Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
Гражданская казнь
Эта процедура особенно часто применялась в России именно при Александре II. При большом скоплении народа, государственного преступника ставили на колени, вешали ему на шею соответствующую табличку и ломали над его головой шпагу. Это означало, что государство больше не считает такого человека своим гражданином и никакого отношения к этому государству человек больше иметь не может.
Эти и подобные им меры привели к тому, что либеральные народники стали восприниматься, как своего рода романтики все еще надеющиеся на сотрудничество c государством в борьбе за гражданские свободы и политические права.
Революционное народничество
Понятно, что очень многих эта расправа напугала, но те, кто остался в стане народников перешли на революционные позиции. Можно говорить о том, что революционное народничество строится на работах троих основных идеологов — это работа Михаила Александровича Бакунина, работа Петра Лавровича Лаврова и труды Петра Никитича Ткачева. Собственно, именно эти люди и стали основоположниками того течения, которое мы с вами сегодня называем революционным народничеством.
Михаил Александрович Бакунин, который также, как и Герцен значительную часть своей жизни прожил в эмиграции,был сторонником анархического народничества.
Три течения в народничестве
В революционном народничестве было три основных направления:
- бунтарское,
- пропагандистское,
- заговщическое.
Теоретиком бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Бакунин был выходцем из дворянской среды. В 40-х годах он эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. За участие в революции 1848 г. прусский и австрийский суды дважды приговаривали его к смертной казни. Более года сидел он в австрийской тюрьме прикованный цепью к стене, а затем был выдан царскому правительству. После длительного тюремного заключения Бакунин был выслан в Сибирь, откуда бежал за границу.
В 60-х годах Бакунин стал главой анархизма, т. е. такого политического течения, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти. В это время Бакунин вел упорную борьбу против К. Маркса и Интернационала, чем нанес большой вред международному рабочему движению. Его мелкобуржуазные анархистские идеи имели успех в тех странах, где капитализм был развит слабо, а пролетариат еще не сложился в самостоятельную политическую силу,- в Италии, Испании, России.
Основной задачей революционной борьбы Бакунин считал разрушение государства, что должно было, по его мнению, привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции он видел в крестьянстве и в люмпен-пролетариате — «разбойном элементе», как он говорил.
Народники-бунтари вслед за своим учителем считали, что русские крестьяне, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием, уже готовы к революции. Необходимо идти в народ и немедленно поднимать его на бунт, который в конце концов выльется во всероссийскую, а затем и в мировую революцию. Революция, по их представлениям,- это всеобщий бунт, который сломает государство и установит социализм.
Пропагандистское направление народничества обосновал Петр Лаврович Лавров (1823—1900). Он был профессором математики в военной академии, полковником. В 60-х годах за участие в революционном движении он был арестован и сослан. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки за границу и стал играть видную роль в среде русских эмигрантов-революционеров.
Как и все народники, Лавров исходил из того, что Россия может миновать стадию капитализма и прямо прийти к социализму путем революции. Ведущей силой революции он считал интеллигенцию. Она должна усвоить социалистические и революционные идеи, а затем понести их в народ. Так как народ не готов к революции, интеллигенция должна создать революционную организацию и развернуть широкую пропаганду среди народа, разбудить его, внести в народные массы социалистическое сознание. В этом ее долг перед народом.
Заговорщическое направление обосновал критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Он принимал активное участие в студенческом и революционном движении 60-х годов, за что был осужден царским судом. После освобождения из тюрьмы в 1873 г. эмигрировал за границу. Ткачев считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко может справиться небольшая группа заговорщиков. Путем государственного переворота они захватят власть и затем проведут необходимые революционные и социалистические преобразования. В отличие от большинства народников Ткачев и его сторонники не считали крестьянство решающей силой революции, поэтому они стремились совершить революцию не путем народного восстания, а путем тайного заговора против правительства.
Представители всех этих течений, высказываясь за различные методы борьбы, признавали революцию единственным путем освобождения народа. Вот почему это движение получило название революционного народничества 70-х годов.
- < Русско-турецкая война 1877-1778г
- -> Революционная борьба народников >
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
- Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
- Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
- Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.
— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
Земля и воля
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
- Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
- Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Революционное народничество — таблица
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.
Теоретические ошибки народников
Народничество имело серьезные недостатки как в теории, так и в практике революционной борьбы. Народники не знали законов общественного развития. Они полагали, что капитализм в России — явление случайное, насаждаемое сверху правительством. Они не понимали, что по сравнению с феодальным строем капитализм представляет собой шаг вперед. Более того, народники считали его регрессом. Не могли они оценить и роли нового, нарождающегося класса — пролетариата, рассматривая его лишь как разорившуюся, нищую часть крестьянства.
Народники думали, что «особый экономический строй России», имея в виду общинную организацию деревни, позволит ей миновать капитализм. С древнейших времен в русской деревне сохранилась община. Это значит, что луга, леса и другие угодья находились в коллективном владении всей деревни. Пахотные земли также принадлежали общине. Хотя они и находились в частном пользовании, их периодически перераспределяли между крестьянами. Дом, огород, скот являлись частной собственностью. Из этого народники делали ошибочный вывод, что частнособственнические настроения были развиты у русских крестьян очень слабо. Поэтому община, по их мнению,- это «зародыш социализма», «социалистическая ячейка», а русский крестьянин по своей натуре и природе — социалист. Они мечтали через крестьянскую общину сразу же перейти к социалистическому строю. Народники не понимали того, что община разлагается на бедняков и кулаков и что этот процесс свидетельствует о развитии капитализма в сельском хозяйстве.
Выступая против самодержавия, народники не ставили перед собой непосредственной задачи борьбы за его ликвидацию. Они считали, что введение конституции при сохранении экономического господства помещиков и буржуазии будет выгодно только капиталистам и помещикам, народ же от этого ничего не получит, кроме вреда, так как он неграмотен и беден. Поэтому власть опять захватят богачи.
Народники отражали настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма, но боялось капитализма, приносившего разорение значительной части населения, превращавшего его в пролетариат. Мечтая о создании социализма, народники выступали по существу за буржуазные преобразования, хотя сами этого не осознавали. Передача земли крестьянам, за что боролись народники, не только не уничтожила бы капитализм, как указывал В. И. Ленин, а, напротив, дала бы «более широкую базу для его развития» (Соч., т. 8, стр. 290).
Земля и воля
«Земля и воля» была самой крупной организацией, возникшей в Санкт-Петербурге в 1876 году. Основоположниками были Михайлов, Плеханов, Морозов и некоторые другие. Члены движения пытались всевозможными способами призвать народ к восстанию, оглашая им несуществующие царские манифесты, руководствуясь одной мыслью «цель оправдывает средства».
По стране начались массовые убийства несогласных. Народники позволяли себе многое, поставив перед собой одну цель — построение военной организации, где все люди должны строго подчиняться установленным требованиям.
Лидеры не могли договориться между собой и их главной целью стал захват власти в свои руки. В итоге вся деятельность народников оказалось сходной с традициями самодержавия, с котором они так яро пытались бороться.
Спустя некоторое время, из-за разногласия во взглядах организация разделилась на 2 группы — «Чёрный беспредел» и «Народная воля». Первая из них почти сразу была подавлена правительством, так как поддерживали социалистические взгляды.
«Народная воля» придерживалась идей, характерных революционному террору и под её давлением удалось достигнуть следующего:
- разрешение крестьянам брать кредит на покупку земли;
- были понижены выкупные платежи;
- крестьян начали переселять на плодородные земли;
- цены на некоторые продукты заметно были снижены.
Правительство боялось, что крестьяне начнут поддерживать террористические объединения, поэтому и пошли на многие уступки.
Народничество заняло своё место в классовой борьбе. Они применяли различные методы, чтобы инициировать политические столкновения.
Люди поняли, как должна выглядеть революционная организация и этот опыт пригодился следующему поколению.
Цареубийство
Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.
Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.
Направления в народничестве
Народничество, как в принципе и любое общественно-политическое течение, вовсе не было единым. В нем можно выделить, как минимум два направления:
- либеральное;
- революционное.
Сторонники либерального направления считали, что самый лучший путь преобразования общества — это путь реформ.
В значительной степени эти люди рассчитывали на поддержку со стороны власти. Сторонники революционного или радикального направления считали, что мирным путем с властью бороться невозможно и настаивали на проведении гораздо более резких действий и мероприятий по борьбе за власть и за улучшение ситуации в стране.
Получилось так, что в начале 1860 годов доминировали, как раз-таки и либералы, которые путем революционных прокламаций, воззваний к крестьянам, публикаций в газетах и журналах – например в журнале «Современник», считали возможным воздействовать на власть.
М. А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачев
Готовые работы на аналогичную тему
К весне $1874$ г. кружки народников заметно активизировались. Крестьянство считалось основной силой переворота, для этого им нужно было соединиться с интеллигенцией в революционном деле. Общественный подъем был во многом стихийным и разнородным. Многие шли в деревни, поднимать крестьян на бунт, кто-то занимался революционной пропагандой, вооружаясь брошюрами для народа.
В движении участвовало уже около $40$ губерний в основном в Поволжье и на юге России. И к концу года было произведено около тысячи арестов пропагандистов. В итоге движение было признано нерезультативным, приходило осознание необходимости создания разрозненно действующих революционных сил.
После 1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы, которые хотели сохранения старых порядков.Либералы решили легально бороться за изменения в стране, за реформы. И наконец, появилось революционное народничество, которое разделилось на три направления. Революционеры выбрали путь борьбы против власти. Основой взглядов все народников было представление об особом историческом пути России. Они были уверены, что к социализму можно прийти, минуя капитализм.
Бунтарское или анархистское направление революционного народничества представлял М.А.Бакунин. Он выступал за полное уничтожение государства и государственной власти. Революцию, по его мнению, должен совершить русский крестьянин, который по своему менталитету по своей природе является бунтарем и только он способен совершить революцию, свергнуть власть. Предполагался переход к социализму. Основой управления должна стать община. Бакунин также как Лавров считал, что движущей силой революции является интеллигенция. Но если Лавров считал, что крестьяне не готовы к революции, их надо подготавливать путем пропаганды, то Бакунин был уверен, что интеллигенция должна сразу же поднимать народ на революцию, народ уже готов.
Заговорщическое направление революционного народничества. Представителем заговорщиков был Петр Никитич Ткачев. Он считал, что государство давно лишилось опоры в лице крестьян. Революцию должна совершить группа заговорщиков-интеллигентов. Он считал, что заговорщики легко смогут захватить власть без опасения возмущения со стороны народа.
-
Тревожность и тревога различия кратко
-
Существуют другие единицы классификации живых организмов кроме вида назовите их кратко
-
Приватизация в сша кратко
-
История кваса на руси кратко
- Трудовой кодекс рф статья 108 кратко
Причины народнического движения
К 70-м годам XIX в. снова усилилось крестьянское движение. Волнения происходили как в центральных губерниях, так и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в Поволжье и других районах России. Крестьяне требовали
- отмены всех повинностей в пользу помещиков,
- возвращения отрезанной у них при освобождении земли.
Крестьяне напряженно ждали настоящей воли. Обострение классовой борьбы, подъем крестьянского движения явились могучим стимулом оживления общественного, и прежде всего революционно-демократического, движения. Большое влияние на него оказали также революционные события на Западе.
Важнейшим событием в международном революционном движении было создание в 1864 г. I Интернационала. Возглавляемый великими мыслителями и революционерами К. Марксом и Ф. Энгельсом, I Интернационал оказал огромное влияние на развитие рабочего движения во всем мире
К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран.
