Чему учит
Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте
Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.
На самом деле знаменитая сказка о золотой рыбке не является идеей Александра Сергеевича, он позаимствовал ее у братьев Гримм.
По сюжету Гримм рыбак выловил камбалу, но не обычную, а превращенного в неё принца. Принц сказал, что исполнит любое его желание, если старик его отпустит.
Жена рыбака вначале попросила дать ей дом, затем замок, потом решила стать королевой, а после потребовала себе титул кайзера. Но в своей наглости старуха пошла еще дальше и попросила сделать себя Папой Римским, а потом и самим богом.
Принц осудил жадную женщину и забрал все богатства и титулы, оставив ей прежнюю лачугу.
В 1931 году известный советский языковед Василий Сиповский добился публикации черновика сказки Пушкина о рыбаке и рыбке.
В черновике было сказано, что Пушкин пытался адаптировать эту сказку к русской действительности. Там много говорилось про католическую церковь, Папу Римского и латинские монастыри.
Мэрилин Мэнсон подал в суд на бывшую невесту за её обвинения в насилии
3 марта 2022 года рокер Мэрилин Мэнсон подал судебный иск против экс-невесты за то, что она обвиняет его в насилии.
По предварительным данным, причиной стало осложнение на сердце после коронавирусной инфекции.
Во Франции арестована яхта Amore Vero Игоря Сечина
Об этом заявил глава французского Минфина Брюно Ле Мэр. Судно швартовалось в порту города Ла-Сьота в рамках антироссийских санкций.
-
Кратко опишите онтологические доказательства существования бога в учении ансельма кентерберийского
-
Экологические проблемы охотского моря кратко
-
Промышленность и финансы при николае 1 кратко
-
Биология мономер это кратко
- Новообразования почвы это кратко
Основная мысль
Во время работы над сказкой о Золотой Рыбке Александр Пушкин хотел добиться определённой цели — показать народность русской литературы. В результате получилось произведение, которое подойдёт для детей и взрослых. Автор передал быт, особенности жизни и верований простых крестьян, однако произведение основано не на русском фольклоре, а на творчестве братьев Гримм.
Но оригинальные тексты немецких писателей больше рассчитаны на взрослую аудиторию. Порой они бывают слишком жестокими и даже носят скрытый эротический характер. Родители не будут читать своим детям подобные сказки. Пушкин решил переделать произведение так, чтобы оно могло понравиться и взрослым, и маленьким читателям. Кроме того, автор подстроил текст под традиции русского народного творчества.
В новом произведении остались одинаковыми мораль и смысл. После прочтения сказки становится понятно, что глупо думать про роскошную жизнь и ничего для этого не делать. Лучше добиться всего своим трудом, а не полагаться на волшебные силы. К тому же нужно ценить то, что уже есть, а не стремится к недостижимому.
Сюжет
Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить её в синее море, откупалась всем, что пожелал бы старик. И старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке попросить у неё новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.
Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит: стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила служить на конюшню.
Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала её царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила её.
Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, а сама бы рыбка была у неё на посылках, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу. И старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.
Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина
Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Число страниц: 4
Жанр: сказка
Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рыбак — старый и добрый мужчина.
Верный муж.
Милосердный.
Старуха — жадная и ненасытная.
Ей сложно угодить.
Неблагодарная и злая.
Не ценит то, что имеет.
Рыбка — добродушная и мудрая.
Исполнила все желания старика.
Справедливая и мудрая.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.
Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.
Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.
Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.
С каждым разом всё чернее становилось море.
Всё больше гневалась рыбка.
И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.
А старик вернулся и увидел разбитое корыто.
План сказки:
- Будни стариков.
- Волшебный улов.
- Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.
- Первое желание — корыто.
- Второе желание — изба.
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Желание стать морской владычицей.
- Разбитое корыто.
Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.
Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.
Чему учит сказка
Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.
Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться. Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море
Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.
Но любая благодарность имеет границы.
Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.
Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.
Она была доброй, благодарной, но справедливой.
Старуха была просто жадной.
А старик был слабым и бесхарактерным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.
Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.
Пословицы к произведению:
- За большим погонишься — малое потеряешь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Жадность всякому горю начало.
- Жадности богатого конца-краю нет.
- Жадный глаз только сырой землёй насытится.
Словарь неизвестных слов:
- Невод — рыбацкая сеть.
- Простофиля — бесхитростный человек.
- Пуще — сильнее.
- Сварливая — злая, сердитая.
- Светёлка — чистая комната в доме.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Барышня-крестьянка»
- «Сказка о золотом петушке»
Библиотека произведений автора пополняется.
Место и время действия
Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.
Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.
«Черными» или «черносошными» крестьянами, которыми были старик со старухой в начале повествования, называли вольных людей, относящихся к непривилегированному крестьянскому сословию. В отличие от крепостных, они не состояли в личной зависимости, крепостные же фактически были собственностью дворян-землевладельцев.
Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.
Выход к морю Россия получает лишь при Петре I в конце XVII – начале XVIII века, поэтому можно предположить, что дело происходит приблизительно в XVIII – начале XIX века.
Мораль сказки
Анализируя прочитанное, осмысливая происходящие события, представители младшего поколения делают выводы о том, что жадность – плохое качество. Ненасытность желаний приводит к потере всего, что даровано судьбой, поэтому следует ценить подарки судьбы. При этом лучше добиваться желаемого своим упорством, а не ждать подачек.
Что касается восприятия морали взрослыми, то она достаточно глубже. Истинный смысл заключается в противопоставлении бескорыстия и алчности. Автор подводит читателя к мысли о том, что сам он с одинаковой иронией и осуждением относится к покорности старика и желанию властвовать над миром старухи.
Красной нитью через сказочный сюжет проходят следующие мысли:
- необходимо управлять своими желаниями и эмоциями;
- эгоистическое и потребительское отношение к жизни действуют на человека разрушающе;
- стремление к неограниченной власти ожесточает и приводит к краху не только материальному, но, что особенно страшно, – и духовному.
Сказочное поэтическое повествование подводит к философскому осмыслению действительности – обрести счастье посредством овладения материальными излишествами невозможно без гармоничного сочетания лучших человеческих качеств, лада в душе и доброго отношения к окружающему миру.
Религиозный подтекст
Некоторые литературоведы и критики заметили в сказке Пушкина скрытый религиозный подтекст. Он проявляется с первых строк. Старик со старухой прожили у синего моря 30 лет и 3 года, столько же существовал на земле Иисус Христос. Этот магический отрезок времени был выбран Пушкиным неслучайно.
В сказке старик встретился с рыбкой спустя такой же промежуток времени. Он словно готовился к этому знакомству. Такая встреча является проверкой, определяющей дальнейшую жизнь рыбака. Он устоял перед искушением, отпустил пойманную рыбку. Этим старик показал, что его духовное развитие торжествует над потребностями тела. При этом он не попросил ничего взамен, что сделало его еще более сильным.
Старуха в сказке олицетворяет физическое тело. Разум у неё уходит на второй план, она руководствуется эмоциями для решения насущных проблем. На основе этого возникают её желания и постоянные требования. Как бы много она ни получила, ей всегда будет мало. При этом старуха постепенно подавляла волю своего мужа, то есть потребности тела возвышались над духовностью.
Рыбка в этой сказке отражает высшую силу, которая может прийти на помощь или наказать за проступки. Сначала она выполняет всё, что попросила старуха. Но она только проверяет рыбака, дает ему возможность одуматься и победить потребности тела. Старик сначала даже не задумывается о возражениях. Рыбка выполняет желания, пока они касаются материальных благ. Но когда старуха захотела стать богом (в немецком варианте) или морской владычицей (в русском), дух воспрянул. Тогда его испытания прекратились, и рыбак снова вернулся к началу своего пути.
Сказка братьев Гримм
У сказок Пушкина и братьев Гримм одинаковый смысл, но всё же они отличаются. В произведении немецких авторов старик ловит волшебную камбалу. Сначала он просит у неё роскошный дом, затем — огромный замок. Его сварливая жена требует титул королевы, а потом и императрицы. Но на этом её пожелания не заканчиваются.
Старуха стала императрицей, но вскоре ей наскучил этот титул. Тогда она потребовала у рыбки, чтобы та сделала её Римским папой. Камбала согласилась на это. Но ненасытная жена рыбака не угомонилась. Ее последним требованием стало желание стать Богом. У рыбки закончилось терпение, и она снова сделала старуху нищей. Супружеская пара опять оказалась в бедности и очень сожалела о том, что не ценила уже имеющегося положения и имущества.
Тема и герои
Основная тема сказочного сюжета – раскрытие представлений о сущности общечеловеческих ценностей и морали. Они заключаются в необходимости обладать чувством меры, реально оценивать свои потенциальные возможности и не переступать границы дозволенного.
Главные герои немногочисленны. Это:
Старик – положительный герой. Хотя его смирение и покорность жене возмущают читателя, он все же заслуживает сочувствия за добрый, бесхитростный нрав и трудолюбие.
Старуха – полная противоположность мужу. Автор рисует ее злобной, завистливой и алчной. При этом Пушкин отказывает ей в дальновидности, подавляемой темным эгоистическим началом.
Золотая рыбка – символ материального мира. Ее желание творить добро разрушается от соприкосновения с алчным безумием, жаждущим власти.
Произведение подводит к осознанию важности умения сохранить в себе такие человеческие качества, как доброту и трудолюбие, присущие старику. Ведь именно они позволяют человеку, сохраняя духовное начало, добиваться и материальных благ
При этом не следует забывать, что владение несчетным богатством не делает человека счастливым. Но утрата общечеловеческих ценностей – это путь к нищете духовной.
Торжество плоти над телом
Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.
Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл
А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.
Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.
Не следует быть жадным.
Важно радоваться тому, что есть. Благодарить судьбу за ее подарки
Благодарить судьбу за ее подарки.
Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.
А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:
Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.
Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.
Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.
Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!
Композиция и язык
У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.
Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.
Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.
Краткий сюжет
Для анализа произведения необходимо ознакомиться с его сюжетом. Краткое содержание позволит уловить суть сказки. Примерный план пересказа:
- Жизнь старика и старухи.
- Знакомство с Золотой Рыбкой.
- Новое корыто.
- Крестьянская изба.
- Столбовая дворянка.
- Последние желания.
- Возвращение к прежней жизни.
Но и этого ей было мало. Старуха попросила у рыбки избу, затем титул дворянки, а потом и вовсе стала царицей. Её муж не просил ничего, только передавал её пожелания. Когда она захотела стать морской владычицей, рыбка на неё рассердилась. Старик вернулся домой и увидел, что на берегу снова стоит их старая избушка, а возле неё лежит разбитое корыто.
Главные герои и их характеристика
В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка
Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения
Старик
Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.
Старуха
Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.
Золотая рыбка
Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.
Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи. С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.
Образ моря
Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.
Устаревшие слова в сказке (архаизмы)
В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.
Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.
Простофиля — глупый, недалёкий человек.
Корысть — материальная выгода.
Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома
Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.
В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».
Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.
Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.
Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.
Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».
Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.
Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.
Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.
Язык и стиль
Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».
Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.
Выводы: чему учит сказка?
Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким
Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было.
Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение.
Плохая привычка – любить все даровое. Оно портит характер, приучает к безделью, отбивает желание что-то делать самому. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.
Нельзя отдавать власть самодуру, даже если этот человек – твоя жена. Старик, несмотря на то, что ничего не решал, а только подчинялся, пострадал вместе со своей женой, несмотря на свое благодеяние. Бездеятельное созерцание чужих плохих поступков так же вредно, оно расценивается как соучастие.
Нельзя бездумно рисковать, испытывать терпение Судьбы. Раз за разом плохие поступки могут проходить безнаказанно, однако однажды жизнь спросит за все сполна.