Про карьеризм
Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.
Потом отроком и юношей он тоже учится.
И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…
Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.
Письмо двенадцатое
Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».
16 октября 2019 года на сайте ФИПИ был опубликован материал:
« МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ».
В нём отмечено, что, к сожалению, учащиеся в качестве аргументов мало используют публицистическую литературу.
«Обучающиеся редко используют примеры из лирических и лиро-эпических произведений, практически не используют философские произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества».
По требованиям к сочинению, можно использовать в качестве аргументов не только литературные произведения, но и большой круг другой литературы. Это имейте в виду.
Прекрасным аргументов, думаю, будут письма Д.С. Лихачёва.
Учитесь учиться!
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д.
Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.
Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.
Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.
Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив
Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих.
Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться!
Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.
Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!опубликовано econet.ru
Дмитрий Лихачев
«Добро и зло».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, российский филолог, учёный, создал удивительный труд — «Письма о добром и прекрасном». В 46-ти письмах он, обращаясь к молодым людям, пытается помочь им правильно найти свой путь в жизни, проложить его в соответствии с законами нравственности. Несколько писем посвящает Дмитрий Сергеевич теме добра, так как считает именно добро основой всех поступков человека, всей его жизни.
В чём смысл жизни. (Письмо пятое).
Человек должен иметь цель, уверен автор, иначе он будет не жить, а прозябать. Прожить нужно с достоинством, чтобы потом не было стыдно. А достоинство всегда требует доброты. Нельзя быть эгоистом, нужно помогать другим и находить в этом радость. Часто для достойной жизни необходимо отказаться от каких-то удовольствий. По мнению Л.С. Лихачёва, залогом достойной жизни является стремление быть лучше, желание не думать только о себе, понимать, что окружающим часто нужна помощь. Делая добрые дела, человек испытывает радость, а значит, и счастье.
Что объединяет людей. (Письмо седьмое).
Автор отмечает, что основой доброты являются забота и сострадание. Так, забота объединяет, скрепляет дружбу, жителей села, города, страны. Человек испытывает её с первых дней своей жизни, когда о нём заботятся родители. Затем он постепенно начинает сам заботиться о других. Человек должен быть заботливым, ведь это проявление доброты. Эгоист – недобрый человек, не любящий никого.
Другое важнейшее качество человека – это сострадание, когда человек осознаёт своё единство миром, ответственность за природу, культурные памятники, за уважение к памяти. Автор призывает делать добрые, отмечает, что это нетрудно. Нужно только начать.
Путями доброты. (Письмо сорок шестое).
Самое главное в жизни, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. От жизни, прожитой только для себя, не останется и следа. Если же жить для других, то люди будут помнить эти добрые дела. Люди, имевшие добрую цель в жизни, запоминаются надолго. Конечно, помнят и злых, но реже и с недобрым чувством. Самое ценное в жизни – доброта. Именно она – путь к личному счастью. Если человек делает счастливыми других, то он и сам счастлив. Учёный словно призывает молодых не стесняться делать добрые поступки, совершать их, ведь это сделает его счастливым.
Обращаясь в своих письмах к молодёжи, Д.С
Лихачёв, с высоты своего жизненного опыта, пытается показать, как важно идти «путями добра», ставить правильные цели, думать о людях, не быть самовлюблённым эгоистом. Только такой путь может преодолеть зло в мире, сделать людей счастливыми
Его письма — это «уроки жизни», усваивая которые, хочется быть лучше, чище, добрее.
Примечание:
Номера писем можно не запоминать. Пишите так: «В одном из своих писем, …в другом письме…».
ТЕКСТЫ ПИСЕМ (прочитайте их обязательно).
В чём смысл жизни. (Письмо пятое).
Что объединяет людей. (Письмо седьмое).
Путями доброты. (Письмо сорок шестое).