60 скороговорок на дикцию у детей, с-ц, с-ш, с-ж, с-ч, ч-щ, ч-ж, з-ж, л-р. виды скороговорок

Чистоговорки

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению

Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме  ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Чистоговорки на звук щ

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.
Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ!
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.
Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идет – я без плаща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нет капусты для борща.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща.
Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.
Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще — нет дождя, а я в плаще.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.
Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щу-щу-щу — васильки ищу.
Щу-щу-щу – полотенце поищу.
Щу-щу-щу — я сома тащу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я тебя не отыщу.

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия

Важно размять не только язык, но и губы

  1. Упражнения для языка:

«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола

Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»

Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.

  1. Упражнения для губ:

«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы

Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2.  Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует. Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку)

Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры, не забывая о проговаривании чистоговорок.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Такое игровое упражнение будет интересно и для самых маленьких, и для более старших деток. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит

Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка. Отличие только в одной гласной букве. По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок

Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Цель этой игры в следующем —Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук». Эта игра подойдёт для детей 6-7 лет, которые уже хорошо знают буквы. Хотя некоторые детки и в 5 лет умеют читать. 

Чистоговорки со звуком «Р» в обратных слогах

Чистоговорки со слогом «Ар»

  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — на базар пошёл Макар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — летит воздушный шар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — из бани валит пар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — мы купили самовар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — к нам летит комар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — там вдали пожар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — улетает синий шар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — повар, сахар, санитар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — пузатый самовар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — в диктанте у Пети кошмар.
  • Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — аркан, архив, артист, швейцар.

Чистоговорки со слогом «Ер»

  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — дядя Федя офицер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — полосатый ящер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — обманул всех шулер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — кот столкнул фужер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот идёт пенсионер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — это мой любимый сквер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — загони собак в вольер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — я купил эклер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — мой папа инженер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот мой кавалер.
  • Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — номер, катер, сквер, фужер.

Чистоговорки со слогом «Ёр»

  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — на стене висит ковёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — дядя Стёпа билетёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вдалеке стоит шатёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вот плывёт бобёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Коля это фантазёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — чинит лифт лифтёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — каскадёр, шахтёр, сапёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — буду я шофёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — потуши костёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Миша надпись стёр.
  • Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вахтёр купил ковёр.

Чистоговорки со слогом «Ир»

  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — Ира пьёт кефир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — весь народ за мир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — пассажир купил зефир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — укусил меня вампир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — всех зовут на пир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — я надел мундир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — мне купили сувенир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — вот висит инжир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — кушаю пломбир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — дядя Саша командир.
  • Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — это мой кумир.

Чистоговорки со слогом «Ор»

  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — выступает хор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — совы сели на забор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — купили новенький топор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — ядовитый мухомор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — у машины есть мотор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — зелёный помидор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — я пошёл во двор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — сломался светофор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — его зовут Егор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — мы идём в дозор.
  • Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — экватор, взор, повтор.

Чистоговорки со слогом «Ур»

  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — щенок гоняет кур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты наступил на шнур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — он уехал в тур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — мой папа штукатур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — его зовут Тимур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — затупился бур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — шнур, контур, абажур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — есть в вагоне тамбур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — вот сидит лемур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты сказала каламбур.
  • Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — урна, ураган, урок, сумбур.

Чистоговорки со слогом «Яр»

  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — вот отличный экземпляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — мой отец столяр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — я купил футляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — дядя Петя юбиляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярус, яркий, яр, школяр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у нас последний экземпляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — стану я маляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — от очков футляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — сделал стол столяр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярость, ярче, юбиляр.
  • Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у стены стоит маляр.

Стихи для развития речи

Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату. Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи

Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.

***

Валенки
В магазине ВаленькеПокупают валенки.Маленькие валенкиДо чего ж милы!Но надела валенкиМаленькая Валенька –Оказались валенкиНа нее малы!

***

Кузнечик
Расскажи, сестра Маринка,Что стрекочет у тропинки?Кто заводит разговорчик?Может, затрещал моторчик?Может, трактор у букашек –Они в травах поле пашут?Может, стража у находки –Страшный жук шумит трещоткой?Может…– Милый человечек,Так скрипит крылом кузнечик..!

***

Спор
Спорил с полем старый бор:«Разве гордость – ширь, простор?Грибов море, ягод горсти –Торопитесь, люди, в гости!»Проворчало горько поле:«Говор трав утихнет вскоре.Снег запорошит просторы –У зимы свои узоры.Вот ручьев проснется хор –Мы весной продолжим спор.»

***

Пропажа
– Кра! – кричит ворона. – Кража!Караул! Грабёж! Пропажа!Вор прокрался утром рано!Грош украл он из кармана!Карандаш! Картонку! Пробку!И красивую коробку!– Стой, ворона, не кричи.Не кричи ты, помолчи.Жить не можешь без обмана –У тебя ведь нет кармана.– Как?! – Подпрыгнула ворона,И моргнула удивлённо:– Что ж вы раньше не сказали?!Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

***

Рычание львенка
Львенок учится рычать,Очень хочет «Рррр!» сказать.Мордочку свою задрав,Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!»Как он стать львом грозным сможет?Мы с тобой ему поможем!Трактор – синий богатырь –Как мотор заводит? – Тррр!Молния сверкает! Гром!Мы его не пустим в дом –Крыша прочная! Нет дыр!Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр!Берег речки. Гладь воды.Слышно катер: «Ды-ды-ды».Вот подходит пассажир –Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»Львенок маленький старался,Львенок долго упражнялся.Он, как папа, на весь мирСкажет громко, звонко: «Ррррр!»

***

Ёж
Дедушка Ежок,Не ходи на бережок:Там растаял снежок,Заливает лужок.Ты промочишь ножки,Красные сапожки!

(Visited 462 times, 1 visits today)

Чистоговорки для детей 4 лет

С З Ц

Чистоговорки с буквой С

  • СА СА СА прилетела к нам оса.
  • СА СА СА вот бежит лиса.
  • СА СА СА укусила в нос оса.
  • СА СА СА у норы сидит лиса.
  • СА СА СА сколько сена и овса.
  • СА СА СА на траве лежит роса.
  • СА СА СА в лесу бегает лиса.
  • СА СА СА косит луг коса.
  • СА СА СА под кустом сидит лиса.
  • СА СА СА у сосны стоит лиса.
  • СА СА СА любит сладости лиса.
  • СА СА СА в сказке были чудеса.
  • СА СА СА испугалась нас оса.
  • СА СА СА у Оксаны есть коса.

Чистоговорки на звук С

  • СЕ СЕ СЕ семена сдесь все.
  • СЕ СЕ СЕ карасей ловили все.
  • СЕ СЕ СЕ киселя дадим осе.
  • СЕ СЕ СЕ большая дырка в колесе.
  • СЕ СЕ СЕ на скамейку сели все.
  • СЕ СЕ СЕ лента красная в косе.
  • СЕ СЕ СЕ свистнул селезень лисе.
  • СЕ СЕ СЕ еду на гусе.
  • СЕ СЕ СЕ прищимили хвост осе.
  • СЕ СЕ СЕ знаем сказку о лисе.
  • СЕ СЕ СЕ у Сони бантик на косе.
  • СЕ СЕ СЕ сойка спряталась в овсе.
  • СЁ СЁ СЁ молоко пролили всё.
  • СЁ СЁ СЁ вот и лето всё.
  • СЁ СЁ СЁ скоро я узнаю всё.

Автоматизация звука С в чистоговорках

  • СИ СИ СИ в водоёме караси.
  • СИ СИ СИ корм цыплятам отнеси.
  • СИ СИ СИ ты сырочек откуси.
  • СИ СИ СИ сено ты домой неси.
  • СИ СИ СИ едем мимо на такси.
  • СИ СИ СИ поскорей всё принеси.
  • СИ СИ СИ к нам приехало такси.
  • СИ СИ СИ тесто сдобное меси.
  • Си-си-си — в речке караси.

Чистоговорки на звук С для дошкольников

  • СО СО СО укатилось колесо.
  • СО СО СО а у Сони колесо.
  • СО СО СО мы сменили колесо.
  • СО СО СО спрятались за колесо.
  • СО СО СО крутим колесо.
  • СУ СУ СУ сыро осенью в лесу.
  • СУ СУ СУ на лугу телят пасу.
  • СУ СУ СУ маме сумку я несу.
  • СУ СУ СУ мы увилели осу.
  • СУ СУ СУ было холодно в лесу.
  • СУ СУ СУ съел котенок колбасу.
  • СУ СУ СУ не боимся мы осу.
  • СУ СУ СУ обманули мы осу.
  • СУ СУ СУ видел я в лесу лису.
  • СЫ СЫ СЫ не боимся мы осы.
  • СЫ СЫ СЫ хвост красивый у лисы.
  • СЫ СЫ СЫ а у сома есть усы.
  • СЫ СЫ СЫ есть лисята у лисы.
  • СЫ СЫ СЫ на полу стоят весы.
  • СЫ СЫ СЫ прилетели две осы.
  • СЫ СЫ СЫ влезли куры на весы.
  • СЫ СЫ СЫ на стене висят часы.
  • СЫ СЫ СЫ подарили бусы.
  • СЭ СЭ СЭ рядом с садом есть шоссе.
  • СЭ СЭ СЭ шёл автобус по шоссе.
  • СЮ СЮ СЮ в гости мы идем к гусю.
  • СЮ СЮ СЮ Соня кашу съела всю.
  • СЮ СЮ СЮ не везет же карасю.
  • СЮ СЮ СЮ веселимся мы вовсю.
  • СЯ СЯ СЯ у бабуси два гуся.
  • СЯ СЯ СЯ мы поймали карася.
  • СЯ СЯ СЯ Костя ловит карася.
  • СЯ СЯ СЯ есть лосята у лося.

Чистоговорки на З

  • ЗА ЗА ЗА на лугу стоит коза.
  • ЗА ЗА ЗА приближается гроза.
  • ЗА ЗА ЗА здесь привязана коза.
  • ЗА ЗА ЗА залезает в сад коза.
  • ЗА ЗА ЗА забрела в наш лес коза.
  • ЗА ЗА ЗА пролетела стрекоза.
  • ЗА ЗА ЗА уходи домой коза.

Чистоговорки со звуком З

  • ЗЕ ЗЕ ЗЕ травку дали мы козе.
  • ЗЕ ЗЕ ЗЕ дай воды козе.
  • ЗЕ ЗЕ ЗЕ комары летят к козе.
  • ЗЕ ЗЕ ЗЕ нелегко в лесу козе.
  • ЗЕ ЗЕ ЗЕ Зоя едет на козе.

Автоматизация звука З в чистоговорках

  • ЗИ ЗИ ЗИ обезьянку привези!
  • ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя — не привози!
  • ЗИ ЗИ ЗИ арбуз скорей вези.
  • ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя, так не вези.
  • ЗИ ЗИ ЗИ поросята все в грязи.
  • ЗИ ЗИ ЗИ можно ведь застрять в грязи.
  • ЗИ ЗИ ЗИ сено с папой отвези.

Чистоговорки на звук З для дошкольников

  • ЗО ЗО ЗО идёт урок ИЗО.
  • ЗО ЗО ЗО у Кати тройка по ИЗО.
  • ЗО ЗО ЗО вот идет бизон.
  • ЗО ЗО ЗО нам с тобою повезло.
  • ЗО ЗО ЗО у Зои зонт.

Чистоговорки со звуком З для детей

  • ЗУ ЗУ ЗУ мы увидели козу.
  • ЗУ ЗУ ЗУ отвязали мы козу.
  • ЗУ ЗУ ЗУ волк увидел ту козу.
  • ЗУ ЗУ ЗУ зайку моем мы в тазу.
  • ЗУ ЗУ ЗУ паровозик я везу.
  • ЗЫ ЗЫ ЗЫ мало травки у козы.
  • ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугался волк козы.
  • ЗЫ ЗЫ ЗЫ подарили маме розы.
  • ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугались мы грозы.
  • ЗЫ ЗЫ ЗЫ вымыли тазы.
  • ЗЯ ЗЯ ЗЯ без козы домой нельзя.
  • ЗЯ ЗЯ ЗЯ обезьянам здесь нельзя.
  • ЗЯ ЗЯ ЗЯ по газону ходить нельзя.
  • ЗЯ ЗЯ ЗЯ поймали мы езя.
  • ЗЯ ЗЯ ЗЯ ехать через лес нельзя.

Чистоговорки на звук Ц

  • ЦО ЦО ЦО умываю я лицо.
  • ЦА ЦА ЦА вижу в поле зайца.
  • ЦА ЦА ЦА на лугу стоит овца.
  • ЦЫ ЦЫ ЦЫ посолили огурцы.

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Скороговорки – веселая забава? Не только!

Что же такого особенного в скороговорках? Сначала, как и положено, обратимся к словарю. Итак, скороговорки – это простой, ритмичный, зачастую шуточный текст, который представляет собой определенное сочетание звуков, затрудняющих быстрое проговаривание слов.

Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей. И это на самом деле очень полезная забава, ведь с помощью скороговорок можно эффективно подправить дикцию ребенка, а также устранить определенные дефекты речи.

Чаще всего дети в восторге от веселых скороговорок. Задача же родителей – выучить наизусть несколько из них и как можно чаще применять их в игре с ребенком. Скороговорки можно проговаривать с разной скоростью: медленно, со средней скоростью, быстро и очень быстро. Но обязательно следите, чтобы ребенок не глотал слоги, поизносил звуки чисто и четко. Только в таком случае речь крохи будет развиваться правильно, а сами скороговорки принесут пользу.

Можно также поиграть с детьми в следующие игры:

  • попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
  • попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
  • задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
  • проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.

А теперь представляем вашему вниманию подборки скороговорок для детей разных возрастов.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Скороговорки на букву Т

Главная / Детский раздел / Коллекции скороговорок / На букву Т

Веселые скороговорки на букву Т, которые обязательно понравятся детям. Скороговорки или как их еще называют — чистоговорки по буквам чаще всего востребованы логопедами и родителям. Их цель научить ребенка четко произносить и закрепить проблемный звук, в данном случае, звук Т.

Для многих деток буква Т не самая сложная буква, однако четкое произношение «Т» важно не только для дикции, но и для дальнейшего обучения грамотности ребенка. Рекомендуем также:. Рекомендуем также:

Рекомендуем также:

На букву Б / На букву В / На букву Г / На букву Д / На букву Ж / На букву З / На букву К / На букву Л / На букву М / На букву Н / На букву П / На букву Р / На букву С / На букву Ф / На букву Х / На букву Ц / На букву Ч / На букву Ш / На букву Щ Все скороговорки Сложные скороговорки Русские народные скороговорки Современные скороговорки для взрослой аудитории

Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота. Встретил кит в воде кита, в океане суета. Тик-так, тик-так, часы тикают вот так. Тучи темные плывут, тучи нам грозу везут. По тарифу от таксиста от метро к театру – триста.

Танец с топотом у дома, Танцевали три тритона. Толст тот, кто ест торт. Три сороки, три трещотки Потеряли по три щетки. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. Таракан живет за печкой, То — то теплое местечко. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. У тридцати трех полосатых поросят, Тридцать три хвостика висят. Тигры смотрят на тропу, Не пройти там никому. От топота копыт пыль по полю летит. Триста тридцать три трамплина На трассе у спортсменов, длинной. Ткёт ткач ткани На платки Тани. Три сороки-тараторки Тараторили на горке. Трясогузка птичка вьется, Хвост ее весь день трясется. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тракторист на танк смотрел, Там танкист внутри сидел. Потерял Терентий терку Не натер на терки корку. Тарелка для торта, Тарталетка для творога. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. Течет речка, печет печка, течёт печка, печёт печка. Небогатый Филат, чем богат, тем и рад. Мой тигренок тоже тигр, Только маленький и милый, Мой тигренок он игрушка, Я с тигренком очень дружен. Тридцать три тетерева Танцевать пошли в поля, Там сегодня будет бал, Птичьих танцев карнавал. Что за странные танцоры, у кого на туфлях шпоры, Это наши петухи, танцы петухов лихи. Вытри Толя табуретку, тряпкой три и три салфеткой, Табуретка вся в торте, надо вытереть везде. В телевизор смотрит кот, как кит, как теплоход плывет. Только Таня утром встанет. Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать. Толя с хрустом ест капусту. Трубил поутру Трубач Ту-ру-ру. Тревожил трубой Народ трудовой. Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали Да ноги все истопали. Молоток стучит тук-тук, Топору знакомый звук, А топор ему в дровах Отвечает звуком «Трах». Тарахтели трактора на полях уже с утра. Тарарам тарарам тетя Тоня едет к нам, Тут и там бедлам, тряпкой вытрем тут и там. Торопился торопыжка, в гости ждет его братишка. В трубы трубачи трубят, будят трубами ребят. Тень – тень на плетень опустилась на весь день, Утром нету тени, все в свету плетени. Тарталетки с антрекотом со стола съел тут же кто-то. Там в углу таракан, таракан уже не там. Таракан торопится, кухня пылесосится. ТА-ТА-ТА – везем коТА ТЕ-ТЕ-ТЕ – жена в фаТЕ ТИ-ТИ-ТИ – нам по пуТИ ТО-ТО-ТО –сыграй в лоТО ТУ-ТУ-ТУ – я подрасТУ ТЯ-ТЯ-ТЯ – мало диТЯ

Скороговорки помогают формировать речь и дикцию. Умение четко выговаривать слова полезно не только детям и представителям творческих, телевизионных профессий, блогосферы. На протяжении всей жизни мы общаемся с людьми, в быту и на работе, четкая речь помогает донести информацию до окружающих, и расположить к конструктивному диалогу. Если же вам по роду вашей деятельности необходимо выступать перед большими аудиториями, скороговорки это то, с чего стоит начинать подготовку к каждому выступлению.

Не забудьте, поделиться ссылкой с друзьями !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: