Краткое содержание
С моря дул влажный и холодный ветер. На берегу около костра вместе с писателем сидит старый цыган. Он советует остерегаться любви, которая лишает человека воли. Подтверждением этому является история, рассказанная Макаром Чудрой.
Жил на свете молодой цыган Лойко Зобар. В Чехии, Венгрии и Бессарабии его хорошо знали как ловкого конокрада. Многие желали ему смерти. В своей жизни он ценил только красивых скакунов. Деньги не имели для него никакого значения. Он раздавал их тем, кто в них нуждался.
Однажды в Буковине остановился цыганский табор. У солдата Данилы была красавица-дочь Радда. Веселый нрав и невероятная красота девушки сразили множество мужских сердец. Один богач был готов заплатить любые деньги, чтобы она согласилась стать его женой, но гордая цыганка отвергла его предложение.
В табор приезжает Зобар
Его игра на скрипке привлекла внимание Радды. Он поведал историю о том, что инструмент сделан из груди юной девушки, а струны — из ее сердца
Цыганка посмеялась над ним, а Лойко удивился ее уму и острому языку.
Молодой цыган остался в гостях у Данилы. Всей душой он полюбил дочь старого солдата. Лойко полюбили в таборе все, кроме Радды. Однажды он запел трогательную песню. Многие из слушавших цыгана заплакали, только девушка стала смеяться. Отец захотел наказать ее кнутом. Однако Зобар сказал не делать этого, а попросил Данилу отдать ему дочь в жены.
Солдат согласился с ним. Тогда Лойко подошел к девушке и сказал, что она заняла все его сердце. Он готов взять ее в жены, но она не должна противиться его воле. Радда улыбнулась, и все подумали, что она покорилась ему. Но девушка обвила кнутом его ноги и дернула. Лойко упал на землю, как подкошенный.
Зобар убежал далеко в степь. Через три часа его нашла Радда. Она пришла мириться и сказать, что тоже любит его, но свободу она любит больше. Девушка готова признать его власть, если он перед всем табором преклонит колени и поцелует ее руку, как у старшей. Не раздумывая, Зобар согласился, но предупредил, что проверит, действительно ли ее сердце такое крепкое, как она говорит.
Не успели присутствующие опомниться, как молодой цыган воткнул в грудь строптивой девушки нож. Рада вырвала из груди кинжал и сказала, что ждала именно такую смерть. Нож поднял Данило и ударил им Зобара прямо в спину
История создания
Анализ “Макара Чудры” будет неполным без предыстории создания.
В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.
Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.
Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Макар Чудра»
для самых компанейских —
Главные герои «Макар Чудра»
для самых занятых —
Читательский дневник «Макар Чудра»
для самых крутых —
Читать «Макар Чудра» полностью
Композиция
Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Именно его рассказ и образ моря окольцовывают главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик, идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу, пусты без жизненных подтверждений.
Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.
Главные герои и их характеристика:
У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.
Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.
Лойко Зобар – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.
Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.
Радда – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.
Сейчас читают
Личность главного героя повествования Шпинеля полна утонченности, вместе с тем прямолинейна и достаточно поверхностна. Его автор называет миром духа и искусства. Он без стеснения смеется над внешним видом Детлефа Шпинеля
Действие сказки разворачивается на собрании различных насекомых, среди которых разгорается спор о смысле жизни. Каждое животное — это собирательный образ какого-то слоя людей
В первой части книги читатель знакомится с главным героем — Уинстоном
Ему 39 лет, он партийный работник, живет в Лондоне, в Океании — в стране, где все находится под постоянным контролем и вниманием Старшего брата. Однажды в лесу старый дровосек Андрон Кузьмич рубил деревья
Но, был он уже старый, тяжело давался ему каждый новый удар топором. Еле-еле слышно было, как Кузьмич лес валит
Однажды в лесу старый дровосек Андрон Кузьмич рубил деревья. Но, был он уже старый, тяжело давался ему каждый новый удар топором. Еле-еле слышно было, как Кузьмич лес валит.
Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.
Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.
Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.
Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства.
Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился.
Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.
Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.
Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.
Литература первой половины 19 века
Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость.
Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:
Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):
- «Море»;
- «Невыразимое»;
- «Светлана»;
- «Лесной царь».
Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:
- Анализ пьесы «Горе от ума»;
- Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;
Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):
- «Деревня»
- «Узник»
- «Во глубине сибирских руд…»
- «Поэт»
- «К Чаадаеву»
- «Песнь о вещем Олеге»
- «К морю»
- «Няне»
- «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
- «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)
- «Пророк»
- «Зимняя дорога»
- «Анчар»
- «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
- «Зимнее утро»
- «Бесы»
- «Разговор книгопродавца с поэтом»
- «Туча»
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- «Погасло дневное светило…»
- «Свободы сеятель пустынный…»
- «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
- «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»),
- «…Вновь я посетил…»
Крупныепроизведения Пушкина не менее важны:
- «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
- «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
- «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).
Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:
- «Нет, я не Байрон, я другой…»
- «Тучи»
- «Нищий»
- «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
- «Парус»
- «Смерть Поэта»
- «Бородино»
- «Когда волнуется желтеющая нива…»
- «Дума»
- «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
- «Три пальмы»
- «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
- «И скучно и грустно»
- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
- «Родина»
- «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
- «Пророк»
- «Как часто, пестрою толпою окружен…»
- «Валерик»
- «Выхожу один я на дорогу…»
В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:
- «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
- «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
- «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).
Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:
- «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
- «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
- «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);
Жанр
Жанр романтического рассказа у Горького, как у любого мастера слова, особенный. Произведение живёт за счёт рассказа – речи повествователя – Макара Чудры. Он, несомненно, отражает взгляды на жизнь самого автора.
Невозможно представить творчество Горького без его яркого философского пафоса, мудрости и связи с простым народом. Язык рассказа удивительно сочный, мелодичный и поэтичный. Красочные выразительные сравнения, олицетворения и метафоры делают повествование похожим на сказку или легенду, придают ему особый колорит.
Речь цыгана проста, лаконична и удивительно масштабна по своей содержательности, её хочется слушать и слушать, не перебивая. Взгляд на жизнь свободного народа не совпадает с мировоззрением среднестатистического человека, но он так романтически идеален и так притягателен, что заставляет внимать каждому слову рассказчика. Ранним романтическим произведениям Горького свойственен пафос свободы, гиперболизация, превосходство человека над всем существующим.
Главные герои
Автор создает яркие образы, воплощающие свободу и гордость. Главными действующими лицами романтического повествования являются:
Макар Чудра — цыган, рассказавший историю любви Радды и Зобара автору. Писатель отмечает его высокий рост и крепкое телосложение. Старик ведет философское повествование, рассуждая о том, что каждый человек волен самостоятельно определять, как прожить жизнь и распорядиться своей судьбой. Он считает неприемлемым соблюдение условностей и следование законам, навязанным обществом. Главной ценностью человека, по мнению героя, является независимость.
Лойко Зобар — молодой цыган, умевший радоваться жизни
Для него не было важно, что скажут другие люди. Его любимым занятием были игра на скрипке и конокрадство
Героя отличают гордость и непокорность, которые не позволили ему исполнить волю возлюбленной и встать перед ней на колени.
Радда — невероятно красивая, гордая девушка, ценившая волю.
Данило — отец Радды.
Рассказчик — человек, которому Макар Чудра рассказал историю любви Зобара и Радды.
Главные герои любят друг друга, но не могут быть вместе потому, что любовь может лишить их единственной ценности — личной свободы, которую они ставят выше вспыхнувшего чувства. Каждый из персонажей, признаваясь в любви, старается поставить условия. Такая позиция приводит к трагедии.
Сюжет и главные персонажи рассказа «Горький»
Рассказ «Горький» написан Алексеем Петровичем Карамора и рассказывает о злоключениях главного героя, который оказывается в трудной ситуации и вынужден искать выход из сложившейся ситуации.
Основной герой рассказа – молодой человек, чья жизнь наполнилась трудностями и разочарованиями. Он попадает в серию из печальных событий, которые заставляют его оставить свой родной город и отправиться в новое место в поисках лучшей жизни.
В своем пути главный герой сталкивается с различными персонажами, каждый из которых оказывает свое влияние на его судьбу. Одним из самых ярких персонажей рассказа является старый мудрец, который помогает герою раскрыть его потенциал и найти внутреннюю силу для преодоления трудностей.
Сюжет рассказа «Горький» разворачивается вокруг темы пути к самопознанию и поиска смысла в жизни. Герой проходит через несколько испытаний и, благодаря своей силе духа и настойчивости, находит хороший выход из ситуации и обретает свое место в мире.
