Итоговое сочинение по направлению «равнодушие и отзывчивость»: что писать и не писать

Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: культура (таблица)

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Китнисс Эвердин – решительная и волевая 16-летняя девушка, живущая в угледобывающем городе одного из беднейших районов 12 дистрикта. Ее отец-шахтер погиб в результате аварии на шахте. И Китнисс, чтобы прокормить мать и сестренку, охотится на свой страх и риск за пределами района.
  • Гейл Хоторн – лучший друг Китнисс, их связывает многолетняя дружба с того момента, как отцы погибли от взрыва на шахте. Гейл вместе с Китнисс охотится в лесу и поддерживает ее.

Другие персонажи:

Пит Мелларк – сын пекаря из 12 дистрикта попал на игры путем жеребьевки. Пит был влюблен в Китнисс с пяти лет и однажды спас ее семью от голода.

Выбор жизненного пути

В романах, где главный герой — мальчик со шрамом на лбу, основная тема выбора его пути отражена через большинство второстепенных персонажей и его взаимодействие с ними. Но прежде всего, сам Гарри на протяжении всего повествования сталкивается с главным вопросом: стать ли хорошим волшебником, помогать миру, жертвуя собой, или следовать путем разрушения мира и уничтожения добра, как Волан-де-Морт

Эта задача позволяет рассматривать важность моральных принципов через приобретение опыта и самовоспитания в себе ценностей.

На Гарри постоянно оказывали влияние воспитывающие его Дурсли, ученики в Хогвартсе и преподаватели, среди которых постоянно находились злодеи. Он один из тех детей, кто постоянно оказывался перед трудным выбором с самых ранних лет — спасать себя, или противостоять злу, сильно рискуя всем, что у него было. Эти аргументы для сочинения по Гарри Поттеру можно подкрепить следующими примерами из произведения.

Важный этап в становлении личности главного персонажа — встреча с его дядей — Сириусом Блэком, который стал образцом для подражания в глазах Гарри.

В конце пятой части романов становится очевидным, что юный Поттер воспитал в себе лучшие черты характера. Когда Волдеморт проникает в сознание подростка, и управляет им, давя на его слабости и страхи, заманив в Министерство Магии, получает внутреннее сопротивление. Хоть тело Гарри оказалось захваченным силами зла, мысли вырвались на свободу. А доброта и сострадание, которые молодой волшебник смог вырастить в себе — победили другие черты характера, и поэтому он смог дать отпор в манипуляции. Это событие как будто окончательно позволило совершить Гарри выбор, куда стремиться в своем дальнейшем пути.

А. П. Чехов, «Ионыч»

  • В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
  • Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.

«Герой нашего времени» — М.Ю. Лермонтов

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показано, как центральный персонаж Григорий Печорин вступает в конфликт с обществом. Григорий Печорин является представителем такого литературного типа, как «лишний человек».
Григорий Печорин оказался не понятым обществом. Главный герой отличался от окружающих тем, что ставил под сомнение свои принципы и взгляды на жизнь. Печорину наскучило все то, что приносило удовольствие другим людям. Фактически Печорин становится тем, кто восстает против того образа жизни, который вело светское общество, в которое входил Печорин. Но противостояние Печорина обществу нельзя назвать бунтом, он не совершает никаких ярких действий по борьбе с общественными несправедливостями, он лишь наблюдает за ними и тяготится ими. М. Ю. Лермонтов показывает, что не все люди, вступающие в конфликт с обществом, занимают активную воюющую позицию, Печорин – потерянный человек, который осознает неидеальность общества, в котором находился, но ничего не делает для того, чтобы исправить это общество.
Печорин – человек, который постоянно ищет себя. Из-за того, что герой не может найти себя и свое предназначение, он страдает. Он хочет быть полезным обществу, однако общество не принимает его, что приводит к еще большему конфликту личности и общества: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
С помощью названия романа М.Ю. Лермонтов продемонстрировал, что Григорий Печорин – представитель современного писателю общества. То, что «лишний человек» Григорий Печорин является олицетворением целого поколения, говорит о том, что М.Ю. Лермонтову удалось поднять важную проблему того времени: мыслящие люди, подобные Печорину, не могут найти свое место в жизни и в обществе. Показательно, что действие романа происходит на Кавказе, куда отсылали многих людей времени М. Ю. Лермонтова за свободолюбивые мысли. Как и «лишний человек» Григорий Печорин, такие люди были «лишними». История жизни Григория Печорина не отличается какой-то необычностью, это история целого поколения. Как отмечал сам М.Ю. Лермонтов, Печорин является «портретом, составленным из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
С каждой страницей жизни Печорина конфликт между ним и обществом становится сильнее. Он все больше отдаляется от людей, которые не понимают его, все больше разочаровывается в себе. В итоге Печорин погибает, и гибель «лишнего человека» становится символичной.

«Снежная королева» — Г.Х. Андерсен

В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» продемонстрированы дружеские взаимоотношения между девочкой Гердой и мальчиком Каем. Герои дружили с самого детства, они всегда были рядом друг с другом. Дружба Кая и Герды строилась на том, что они гуляли вместе, играли друг с другом, а также рассказывали друг другу тайны и секреты. С каждым днем дружба между Гердой и Каем крепла, становилась все более преданной.
Когда Кай оказался у Снежной Королевы, Герда не побоялась отправиться за ним. Герда имела искреннее желание помочь своему другу. На своем пути девочка встретила огромное количество препятствий, однако они не остановили ее, а только закалили ее характер. Герду не остановило и то, что из-за злых чар Кай озлобился. Героиня была неравнодушна к судьбе своего друга, она не могла оставить его в беде, несмотря ни на что. Демонстрируя те действия, которые совершала Герда ради спасения Кая, Г. Х. Андерсен поднимает проблему верности дружбе. Герда не оставила Кая в трудной для него ситуации, она разделила его проблемы, чтобы разрешить их совместным способом. Несмотря на юный возраст Герды, она поступила как взрослый человек, который готов прийти на помощь в любую минуту. Дружбу между Каем и Гердой нельзя назвать детской и наивной, ребята прошли многие испытания, которые не смогли сломать их дружеские отношения. Сказка учит и детей, и взрослых тому, что дружба между людьми должна строиться на принципах верности и преданности, что настоящие друзья готовы прийти на помощь в любую секунду, что настоящая дружба способна преодолеть все препятствия на своем пути.
Благодаря усилиям Герды и ее доброте Кай был освобожден от злых чар Снежной Королевы. Герда растопила ледяное сердце Кая, она помогла ему обрести себя настоящего. Герда рисковала собственной жизнью, когда отправилась бороться со Снежной Королевой, обладающей злыми силами. Для героини дружба и желание помочь человеку оказалось важнее собственной жизни. Г.Х. Андерсен демонстрирует, что доброта и милосердие помогает Герде победить злые начала. Герде свойственны такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, самопожертвование, человеколюбие. Именно на этих качествах, по мнению автора сказки, должны строиться не только дружеские отношения, которые были между Гердой и Каем, но и все взаимоотношениям между людьми.

Таким образом, так как человек является частью общества, между отдельной личностью и обществом устанавливаются определенные взаимоотношения, которые могут проявляться совершенно по-разному.

Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)

1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фоль­клорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, по­чему этот драматический сюжет сохранила народная память?

         Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.

         Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историче­скую связь?

         Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.

         Мы видим из песни, что два народа, несмотря на противостояние и борьбу с оружием в руках, имели и кровные узы. Дочь из песни была женой татарина и жила хорошо, ее называли «барыней». И дочь не забыла матери, как только она ее узнала, назвала «родимой мамушкой» и велела бросать работу.

         Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

         Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.

         Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хо­ром имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

         Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.

Изложение — Весенний остров

Пароход миновал Осиновский порог, и Енисей сразу стал шире, а берега его — ниже. Чем шире становился Енисей, тем более пологими становились берега, течение успокаивалось, воды текли без шума и суеты.

Я стоял один на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхал прохладу ночи. Иногда нос парохода так глубоко врезался в воду, что брызги долетали и до меня.

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку и тихую ночь. На пароходе все спали, не спал только сам пароход, не спал рулевой, и я не спал. Я ждал солнце. Примерно час назад оно укатилось в лес и зависло над вершинами деревьев. Над рекою поднялся туман, окутывая ее берега.

Этот летний туман был очень легким и не мешал пароходу продвигаться вперед. Скоро солнце оттолкнется от деревьев и поползет вверх, разгонит туман, который заползет в гущу леса и там падет росой на травы, листья и песок. Кончится так и не начавшаяся ночь. Утром я увидел впереди остров, в середине которого была груда скал, меж них тенели кирдачи, а понизу кипел вершинами лес.

Берега острова были яркими. Так бывает здесь только в конце весны — в начале лета, когда бушует всюду разнотравье и полыхают яркие цветы Сибири.

В середине лета, в сенокос, цветы осыпаются, а листья на деревьях блекнут. Но на острове живая зеленая лента!

Я торопился, мне хотелось посмотреть на нечаянно встреченную весну. Позже я пытался отыскать похожий остров. Встречались разные: и одинокие, и цепью, — но такого, весеннего, острова больше не было. Этот остров долго был под водой, а когда он обох, везде уже бушевало лето.

Но он не мог остаться без весны — и забушевал, зацвел всеми красками радуги, и ничто не могло сдержать торжество природы. Она буйствовала, не соблюдая никаких сроков. Вспоминая об этом острове, я думаю о нас, людях. Ведь у каждого человека рано или поздно тоже бывает весна

Не важно, в каком облике и в каком цвете

Главное, что она приходит. Как вы понимаете слова В. Астафьева: «К каждому человеку по-, здно или рано приходит своя весна»? Мне кажется, В.

Такого человека мы обычно называем цветущим. У каждого человека своя весна, каждый раскроется по-своему.

Я полностью согласен с В

Астафьевым, что не важно, в каком облике или каком цвете, но «к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна»

»crosslinked«

«Бирюк» — И.С. Тургенев

В рассказе И.С

Тургенева «Бирюк» особое внимание уделено личности центрального персонажа, которого прозвали Бирюком за то, что он был одиноким и нелюдимым человеком.
В повествовании показано, что окружающие не любили Бирюка, который был лесником, за то, что он никому не давал спуску: ничего не разрешал брать из леса и разыскивал всех тех, кто все же воровал лесные продовольствия. В повествовании говорится о том, что за это мужики хотели «сжить со свету» Бирюка.
Когда рассказчик встречает Бирюка, которого недолюбливали окружающие, он видит, что Бирюк – не такой плохой человек, как о нем отзываются

И.С. Тургенев показывает, что общество несправедливо дало оценку Бирюку, который на самом деле имел доброе сердце. Автор показывает, что общество характеризует человека только по одному качеству, ничего не зная о причинах, по которым человек ведет себя так или иначе. Бирюк не разрешал что-то брать из леса не из-за своей жестокости или жадности, а из-за добросовестного отношения к собственной работе. В рассказе показано, что Бирюка не любили всего лишь из-за того, что он выполнял свою работу, не давая мужикам совершать воровство.
Мужики не смогли увидеть то доброе сердце Бирюка, которое увидел рассказчик. Повествователь стал свидетелем того, как Бирюк отпустил вора, который незаконно срубил дерево, потому что понял, что мужика на воровство толкнули тяжелые жизненные обстоятельства. Фактически лесник Бирюк, с которым вступил в конфликт мужик, срубивший дерево, не развивает этот конфликт, а удачно находит способ его разрешения, достигая понимания с мужиком, совершившим ошибку. Бирюк представлен как понимающий человек, который обладает способность к сочувствию и состраданию.
В рассказе «Бирюк» звучит несколько важных мыслей, актуальных во все времена. Во-первых, очень часто общественное мнение оказывается ложным. Бирюк был не таким человеком, каким его воспринимали окружающие. Внешность часто бывает обманчива, те разговоры, которые ведутся про человека окружающими, могут быть неправдивыми, поэтому не стоит слепо доверять общественному мнению, а составлять представление о человеке нужно исходя из личного знакомства с ним и его внутренними качествами. Во-вторых, общество должно стремиться к доброте и справедливости, только взаимоотношения, основанные на данных принципах, способны принести обществу пользу.

«На дне» — М. Горький

В пьесе М. Горького «На дне» продемонстрировано разделение людей на «хозяев жизни» и людей, находящихся «на дне».
Пьеса наполнена различными мыслями о несправедливости социума. М. Горький показывает, что «хозяевами жизни» становятся люди, не имеющие представления о нравственности. У Костылева и его жены Василисы, которые являются хозяевами ночлежки, в которой живут люди «дна», есть средства к существованию, однако моральных принципов у них нет вовсе. М. Горький показывает, что «хозяева жизни» стоят совсем рядом с людьми «дна», даже больше: ночлежники оказываются более нравственными людьми, чем Костылев и Василиса. В пьесе показано, что в обществе были важны лишь денежные средства, благодаря которым можно было купить все, что возможно, и социальный статус, который помогал избавляться от проблем, на внутренние качества людей общество не обращало.
М. Горький демонстрирует социальное неравенство. У людей «дна» нет материальных средств к существованию, нет возможности устроиться на хорошую работу, нет возможности жить в благополучных условиях. Ночлежка, в которой оказывается большинство действующих лиц, становится символом тех социальных слов населения, которые не имели никаких возможностей. Людям, когда-то совершившим ошибки, общество не дает никакого шанса на изменение. Ночлежники осознавали, что у них не получится изменить свою жизнь к лучшему, потому что жестокое общество им это сделать не позволит. Все жители ночлежки когда-то были отвергнуты обществом, поэтому они понимали, что общество не даст им исправить все те ошибки, которые они совершили. Герои не чувствовали себя частью общества, потому что фактически не имели никаких прав. Из-за отсутствия взаимодействия с обществом большинство персонажей в финале пьесы столкнулись с трагической жизненной ситуацией. В пьесе показано, что общество слишком жестоко, поэтому большинство ночлежников оказываются побежденными в конфликте с обществом.
М. Горький показывает, что пьяницы, убийцы, воры, картежники, шулеры, безработные люди становятся такими не от хорошей жизни и не из собственного желания, их родило само общество, в котором царит несправедливость. Общество, в котором есть разделение на «хозяев жизни» и людей «дна», никогда не даст возможности отдельной личности развиваться и жить так, как она это заслуживает.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
Можно ли оправдать плохой поступок?
Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
Как окружение влияет на ребёнка?
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту

Обычно сочинения проверяют учителя уже в день проведения экзамена. Максимальный срок проверки составляет 7 дней. Бланки итогового сочинения будут загружать на специальные порталы. В Москве уже несколько лет их публикуют на сайте mos.ru. Для других регионов бланки будут доступны на сайте просмотра результатов ЕГЭ check.ege.edu.ru. Для проверки необходимо ввести ФИО, Код регистрации или Номер документа (без серии), а также выбрать регион.

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Источники

Просмотров: 1 407

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: