Кратко о персонажах
В кратком содержании «Тихого Дона», как и в полной версии, несколько десятков персонажей. Читать роман по частям интересно только после знакомства с главными героями.
Главные герои
Главные герои произведения, краткое содержание которого по главам можно увидеть ниже, это:
- Семья Мелеховых. Старшее поколение – Пантелей и Василиса. Младшие: Григорий – красивый черноволосый парень, воплощение народного духа, бунтующего и непокорного, младший сын в семье; Петр – старший сын, весь в мать, светловолосый и кареглазый, старше Григория на 6 лет; Дуняшка – младшая сестра и дочь.
- Семья Астаховых. Степан Астахов и его жена Аксинья, любовница Григория. Живут рядом с Мелеховыми, соседи.
- Семья Коршуновых. Мирон Григорьевич Коршунов зажиточный казак. Его дети – Митька и Наталья, ставшая женой Григория.
Читать о перипетиях семейной жизни, разворачивающихся на фоне политических изменений в стране, необычайно интересно.
Кадр из сериала 2015 г.
Второстепенные персонажи
К второстепенным персонажам относятся:
- Дарья Мелехова – жена Петра;
- Сергей Мохов – купец;
- Лиза и Владимир Моховы – дети Сергея Мохова;
- Николай Листницкий – генерал, помещик, живет в Ягодном;
- Евгений Листницкий – его сын;
- Иосиф Штокман – агитатор РСДРП;
- Валки – служащий Мохова, солдат, друг Кошевого;
- Михаил Кошевой – простой казак, виновник гибели Петра;
- Христоня – казак в Атаманском полку;
- Бунчук – пулеметчик, воюет на стороне красных;
- Иван Алексеевич – убитый Дарьей казак.
Более подробно о героях произведения можно узнать из краткого пересказа.
Характеристика Мелеховых
Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.
Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.
Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.
Старшее поколение Мелеховых
Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.
Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».
Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.
С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу
Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома
Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.
Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.
Очень краткий пересказ
На хуторе Татарский живет семья казаков Мелеховых. Отец Пантелей, мать Василиса, сыновья – Петр и Григорий, дочь Дуняша и невестка Дарья. Младший сын, Григорий, влюблен в жену соседа Степана – Аксинью. Женщина отвечает ему взаимностью. Не сумев повлиять на сына, Пантелей женит его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не ладится. Аксинью избивает муж, она продолжает встречаться с Гришей, который признается молодой жене в том, что ничего у них не получится. Обиженная Наталья уходит к родителям, где пытается покончить с собой. Гришу призывают в армию, в разгаре Первая Мировая война.
На хутор приезжает Иосиф Штокман, агитирующий за советскую власть. В армии разобщение. Грядет революция. Наталью удается спасти. Гришка селится вместе с убежавшей от мужа Аксиньей у помещика Листницкого, у них рождается дочь, а сам Мелехов возвращается в армию. Дочь умирает от скарлатины, и Аксинья, поддавшись на уговоры Евгения Листницкого, становится его любовницей. Узнав об этом, Григорий возвращается к Наталье. У них рождаются мальчик и девочка.
Грядет Революция. Казаки никак не могут определить свою сторону. Мечется в неопределенности и Мелехов. Гражданская война, в которой он участвует то на стороне белых, то красных, а то и своей собственной, отнимает у него все. Погибает Петр, топится в Дону его жена Дарья, умирает после неправильно произведенного аборта Наталья, тиф забирает отца, мать также скоропостижно уходит из жизни. Аксинья гибнет под пулями, а дочка умирает от скарлатины. Остается Гриша один с сыном на руках. Есть еще сестра, но она замужем за врагом, и по-прежнему Мелехов не знает, кто же ему ближе. Он хочет лишь мирной жизни.
Главные герои и их характеристика:
- Григорий Мелехов — младший сын в семье Пантелея Мелехова.В образе этого героя автор воплотил всю мощь духа донских казаков в начале 20-го века: противоречивость, независимость, свободолюбие, страсть, любовь к родной земле.
- Пётр Мелехов — старший сын Мелеховых (6 лет разницы с Гришей). Совсем не похож характером на Гришку. Человек «семьи», тяготеющий к атмосфере мира и дружбы со всем, что его окружает.
- Пантелей Мелехов -отец главного героя романа. Зажиточный и уважаемый человек на хуторе.
- Степан Астахов — сосед Мелеховых. Законный муж Аксиньи, возлюбленной Григория. Жестокий и мстительный человек.
- Аксинья Астахова — одна из главных героинь в романе. Супруга Степана, возлюбленная Григория. В юности была изнасилована отцом и выдана замуж за нелюбимого. Аксинья влюбилась в Григория, родила ему дочь и погибла в конце романа, когда пыталась скрыться вместе с любимым.
- Наталья Коршунова — несчастная супруга Григория, вынужденная делить его с Аксиньей до самой смерти. Родила Грише двойняшек. Умерла после неудачного аборта.
- Митька Коршунов — старший брат Натальи, жены Гриши.
- Василиса Ильинична Мелехова — мать Петра, Григория и Дуни.
- Дуня Мелехова — младшая сестра главного героя Гриши. Вышла замуж за убийцу своего брата Петра.
- Дарья Мелехова — неверная жена Петра. Покончила жизнь самоубийством.
- Мирон Коршунов — зажиточный казак, отец Натальи.
- Николай Листницкий — хозяин усадьбы ягодное, где жили и работали Гриша и Аксинья.
- Евгений Листницкий — сын Николая. Волочился за Аксиньей и добился её, когда она потеряла дочь. Стал причиной длительной размолвки между Гришей и Аксиньей.
- Михаил Кошевой — друг и ровесник Григория Мелехова, который в развитии сюжета стал злейшим врагом.
О донской земле: казаки и крестьяне
Основной конфликт на Дону пролегал не внутри казачьего сословия, а между казаками и крестьянами. Внутриказачий конфликт был вторичным, менее острым, что и заставляло многих казаков метаться из стороны в сторону, как это показано в образе Григория Мелехова. В фильме крестьяне упоминаются, но мельком, остаются как бы за скобками. Но без показа крестьянской правды казачья правда становится однобокой.
Она сводится к монологу богача Мирона Коршунова о том, что он всю жизнь работал и не хочет быть уравненным с тем, «какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды». А как быть с тем, кто работал еще больше, чем Мирон, но из нужды не вышел? Таких ведь на Дону было большинство.
К 1917 г. казаки составляли примерно 43% населения Донской области (1,5 млн из 4 млн), но на мужскую душу у казаков в среднем приходилось 12,8 десятины пахотных и иных земельных угодий. Донские коренные крестьяне (0,9 млн, бывшие крепостные местных помещиков) имели по 1,25 десятины земли на мужскую душу. Так называемые иногородние крестьяне (1,12 млн чел., прибывших на Дон после отмены крепостного права в 1861 г.) почти не имели земли, арендовали ее или работали батраками (0,06 десятины своей и арендованной земли на мужскую душу). Войско Донское владело 83,5% всех земель области, в то время как коренным и иногородним крестьянам принадлежало лишь 10% земли.
Среди казачества доминировали середняки – 51,6% хозяйств. Зажиточные составляли 23,8%, бедняцкие – 24,6%.
После Февральской революции российское крестьянство, включая донское, выступило за уравнительный передел всей земли. Видя эту опасность, казачий съезд Области Войска Донского уже в апреле 1917 г. рассматривал планы наделения коренных крестьян землей за счет помещиков, которые владели на Дону около 1 млн десятин, а также планы передачи крестьянам части земли запаса (2 млн дес.). Эти планы не снимали проблемы иногородних и к тому же оставались на бумаге. Казаки землю отдавать не спешили. С учетом военной силы казачества было ясно, что земельный вопрос на Дону чреват кровавой войной.
Ленин, понимая это, уже в Декрете о земле предложил компромисс, дописав последнюю строчку к эсеровскому проекту, составленному на основе крестьянских наказов: «земли… рядовых казаков не конфискуются». Это был курс на то, чтобы провести аграрную реформу на Дону только за счет изъятия излишков земли у богатых казаков и тем избежать войны.
О фильме и романе
«Тихий Дон» – самый потрясающий роман о Гражданской войне, и я заранее решил посмотреть, как его представит современному зрителю современный режиссер. Было опасение, что Сергей Урсуляк отдаст дань политической конъюнктуре и возложит вину за братоубийственный конфликт на большевиков, исказив тем самым суть романа.
Мотив вины большевиков в фильме присутствует, но подан с противовесом. Две фигуры олицетворяют крайности конфликта. С одной стороны, это Мишка Кошевой, который убивает сдавшегося Петра Мелехова, безобидного глубокого старика Коршунова, а затем сжигает дома богатых казаков
Режиссер приковывает внимание зрителя к образу Кошевого с горящим факелом в руке в центре пылающих домов. С другой стороны, это Митька Коршунов, сын первого богача на хуторе Татарском, зверски убивающий семью Кошевого (мать и маленьких детей)
Жестокость этих поступков не находит оправдания. Лейтмотив фильма: эмоциональное осуждение Гражданской войны, которая несет горе всем.
У Шолохова в романе эта мысль является центральной, но она подана в контексте, который в фильме Урсуляка отсутствует.
Замысел писателя не прост и не однозначен. Он – на стороне красных, но показал трагедию Дона с казачьей стороны, отделив казаков от белых, а казака-труженика – от казачьей верхушки. Роман был написан для своего времени и для своего читателя. Многие читатели участвовали в Гражданской войне и видели в донских казаках тех, кто в своем большинстве был по другую сторону фронта. И это было так. Летом – осенью 1918 г. за красных воевали около 20% донских казаков, остальные – за белых. И на Дону погибли больше всего красных и белых.
Шолохов хотел не оправдать, но объяснить и вызвать сочувствие к простым казакам, попавшим в эпицентр Гражданской войны.
А это было сделать трудно. Антиказачьи настроения имели глубокие корни. В России помнили 1905 год, когда казаки выступали в роли опричников: били нагайками бастующих рабочих, пороли и расстреливали крестьян, восставших против помещиков. Помнили и события лета – осени 1917 г., когда почти все казачьи полки использовались для борьбы с крестьянскими «беспорядками» в тылу и «волнениями» солдатских частей на фронте. Крестьяне южных губерний России особенно хорошо помнили грабежи и насилие, которые чинили казаки при каждом наступлении в 1918 и 1919 годах. Зная это, Шолохов хотел показать, что война была страшной и для казаков, что красные на Дону тоже творили насилие. Нередко писатель изображал красных в более неприглядном свете, чем казаков, стремясь уравновесить активную антиказачью пропаганду. Свою роль сыграли и источники, которыми пользовался писатель: донские газеты и журналы того времени, рассказы казаков, дневники и воспоминания донской интеллигенции.
Замысел Шолохова породил критику в адрес писателя и трудности в издании третьего тома романа. Он был напечатан только после прямого указания Сталина, который посчитал, что в целом роман «работает на нас, на революцию». И для того времени и того массового читателя Сталин был прав.
Фильм Урсуляка создан в эпоху, когда многие зрители роман Шолохова не читали, о событиях Гражданской войны знают мало, и источники этих знаний могут быть самыми разными. В отличие от романа общий исторический фон в фильме подан скупо, и действия героев фильма вытекают из локальных событий и ими мотивированы.
В такой ситуации отдельно взятые эпизоды из романа Шолохова, воспроизведенные в фильме, уже не дают эффекта, на который рассчитывал Сталин. Скорее для многих зрителей эффект был обратный. Не случайно многие представители старшего поколения оценили фильм Урсуляка как прямое искажение сути романа, как реализацию социального заказа. С этим можно соглашаться и можно спорить.
Наша задача другая – показать некоторые важные черты эпохи, на фоне которой разворачивались события романа и фильма. Возможно, это позволит более объективно оценить то, что мы видели на экране.
Атаман Каледин
Однако предложенный компромисс казачьей верхушке не подходил. Вопрос о земле в фильме обсуждается в диалоге Григория и его отца. Сын говорит о том, что коренным крестьянам надо дать землю. Отец – категорически против. Понятно, что не Пантелей Мелехов начал Гражданскую войну. Ее начала казачья верхушка, сделав середняков заложниками своей политики. Позиция казачьих верхов – важный исходный момент трагедии. В фильме эта тема практически не присутствует.
А дело было так. После Октября донской атаман Каледин сразу заявил об отказе признать власть Советов и объявил Донскую область независимой до образования в России законной власти, приемлемой для казаков. Атаман пытался послать на Москву несколько казачьих полков, но рядовые казаки воевать с советской властью не хотели.
Видя позицию казаков, в конце ноября рабочие Ростова и шахтерских поселков Восточного Донбасса провозгласили советскую власть. Казаки идти на Ростов отказались. Каледин получил помощь от генерала М. В. Алексеева, бывшего главнокомандующего русской армией, который прибыл на Дон, чтобы собрать армию и повести ее на Москву и Питер. Около 500 офицеров и юнкеров, пришедших на Дон по призыву Алексеева, разгромили рабочих Ростова, расстреляв 62 захваченных рабочих-красногвардейцев. В декабре калединцы расстреляли 73 пленных шахтера Ясиновского рудника, пытавшихся отстоять свой Совет. Это были первые массовые расстрелы на Дону.
Петроград послал на Дон войска подавить калединскую контрреволюцию. На помощь Каледину вновь пришли алексеевцы, которых теперь возглавил генерал Л. Корнилов. Алексеевская организация выросла до 3 тыс. и стала называться «Добровольческой армией». В боях под Ростовом Корнилов издал приказ: пленных не брать, что привело к дальнейшему нарастанию взаимного ожесточения. Жестокость не помогла, и Корнилов, спасаясь от полного разгрома, в конце января оставил Ростов и увел свой отряд на Кубань, где и погиб при неудачном штурме Екатеринодара. В фильме корниловцы не показаны.
На защиту власти Каледина встали и отряды казацкой интеллигенции, из которых выделялся отряд есаула В. М. Чернецова, состоящий в основном из донских юнкеров и студентов. 17 января 1918 г. отряд Чернецова напал на станицу Каменскую, где заседал Донревком, созданный съездом фронтового казачества как альтернатива правительству Каледина. Каледин вступил с Донревкомом в переговоры, а сам тайно бросил на Каменскую отряд Чернецова. В эти январские дни отряд Чернецова и присланные в помощь роты офицеров-корниловцев расстреляли более 300 красноармейцев, попавших в плен в ходе боев. Однако 21 января отряд Чернецова был разбит.
29 января 1918 г. атаман Каледин, обнаружив, что защищать его правительство готовы всего 147 казаков, застрелился.
Вскоре на Дону установилась советская власть.
Григорий и Пётр
Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.
Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.
Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.
Чернецов и Подтелков
Вернемся к роману и фильму и посмотрим, как в них отражены события калединского периода. В романе Шолохов рассказал о том, что именно Каледин послал казаков и алексеевцев громить рабочих Ростова и Советы в шахтерских поселках, и затем на этом фоне воспроизвел версию, которую сообщили донские газеты в годовщину гибели отряда Чернецова. Тогда на Дону господствовали белые, и было устроено торжественное перезахоронение Чернецова. Согласно этой версии, председатель Донревкома Ф. Подтелков, как написал потом и Деникин, «после диких надругательств зверски зарубил Чернецова» и приказал зарубить 40 офицеров его отряда. Никаких других деталей не сообщалось. Шолохов всю трагическую сцену, описанную в романе, придумал, стремясь показать жестокость Гражданской войны.
Урсуляк точно по Шолохову воспроизвел этот эпизод и сделал его центральным в серии, которая приходится на калединский период.
А в следующей серии казнь Подтелкова и его отряда подается как возмездие за убийство Чернецова и его офицеров. Григорий Мелехов прямо говорит это Подтелкову.
Однако реальные обстоятельства смерти Чернецова были иными. О них в эмиграции написали чернецовцы, многие из которых, оказывается, остались живыми. Три десятка плененных чернецовцев, отправленные в тыл в сопровождении небольшого конвоя, из-за неожиданного появления бронепоезда смогли бежать от растерявшегося конвоя. 15 человек в ту же ночь добрались до своих, 5 были захвачены конвоем и доставлены в станицу. Судьба остальных неизвестна. Чернецов бежал, но вскоре был выдан и вновь попал в руки Подтелкова. При аресте его не обыскали, и в удобный момент Чернецов выхватил маленький пистолет и в упор выстрелил в Подтелкова. Но произошла осечка или в стволе пистолета не было патрона. Подтелков выхватил шашку и зарубил Чернецова, не дожидаясь второго выстрела. И команды зарубить пленных чернецовцев глава Донревкома не давал.
На таком фоне казнь Подтелкова не выглядит заслуженным возмездием за расправу над 40 пленными офицерами, которой не было.
Сделав эпизод с расправой над чернецовцами центральным, режиссер вольно или невольно вину за начало террора возложил не на калединцев, а на красных казаков.
У Шолохова такого акцента нет, хотя он не снимает ответственности с Подтелкова за расстрелы активных калединцев, которые были проведены в Ростове и Новочеркасске в феврале сразу после их захвата красными. Но эта была месть за расстрелянных пленных красногвардейцев, рабочих и шахтеров.
Дуняша, Наталья и Дарья
Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.
Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.
Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.
Вариант 2
В романе » Тихий Дон » М. А. Шолохова поднята важная тема : насаждение большевиками своих порядков там, где уже есть свой, привычный уклад жизни, взаимоотношений, быта, понимания вещей. Гражданская война и государственный разлад » вламываются » в судьбы героев без их желания и не по их воле. Казаки имели вольницу при царизме, а теперь политические перемены приводят их в замешательство, они им не рады, им не нужна никакая революция, а тем более, силком.
Шолохов показывает нам коммунистов, таких как Валет, Штокман, Котляров, Перегудко, Бунчук, в героическом ореоле. Особенно среди них выделяется Штокман, который пропогандистски влияет на остальных.
Осенью 1912 года Федот Бодосков привозит в хутор Татарский человека среднего роста, худощавого телосложения, с хитрецой на лице. Впоследствии этот самый Штокман окажется его убийцей, так как отдаст приказ об арестеи расстреле самых активных казаков.
Цель приезда Штокмана в хутор прозаична — агитация казаков. Их понимание свободы личности не способствовало впряжению в аркан хлеборобства, и уж тем более, они не собирались конкурировать в этом с иногородними. На своей земле они — закон и суд, и никто не в праве им указывать, как жить, поэтому слова Штокмана, что в старь крепостные уходили от помещиков и селились на Дону, были восприняты в штыки, как явный намек на их происхождение и предстоящее в скором времени » переделывание их в мужиков » . Казаки с отвращением восприняли этого новоприбывшего.
За игрой в карты Штокман подсовывал казакам книжки нужного толка, чтобы обратить их на свою сторону : сначала это были Некрасов, Никитин, потом про бунтовщиков против царизма — Стеньку Резина и Емельяна Пугачева. Его намеки на скудную жизнь казаков при царях были недвусмысленными и раздражали их не на шутку, поэтому лишь немногие подчинились его наущениям : Давыдка, Филька — Чеботарь, Кошевой, Христоня и др.
По возвращении из сибирской ссылки в феврале 1919 года Штокман умеет ездить верхом, стрелять из разных видов оружия, отдавать беспрекословные приказы и уже » не нянькается » с казаками, а с бешеным напором пытается их волю » переломить через колено «. Через два с половиной месяца его настигла расправа от рук саратовских крестьян из Сердобского полка. Профессиональному революционеру пришел конец.
Яростный антимонархист не ожидал себе противодействия, его политика расказачивания не пришлась ко двору жителям Тихого Дона. А что он хотел после того, как милиционеры произвели конфискацию имущества у зажиточных казаков и задумали продолжить свои бесчинства в соседнем хуторе, еще и сопровождаемые арестами? Эти политические игры с жизнью и судьбами казаков не могли пройти бесследно для таких, как Штокман. Он со своими идейными единомышленниками превратил Тихий Дон в бойню.
Таким образом, личность и деятельность Штокмана безапелляционно рассматривается как антигуманная, так как нельзя насильно ворваться в привычную людям жизнь и навязывать свои порядки, менять устоявшийся уклад и делать самосуд.
Очень краткий пересказ романа «Тихий Дон»
Семья казака Пантелея Мелехова проживала на Татарском хуторе вблизи реки Дон. Пантелея на хуторе прозвали «Турком» за происхождение. Его отец много лет назад привёз в дом пленную турчанку и создал с ней семью. На начало романа у Пантелея и его супруги Василисы Ильиничны трое уже взрослых детей: Петр, Григорий и Дуняша.
Петр со своей женой Дарьей проживает под одной крышей с родителями, братом и сестрой. Дуня ещё молода для замужества, а вот Гриша — жених во всей красе. Но Григорий к ужасу родителей влюбился в Аксинью, супругу соседа Степана Астахова. Молодая женщина ответила младшему Мелехову взаимностью и закрутился роман.
Чтобы образумить Гришу, старшие Мелеховы решают его срочно женить. Выбор падает на Наталью Коршунову. Аксинья остаётся с мужем, который регулярно избивает её. Наташа любит Григория, а он не может забыть Аксинью. Совместная жизнь пары не складывается и она распадается. Наталья возвращается в отчий дом, а Гриша к Аксинье.
Узнав, что любимая ждёт ребёнка, герой уговаривает её уйти от мужа. Пара покидает хутор и нанимается в прислуги в расположенную рядом усадьбу. Там у Гриши и Аксиньи рождается дочь. Наташа тем временем пытается себя убить, после этого от неё отворачивается родная семья и девушка перебирается жить к Мелеховым.
Григория, Петра и Степана забирают на фронт. Их пути часто пересекаются. Степан затаил обиду на Гришу за то, что тот увёл его жену. Мелеховым приходит известие о смерти Григория, но вскоре Пётр опровергает эту информацию — его младший брат был серьёзно ранен, но оправился и даже повышен в звании. Пока мужчины воюют, Аксинья теряет дочь.
Девочка умирает от тяжелой болезни. Смерть ребёнка подкосила Аксинью и она бросается в объятия барского «сыночка» Евгения Лесницкого. Григорий тяжело переживает измену любимой и жестко мстит Лесницкому — позорно высекает его кнутом. Затем в оскорбленных чувствах возвращается в отчий дом и вновь сходится с законной супругой Наташей.
Но бои продолжаются, Григорий воюет и не может позабыть любовь к Аксинье. Он чересчур храбрый и безрассудный на поле боя, быстро становится Георгиевским кавалером. Наталья рожает двойняшек — девочку и мальчика. А супруга Петра Дарья пускается во все тяжкие: гуляет и изменяет мужу, пока тот на войне. Она встречается даже с мужем Аксиньи, которому Петр хочет мстить, но Степан Астахов погибает на поле боя.
После отречения царя от престола, страна раскалывается на две части: белые и красные тянут выживших в военных действиях казаков каждый в свою сторону. Пётр Мелехов возвращается домой, Григорий примкнул к красным, но сомневается в их правоте, ужасаясь жестокости расправ над белогвардейцами.
Дон вытеснил большевиков, казаки назначили нового атамана — Краснова. Но явились немцы и стали устанавливать свои порядки. Мишка Кошевой выясняет, что Степан Астахов жив. Степан, вернувшись на хутор, уговаривает Аксинью жить вместе. Казаки промышляют мародёрством, Григорий не одобряет бесчинств и покидает службу самовольно. Возвращается домой и Петр.
Вновь меняется власть. Дон заполоняют красные. Мишка Кошевой поднимается до заместителя красного атамана. Григорию, как белому офицеру, приходится бежать. Казаки бастуют, объединяются против большевиков. Один из отрядов сопротивления возглавляет Петр. В очередной схватке его убивает Мишка Кошевой, остальных рубят шашками. Гриша жестко мстит за старшего брата.
Устав воевать, казаки приходит домой на посевную. Григорий снова бегает на свидания к Аксинье. Беременная Наталья, узнав об изменах, делает подпольный аборт и умирает от последствий. Гришка тягостно переживает её гибель, винит себя. Жена погибшего Петра топится в реке, узнав, что больна сифилисом. Сестра Гриши и Петра Дуня выходит замуж за Кошевого. Мать Гриши умирает. Детей Натальи пригревает Аксинья.
Муж сестры и убийца брата грозит Гришке расстрелом. Герой решает бежать вместе с Аксиньей. Детей оставляют Дуне. Во время побега в Аксинью стреляют и она умирает на руках Гриши. Дочь Наташи и Гриши умирает от скарлатины. В конце романа после долгих скитаний Григорий возвращается домой к сыну.
Заключение
Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.
Тест по произведению
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Из Евангелия
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий — молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине — Аксинье, которую он не в силах побороть.
Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.
Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: «Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь — Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам». Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от «кадетов», но быстро понимает, что никакой «третьей силе» в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления «временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части».
владимир калашников
Трагедия Тихого Дона
Показанный недавно на телеканале «Россия» новый фильм Сергея Урсуляка «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова возвращает нас к событиям Гражданской войны, напоминая о ее огромной цене и важности беречь гражданский мир и согласие. Для России сегодня это актуальная тема
Не случайно она стала центральной в недавнем президентском послании Владимира Путина. Но одними призывами гражданское согласие не обеспечить: об этом и говорят уроки истории России начала ХХ века
Для России сегодня это актуальная тема. Не случайно она стала центральной в недавнем президентском послании Владимира Путина. Но одними призывами гражданское согласие не обеспечить: об этом и говорят уроки истории России начала ХХ века.