Основной сюжет и его общая идея
Горький рассказ Карамора — это краткое повествование о жизни главного героя по имени Карамор. Рассказ начинается с описания бедной семьи Карамора и его детства в сельской местности. Карамор живет вместе с матерью, отцом и младшим братом.
Отец Карамора — алкоголик, который теряет работу, и семья остается без средств к существованию. Мать героя вынуждена принимать работу на ферме богатого землевладельца. Карамор, недовольный положением дел, решает убежать из деревни и отправляется в город в поисках лучшей жизни.
В городе он сталкивается с бесконечной борьбой за выживание и жестокостью окружающей среды. Он работает на различных низкооплачиваемых работах, проводит ночи в трущобах и борется с голодом. В итоге, он понимает, что жизнь в городе не так прекрасна, как он себе представлял.
Горький рассказ Карамора передает общую идею о неравной борьбе человека с окружающей действительностью. Он показывает, как бедность и неправедность системы могут уничтожить надежды и мечты человека. Заставляя Карамора бороться за выживание, автор передает свою критику социальных неравенств и эксплуатации.
Главные персонажи рассказа и их характеристики
В кратком содержании рассказа «Карамора» присутствуют несколько главных персонажей. Каждый из них обладает своими особенностями и характеристиками, которые определяют их поведение и взаимодействие.
-
Карамора: Главный герой рассказа, 19-летний молодой человек. Карамора представлен как неуравновешенный и агрессивный персонаж. Он испытывает сильное презрение к окружающему миру и страдает от постоянного внутреннего конфликта. Карамора склонен к насилию и саморазрушению.
-
Лондон: Друг Караморы и единственный, кто пытается помочь ему. Лондон — спокойный и разумный парень. Он старается понять Карамору и помочь ему выйти из трудной ситуации. Лондон испытывает сильную дружескую привязанность к Караморе и сопереживает ему.
-
Алина: Девушка, в которую влюблен Карамора. Алина — нежная и добрая. Она пытается помочь Караморе, но сталкивается с его агрессией и отрицанием. Алина находится в постоянной тревоге из-за Караморы и страдает от его насилия.
-
Льва: Руководитель группировки, в которую входит Карамора. Льва — жестокий и беспощадный. Он использует Карамору в своих целях и заставляет его совершать преступления. Льва не проявляет никакой сострадательности к Караморе и воспринимает его только как инструмент.
Эти персонажи создают сложную динамику в рассказе «Карамора». Главным героем является Карамора, его внутренний мир и борьба с собственными демонами являются основной темой рассказа. Персонажи Лондон и Алина представляют собой своего рода опору для Караморы, они пытаются помочь ему, но сталкиваются с его агрессией и насилием. Льва представлен как символ зла и жестокости, который использует Карамору в своих целях.
Взаимодействие этих персонажей создает насыщенный и эмоциональный сюжет рассказа «Карамора».
Древнерусская литература
В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.
Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику.
- Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
- Анализ «Слова о полку Игореве».
Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.
Тема
Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот проблемы, которые затрагивает автор в рассказе.
Романтическая направленность произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможна без ужасающих последствий. Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах. Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.
Любовь в проблематике рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар. Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей. Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и достоинством, чем романтические чувства.
Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавится только ценой собственной жизни. Такой единственно возможный финал очень характерен для романтических произведений.
Основные темы
- Свобода. Высшая ценность для персонажей. Ради нее они готовы пожертвовать собственной жизнью.
- Любовь. Чувство имеет особую ценность. Для Зобара оно стоит на первом месте. Он готов отказаться от воли, чтобы быть рядом с любимой.
- Природа. Сюжет разворачивается на фоне красивых пейзажей. Неслучайно Горький использует образы моря и степи, которые являются символами простора и свободы. Они напоминают о природном происхождении человека, который не привязан к определенному месту и не следует бездумно навязанным правилам.
Краткое содержание по главам можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы в школе.
-
Сухомлинский легенда о материнской любви краткое содержание
-
Тайна секретной комнаты энид блайтон краткое содержание
-
Королевский госпиталь краткое содержание
-
Михалков будь человеком краткое содержание
- Манга пульс краткое содержание
Литература 18 века
Как известно, восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало.
Список книг для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
- Анализ пьесы «Недоросль»;
- Краткое содержание «Недоросль».
Также в этот период входит поэзия Г.Р. Державина, а именно:
- «Памятник»;
- «Властителям и судиям».
Литература второй половины 19 века
Известно, что литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.
Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года будет очень велик, ведь это самая продуктивная пора
Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А, В и С. Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом
В кодификаторе по литературе 2022 года пьесы А.Н. Островского представлены таким образом:
- «Гроза» входит во все блоки заданий (вот анализ и краткое содержание);
- «Бесприданница» может встретиться во втором и третьем блоках (вот анализ и краткое содержание);
- «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» — все это относится к части «С», то есть может быть в одной из тем сочинений.
С прозой И.С. Тургенева такая же история:
- Роман «Отцы и дети» может появиться во всех частях работы (вот анализ и краткое содержание);
- «Дворянское гнездо» — только в части В.
- «Рудин», «Накануне», повести: «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» — это для части С.
Рассмотрим поэзию Ф.И. Тютчева (в названиях произведений расположены ссылки на анализ по плану):
Аналогичный список есть и по творчеству А.А. Фета:
Даже проза И.А. Гончарова не избежала такого деления:
- «Обломов» — для А, В, С. (вот анализ и краткое содержание по главам);
- «Обыкновенная история» — это для части В (вот анализ и краткое содержание по главам);
- «Фрегат Паллада» и «Обрыв» — для «С».
Абитуриенту придется хорошенько «заморочиться» изучением поэзии Н.А. Некрасова:
Для наглядности Литрекон также сгруппировал книги М.Е. Салтыкова-Щедрина:
По такой же логике Литрекон сгруппировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова:
Авторы | Список «А» | Список «В» | Список «С» |
Л.Н. Толстой | «Война и мир»: анализ и краткое содержание | «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат» | «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп» |
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание»: анализ и краткое содержание | «Подросток», «Идиот» | «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» |
Н.С. Лесков | «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» |
В части «С» могут встретиться также стихотворения А.К. Толстого:
- «Средь шумного бала, случайно…»
- «Край ты мой, родимый край…»
- «Меня, во мраке и в пыли…»
- «Двух станов не боец, но только гость случайный…»
Основные сюжетные линии
Основные сюжетные линии рассказа касаются темы бедности, социальной несправедливости и гордости человека.
Карамора — бедный молодой человек, живущий в нищете и несправедливых условиях. Он стремится подняться над своим положением и улучшить свою жизнь.
По сюжету рассказа, Карамора устраивается на работу в богатый дом, где видит беспредел и жестокость в отношении слабых. Он не может принять эту несправедливость и вступает в конфликт с хозяйкой.
Однако, Карамора не сдается и продолжает бороться за свои убеждения. Он устраивается на другую работу, но и там сталкивается с жестокостью и лицемерием окружающих. В итоге, он вынужден бежать из этого мира и искать свое счастье в другом месте.
Сюжет «Караморы» Горького говорит о том, что даже в несправедливых условиях можно оставаться человеком и бороться за справедливость и свое место в этом мире.
Центральные персонажи
Карамора — молодой, энергичный и любознательный парень. Он вырос в бедной семье, не имея никаких привилегий или возможностей для образования. Однако, несмотря на свои трудности, Карамора стремится к знаниям и благополучию.
Основной сюжетный конфликт в рассказе заключается в том, что Карамора мечтает уехать в город, чтобы получить образование и найти лучшую жизнь для себя и своей семьи. Он сталкивается с препятствиями и несправедливостью со стороны богатых землевладельцев, которые не желают поддерживать развитие крестьянского класса.
Карамора борется за свои права и выступает против системы, которая порабощает его и его соседей. Он проходит через много испытаний и трудностей, но не сдаетсЯ. Его упорство и стремление к свободе делают его героем и вдохновляют других крестьянских молодых людей на борьбу за свои права и преодоление социальных преград.
Конфликт и его развитие
Карамора — бедный, но честный человек, трудящийся на фабрике. Он стремится улучшить свои условия жизни и сделать жизнь лучше для своей семьи. Однако, опыт работы на фабрике показывает ему, что такое улучшение практически невозможно. Фабрика — это место, где рабочие живут в бесчеловечных условиях, за ничтожную оплату своего труда. Горький описывает унижения и эксплуатацию, которые подвергает рабочих производитель.
Герой рассказа, Карамора, пытается защитить свои права и права своих коллег. Он организует забастовку рабочих против бесчеловечных условий труда. Но Волокитин, могущественный и богатый, пренебрегает их просьбами и требованиями и предпринимает меры, чтобы разбить забастовку. С помощью полиции и других силовых структур он преследует рабочих и пытается уничтожить их сплоченность. Карамора становится объектом мести и насилия со стороны Волокитина.
Конфликт достигает своего пика, когда Карамора оказывается безработным и лишенным шансов на лучшую жизнь. Его семья теперь должна выживать в условиях полной нищеты. Волокитин, одержимый властью и богатством, неустанно унижает и насилует Карамору на публике.
В ходе развития конфликта Карамора теряет все — свою работу, его семья разваливается, и он сам погружается в безысходность и отчаяние. Рассказ выражает печальное осознание того, что в мире, где деньги и власть правят всеми аспектами жизни, совершенство и прогресс недостижимы для обычных людей, подобных Караморе.
Подробный пересказ
На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода. Он методически тянул из своей громадной трубки дым, выпуская его кольцами, и о чем-то думал. Мы неспешно говорили о жизни, свободе и вере. Макар не понимал утверждений верующих о том, что могут попросить у Бога все, и Он подаст им. Почему же они не попросят себе новую одежду взамен дырявой и слушают учения тех, кто сам не соблюдает своих наставлений?
Неподалеку слышался красивый густой голос дочери Макара, Нонки. Она всегда говорила с одинаковой интонацией, в которой слышались требовательные нотки девушки, привыкшей к поклонению ее красоте. Чудра поглядел на нее, а потом сказал, что от женщин нужно держаться подальше, если не хочешь, чтобы поработили, убив волю в сердце. В подтверждение словам Макар рассказал одну быль.
Был среди цыган Лойко Зобар. Во многих землях знали его, и многие люди хотели его смерти. Дерзок был и удачлив парень, если понравится чей-то конь, то хоть сто солдат будут сторожить его – уведет. Лошади были единственной страстью и любовью Лойко. Но недолго радовался он очередной игрушке, когда надоедала, то продавал, а вырученные деньги отдавал тому, кто попросит. Не нужно ему было богатство, а из всех радостей жизни ценил одну лишь свободу.
В то время табор Макара кочевал по Буковине. Среди всех женщин выделялась Радда, девушка сказочной красоты. Много сердец разбила она. Увидел ее как-то старый магнат на Мораве, кошель денег давал за один поцелуй, но отвергла его своевольная красавица. Отчаявшись, проскакал он тогда два дня следом за снявшимся табором и стал просить отца отдать в жены, но Радда рассмеялась и отказалась.
Как-то в ночи раздалась игра скрипки. Из темноты появился конь, а на нем играющий человек. Это был Лойко. Потрясла его музыка цыган, и не одна женщина не осталась равнодушной к горящим глазам и улыбке, подобной солнцу. Кроме Рады. Зевнув, ушла она, пожаловавшись на скуку. С тех пор стала она поддевать Лойко. А тот все чаще уезжал в степь и скрипка его пела печальные песни.
Вскоре Зобар, задетый Раддой в очередной раз, вспыхнул, вскочил и перед всем табором заявил о своей любви к ней и желании взять в жены. Одно условие поставил – останется он свободным человеком, будет жить по своему желанию, а Радда не должна перечить.
Подошел он к девушке, протянул руку и упал, скованный кнутом, захлестнувшим его ноги. А Радда стояла и молча усмехалась.
Снова в степь ушел Лойко. А цыгане стали переживать, чтобы не вышло чего и послали Макара Чудру приглядывать за парнем.
И увидел Макар, как спешно от табора идет Радда. Подошла она к Лойко, протянула к нему руку, а он вскинулся да за нож схватился. Хотел уже Чудра бежать на помощь, но заметил в руках девушки пистоль.
Спрятали они оружие, и Радда сказала свое условие: пойдет она за Лойко, если тот при всех отречется от вольной жизни, поклонившись ей в ноги как старшему и поцеловав правую руку.
Цыганка ушла, а Лойко пал на землю, плача и смеясь. Следующим вечером пришел он к костру и сказал перед всеми, что поклонится Радде в ноги, поскольку любит ее больше воли. Только вначале должен он узнать, крепко ли ее сердце настолько, как она показывала. С этими словами он вонзил ей нож в грудь. Умирая, Радда улыбнулась и сказала, что обо всем знала заранее. И тогда поклонился Лойко ей в ноги, поцеловав мертвую, а отец девушки, Данило, поднял нож и вонзил его в спину парню. Тот на это и рассчитывал, потому что не видел больше жизни без своенравной цыганки.
Для некоторых людей свобода имеет цену большую, чем жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника