Истоки философии Гегеля
Философия Гегеля не есть лишь его личное создание, она была подготовлена прежними философскими направлениями и представляет, с одной стороны, завершение пути, проложенного Лейбницем, а также Кантом и его преемниками. Кант, вместо прежнего понимания знания как действия объекта на субъект, полагал, что оно есть более следствие организации человека, его познавательной способности, хотя и не только её одной. Это учение Канта о познании и проложило путь философии Гегеля. По , познавательная способность для развития познания нуждается в воздействии внешнего фактора – вещи в себе; в познавательной способности заключалась только форма познания, но не содержание. Инвентарь «чистого разума» Канта, как ни был он богат, заключая, кроме чистых форм чувственного воззрения (пространства и времени), еще категории рассудка и идеи разума, простирался лишь на субъективную сторону познания, но не на объективный фактор его (влияние, исходящее от вещи в себе). Фихте в своей философии устранил объективный фактор. Чистый разум сделался единственным источником знания – не только его формы, но и содержания. Познавательная способность заключала в себе основы всего возможного знания, так что оставалось только выяснить тот процесс, которым чистый разум из самого себя развивает все знание. Этот процесс, по Фихте, совершается в Я, а, по Шеллингу, в Абсолюте и проходит три ступени: несознательного положения (тезис), сознательного противопоставления (антитезис) и сознательного сочетания полагающего и положенного (синтез).
Понятие «Дух» в философии Гегеля
Дух – это одна из центральных категорий в философии Гегеля. Он рассматривается как высшая форма бытия и развития, в которой синтезируются материальный и идеальный мир. Именно через дух Гегель понимает истину, цель и смысл истории, а также само бытие.
Этот термин не следует путать с понятием души в классической философии. Душа – это психическая сущность человека, а дух в философии Гегеля описывает сверхличностное бытие, органически связанное с миром, в котором существует. Дух универсальный, истинный и свободный, и несет в себе коллективный опыт и знание человечества.
Принципиальные характеристики духа в философии Гегеля – это объективность, диалектика и особый вид бесконечности. Дух рассматривается как объективная сущность, существующая и развивающаяся независимо от конкретных индивидов. Диалектика же проявляется в процессе развития духа и его субъекта, то есть человеческого общества, которое через стадии тезиса, антитезиса и синтеза добивается новых уровней истины.
- Дух в философии Гегеля – это…
- Универсальный, свободный и истинный вид бытия…
- Синтез материального и идеального мира…
- Не следует путать с понятием души…
- Особый вид бесконечности и диалектики…
Основные понятия философии Гегеля
Диалектика
Одно из главных понятий, с которым Гегель связывает свою философию – диалектика. Суть ее заключается в том, что истина может быть достигнута только через противоречия и их разрешение. Человек может развиваться только через борьбу противоположностей
Данное понятие важно для понимания философии Гегеля в целом
Абсолютный дух
Другое основное понятие философии Гегеля – это понятие абсолютного духа. Согласно Гегелю, именно дух является источником общественных процессов, культуры и истории. Дух постоянно развивается, и его развитие ведет к достижению абсолютной истины. Абсолютный дух также определяет форму социальных отношений и институтов, а философия является попыткой исследовать духовное развитие человечества.
Гегелевская триада
Еще одно важное понятие – это гегелевская триада. Она представляет собой систему трех стадий: тезиса, антитезиса и синтеза
Гегель утверждает, что каждая идея содержит свой противоположный элемент и что только путем их синтеза можно достичь истины. Таким образом, система гегелевской триады является основой для диалектики в его философии.
- Диалектика – противоречия как путь к истине
- Абсолютный дух – источник развития и истины
- Гегелевская триада – система трех стадий для достижения истины
Система философии Гегеля – кратко
Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.
Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера
Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) , изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) , изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.
Первая ступень
Здесь абсолютная идея, будучи только мыслью, которая существовала до определения субъекта и объекта, позиционируется как упорядоченное познание в принципе. Таким образом, она раскрывается через систему связанных и вытекающих друг из друга категорий логики.
В своей философской теории Гегель делил логику на три учения: о бытии, о сущности и о понятии. Отправной точкой его теории становится равенство мышления и бытия или, другими словами, восприятие мира реальности как видимого действия духа Идеи. Изначально абсолютная идея представляла собой отвлеченную мысль о бытии. Потом данная мысль «чистого бытия» заполнялась конкретным содержанием: вначале бытие позиционировалось как неопределенное нечто, далее оно определялось в качестве бытия, потом формировалось определенное сущее и так далее.
Таким путем Г. Гегель передвигается от понимания бытия — явления — к его сущности, а затем выводит понятие. Кроме того, во время формирования абсолютной идеи Гегель объясняет ряд диалектических закономерностей.
Философское наследие Гегеля и его значение для современности
Философия Гегеля как основа современной науки
Философское наследие Гегеля имеет огромное значение для современной науки. Он возглавил течение, которое носит имя «абсолютный идеализм», истоки которого находятся в работах немецких философов. Гегель разработал идею о миропонимании, согласно которой общественная жизнь и сознание неразрывно связаны. Его теория об идеальности бытия, в которой он рассматривает мир как целостное начало, является основой для многих отраслей науки, в том числе для философии, социологии, психологии и политологии.
Гегель и этика
Философское наследие Гегеля стало основой современной этики. В его идеализме основной принцип – дух (Geist) – высшее начало бытия и реализуется в морали и истории. Согласно Гегелю, стоящей в центре этой системы этики являются свобода и ответственность. Именно благодаря Гегелю была разработана теория этики как науки, как дисциплины, которая рассматривает моральные верования и нормы, которые определяют поведение людей.
Современность и абсолютный идеализм
Сегодня теория Гегеля вновь стала востребованной в нашей системе образования. Идеи абсолютного идеализма используются для формирования принципов мировоззрения современных студентов. Эта дисциплина обучает людей критически мыслить и логически анализировать различные явления и процессы в мире
Все больше ученых и философов в последние годы обращают внимание на теорию Гегеля и делают попытки применить его методы в своих исследованиях
Вопрос-ответ:
Кто такой Гегель и каковы принципы его философии?
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий философ, один из самых влиятельных мыслителей XIX века. Основоположник гегельянства — философского направления, которое строится на понятии абсолютной истины и развитии Бытия через противоречия. Принципы Гегеля включают в себя диалектику, духовный мир и теорию истории.
Какова связь между Гегелем и Кантом?
Гегель был очень зависим от Канта, которого он называл «величайшим философом всей познавательной способности». Однако, у Гегеля был другой подход к философии, нежели у Канта. Гегель утверждал, что истина не может быть найдена в мышлении, тогда как Кант улучшил эту идею, утверждая, что все признания являются результатами наших восприятий. Гегель сконцентрировался на основе реальности, в то время как Кант сосредоточился на природе познания.
Как Гегель определяет понятие «дух»?
Для Гегеля, «дух» — это основное понятие. «Стадия духа» представляет собой развитие цивилизации как процесс развития осознанного сознания. Процесс этот выражается как становление идеи свободы. Гегель считал, что дух может познать и преобразовывать свой мир, что и отличает его от иных философских позиций.
Как диалектика влияет на Гегелеву философию?
Диалектика — это постоянное изменение и противоречие между двумя взаимосвязанными понятиями или идеями. Философия Гегеля строится на диалектическом методе, который объединяет оппозиционные элементы в синтез, будучи одним из этапов развития истины.
Каково значение истории в философии Гегеля?
Гегель считает, что развитие цивилизации является процессом, связанным с историей. Согласно его теории, история — это процесс приближения к идеалу свободы и правды. История в Гегелевом подходе не только обобщает прошлое, но и предугадывает будущее, через знание которого можно получить наилучший курс действий во благо людей.
Как Гегель считал, что человек может развиваться?
Гегель считал, что человеческий дух имеет способность к постоянному развитию и преобразованию своего окружения. Человек, по мнению Гегеля, может учиться на опыте прошлого, что позволяет ему развиваться и улучшать свой мир. Это связано с диалектикой, которая определяет, что каждая идея имеет противоположность, а ее разрешение приводит к прогрессивному синтезу.
Как Гегель объясняет понятие «Бог»?
Бог в философии Гегеля рассматривается как абсолютный дух, отражающий процесс развития всего сущего. Бог — это не личность, а процесс вселенской истории, которая развивается через участие в Божественном действии. Это человек, который отражает Божественный разум, и является путеводителем в процессе развития.
Как можно применить теорию Гегеля в повседневной жизни?
Философия Гегеля имеет применение в повседневной жизни в терминах более глубокого понимания происходящего. Человек может использовать диалектический метод в принятии решений — выявлении противоречий в ситуации и поиске компромиссного решения, которое учитывает оба взгляда. Это также может усилить нашу возможность понимать прошлое через понимание истории и помочь в принятии решений на будущее.
Философия Гегеля
Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Этот закон характеризуют 4 термина:
- Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
- Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
- Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
- Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
- Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
- Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
- Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли
Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью
Основные понятия философии Гегеля
Добро пожаловать! > Философия Гегеля > Основные понятия философии Гегеля
Абсолютная идея, субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух, отчуждение, снятие, триада, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип историзма, системность, противоречие.
Абсолютная идея
Центральное понятие гегелевской системы абсолютного идеализма, характеризующая универсум во всей его полноте. Это безусловная и конкретная всеобщность, в которой субъект и объект совпадают. Абсолютная идея означает исходный пункт и конечную цель познания.
Субъективный дух
Первый этап отчуждения абсолютной идеи, её опредмечивания в природе. Субъективный дух — это индивидуальная душа, раскрывающаяся на трех уровнях:
* антропологии;
* феноменологии;
* психологии.
Здесь происходит осознание духом самого себя, своих способностей. Здесь же дух сознает себя как свободный.
Объективный дух
Вторая ступень развития абсолютной идеи, отчуждение её в объективном мире. Осознав себя как свободную волю, дух должен уяснить, что всё, противостоящее ему в мире, есть дух. На этой ступени, погружаясь в мир, идея проходит следующие ступени объективации:
* Право;
* Мораль;
* Нравственность.
Нравственность, в свою очередь, раскрывается через семью, гражданское общество и государство.
Абсолютный дух
Третья, последняя ступень отчуждения абсолютной идеи, на которой происходит её возвращение к себе, полное её самосознание. Формы абсолютного духа:
* Религия;
* Искусство;
* Философия.
Из указанных форм абсолютного знания максимально полно дух воплощается в философии.
Отчуждение
Это способ воплощения абсолютного духа в природе и истории. Дух отчуждает от себя часть своей самости, сущности. С помощью категории отчуждения Гегель также характеризует отношения между человеком и созданной им действительностью.
Снятие
Характеризует преемственность в процессе развития, указывает, что в новой форме удерживается какое-то положительное содержание старой формы. Но сама старая форма и большая часть её содержания уничтожаются. Снятие — ключевой момент процесса отрицания отрицания.
Триада
Универсальная схема всякого процесса развития, включающая три ступени: тезис — антитезис — синтез. Тезис — это исходный момент; антитезис — отрицание первоначального содержания; синтез — завершение цикла развития, объединение противоположного содержания первых двух ступеней.
Основные принципы гегелевской философии
Восхождение от абстрактного к конкретному
Один из главных принципов диалектического метода познания Гегеля. Познание начинается с самого общего и бессодержательного, то есть с абстрактного. Первый взгляд на предмет дает поверхностное представление о нем. Затем познание идет по пути углубления знаний посредством конкретизации. Конкретное знание — это самое глубокое знание, в нем соединены общее и особенное.
Принцип историзма
Гегель считал, что любой объект познания не представляет собой раз и навсегда ставшего состояния, а есть или результат, или процесс развития. То есть, действительность обладает историческим измерением и, следовательно, познание должно это учитывать. Целостность и всесторонность процесса познания предполагает совпадение исторического и логического аспектов. Чтобы воспроизвести объект в мысли, нужно логически реконструировать его историю.
Системность
Рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней самой. Развивается система в целом, а не входящие в неё элементы. Степень развитости этих последних оценивается в зависимости от того, как они соответствуют целому. Вместо понятия «система» Гегель использует также понятие «целостности».
Противоречие
Противоречие рассматривается не как признак логической ошибки, а как источник и причина всякого развития. Противоречие возникает за счет обострения отношений между противоположными моментами в рамках единого целого. Развитие противоречия приводит к тому, что прежняя система разрушается и возникает новая. Вместе с новой системой возникает и новое противоречие.
Диалектика Гегеля – кратко
Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Развитие абсолютной идеи
Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.
С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.
На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.
Абсолютная истина, см. В ст. Истина. Абсолютное и относительное,
категории
материалистич. диалектики. Абсолютное
— безусловное, само по себе сущее,
несотворимое, вечное, всеобщее (в этом
смысле абсолютна материя). Относительное
(релятивное) — условное, зависящее от
тех или иных условий и, следовательно,
преходящее, временное. Понятия А. и о.
первоначально толковались как выражение
единства и противоположности мира
видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей основы. Абсолютное в
др.-греч. философии определялось как
сторона совершенства, завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось
в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».
У Аристотеля
относительное выступает как нечто,
зависящее от другого или относящееся
к другому.
В ср.-век. философии
господствовало религ. толкование
абсолютного как «божественного»,
противостоящего относительному —
«земному», «мирскому». В философии
нового времени (в особенности в нем.
классич. идеализме) выделяются различные
аспекты А. и о., к-рые раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого»,
«для себя», «само по себе» и т. п. В целом
для метафизики характерен отрыв
абсолютного от относительного. Релятивизм
исходит из понимания относительного
только как релятивного, исключающего
момент абсолютности. Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка
абсолютного в отрыве от его противоположного
момента релятивности; абсолютное
понимается в качестве самодовлеющей
сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич.
диалектики противоположность А. и о. не
исключает, а предполагает их единство.
С одной стороны, абсолютное включает в
себя момент относительности, реализуется
в относительном и через относительное.
Формой этой реализации выступает
бесконечное как выражение неисчерпаемости
абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного
вскрывает относит, моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как
полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем самым характеризует
данное абсолютное как относительно
абсолютное. Так, абсолютность материи
реально раскрывается посредством
бесконечности её преходящих, относит,
форм существования. С др. стороны, в
относительном (релятивном) есть абсолютное
как момент самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному,
непреложному. Об абсолютной и относительной
истине см. в ст. Истина.
Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и
«о.» в историко-филос. освещении, «Уч.
зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии.
8», 1965, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и
«о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, №
5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.
Понимание свободы и нравственности в философии Гегеля
Свобода как основа нравственности
В философии Гегеля свобода является ключевым понятием, которое определяет нравственность. Гегель считал, что свобода человека не ограничена внешними факторами, а является внутренним качеством, свойственным каждому человеку. Только когда человек обладает свободой, он может принимать нравственные решения и осуществлять свой духовный потенциал.
Свобода у Гегеля не означает безраздельную власть над другими людьми, а скорее возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Свободный человек должен проявлять заботу и ответственность к своим сородичам, создавая благоприятные условия для их развития и процветания.
Нравственность как высшая форма развития духа
В философии Гегеля нравственность стоит на вершине ступеней развития духа. Она представляет собой высшую форму самореализации и самоутверждения человека, способствующую достижению абсолютной истины и гармонии между индивидом и обществом. Нравственность не является простым набором правил и запретов, а скорее сложной системой ценностей, которые формируют основу человеческой культуры и общественного развития.
Гегель считал, что нравственность может быть достигнута только через активное участие человека в жизни своего общества и принятие его нравственных норм и законов. Но при этом необходимо сохранять свою личность и индивидуальность, не становясь просто копией общественных устоев и норм.
Заключение
Таким образом, понимание свободы и нравственности являются ключевыми понятиями в философии Гегеля. Свобода дает человеку возможность вести свою жизнь в соответствии с нравственными законами и заботиться о благе других людей. Нравственность представляет собой высшую форму развития духа и способствует достижению гармонии между индивидом и обществом.
«Наука о логике»
«Наука о логике» — одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?
Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».