Краткое содержание рассказа «Стальное горло» подробно
Юноша двадцати четырёх лет, всю жизнь проживший в шумном городе, сразу после окончания медицинского факультета назначен заведующим больницы-пункта в глухой провинции. Молодой человек волновался из-за отсутствия опыта, понимая пропасть между теорией и практикой врачебного дела. Вечерами он мечтал убежать в уездный город, где работают опытные врачи, но тут же ругал себя за малодушие.
В ночь на 29 ноября доктор столкнулся с проблемой пострашнее грыжи, которой он так боялся. В пункт привезли девочку, которая задыхалась от последней стадии дифтерита. Её сопровождали мать и бабка. Девочка трёх лет по имени Лидка была очень красивой, как с картинки.
Убитая горем мать сообщила, что дочь больна уже пять дней, отчего молодой врач пришёл в ярость. Женщина умоляла спасти Лидку и требовала «дать ей капель», как будто они могли теперь помочь. Было слишком поздно и через час девочка должна умереть.
Собрав волю и подавив внутренний страх, доктор твёрдо предложил «разрезать горло пониже» и вставить серебряную трубочку, чтобы девочка могла дышать. Женщины мгновенно отказались от операции. И доктор облегчённо выдохнул, ведь ранее не делал ничего подобного, только видел в книгах. Но совесть и верность призванию не позволили отступить от единственно верного решения.
Он дал пять минут на раздумье, после чего мать Лидки дала согласие, опасаясь гнева мужа, который должен вернуться из города. Не обращая внимания на раздражающие причитания бабки, доктор приказывает подготовить операционную и приступает к операции вместе с персоналом. Фельдшер Демьян Лукич и акушерки Анна Николаевна и Пелагея Ивановна работали в Никольской больнице задолго до его приезда.
Руководствуясь только знаниями, молодой человек разрезает «пухлое белое горло» Лидки, но ничего не происходит. То, что он видит перед собой, далеко от понятных рисунков в учебниках. В один момент юношу охватывает паника, в нём отчаянно борются желание бросить, сдаться и необходимость спасти жизнь маленькой девочке.
Он делает ещё один надрез и обнаруживает дыхательное горло. Самое страшное уже позади, но вдруг Демьян Лукич от духоты и волнения теряет сознание. Старшая акушерка успела вовремя среагировать и быстро сменила фельдшера, который рухнул на пол. Доктор вставил в разрез серебряную трубку, и пациентка резко выдохнула, прочищая горло от плёнок.
Первая в жизни врача трахеотомия прошла успешно. Лидке зашили горло и показали спасённое дитя матери. А измотанный доктор тут же ушёл к себе и заснул.
Спустя два месяца счастливая мать привела Лидку на осмотр и поблагодарила доктора. С тех пор у него было много пациентов, появился приличный опыт. Слава о нём ходила во всех окрестных деревнях, люди приезжали посмотреть на девочку, которой доктор вставил стальное горло вместо своего.
Коллеги хвалили и восхищались хладнокровием, с которым он работал. «Я, знаете ли, никогда не волнуюсь.» — говорил доктор, но это, конечно, было очень далеко от правды.
Краткое содержание Праздник непослушания Михалкова для читательского дневника
Год написания: 1971 Жанр: сказка
Главные герои: Малыш и дети, цирковой карлик Фантик
Читая сказку «Праздник непослушания» можно понять, что дети являются главными героями. Взрослые встречаются очень редко, в двух главах – это первая и последняя. И то совсем недолго.
Сказка начинается с того, как идя по улице, мальчик требует, самым безобразным образом, маму купить ему мороженое. Придя домой, мальчик был наказан и поставлен в угол. Там он должен был обдумать свое поведение. Однако вместо того, чтобы думать о своем поведении малыш думал о том морожено, которое ему не купили. Он думал о том, как плохо жить, подчиняясь родителям.
Как вдруг его размышления прервал большой Бумажный Змей за окном. Это был не простой змей – сказочный, он умел разговаривать. Малыш рассказал ему о своем желании избавиться родительских ограничений. Змей предложил малышу переправить его в то загадочное место, где не будет взрослых. В этом городе родители устали от непослушания своих детей и покинули его. И именно в этом городе дети могут делать все, что хотят. Мальчики курят папины трубки, девочки красятся маминой помадой. Они без ограничений могут кушать мороженое, пить лимонад и газировку, рисовать на заборах. О чем еще может мечтать ребенок? Конечно же, малыш соглашается туда лететь.
Но летя в этот чудесный город, Малыш еще не знает о том, что дела в этом городе не совсем хороши. Оказывается, кушая много мороженого можно заболеть ангиной, получить боль в животе. А от курения папиной трубки дети теряли сознание. Прожив пару дней в городе, где царит непослушание, как не удивительно, но уже никто не хочет сладостей. Тут дети начали тосковать по школе.
Вот настал тот долгожданный момент, когда Малыш прилетел в город своей мечты. Однако увидев тех девочек и мальчиков, которые уже успели почувствовать на себе свободу во всем. Он увидел, как эти дети хотели возвращения своих родителей.
Глядя на все это Малыш попросил Змея отвезти его домой. Но перед тем как доставить малыша домой, змей должен был доставить письма от детей сказочного города их родственникам. Пока змей доставлял письма, дети готовились к встрече самых родных им людей. Они наводили кругом порядок.
Родители появились на центральной площади города в полдень. Дети были очень рады возвращению взрослых. Родители были удивлены, увидев своих детей опрятными и аккуратно одетыми. Хотя через несколько минут дети снова стали обыкновенными детьми, такими как раньше. Но все были счастливы. Город стал жить своей жизнью.
Мальчик, вернувшись, домой пообещал исправиться. Он больше не мечтал о том, что бы ему все позволяли.
Читать краткое содержание Праздник непослушания. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
« Стальное горло». помогите найти краткое содержание или сочинение?
Рассказ написан от лица молодого врача.
Свои двадцать четыре года рассказчик прожил в очень большом городе. Сорок восемь дней тому назад он с отличием кончил медицинский факультет университета и был назначен заведующим Никольским медицинским пунктом-больницей, хотя ему хотелось работать в уездном городе в сорока верстах от Никольского, где было электричество и четыре врача, с которыми можно посоветоваться.
Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете..
Молодой доктор не уверен в себе, он боится: а вдруг «привезут женщину, и у неё неправильные роды? Или, предположим, больного, а у него ущемлённая грыжа?» Операцию ущемлённой грыжи рассказчик видел только один раз, учась в университете. Каждый вечер он просматривает многочисленные руководства по оперативной хирургии, оперативному акушерству, справочники.
Поздним вечером в конце ноября в Никольскую больницу привозят девочку, трёхлетнюю синеглазую красавицу Лидку. Она задыхается, и доктор сразу устанавливает диагноз: «дифтерийный круп, горло уже забито плёнками и скоро закроется наглухо». По словам Лидкиных матери и бабки, девочка болеет пятый день.
Я никогда до тех пор не видел дифтерита, кроме лёгких и быстро забывшихся случаев. В горле было что-то клокочущее, белое, рваное.
Врач понимает, что девочка при смерти, и, несмотря на страх, принимает решение делать операцию трахеотомии. Мать и бабка долго и ожесточённо не дают согласия на операцию. Наконец, с большим трудом, согласие получено, а операционная подготовлена. Оперировать девочку рассказчику помогают молодой способный фельдшер и две акушерки-фельдшерицы. Операция проходит очень сложно, врач никак не может найти дыхательное горло, а фельдшер падает в обморок в самый решающий момент.
Наконец врач проделывает в горле отверстие и вкладывает в него серебряную трубку. Воздух со свистом входит в горло, и девочка начинает дышать.
Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок…
Рассказчик успокаивает перепуганную мать: девочка жива, но пока трубку не вынем, говорить она не будет.
После этой операции доктор проводит много других, даже страшнее Лидкиного горла. Приём больных возрастает. Акушерка-фельдшерица считает, что доктор стал знаменитым из-за операции трахеотомии. В округе говорят, что он заменил больной Лидке её горло стальным, и ездят смотреть на девочку, как на чудо.
Бега
На ипподроме звонили. Изумруду было весело после проминки, кровь бежала быстро, дыхание становилось глубже, и все мышцы требовали бега. Такие были ощущения у коня, как их описывает краткое содержание. «Изумруд» Купринав дальнейшемочеловечивает умное и красивое животное.
Движеньем поводьев, их напряжением или ослаблением, понимали друг друга наездник и конь. Ровной размеренной рысью, подчиняясь команде беречь силы, шел Изумруд. «Не торопись, потом», — успокаивают его волшебные руки. Все на ипподроме заворожено одним ри — спрашивает Изумруд. Вожжи в поднятых руках приказывают ему сделать все, что только можно. Изумруд, ничего не ощущая, разрывает контрольную нитку. «Спасибо, милый, кончено», — говорит англичанин, бросает вожжи и разрешает коню идти шагом.
А с трибун бегут недовольные люди и кричат, что рысак поддельный. Изумруд не понимает — ведь он так хорошо бежал.
Разных персонажей показывает в рассказе Куприн. Изумруд, герои-конюхи, наездник-англичанин, владелец коня, озверелая толпа, которая при выигрыше Изумруда потеряла деньги. Социальный подтекст рассказа выявляет низость буржуазного общества с его жаждой денег, которая убивает все прекрасное и естественное.
Популярные сочинения
- Примеры дружбы из литературы (4 штуки) Каждый человек нуждается в общении и поддержке. Несмотря на то, что вокруг нас постоянно находятся люди, найти единомышленника бывает очень сложно. Можно быть частью коллектива и при этом ощущать
- Сочинение на тему Быть самим собой «Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило» — эта вызывающая у людей симпатию фраза принадлежат Даниилу Гранину. С этим человеком трудно поспорить.
- Сочинение по картине Среди долины ровныя Шишкина (4, 5 класс) Для начала следует отметить особую предысторию картины. Вдохновила Шишкина на ее создание песня на стихи Мерзлякова. Впрочем, довольно часто творец черпал вдохновение и из собственных жизненных переживаний, душевных терзаний и личных трагедий.
Молодой врач в провинции
Рассказчиком выступает молодой парень двадцати четырех лет от роду, имя его остается тайной для читателя. Известно, что он родился и вырос в крупном городе, где и прошел обучение, и стал врачом. На момент повествования он начинает действовать, спустя месяц после окончания университета. Окончил он его с отличием, и ему доверили Никольскую больницу, где он должен быть заведующим. Больница эта находилась в далекой глуши, и кроме него в этой больнице работали две престарелые акушерки и фельдшер. Уровень их профессиональной квалификации был гораздо ниже, чем у него, и он приходит к решению, что именно ему нужно стать в этой больнице главным – и именно ему принимать решения, от которых зависит жизнь пациента. Он обложился медицинскими пособиями, которые изучал, по мере появления свободного времени в работе. Но молодой специалист понимает то, что у него не хватает практических знаний по медицине, а теоретические применять опасно. В нем растет страх за то, что он может погубить человека, обратившегося к нему за помощью. Однако он находит в себе силы бороться с этим страхом.
Сложный пациент
В ноябре врачу выпадает первая трудность в его профессии, в лице трехлетней девочки по имени Лидка. Это был очень красивый ребенок, которого привели к врачу мать с бабушкой. Проблема девочки заключалась в том, что ей становилось все труднее дышать, и она синела. Медик с ходу определил, что она больна дифтеритом, причем, у нее развилась последняя стадия этой болезни. Мать девочки поведала, что дочь болеет уже на протяжении пяти дней, и просила помочь. Врач видел, что ситуация складывается очень плохо – слишком поздно люди обратились к нему, болезнь была запущена, и ребенку осталось жить совсем не долго. Был лишь один способ спасти жизнь девочке – провести трахеотомию, но медику никогда не доводилось, ни видеть проведение операции, ни, тем более, проводить. Но он знал, что эта операция – один из сложнейших и опасных процессов. Тем не менее, он решился предложить людям проведение именно ее. И ему сильно полегчало, когда те отказались от предложенного. Но потом он сам себе удивился, когда принялся уговаривать и требовать, чтобы родственники дали согласие на проведение операции.
Люди простые были, неграмотные, медицине не верили и отдавать под нож молодому врачу свое дитя они боялись. Но куда больше они боялись ярости отца ребенка по поводу смерти дочери, и этот страх пересилил. Врач принялся готовиться к операции. Ему о ней было известно лишь из пособий.
Переживания молодого врача
Рассказ написан от лица молодого врача, который на протяжении 24-х лет проживает в огромном шумном городе и уверен, что вьюга воет лишь в романах. 48 дней назад он с отличием окончил медицинский университет. Теперь его направляют в Никольское, там он будет заведовать местной лечебницей. На главного героя подобная мысль наводит настоящий ужас.
Он очень переживает, что не сможет помочь кому-то из больных из-за банального недостатка опыта или даже нанесёт вред. Вдруг, например, привезут женщину, у которой будут сложные роды, или больного с ущемлённой грыжей. Подобную операцию он наблюдал всего один раз в жизни во время своего обучения, но никогда не делал её сам.
Рассказчик хочет работать в большой больнице, чтобы рядом находились его более подкованные коллеги, с которыми всегда можно было бы посоветоваться в случае спорного вопроса. Молодой врач мечтает попасть в уездный город, где, по крайней мере, есть электричество, этот населённый пункт находится в сорока вёрстах от Никольского. Однако, к сожалению, у него нет возможности что-то изменить, к тому же он и сам прекрасно осознаёт, что это проявление малодушия. Ведь он учился в медицинском университете совсем не для этого.
https://youtube.com/watch?v=s3J1bZRdYvc
https://youtube.com/watch?v=yfkXKfQsARA
Первый сложный случай
Однажды поздним ноябрьским вечером к нему приносят трёхлетнюю малышку по имени Лида с красивыми синими глазами. Бедняжка задыхается. Лицо матери искажено, она будто бы беззвучно плачет. Мама и бабушка утверждают, что девочке нездоровится уже 5 дней. Доктор тут же определяет, что это дифтерит, в горле у ребёнка находится что-то:
- белесое;
- клокочущее;
- рваное.
Ребёнку срочно нужна трахеотомия, мать и бабка отказываются от неё. Они никак не могут понять, как можно разрезать горло. Врач всё им объясняет и уговаривает согласиться на эту операцию, ведь, в противном случае, бедный ребёнок умрёт уже буквально через час. В итоге родные сдаются.
Главный герой испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать на трахеотомии, не то что самостоятельно её проводить. Он бежит листать учебник. Он сильного стресса слова прыгают у него перед глазами, и он ничего не в силах понять.
Подготовка к бегу
Стояло осеннее утро. Изумруд доел овес, и его вывели во двор, не раз облили холодной водой из ведра, осушили, вычистили щеткой, протерли шерстяной рукавицей. А из сарая начали выкатывать двухколесные тележки-американки, сверкающие на солнце новым лаком.
И вот появился самый важный человек в жизни Изумруда. Это был главный наездник конюшни, англичанин, которого побаивались и уважали и люди, и кони.
Он очень внимательно проследил за запряжкой Изумруда, всю упряжь сам испытал на прочность. Изумруд тоже внимательно и чутко следил за наездником.
Запряженного коня конюхи вывели на разминку к воротам ипподрома. Наездник не спеша натянул вожжи, Изумруд рванулся вперед, радуясь бегу, но был остановлен сильными руками. Лошадь пошла ровной рысью с гордо поднятой мордой. Шаг у него был широкий и с виду неторопливый. Дыхание при этом ставилось правильным (оно открывалось), готовя животное к соревнованию.
Булгаков «Стальное горло» сочинение
Рассказ, имеющий подзаголовок «Рассказ юного врача». Опубликован: Красная панорама. Л. 1925, № 33. С. г. имеет автобиографическую основу, как и другие рассказы цикла «Записки юного врача». В свидетельстве, выданном Булгакову 18 сентября 1917 г. Сычевской земской уездной управой, указывается, в частности, что во время работы в земской больнице села Никольского он, среди прочих операций, произвел трахеотомию, которая и описана в С. г. Здесь также учтен случай с трахеотомией в «Записках врача» Викентия Вересаева (Смидовича) (1867-1945), где, однако,
исход операции трагический. У Булгакова больная дифтерией девочка после трахеотомии выздоравливает. Однако для самого автора С. г. эта операция обернулась очень неприятными последствиями. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала об этом случае, относя его к марту 1917 г. вскоре после Февральской революции: «Привезли ребенка с дифтеритом, и Михаил стал делать трахеотомию. Знаете, горло так надрезается? Фельдшер ему помогал, держал там что-то. Вдруг ему стало дурно. Он говорит: «Я сейчас упаду, Михаил Афанасьевич». Хорошо, Степанида (медсестра Степанида Андреевна Лебедева. — Б. С.) перехватила, что он там держал, и он тут же грохнулся. Ну, уж не знаю, как они там выкрутились, а потом Михаил стал пленки из горла отсасывать и говорит:
Вероятно, «неважное состояние» Булгакова, от которого он избавлялся с помощью морфия, объяснялось еще и унынием, охватившим его в деревенской глуши, и наступившей после февраля 1917 г. общей нестабильностью жизни (по воспоминаниям Т. Н
Лаппа: «Очень, знаете, тоскливо было»). В С. г. действие отнесено ко времени после Октябрьской революции. При этом подчеркнуты одиночество и тоска героя, но безо всякой связи с морфием:
Н. Лаппа: «Очень, знаете, тоскливо было»). В С. г. действие отнесено ко времени после Октябрьской революции. При этом подчеркнуты одиночество и тоска героя, но безо всякой связи с морфием:
«Итак, я остался один. Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле. Вечера здесь необыкновенно длинны, лампа под синим абажуром отражалась в черном окне, и я мечтал, глядя на пятно, светящееся на левой руке у меня. Мечтал об уездном городе — он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось уехать с моего пункта туда. Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае, не так страшно. Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете. » Сходные чувства выразил Булгаков в письме сестре Н. А. Булгаковой 31 декабря 1917 г. из уездной Вязьмы, которая, как и находившаяся в 40 верстах от Никольского уездная Сычевка, казалась чуть ли не раем, а на поверку обернулась полным разочарованием. Автор С. г. писал сестре: «И вновь я тяну лямку в Вязьме. Я живу в полном одиночестве. Зато у меня есть широкое поле для размышлений. И я размышляю. Единственным моим утешением является для меня работа и чтение по вечерам.
Мучительно тянет меня вон отсюда в Москву или Киев, туда, где хоть и замирая, но все же еще идет жизнь. В особенности мне хотелось бы быть в Киеве!» Показательно, что именно в Вязьму поместил Булгаков героя рассказа (или повести) «Морфий», который узнает о гибели своего друга, сельского врача доктора Полякова, покончившего с собой на почве морфинизма. Там дан как бы вариант судьбы автора С. г. и других рассказов из «Записок юного врача», в случае, если бы он остался в селе. Удачная операция, слава о которой идет по окрестностям как легенда о стальном горле, будто бы сделанном больной девочке, помогает юному врачу на время забыть свою тоску, и в финале — «дом мой был одинок, спокоен и важен», ибо герой осознал значение своей миссии.
Сейчас читают
В произведении показан обыкновенный американец, который хочет вырваться их серой повседневности, от всех забот и суеты.
В книге рассказывается о существовании лисы-оборотня, которая жила в начале 21 столетия в Москве. Лису звали А Хули. Ей недавно исполнилось 2000 лет. Она занималась самообразованием
Посреди Красного моря стоит остров. На нем живет человек, парс по национальности. Он беден. Все его богатство — шапка, нож и печь, в которой он делает прекрасные пироги. Один раз парс решил испечь пирог.
На кухню у очага грелся Кот, когда в дом вошел уставший прохожий. Звали его Ланцелот. Не дождавшись отклика хозяев, он обратился к Коту и узнал, что архивариус Шарлемань и его дочка Эльза, хозяева дома, ушли.
Родился писатель еще в прошлом столетии, в 1920 году, в маленькой еврейской семье в СССР, уже в 3 года родители переехали вместе с сыном в Америку. Он стал популярным писателем еще в молодости. Когда Айзеку было всего 19 лет,
Второстепенные герои и их характеристика:
- Пелагея Ивановна — старшая коллега Анны Николаевны, акушерка. Проявила себя как собранный, профессиональный работник.
- Лидка — девочка трёх лет невероятной красоты: золотистые вьющиеся волосы, большие синие глаза. Поступила в больницу к доктору с запущенной инфекционной болезнью.
- Демьян Лукич — фельдшер, молодой специалист больницы, которой заведовал доктор. Способный работник.
- Бабка Лидки — пожилая круглолицая женщина, тихая и бесшумная, живущая суевериями. В рассказе олицетворяет необразованность и невежество деревенского народа.
- Мать Лидки — молодая деревенская женщина, тяжело переживающая болезнь дочери. Проявила смелость и мудрость, дав согласие на операцию ребёнка.
- Анна Николаевна — опытная акушерка Никольской больницы.
Хамелеон главные герои
По жанру «Хамелеон» сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка — Хрюкина кусает собака. Развитие действия: собирается толпа зевак, Хрюкин объясняет ситуацию Очумелову. Кульминация — момент, когда выясняется, что собака, возможно, принадлежит генералу. Развязка: выясняется, что собака принадлежит брату генерала. Заключение: Очумелов грозит Хрюкину и удаляется. Основной композиционный прием — повторение ситуации («чья собака?»). Важную роль играют детали: Очумелов то снимает, то надевает шинель — его бросает то в жар, то в холод от страха, что он примет неправильное решение. Он убежден в одном: высшие чины всегда правы. «Хамелеон» не только Очумелов, «хамелеоны» — все окружающие. Мнение людей меняется в зависимости от обстоятельств. Собственно, мнения-то и нет, есть лишь приспособленчество.
Хамелеон главные герои
Главные герои рассказа Хамелеон — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.
Главные герои «Хамелеон» — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте. «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
Остальные персонажи: Прохор — генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
Главный герой Хамелеона
Главный герой «Хамелеона» Очумелов постоянно меняет свои взгляды не из беспринципности. Напротив, в основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим».
ОЧУМЕЛОВ — главный герой Чехова «Хамелеон». Образ Очумелова представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец. Кто кричал?
История создания
Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.
Михаил Булгаков
По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.
В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.
Александр Безыменский и Владимир Маяковский
В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.
Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.
Иван Бездомный
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.