Предварительный просмотр:
XII Региональная научная и инженерная выставка
Изображение Эпохи в рассказах
Ирина Викторовна, учитель литературы
г. Мурманск, 2009г.
2.5. Фонетические особенности повествования……………………………………9
3.2 Средства художественной выразительности………………………………….11
4. Средства создания образа эпохи на разных уровнях текста . 12
7. Список используемых источников. ……………………………………………….16
1. Введение, цели и задачи работы.
Объектом настоящего исследования стало творчество Замятина, отражающее события современного ему мира.
Задачи: проанализировать тематические ряды метафор, сопоставить ключевые образы, составить количественную характеристику средств художественной выразительности.
2.1 О природе фантастического у Замятина.
«В наши дни единственная фантастика — это вчерашняя жизнь на трех китах. Сегодня Апокалипсис можно издавать в виде ежедневной газеты; завтра – мы совершенно спокойно купим билет в спальном вагоне на Марс. Эйнштейном сорваны с якорей пространство и время. И искусство, выросшее из этой сегодняшней реальности, — разве может не быть фантастическим, похожим на сон?
Весь рассказ Замятина выстроен на тематическом ряде метафор, создающих миф о первобытном мире. Ледники, мамонты, пустыни, скалы, снежная пыль, серохоботый мамонт, звериные шкуры, чистые и нечистые твари, пещерный бог, секунда, насквозь пронизанная ясным, голым, жестоким электрическим светом, тёмные, багрово-освещённые дыры, полярный кабинет… Эти метафоры пронизывают весь рассказ, они словно очерчивают пространство пещерной страны, затерянной среди скал, наполняют его холодом и смертью. (см. Приложение). Своеобразие замятинских метафор заключается в том, что в тексте эти слова звучат применимо именно к современной жизни, а не к доисторической, и получается своеобразный смысловой перевертыш. Метафоризируется само время, и весь рассказ читается как большая метафора: жизнь, любовь, сострадание, нежность показаны через боль, страдание, муки, смерть. Символизм, метафоризм, лейтмотивность и ритмизация становятся у Замятина новыми образными доминантами. Поэтому основным художественным приёмом является последовательная символизации всех уровней образности прозы: художественной детали, эстетически значимого слова, всех связей и соответствий бытия, внутренних переживаний автора, образов-пейзажей, интерьеров, персонажей.
В тексте выявляется множество символов, создаваемых словесными метафорами:
Обёртышев – символ звериного начала;
книги, деревянный конёк, фортепьяно – символ ушедшей цивилизации;
мамонт – новая послереволюционная эпоха
пещера – разрушенный мир
печка – преклонение перед кровожадными пещерными богами.
2.3. Фантастический эффект
2.4. Синтаксические особенности рассказа.
Обстановку нагнетает ритм , заданный в начале произведения: «Ночные, чёрные. чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. Ритм жесткий, четкий, дробный, похожий на шаги патруля, совершающего обход.
2.5. Фонетические особенности повествования.
К фонетическим особенностям рассказа следует отнести также з вуковые лейтмотивы :
Еще одна фонетическая особенность рассказа — и нструментовка паронимических рядов.
« Ле гкий ле дяной с квознячок с дувает из-п о д н о г белую пыль, и никому не слышная – по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корто чках — огромная, ровная
Е.И. Замятин изображает послереволюционный Петербург и петербуржцев, жизнь которых в корне изменилась. События разделили мир и людей на две половины. В новом, апокалипсическом мире выживают люди сильнейшие, наглые, первобытные, гнилозубые, приспособленные, потерявшие духовные ценности и нравственные ориентиры. В мире после катастрофы нет ничего человеческого, и люди, такие как Маша и Мартин Мартиныч, увы, обречены на смерть. Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради. Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма.
3.1. Расколотый надвое мир.
-
Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны сочинение
-
Сочинение про калле блюмквиста
-
По настоящему привлекало русского читателя сочинение
-
Сочинение о учителе физики
- Никого сейчас не любил он больше володи ничто на свете не было ему милее сочинение
Рассказ Дракон Замятина: основная тема и смысл
Главный смысл рассказа заключается в том, что истинная свобода недостижима в рамках авторитарных систем, которые лишают человека свободы мысли, действия и самовыражения. Герой рассказа, глава управления «Дракон» Владимир, обладает каждой видимостью власти, но постепенно осознает своё внутреннее положение раба и желает освободиться от гнета системы.
Автор показывает, как с помощью иллюзий, ограничений и контроля система удерживает людей внутри себя. Рассказ показывает, что только осознание собственного заточения и восстание против системы потенциально могут привести к истинной свободе.
Сюжет и образ дракона в рассказе Замятина
В рассказе Замятина образ дракона имеет большое символическое значение. Дракон может пониматься в контексте мифологии и фольклора как символ силы и опасности. В данном случае, дракон выступает в качестве символа глубинного желания и невозможности его воплотить в реальность. Для Ивана Ивановича дракон становится выражением его сокровенных мечтаний и стремлений, которые оказываются недостижимыми.
Автор рассказа акцентирует внимание на иррациональных стремлениях человека и противоречии между реальностью и мечтами. Дракон представляет собой внешнюю форму этих мечтаний, которые утверждаются только через представление или фантазию
Таким образом, образ дракона помогает Замятину передать стремление и фантазии героя, а также его преданность своим идеалам, несмотря на их нереальность.
В итоге, образ дракона в рассказе Замятина играет важную роль в передаче основной мысли произведения, раскрывающей противоречия между душевной жизнью человека и требованиями действительности.
Подписи к слайдам:
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Самостоятельное Аргументированное Направленное на поиск здравого смысла
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Е. И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»
ДРАКОН Время? Место? Сюжет?
Читательский прогноз События в тексте
Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане — слева, справа, вверху, внизу — голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь — белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху — пустые. И дыра в тумане: рот.
Картуз — это мужской головной убор с жестким козырьком, фуражка
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: — … Веду его: морда интеллигентная — просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает! — Ну, и что же — довёл? — Довёл: без пересадки — в Царствие Небесное. Штычком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай.
Революция 1917 года Приход большевиков к власти Гражданская война
И вдруг — из пустых рукавов — из глубины — выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу — и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. — Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз — и в тумане два глаза — две щёлочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их — в бредовом мире — не было слышно. Скрежетал трамвай. — Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул — и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай
О чем рассказ?
Домашнее задание 1 уровень: рецензия на рассказ 2 уровень: подробный пересказ 3 уровень: художественно-выразительные средства
Урок-мастерская по рассказу Евгения
Замятина «Дракон»
Дракон Рассказ Замятина: интерпретация и анализ произведения
Основную идею рассказа можно найти в персонаже дракона — символе беды и разрушения. Личность дракона подчеркивает иллюзорность церкви и духовенства с их мифическими воинствами. Время от времени, жители Степанчиково подвергаются действию «пожара». Вместо борьбы с ними, жители замышляют их порядком. Различные чувства, такие как гнев и страх описываются автором как неудовлетворенность неравенства среди граждан, а также отсутствием справедливости в системе.
В своем рассказе Замятин указывает на то, что принципы благодати и справедливости, вытекающие из господа, могут обеспечить большую защиту для общества и семьи. Он предоставляет возможность поставить вопросы о злоупотреблении властью и несправедливости, а также о том, какие принципы должны быть основой общественного строительства.
Дауншифтинг — аспект в поведении личностей, о котором идет речь в рассказе, влияет на формирование судебных дел, надежных связей и прямого достижения цели. Эгоизм, связанный с количеством денег и престижа, неинтересен автору.
Основная интерпретация произведения заключается в представлении автором альтернативным подходом к социальной и общественной действительности. Замятин показывает отрицательные последствия эгоизма, а также недостаток справедливости и небольших бед в самозабвенности.
Вся повесть «Дракон» Замятина затрагивает основные личности — развитие их жизненного пути, их ошибки и, наконец, их «вступление» на путь благодати. Автор надеется, что читатели повестей также указывают на проблемы эгоизма, гордости и преступления, подобные тем, которые он указал в своих рассказах.
Основные темы и символы произведения
В произведении часто используются символы, которые помогают передать глубинное содержание и идеи романа. Одним из таких символов является дракон. Дракон символизирует не только опасность и угрозу, но и внутренний конфликт героя, его амбивалентность и желание одновременно бороться с системой, но и часть быть ее частью. Вместе с тем, дракон также олицетворяет власть и контроль, что подчеркивает тему противостояния индивида и коллектива.
Еще одним важным символом является клетка. Клетка символизирует ограничение свободы и замкнутость, которые испытывает герой. Она также становится метафорой для общества, в котором каждый индивид находится в своей «клетке», неспособный вырваться из нее.
В произведении также важную роль играют цифры и числа. Они являются символом систематичности и контроля, которыми управляет общество. Число 20, которое повторяется во многих эпизодах, становится символом ограничения и ограниченности.
Таким образом, основные темы и символы произведения «Дракон» Я.И. Замятина наполняют его глубиной и многогранностью, позволяя читателю размышлять над вопросами о свободе и авторитаризме, о борьбе индивида и коллектива.
В. Маяковский
Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости — и перед собой, и перед читателями. Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследием только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан талантливым и самобытным писателем.
Своей литературной изоляцией Замятин был обязан тому, что никогда не скрывал своего истинного отношения к событиям, ознаменовавшим рождение новой страны — Страны Советов. Писатель видел, что революция принесла людям не только надежды на новую жизнь, но и боль, горе, трагедии, разруху, поломала и искалечила многие человеческие судьбы. Поэтому Замятин не смог сразу и без сомнений принять переворот.
Изначально добрая сущность человека и ее драматическая судьба в окружающем мире — этот конфликт является основным мотивом творчества Замятина в первые годы после революции. Современную ему действительность писатель рассматривает сквозь призму вечных ценностей существования, но не видит для них места в исторических процессах своего времени. Исторические и общечеловеческие начала не находят примирения в сознании писателя, но Замятин также и не стремится к возвращению в «старый мир». Именно поэтому в его рассказах зачастую нет ни правых, ни виноватых, а лишь щемящее ощущение драматической фатальности происходящего.
Реальность преображается под взглядом писателя. Петербург, знакомый и близкий многим, предстает перед нами неузнаваемым, фантастическим. Это что угодно, но только не обычный человеческий город. Он то превращается в «разбунтовавшийся каменный океан улиц», по которым плавают «шестиэтажные каменные корабли» — дома, то делается похожим на доисторическую ледяную пустыню с заснеженными домами-скалами, между которыми бродит лохматый одинокий мамонт.
Время в таком городе не может течь размеренно, спокойно, оно словно дезориентировано в необычном пространстве. Создается впечатление, что ослабленные люди иногда проваливаются сквозь время и начинают бродить между застывших минут, часов («Пещера»)… В обстановке холода, голода, разрухи нет сил продолжать жизнь в прежнем темпе, и люди учатся приспосабливаться к новым условиям. Но иногда, особенно перед обысками, время словно срывается с цепи, и ничто не может удержать его стремительного бега («Дракон», «Мамонт»).
1 стр., 466 слов
Человек хозяин своей страны 4 класс
… Граждане обязаны соблюдать законы своего государства, и участвовать в государственных выборах. 4 класс Человек хозяин своей страны Несколько интересных сочинений Мысли, чувства и эмоции, которые люди ощущают, всегда будут выражаться через язык. …
Материал с сайта
Заново учась жить в таком Петербурге, люди тоже неузнаваемо меняются — и внешне и внутренне. Их облик продиктован странными законами времени-пространства, поэтому ничего удивительного нет, если на улицах «бредового, туманного мира» вам встретятся люди-драконы с красными от мороза лапами и дырой в тумане вместо рта («Дракон»).
На первый взгляд, они кажутся ужасными и жестокими, им ничего не стоит проводить другого человека (не дракона) в Царствие Небесное. Но они не могут пройти мимо замерзающего «воробьёныша», и мы понимаем, что драконья шкура — лишь оболочка, такая же, как шкуры, когти и клыки у многих в пещерах Петербурга («Пещера»).
И только от внутренней силы и стойкости каждого человека зависит, превратится ли он окончательно в первобытного охотника или любого дракона или сохранит человеческий облик, душу, мысли под неузнаваемой маской, надетой новым временем…
Исторический контекст и влияние на произведение
В «Драконе» Замятин передает атмосферу политического и социального протеста, что характерно для революционной эпохи. Главный герой, голубоглазый парень, становится символом противостояния властям и борьбы за свободу. Его противостояние сказочному животному-дракону может интерпретироваться как сопротивление несправедливости и деспотии.
Влияние исторического контекста на произведение проявляется также в образах и сюжете. Замятин использует мотивы и символы, характерные для русской литературы первой половины ХХ века: грязь на улицах города, образ «честной» идеалистки, захватывающего массовые волнения и прочее. Таким образом, «Дракон» становится не только литературной фантазией, но и зеркалом общественной реальности того времени.
Роман «Дракон» является важным примером литературы революционного периода и отражает исторический контекст своего времени. Он предлагает нам размышления об обществе и о наших собственных идеалах, поднимая актуальные проблемы и вызывая нашу симпатию к герою, отстаивающему свои права и свободу.
Значение произведения в современном контексте
Произведение «Дракон» И.Е. Замятина имеет огромное значение и актуальность в современном контексте. В своей аллегорической форме автор раскрывает противоречия между индивидуальностью и коллективизмом, свободой и угнетением, различными формами власти и манипуляцией сознанием.
Одна из основных тем произведения — это противостояние героя, Ковалева, дракону и системе, которую он представляет. Дракон в произведении символизирует власть, которая не только угнетает и обезличивает людей, но также манипулирует их ощущениями и мыслями. Эта тема остается актуальной и в современном мире, где множество форм власти присутствует в нашей жизни — политическая, социальная, экономическая.
Актуальность произведения проявляется также в его критике бюрократической системы и жесткой иерархии. Замятин показывает, как система сокрушает и деморализует человека, делает его никому не нужным и заставляет принимать невероятные решения ради выживания. Данная тема не теряет своей значимости в современном контексте, где подобные проблемы все еще существуют и затрагивают жизни многих людей.
Кроме того, произведение «Дракон» вызывает размышления о том, как важно сохранять свою индивидуальность в массовом обществе, не позволять системе сгладить все различия. Замятин говорит о необходимости борьбы за свою свободу и право на свое мнение, что в современном мире также является актуальной и важной темой
В целом, произведение «Дракон» И.Е. Замятина имеет глубокий смысл и значимость в современном контексте. Аллегория и образы, использованные в произведении, до сих пор способны передать сложность нашей современности и вызвать у читателя мысли о борьбе за свое место в мире, сохранение индивидуальности и свободы.