«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят».
Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал:
«их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…»
Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные», что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще:
«иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».
Вторая половина XVI в. — проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.
Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.
Свадьба
На свадьбу надевали самые дорогие и яркие наряды. Олень, на котором невеста ехала в чум к жениху, наряжался специальным седлом и попоной, уздечка украшалась узорами из бисера. Девушка три раза объезжала вокруг чума, а мужчины в это время стреляли в воздух. Затем молодая заходила в жилище, и все члены семьи вместе с ней водили хоровод вокруг костра по ходу движения солнца. По очереди молодым давали своё благословение родители жениха и невесты.
На празднике должно было быть много угощений, гости пели и плясали до самого утра, рассказывали длинные истории, проводили состязания по скачкам, борьбе, стрельбе и пр.
Полный матриархат
Выставку назвали «Вселенная — женщина», причём не потому что на ней представлено много женских костюмов, украшений и аксессуаров. В название заложен более глубокий смысл. Дело в том, что у эвенков матриархат, когда за всё отвечает женщина. Её авторитет в общине непререкаем.
Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага: воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище — эвенкийка с лёгкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий. Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой делала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). Также женщина вьючила караван и вела его по определённому маршруту на место стойбища. Сама ставила чум (расчищала площадку в лесу, рубила жерди) и разжигала очаг.
Статья по теме
«Исчезать не собираемся». Коренная эвенкийка — о жизни иркутского севера
«Мужчина у эвенков лишь охотник, добытчик, но если у женщины нет сильного плеча в виде супруга или сына, то она и с таёжным промыслом легко справится: и зверя добудет, и рыбы наловит», — добавляет Алла Леонидовна.
Наравне с мужчинами женщина могла становиться и посредником между миром людей и духов — шаманом. Кстати, главное божество в религиозной культуре эвенков тоже женщина. Это Буга (Бува, Боа) — добродушная сгорбленная старушка, олицетворяющая собой весь видимый мир. Даже к сакральным предметам и местам эвенки обращаются по женскому роду: бабушка Огонь, мать Река.
Роды
Согласно культуре эвенков, души не рождённых малышей живут в телах маленьких птиц – «оми». Это слово имеет два значения – «душа» и «синица». Место, где они обитают, называется «нектар». Из-за этого убийство синиц и прочих мелких пернатых является одним из тяжких грехов для данной народности.
Роды у этих кочевников были судьбоносным событием, поскольку в тяжёлых условиях без квалифицированной медицинской помощи они нередко заканчивались смертью матери или новорожденного, а иногда – обоих сразу. Часто процедура родов была длительной и мучительной. Если родственники роженицы видели, что процесс идёт трудно, они прибегали к магическим ритуалам. Существовала интересная традиция развязывания всех узлов в доме и во дворе, пока в семье есть беременная женщина. Позже эта традиция трансформировалась в открывание всех замков, причём такой обряд сохраняется до наших дней, поскольку много столетий жило твёрдое убеждение, что если не выполнить данное требование, роды не могут пройти успешно.
В том случае, если роженица в процессе родов нуждалась в срочной помощи, родственники вызывали шамана, который срубал дерево, а в пень вбивал клин. Чем сильнее и быстрее вбивался клин, тем быстрее на свет появлялся ребёнок.