Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том,
что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми,
в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.
Еще информация по теме:
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — закономерность в живой природе
сформулированная в 1866 г. немецким ученым Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида. Независимо от биогенетического закона Геккеля идея параллелизма между развитием ребенка и развитием человеческого рода была выражена в психологии и педагогике последователями И. Гербарта (Т. Циллер и др.) в теории культурных ступеней, требовавшей, чтобы этапы воспитания соответствовали этапам истории культуры. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце XIX — начале XX вв. были предприняты попытки распространения биогенетического закона на психическое развитие ребенка. Психологи, стоявшие на этой точке зрения, утверждали, что имеется соответствие между эволюцией всего живого, в частности историческим развитием общества, и индивидуальным развитием ребенка. Были предложены несколько вариантов параллельной периодизации.
Теории периодизации Теория Штерна
Например, согласно В. Штерну, в детстве выделяется 6 фаз, соответствующих 6 эпохам эволюции человечества:в первые полгода жизни ребенок стоит на ступени низших млекопитающих (преобладание рефлексов, элементарных психических функций);во вторые полгода — достигает ступени развития высших млекопитающих (хватание, подражание); со второго года он вступает в эру собственно человеческой истории, которую проходит по ступеням первобытной истории (2-7 лет — возраст игр и сказок), античности (младший школьный возраст), христианства (средний школьный возраст) и современности (этап полового созревания).
Существовала также концепция различения этапов развития по историческому способу добывания пищи: период собирательства (до 5 лет), охоты (до 12 лет), пастушества (9-14 лет), земледелия (12-16 лет), торговли и промышленности (14-20 лет).
Теория рекапитуляции
Среди попыток создания на основе биогенетического закона научной теории выделяются следующие. Теория рекапитуляции (Г. С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности.
Теория отбора
Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаково действующих сил — случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде.
Теория соответствия
Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П. П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития — от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным.
Этапы развития
С. Холл в своей теории рекапитуляции выделил 5 этапов развития ребенка, начиная с момента рождения до 20 лет.
Первая фаза
Эту фазу можно назвать фазой песочницы. Начинается она с рождения и продолжается до 5 лет.
Название связано с тем, что в этом возрасте дети активно исследуют мир. Они копаются в песке на пляжах, в песочницах, роются в земле. Лопатка и ведерко – постоянный атрибут их прогулок.
Ребенок привязан к родителям, он полностью зависит от них. Они являются для него авторитетом, даже несмотря на эмоциональные всплески кризиса трех лет, попытки обрести самостоятельность.
Исторически первая фаза соответствуют периоду собирательства растений. У человека того времени еще не было полного осознания себя. Люди передвигались и жили группами. Зависели от растений и того, смогут ли поесть и укрыться от непогоды.
В этом возрасте дети испытывают страхи. Они боятся остаться одни, пугаются темноты, незнакомого места. Нет доказательств, что именно этого мог бояться первобытный человек. Однако можно предположить, что это было так, ведь одиночество угрожало ему гибелью.
Вторая фаза
Среди других возрастных особенностей можно выделить:
Вспомни, как школьники начальных классов гоняются друг за другом. Кажется, что школьные коридоры превращаются в сумасшедший дом.
- Появляется страх чужих, усиливаются переживания одиночества.
- Ребенок начинает посвящать время рисованию, лепке. Объектом творчества становится природа, люди, животные, киногерои и герои книг. В художествах отражаются батальные сцены. Мальчишки начинают делать луки, рогатки, вырезают из дерева, склеивают модели.
В филогенетическом плане этой фазе соответствует период перехода к активной охоте. Огораживаются территории, определяются правила охоты. Чужаков подвергают гонениям. Большое значение приобретает ритуальная живопись.
Третья фаза
В возрасте от 8 до 12 лет ребенок проживает третью фазу развития. Для этого периода характерна агрессия, но в то же время отмечается потребность в месте, где можно получить защиту.
Дети строят домики, шалаши, отгораживают места в квартире, закрывают свои комнаты, чтобы обеспечить возможность уединения. Современный ребенок заводит свой аккаунт в соцсетях, скрывает его от родителей.
Для многих важным становится возможность ухаживать за домашним животным. Котенок, щенок, даже крыса – дети просят их у родителей на все возможные праздники. Приносят домой найденышей с улицы.
Тем самым раскрывается потребность заботиться о ком-то, стать для него важным, тем, кому подопечный может доверять, и кого можно безусловно любить.
Исторически подобные тенденции обнаруживаются в период развития земледелия. Человек начинает заботиться об урожае, посадках, одомашнивает диких животных.
Четвертая фаза
Подростки 11-15 лет бунтуют, ищут себя. Пережив период протеста, они начинают интересоваться наукой, творчеством. Проявляют себя в театральном искусстве, писательстве. Некоторые начинают заниматься общественной деятельностью.
К этому возрасту у девочек проявляется интерес к семье, домашнему очагу, садоводству. Многие мальчики еще ищут себя, экспериментируют, тянутся к науке.
Если смотреть на человечество, то это время развитого земледелия и религии. Человечество занимается развитием сельского хозяйства, животноводства, ремесленничества. Выделяется карающая и управляющая власть. Появляется церковь.
Пятая фаза
Возрасту 14-20 лет соответствует пятая фаза. Это время подростков и стремящихся к идеалам юношам. Человек начинает воспринимать себя не только с точки зрения личности, члена семьи или ученика. Возникает понимание необходимости выбора профессии и жизненного пути.
Осознается роль денег, материальных благ. Появляется желание работать и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Приходит понимание необходимости заботиться о самом себе, своем здоровье.
В историческом плане это эпоха развитой торговли и промышленности, т.е. современное общество, занятое заработками, исследованиями, производством.
Психология помогает нам понять не только самих себя, но и наших детей. Разгадать, как именно развивается человек, что им движет и в чем заключается суть детского мировоззрения, ученые старались с давних времен. Очень большой вклад в современную науку о детях, педологию, внес известный американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Его труды были созданы в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.
Основные фазы развития
Следует отметить, что границы фаз слишком размыты, и конец одного периода не совпадает с началом следующего:
- Первая фаза проходит от рождения и до пятилетнего возраста. Дети постоянно роют и копают (например, игры с ведрами и лопатками в песочнице).
- Вторая фаза — от пяти до одиннадцати лет. Тут преобладает охота и захват. Это проявляется в страхе чужих, проявлении агрессии, жестокости. Малыши начинают отстраняться от взрослых и играть втайне от других.
- Третья фаза — от восьми до двенадцати лет. Ее назвали пастушеской. Она выражается в стремлении иметь свое собственное место. Причем оно должно находиться за пределами дома, где ребенок живет совместно с родителями. Также появляются первые признаки заботы и покровительства, которые дети проецируют на домашних животных. Кроме того, в этот период, особенно у девочек, появляется потребность в нежности и ласке.
- Четвертая фаза — от одиннадцати до пятнадцати лет – земледельческая. В этот момент у ребенка просыпается интерес к природе, погоде, дети начинают заниматься садоводством и цветоводством. Также у них развивается осмотрительность и наблюдательность.
- Пятая фаза — от четырнадцати и до двадцатилетнего возраста. Это развитие торговли и промышленности, или ее еще назвали стадией современного индивида. Ее основой является осознание роли денег, точных наук и обмен предметами, бартер.
Слайд 4Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в
основе которой лежит идея педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров и т.д. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины ХХ в. популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Теория рекапитуляции Стенли Холла
Подготовил: студент: Медицинской академии имени С.И. Георгиевского
Слайд 2БиографияАмериканский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической
лаборатории которого он стажировался несколько лет. В Лейпциге Холл занимался
проблемами общей психологии. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагогической психологии».
Слайд 3Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих
ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых
профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов. Он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей.
Холл (сидит в центре) с гостями юбилейных торжеств в Университете Кларка (1909).
Слайд 5Теория рекапитуляции Стенли Холла
Стенли Холл по аналогии с биологенетическим законом
Геккеля-Мюллера предположил, что: ребёнок в своём развитии повторяет все стадии
развития психики, которые прошло человечество; порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически; при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определённого времени.
Лат. «recapitulation» — «сжатое повторение».
Слайд 6На этом основании Холл делает вывод:именно уровень психического развития должен
определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит;механизмом,
который способствует переходу с одной стадии развития на другую, является игра.
Слайд 7 Холл был также основателем педологии –науки
о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, то есть
идея о том, что ребенок является центром исследовательских
интересов многих профессионалов – психологов, педагогов и т.д. Таким
образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины ХХ в. популярность педологии объяснялась
ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая
комплексный подход к исследованию детей.
Слайд 8Недостатки теории по мнениям некоторых психологов Психологи и педагоги критиковали
гипотезу: по внешним признакам поведения ребёнка не всегда можно
судить о его психологии;взрослый человек вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью (С. Л. Рубинштейн)«Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта» (П. П. Блонский)
Слайд 9Плюсы теории Плюсы:« Это была неверная теоретическая концепция, но это
индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена;большой фактический материал;введение в детскую психологию новых методов исследования (анализ детских рисунков, игр и снов; метод опросников).
Критика концепции рекапитуляции
Категорическое несогласие с теорией выразил Л. С. Выготский. Он полагал недопустимым сравнение филогенеза, онтогенеза и социогенеза, считая эти линии развития принципиально разными. Учёный был уверен, что человек, в отличие от животных, идёт по культурно-историческому пути. Он сам создаёт условия своего существования. Психолог негативно относился к наследственности как к определяющему фактору психического развития. Он настаивал на том, что отрицание воспитания и обучения в формировании когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сферы недопустимо.
Подвергал критике теории нативизма и С. Л. Рубинштейн. Он проводил параллели между онтогенезом и социогенезом, сопоставляя культурно-исторический опыт и характер познания мира ребёнком. Так, например, среди общих черт онто- и социогенеза он выделял логику познания от простого к сложному. К различиям относилась генерация и передача культурно-исторического опыта: в социогенезе он формируется, в онтогенезе — присваивается индивидом.
Вопрос развития человека достаточно сложен, так как здесь влияние оказывает комплекс факторов. Однако многое зависит от самого человека: если он хочет быть развитой и сильной личностью, то может устранить даже самые тяжелые факторы, мешающие развитию. В первую очередь в постоянном развитии нуждается мозг, ведь это главный орган, управляющий организмом. Постоянные тренировки мозга обеспечивают поддержание на нужном уровне всех когнитивных функций. Для этого удобно и эффективно использовать тренажеры Викиум.
-
Комедия в театре это кратко
-
Рыболовство в италии кратко
-
Опишите модели рыночной структуры сколько их и кратко охарактеризуйте каждую
-
Эрзурумское сражение 1916 г кратко
- Поход ксеркса на грецию кратко
Теория рекапитуляции
Концепцию, которая гласит, что развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле, предложил Г. С. Холл. Выдвигая данное положение, учёный руководствовался теорией эволюции Дарвина и законом Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие отдельной особи) определяется как сжатое и краткое повторение филогенеза (становление вида).
Биогенетическая теория была подвергнута критике. Исследователи настаивали на более сложных отношениях «филогенез — онтогенез». Учёные говорили о том, что онтогенез — это не просто повторение циклов развития вида, его структура является более сложной. Изменения затрагивают в том числе и эмбриогенез.
Приверженцы концепции рекапитуляции позаимствовали положения биогенетического закона лишь отчасти. Они стремились рассмотреть через его призму особенности когнитивного, психического, эмоционального развития. По их мнению, стадии формирования психики индивида воспроизводят этапы становления психики далёких человеческих предков и ранних животных.
Теория трёхступенчатого развития К. Бюлера гласит, что психика ребёнка проходит те же стадии развития, что присущи поведению животных: инстинктивный, дрессировочный, интеллектуальный уровни. Эта идея перекликается с теорией созревания, согласно которой каждое новое поведенческое проявление обусловлено развитием конкретных участков центральной нервной системы. Теория же Холла говорит о повторении трёх циклов: филогенетического, антропогенетического и социогенетического.
Применение в других областях
Идея о том, что онтогенез повторяет филогенез, применялась и в некоторых других областях.
Когнитивное развитие
Английский философ Герберт Спенсер был одним из самых энергичных сторонников эволюционных идей для объяснения многих явлений. В 1861 году, за пять лет до того, как Геккель впервые опубликовал статью по этому вопросу, Спенсер предложил возможную основу для теории образования , основанной на культурном перепросмотре, со следующим утверждением:
Дж. Стэнли Холл использовал теории Геккеля как основу своих теорий детского развития. Его самая влиятельная работа «Подростковый возраст: его психология и его отношения с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием» в 1904 году предполагает, что жизненный путь каждого человека резюмирует эволюцию человечества от «дикости» к «цивилизации». . Хотя он повлиял на более поздние теории развития детства, концепция Холла сейчас обычно считается расистской.
Психолог развития Жан Пиаже предпочитал более слабую версию формулы, согласно которой онтогенез параллелен филогенезу, потому что оба они подвержены сходным внешним ограничениям.
Австрийский пионер психоанализа Зигмунд Фрейд также поддерживал доктрину Геккеля. Он получил образование биолога под влиянием теории перепросмотра в период ее расцвета и сохранил ламаркистское мировоззрение с обоснованием теории перепросмотра. Фрейд также проводил различие между физическим и психическим перепросмотром, в котором различия стали бы существенным аргументом в пользу его .
В конце 20-го века исследования символизма и обучения в области культурной антропологии показали, что «и биологическая эволюция, и этапы когнитивного развития ребенка во многом следуют той же последовательности эволюционных стадий, что и в археологических записях».
Музыкальная критика
Музыковед Ричард Тарускин в 2005 году применил фразу «онтогенез становится филогенезом» к процессу создания и переделки истории музыки, часто для утверждения точки зрения или аргумента. Например, своеобразное развитие произведений композитора-модерниста Арнольда Шёнберга (здесь — «онтогенез») во многих историях обобщается в «филогенез» — историческое развитие («эволюцию») западной музыки в сторону атональных стилей, к которым принадлежит Шенберг. представитель. Историки музыки обвиняют такие историографии «краха традиционной тональности» в том, что они утверждают риторический, а не исторический тезис о «крахе» тональности.
Тарускин также разработал вариант девиза в игре слов «онтогенез резюмирует онтологию», чтобы опровергнуть концепцию «абсолютной музыки», продвигающую социально-художественные теории музыковеда Карла Дальхауса . Онтология — это исследование того, чем именно является нечто, и Тарускин утверждает, что арт-объект становится тем, что из него сделали общество и последующие поколения. Например, « Страсти по Иоанну » Иоганна Себастьяна Баха , написанные в 1720-х годах, были присвоены нацистским режимом в 1930-х годах для пропаганды . Тарускин утверждает историческое развитие « Страстей по Иоанну» (их онтогенез) как произведение с антисемитским уклоном .сообщение, на самом деле, сообщает идентичность произведения (его онтологию), хотя композитора это вряд ли беспокоило. Музыка или даже абстрактное визуальное произведение не могут быть по-настоящему автономными («абсолютными»), потому что они определяются своей исторической и социальной рецепцией.
Изучение подростков
Для точности своих наблюдений психолог разрабатывал специальные опросники, которые помогали ему изучать различные психологические стороны юношей. Сразу он раздавал вопросы учителям, чтобы те передавали их детям. Они должны были показать, как подрастающее поколение смотрит на мир.
Спустя некоторое время решили создать отдельные опросники для родителей и педагогов, чтобы проверить, действительно ли онтогенез и филогенез проходят практически одинаково. Уникальность этих тестов была в том, что помимо проверки знаний, отношения к миру и к другим людям дети должны рассказывать о переживаниях, моральных чувствах, религиозных убеждениях. Также они затрагивали вопросы ранних воспоминаний, опасности и радости ребенка.
Дальнейшее чтение
- Отделение биологии и медицины Брауновского университета. «Эволюция и развитие I: размер и форма» .
- Геккель, Эрнст (1899). «Загадка Вселенной в конце девятнадцатого века» .
- Ричардсон, М.К.; Ханкен, Джеймс; Гунератне, Майони Л.; Пьео, Клод; Рейно, Альберт; Селвуд, Линн; Райт, Гленда М. (1997). «У позвоночных нет высококонсервативной эмбриональной стадии: последствия для современных теорий эволюции и развития». Анатомия и эмбриология . 196 (2): 91–106. doi10.1007/s004290050082 . PMID . S2CID .
- Борхерт. Кэтрин М. и Зильман, Адриенн Л. (1990) Онтогенез и филогения символизации , в Фостер и Бочароу (ред.) Жизнь символов
- Бейтс, Э., с Л. Бениньи, И. Бретертоном, Л. Камайони и В. Вольтеррой. (1979). Появление символов: познание и общение в младенчестве. Нью-Йорк: Академическая пресса
- Винн, Томас (1979). «Разум поздних ашельских гоминидов». мужчина . 14 (3): 371–91. дои10.2307/2801865 . JSTOR .
Смысл теории рекапитуляции
Теория рекапитуляции, выдвинутая американским психологом Стенли Холлом, предполагает, что развитие отдельного индивида повторяет эволюционный процесс человечества в целом. В результате этого процесса каждый отдельный индивидуум тождественен предшествующим стадиям развития человечества и проходит через одни и те же этапы развития, хотя и в более сокращенные сроки.
Основная идея теории рекапитуляции заключается в том, что развитие индивида повторяет развитие человеческого рода, начиная от приматов до современного человека. При этом каждая стадия развития сопровождается усвоением определенных навыков и развитием особых характеристик, которые были свойственны предшествующим этапам развития вида.
Учение о рекапитуляции предполагает, что в развитии индивида имеется определенная последовательность, которая воспроизводит эволюцию человечества: от искусственного оплодотворения клеток до зрелости и дальнейшего старения. Каждая стадия развития индивидуума, согласно теории рекапитуляции, является отражением существовавших на этой же стадии типичных особенностей предшествующих этапов человеческой эволюции.
Таким образом, смысл теории рекапитуляции заключается в понимании того, что развитие индивида происходит не случайным образом, а имеет определенный порядок и последовательность. Усвоение навыков и характеристик, ключевых для каждой стадии развития, играют важную роль в формировании личности и определении её дальнейшего пути развития.
n1.doc
2 …
ГЛАВА 3Основные теории объясняющие детское психическое развитиеобъяснение, интерпретацию. преформизмсенсуализмэтологическое и психоаналитическоеЭтологический подход к психическому развитию ребенкаконцепция рекапитуляциисензитивнымимпринтингом.Психоаналитическая теорияпсихоанализом.либидоидЯэгосуперэгозащитные механизмы
- вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);
- проекция(перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);
- регрессия(соскальзывание на более примитивный уровень);
- сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности — науку, искусство, политику и пр.).
оральной стадиейанальной стадиейфаллическойэдипов комплекс.— преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру. базового доверия— преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства независимости и автономности.Теория привязанностиТак, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам: одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной из меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей. Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мягким теплым теломкачество привязанностив «внутренняя рабочая модель».
- стремление к познанию внешнего мира, к риску, опасности;
- стремление к защите и безопасности.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже— операция.обратимостью. табл. 2.Таблица 2развития по Пиаже
Возраст | Период развития | Характеристика когнитивной структуры |
От 0 до 2 лет | Сенсомоторный | Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к 2-м годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия |
От 2 до 11 лет | Конкретных операций | |
От 2 до 6 лет От 6 до 11 лет | Доопераиионнная стадия Операционная стадия | Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами |
От 12 лет до взрослости | Формальных операций | Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению |
сенсомоторным, конкретных операций: дооперационнуюоперационнуюадаптациейАссимиляцияаккомодация уравновешивания — Бихевиоризм и теория социального научения — (S—R) (S—R)SR«промежуточные переменные» (V), S — V— R.социальное наученое. На социализации. Научение через подражаниезависимость. S—R, Теория конвергенции двух факторовИтоги
2 …
ГЛАВА 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие