Теория разделения властей тгп кратко

Разделение ⭐ властей в рф: описание и история, как осуществляется и характеристики

Список литературы

  1. Баранов П.В. Место судебной власти в конституционной схеме разделения властей в Российской Федерации. 2013. 
  2. Бойко, Ж.П. Федерализм и становление российского гражданского общества / Ж.П. Бойко // Вопросы правоведения. 2012. 
  3. Братановский С.Н. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. С.Н. Братановского, Ж.Р. Джамбалаева, А.Е. Епифанова. — М.: ЮНИТИ, 2013. 
  4. Варлеева-Балаева, О.С. Принцип разделения властей в системе правовых ограничений государственной власти / О.С. Варлеева-Балаева // Вопросы российского и международного права. — 2012. 
  5. Голованов Л. А. Реализация теории разделения властей в Российской Федерации /Л. А. Голованов // Труды Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. 
  6. Есиева Ф. К. Конституционные основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: советский и российский постсоветский опыт. К. Есиева // Право и политика. — 2011. 
  7. Здоровцева А.А., Зуева К.А. Система сдержек и противовесов как непосредственный элемент принципа разделения властей. 2013. 
  8. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / И. А. Мальцев // Конституционное и муниципальное право. — 2011. 
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. / Под редакцией Н.И.Матузова, А.В.Малько. — Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 г. 
  10. Мухаев Р.Т. Правоведение / Р. Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 
  11. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Некрасов.-Москва: Юрайт, 2012. 

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:

  • Права и свободы человека и гражданина: история и современность
  • Основные права и свободы человека и гражданина: современный взгляд на проблему
  • Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
  • Кризисы профессиональной жизни человека
  • Самореализация личности в профессии
  • Психологические факторы планирования жизни
  • Совершенствование коммуникативной структуры организации
  • Социально-психологические основы принятия управленческих решений
  • Психологическая совместимость как фактор оптимизации
  • Основные методологические подходы в современной социологии
  • История возникновения и развития социологии
  • Юридическая характеристика современной Российской Конституции

Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:

  1. Курсовые работы МГУ
  2. Курсовые работы МФТИ
  3. Курсовые работы НИЯУ МИФИ
  4. Курсовые работы НИУ ВШЭ
  5. Курсовые работы СПбГУ
  6. Курсовые работы МГИМО
  7. Курсовые работы МГТУ
  8. Курсовые работы ТПУ
  9. Курсовые работы СПбПУ
  10. Курсовые работы УрФУ
  11. Курсовые работы ТГУ
  12. Курсовые работы КФУ
  13. Курсовые работы ФУпПРФ
  14. Курсовые работы РЭУ
  15. Курсовые работы НИТУ МИСиС
  16. Курсовые работы СФУ
  17. Курсовые работы РГУ нефти и газа
  18. Курсовые работы НИУ МЭИ
  19. Курсовые работы ИТМО
  20. Курсовые работы МГМУ
  21. Курсовые работы РУДН
  22. Курсовые работы НГТУ
  23. Курсовые работы РНИМУ
  24. Курсовые работы МГЛУ
  25. Курсовые работы ЮФУ
  26. Курсовые работы ННГУ
  27. Курсовые работы МАИ
  28. Курсовые работы СПбГЭУ
  29. Курсовые работы ВАВТ
  30. Курсовые работы СНИУ
  31. Курсовые работы КГМУ
  32. Курсовые работы ДВФУ
  33. Курсовые работы МГЮА
  34. Курсовые работы СПбГУТ
  35. Курсовые работы КГАСУ
  36. Курсовые работы ПГУТИ
  37. Курсовые работы ТюмГУ
  38. Курсовые работы КемГИК
  39. Курсовые работы СПбУТУиЭ
  40. Курсовые работы ЯГСХА
  41. Курсовые работы МПГУ
  42. Курсовые работы ИГАУ
  43. Курсовые работы УГПС МЧС
  44. Курсовые работы СПбГАСУ
  45. Курсовые работы СГМУ
  46. Курсовые работы СГУ
  47. Курсовые работы СГЮА
  48. Курсовые работы ТУСУР
  49. Курсовые работы РПА
  50. Курсовые работы СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Курсовые работы УрГЭУ
  52. Курсовые работы ДГТУ
  53. Курсовые работы ЧелГУ
  54. Курсовые работы ВГУ
  55. Курсовые работы ТулГУ
  56. Курсовые работы ЮЗГУ
  57. Курсовые работы НГПУ
  58. Курсовые работы ОГУ
  59. Курсовые работы ТГПУ
  60. Курсовые работы УПП
  61. Курсовые работы УдГУ
  62. Курсовые работы РГУП
  63. Курсовые работы УГНТУ
  64. Курсовые работы МГППУ
  65. Курсовые работы ГУАП
  66. Курсовые работы ВГУЭС
  67. Курсовые работы РГЭУ (РИНХ)
  68. Курсовые работы ВятГУ

Разделение властей в России

Власть в России представлена тремя ветвями власти, оное указано в ст.10 – 11 Конституции:

Соответственно,

  • исполнительная власть – правительство, профильные службы и министерства,
  • законодательная – Федеральное собрание,
  • судебная – Верховный суд, Конституционный суд и система судов. Судебная система представлена судами общей юрисдикции (в том числе, военными судами), арбитражными судами, конституционным судом РФ.

Понятно, что действующая Конституция РФ писалась в начале 90-х непосредственно под Бориса Ельцина, для того, чтобы у него были все возможные полномочия. Президент в этой системе является основным звеном, при этом, не входящим не в одну из ветвей власти.

При такой избыточности полномочий, в 2020 году Президенту было добавлено еще больше полномочий. Однако, эти же поправки приблизили высшее должностное лицо к исполнительной власти, установив, в частности, что:

  • Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
  • Правительство РФ слагает свои полномочия не перед вновь избранной Государственной думой, а перед вновь избранным президентом РФ.

При этом, Президент РФ имеет большое влияние и на другие ветви власти, например:

  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит представление о прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;
  • Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Правоведы и политологи такой строй называют президентской республикой. Такими государствами являются США, где президент является главой исполнительной власти, большинство стран Латинской Америки и Африки. Некоторые ученые называют Россию не просто президентской республикой, а суперпрезидентской именно из-за избыточности полномочий.

Госстроительство в регионах регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который устанавливает разделение властей на уровне субъектов федерации. В частности ст.2 этого ФЗ устанавливается разделение на исполнительную и законодательную власть. Судебная власть в субъектах представлена конституционными (уставными) судами (которые упраздняются с 2023 года) и аппаратами мировых судей – самого низового звена судебной системы. Все иные судебные структуры в регионах находятся в федеральном подчинении.

Ветви власти

Функции исполнительной власти:

  • административное правоприменение;
  • информационное обеспечение государственной власти;
  • охрана правопорядка;
  • административный контроль за исполнением и соблюдением правовых норм;
  • осуществление политики государства по лицензированию, сертификации и регистрации;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов.

Структура органов исполнительной власти приведена в таблице:

С учетом территориального масштаба деятельности Федеральные Субъекты РФ Межтерриториальные  
По объему и характеру компетенции Общей компетенции Отраслевой компетенции Межотраслевой компетенции Органы специальной и смешанной компетенции
По порядку разрешения подведомственных вопросов Коллегиального управления Единоначального управления    
По организационно-правовым формам
  1. Правительство РФ.
  2. Федеральные министерствагосударственные комитеты.
  3. Федеральные комиссии.
  4. Федеральные службы.
  1. Правительства, советы министров, главы администраций.
  2. Министерства.
  3. Комитеты.
  4. Департаменты.
  5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность которых охватывает несколько субъектов РФ  

Субъекты законодательной власти: народ, монарх, представительные органы.

Функции законодательной власти:

  1. Утверждение бюджета и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития.
  2. Принимает устав (конституцию) субъекта и поправки к ним.
  3. Устанавливает налоги и сборы для субъектов, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта, порядок проведения референдума.
  4. Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектами.

По главе 5, ст.94-109 Конституции РФ законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума)

В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды.

Функции судебной власти: 

  1. Подчинение Конституции.
  2. Законность.
  3. Демократичность.
  4. Открытость.
  5. Гласность.
  6. Гуманизм.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Их полномочия заключаются в решении дел о соответствии нормативных актов Конституции РФ, решении споров о компетенции органов государственной власти, толковании Конституции, выступлении с законодательной инициативой. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.

Арбитражные суды разрешают споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане, предприниматели, государственные органы.

Понятие

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя  деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве

Значение разделения властей

Основное значение разделения властей заключается в том, что оно предотвращает концентрацию всей власти в руках одной группы или индивида. Разделение на исполнительную, законодательную и судебную власти позволяет каждой из них контролировать и сдерживать действия других, тем самым обеспечивая баланс и препятствуя злоупотреблениям властью.

Исполнительная власть отвечает за осуществление законов, законодательная власть разрабатывает и принимает законы, а судебная власть рассматривает и разрешает правовые споры. Каждая из этих ветвей власти имеет свои полномочия и независимость, что обеспечивает сбалансированность и равновесие в системе государственного управления.

Разделение властей также способствует защите гражданских прав и свобод, поскольку механизмы контроля и балансирования власти предотвращают ее злоупотребления. Граждане имеют возможность избирать представителей в законодательную власть, что позволяет им влиять на процесс принятия законов и общественно-политическое развитие страны.

Важным аспектом разделения властей является независимость судебной системы. Суды играют роль арбитра в правовых спорах и являются гарантом справедливости и законности. Разделение властей предотвращает возможность политического вмешательства в правосудие и обеспечивает судебный контроль за законностью действий государственных органов и представителей власти.

Таким образом, разделение властей играет важную роль в демократическом государстве, обеспечивая контроль, балансирование и защиту гражданских прав и свобод. Этот принцип является фундаментальным для демократии и способствует устойчивому и эффективному развитию общества.

Некоторые проблемы

В настоящее время становится понятно, что классическая концепция разделения властей немного ущербна и не объясняет собой полного государственного устройства. Так, исследователи говорят, что есть большая контрольно-надзорная сфера, которой не нашлось места в этой концепции, группа правоохранительных органов, армия, которая тоже обладает системой органов и своими функциями или центральный банк.

В отношении России, например, до сих пор не ясно, куда девать президента. Он вроде и над ветвями, но с другой стороны (по крайней мере с 2020 года) встроен в исполнительную власть. В порядке научного «изврата» или с целью получить степень, некоторые исследователи предлагают выделять отдельно президентскую ветвь власти. Хотя указанное невозможно, так как будет противоречить Конституции РФ.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость  преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

Поделиться в соц. сетях

Критика теории разделения властей

Теория разделения властей, разработанная Монтескье, Вольтером и другими мыслителями Просвещения, стала одним из фундаментальных принципов современных демократических государств. Однако, несмотря на свою популярность, теория разделения властей подвергается критике со стороны некоторых политических философов и практиков.

Одной из основных критических точек зрения является аргумент о непрактичности идеи абсолютной разделенности властей. Критики указывают на необходимость сотрудничества и взаимодействия различных ветвей власти для эффективного функционирования государства. Они утверждают, что слишком жесткая разделенность властей может привести к заковыванию государства в железные рамки, и ограничить его способность к адаптации к изменяющимся условиям и вызовам.

Другой аспект критики теории разделения властей связан с возможностью злоупотребления властью. Некоторые критики утверждают, что разделение властей не может полностью обеспечить предотвращение коррупции и абсолютной власти. Они говорят о необходимости наличия эффективных систем контроля и балансирования, которые бы могли защитить гражданские свободы и предотвратить злоупотребления властью.

Также указывается на то, что идеал разделения властей невозможен без политической культуры, которая была бы основана на принципах и ценностях демократии, права и справедливости. Критики отмечают, что в некоторых странах, где формально существует разделение властей, все политические институты могут быть захвачены коррупцией или авторитарными режимами, что приводит к деградации демократического правления.

  • Неэффективность разделения властей в условиях комплексных проблем;
  • Недостатки в предотвращении злоупотребления властью;
  • Необходимость политической культуры и ценностей для реализации идеи разделения властей.

Данные аргументы позволяют проанализировать и критически осмыслить теорию разделения властей. Они указывают на необходимость дальнейших исследований и обсуждений для построения более совершенных и эффективных политических систем на основе этого принципа.

Причины разделения властей

В истории известно множество ситуаций, при которых один человек управлял государством, самостоятельно принимал законы и контролировал их выполнение, выносил решение по важнейшим вопросам. Власть при этом основывалась на авторитарной форме правления. По мере развития общества люди пришли к пониманию необходимости разделения властей на три ветви. Кратко познакомимся с причинами этого процесса.

  • Предотвращение диктатуры и тирании, при которых власть находится в руках одного лица или политического движения.
  • Разделение полномочий между тремя ветвями позволило организовать более чёткое соблюдение баланса между всеми сферами жизни в государстве.
  • Пресечение злоупотреблений властью.
  • Своевременное выявление ошибок в функционировании государственного аппарата.

Тем, кто придумал понятие «разделение властей», стал английский учёный и философ Джон Локк. Его идею в своих работах развил и дополнил Шарль Монтескьё, живший во Франции в первой половине XVIII века. Он считал, что такое деление необходимо для лучшего функционирования всех органов власти. Его учение легло в основу трудов многих общественных деятелей, рассуждавших о том, зачем нужно разделение.

Рис. 1. Джон Локк.

Опасности неразделенной власти

Неразделенная власть, где все полномочия и решения сосредоточены в одних руках, может привести к серьезным опасностям для общества. Вот несколько примеров:

  • Авторитарный режим: Когда власть не разделена, лидер или группа лиц имеет неограниченное право контролировать и управлять всей страной. Это может привести к диктатуре и репрессиям, где гражданские свободы и права нарушаются, а критика и оппозиция подавляются.
  • Коррупция: В условиях неразделенной власти возникает высокий риск коррупции и злоупотребления полномочиями. Когда одна группа или лидер контролирует все сферы власти, они могут использовать свои полномочия для личной выгоды, игнорируя общие интересы и нужды общества. Это приводит к непрозрачности, неравенству и искажению рыночной конкуренции.
  • Отсутствие сбалансированных решений: Разделение властей способствует разнообразию мнений и идей, что приводит к принятию более сбалансированных и обдуманных решений. Однако в условиях неразделенной власти, одна группа или лидер могут принимать решения без должного обсуждения и прозрачности, что может привести к неправильным или неэффективным решениям.

В целом, неразделенная власть сопряжена с рисками и опасностями для общества. Разделение властей является необходимым условием для здорового функционирования демократического государства, обеспечивая чеки и балансы, защиту прав граждан и предотвращение злоупотреблений властью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: