Список литературы
- Баранов П.В. Место судебной власти в конституционной схеме разделения властей в Российской Федерации. 2013.
- Бойко, Ж.П. Федерализм и становление российского гражданского общества / Ж.П. Бойко // Вопросы правоведения. 2012.
- Братановский С.Н. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. С.Н. Братановского, Ж.Р. Джамбалаева, А.Е. Епифанова. — М.: ЮНИТИ, 2013.
- Варлеева-Балаева, О.С. Принцип разделения властей в системе правовых ограничений государственной власти / О.С. Варлеева-Балаева // Вопросы российского и международного права. — 2012.
- Голованов Л. А. Реализация теории разделения властей в Российской Федерации /Л. А. Голованов // Труды Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012.
- Есиева Ф. К. Конституционные основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: советский и российский постсоветский опыт. К. Есиева // Право и политика. — 2011.
- Здоровцева А.А., Зуева К.А. Система сдержек и противовесов как непосредственный элемент принципа разделения властей. 2013.
- Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / И. А. Мальцев // Конституционное и муниципальное право. — 2011.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. / Под редакцией Н.И.Матузова, А.В.Малько. — Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
- Мухаев Р.Т. Правоведение / Р. Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
- Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Некрасов.-Москва: Юрайт, 2012.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:
- Права и свободы человека и гражданина: история и современность
- Основные права и свободы человека и гражданина: современный взгляд на проблему
- Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
- Кризисы профессиональной жизни человека
- Самореализация личности в профессии
- Психологические факторы планирования жизни
- Совершенствование коммуникативной структуры организации
- Социально-психологические основы принятия управленческих решений
- Психологическая совместимость как фактор оптимизации
- Основные методологические подходы в современной социологии
- История возникновения и развития социологии
- Юридическая характеристика современной Российской Конституции
Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:
- Курсовые работы МГУ
- Курсовые работы МФТИ
- Курсовые работы НИЯУ МИФИ
- Курсовые работы НИУ ВШЭ
- Курсовые работы СПбГУ
- Курсовые работы МГИМО
- Курсовые работы МГТУ
- Курсовые работы ТПУ
- Курсовые работы СПбПУ
- Курсовые работы УрФУ
- Курсовые работы ТГУ
- Курсовые работы КФУ
- Курсовые работы ФУпПРФ
- Курсовые работы РЭУ
- Курсовые работы НИТУ МИСиС
- Курсовые работы СФУ
- Курсовые работы РГУ нефти и газа
- Курсовые работы НИУ МЭИ
- Курсовые работы ИТМО
- Курсовые работы МГМУ
- Курсовые работы РУДН
- Курсовые работы НГТУ
- Курсовые работы РНИМУ
- Курсовые работы МГЛУ
- Курсовые работы ЮФУ
- Курсовые работы ННГУ
- Курсовые работы МАИ
- Курсовые работы СПбГЭУ
- Курсовые работы ВАВТ
- Курсовые работы СНИУ
- Курсовые работы КГМУ
- Курсовые работы ДВФУ
- Курсовые работы МГЮА
- Курсовые работы СПбГУТ
- Курсовые работы КГАСУ
- Курсовые работы ПГУТИ
- Курсовые работы ТюмГУ
- Курсовые работы КемГИК
- Курсовые работы СПбУТУиЭ
- Курсовые работы ЯГСХА
- Курсовые работы МПГУ
- Курсовые работы ИГАУ
- Курсовые работы УГПС МЧС
- Курсовые работы СПбГАСУ
- Курсовые работы СГМУ
- Курсовые работы СГУ
- Курсовые работы СГЮА
- Курсовые работы ТУСУР
- Курсовые работы РПА
- Курсовые работы СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Курсовые работы УрГЭУ
- Курсовые работы ДГТУ
- Курсовые работы ЧелГУ
- Курсовые работы ВГУ
- Курсовые работы ТулГУ
- Курсовые работы ЮЗГУ
- Курсовые работы НГПУ
- Курсовые работы ОГУ
- Курсовые работы ТГПУ
- Курсовые работы УПП
- Курсовые работы УдГУ
- Курсовые работы РГУП
- Курсовые работы УГНТУ
- Курсовые работы МГППУ
- Курсовые работы ГУАП
- Курсовые работы ВГУЭС
- Курсовые работы РГЭУ (РИНХ)
- Курсовые работы ВятГУ
Разделение властей в России
Власть в России представлена тремя ветвями власти, оное указано в ст.10 – 11 Конституции:
Соответственно,
- исполнительная власть – правительство, профильные службы и министерства,
- законодательная – Федеральное собрание,
- судебная – Верховный суд, Конституционный суд и система судов. Судебная система представлена судами общей юрисдикции (в том числе, военными судами), арбитражными судами, конституционным судом РФ.
Понятно, что действующая Конституция РФ писалась в начале 90-х непосредственно под Бориса Ельцина, для того, чтобы у него были все возможные полномочия. Президент в этой системе является основным звеном, при этом, не входящим не в одну из ветвей власти.
При такой избыточности полномочий, в 2020 году Президенту было добавлено еще больше полномочий. Однако, эти же поправки приблизили высшее должностное лицо к исполнительной власти, установив, в частности, что:
- Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
- Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
- Правительство РФ слагает свои полномочия не перед вновь избранной Государственной думой, а перед вновь избранным президентом РФ.
При этом, Президент РФ имеет большое влияние и на другие ветви власти, например:
- Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит представление о прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;
- Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
- Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.
Правоведы и политологи такой строй называют президентской республикой. Такими государствами являются США, где президент является главой исполнительной власти, большинство стран Латинской Америки и Африки. Некоторые ученые называют Россию не просто президентской республикой, а суперпрезидентской именно из-за избыточности полномочий.
Госстроительство в регионах регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который устанавливает разделение властей на уровне субъектов федерации. В частности ст.2 этого ФЗ устанавливается разделение на исполнительную и законодательную власть. Судебная власть в субъектах представлена конституционными (уставными) судами (которые упраздняются с 2023 года) и аппаратами мировых судей – самого низового звена судебной системы. Все иные судебные структуры в регионах находятся в федеральном подчинении.
Ветви власти
Функции исполнительной власти:
- административное правоприменение;
- информационное обеспечение государственной власти;
- охрана правопорядка;
- административный контроль за исполнением и соблюдением правовых норм;
- осуществление политики государства по лицензированию, сертификации и регистрации;
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов.
Структура органов исполнительной власти приведена в таблице:
С учетом территориального масштаба деятельности | Федеральные | Субъекты РФ | Межтерриториальные | |
По объему и характеру компетенции | Общей компетенции | Отраслевой компетенции | Межотраслевой компетенции | Органы специальной и смешанной компетенции |
По порядку разрешения подведомственных вопросов | Коллегиального управления | Единоначального управления | ||
По организационно-правовым формам |
|
|
Деятельность которых охватывает несколько субъектов РФ |
Субъекты законодательной власти: народ, монарх, представительные органы.
Функции законодательной власти:
- Утверждение бюджета и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития.
- Принимает устав (конституцию) субъекта и поправки к ним.
- Устанавливает налоги и сборы для субъектов, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта, порядок проведения референдума.
- Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектами.
По главе 5, ст.94-109 Конституции РФ законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума)
В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды.
Функции судебной власти:
- Подчинение Конституции.
- Законность.
- Демократичность.
- Открытость.
- Гласность.
- Гуманизм.
Конституционный суд состоит из 19 судей. Их полномочия заключаются в решении дел о соответствии нормативных актов Конституции РФ, решении споров о компетенции органов государственной власти, толковании Конституции, выступлении с законодательной инициативой. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Суды общей юрисдикции рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.
Арбитражные суды разрешают споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане, предприниматели, государственные органы.
Понятие
История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.
В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).
Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.
Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.
Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве
Значение разделения властей
Основное значение разделения властей заключается в том, что оно предотвращает концентрацию всей власти в руках одной группы или индивида. Разделение на исполнительную, законодательную и судебную власти позволяет каждой из них контролировать и сдерживать действия других, тем самым обеспечивая баланс и препятствуя злоупотреблениям властью.
Исполнительная власть отвечает за осуществление законов, законодательная власть разрабатывает и принимает законы, а судебная власть рассматривает и разрешает правовые споры. Каждая из этих ветвей власти имеет свои полномочия и независимость, что обеспечивает сбалансированность и равновесие в системе государственного управления.
Разделение властей также способствует защите гражданских прав и свобод, поскольку механизмы контроля и балансирования власти предотвращают ее злоупотребления. Граждане имеют возможность избирать представителей в законодательную власть, что позволяет им влиять на процесс принятия законов и общественно-политическое развитие страны.
Важным аспектом разделения властей является независимость судебной системы. Суды играют роль арбитра в правовых спорах и являются гарантом справедливости и законности. Разделение властей предотвращает возможность политического вмешательства в правосудие и обеспечивает судебный контроль за законностью действий государственных органов и представителей власти.
Таким образом, разделение властей играет важную роль в демократическом государстве, обеспечивая контроль, балансирование и защиту гражданских прав и свобод. Этот принцип является фундаментальным для демократии и способствует устойчивому и эффективному развитию общества.
Некоторые проблемы
В настоящее время становится понятно, что классическая концепция разделения властей немного ущербна и не объясняет собой полного государственного устройства. Так, исследователи говорят, что есть большая контрольно-надзорная сфера, которой не нашлось места в этой концепции, группа правоохранительных органов, армия, которая тоже обладает системой органов и своими функциями или центральный банк.
В отношении России, например, до сих пор не ясно, куда девать президента. Он вроде и над ветвями, но с другой стороны (по крайней мере с 2020 года) встроен в исполнительную власть. В порядке научного «изврата» или с целью получить степень, некоторые исследователи предлагают выделять отдельно президентскую ветвь власти. Хотя указанное невозможно, так как будет противоречить Конституции РФ.
Преимущества
В чем преимущество такого устройства?
Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.
Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.
Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.
Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.
К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).
Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).
Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.
Поделиться в соц. сетях
Критика теории разделения властей
Теория разделения властей, разработанная Монтескье, Вольтером и другими мыслителями Просвещения, стала одним из фундаментальных принципов современных демократических государств. Однако, несмотря на свою популярность, теория разделения властей подвергается критике со стороны некоторых политических философов и практиков.
Одной из основных критических точек зрения является аргумент о непрактичности идеи абсолютной разделенности властей. Критики указывают на необходимость сотрудничества и взаимодействия различных ветвей власти для эффективного функционирования государства. Они утверждают, что слишком жесткая разделенность властей может привести к заковыванию государства в железные рамки, и ограничить его способность к адаптации к изменяющимся условиям и вызовам.
Другой аспект критики теории разделения властей связан с возможностью злоупотребления властью. Некоторые критики утверждают, что разделение властей не может полностью обеспечить предотвращение коррупции и абсолютной власти. Они говорят о необходимости наличия эффективных систем контроля и балансирования, которые бы могли защитить гражданские свободы и предотвратить злоупотребления властью.
Также указывается на то, что идеал разделения властей невозможен без политической культуры, которая была бы основана на принципах и ценностях демократии, права и справедливости. Критики отмечают, что в некоторых странах, где формально существует разделение властей, все политические институты могут быть захвачены коррупцией или авторитарными режимами, что приводит к деградации демократического правления.
- Неэффективность разделения властей в условиях комплексных проблем;
- Недостатки в предотвращении злоупотребления властью;
- Необходимость политической культуры и ценностей для реализации идеи разделения властей.
Данные аргументы позволяют проанализировать и критически осмыслить теорию разделения властей. Они указывают на необходимость дальнейших исследований и обсуждений для построения более совершенных и эффективных политических систем на основе этого принципа.
Причины разделения властей
В истории известно множество ситуаций, при которых один человек управлял государством, самостоятельно принимал законы и контролировал их выполнение, выносил решение по важнейшим вопросам. Власть при этом основывалась на авторитарной форме правления. По мере развития общества люди пришли к пониманию необходимости разделения властей на три ветви. Кратко познакомимся с причинами этого процесса.
- Предотвращение диктатуры и тирании, при которых власть находится в руках одного лица или политического движения.
- Разделение полномочий между тремя ветвями позволило организовать более чёткое соблюдение баланса между всеми сферами жизни в государстве.
- Пресечение злоупотреблений властью.
- Своевременное выявление ошибок в функционировании государственного аппарата.
Тем, кто придумал понятие «разделение властей», стал английский учёный и философ Джон Локк. Его идею в своих работах развил и дополнил Шарль Монтескьё, живший во Франции в первой половине XVIII века. Он считал, что такое деление необходимо для лучшего функционирования всех органов власти. Его учение легло в основу трудов многих общественных деятелей, рассуждавших о том, зачем нужно разделение.
Рис. 1. Джон Локк.
Опасности неразделенной власти
Неразделенная власть, где все полномочия и решения сосредоточены в одних руках, может привести к серьезным опасностям для общества. Вот несколько примеров:
- Авторитарный режим: Когда власть не разделена, лидер или группа лиц имеет неограниченное право контролировать и управлять всей страной. Это может привести к диктатуре и репрессиям, где гражданские свободы и права нарушаются, а критика и оппозиция подавляются.
- Коррупция: В условиях неразделенной власти возникает высокий риск коррупции и злоупотребления полномочиями. Когда одна группа или лидер контролирует все сферы власти, они могут использовать свои полномочия для личной выгоды, игнорируя общие интересы и нужды общества. Это приводит к непрозрачности, неравенству и искажению рыночной конкуренции.
- Отсутствие сбалансированных решений: Разделение властей способствует разнообразию мнений и идей, что приводит к принятию более сбалансированных и обдуманных решений. Однако в условиях неразделенной власти, одна группа или лидер могут принимать решения без должного обсуждения и прозрачности, что может привести к неправильным или неэффективным решениям.
В целом, неразделенная власть сопряжена с рисками и опасностями для общества. Разделение властей является необходимым условием для здорового функционирования демократического государства, обеспечивая чеки и балансы, защиту прав граждан и предотвращение злоупотреблений властью.