Кратчайшее содержание
Русский император Александр 1 принимает решение совершить путешествие по Европе вместе с донским казаком Платовым. Когда правитель прибывает в Англию, он посещает кунсткамеры. Английский народ очень хотел удивить русского императора. С этой целью англичане показывают государю заводную блоху из стали. Правитель отдал большие деньги за блоху и привёз её в северную столицу. Он очень жалел, что русские умельцы не могут сделать подобное чудо. Но Платов, патриот своей страны, пытался убедить его в обратном.
Спустя некоторое время после возвращения на Родину император скончался. Новым правителем стал брат Александра, Николай 1. Среди вещей брата Николай заметил заводную блоху. Новоиспеченный государь был уверен, что и в России имеются свои талантливые мастера. Он дал распоряжение найти мастера, который смог бы превзойти англичан. Платов занялся поиском такого удивительного человека. Ему удалось найти даровитых людей в Туле. Среди них оказался и главный герой произведения — Левша. Они получили заказ — превзойти английских умельцев. Платов дал им блоху как образец.
Платов был жестоким человеком и считал, что простых людей можно бить и унижать — тогда из них выйдет толк. Благодаря угрозам Платов смог получить блоху в положенный срок, однако он подумал, что свою работу мастер не выполнил, так как никакой разницы не заметил: блоха осталась такой же, хуже того, она больше не танцевала. Платов избил Левшу и принял решение отправиться в Петербург вместе с ним. Лишь в северной столице стало понятно, каким мастером был Левша, ведь он смог подковать блоху без микроскопа.
Русский император дал распоряжение отправить подкованную блоху в Англию. Он хотел, чтобы англичане удивились. В Англию также отправился Левша. Английский народ был восхищён способностями искусного мастера. Левше предложили жениться и остаться в Европе, но мастер не принял это предложение. Более того, он подсмотрел важный секрет англичан: они не чистили ружья кирпичом, благодаря чему оружие лучше сохранялось. Он хотел поскорее сообщить об этом начальству.
Когда Левша держал обратный путь в Россию, он согласился заключить пари с помощником шкипера. Согласно пари, они должны были перепить друг друга. Когда моряк вернулся в Петербург, его смогли привести в чувство врачи в больнице для знати. А вот Левше не оказали необходимой медицинской помощи, он же бедняк. В результате талантливый мастер не смог выжить. Левша перед своей смертью обратился с просьбой передать государю оружейный секрет английской армии. Однако к его просьбе никто не отнёсся серьёзно, она не была выполнена. Это привело к поражению в Крымской войне.
Краткое содержание
В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Главы: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Х/Фильм — Мультфильм — Аудиокнига
Лесков «Левша», глава 14 – краткое содержание
Все придворные дивились, а Левша пояснил: если бы был лучше мелкоскоп, то ещё бы увидели, что на каждой блошиной подковинке имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. Одного только имени Левши там не было, потому что он мельче работал: гвоздики для подков выковывал. Поинтересовался Государь, как же туляки эту работу без мелкоскопа делали. А Левша сказал: по бедности мы мелкоскопа не имеем, но у нас и так глаз пристрелявши.
Атаман Платов у Левши прощения попросил, что за волосы его драл, и дал оружейнику сто рублей. А Николай Павлович приказал подкованную блоху обратно в Англию препроводить и послать вместе с курьером Левшу, чтобы знали англичане, какие у нас в Туле мастера есть. Обмыли Левшу в банях, одели в кафтан с придворного певчего и повезли за границу.
История создания
Когда «Левша» Лескова вышел в свет, критики сочли, что это просто записанная легенда, популярная среди тульских мастеров. Однако писатель оспаривал это, уверяя, что весь «Сказ…» от начала и до конца придуман им. Проблема была в том, что Лескову мастерски удалось воспроизвести исковерканный разговорный язык. «Левша» выглядел самородком, не созданным рассказом, а народным произведением.
Проблематика:
- личность и общество (Левша — господа);
- проблема русского таланта и возможностей его реализации;
- проблема власти (отношение государя к русским и английским мастерам).
