Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2023 году пройдет в декабре. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ
Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем. Поэтому важно заранее их проработать, прочитать нужные произведения, подобрать список аргументов и набить руку на тренировочных текстах — всё это можно сделать на нашем курсе подготовки к итоговому сочинению
Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев
- вступление (тезис),
- собственное мнение, которое доказывается аргументами,
- аргумент 1 (доказательство и микровывод),
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
- вывод (итог рассуждений).
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
5. Грамотность
Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.
исходный текст к сочинению-рассуждению
(1)Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. (2)Но главное качество такого человека — его любовь к людям и своему делу.
(3)В своей книге о С.Я. Маршаке, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэте под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (4)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов.
(5)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (6)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (7)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (8)Спасло его то, что он вовремя уехал на Ленинграда…
(9)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (10)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (11)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
(12)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (13)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами о них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(14)Одну из самых сильных, впечатляющих страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнале «Юность». (15)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (16)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (17)Полевой сначала не поверил.
(18)«И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
(19)- Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (20)Ничего не вижу. (21)Но гранки мне прочли. (22)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (23)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи… (24)Гранки перед вами? (25)Найдите страничку такую-то. (26)Нашли? (27)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.
(28)Мне становится страшно.
(29)- Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (30)Журнал потерпит.
(31)- Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (32)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (33)3аписывайте. — (34)Это звучит уже как приказ».
(35)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (36)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
(37)Но Маршак — мог! (38)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых…
Как полюбить писать сочинения
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.
Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.
В школе часто не приветствуют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели же в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, ценят авторскую позицию, помогают школьникам развивать стиль и дают интересные темы для текстов. Попробуйте изучать литературу и писать сочинения вместе с нами! По промокоду RUSSIAN5112021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсам литературы с 5 по 11 класс.
Роль искусства на войне в тексте К.Г. Паустовского
Что помогает человеку справиться с тяготами военного времени? Какое влияние оказывает музыка на эмоциональное состояние человека?
Отвечая на эти и другие вопросы, известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский ставит проблему роли искусства в жизни человека во время войны.
Раскрывая данную проблему, автор описывает осажденный остров Эзель, постоянно атакуемый немцами. После дневных обстрелов и бомбардировок солдаты становились зрителями концертов, которые для них устраивали актеры, ставшие простыми бойцами, и актрисы, исполнявшие обязанности медсестер
Особое внимание солдаты уделяли Елагиной. Паустовский отмечает, что все в чертах ее лица напоминало бойцам мирную жизнь, она была олицетворением далекого дома
В ее улыбке, глазах каждый находил «любимые черты» близких им людей.
Далее писатель повествует о скрипаче Егорове, чья музыка поражала слушателей эмоциональным исполнением. Играл он всегда в темноте. Во время последнего ночного концерта «в живых» у скрипки осталась только одна струна. Автор приводит нас к мысли, что Егоров был настоящим музыкантом, потому что смог извлечь из «изуродованной скрипки» мелодию Чайковского, которая «звенела и росла, а от ее томительного напева казалось, разорвется, не выдержит сердце».
Оба примера дополняя друг друга, приводят читателя к выводу о том, что на войне музыканты и артисты помогли бойцам эмоционально зарядиться.
Константин Георгиевич Паустовский считает, что роль искусства во время войны очень велика, потому что оно поддерживает моральный дух и душевное равновесие солдат.
Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что во время войны человеку нужен не только физический, но и моральный отдых, и именно искусство способствует этому.
В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин», посвященной русскому солдату, также затрагивается тема роли искусства в военное время. В произведении среди прочего повествуется о том, как два танкиста позволили Теркину сыграть на гармони своего погибшего во вчерашнем бою командира. Гармонь помогает людям временно забыть о страхе смерти и об убитых близких.
В заключение хочу сказать, что произведение Паустовского убедило меня в том, что роль искусства во время войны очень велика.
Слайд 24Пример комментария к тексту
Л. Сосниной (продолжение)
Сколько доброты, сочувствия и
соучастия в домашнем коте Чарлике, о котором с такой теплотой рассказывает Л. Соснина. И просит-то он не за себя, а за старенькую больную хозяйку: «Так ты, это… и от болезни можешь?». И это сочувствие распространяется не только на Михайловну, но и на вершителя чуда – Ангела: «Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?..»
Образ четвероногого героя обаятелен, картинка, нарисованная писательницей настолько правдоподобна, что читатель легко представляет себе, как Кот подогревает молоко для хозяйки, заваривает чай и предлагает Ангелу сливки.
Слайд 21Художественный текстНа каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события,
поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте
значимые художественные детали? В чём их значимость?Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Публицистический стиль
Как автор строит рассуждение?Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами
Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Слайд 19Речевые клише Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… •
Этот вопрос автор раскрывает, изучая, исследуя, размышляя…
•
Свои рассуждения автор начинает с …
• Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…
• В тексте содержится большое количество примеров, усиливающих звучание проблемы. • Аргументация автора не вызывает сомнений
Он ссылается на… , приводит примеры (чего?)…
• Автор подтверждает, что… ; сравнивает (что?)… (с чем?)…; сопоставляет, критически осмысляет (что?)…
• Автор останавливается на…
• Причину этого автор видит в том, что…
• Важно отметить, что…
• Автор всем ходом повествования (рассуждения) доказывает…
• Обосновывая свою позицию, автор приводит точные аргументы:
Слайд 23Пример комментария к тексту
Л. Сосниной
В центре внимания писательницы история,
которая произошла накануне Нового года. Герои этой истории – Кот и Ангел, которые, на первый взгляд, встретились совершенно случайно. Но автор подводит читателя к мысли о том, что ничего в жизни случайно не бывает: «Вот ты спрашивал, зачем я так высоко залез, — усмехнулся Кот. – Выходит, тебя ждал».
Незамысловатый сюжет сказки трогает душу читателя, заставляет сжиматься сердце. Казалось бы, выдуманная история, фантастика, но ведь хочется верить, что Ангелы иногда спускаются на землю и помогают не только людям, но и Котам, которые обращаются к ним с просьбой о помощи, заставляя поверить в чудо.
По тексту А. Солженицына «Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. » (ЕГЭ по русскому)
В данном тексте автор поднимает проблему того, что стоит за бессмертным величием красот, оставленных нам на протяжении истории.
Эта проблема раскрывается посредством последовательных рассуждений автора. Первая их часть содержится в третьем абзаце: в нем автор говорит о том, что все петербуржские дворцы и прочие красоты стоят «на костях» людей, что строили их, гния в болотах, погибая от сырости и изнуряющего труда. Солженицын рассказывает о том, что все эти величественные постройки рождены из страданий людей.
Из этого проистекает вторая часть, содержащаяся в четвертом абзаце: автор рассуждает о том, что и наши стоны и слёзы, все нескладные гиблые жизни, подобно страданиям тех, кто положил собственное существование на создание шедевров русской архитектуры, забудутся, оставив после себя лишь вечную красоту.
Данные рассуждения позволяют читателю сделать вывод, что за нерушимыми многовековыми постройками всегда стоит долгая и столь же важная, но куда более зыбкая история — история, полная горечи и боли.
Авторская позиция заключается в том, что за невероятными красотами, созданными за многовековую историю, стоят физические и моральные страдания людей; и именно оставленные за величием стен петербуржских построек людские жизни, целиком посвященные созиданию, делают их бессмертными и нерушимыми.
Я полностью согласна с позицией А. Солженицына. Кроме того, я считаю, что данное утверждение верно для любого произведения искусства, на многие века оставшегося в памяти человечества. Именно это изображает нам стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»: в нём поэт говорит о том, что любой творец, несущий человечеству прекрасное, претерпевает сильнейшие душевные муки, переживает множество невзгод на своем пути, прежде чем суметь тронуть разум и душу народа.
Таким образом, за незыблемостью красот, оставленных нам на протяжении истории, стоят неизвестные многим, но столь же значимые страдания людей. И именно эта великая боль, которой насквозь пронизан каждый шедевр, дарует им многовековую жизнь.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
С чего начать писать сочинение
Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.
Шаг 1. Обдумайте тему
Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.
Шаг 2. Изучите контекст
Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.
<<Форма демодоступа>>
ЕГЭ по русскому Сочинение
- 1. А.П.Чехов – вершина русской литературы.
- 2. Любовь «к родному пепелищу».
- 3. Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?
- 4. В чем заключается особенности восприятия человеком своей фамилии?
- 5. Как научиться мыслить?
- 6. Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?
- 7. Не исчезнет ли алфавит?
- 8. Как действует на человека шум?
- 9. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?
- 10. Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?
- 11. Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?
- 12. Что такое ревность?
- 13. В чём заключается нравственная сущность человека?
- 14. Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?
- 15. Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
- 16. Проблема судьбы родного села.
- 17. В чем сила музыки?
- 18. Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?
- 19. Ответственность человека за жизнь на Земле.
- 20. Ответственность за мир, в котором мы живем.
- 21. Почему деятели науки и искусства уезжают из страны?
- 22. Почему детство называют «золотой порой»?
- 23. Должны ли родители помогать детям в трудный период?
- 24. Что влияет на выбор человеком, жизненного пути?
- 25. Предательство друга.
- 26. В чём источники истинной красоты человека?
- 27. Что мешает ребенку познать подлинную ценность родительской любви?
- 28. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
- 29. Может ли ТВ стать альтернативой книге?
- 30. В чем духовные истоки героизма?
- 31. Какова роль книги в развитии личности?
- 32. Почему несчастны одинокие люди?
- 33. Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?
- 34. Что такое честь?
- 35. Есть ли место героизму в наши дни?
- 36. Какого человека можно считать ограниченным?
- 37. Влияние технического прогресса и культуры на формирование и развитие нравственности.
- 38. Как воспитать художественный вкус у молодежи?
- 39. Силы человеческого духа, жизнь в условиях войны.
- 40. Память о родине, о родном доме, о детстве.
- 41. Проблема самостоятельности мышления.
- 42. Воспитывает ли эта «формула особого внимания» уважительное отношение к ветеранам войны?
- 43. В чем нравственная сущность памяти?
- 44. Падение грамотности, развитие и сохранение русского языка.
- 45. Влияет ли родной пейзаж, природа на формирование человека, его патриотические чувства?
- 46. Каковы причины существования зла?
- 47. Проблема старости.
- 48. Что такое счастье? В чём счастье писателей?
- 49. Жестокосердие взрослых по отношению к ребенку.
- 50. Что такое счастье?
- 51. Какова цель поэзии?
- 52. Кому доступна радость познания окружающего мира?
- 53. Что позволяет назвать „Сикстинскую мадонну» Рафаэля гениальным произведением?
- 54. В чём причина низкой требовательности к речи?
Структура сочинения-рассуждения
План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:
- Вступление (15-20% текста).
- Основная часть (60-70%).
- Выводы (15-20%).
Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.
По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.
Как начать сочинение-рассуждение
Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.
Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).
Что такое аргумент в сочинении-рассуждении
Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.
Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.
Вывод в сочинении-рассуждении
В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.
Клише для сочинения-рассуждения
Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:
«Многие не раз задумывались о том, что …»;
«Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
«Автор обращает внимание на …»;
«Авторская позиция выражается в …»;
«Я согласен с автором в …»;
«Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
«Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
«Во-первых …»;
«Во-вторых …»;
«Таким образом …»;
«Следовательно …».
Подготовка даже небольшого сочинения-рассуждения для многих становится самой сложной частью единого государственного экзамена
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сочинения для ЕГЭ (часть С)
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
(959)Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?»)
Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жизненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает… -
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
(1036)Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
(1040)Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
(875)Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник?»)
• С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?».
В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно. Однако С. Львов надеется, что… -
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
(1093)Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, исследующими жизнь, события, людей, в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
(844)А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского характера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества счастье с…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
(905)
«…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом стихотворении заключена мысль о великой силе красоты, о заключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
(720)
• С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоминания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, который и его направил… -
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
(1004)Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка».
Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в движеньях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее…
-
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
(946)
Каким итоговое сочинение было раньше
Раньше ФИПИ заранее публиковал направления — например, о направлениях 2021 года вы можете прочитать в нашей статье. На экзамене ученик получал 5 тем, по одной из каждого направления, выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придется писать на экзамене. Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022-м, «Забвению не подлежит» в 2020-м и «Война и мир» в 2019-м, «Добро и зло» в 2019-м и «Доброта и жестокость» в 2018-м.
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2023/24 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы. Всего в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч. В дальнейшем закрытый банк он будет ежегодно пополняться новыми темами.
Итоговое сочинение — ответственный экзамен, определяющий, получит ли 11-классник допуск к ЕГЭ. На курсе подготовки в MAXIMUM Education объясняют структуру сочинения и критерии его оценки, показывают, как определить главную мысль текста и подобрать убедительные аргументы, помогают составить список литературы для сочинения и избежать грамматических, речевых ошибок. Также в состав курса входят два пробных сочинения, которые проверяют преподаватели и дают ученикам обратную связь. С таким подходом зачет гарантирован!
Аргументы для итогового сочинения 2023/2024
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
Можно ли оправдать плохой поступок?
Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы
- Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
- А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- М. Горький. «Старуха Изергиль»
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- А. Грин. «Зеленая лампа»
- М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
- А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
- С. Есенин. «Черный человек»
- А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
Как окружение влияет на ребенка?
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы
- Л. Н. Толстой. «Война и мир»
- Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
- Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
- Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы
Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- О. Хаксли. «О дивный новый мир»
- И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
- Дж. Оруэлл. «1984»
- Е. И. Замятин. «Мы»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
- Д. Киз. «Цветы для Элджернона»
Помимо доступа к экзаменам, хорошо написанное итоговое сочинение гарантирует до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. При поступлении в вузы с высокой конкуренцией вроде Бауманки или Вышки несколько баллов могут стать решающими — это еще один повод ответственно подойти к подготовке. Преподаватели MAXIMUM Education на курсе по итоговому сочинению объясняют ученикам, как писать пробные тексты, и дают развернутую обратную связь, которая на реальном экзамене поможет добиться зачета.