В. М. Шукшин Срезал краткое содержание
В деревню к Агафье Журавлевой приехал с женой и дочкой средний сын, ученый и богатый. Подъехали на такси, выгружали чемоданы всей семьей.
К вечеру в деревне всем было известно, что он и жена – кандидаты наук, дочка учится в школе, привезли старухе Агафье подарки.
У дома Глеба Капустина стали собираться вечером мужики. Деревня была небольшой, но много вышло отсюда знатных людей: один стал полковником, двое летчиками, были корреспондент и врач, а теперь появился еще и кандидат.
И когда кто-нибудь из таких земляков приезжал погостить, к нему приходили поговорить и посмотреть, как Глеб срежет гостя. Ему это не раз удавалось.
Однажды срезал полковника на том, что тот забыл фамилию графа, велевшего поджечь Москву в 1812 году. Спорили, посылали спрашивать к учительнице. Глеб призывал полковника к спокойствию, насмехаясь, что они не в Филях, мстительно прищуриваясь. Теперь настала очередь кандидата Журавлева.
Мужики дождались Глеба после работы, завели разговор про гостей Агафьи и повели проведать кандидатов. Константин Иванович обрадовался гостям, предложил угощение. Вспоминали годы детства, а Глеб присматривался и прислушивался. Затем наехал на кандидата с вопросами.
Поинтересовался, в какой области Журавлев работает. Услышав, что на филфаке, Глеб, перепутав философию с филологией, затевает спор о первичности духа и материи. Кандидат, сначала улыбаясь, отвечает. Но дальнейшие нелепые вопросы и суждения ставят его в тупик.
Глеб несет полную ахинею про понятие невесомости и стратегическую философию, о проблемах шаманизма у народов Севера, о Луне, созданной руками разума, о разумных существах, живущих в лунном пространстве, и что необходимо для общения с ними.
Константин Иванович многозначительно переглянулся с женой, но Глеб, уловив насмешку, нанес удар по кандидату, заметив, что прежде чем смеяться, неплохо бы газеты почитать, а то приехали удивлять такси и чемоданами, а нужно быть попроще и поскромнее.
Недоумевающий Журавлев запросто говорит, что Глеб катит на него бочку и словно с цепи сорвался, и тут же все узнал о своем кандидатском бескультурье, недалекости и нескромности. Ведь в деревне газеты и книги тоже почитывают, и телевизор смотрят, но не приходят в восторг от КВН и других развлекательных программ, как городские. При этом много говорят и пишут про народ, от которого так далеки.
Расходившиеся из гостей мужики восхищались мастерством Глеба, который не переставал их удивлять. Но не любили его за жестокость, а Константина Ивановича искренне жалели и сочувствовали ему.
Направление и жанр
«Судьба человека» была создана в рамках литературного направления реализма. Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:
Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть
Соколов никогда не забудет свою семью.
Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи
Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подчёркивает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность
Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло
Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.
Критика
При жизни Шолохов имел сомнительную репутацию. Многие обвиняли его в плагиате и присвоении чужих заслуг. «Судьба человека» также оказалась под подозрением. Обвиняли её и в просоветской позиции, замалчивании, якобы, ужасной судьбы вернувшихся из немецкого плена. Например, известный диссидент А. И. Солженицын описал в произведении «Архипелаг Гулаг», как на самом деле встретили бы Соколова:
На сегодняшний день репутация Шолохова практически очищена, а «Судьба человека» считается одним из величайших рассказов в русской литературе.
Современные литературоведы высоко ставят творчество Шолохова, видя в нем намеки на то, что судьба человека в послевоенном СССР была далека от идеала:
Аргумент 1. Коростель наносит вред моей собственности
Коростель – это вредитель садовых и огородных растений, который питается и размножается на поверхности растений. В результате этого растения теряют свою жизнеспособность и устойчивость к болезням, что приводит к их смерти или уменьшению урожайности. Это является одной из главных причин, почему я решил убить коростеля.
Моя собственность – это мой драгоценный сад и огород, которые я выращиваю своими руками. Я инвестировал в них много времени, денег и усилий, чтобы получить хороший урожай и увидеть красивые цветы. Коростель, нападающий на мои растения, наносит им значительный ущерб, что отражается на моих финансовых вложениях и уровне удовлетворения от полученного результата.
Уничтожение коростеля – это не только защита моей собственности, но и ответственное отношение к окружающей среде. Поскольку я использую химические средства для борьбы с вредителем, я осознаю наличие рисков для окружающей среды, поэтому я стараюсь выбирать наиболее безопасные и эффективные методы борьбы с данной проблемой.