Смысл названия: название с упоминанием главных персонажей даёт читателю свободу интерпретации: его не учат, а просто рассказывают некую историю, из которой каждый может сделать свои выводы.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: сказовая манера Лескова придала этой повести свободную интонацию речи простого человека. Явственна связь повести о тульском косом Левше и фольклора: сказания о тульских мастерах давно живут в народе.
Время и место действия: действие повести происходит в России и в Англии в начале XIX в. (после войны с Наполеоном).
Сюжетная линия
История начинается с того, что правитель Александр Павлович собирается отправиться в путешествие после войны с Наполеоном. Во время поездки он рассматривал много удивительных и необычных вещей. Он всем восхищался. Но Платов, путешествующий вместе с правителем, утверждал, что русские мастера лучше, чем заграничные. В конце путешествия император приезжает в Англию.
Англичане стали демонстрировать русскому царю свои достижения. Он был в восторге и утверждал, что английские ремесленники превзошли русских мастеров. Но Платов постоянно находил изъяны и принижал заморских оружейников. После этого иностранцы показали пистоль тончайшей работы никому не известного мастера.
Александр загрустил и подумал, что его земляки никогда не смогли бы такого сделать. Платов взял в руки пистоль, открыл замок и увидел написанные внутри фамилию, имя и отчество. Оказывается, эту вещь сделал Иван Андреевич Москвин из Тулы. Англичане были удивлены и решили создать такое чудо техники, к которому не мог придраться даже Платов.
На следующее утро царь решил посетить сахарную фабрику. Потом его и Платова провели в отдельную комнату, где хранились редкие минеральные камни. Тут англичане представили Александру свое чудо техники — механическую блоху. Она умела прыгать и танцевать. Император купил у иностранцев это творение за миллион. После этого он отправился на родину.
До само́й смерти Александр хранил блоху в своей шкатулке. Затем она досталась его жене и только потом родному брату Николаю Павловичу.
Дело мастеров
Для всех это оставалось тайной до тех пор, пока во дворец не приехал атаман Платов. Он дал Николаю 1 мелкоскоп, после чего тот смог увидеть, что стальная блоха умеет прыгать и танцевать. Царя не воодушевило это, он не был поклонником иностранного мастерства. Николай Павлович был уверен, что русские смогут сделать вещь намного лучше и интересней. Он поручил Платову дать задание русским мастерам, чтобы они создали что-нибудь удивительное, лучше, чем этот механизм.
Для исполнения воли государя Платов отправился в Тулу. Там он объяснил, что нужно сделать вещь, которая затмит англичан. Мастера попросили лишь о том, чтобы он оставил у них блоху на пару дней. Атаман не стал спрашивать, зачем это нужно, а просто отправился на Дон.
После отъезда Платова лучшие мастера, среди которых был Левша, уехали из города. Многие люди говорили, что они просто не смогли ничего придумать и решили скрыться вместе с царской табакеркой.
На самом деле умельцы поехали в город Мценск, чтобы помолиться у иконы Николая Чудотворца. Сделав все свои дела, они вернулись в Тулу и заперлись в доме Левши. Народу было очень интересно, что же решили сотворить умельцы. Они под разными предлогами пытались выманить хоть одного из дома и расспросить, но у них ничего не вышло.
После окончания рабочей поездки Платов вернулся в Тулу, но не пошел к мастерам, а отправил курьеров. В это время умельцы уже заканчивали работу. Курьеры долгое время стучались и в окна, и в дверь, но мужчины не открывали.
Достойная награда
Отдали оружейники Платову блоху. Он спросил, в чем же заключалась их работа, но они хором ответили, что это заметит только царь. Платов разозлился от такого ответа, нахально посадил Левшу в свою повозку и отправился к Николаю 1. По прибытии атаман сам пошел к императору, а Левшу оставил ждать внизу.
Войдя в палаты государя, Платов начал рассказывать о казаках. Он считал, что сможет отвлечь царя. Но Николаю было интересно, что же придумали мастера из Тулы. Платов сказал, что они лишь вернули вещь англичан и не сделали ничего. Император удивился и решил сам рассмотреть блоху.
Когда блоху завели, Платов увидел, что она перестала танцевать. Он был очень зол и подумал, что мастера лишь сломали вещь. Атаман спустился и начал бить Левшу. Но герой успел выкрикнуть, что новизну можно заметить только в мелкоскоп.
Когда Левшу привели к царю, он сказал, что тульские умельцы подковали ее. Императора распирала гордость за русских мастеров. Земляки все же сумели утереть нос англичанам.
За старание Левша получил орден и отправился за границу демонстрировать свое творение. Англичане были удивлены умению мастера выполнять такую ювелирную работу. Они предложили ему остаться у них, но герой отказался и отправился на родину. По дороге домой Левша запил. После прибытия в столицу его отправили в больницу для простых людей, где он умер, не получив необходимой помощи.
В чем авторская идея
Тонким намеком Лесков подбрасывает читателю мысль: а что было бы, вздумай Левша поддаться уговорам и остаться в Англии? Он бы как сыр в масле катался, окруженный почетом, а его имя вошло бы в историю. Но в России он умер нищим, и даже имени его не сохранила народная память, а только прозвище. Талант из простонародья не смог ни пробиться, ни получить образования, он совершенно бесправен. Его никто не оценил, и даже патриотизм этого мастера оказался никому не нужен.
Прочитав краткое содержание повести «Левша» по главам, найдите время, чтобы ознакомиться с произведением в полном объеме. Ведь, кроме сюжета, оно интересно своим живым и ярким языком, включающим местные диалекты и неожиданные коверкания иностранных слов, что делает повествование ярким и самобытным. Такая манера письма встречается и в других книгах автора.
Толкование непонятных слов
Кунсткамера — собрание редкостей, музей.
Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
Название произведения: Левша
Число страниц: 48.
Год издания: 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место сюжета
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои и их краткая характеристика
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чем уступать иностранцам.
Краткое содержание и сюжет
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищенный столь тонкой необычной работой, приобрел ее и привез на родину. Вскоре после возвращения он скончался, и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезенная из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских, и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники еще трех умельцев, Левша закрылся в своем домишке, и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди, и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награжден орденом и отправлен в Англию представлять свое изобретение. Англичане были поражены его мастерством, и предложили остаться. Однако Левша отказался, и вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Англичане подарили императору Александру Павловичу металлическую блоху. Платов отвозит блоху тульским мастерам и приказывает сделать что-нибудь лучше. Левшу везут к Николая Павловичу и он показывает подкованную блоху. Левшу с почетом принимают в Лондоне, но он отказывается поменять страну и веру. Левша плывет обратно и заболевает, его бросают в больнице для бедных. Умирая Левша рассказывает о ружьях, которые нельзя чистить кирпичом.
План пересказа
- Александр Павлович и Платов в Англии
- Русский пистоль
- Английская блоха
- Жадные англичане
- Николай Павлович находит блоху
- Совет Платова
- Заказ тульским мастерам
- Секретная работа
- Левшу везут в Петербург
- Подкованная блоха
- Левшу везут в Лондон
- Чужая страна
- Уговоры англичан
- Левша осматривает ружья
- На корабле
- Пьянка
- Левша в больнице
- Последние слова
- Смерть Левши.
Чему учит
Сказ учит любить Родину, быть патриотом своей страны, не поддаваться на щедрые посулы иностранцев. Учит быть честным, работящим, ответственным. Учит гордится своей работой, учит не преклоняться перед иностранным, а ценить свое, родное, русское.
Мне очень понравился этот сказ. Левша в нем действительно показан легендарной личностью, с твердым характером и сильной волей. Он был верен своей Родине до смертного часа и даже умирая, думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу своей стране. Левша был настоящим патриотом, каким должен быть каждый человек.
Готовый читательский дневник Левша для 6 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.
Жанр: Сказ
Главные герои:
Левша — гениальный умелец из Тулы.
Платов — казак, слуга императора.
Александр I — император, проявляющий интерес ко всему заграничному.
Николай I — император, который решил доказать, что Россия может перещеголять англичан в мастерстве.
Короткий пересказ «Левши» Лескова
После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам.
Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует.
Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно. Платов просит у Левши прошения.
Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные».
Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.
Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают».
На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет».
Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом.
Главные герои и их характеристика
Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь.
Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа
Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении
Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему император решил, что Левша сломал блоху? Что мастер сделал с блохой на самом деле?
Ответ. Император думал, что Левша сломал блоху, потому что она перестала танцевать. Посмотрев в микроскоп, Николай I понял, что мастера блоху подковали миниатюрными гвоздиками, да ещё и указали на каждой подкове имя того, кто её изготовил.
Какую лексику Лесков использует для обеспечения «сказовой интонации» в повести «Левша»?
Ответ. Просторечную лексику и историзмы.
Примером просторечной лексики могут послужить «мелкоскоп» (микроскоп) и «курица с рысью» (курица с рисом). Историзмы обеспечивают более плотную привязку повествования к лексике того периода (например, в повести упоминается отрезвляющее средство ерфикс, которое сейчас не употребляется и мало кому известно).
Поделиться ссылкой
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
ЛЕВША Н.С.Лесков | мастерство и талант русских людей | Левша- мастер, император, Платов-казак атаман | После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, , государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре Александр умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург. |
30.06.2015 |
Глава 3
Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.
Глава 2
В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.
История написания
Николай Лесков в 1878 году был в гостях у друга Болонина в Сестрорецке. Тот рассказал ему местную байку о стальной блохе англичан, которую местные мастера подковали и отправили обратно. Взяв за основу эту историю, Лесков создал свое произведение.
Рис. 1. Александр Павлович и казак Платов в Англии. Иллюстрации КукрыниксовПервый раз повесть была опубликована в 1881 году в издании “Русь”. Позже, в 1882 году, она вышла отдельной книгой. В эту версию автор внес ряд поправок, сделав ее намного ироничнее. Еще одна публикация этой книги состоялась в 1894 году. Лесков включил это произведение в сборник под названием “Праведники”.
Образец 3
Данное произведение Николая Лескова является самым популярным в его творчестве. Сочинение увидело свет в 1891 году, было представлено в сборнике «Праведники». Полное название имеет несколько больше слов. А именно «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».
Стоит отметить, что Николай Лесков в этом произведении затрагивает жизнь простого человека. Сам автор предлагает воспринимать это сочинение как народное произведение
Внимание читателя концентрируется на сюжете, в том числе главный персонаж произведения выступает в роли героя, как в старых былинах. Эта компоновка подтверждает «народность» сочинения
Автор старается избегать своего мнения, чтобы добавить реализма как в народных повествованиях.
Жанровая принадлежность произведения. Многие относят «Левшу» к жанру критического реализма. Но не все так просто. Автор повести использует иногда сказочные мотивы. Хотя они не являются главным критерием оценки жанра. Реализм произведение в полной мере раскрывает автор, упоминая русский народ, его традиции и характер. Здесь повествуется о простом рабочем люде, который подобно главному герою, в некоторых ситуациях проявляет свою самобытность и навыки. В повествовании также затрагивается роль единодержавия как основной формы правления государством. Читателю предстоит увидеть две стороны медали. Два мира, монархический и Западный в сравнении. Где царь всячески старается противостоять современным принципам правления. Очень ярким литературным приёмом данного произведения является переплетение трагических мотивов с комедией, реальности со сказкой.
Стоит подробно отметить стилистические приёмы в сочинении. Автор не скупаться на сравнения. Практически все произведение построено на данных литературных композициях. С одной стороны выступает жизнь в России и Англии, также проводится параллель между простым и влиятельным населением. Напряжении всего повествования автор раскрывает образ главного лица государства. Небольшими зарисовками чётко передаётся вся требуемая информация.
Будет не правильно оставить без внимания главного персонажа. В произведении он представлен как трудолюбивый и шибко талантливый человек. Автор очень подробно и красочно представил читателю главного персонажа. Выступает он в исключительно положительном образе. Практически национальный герой и человек верный своему Отечеству
Очень сильно акцентируется внимание на его патриотизме и праведности. Человек который не продаст Родину никаким англичанам, как подмечено в повести были такие предложения
Произведение ярко показывает истинного патриота своего государства. Который при любых обстоятельствах и условиях не предаёт и не теряет любви к родной земле. Чувствуется глубокая любовь и преданность интересам своего государства. Даже находясь на волоске от смерти, этот человек думал, как передать своему правителю секрет лучшего хранения оружие, заботясь о своём государстве с искренним энтузиазмом. Автор старается убедить всех, что простые люди создают государство и благодаря им оно существует.