Краткое содержание
Когда-то автор любил наведываться под Липино, в деревню на берегу живописной реки Сейм. Там находился большой и глубокий омут, в котором рыбачил только старый перевозчик Акимыч. Коротая летние ночи в шалаше, рассказчик не раз беседовал со стариком и узнал, что они, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, оба участвовали в «Багратионе», брали одни и те же города. Даже в госпитали попали в одном и том же месяце, только автор оказался в Серпухове, а он — в Угличе.
Акимыч был тяжело ранен, контужен. Теперь, спустя годы, когда волновался, он не мог и слова вымолвить, словно его язык каменел, и он только таращился на собеседника и вытягивал губы трубочкой несколько минут.
Потом автор не стал ездить в те места, но спустя годы снова довелось побывать под Липино. Он не узнал реки: русло сузилось и заросло травой, а знаменитый омут совсем замелел. Акимыч теперь работал сторожем в новой школе. Однажды рассказчик встретил его, идущего куда-то с лопатой на плече.
Встретив старого друга, Акимыч не смог с ним поздороваться: судя по всему, до этого его что-то вывело из себя, поэтому его губы задеревенели. Вместе с ним рассказчик пошёл по дороге от школьной ограды.
Они дошли до грязного придорожного кювета, в котором валялась изуродованная кукла. Она была большая и похожая на ребёнка. Руки были раскинуты в стороны, волосы обожжены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. Платье было снято, а голубенькие трусики сдёрнуты до башмаков, и место, которое ими прежде прикрывалось, тоже было истыкано сигаретой.
Рассказчик был шокирован этим зрелищем. А Акимыч сокрушался: ему было больно видеть, что люди могут так издеваться над куклой. Она вроде и не живая, а всё же на человека похожая. Причём это был не первый случай: он ездил в район, в область, иногда натыкаясь на валяющихся под забором или в мусорной куче тряпичных или резиновых кукол, которых могли порвать, сломать, оторвать голову. Он не мог смотреть на это и из-за военного прошлого: насмотрелся на фронте на мёртвые тела.
Но больше всего его поражало, что мимо проходили люди — и не обращали внимания. Даже учителя, шедшие из школы: а ведь чему они могут научить детей, если их душа глуха. Акимыч вырыл лопатой могилку, устлал яму сеном, поправил на кукле трусики и бережно похоронил её, как ребёнка. После этого он кратко вздохнул и с болью произнёс: «Всего не закопать…»
https://youtube.com/watch?v=-h1GtGWWHgw
Смыслы произведения
Общество превратилось в безразличную к злу массу людей. Бывший военный плачет, увидев оскверненный образ детства – игрушку, над которой жестоко поиздевались люди. Изуродованная кукла – картина нравственного упадка – проходит мимо внимания учителей, родителей, но волнует и ужасает сторожа.
Писатель призывает задуматься над жизнью, над образом современной жизни. Автор толкает человека переосмыслить свою равнодушную позицию по отношению к миру и социуму. Похороны игрушки символизируют похороны собственных грехов, которые автор надеется искупить. Но не стоит думать, что любой грех можно закопать – писатель говорит:
Темы и проблематика
Читая «Куклу» Носова, невозможно не задумываться о многих нравственных, моральных и социальных вопросах. В произведении затронуты такие темы, как:
Жестокость современных людей. Новое поколение ожесточается, теряя сострадание к другим. Глядя на куклу, герои понимают, что это неслучайно поломанная ребёнком игрушка. Над ней цинично глумились уже далеко не дети.
Равнодушие. Есть что-то трагическое в виде сломанной или изуродованной куклы, подобной человеку. А если люди так равнодушны к этому зрелищу, равнодушие прочно поселилось в их сердцах, и со временем они будут так же относиться и к более серьёзному горю. Неслучайно писатель Николай Лесков писал: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Главный герой сокрушается, что мимо спокойно проходят парочки, молодые мамы, подростки, даже учителя, которые должны учить детей доброму. Многие привыкли к плохому и не видят, как сами совершают плохое. Дети от них того же набираются. Но Акимыч и рассказчик, видевшие ужасы на войне, не могут оставаться безучастными.
Сочувствие и сострадание. Герой болезненно воспринимает случай с куклой, потому что для него она — не просто неодушевлённый предмет, она — лицо войны, детство, искалеченное войной, мёртвые тела на фронте
В военные годы он слишком хорошо понял, как важно ценить жизнь, сочувствовать и сострадать.
Война. В рассказах Евгения Носова эта тема затрагивается часто, хотя и фрагментарно, мельком
Воспоминание военного прошлого героя занимает всего несколько строк, но его отголоски — и в его контузии, и в его взглядах на жизнь. Его ужасает, что и в мирное время в людях сохраняется жестокость, но — бессмысленная, что гораздо хуже, чем во время боевых сражений.
Неумолимое течение времени. Меняется пейзаж реки, меняются люди и их отношение к жизни.
О произведении
Рассказ «Кукла» Носова был написан в 1959 году. Прошедший ужасы войны старик никак не мог смириться с жестокостью и равнодушием, поселившихся в людских сердцах. Найдя изуродованную детьми куклу, он хоронит её, словно живого человека.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кукла» на нашем сайте. Пересказ произведения Носова будет полезен при работе над читательским дневником.
Главные герои
Акимыч – нелюдимый, одинокий мужчина, получивший тяжёлую контузию во время войны, сострадательный, отзывчивый человек.
Другие персонажи
Рассказчик – городской житель, любивший рыбачить, приятель Акимыча.
А ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Кукла»
Краткое содержание
Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома
». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение
», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.
Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города
». На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело
»: он получил контузию. И даже теперь, спустя годы, при сильном волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой
».
Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбуждённом состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой
».
Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив её, и с горечью сказал: «Всего не закопать
…»
Акимыч — находит изуродованную куклу и хоронит её.
Заключение
Произведение Носова учит человечности, состраданию, милосердию, небезразличному отношению к тому, что происходит вокруг. Мир станет лучше и добрее только тогда, кода люди перестанут причинять друг другу зло и равнодушно проходить мимо несправедливости.
После ознакомления с кратким пересказом «Кукла» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Анализ роли отзывчивости в произведении Акимыч (Кукла)
Отзывчивость Акимыча является центральным мотивом произведения. Он пытается помогать окружающим, быть полезным и восприимчивым к их проблемам. Акимыч принимает решение не только говорить, но и действовать, что делает его отличным от других кукол и открывает новые возможности для тех, кто его окружает.
Евгений Носов использует куклу Акимыча в произведении, чтобы подчеркнуть важность отзывчивости и показать, что даже маленький предмет может принести большую пользу. Акимыч служит примером того, что даже неодушевленные объекты могут проявлять заботу, сострадание и доброту
Однако ряд персонажей в произведении проявляет равнодушие и равнодействие к отзывчивости Акимыча. Это вызывает конфликты и проблемы, которые позволяют рассмотреть сложности и противоречия в современном обществе.
Таким образом, отзывчивость куклы Акимыча играет важную роль в произведении Евгения Носова. Она помогает поднять такие важные темы, как доброта, сострадание и восприимчивость. В то же время, равнодушие и неразделяющие действия некоторых персонажей создают противоречия и вызывают рефлексию о проблемах современного общества.
Отзывчивость как средство противодействия равнодушию
Отзывчивость выступает как противоядие для равнодушия. В процессе чтения произведения мы видим, как Акимыч постепенно меняется под влиянием окружающей действительности. Он начинает реагировать на нужды других персонажей, проявлять симпатию и сострадание к их проблемам. Отзывчивость становится его способом выразить свою человечность и понять, что он не одинок в этом мире.
Кроме того, автор использует язык как средство передачи отзывчивости. Он описывает детали и эмоции героев, что позволяет читателю почувствовать их сопереживание и сочувствие. Языковые средства, такие как эпитеты и метафоры, помогают создать атмосферу сопереживания и чувственности.
Таким образом, в произведении «Акимыч Кукла» отзывчивость выступает как средство противодействия равнодушию. Герой Акимыч, осознавая свою роли в жизни других людей, начинает проявлять сочувствие и сострадание. Автор, используя языковые средства, передает эти чувства читателю, вызывая в нем сопереживание и понимание проблем окружающих героев.
Использование отзывчивости для развития сюжета
В произведении «Кукла Акимыч» русского писателя Евгения Носова мотив отзывчивости играет важную роль в развитии сюжета. Главный герой, мальчик по имени Акимыч, обнаруживает куклу, которая оказывается живой. Эта кукла становится его верным другом и помощником, их приключения создают основной сюжет произведения.
Отзывчивость Акимыча играет ключевую роль в развитии этой истории
Он проявляет заботу и внимание к своему новому другу, помогает ему в трудных ситуациях и поддерживает его. Благодаря своей отзывчивости и доброте, Акимыч укрепляет свою дружбу с куклой и справляется с разными трудностями, с которыми они сталкиваются
Однако, не все персонажи проявляют такую же отзывчивость, как Акимыч. Некоторые люди в произведении Носова, напротив, проявляют равнодушие и не заботятся о других. Это создает преграды на пути героев и усиливает их борьбу.
В итоге, использование отзывчивости в произведении «Кукла Акимыч» позволяет развивать сюжет и создавать конфликты между персонажами. Отзывчивость Акимыча выделяется среди равнодушных персонажей, и именно она позволяет ему преодолевать препятствия и достигать своих целей.
Традиция игры в куклы
Взрослые наивно видят в игре в куклы детскую шалость и каприз. Однако куклы издавна присутствуют в истории и культуре. Наши древние предки относились к куклам со всей серьезностью. Этот символ связывался с отношением к жизни и смерти.
В мировоззрении древних людей существовало мнение, что похожая на человека кукла, игрушка с разрисованным лицом, обладает душой. В Киевской Руки куклы участвовали в языческих ритуалах. И лишь к концу XIX века кукла окончательно приобрела ипостась детской игрушки. Ребенок «оживляет» куклу в игре, познавая через игрушку жизнь. Носов снова актуализирует эти древние смыслы, все еще дремлющие в культуре.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нравственные уроки в рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла»
Е. И. Носов «Кукла» «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»
Цель урока: Выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е. И. Носов
В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин – сом.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин , где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило , горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Бруно Ясенский «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Дом.задание : 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу. 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? 3. Составьте синквейн на главного героя.
Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла”
материал по литературе (7 класс)
//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-nravstvennyie-problemyi-rasskaza-nosova-kukla/
создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа,
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине
- понимание нравственного смысла и проблем рассказа,
- умение анализировать отрывки и рассказ в целом,
- обогащение словарного запаса,
- умение оценивать поступки героев,
- умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру.
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,
- пользоваться приёмами изучающего чтения,
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст),
- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения,
- излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
- осуществлять анализ и синтез,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль;
- точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
Работа в группах
учебник для 7 класса
Тексты Носова в рамках школьной программы
Произведения русского автора занимают почетное место в школьной программе. Тексты Носова полнятся дидактическими смыслами, несут в себе мощный воспитательный потенциал. Литератор мастерски изображал действительность, предоставляя материал опыта и жизни. Таким образом, «Куклу» вполне можно использовать для воспитания детей в эпоху «большой нелюбви», как пел Макаревич. Автор без прикрас рисует картину тотального безразличия, отсутствия духовности. Современное общество отличается отстраненностью, люди руководствуются принципом «моя хата с краю».
Что удивляет читателей в манере Носова? Их поражает уровень эмоциональной напряженности, заостренности на картине событий. Часто читателей даже шокирует это произведение. И эта реакция связана, в том числе, со стилем повествования.
На доске портрет Е.И. Носова., Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.
– Где родился писатель?
– Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?
(битва на Курской дуге).
– Какое отношение к войне имеет писатель Носов?
– Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).
- Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»
- Что ещё вы запомнили о жизни писателя?
Работа с выставкой книг Носова.
«Красное вино победы».
«Шопен, соната номер два».
Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?
Вывод:
Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям
Словарная работа:
Анализ произведения Кукла
Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.
В рассказе «Кукла» перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.
Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.
Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.
После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.
Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.
Главные мысли
Смысл рассказа отражён в эмоциональном монологе Акимыча, в который писатель вложил свою собственную позицию. Простым языком, но идущими от души словами герой высказывает всё, что чувствует. Из-за сильного волнения в его поведении проявляются отголоски контузии. Автор неслучайно добавляет своему персонажу эту черту: с её помощью он подчёркивает, насколько небезразлично для героя происходящее. В читательский дневник можно выписать некоторые цитаты из его монолога, являщиеся главными мыслями произведения:
«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».
«Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий».
«Чему же ты научишь, какой красоте, если какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»
Но в конце, похоронив куклу, Акимыч произносит ещё одну фразу: «Всего не закопать…», смысл которой тоже очень важен. Можно похоронить одну куклу, но не закопать всего того зла, которое совершают люди повсюду из-за своего равнодушия и бессмысленной жестокости.
Интересно, что изначально автор хотел назвать своё произведение «Акимыч», но впоследствии изменил его, делая акцент на кукле и на плохих поступках людей, жертвой которых она стала, тогда как сам Акимыч — всего лишь наблюдатель этой неприятной и в чём-то даже трагической ситуации.
Во многом творчество Е. И. Носова перекликается с произведениями другого известного писателя, А. П. Платонова, и имеет главную мысль: нельзя оставаться равнодушным к жестокости, особенно если безнравственные поступки совершаются детьми или молодым поколением.
Предыдущая запись «Иисус Христос — суперзвезда» — краткое содержание рок-оперы
Следующая запись «Евгения Гранде» — краткое содержание романа Оноре де Бальзака
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Кукла»?</h3>
- <label>Евгений Носов</label>
- <label>Виктор Астафьев</label>
- <label>Василь Быков</label>
- <label>Константин Воробьев</label>
(новая вкладка)
Главные герои: автор и Акимыч.
Автор любит бывать на Липино. Он там ловит рыбу в омуте. В очередной раз автор встречает старика Акимыча. Ему пришлось увидеть войну и связанные с ней ужасы. Акимыч взял лопату и несет ее, чтобы похоронить куклу, валящуюся у дороги. Эта кукла как совсем живой человек. Над ней жестоко издевались.
Главная мысль (смысл) Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным.
Краткий пересказ
(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.
Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино.
Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.
Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.
Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе.
Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине. Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо. Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол. Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?
Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».
Анализ произведения Кукла
Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.
В рассказе «Кукла» перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.
Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.
Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.
После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.
Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.