Загадки на букву ш

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:

Игра «Накорми монстрика»:

17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии

Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку —
Сшила юбку,
Шила шапку —
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа.
— Я их съел… Нечаянно…
— Как съел? Ах ты шалопай!
— Ну что ты шумишь? — заступается мама.
— Он же пошутил.
— А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! — визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
— Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
— Мы в свое время так не шалили.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку —
Сшила юбку,
Шила шапку —
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Детские четверостишия и стишки на букву Ш

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Пыхтит, как пышка пухлый Мишка.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.

Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, Перевышахматит.

Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

У Любаши — шляпка, у Полюшки — плюшка,
У Павлушки — шлюпка, у Илюшки — клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Маша под душем моет шею и уши.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Чебурашка черепашку
Попросил раскрасить чашку.

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект индивидуального занятия.

Выполнила студентка дефектологического факультета Усова Анна.

Тема: «Закрепление произношения звуков — в загадках, скороговорках».

Цели: — образовательные: — закреплять звуки , в загадках и скороговорках, упражнять в определении места звука в слове;

Коррекционно-развивающие: — развивать память, внимание, речь, мелкую моторику;

Воспитательные: — воспитывать трудолюбие, внимательность, умение вслушиваться в речь логопеда.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа по теме урока.

Посмотри на картинки, назови их. А теперь раздели их на два столбика — в первый столбик, картинки, в названии которых есть звук , а во второй слова со звуком .

Определи место звука в словах.

1) Разучивание скороговорок со звуками и .

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

Луша под душем мыла шею и уши.

Леша и Глаша едят пшенную кашу.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Жутко жуку жить на суку.

2) Разучивание чистоговорок со звуками и .

Ша — ша — ша — я качаю малыша.

Ше — ше — ше — утка в камыше.

Шу — шу — шу — свежим воздухом дышу.

Шо — шо — шо — на прогулке хорошо.

Ши — ши — ши — игры любят малыши.

Жа — жа — жа — прилетели два чижа.

Же — же — же — «Волга» в гараже.

Жу — жу — жу — я на тахте лежу.

Жи — жи — жи — очень славные ежи.

3) Автоматизация звуков в словах.

Слова: шапка, жаба, шайба, жасмин, жакет, шарф, шахтер, жалюзи, шоколад, жила, шина, желудь, шипы, жук, шиповник, журчит, шерсть, ширь, железо.

4) Упражнение «Назови ласково».

Голова — головушка (сторона, изба, борода, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня, шар — … , кошка — … , шкаф — … , шарф — … , ухо — … , карандаш — … , шуба — … , мешок — …);

Сапог — сапожок (друг, пирог, круг, долг, берег, творог, утюг, флаг, шаг, нога, порог).

5) Загадки.

Сейчас, я прочитаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать.

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что же это?

(Подушка).

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка).

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

(Волчок).

Лежал, лежал да в реку побежал.

(Снег). А как будет ласково? (снежок).

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух). А ласково? (петушок).

Иголки лежали, лежали

Да под пол убежали.

(Еж).

Течет, течет —

Не вытечет,

Бежит, бежит

Не выбежит.

(Река). А ласково? (речушка).

Не огонь, а жжется.

(Крапива). А ласково? (крапивушка).

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

(жук).

6) Закрепление произношения звуков в рассказах.

Ребенок читает рассказы. После каждого отвечает на мои вопросы и пробует пересказать данные рассказы.

Жук.

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.

Вопросы: где играл Жора? Кого Жора поймал? Куда положил Жора жука? Что делал жук в коробке? Кого пожалел Жора? Что сделал Жора, чтобы жук улетел?

Дядя Леша.

Миша и Маша шли в школу. Около школы они увидели дядю Лешу. Он работает в школе шофером. Дядя Леша хорошо водит машину. Он иногда катает на ней Машу и Мишу. Миша любит машины и мечтает быть шофером, как дядя Леша.

Вопросы: куда шли Миша и Маша? Кого они увидели около школы? Кем работает дядя Леша в школе? Как водит дядя Леша машину? Кого катает дядя Леша на машине? Кем мечтает быть Миша?

7) Сейчас я предлагаю выполнить такое задание. Тебе нужно будет посмотреть на картинки и раскрасить только те предметы, в которых есть звук .

8) Следующее задание. Теперь картинки, в которых есть звук , раскрась красным карандашом, а картинки, в которых есть звук — синим.

9) Помоги девочкам найти свои вещи. (Наташа — звук , Жанна — звук )

4) Итог занятия.

Что сегодня делали на занятии?

Какие задания показались трудными?

Оценка деятельности ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: