Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.
Сроки появления навыка
Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.
Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.
В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?
- очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
- рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
- поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.
Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.
Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.
Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.
Как я учил детей учиться математике
Если выстраивать эту работу в школе, то делать это надо сверху вниз. То есть с самых старших школьников к самым младшим. Потому что у самых старших школьников есть реальные цели, есть реальные прагматические задачи и очень часто бывает, что мы не даем им вступить в эту ситуацию планирования собственного обучения, а это можно сделать.
Вот я вам показываю первый такой пример — это анкета, реально проведенная в 2015 году в 11-м классе.
Я учил детей математике, они пришли в 11-й класс, и я решил, что надо бы что-то все-таки понять про них, прежде чем дальше будем планировать занятия на целый год.
Первый вопрос: «Перечислите в порядке убывания значимости, какие цели ставите перед собой при изучении математики». : «Мне вообще ничего не нужно, я базовый экзамен и так сдам, отстаньте от меня». Или там: «Я собираюсь поступать в Вышку на экономический факультет, мне нужно ЕГЭ не ниже 80». Понятная сформулированная цель.
Дальше должна быть развилка. У тебя цели могут быть максимальные, могут быть какие-то средние — как ты описываешь, в какие вузы ты собираешься поступать, какие у тебя есть запасные варианты. Можно поступать через ЕГЭ, можно — через олимпиаду.
Спрашиваю, как вы вообще спланировали итог нашего года? Очень интересно узнать, что половина класса вообще никак не спланировала. Ну никак. Для них это какой-то очень сложный вопрос. И «куда я собираюсь поступать» — сложный.
«Я вообще ни о чем еще не подумал, и что это вы, господин учитель, не подумали за меня, или мама с папой тоже за меня не подумали».
Так что это важная вещь, хотя бы эта анкета дает возможность ребенку понять, что вообще-то это его проблема, ему надо про это подумать, а не мне.
вопрос — <…> «А как вы в целом оцениваете свою математическую подготовку?» Тут я получал очень разные ответы. Ответы с заниженной самооценкой, с завышенной самооценкой, ответы дифференцированные: «Ой, я не знаю геометрию, но зато по алгебре у меня все получается». Это такая важная лакмусовая бумажка, которая позволяет учителю понять, а как ученик сам думает про себя. Хорошо бы это сделать пораньше, но в 11-м классе уже точно пора.
Дальше очень важный вопрос про ресурс. А вообще как ты представляешь себе учебный год, свой план? У тебя в четыре заканчиваются уроки, в шесть ты приезжаешь домой, как дальше? Сколько времени ты планировал потратить? Тут ответы бывают от 40 минут в неделю до восьми часов в неделю. Интересно потом через два месяца спросить, а как вышло в реальности.
Какие дополнительные ресурсы? Это могут быть курсы, кружки. <…>
В результате я получил довольно обширный портрет и некоторые рекомендации. Надо сказать, что не все дети были в состоянии какие-то разумные рекомендации дать или были так настроены, чтобы по-рабочему это сделать, но были интересные вещи. Кто-то писал: «Очень нужна планиметрия, давайте из трех часов геометрии один будет планиметрия…»
…Когда они подходят к десятому вопросу и начинают перечитывать все то, что написали, что они обнаруживают? Явные нестыковки. План у меня такой, а я собираюсь сорок минут в неделю заниматься. У меня явно что-то не получится. Да, я вижу, что у меня такие-то пробелы.
Это некоторый способ актуализировать собственно ту проблематику, которая у них как-то внутри находится, возможно, в виде страхов. Возможно, в виде каких-то предыдущих неудач. И попробовать понять, что происходит.
Мне кажется, что это хорошее начало, и я прямо рекомендовал всем, у кого русский язык и математика, провести и посмотреть, что получится. <…>
Как быстро научить ребенка ходить?
- Перед тем, как ребенок научится сидеть, в ежедневную практику необходимо ввести комплекс специальных упражнений для развития опорно-двигательной системы. Причем такие упражнения следует начинать выполнять уже с 1-ых недель жизни крохи, они принесут немалую пользу и укрепят мышцы и кости. Сначала такой комплекс следует выполнять по 2-3 мин, а затем понемногу прибавлять время и в итоге дойти до 8-10 мин.
- Начинать следует с легкого массажа конечностей ребенка, причем направление движений должно быть вверх от пальцев до тазобедренных суставов ножек и плечевого сустава ручек. По мере того, как малыш будет подрастать, к массажу следует добавить и гимнастические элементы. Ножки крохи надо сгибать и разгибать, наподобие элемента «велосипед». Нужно имитировать подобие ходьбы в лежачем положении, оно хорошо укрепит связки коленных суставов. Можно взять пяточки ребенка таким образом, чтобы он уперся и отталкивался в ладони родителя.
- После того, как малыш научится держать головку, его следует водить, держа под мышки. Ребенок станет сам рефлекторно переставлять ножки, сначала всего по несколько секунд, а после понемногу прибавляя время.
- Как только ребенок попытается встать и пойти — ему необходимо обеспечить опору, к примеру: мебель, с ее помощью дети часто поддерживают равновесие. Можно одну из перекладин кровати закрепить поперек — это станет прекрасным турником, со временем он сам станет к нему тянуться и использовать для опоры. К такому турнику можно подвесить несколько игрушек и с каждым разом, когда кроха будет к ним тянуться, он будет все тверже стоять на ножках.
- А когда малыш будет делать первые шаги и станет самостоятельно перемещаться или за руку — этот навык следует все чаще стимулировать. Детки любят катать свои собственные коляски, а это очень полезно для развития навыков ходьбы.
- А вот столь распространенными ходунками лучше не увлекаться. Вопреки сложившемуся мнению, было замечено, что малыши из ходунков начинают самостоятельно ходить позже своих ровесников. Это можно объяснить отсутствием стимула и тем, что такое приспособление не развивает равновесие. Помимо этого — они могут травмировать ребенка, ведь он может в них перевернуться.
- Дома лучше не надевать на ребенка обувь, пока он не научится ходить, из-за этого у него сформируется неправильный изгиб стопы. Вообще, хождение босиком полезно — оно закаляет и помогает малышу правильно развиться. А чтобы ребенок не поскальзывался на полу, для него можно купить специальные носочки с прорезиненной подошвой, к тому же, они являются хорошей профилактикой плоскостопия.
- Не стоит учить ходить ребенка слишком рано — он может быть попросту не готов к этому, стоит не забывать, что для этого есть определенное время. Также не следует ходить очень быстро, малыш не должен чувствовать, что он отстает. Но если ребенок не ходит самостоятельно или, по крайней мере, не сделал сам хотя бы 2-3 шага без сторонней поддержки в возрасте после 1,5 лет, то необходимо срочно проконсультироваться с врачом — неврологом.
Обувь для малыша — стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?
Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.
Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.
Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.
Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:
- она должна быть только натуральной — подойдет мягкая кожа или замша;
- проверьте — обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
- чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
- если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
- если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть — мягкими;
- супинатор тоже следует выбирать гибкий.
Первые шаги — это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.
Ребенок в 2 года: кормление
Ребенку в 2 года необходимо питаться полноценно и разнообразно. Его дневной рацион должен состоять из трех приемов пищи (с маленькими порциями) и двух перекусов и включать в себя овощи, фрукты, молочные, белковые и цельнозерновые продукты.
В этом возрасте можно уже рассказать малышу, как нужно вести себя за столом. Пока он еще маленький и получаться будет не все, начинать можно постепенно.
-
Старайтесь собираться за столом всей семьей. Делайте это хотя бы раз в день. Не включайте телевизор и отложите подальше телефоны и гаджеты. Расспросите домашних, как прошел день, стараясь включить в беседу малыша. Даже если он пока не может полноценно участвовать в разговоре, он все равно будет внимательно всех слушать.
-
Питайтесь правильно. Когда ребенок видит, что маме искренне нравится здоровое полноценное питание, он заинтересуется и захочет сам попробовать эти продукты.
-
Научите малыша, как вести себя за столом. Ребенок еще маленький, поэтому сам он пока не понимает, как вежливо вести себя. Подайте ему пример: в разговорах с партнером или старшими детьми почаще используйте такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста». Расскажите малышу, что не стоит говорить с набитым ртом или открывать рот, когда жуешь. Достаточно пару раз об этом напомнить, чтобы ребенок понял, что существуют основополагающие правила поведения.
-
Сделайте из совместного приема пищи традицию. Договоритесь с домашними, что в какое-то определенное время каждый день вы будете накрывать стол и собираться за ним без телефонов или каких-то отвлекающих вещей. Так у вас появится возможность собраться всей семьей, а малыш с радостью будет ждать семейного общения.
Как научить ребенка ходить самостоятельно
Как быстро научить ребенка ходит, не знает никто, поскольку в этом процессе важна не только физическая подготовка малыша, но и эмоциональная и психологическая подготовка. Очень часто детям, которые уверенно и подолгу стоят в манеже или кроватке, страх мешает сделать первый самостоятельный шаг. Такой страх может быть связан с неудачным и болезненным падением ребенка при первых попытках хождения. Также встречается страх открытого пространства у малышей, чьи родители постоянно оставляют их в кроватке, стульчике или манежи, считая пол, чем-то опасным и не подходящим для крохи. Кроха, впервые оказываясь на большом открытом пространстве, могут испытывать страх связанный с чувством незащищенности, а значит и опасности. Поэтому перед тем как ребенка научить ходить, нужно ознакомить его с пространством дома или квартиры, играть с ним на полу, ползать, осваивать новые территории.
Вот несколько советов и рекомендаций как научить ребенка ходит в год:
Правильная поддержка
Очень важно в период, когда малыш учиться ходить правильно поддерживать его, так чтобы не допустить наклона туловища вперед. При этом поддерживать нужно только слегка, для подстраховки, чтобы нагрузка его тела равномерно распределялась на ступни.
В том случае если родители, желая подстраховать малыша, держат его в полу подвешенном состоянии, малыш может наступать только на носочки
Для поддержки можно держать малыша за одну или обе ручки, захватывая ручки своей ладонью от локтя до кисти. Но такое положение обязывает родителей ходить в согнутом состоянии, что не всегда удобно, отличным выходом будут вожжи, поддерживающие ребенка или просто сложенное в валик полотенце, протянутое под мышками малыша.
Обезопасить. Перед тем как научить ребенка ходить самостоятельно комаровский советует обезопасить пространство вокруг малыша, разложив мягкие подушки, убрав шнуры и скользкие ковры. Если в доме скользкие полы можно одеть малышу специальные носочки с резиновой нескользящей подошвой. Очень важно на этапе начала хождения не отбить у крохи охоту и не привить чувство страха.
Заинтересовать. Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки? Для того чтобы малыш отважился пойти без поддержки, ему необходим какой-либо стимул. Можно протянуть яркую игрушку или угощение на расстоянии, к которому кроха не дотянется, тогда, чтобы получить желаемое ему придется сделать несколько шагов. Главное выбрать расстояние правильно, если оно будет слишком длинным и ребенок не сможет его преодолеть самостоятельно, он невероятно огорчиться. Такой неудачный опыт закрепиться у него надолго и следующую попытку нужно будет повторить спустя некоторое время. Очень часто дети делают свои первые шаги навстречу маме или папе, что особенно приятно и остается в памяти, как и первое слово малыша.
Не торопить события. Как только ребенку исполняется 10 – 11 месяцев как родители обеспокоенно пытаются научить его ходить. Но дети совершенно не знают о существующих нормах физического развития и возможно их планы совершенно не совпадают с вашими. В таком случае любые попытки научить его ходить будут вызывать у крохи недоумение или раздражение. Зато пройдет совсем немного времени и ребенок сам покажет, что готов к новому этапу в своей жизни.
Ходунки. Такое приспособление, как ходунки полезно для родителей, поскольку позволяет на некоторое время изолировать непоседу. Но перед тем как научить ребенка ходить в ходунках комаровский советует задуматься о не правильном распределении нагрузки на позвоночник, а так, же неполноценных шаговых движениях. Да, кроха передвигается в ходунках по квартире, боком, задом наперед и даже немного прямо, но к навыкам хождения это не имеет ни какого отношения. К тому же многие пытаются приучить малыша к ходункам чуть ли не с 7 – 9 месяцев, что является очень вредным для осанки малыша. Зачем же наносить вред крохе, так как научить 9 месячного ребенка ходить с помощью ходунков нереально.
Выбираем обувь. Перед тем как научить ребенка ходить в 10 месяцев необходимо подобрать правильную обувь, формирующую правильное положение стопы при ходьбе и предотвращающую скольжение. Однако если у малыша нет каких-либо ортопедических отклонений, не стоит сковывать его стопы в фиксированных ботинках, которые к тому же иногда мешают ходить. Достаточно будет удобных ботиночек, с фиксированной высокой пяткой и мягкой, гнущейся подошвой. Подбирая обувь, обязательно нужно ее мерить, так чтобы малыш стал на полную стопу, тогда и по длине и по полноте ноги можно понять подходит ли обновка.
Как помочь ребенку в год пойти самому
Некоторые родители считают, что чем раньше их кроха сядет, встанет или пойдет, тем будет лучше для него, и всячески стараются ускорить это событие. Но от такой помощи оказывается больше вреда, чем пользы.
Малыш начнет ходить в тот момент, когда его позвоночник и мускулатура будут готовы к повышенным нагрузкам. Пытаться ускорить этот процесс, значит, «нагрузить» еще не подготовленное тело. А это чревато последующими проблемами со спиной.
Так доктор Комаровский считает, что все попытки родителей научить ребенка ходить раньше времени опасны. По мнению педиатра, нужно создавать условия, стимулирующие развитие. Мама и папа должны позволять малышу двигаться как можно больше, следить за его безопасностью.
И все же есть ряд способов, как научить ребенка ходить в 1 год без вреда для его здоровья:
- комплекс упражнений, тренирующих мышцы;
- игрушки и другие детские девайсы, позволяющие малышу перемещаться с опорой;
- психологические трюки, помогающие простимулировать желание крохи двигаться самому.
Будьте последовательны в тренировках, не торопите малыша и вскоре он порадует вас первыми шагами
Упражнения
Конечно, лучше если вы с первых месяцев занимаетесь с ребенком гимнастикой, постепенно усложняя упражнения. Но даже если вы этого не делали, простые тренировки станут хорошим способом, как научить ребенка ходить.
Вот план одного такого занятия:
- Сделайте карапузу массаж.
- Покачайте его на фитболе, уложив сначала на живот, а затем на спину.
- Снимите малыша с мяча. Усадите его перед собой на корточки, слегка потягивая его, вверх добейтесь, чтобы он оттолкнулся пальчиками от пола и встал на выпрямленные ноги.
- Поставьте карапуза перед собой на колени, аккуратно потяните его к себе за ручки, он должен сделать несколько шагов на коленях.
Завершите тренировку, поставив стопы малыша на свои. Держите его за ручки и вместе пошагайте по дому.
Игрушки в помощь
Чтобы малыш начал самостоятельно ходить без поддержки, позволяйте ему больше двигаться. Для этого подойдут игрушки-каталки с удобной ручкой. Помогут и коляски для кукол, держась за которые карапуз будет шагать.
Для прогулок по улице подойдут так называемые вожжи. Они похожи на шлею для собаки. Ими пользуются, когда малыш уже пробовал сделать самостоятельный первый шаг. Они подстрахуют его, не позволяя упасть.
Ходунки – самый спорный девайс. Часть родителей считает, что без него не обойтись. В то время как другие и на километр не подпустят к ним ребенка.
Известный педиатр считает, что пользоваться ими можно, но не больше 10 минут в день. Сажают в ходунки только тех деток, которые уже научились самостоятельно сидеть.
Перед тем как купить ходунки, взвесьте все «за» и «против». Ведь регулярное их использование приводит к деформации стоп, так как ребенок опирается только на кончики пальцев. Плюс малыш привыкает ходить, опираясь на ходунки. Из-за длительного нахождения ребенка в них неправильно распределяется нагрузка на позвоночник. Да и координация движений у ребенка развивается хуже, так как у него все время есть опора.
Из плюсов использования ходунков можно назвать новые впечатления и эмоции, которые малыш получит. Небольшая, но все же самостоятельность ребенка.
Психологические приемы
Любопытство – движущая сила развития малышей, особенно в год. Поэтому один из способов, как быстро научить ребенка ходить – это вызвать у него жгучий интерес.
В этих целях подойдут любимые игрушки, до которых ему нужно будет добраться. Путь следования карапуза не должен быть слишком длинным. Позаботьтесь, чтобы рядом были предметы, за которые он смог бы держаться: стул, пуф, табурет.
Годовалые дети любят повторять за окружающими
На прогулках привлекайте внимание крохи к деткам чуть старше, которые уже ходят. Предлагайте карапузу повторить за ними. Для прогулок по улице выбирайте интересные места
Парки или скверы, где малыш сможет «побегать» за голубями или «побродить» среди деревьев, вызовут больше любопытства. А, значит, и простимулируют его к первым самостоятельным шагам
Для прогулок по улице выбирайте интересные места. Парки или скверы, где малыш сможет «побегать» за голубями или «побродить» среди деревьев, вызовут больше любопытства. А, значит, и простимулируют его к первым самостоятельным шагам.
В период, когда малыш начал уверенно перемещаться у опоры, старайтесь составлять ему компанию в его путешествиях. Чаще водите карапуза под ручки по дому или на прогулки. Видя ваш живой интерес, малыш будет стараться удивить маму новыми достижениями.
Как помочь развить навык
Как правильно учить ребенка ходить? Для начала нужно убедиться, что он готов к этому процессу: регулярно встает с колен, стоит продолжительное время, пробует передвигаться, опираясь о предметы. Правильно учить — значит, создавать условия для развития этого навыка. Какими они должны быть?
Обувь. К выбору первой обуви нужно подойти ответственно
Обратите внимание на четыре вещи: натуральный материал, жесткий задник, супинатор для поддержки свода стопы и соответствие размеру. Ножка малыша не должна болтаться. Правильно выбранная обувь является хорошей профилактикой плоскостопия
Правильно выбранная обувь является хорошей профилактикой плоскостопия
Таково мнение ортопедов
Правильно выбранная обувь является хорошей профилактикой плоскостопия. Таково мнение ортопедов.
Босиком. Существует и другой, менее традиционный, подход к вопросу. Если ребенок начал ходить, не надо спешить обуваться. Особенно если это произошло в теплое время года и есть возможность выезжать на природу, дачу. Хождение босиком по твердой поверхности укрепляет суставы, мышцы и связки. Кроме того, этот способ формирует правильный свод стопы. В то время как обувь с супинатором ослабляет мышцы стопы, формирует свод механическим путем.
Поверхность. По возможности ограничьте перемещение малыша по скользкому полу — паркет, линолеум, кафель. В первое время кроха будет ходить неуверенно, терять равновесие, падать. Такая поверхность может быть опасной. Лучше если есть покрытие на полу, тогда ножки ребенка не будут скользить. Есть еще один вариант — купить носки с резиновой подошвой.
Экипировка. Уязвимое место во время падения — голова. Особенно опасны падения назад и удары о затылок. Чтобы обезопасить грудничка, можно приобрести защитный шлем для младенцев.
Простор. Обеспечьте ребенку пространство для перемещения. Уберите ненужные, громоздкие вещи, расширьте возможности для ходьбы. Если малыш пошел, он не ограничится своей комнатой. Его будет интересовать все, что попадается на пути. Организуйте в каждой комнате уголки для развлечений и отдыха путешественника.
Вожжи. Противопоказаний нет, если малыш уже перемещается самостоятельно, но пока неуверенно. Хотя с эстетической и гуманистической точек зрения ребенок на «поводке» выглядит, мягко говоря, непривлекательно. Есть еще одна причина, чтобы отказаться от вожжей. Эта конструкция не позволяет крохе падать. А учиться падать и вставать он должен уметь. Это тренирует не только тело, но и дух.
Побеспокойтесь о безопасности. С момента, когда малыш начал перемещаться по дому, родители должны быть максимально бдительны. Уберите из поля зрения и доступности острые, тяжелые, горячие предметы, бытовую химию, средства по уходу за телом, лекарства и т.д. Поставьте защиту на углы и ящики шкафов, заглушки на розетки, провода спрячьте в короба — словом, приготовьтесь достойно встретить исследователя и путешественника.
Подведение итогов: памятка мамам и папам
Помощь родителей весьма важна для малютки в этом сложном для него процессе. Но она заключается не только в тренировке специальных упражнений, но и в обеспечении безопасности вокруг.
Данные правила помогут родителям все сделать правильно:
Прежде всего, нужно обезопасить ребенка физически и психологически. Сильно упав и ударившись, малыш может испугаться и отказываться учиться ходить еще продолжительное время. Если малыш упал на ровном месте, не пугайтесь. Маленький вес и небольшой рост способствуют отсутствию негативных последствий падения. Не вскрикивайте, не бросайтесь сию минуту на помощь, не делайте испуганные глаза, — своим поведением вы можете испугать малыша, показав, что с ним произошло нечто ужасное. Попросите малыша подняться самому
Поднимаясь на ноги, малыш укрепляет мышцы рук, ног, спины, развивает равновесие и координацию движений
Однако, меры предосторожности стоит принять заранее. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился об острые углы мебели, не споткнулся о пороги и другие препятствия на полу, не прищемил дверью пальчики, не упал с лестницы. Особо опасные места следует перегородить и никогда не расслабляться
С начинающим ходить ребенком нужно быть все время начеку. Учитывайте, что у вашего малыша появились новые навыки, а значит, улучшился обзор и возможности доступа к новым ранее недосягаемым местам. Поставьте заглушки на розетки, уберите наверх опасные предметы, убедитесь, что на уровне ребенка нет лекарств, косметики и бытовой химии. Не стремитесь быстрее поставить ребенка на ноги, если он быстро и с удовольствием ползает. Ползание укрепляет мышцы спины и ног и готовит ребенка к прямохождению. Если его опорно-двигательный аппарат пока не готов к нагрузке, торопить события некуда. Если малыш ходит с вашей поддержкой, пытайтесь создать ему стимул, окружите новыми интересными вещами, к которым малышу захотелось бы подойти. Не ставьте ребенка в ходунки. Ортопеды крайне негативно относятся к этому устройству, справедливо полагая, что ходунки не способны выработать у ребенка чувство равновесия и правильную постановку стопы и позвоночника, ведь нагрузка в ходунках распределяется совершенно другим образом и больше тормозит процесс обучения, чем ускоряет его. Не стоит забывать о гимнастике, массаже, йоге для малышей, плавании и прочих физических упражнений, которые укрепляют мышцы и тело ребенка и готовят его к предстоящим нагрузкам. Не стоит увлекаться обучением ребенка ходьбе, придерживая кроху под руки. Нужно следить за тем, что корпус ребенка не был искривлен в какую-либо сторону либо наклонен вперед. Постоянное неровное положение тела может привести к искривлению позвоночника. И главное, помнить, что мы можем лишь помочь крошке, когда он готов сделать первый шаг, но мы не может научиться ходить за него. Малыш обязательно пойдет, просто дайте ему еще немного времени
Особо опасные места следует перегородить и никогда не расслабляться. С начинающим ходить ребенком нужно быть все время начеку. Учитывайте, что у вашего малыша появились новые навыки, а значит, улучшился обзор и возможности доступа к новым ранее недосягаемым местам. Поставьте заглушки на розетки, уберите наверх опасные предметы, убедитесь, что на уровне ребенка нет лекарств, косметики и бытовой химии. Не стремитесь быстрее поставить ребенка на ноги, если он быстро и с удовольствием ползает. Ползание укрепляет мышцы спины и ног и готовит ребенка к прямохождению. Если его опорно-двигательный аппарат пока не готов к нагрузке, торопить события некуда. Если малыш ходит с вашей поддержкой, пытайтесь создать ему стимул, окружите новыми интересными вещами, к которым малышу захотелось бы подойти. Не ставьте ребенка в ходунки. Ортопеды крайне негативно относятся к этому устройству, справедливо полагая, что ходунки не способны выработать у ребенка чувство равновесия и правильную постановку стопы и позвоночника, ведь нагрузка в ходунках распределяется совершенно другим образом и больше тормозит процесс обучения, чем ускоряет его. Не стоит забывать о гимнастике, массаже, йоге для малышей, плавании и прочих физических упражнений, которые укрепляют мышцы и тело ребенка и готовят его к предстоящим нагрузкам. Не стоит увлекаться обучением ребенка ходьбе, придерживая кроху под руки. Нужно следить за тем, что корпус ребенка не был искривлен в какую-либо сторону либо наклонен вперед. Постоянное неровное положение тела может привести к искривлению позвоночника. И главное, помнить, что мы можем лишь помочь крошке, когда он готов сделать первый шаг, но мы не может научиться ходить за него. Малыш обязательно пойдет, просто дайте ему еще немного времени.