Главы 25–26
Аркадий уже некоторое время жил в Никольском. Они много общались с Катей. Девушка заметила, что Аркадий во многом освободился от влияния Базарова, так же, как и сестра. Ей нравилось проводить время с Аркадием, и ему с ней тоже. За последние дни они стали очень близки.
В один из дней, пока Аркадий еще гостил в Никольском, неожиданно приехал Базаров. Он заехал туда по дороге домой из Марьина. Базаров рассказал приятелю о дуэли с Павлом Петровичем и заявил, что они с Аркадием больше не увидятся. «Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись», — сказал он.
Перед отъездом Базаров повидался и с Одинцовой. Они договорились остаться приятелями.
Базаров не желал поддаваться тому, что всегда презрительно называл романтизмом и позволять женщине «сломать» его. Анна Сергеевна не хотела жертвовать своим спокойствием. И оба поверили в то, что будет лучше забыть былое.
На следующий день утром Аркадий и Катя снова сидели вместе на свежем воздухе. Молодой человек попытался объяснить девушке свои чувства к ней, которые он обдумал вчера вечером. Выходило у него очень неловко, а затем его еще и перебили голоса Одинцовой и Базарова. Обе пары не видели друг друга, но Аркадий и Катя случайно подслушали разговор.
Аркадий (Владимир Конкин) признается Кате (Римма Коростелева) в своих чувствах. Кадр из мини-сериала «Отцы и дети». 1983 год
Одинцова намекала, что ей приятно общество Аркадия. Это раздражало Базарова, хотя он и не говорил этого напрямую. Анна Сергеевна считала, что между Аркадием и Катей отношения брата и сестры.
Подслушанный разговор придал Аркадию решимости. Он тут же признался Кате в своих чувствах, а она ответила ему взаимностью.
Аркадий написал Одинцовой письмо, где попросил руки ее сестры. Она показала письмо Базарову. Оба сделали вид, что их забавляет эта ситуация. Одинцова рассудила, что Аркадий станет хорошим мужем для ее сестры и стоит одобрить брак. Базаров пожелал ей удачи и сообщил, что уезжает. Анна Сергеевна попыталась уговорить его остаться. «Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте же и мне плюхнуть в мою стихию», — ответил Базаров.
С Аркадием он тоже попрощался навсегда. Несмотря на свое отношение к браку, он посчитал, что Аркадию женитьба пойдет на пользу.
Уже к вечеру в Катиной компании Аркадий перестал думать о своем приятеле. Анна Сергеевна опасалась, как бы ей не было тяжело видеть счастье двух молодых влюбленных, но к своему удивлению, она почувствовала лишь умиление.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}
Несколько фактов о произведении
В обществе второй половины XIX века назревали новые философские течения, противостоящие идеям и политическим взглядам. Эти явления нашли отражение в сюжете романа. Идея написать книгу пришла к Ивану Сергеевичу во время его пребывания на острове Уайт в Англии. Путешествуя поездом, автор встретил прототип главного героя. Реальная история молодого врача из провинции, приверженца нигилизма захватила Тургенева.
После переезда в Париж он продолжает обдумывать сюжет, готовит подробный план задуманного рассказа. В то время Иван Сергеевич еще не предполагал, что стиль произведения постепенно перейдет в роман. Между тем, живя во Франции, он задался целью в короткие сроки написать большое повествование.
Весной 1861 года была закончена первая половина книги, чем очень доволен автор. Тема произведения безумно увлекла его, и Иван Сергеевич с увлечением описал характер и поступки главного героя Базарова. Пока я работал над книгой, творческий запал постепенно стал угасать, и причиной тому была жизнь вдали от дома. Тургенев понимает, что вдали от России он не сможет закончить произведение «Отцы и дети».
В мае того же года вернулся на родину. Благожелательная атмосфера родных мест, возможность окунуться в ход общественных движений, отмена крепостного права дали силы и большое количество литературного материала. За два месяца автор завершает работу, предварительно внеся множество правок и дополнений.
Тургенев постепенно пересмотрел сам формат произведения, сделав его сюжетным романом.
Иван Сергеевич подарил своим друзьям рукописный вариант. Работа обсуждалась в узком кругу, автор с удовольствием выслушивал критику, учитывал замечания аудитории и вносил коррективы.
Через три месяца работа была готова к публикации. Журнал «Русский вестник» в 1862 году впервые опубликовал роман и вызвал невероятное количество споров и бурных дискуссий. Фигура Базарова оказалась в центре ожесточенных споров. До этого еще никто не решался описать новое явление нигилизма и его последователей.
В литературных кругах активно обсуждалось идейное содержание романа. Герой, отрицающий все прекрасное, бросающий вызов принятым стандартам, становится первым представителем нового типа людей, которым свойственна жажда практической деятельности, стремление к переменам.
На судьбу сюжета «Отцы и дети» косвенно повлияли события, произошедшие чуть раньше. После публикации романа «Накануне» в журнале «Современник» молодой литературовед Н. А. Добролюбов написал разгромную статью об изданной книге. Взгляды критика совершенно отличались от позиции автора «Накануне».
Иван Сергеевич, печатавшийся в «Современнике» много лет, поставил во главе Н.А. Ультиматум Некрасову: в журнале должен быть один из двух оппонентов. Тургенев был вынужден уйти, и суть конфликта подспудно отразилась на страницах отцов и детей. Иван Сергеевич отрицал сходство между Базаровым и Добролюбовым, но внимательный читатель всегда найдет сходство.
X глава
За две недели пребывания Базарова в имении Кирсановых, Павел Петрович еще больше возненавидел Евгения, а Николай Петрович часто заслушивался его речами, смотрел на интересные опыты, но, конечно, побаивался странного гостя.
Евгений снова возмущается в ответ на чтение стихов Пушкина Николаем Петровичем, без стеснения величает хозяина дома «отставным человеком». Тогда Павел Петрович, заступаясь за брата, вновь сталкивается с Базаровым в разгоряченной словесной баталии. Базаров говорит, что «отрицание – полезнее всего», но не встречает поддержки со стороны Кирсановых.
А Николай Петрович, припоминая свое недопонимание с матерью, начинает сопоставлять эту ситуацию со своим сыном Аркадием.
Характеристика персонажей
Женские образы в произведении Тургенева играют важную роль. Они не только раскрывают мировоззренческую позицию главного героя, но и демонстрируют ценности русского общества XIX века.
Анна Одинцова
Главным женским образом романа является Анна Одинцова. И. С. Тургенев подробно описывает 28-летнюю женщину со светлыми глазами, чистой кожей и тёмными волосами. Анна — образец женской красоты и утонченности
На первой же встрече Евгений Базаров обращает внимание на её покатые плечи, осанку и лёгкую походку. Гардероб героини отличается особой изысканностью.
Анна Одинцова рано вышла замуж. В её браке не было любви, но взрослый супруг смог улучшить материальное положение её семьи. После смерти мужа Анна с сестрой некоторое время проживала за границей, а затем переехала в деревню. Там женщина обучалась веде́нию хозяйства, читала книги и воспитывала младшую сестру.
Несмотря на благородную внешность, героиня противопоставлена светскому обществу. Анна Одинцова отличается от других представительниц аристократии:
- выдающимся умом;
- равнодушием к светскому обществу;
- независимостью.
К главным ценностям героини можно отнести спокойствие, комфорт и материальное благополучие
Умный и дерзкий Базаров сразу привлекает внимание женщины. Она испытывает к нему сильные чувства, но не готова отказаться от комфорта и спокойствия ради любви.
Госпожа Кукшина
Характер Анны Одинцовой противопоставлен образу Авдотьи Кукшиной. В начале произведения автор описывает ещё молодую белокурую женщину в неопрятном платье и с растрёпанными волосами. Окружающие не считают Кукшину привлекательной, она вызывает интерес только своими прогрессивными взглядами.
Героиня относит себя к «эмансипе», то есть к женщинам, демонстрирующим равные права с мужчинами. Базарову и Кирсанову она говорит, что не желает ни от кого зависеть, поэтому живёт отдельно от мужа и не имеет детей. Кукшина старается создать образ умной независимой женщины, но вызывает у окружающих только недоверие и сострадание.
Катя и Фенечка
Катя Локтева является типичной тургеневской девушкой. Младшая сестра Анны Одинцовой обладает привлекательной внешностью. Автор описывает:
- смуглую кожу;
- чёрные волосы;
- тёмные глаза.
В произведении автор указывает на то, что Анну и Катю не связывают тёплые отношения. Вероятно, старшая сестра воспитывала девочку в строгости, поэтому К. Локтева побаивается Одинцову. Нежный образ Кати в романе «Отцы и дети» противопоставлен строгому образу Анны.
Скромная, но не лишённая сильного характера девушка смогла покорить сердце Аркадия Кирсанова. Благодаря Кате молодой нигилист отказался от ложной системы ценностей и смог обрести семейное счастье.
Особое внимание стоит уделить образу Фенечки. Эта простая крестьянская девушка наделена многими положительными качествами
Базаров уделяет Фенечке знаки внимания, но в ответ встречает лишь укор. Девушку возмущает безнравственность Евгения, которая противоречит её принципам и ценностям.
В таблице представлена сравнительная характеристика женских образов.
Героиня | Характеристика |
---|---|
Анна Одинцова | Носительница холодной красоты и рассудительности. Умна, богата и хорошо воспитана, но комфортность и душевное спокойствие ставит превыше любви |
Кукшина | Провинциальная нигилистка. Образована, начитана, всегда находится в курсе всех событий. Поддерживает имидж «передовой женщины», хотя таковой не является |
Катя Локтева | Добрая, общительная и наблюдательная, но при этом обладает сильным характером |
Фенечка | Бывшая крепостная. Прекрасная мать и заботливая жена |
Информация из таблицы поможет охарактеризовать героинь произведения. Материал может быть использован для составления реферата или написания сочинения по литературе.
III глава
Все трое направляются в Марьино – усадьбу Кирсановых. Аркадий в разговоре с отцом упоминает еще одну характеристику Базарова:
Из этого разговора мы узнаем, что Базаров – будущий доктор, естествоиспытатель, а Аркадий пытается походить на своего приятеля, уж очень сильно им восхищаясь. Он даже пытается скрыть собственную радость, связанную с возвращением домой, так как его товарищ не слишком любит выражать эмоции.
Столкновение духовного и материального, а точнее, поэзии и медицины происходит уже в третьей главе: Николай Петрович читает наизусть строки Пушкина, что, несомненно, говорит о его тонкой натуре, а Базаров просто прерывает его. Грубость гостя объяснится его мировоззрением. Герой считает чтение пушкинских стихов абсолютно неуместным и ненужным.
V
Рано утром Базаров отправляется на болото за лягушками для опытов. Аркадий знакомится с Федосей Николаевной, новой женой отца, и сводным братом Митей. Отец смущается перед сыном, но Аркадий его поддерживает. У Павла Петровича с утра нарядный костюм, он спрашивает племянника, кто такой Базаров. Аркадий отвечает, что его друг — нигилист. Братья решают, что это тот, кто ни во что не верит, но Аркадий поправляет, что его друг не признает и не принимает никаких принципов веры.
Федося Николаевна приносит Павлу Петровичу какао в большой чашке. Она не чувствует себя такой уверенной, но Аркадий с улыбкой подбадривает ее. Приходит Базаров с мешком лягушек и идет переодеваться к завтраку.
Очень краткий пересказ романа «Отцы и дети»
Аркадий Кирсанов возвращается домой вместе с другом Евгением Базаровым. Молодые люди только окончили университет. У них складываются непростые отношения со старшими Кирсановыми — отцом Аркадия и его дядей. Происходит столкновение двух поколений — отцов и детей.
