Планирование воспитательно-образовательной работы в доу

Реализация комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса в доо | детство-гид

Планирование режимных моментов

Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.

Утреннее время

В утреннее время целесообразно планировать:

  • индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
  • беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
  • игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
  • наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
  • трудовые поручения и дежурство;
  • работу с привития культурно-гигиенических навыков;
  • различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).

В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:

  • сильный ветер;
  • температура воздуха выше +35С в тени;
  • ливень, гроза.

Организация УПД в первой половине дня

В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.

Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.

В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.

Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).

На прогулке

На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.

Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.

Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.

В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).

Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период

Режимные моменты Ориентировочное распределение времени
третий год жизни четвертый год жизни пятый год жизни шестой год жизни
Утренняя встреча детей, игры.
Утренняя гимнастика.
07.30-08.15 07.30-08.20 07.30-08.25 07.30-08.30
Подготовка к завтраку. Завтрак. 08.15-08.45 08.20-08.50 08.25-08.50 07.30-08.30
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. 08.45-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00
Организованная учебно-познавательная деятельность 09.00-09.30 09.00-09.40 09.00-09.25
09.30-09.55
09.00-09.30
09.35-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка. 09.30-11.30 09.40-12.00 09.55-12.15 10.05-12.25
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. 11.30-11.45 12.00-12.15 12.15-12.30 12.25-12.40
Обед. Подготовка ко сну. 11.45-12.30 12.15-13.00 12.30-13.00 12.40-13.10
Дневной сон. 12.30-15.00 13.00-15.00 13.00-15.00 13.10-15.10
Постепенный подъем.
Закаливающие процедуры.
15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.30 15.10-15.40
Игры, СХД, развлечения.
Занятия по интересам.
15.20-15.40 15.20-15.45 15.30-16.00 15.40-16.10
Подготовка к полднику.
Полдник.
15.40-16.00 15.45-16.05 16.00-16.20 16.10-16.30
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Индивидуальная работа.
Самостоятельная игровая деятельность.
Работа с родителями.
Возвращение детей домой.
16.00-18.00 16.05-18.00 16.20-18.00 16.30-18.00

Развлекательные мероприятия

Также разрабатываются различные развлечения, в частности:

  1. физкультурные развлечения (два раза в месяц);
  2. кукольный, настольный и другие виды театра;
  3. детские концерты;
  4. музыкальные и литературные досуги;
  5. инсценировки литературных произведений и тому подобное.
  6. индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
  7. детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).

В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.

Недельное распределение организованной учебно-познавательной деятельности дошкольников

Дни недели Ориентировочное распределение времени
Группы детей раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Понедельник 1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Физкультура
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Физкультура
Вторник 1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Физкультура на свежем воздухе
1. Изобразительная деятельность
2. Музыка
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
Среда 1. Дидактические игры по сенсорному воспитанию
2. Физкультура на свежем воздухе
3. Развлечения
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Физкультура
2. Изобразительная деятельность
1. Физкультура
2. Изобразительная деятельность
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура на свежем воздухе
Четверг 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура
1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)
3. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
Пятница 1. Музыка
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин)
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе

Мероприятия во время прогулок

В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:

  1. закаливающие процедуры с использованием стационарного и выносного оборудования на площадках теневых навесов, надувных бассейнов, индивидуальных ковриков и тому подобное;
  2. наблюдения за предметами, явлениями окружающего мира и экскурсии в природу, в музеи, других учебных заведений (аптека, библиотека, магазин, поликлиника и тому подобное);
  3. создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, познавательной, поисково-исследовательской и тому подобное);
  4. привлечение детей к различным видам коллективной трудовой деятельности (со всей группой или с подгруппами), индивидуальных и групповых поручений, в частности:
  • уборка групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и тому подобное;
  • стирка кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок;
  • труд в природе (на площадке, в саду, цветнике, на огороде);
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: