Содержание
-
Слайд 1
«Красный цветок»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Тараканова Н.Г.
МОУ СОШ №8
г.Кстово -
Слайд 2
-
Слайд 3
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка.
В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя. -
Слайд 4
Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».
-
Слайд 5
Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь.
-
Слайд 6
«Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».
(Из воспоминаний одноклассников) -
Слайд 7
«12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход…» Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
-
Слайд 8
«Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня».
В. Гаршин -
Слайд 9
блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина
В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. -
Слайд 10
«…Бесстыдная толпа
Не дремлет; скоро вьются сети
Опутано израненное тело,
И прежние мученья начались!..» -
Слайд 11
«Война решительно не дает мне покоя»
В.Гаршин -
Слайд 12
Его герой — «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» — внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни.
-
Слайд 13
Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.
-
Слайд 14
-
Слайд 15
Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
-
Слайд 16
«Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
(Отрывок из рассказа
Гаршина
«Красный цветок») -
Слайд 17
«Я чувствую, — писал Всеволод Михайлович в 1885 году, — что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».
-
Слайд 18
19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.
В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца».
Посмотреть все слайды
Краткое содержание для читательского дневника
1. В психиатрическую больницу привозят нового пациента, который, несмотря на соблюдение выписанного ему лечения, не идет на поправку.
2. Пациент сохраняет часть своей сообразительности, больше всего его волнует несправедливость и количество мирового зла.
3. Своими главными врагами он выбирает красные маки, которые по его мнению впитали в себя все зло мира.
5. Состояние пациента ухудшается из-за чего врачи принимают решение привязать его к кровати и приставить к палате сторожей. Это не помогает, пациент продолжает сопротивляться до последнего, отдавая все силы на борьбу со злобным растением, и совершает побег.
6. Утром его находят мертвым со спокойной улыбкой на лице и с последним цветком зажатым в руке.
Вариант 2
Рассказ “Красный цветок” Андрея Гаршина – это одно из самых известных произведений русской литературы, которое считается классикой детской литературы. Это история о молодом цветочнике, который влюбился в прекрасную цветущую розу. Он ухаживал за ней, поливал и удобрял, но однажды роза исчезла. Цветочник отправился на поиски своей любимой и попал в загадочный лес, где встретил старика-мудреца. Тот дал ему советы и подарил магический красный цветок, который помог цветочнику найти свою розу и спасти ее от злого колдуна.
Главным героем рассказа является цветочник, который преданно заботится о своей розе. Он готов на все, чтобы защитить свою любимую и не оставить ее в беде. В своем путешествии он проходит через множество испытаний, но не сдаётся и продолжает искать розу. Его сила воли и настойчивость впечатляют и заставляют болеть за него.
В рассказе присутствует мотив загадочного леса, который символизирует неизведанность и опасность. Цветочнику приходится преодолевать множество препятствий, чтобы найти свою розу. Лес является местом, где происходят все события рассказа, и он создает атмосферу таинственности и мистики.
Одним из ключевых моментов рассказа является встреча цветочника со стариком-мудрецом. Он помогает герою и дарит ему магический красный цветок, который помогает найти розу. Старик символизирует мудрость и опыт, которые помогают герою преодолеть все трудности.
В рассказе также присутствует мотив зла и добра. Колдун, который похитил розу, является воплощением зла и желания власти. Цветочник же, напротив, символизирует добро и любовь. Он готов на все, чтобы спасти свою розу и вернуть ее к себе.
Красный цветок, который дарит старик-мудрец, является магическим предметом, который помогает цветочнику найти свою розу. Он символизирует веру в себя и свои силы, а также помощь и поддержку, которые могут прийти из неожиданных источников.
Рассказ “Красный цветок” Андрея Гаршина – это история о любви, преданности и настойчивости. Он показывает, что если верить в свои силы и не сдаваться, то можно преодолеть любые трудности и достичь своей цели. Рассказ также учит нас, что добро всегда побеждает зло, а любовь и преданность могут преодолеть любые препятствия.
В рассказе присутствует мотив природы, который символизирует красоту и чистоту. Роза, которую любил цветочник, является воплощением красоты и нежности. Природа также помогает цветочнику в его путешествии, например, когда он переправляется через реку на лодке.
Рассказ “Красный цветок” Андрея Гаршина – это прекрасный пример сказки, которая учит детей многим важным вещам. Он учит нас верить в себя и свои силы, быть настойчивыми и не сдаваться перед трудностями, а также помогает понять, что добро всегда побеждает зло.
Напиши уникальное сочинение за 30 сек
Уважаемые школьники! Убедительная просьба! Для написание хорошего сочинения нужно правильно формулировать свой запрос.
Те пользователи, которые будут использовать нецензурные слова при запросе на написание сочинения, будут заблокированы. Больше не смогут пользоваться сервисом!
Написать
Подготовка ответа…
Анализ
Ключевой сюжет
Главными героями являются также принцесса и волшебное зеркало, которые помогают отправиться героям в путешествие и искать смысл жизни вне удобной зоны комфорта.
Мысль произведения заключается в том, что герои должны бороться за свои мечты и преодолевать препятствия на пути к ним. Иногда то, что кажется недостижимым, может оказаться реальным и даже превзойти ожидания героев.
Визуальный символизм
В произведении Гаршина цветок является визуальным символом, который передает много значений и эмоций. Он может напоминать о красоте и нежности, а также быть символом страсти и опасности. Цветок также может быть связан с любовью, заботой и преданностью. Герои произведения воспринимают цветок по-разному, каждый видит в нем свою собственную мысль и чувства.
Главные герои произведения, такие как юноша, девушка и старик, все воспринимают цветок по-разному. Юноша видит в нем красоту и нежность, девушка привлекает его страсть и опасность, а старик видит в цветке свое собственное прошлое, любовь и преданность.
Основная мысль произведения заключается в том, что каждый видит собственную мысль в цветке. Это приводит к тому, что каждый герой имеет свое собственное восприятие и понимание цветка. Взаимодействие героев с цветком показывает, что каждому из них открывается своя собственная история и эмоции.
Социальная проблематика
Гаршин показывает, что красота может существовать в самых непривлекательных условиях. Герои произведения вынуждены жить в нищете, но при этом они не утрачивают своего человеческого достоинства и способности наслаждаться красотой окружающего мира. Автор затрагивает такие социальные проблемы, как неравенство, нищета и социальная несправедливость.
Главные герои произведения, в основном, представляют трудящийся класс. Они, уставая от тяжелых работ, все же находят силы и время на практики искусства. Несмотря на то что они часто страдают от голода и лишений, они не склонны опускать руки, а продолжают писать и творить. Они обладают внутренней красотой и могут наслаждаться прекрасным, даже если они его не имеют на самом деле.
Стиль и язык произведения
Гаршин в своем произведении «Красный цветок» использует интригующий и притягивающий стиль письма, который позволяет читателю глубже проникнуть в суть происходящего и почувствовать эмоции, переживания героев.
Автор использует разнообразные литературные приемы для передачи богатства и красоты природы, создавая яркие образы и атмосферу загадочности. Отличительная черта стиля Гаршина в «Красном цветке» – это многофигурность языка, богатство сравнений и метафор, которые позволяют лучше передать эмоциональное состояние героев и окружающую их среду. В произведении также присутствует элементы повествования, которые вызывают у читателя ощущение чего-то большего и волшебного, а также вызывают размышления.
Стройность языка и стильные приемы позволяют Гаршину передать суть произведения и вызвать у читателей глубокие чувства и эмоции
Он подчеркивает важность любви, добра и жертвенности, а также показывает сложность борьбы между добром и злом
В «Красном цветке» Гаршин использует красивый и певучий язык, который притягивает и заставляет задуматься о глубине смысла произведения. Через язык и стиль Гаршин передает чувства и эмоции героев, создавая особенную атмосферу сказочности и мистики.
Темы и символика
- Один из центральных мотивов произведения – тема противопоставления природы и человека. Автор показывает, что природа обладает совершенством и гармонией, которые недостижимы для человека. Он демонстрирует бескорыстие и невинность природы, а также ее способность восстановиться после вмешательства человека.
- Тема одиночества и уединения отражается через образы героев – мальчика и Красного цветка. Мальчик, ощущая себя чужим в своей семье, находит поддержку и понимание только у природы и цветка. Красный цветок также представляет собой одиночество, оказываясь единственным цветком во всей поляне.
- Тема понимания и преображения присутствует в произведении. Мальчик осознает свою ошибку и основывает свои дальнейшие действия на справедливости и милосердии. Он преодолевает свое эгоизм и становится более заботливым и ответственным.
Темы произведения выражаются также через различные символы:
- Цвета – красный цвет цветка символизирует кровь и жизненную силу, а также страсть и смерть. Лиственница – символ твердости и непоколебимости природы. Желтый цвет цветка отражает надежду и радость.
- Цветы и растения – они являются символами духовного обновления и преображения. По мере развития сюжета, цветок становится все более красивым и ярким, отражая внутренние изменения мальчика.
- Поляна – олицетворяет идеальную природу и пространство свободы, в котором человек может обрести гармонию и счастье. Поляна также символизирует запретные желания и опасности, которые могут подстерегать человека.
Творчество Гарди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»
Харди
— последний из представителей эпохи
королевы Виктории. Первые два романа:
«Отчаянные средства» и «Под деревом
зелёным, или Меллстокский хор», Харди
выпустил анонимно. В 1874 году вышел роман
«Вдали от обезумевшей толпы», сделавший
Харди известным писателем. Всего Харди
издано двадцать пять наименований —
романов, сборников рассказов и
стихотворений. Большинство своих романов
и рассказов посвятил крестьянам. Описывая
трагическую судьбу своих героев, Харди
обнажает социальную основу психологических
конфликтов и выступает против мертвящих
моральных норм викторианской эпохи. Но
обращаясь к противоречиям действительности,
Харди не видит путей к их разрешению.
Действительность подавляет писателя,
чем определяется общий трагический тон
его произведений. Наисильнейшей стороной
творчества Харди является анализ
трагических конфликтов и описание
английского быта. В области языка он
продолжает традиции английских классиков
и целиком принадлежит XIX веку. В «Тэсс
из рода д’Эрбервиллей» честная женщина,
пойдя на преступление за своё счастье,
гибнет на эшафоте. Героиня Гарди наделена
редким очарованием, ее образ особенно
трогает читателя. В радостях и страданиях
женской души, пламенной и самоотверженной,
но легко ранимой, беззащитной перед
грубой силой,. Выразились и его омраченная
печалью восторженность, и переполнявшие
его горечь и негодование. Многие
английские романисты, предшественники
Гарди, писали о падении женщины, делали
горькие наблюдения, будившие совесть,
будоражившие мысль. Однако никто из них
не связал с этой темой столько кричащих
вопросов, не тронул так резко больное
место, не высказал столь жесткого упрека
обществу. Он сознательно назвал Тэсс
«чистой женщиной» и заявил, что говорит
только правду.
Тэсс
– персонаж трагический. Однако ни
страсть, ни волевое устремление, ломающее
препятствия, сталкивающее разноречивые
интересы, не владеют ею. Душевная чистота
– пленительное и безобидное свойство
– вот ее пафос. Она готова страдать,
безропотно переносит все лишения судьбы,
занимается самой тяжелой работой, терпит
насмешки.
Тэсс
из рода д Эрбервиллей — классический
роман о трагедии и утрате. Любовь и
преступление причудливо переплелись
в судьбе юной Тэсс, нищей наследницы
древнею рода, обреченной на роль
содержанки — и готовой переломить эту
судьбу ценой собственной жизни.
VI глава
Его связали. Больной почти вырвался, но сторож его вновь связал и наблюдал за ним весь день.
Ночью, дождавшись, когда сторож уснет, герой высвобождается. С трудом он смог перелезть через ограду за третьим цветком и сорвал его. Вернувшись в комнату, он падает замертво. Утром его находят с цветком в руке. Но руку не разжать, его хоронят с ним.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
О
символическом значении красного цветка
в одноименном рассказе Гаршина написано
много. Красный цветок в рассказе — это
воплощение зла, однако нельзя забывать,
что цветок воплощает в себе зло только
в воображении несчастного безумца.
Герой называет цветок – Ариманом,
(Ариман — олицетворение сил зла, божество
тьмы и преисподней, часто отождествляемое
в христианстве с сатаной) принявшим
«скромный и невинный вид». Подвиг –
героический, самоотверженный поступок.
Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол
зло ценой своей жизни, всего себя другим
отдал. Гаршин выразил свое преклонение
перед красотой «самоотвержения и
героизма», перед романтикой подвига.
«Красный цветок» — это гаршинский гимн
«безумству храбрых». В этом заключен
его глубокий философский смысл. Драматизм
действия заменён у Гаршина драматизмом
мысли, вращающейся в заколдованном
кругу «проклятых вопросов», драматизмом
переживаний, которые и являются основным
материалом для Гаршина. Необходимо
отметить глубокую реалистичность
гаршинской манеры. Для его творчества
характерны точность наблюдения и
определённость выражений мысли. У него
мало метафор, сравнений, вместо этого
— простое обозначение предметов и
фактов. Короткая, отточенная фраза, без
придаточных предложений в описаниях.
Широкий охват социальных явлений не
удавался Гаршину. Не большой внешний
мир мог он изображать, а узкое «своё».
И это определяло все особенности его
художественной манеры. Глубоким
пессимизмом проникнуто все его творчество.
Значение Гаршина в том, что он умел остро
чувствовать и художественно воплощать
социальное зло.
Выдержка из текста
Интерес к изучению текста как самостоятельной языковой единицы высшего уровня стал активно проявляться только в последние десятилетия. Различные учёные в своих исследованиях обращаются к проблемам теории и стилистики текста. Изучение текста — новая и ещё недостаточно исследованная область лингвистики, и обращение к ней представляется нам актуальным и интересным.
Текст, а в особенности текст художественный — создаётся ради того, чтобы объективировать, воплотить мысль автора, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. По мнению Н. С. Валгиной, для художественного текста важна образно-эмоциональная, неизбежно субъективная сущность фактов и явлений; в художественном тексте форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней как раз и заключается сущность художественности.»
Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарин в своей работе, посвящённой лингвистическому анализу текста, приводят схему порождения и восприятия текста читателем:
1. Автор создаёт текст, обращённый к читателю;
2. Автор — сознательно и подсознательно — отображает факты, события, переживания, которые отображаются в тексте;
3. Автор обращается к языковым ресурсам, отбирая те из них, которые передают его творческий замысел;
4. Читатель испытывает воздействие текста и стремится его понять;
5. Читатель стремится воссоздать авторскую картину мира
6. Процесс интерпретации текста читателем связан с осознанным и неосознанным осмыслением внешней, словесной стороны текста — лексической, грамматической, стилистической.
Как пишут исследователи, наиболее традиционен для анализа текста лингвоцентрический подход. Его логика основана на изучении функционирования языковых единиц и категорий в условиях художественного текста.
Следует помнить, что существует три уровня восприятия текста, соответствующие в определенной мере трем типам содержания художественного текста. На первом уровне воспринимается эксплицитное содержание (непосредственно выраженное), на втором — имплицитное (глубинное, не выраженное непосредственно; подтекст), на третьем — эстетическое (присущее всем произведениям искусства, воздействующее на чувство прекрасного в человеке).
Все языковые средства, помогающие выражению имплицитного и эстетического содержания, не случайны, а представляют собой систему
При анализе художественного текста необходимо обращать внимание на все единицы, составляющие текст и выделять те из них, которые в данном случае обладают каким-то особенным значением, помогают передаче имплицитного или эстетического содержания
Цель данной работы — проанализировать лексические, стилистические и грамматические особенности рассказа В. Гаршина «Красный цветок» и то, при помощи каких средств воплощается в этом рассказе описание пространства безумия.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- дать общую характеристику художественного стиля речи и те признаки, на основе которых он выделяется в ряду других функциональных стилей;
- указать особенности художественного стиля речи на уровне лексики;
- указать особенности художественного стиля речи на уровне грамматики;
- указать основные стилистические особенности художественного стиля речи;
- в практической части работы нам необходимо проанализировать текст рассказа В.
Гаршина «Красный цветок» и выявить, при помощи каких лексических средств реализуется в нём пространство безумия;
- проследить, какие грамматические средства находит автор рассказа для обозначения пространства безумия на уровне грамматики;
- проанализировать стилистические особенности рассказа Гаршина, при помощи которых в рассказе реализуется мотив безумия.
Объектом нашего исследования в данной работе является рассказ В. Гаршина «Красный цветок». Предметом исследования является «пространство безумия» в тексте данного рассказа и те лексические, грамматические и стилистические средства, при помощи которых оно изображается в рассказе.
IV глава
Существование героя двойственно. Ночами он осознает, где он и чем болен, но днем от избытка впечатлений он впадает в безумие. Его сознание — это смесь разумного, фантазии, мыслей и болезненного бреда.
Настала хорошая погода, и больных надзиратель заставлял работать в саду. Герой впечатлен садом, особенно маленьким, но ярко-алым маком, растущим недалеко от крыльца. Он хотел его сорвать, но сначала ему казалось, что цветок его обжигает, а потом ему запретил сторож. В конце прогулки больному всё же удается сорвать цветок и спрятать на своей груди. До ужина он с безумством хранит его там, желая разорвать. Во время ужина он ест очень много, говоря, что ему нужно много сил. После герой прощается с надзирателем, ведь они могут завтра не увидеться, как он считает. Он ложится спать, чувствуя, что отравлен.
Основная мысль
Поиск смысла в жизни
Главная мысль произведения «Красный цветок» Гаршина заключается в поиске смысла в жизни. Герои рассказа также ощущают эту потребность и задают себе вопрос: «Что писать?»
Один из главных героев, ребенок, сталкивается с этой проблемой в самом начале рассказа. Он живет в маленьком деревенском поселении и хочет найти что-то, что даст смысл его однообразной жизни. Его главная мысль — стремление найти цветок, который перевернет его мир и привнесет в него радость и красоту.
Гаршин использует образ красного цветка, чтобы показать, что поиск смысла в жизни может быть трудным и не всегда приводит к ожидаемым результатам. Герои рассказа преодолевают множество трудностей и испытывают разочарования на своем пути, но не отказываются от поиска.
Через своих главных героев Гаршин передает идею о важности не терять веру в поиск и не прекращать стремиться к тому, что дает смысл жизни. В конце рассказа герои находят свое счастье и смысл в мелких, но важных вещах, которые окружают их каждый день
Таким образом, мысль произведения заключается в том, что поиск смысла в жизни необходим, но он может потребовать времени и усилий. Главные герои рассказа, несмотря на все преграды, продолжают искать и в конце концов находят смысл и радость в маленьких, но важных моментах своей жизни.
Красный цветок Гаршина: главные герои и основная мысль произведения
Друг главного героя является воплощением противоположности — он пронизан светлыми, яркими красками и символизирует радость, жизнелюбие и свободу. Оба героя отличаются от общества, они стоят вне его и смотрят на него со стороны. Их судьбы и взгляд на мир настолько близки, что они становятся неразделимыми и единственно возможными друг для друга.
Основная мысль произведения заключается в том, что красота и уникальность мира могут быть не только прекрасной декорацией, но и источником истины, вдохновения и смысла жизни. Гаршин проницательно показывает, что вокруг нас есть непостижимая красота, которая может поменять нас и наше отношение к миру.