Старшие придерживаются патриархальных взглядов, а младшие — заражены молодёжным видением мира нигилизмом. Два поколения спорят и никак не могут найти общего языка.
Спустя некоторое время Аркадий и Евгений знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой и её младшей сестрой Катериной. Молодые люди одновременно влюбляются в Анну. Устои Базарова, в частности, отрицание брака и чувств рушатся. Он признаётся Анне в любви, но получает от ворот поворот.
Аркадий отказывается от нигилизма и понимает, что влюблён в Катерину. Между Евгением и дядей Аркадия происходит дуэль. К счастью, все остаются живы. Евгений уезжает к своим родителям и вскоре умирает, заразившись тифом, а его друг женится на Катерине. Дядя Аркадия уезжает из страны. Анна Одинцова вновь выходит замуж.
Сюжет
Действия романа происходят в 1859 году, практически накануне крестьянской реформы, проведенной в 1861 году.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. Закончив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в свой родной дом в Марьино — к отцу Николаю Петровичу и своему дяде Павлу Петровичу
Вместе с ним приезжает Евгений Базаров — его товарищ. Аркадию оказан теплый прием, однако с Базаровым у Кирсановых отношения не заладились. Дело в том, что он — ярый нигилист, что вызывает острое неприятие у аристократа Павла Петровича. Различие во взглядах приводит к постоянным столкновениям между ними, и никто из двоих не намерен уступать
Закончив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в свой родной дом в Марьино — к отцу Николаю Петровичу и своему дяде Павлу Петровичу. Вместе с ним приезжает Евгений Базаров — его товарищ. Аркадию оказан теплый прием, однако с Базаровым у Кирсановых отношения не заладились. Дело в том, что он — ярый нигилист, что вызывает острое неприятие у аристократа Павла Петровича. Различие во взглядах приводит к постоянным столкновениям между ними, и никто из двоих не намерен уступать.
Нигилизм — философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.
Напряженная обстановка вынуждает Базарова покинуть Марьино, и Аркадий едет вместе с ним. В губернском городе они знакомятся с Кукшиной и Ситниковым, которые стараются следовать современным, прогрессивным взглядам, однако представляют собой лишь бледную копию нигилистов. Гораздо больше симпатий у обоих юношей вызвала Анна Сергеевна Одинцова, которую они встретили на балу. В ее присутствии Евгений Базаров начинает вести себя не как обычно — так показалось Аркадию. Базаров, отрицающий все, и любовь в том числе, начинает испытывать чувства к молодой женщине. Аркадий тоже влюбляется в Одинцову.
Анна Сергеевна, однако, отвергает Базарова, а Аркадий увлекается ее младшей сестрой — Катей. Друзья на время уезжают к родителям Евгения, где между ними происходит разлад: Аркадий начинает сомневаться в идеалах своего товарища. Тем не менее, вскоре они вместе покидают дом Базаровых и возвращаются в Марьино.
Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем достигает своего пика, когда молодой человек целует Фенечку — возлюбленную Николая Кирсанова. Павел Петрович вызывает его на дуэль, на которой отделывается легким ранением. Базаров возвращается к родителям и с головой уходит в работу. Во время вскрытия умершего от тифа крестьянина он случайно порезался и получил заражение крови. В горячке он просит послать за Одинцовой и перед смертью признается ей в любви.
Полгода спустя Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович покидает страну. Жизнь идет своим чередом. А могилу нигилиста Базарова навещают только его постаревшие родители.
Характеристика главных героев
Прежде чем начать анализ глав «Отцы и дети», необходимо ознакомиться с персонажами знаменитого произведения Тургенева. Сюжетная линия романа завязана на взаимодействии следующих центральных героев:
- Евгений Базаров. Ключевая фигура произведения, сын военного врача, друг Аркадия Кирсанова. Посредством этого действующего лица писатель показал, как, по его мнению, выглядит яркий представитель молодежи и разночинно-демократической интеллигенции той эпохи. Будучи нигилистом, молодой человек не признает никаких авторитетов, бросает вызов общественному укладу. Обладая сложным и противоречивым характером, он скептически относится к искусству и любви, считая, что любое явление можно объяснить языком науки. Он уходит из жизни по нелепому стечению обстоятельств, оставшись до конца не понятым.
- Аркадий Базаров. Молодой дворянин, считающий Базарова своим духовным наставником, но не углубляющийся в тонкие детали нигилизма. Ему просто нравится чувствовать себя свободным и независимым от навязываемых извне постулатов. Нигилизм открывает в Аркадии такие нетипичные для него качества, как самоуверенность и дерзость, хотя по своей натуре он добрый и бесхитростный человек, который чтит дворянские традиции. Попав под влияние Базарова, не сразу сумел продемонстрировать свое истинное лицо.
- Николай Петрович Кирсанов. Отец Аркадия. После того как остался вдовцом, долгое время горевал, пока не встретил Фенечку, родившую ему сына. Несмотря на солидный возраст, старается следить за новыми веяниями, увлекается поэзий и музыкой. На протяжении всего романа автор симпатизирует этому герою. При всей своей слабости и нерешительности он, однако, чуток и благороден.
- Павел Петрович Кирсанов. Идейный антипод и достойный соперник Базарова. Этот принципиальный, проницательный аристократ наделен недюжим интеллектом и силой воли. Отличается либеральными взглядами, испытывает тягу ко всему английскому, всегда одет по последнему писку моды, ухожен и изящен. Княгиня, в которую он был безумно влюблен в молодости, разбила ему сердце, и мужчина долгие годы пришлось залечивать душевные раны.
Произведение построено на противопоставлении мировоззрений аристократа Кирсанова и нигилиста Базарова, являющимися ярчайшими представителями своих лагерей. Герои неустанно спорят о том, как надо относиться к простому народу, какую роль в жизни человека играют труд, наука, искусство. В уста персонажей вложены размышления автора о судьбе русской деревни.
Само название романа отражает главный вопрос, волнующий писателя, — взаимоотношение двух разных поколений, то есть отцов и детей. Разногласия между молодежью и умудренными опытом людьми существовали испокон веков. Вот и здесь Евгений Базаров, представляющий интересы прогрессивных юнцов и желающий сиюминутных изменений в социально-общественной сфере, ни во что не ставит жизненное кредо «отцов», тем самым создавая конфликт поколений и обличая противоречия между ортодоксами и революционерами.
Отдельного разговора заслуживает тема любви. Трепетные чувства стали настоящим испытанием для главного героя. Поначалу он не хочет принимать любовь, осуждает брак, выдвигая гипотезу, что отношения между мужчиной и женщиной обусловлены одной лишь физиологической потребностью, но именно не поддающееся логике влечение к Анне Одинцовой выбивает почву из-под ног героя. В один миг рушится вся его нигилистическая идеология. Он приходит к выводу, что жизнь устроена намного сложнее, чем кажется.
Глава IV: Встреча с крестьянами
В четвертой главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о том, как главный герой, Евгений Базаров, вместе с Аркадием Кирсановым отправляется в деревню, чтобы познакомиться с крестьянами. В этой главе автор переносит нас в полную неожиданностей и противоречий реальность жизни.
Встреча с крестьянами оказалась для Базарова и Кирсанова невероятно интересной и полной новых впечатлений. Крестьяне оказались ихносниками, преданными своим работам и своей земле, но в то же время непривычно наивными и доверчивыми. Евгений пытался убедить крестьян в необходимости изменений и реформ, но выслушивал только неопределенные ответы.
В данной главе автор поднимает важные социальные вопросы, связанные с экономическим и культурным развитием страны. Он показывает, что бедность крестьян и их необразованность являются основными причинами отставания России от западных стран. Анализируя традиционный образ жизни крестьян, Тургенев напоминает о главных проблемах того времени.