Творчество Астафьева
В прозе Астафьева две главные темы — деревенская и военно-патриотическая. Еще в школе он написал сочинение, которое в будущем превратил в рассказ под названием
Публиковаться начал в журнале «Чусовской рабочий»
Критики обратили внимание уже на ранние повести автора — «Звездопад», «Стародуб», «Перевал». На страницах журнала «Новый мир» отмечали, что Астафьеву свойственна суровая неприглаженность повествования, при этом яркое и живое слово, оригинальные образы и детали
В своей военной прозе Астафьев передает взгляд на войну с точки зрения простого солдата. В крайнем случае, младшего офицера. В своих рассказах и повестях он создает образ обезличенного воина, на котором в конечном счете держится вся армия. При этом его же обвиняют во всех прегрешениях, награды обходят его стороной, зато наказывают за каждый пустяк.
Исследователи отмечают, что этот образ фронтовика во многом автобиографичен. Астафьев писал его с себя и своих боевых товарищей. Противопоставлял своих положительных героев тыловым крысам, которые отсиживались в эвакуации. На протяжении всей жизни писатель испытывал к ним сильное презрение.
11 стр., 5405 слов
По рассказу Фотография, на которой меня нет Астафьева
… Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография на которой меня нет” Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография, на которой меня нет” В рассказе описаны будни деревенской сибирской … основном. Экологические и нравственные проблемы Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного …
В прозе Астафьева много горькой и суровой правды. Он стал одним из первых писателей, открыто заговоривших в своих произведениях о голоде в 1933 году, беспринципности и преступности в советском обществе.
Повесть «Зачем я убил коростеля?», краткое содержание которой вы далее прочтете, — яркий пример его деревенской прозы, к которой автор также часто обращался.
Аргумент 2. Коростель может быть опасен для здоровья
Коростель – это растение семейства астровых, которое содержит в себе опасные для здоровья вещества. В частности, он содержит токсин аконитин, который может вызвать серьезное отравление организма. Даже небольшое количество этого вещества может привести к снижению кровяного давления, слабости и головокружению.
Кроме того, при постоянном контакте с коростелем можно развить аллергическую реакцию на его сок. Это может проявляться в виде зуда, красноты кожи и отека.
Также следует помнить, что коростель может быть опасен для животных. Употребление его листвы или корней может привести к отравлению и даже смерти.
С учетом всех этих факторов, можно заключить, что коростель не только вреден для человека, но и может стать серьезной угрозой для животных. Поэтому принятие мер по его уничтожению может быть обоснованным шагом.
История родового гнезда
Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.
Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.
Характеристика главного героя
Главный герой произведения — рассказчик, от его имени и идёт повествование, текст которого больше напоминает исповедь. В начале рассказа он обычный деревенский паренёк, который ходит на рыбалку. Это сын охотника. Как и многие мальчишки, он не задумывается над своими поступками. Осознание того, что он совершил, приходит к нему лишь тогда, когда он берёт в руки умерщвлённую птичку. Тогда он испытывает целую гамму чувств: жалость, вину, боль.
Спустя сорок лет, во взрослом и сознательном возрасте, рассказчик уже сам охотник, пошедший по стопам отца. При этом он никогда не стреляет понапрасну. Он прошёл войну, в жизни повидал много. Он не оправдывает свой поступок, совершённый в детстве, а, наоборот, порицает его. За эти годы он успел узнать многое об окружающей природе и о жизни коростелей. Но закоренелая вина никогда его не покидает. На своих ошибках он предлагает учиться и читателю.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»
Аргумент 3. Уничтожение коростеля — необходимая мера против его размножения
Коростель является одним из наиболее разнообразных видов растительной покровной растительности, присутствующих на территории России. Согласно современным исследованиям, коростель плодоносит около раза в 2-3 года, даёт быстрый рост и достигает высоты в 5-10 см за один сезон роста. Однако, при наличии благоприятных условий среды, коростель может начать размножаться быстрее, чем другие растения, и занимать значительную площадь на территории садов и парков.
Кроме того, коростель обладает стрессоустойчивостью, адаптируясь к изменению условий среды обитания. Это значит, что даже при интенсивной борьбе с коростелем, он может выжить и продолжать своё активное размножение, уничтожая другие растения.
Уничтожение коростеля — необходимая мера для предотвращения его размножения и сохранения биоразнообразия растительного покрова. При этом уничтожение коростеля должно производиться правильно, используя только те методы, которые не нанесут вреда другим растениям и не загрязнят окружающую среду.
- Методы борьбы с коростелем:
- Механический — выкапывание корня коростеля, вручную или с помощью специального инструмента.
- Химический — использование гербицидов и других химических средств для уничтожения коростеля.
- Биологический — испытание на коростель-наядачу на хищных его болезнетворных организмов.
Болезнь Вити
Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.
Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.
Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.
Виктор Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать: непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки: в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вариант 2
Название произведения – это самый важный ключевой момент во всем рассказе. Суть рассказа раскрывается постепенно. Главный персонаж сталкивается с такой ситуацией, в которой он стал жертвой собственного увлечения. Игнатьич расхищал матушку – природу, не хотел просить Бога об еще одном шансе, когда чуть не стал едой для речных рыб. Царь – рыба наказывал подобных грешников. В Древней Руси царем всех рыб считался осетр. Писатель изобразил осетра в качестве символа главного достоинства и разума матери – природы. Автор много работал над созданием рассказа. После окончания творческой работы рассказ был опубликован в 1976 году.
В своем произведений Астафьев затрагивает тему взаимоотношений человека к обществу и природе. В 20 столетий природа была источником пропитания. Природа дает человеку все, но ничего не получает взамен. Герой произведения Зиновий Игнатьич всегда помогает всем жителям поселка, является умелым хозяином и механиком. Кроме того Игнатьич занимался рыбалкой.
У героя был самый большой дом в округе со всеми условиями для комфортной жизни. Он никогда не бедствовал, при этом забирал у природы все. Идея произведения состоит в том, что человек обязан проживать в созвучии с природой. История, произошедшая в жизни Игнатьича, олицетворяет будущее всего человечества. Рассказ имеет классическую композицию из 3 частей с отсутствием эпилога. Произведение имеет неожиданную развязку. После того, как рыба уплыла, герой понимает, что получил возможность жить. Игнатьич поклоняется перед силой природы, которая предоставила ему шанс исправиться.
По сюжету и объему повествование Астафьева подходил под жанр романа. Произведение автора «Царь-рыба» созвучен и в то же время драматичен. Вся книга оснащена энтузиазмом, несущим отличительный характер. Вред природе автор описает как браконьерство внутри общества и в природе. Тяга к моральным идеалам обхватывает весь рассказ.
Астафьев обращается к прошлому. В момент встречи с царем — рыбой главный герой обдумывает свою жизнь, прошлое и начинает ценить каждую прожитую минуту. Становление характера героя тесно связано с экономическим и общественным фактором. Несмотря на свое добродушие и храбрость Игнатьич поддается влиянию социального общества.
Храбрый и сильный человек как Игнатьич потерпел поражение при столкновении с царем — рыбой. За попытку покорить и подчинить себе рыбу главный персонаж испытал настоящие эмоциональные и физические страдания. В творении автор советует читателям беречь матушку — природу. Отношение к природе в повествовании считается проверкой духовного развития человека.
Сочинение на тему зачем я убил коростеля
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже завалилась на бок. От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа. Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем. Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу — это был коростель. Дергач, по-нашему. Все другие его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. И худое, почти невесомое тельце птицы, нехитрая ли окраска, а может, и то и другое, и что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность. Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей. Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни. Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли. И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке. И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая несмышленого, азартного парнишку. Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы. Не приспособленная к полету, но быстрая на ногу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море. Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает, все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас на Руси пекут жаворонков к их прилету. Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти. Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Анализ произведения
В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.
Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.
Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:
- приносят угощения;
- подшивают ему валенки;
- помогают колоть дрова и т. п.
В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.
Отношение к учителям
Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:
- присматривала за ребенком;
- делились продуктами;
- привозили дрова.
Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.
Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.
Анализ произведения
Этот рассказ написан начинающим в те времена автором Виктором Астафьевым, который в последующем включил его в свой сборник произведений о природе. Считается, что писатель описывал свои детские впечатления о неприятном случае, произошедшем на его родине в Сибири.
В этом произведении автор рассказывает о любви к природе, которая всегда прекрасна, но при этом крайне беззащитна перед человеком. Красота коростеля противопоставляется безжизненности убитой птицы. Уже будучи взрослым, главный герой неизменно испытывал чувство вины за содеянное, пытался его как-то загладить, неизменно ухаживая за дикими животными.
Основными темами и проблемами этого произведения являются:
- ответственность человека за свои поступки;
- доброта, любовь и забота о природе;
- красота окружающего мира и его совершенство.
Важную роль в произведении играет прекрасная русская природа Сибири. Автор, который всё своё детство и юность провел в глухой тайге, не понаслышке знает, как прекрасны озёра, реки и леса. Виктор Астафьев утверждает, что, несмотря на суровые условия в Сибири вне зависимости от поры года, природа неизменно прекрасна, и поэтому человеку необходимо постараться жить в полной гармонии с окружающим миром. Автор живым языком описывает не только коростелей, но и других животных, которые являются полноправными хозяевами русского леса.
-
Почему россия не америка сочинение
-
Сочинение на тему ландыши 6 класс
-
Сочинение на тему тропинка и дорога
-
Чем воля отличается от свободы сочинение
- Сочинение что меня привлекает в лирике пушкина