В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала и обратилась к К. Марксу с просьбой быть ее представителем в Генеральном совете. К. Маркс ответил согласием. Создание Русской секции Интернационала свидетельствовало о появлении интереса к марксизму и рабочему движению в среде русских революционеров. Однако в самой России марксизм еще не получил широкого распространения. Рабочее движение в России делало только первые шаги.
Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны (1871 г.). Революционере М. П. Сажин, Е. Л. Дмитриева и другие боролись на баррикадах вместе с коммунарами. Знаменитый русский математик Софья Ковалевская оказывала медицинскую помощь в госпитале раненым коммунарам. Русские революционеры восприняли Парижскую коммуну как начало «мировой революции», которая, «поднявшись над развалинами Парижа… облетит все столицы мира, желанная, святая, побывает и в нашей мужичьей избе».
В 70-х годах начался крутой подъем русского революционного движения.
Взгляды народников
Представителями революционно-демократического движения в 70-х годах были революционные народники. Народниками их назвали потому, что они, глубоко сочувствуя страданиям народа, выступая защитниками его интересов, пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.
Народники продолжили великое дело Герцена и Чернышевского, дело борьбы против самодержавия и крепостничества. Они требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия и всех привилегий дворянства, боролись против произвола полиции и чиновников. Народники мечтали о свободе и равенстве всего народа. Это была программа революционно-демократического преобразования России.
Являясь последователями Чернышевского, народники понимали, что осуществить эти преобразования можно только революционным путем, и все свои силы направляли на пропаганду революционных идей, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись своими силами поднять народ на революцию, совершить в России революционный переворот и провести социалистические преобразования. В отлитие от своих предшественников, революционеров 60-х годов, они боролись не только против самодержавия и других остатков крепостничества, но и против капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Они рассчитывали осуществить социалистический переворот с помощью крестьянства. Но они не понимали того, что крестьянство не является самостоятельной революционной силой. В условиях капитализма крестьянство расслаивается на буржуазию и пролетариат и только под руководством рабочего класса способно совершить социалистическую революцию. Народники были социалистами-утопистами.
Государственный переворот
Рассчитывать на скорое крестьянское восстание таким образом не приходилось и в рамках революционного народничества возникло третье течение, идеолог которого Пётр Никитич Ткачёв считал, что крестьянству нужно помочь. Но уже не пропагандой и агитацией, а организаторскими способностями и революционной силой. Под влиянием идей Ткачёва постепенно, в рамках революционного народничества, сформировалось направление, приверженцы которого считали идеальной формой переустройства общества и государства — государственный переворот.
Приверженцы этих идей стали создавать небольшие законспирированные группы, которые ставили целью организацию заговора и проведение террористических актов, в первую очередь против императора и членов императорской семьи. Эти идеи заговора точно также, как и анархизм, пришли к народникам из Европы и были связаны с учением французского социалиста Бланки. Объяснение такому радикализму Ткачёва можно дать самое простое.
Он был очень молодым человеком и верил в возможность быстрого переустройства общества. Он сам пытался вести агитацию, но не среди крестьян, а среди студентов. За что вскоре и был арестован. Практически сразу же после освобождения он не стал создавать террористических группировок, а уехал заграницу. Получалась любопытная ситуация. И Бакунин, и Лавров, и Ткачев жили в безопасности заграницей. Писали статьи, призывали к активным действиям, но все их участие в революционной борьбе сводилось к написанию статьи и листовок.
Иными словами, у народников просто не было реального лидера, который находился бы здесь, в России и мог бы возглавить революционную организацию.
Вскоре, после разгрома «Земли и воли», на ее месте образовалось несколько революционных группировок, каждая из которых действовала разобщено и сотрудничать с другими группировками, как правило не могла. После того, как власть показала свое отношение к либеральному народничеству, легальные методы борьбы для этих групп были закрыты.
Многие из группировок народников избрали в качестве главного метода своей борьбы — революционный террор.
Окончание деятельности народничества и краткие итоги
В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.
Убийство Александра 2
К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.