Структура сознания, основные функции
Структура сознания состоит из пяти основных компонентов:
- Интеллект — это умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться, учиться на основании опыта. Ядром интеллекта является система знаний.
- Мотивация — это некая сила, заставляющая людей действовать и добиваться поставленных целей. Ее основное свойство — подталкивать к успеху и упорно работать.
- Эмоционально-чувственная сфера — психическое отражение в виде субъективного переживания жизненного опыта, в основе которого лежат чувства, эмоциональные стрессы, аффекты и так далее.
- Волевая сфера — способность достигать желаемого, ставить перед собой цели, а также сознательно стремиться к осуществлению чего-либо.
- Самосознание — полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.
В основные функции сознания входят следующие семь пунктов:
- Познавательная функция — возможность сознания формировать знания о действительности на основе материальной деятельности человека.
- Аккумулятивная функция — способность человека накапливать знания, добытые им самим или переданные ему обществом.
- Аксиологическая функция — возможность человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.
- Целенаправленность — одна из главнейших человеческих способностей иметь идеальное представление о результатах будущей деятельности.
- Творческая функция — достижение человеком индивидуальности в процессе познания многообразия социального и природного мира и созданием новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
- Коммуникативная функция — способность человека передавать и воспринимать определенную информацию с помощью разных средств коммуникации.
- Регулятивная функция — способность регулировать свое поведение и деятельность на основе учета и оценки различных факторов, а также общественного сознания.
Виды социальных ролей
Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.
Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.
Роли в социуме
Виды | Особенности |
---|---|
Индивидуальные | Являются безличностными и определяют статусную деятельность на всех уровнях жизни. Подразделяются на категории: • профессиональная деятельность; • демографическая роль (иерархия в семье); • социально-половая (разделение на мужчин и женщин). Каждой роли свойственны шаблоны поведения, определяемые культурой и установленные социумом |
Межличностные | Определяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями |
Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).
Новые социальные роли молодежи
Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.
Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.
Этапы взросления
Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.
В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.
Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.
Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.
Социальные качества личности
Обычно понятием «личность» определяются общественные свойства человека.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей.
Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи и др.
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от её членов одних действий (беспрекословное подчинение старшим, жёсткое разделение хозяйственных функций, тесно связанное с обычаями, традициями и пр.), в современном обществе — других (готовность к равноправному сотрудничеству, взаимопонимание, забота, основанная на любви, и т. п.).
Или сравните, например, роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.
Функции общества
Мы разобрались с тем, что такое общество.
Самое время рассмотреть, для чего нужно общество и какую роль оно выполняет в нашей жизни. Ученые выделяют следующие функции общества:
- Воспроизводство и социализация человека.
Общество способствует тому, что люди появляются на свет, а также воспитывает их.Пример: Одной из важнейших задач в средневековом обществе было создание сильного будущего поколения
В семьях было много детей, а их воспитанию члены семей уделяли значительное внимание, в чем проявляется функция воспроизводства и социализации человека и общества.
Почему человек обязательно должен жить в обществе? Человек не может развиваться вне общества. Первоочередное значение общества проявляется в том, что без него человек неспособен социализироваться. Примером служат «дети джунглей» или «дети-маугли», которые в раннем детстве попали в природную среду и жили вне контакта с человеком. У таких детей продает способность к прямохождению, человеческой речи, осмысленному общению с другими людьми, проявлению различных эмоций и другим элементарным вещам. Даже после того, как «дети-маугли» попадают обратно в общество, попытки освоить простейшие навыки даются им крайне сложно, а зачастую и вовсе заканчиваются неудачей. |
Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, который необходим для жизни в обществе, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.
- Производство материальных благ и услуг.
Люди производят продукты, товары и предоставляют услуги друг другу.Пример: Российские предприятия космической отрасли являются одними из многих элементов общественной структуры. Они занимаются разработкой и созданием космических аппаратов, являющихся материальными благами.
- Распределение продуктов деятельности.
Люди распределяют деньги, товары, услуги между друг другом.Пример: За счет развитых торговых путей мировое сообщество быстро распределяет продукты экономической деятельности. Так, кофе из стран Латинской Америки продается на полках магазинов других стран.
- Духовное производство.
В обществе создаются произведения искусства, культуры, науки.Пример: В современности создаются различные сериалы и мультфильмы, которые также являются проявлениями духовной культуры. Например, сериал «Восьмидесятые» отражает мнение режиссера о жизни того времени.
- Регламентация и управление деятельностью людей.
В обществе люди придумывают законы и правила, тем самым оказывают влияние на жизнь и деятельность других людей.Пример: Государство N. благодаря своим властным полномочиям издает законы, которые влияют на поступки и поведение людей.
Как проще понять функции общества?Облегчим себе понимание и запоминание первых трех функций общества. Для этого возьмем следующую ассоциацию: Семья Обществолюбов помимо воспитания детей занимается приготовлением праздничных тортов, а полученные с их продажи деньги расходует на походы в парк развлечений. 1) Функция воспроизводства и социализации — это действия семьи Обществолюбов по воспитанию своих детей.2) Производство материальных благ — это изготовление праздничных тортов.3) Распределение продуктов деятельности — это расходование своих денег Обществолюбами на другие продукты и радости жизни. |
Особенности социальной функции
Социальная функция – это функция, выполняемая социальными институтами и организациями, которая направлена на удовлетворение социальных потребностей общества. Социальная функция может быть различной по своему содержанию и направлению, но все ее разновидности объединяют несколько особенностей.
- Социальная функция ориентирована на улучшение качества жизни людей и создание условий для их самореализации. Она направлена на улучшение социальной сферы и решение социальных проблем общества.
- Социальная функция осуществляется не только государством, но и различными общественными организациями, включая некоммерческие, благотворительные и добровольческие организации. Все эти институты работают с целью улучшения социального благополучия и решения социальных задач.
- Социальная функция имеет многоплановый характер и охватывает различные аспекты жизни общества. Она может включать в себя работу по обеспечению социальной защиты, социализации, реабилитации, социальной помощи, образованию и здравоохранению.
- Социальная функция направлена на учет потребностей конкретной группы людей или общественного сегмента. Она разрабатывается с учетом социальных, экономических, демографических и культурных особенностей группы, для которой предназначена.
- Социальная функция предусматривает взаимодействие различных структур и организаций в рамках социальной сферы. Она предполагает сотрудничество государства, некоммерческих организаций и гражданского общества для достижения общих социальных целей.
- Социальная функция является одной из основных функций общества и способствует его развитию и прогрессу. Она направлена на укрепление социальной солидарности и создание условий для гармоничного функционирования всех сфер общественной жизни.
В целом, социальная функция играет ключевую роль в формировании социальной политики и обеспечении социального благополучия граждан. Она способствует созданию справедливого и равноправного общества, где каждый человек имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности и реализовать свой потенциал.
Иерархия статусов
Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.
Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.
Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.
Что такое социальная функция и каково ее определение?
Социальная функция – это роль или назначение, которое осуществляет определенный элемент, являющийся частью социальной системы. Эти элементы могут быть различными сферами жизни общества, такими как экономика, политика, культура и другие.
Социальная функция определяется как взаимосвязь между элементами социальной системы, которая служит для достижения определенной цели или удовлетворения потребностей общества. Эти функции могут быть как явными и намеренными, так и неявными и нетривиальными.
Основная цель социальной функции – это обеспечение социального порядка и согласованности в обществе. Она также направлена на улучшение качества жизни людей, обеспечение стабильности и регуляции общественных отношений.
Примеры социальной функции:
- Политическая функция: обеспечение политической стабильности, управление и принятие решений, ведущих к развитию общества.
- Экономическая функция: создание и распределение материальных благ, обеспечение экономической стабильности и регулирование экономических отношений.
- Культурная функция: сохранение и передача культурного наследия, формирование ценностей, обеспечение развития и самореализации личности.
- Социально-педагогическая функция: обеспечение образования и воспитания, содействие социализации и социальной адаптации личности.
- Социально-защитная функция: обеспечение защиты и поддержки уязвимых категорий населения, предоставление социальных услуг и помощи.
Все эти социальные функции взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя сложную систему социальной организации общества. Они направлены на обеспечение гармоничного развития и благополучия общества в целом.
Инструмент взаимодействия людей
Социальная функция — это совокупность ролей и действий, которые выполняются в обществе и обеспечивают взаимодействие между людьми. Она позволяет людям устанавливать контакты, обмениваться информацией, выражать свои идеи и мнения, сотрудничать, помогать друг другу и сосуществовать в обществе.
Инструменты социальной функции — это различные методы, способы и средства, с помощью которых люди осуществляют свое взаимодействие. Они помогают структурировать общение, облегчают передачу информации, снижают расстояние и время взаимодействия, способствуют установлению контактов и сознательному взаимодействию.
Среди примеров инструментов социальной функции можно выделить:
- Язык — основной инструмент коммуникации между людьми. Он позволяет выражать свои мысли и чувства, передавать информацию и общаться с другими людьми.
- Технологии связи — такие как телефоны, интернет и социальные сети, облегчают коммуникацию на расстоянии и позволяют людям поддерживать связь независимо от географического местоположения.
- Социальные сети — платформы, где люди могут создавать личные и профессиональные контакты, обмениваться информацией, выражать свои мнения и интересы.
- Средства массовой информации — телевидение, радио, газеты, журналы и интернет-СМИ предоставляют людям возможность получать информацию о событиях в обществе и делиться своим мнением.
- Социальные организации — такие как благотворительные фонды, общественные организации и политические партии, способствуют сотрудничеству и солидарности в обществе и помогают людям реализовывать свои идеи и ценности.
Использование инструментов социальной функции является неотъемлемой частью жизни в современном обществе. Они позволяют людям быть частью социальной структуры и взаимодействовать друг с другом, способствуя взаимопониманию, сотрудничеству и развитию общества в целом.
Социальная роль и статус: пути взаимодействия
В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.
Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.
Понятие личности
С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.
Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.
К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.
Понятие социального статуса
Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.
Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.
Понятие социальной роли в развитии
Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.
Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.
Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.
К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.
Виды социальных статусов
Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:
- Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
- Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.
По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.
Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.