Планирование режимных моментов
Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.
Утреннее время
В утреннее время целесообразно планировать:
- индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
- беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
- игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
- наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
- трудовые поручения и дежурство;
- работу с привития культурно-гигиенических навыков;
- различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).
В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.
Пребывание на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:
- сильный ветер;
- температура воздуха выше +35С в тени;
- ливень, гроза.
Организация УПД в первой половине дня
В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.
Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.
В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.
Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).
На прогулке
На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.
Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.
Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.
В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).
Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период
Режимные моменты | Ориентировочное распределение времени | |||
третий год жизни | четвертый год жизни | пятый год жизни | шестой год жизни | |
Утренняя встреча детей, игры. Утренняя гимнастика. |
07.30-08.15 | 07.30-08.20 | 07.30-08.25 | 07.30-08.30 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 08.15-08.45 | 08.20-08.50 | 08.25-08.50 | 07.30-08.30 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. | 08.45-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 |
Организованная учебно-познавательная деятельность | 09.00-09.30 | 09.00-09.40 | 09.00-09.25 09.30-09.55 |
09.00-09.30 09.35-10.05 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 09.30-11.30 | 09.40-12.00 | 09.55-12.15 | 10.05-12.25 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. | 11.30-11.45 | 12.00-12.15 | 12.15-12.30 | 12.25-12.40 |
Обед. Подготовка ко сну. | 11.45-12.30 | 12.15-13.00 | 12.30-13.00 | 12.40-13.10 |
Дневной сон. | 12.30-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.10 |
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. |
15.00-15.20 | 15.00-15.20 | 15.00-15.30 | 15.10-15.40 |
Игры, СХД, развлечения. Занятия по интересам. |
15.20-15.40 | 15.20-15.45 | 15.30-16.00 | 15.40-16.10 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
15.40-16.00 | 15.45-16.05 | 16.00-16.20 | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Работа с родителями. Возвращение детей домой. |
16.00-18.00 | 16.05-18.00 | 16.20-18.00 | 16.30-18.00 |
Развлекательные мероприятия
Также разрабатываются различные развлечения, в частности:
- физкультурные развлечения (два раза в месяц);
- кукольный, настольный и другие виды театра;
- детские концерты;
- музыкальные и литературные досуги;
- инсценировки литературных произведений и тому подобное.
- индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
- детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).
В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.
Недельное распределение организованной учебно-познавательной деятельности дошкольников
Дни недели | Ориентировочное распределение времени | ||||
Группы детей раннего возраста | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Понедельник | 1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Физкультура |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Физкультура |
Вторник | 1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Физкультура на свежем воздухе |
1. Изобразительная деятельность 2. Музыка |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
Среда | 1. Дидактические игры по сенсорному воспитанию 2. Физкультура на свежем воздухе 3. Развлечения |
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Физкультура 2. Изобразительная деятельность |
1. Физкультура 2. Изобразительная деятельность |
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура на свежем воздухе |
Четверг | 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура |
1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) 3. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
Пятница | 1. Музыка 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин) |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
Мероприятия во время прогулок
В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:
- закаливающие процедуры с использованием стационарного и выносного оборудования на площадках теневых навесов, надувных бассейнов, индивидуальных ковриков и тому подобное;
- наблюдения за предметами, явлениями окружающего мира и экскурсии в природу, в музеи, других учебных заведений (аптека, библиотека, магазин, поликлиника и тому подобное);
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, познавательной, поисково-исследовательской и тому подобное);
- привлечение детей к различным видам коллективной трудовой деятельности (со всей группой или с подгруппами), индивидуальных и групповых поручений, в частности:
- уборка групповой комнаты;
- ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и тому подобное;
- стирка кукольного белья, носовых платков, лент;
- изготовление игрушек-самоделок;
- труд в природе (на площадке, в саду, цветнике, на огороде);