- Столкновение мировоззрений. В четвертой главе «Отцы и дети» происходит встреча двух мировоззрений – убеждения традиционалистов и радикального мышления Базарова. Автор обращается к вопросу взаимоотношения этих взглядов и дает множество примеров коллизий между этими двумя концепциями.
- Взгляд на крестьянскую жизнь. В четвертой главе Тургенев описывает жизнь крестьян, их обычаи и традиции. Автор констатирует, что именно жизнь народа является движущей силой и основой русской культуры. Он отдаёт дань уважения крестьянскому труду и преданным заботам о земле.
- Проблема социальных различий. В данной главе Тургенев выявляет проблемы социальных различий и границ между двумя взглядами на жизнь и общество. Он показывает, как эти границы становятся причиной конфликтов и противоречий.
Краткий анализ
«Отцы и дети» — произведение, написанное в жанре романа
Принимая во внимание жанровые особенности, книгу вполне можно назвать социально-философской
Рассматриваемый роман имеет общие черты с повестью. Во-первых, в центре повествования находится одна фигура (Евгений Базаров) и все сюжетные нити тянутся к нему. В произведении отсутствуют значительные эпизоды, где он бы не участвовал. Во-вторых, это сжатые временные рамки — все действие умещается в два месяца.
Основу композиции составляет антитеза. Бурные диалоги Базарова с Павлом Петровичем призваны подчеркнуть:
- социально-идеологическую направленность романа,
- несовпадение взглядов,
- разное восприятие мира.
Многие критики были удивлены тем, какая участь была уготовлена Тургеневым главному герою, но писатель лучше многих понимал, что время таких людей еще не наступило, отчего принятая достойно смерть стала единственно верным исходом жизненного пути Базарова.
С тех пор как роман «Отцы и дети» вышел в свет, прошло много лет, однако произведение и по сей день не теряет своей актуальности, заставляя читателей задуматься над серьезными вопросами.
Следующая цитата
Родители очень рады возвращению сына и всеми силами стараются не мешать ему. Евгений сначала много работает, но затем ему становится скучно. Базаров иногда разговаривает с крестьянами, подтрунивая над ними: они, дескать, будущее России. Евгений находит себе занятие в том, что помогает отцу во врачебной практике.
Однажды Базаров говорит Василию Ивановичу, что вскрывал умершего от тифа мужика и порезался, и спрашивает, нет ли у него адского камня. Однако сам Евгений понимает, что уже поздно. Отец в ужасе. Базаров действительно заболевает, ему делается все хуже. Старик, понимая все, безмерно страдает, скрывая то, что происходит на самом деле, от жены.
Базаров просит отца послать к Одинцовой, передать, что Евгений Базаров кланяется и что он умирает. Несчастный отец однажды просит сына исполнить долг христианина и принять причастие, но Евгений отказывается: ведь и беспамятных причащают.
-
Хижина дяди тома цитаты
-
Цитата экзюпери про корабль
-
Николас виндинг рефн цитаты
-
Если она не кидала тебя в чс то она никогда тебя не любила цитата
- Цитаты про погоду и настроение
Главные герои
- Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, то есть философии, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.
- Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи нигилизма.
- Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается демократичных взглядов, любит поэзию и музыку.
- Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.
- Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.
- Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.
- Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.
- Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Впоследствии выходит замуж за Аркадия.
XVI
Однажды в усадьбе Одинцовой друзей немного смутил строгий прием, напоминающий министерские покои. Но знакомство с младшей сестрой Анны, Катериной Сергеевной, облегчило положение. Аркадий и Анна вспоминают его покойную мать, а Базаров от скуки просматривает альбомы с картинами. Хозяйка предлагает о чем-то поспорить, ведь она ужасный спорщик.
Анна Сергеевна удивляется, как можно жить без художественного вкуса, но Базаров утверждает, что он ему не нужен, потому что он врач, и все пациенты для него одинаковы. Одинцова этого не приемлет, потому что люди отличаются друг от друга. Базаров считает, что все человеческие пороки зависят от общественного строя: если общество исправить, болезней не будет.
Пришла тетя Одинцова, княгиня Х.. Я, злая старуха. Никто не обращал на нее никакого внимания, но относились к ней с уважением. Вечером Базаров играет в преферанс с Анной Сергеевной, а Аркадий вынужден быть с Катей. Она играет ему сонату Моцарта, и Аркадий замечает, что Катя хорошенькая. Анна вечером тоже думает о гостях, особенно о Евгении. Она любила его за новизну взглядов и отсутствие позиции. Утром она зовет его «ботаничиться», и Аркадий снова проводит время с Катей.
Главы 21–22
Отец и мать Базарова были вне себя от радости, увидев сына. Аркадия они тоже приняли радушно. Дом у них был небольшой, обставлен без роскоши.
Базаров любил родителей, хотя и относился к ним с некоторым снисхождением. Они в свою очередь просто обожали своего единственного сына.
Василий Иванович всячески пытался сблизиться с Евгением
Отец обращал внимание, что он не отстает от современности: продолжает интересоваться развитием современной науки, читает книги. . По приезду обоих приятелей сытно накормили и уложили спать
Наутро Аркадий разговорился с Василием Ивановичем. Старик спросил, что он думает о его сыне. Аркадий уверил его, что считает Базарова выдающимся человеком, который в будущем наверняка станет широко известен. Василий Иванович был глубоко тронут такими словами, ведь он практически боготворил сына
По приезду обоих приятелей сытно накормили и уложили спать. Наутро Аркадий разговорился с Василием Ивановичем. Старик спросил, что он думает о его сыне. Аркадий уверил его, что считает Базарова выдающимся человеком, который в будущем наверняка станет широко известен. Василий Иванович был глубоко тронут такими словами, ведь он практически боготворил сына.
Родители Базарова
Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы, небогатые помещики, имение принадлежит жене. Хорошие, добрые, набожные люди. Хотя поженились они не по любви, Базаровы живут дружно, вместе ведут хозяйство. Обожают своего единственного сына и безмерно им гордятся.
Василий Иванович и Арина Власьевна. Художник Д. Боровский
После завтрака Аркадий и Базаров вдвоем отдыхали на сене и разговаривали. Базаров поделился, что чувствует скуку и злость
Ему казалось, что нужно делать что-то важное и полезное, а он все еще думал об Одинцовой.
Между приятелями возник спор. В итоге Базаров упомянул Павла Петровича и назвал его идиотом. Это очень рассердило Аркадия. Дошло до того, что они чуть не подрались. Только неожиданно появившийся Василий Иванович не дал конфликту разрастись.
Уже через несколько дней Базаров решил вернуться с Аркадием в Марьино. В родной деревне ему было скучно и хотелось работать.
Родители ужасно расстроились, что сын так скоро уезжает. Тем не менее на следующий день Базаров вместе с Аркадием уехали в Марьино.
Спор Базарова (Александр Устюгов) и Аркадия (Александр Ратников). Кадр из сериала «Отцы и дети», 2008
Они доехали до развилки, где кучер спросил их: налево ехать или направо? Дорога направо вела в Марьино, а налево — к Одинцовой. Аркадий засомневался, но все же велел кучеру ехать налево.
Одинцова не ждала их и была не слишком довольна неожиданным приездом. Кате нездоровилось, и она не вышла к ним. Аркадий вдруг почувствовал, что был бы более рад встретиться именно с Катей, чем с Анной Сергеевной.
Они пробыли в Никольском всего несколько часов и отправились в Марьино. Там их встретили радостно.
В следующие дни Базаров занимался научными опытами, а Аркадий помогал отцу по хозяйству. Дела на ферме шли не слишком хорошо, и работы было много. Помимо хозяйственных дел Аркадий постоянно был занят мыслями о Никольском. Ему было скучно дома, скучно с Базаровым. С помощью отца он отыскал письма, которые мать Одинцовой когда-то писала его матери. Эти письма стали для него поводом вновь отправиться в Никольское.