Сообщение о дяде степе

Дядя степа

Анализ произведения

В стихотворении представлен один главный герой — дядя Степа.

Краткое содержание

В доме под номером 8/1 проживает самый высокий человек в городе — милиционер Степан Степанов. Из-за своего роста он испытывает сложности с покупкой одежды и обуви. Каланча настолько высокий, что его голова выше забора. Местные псы громко лают при виде героя, поскольку принимают его за вора.

Великан обладал прекрасным аппетитом и с легкостью съедал двойную порцию. В кинотеатре его всегда просили садиться на пол, чтобы другие зрители тоже могли насладиться просмотром. Когда Степанов появлялся на стадионе, все думали, что перед ними настоящий чемпион.

Местные ребятишки любили и уважали дядю Степу. Он был их помощником, подавал хороший пример: рано вставал, соблюдал гигиену.

Единственным животным, на котором мог ездить великан, был слон. В тир Степан не ходил, так как длинные руки мешали ему стрелять. Когда в городе проходил карнавал, дядю Степу узнавали даже за маской.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа.

Он состоит из следующих пунктов:

  1. Великан по прозвищу Каланча.
  2. Проблемы, с которыми сталкивается милиционер.
  3. Степанов подает хороший пример детям.
  4. Животное для великана.
  5. Спасение школьника.
  6. Голуби и пожар.
  7. Милиционер решил стать моряком.
  8. Возвращение Каланчи.
  9. Новое прозвище.

Основная мысль

Стихотворение учит:

  • доброте;
  • порядочности;
  • справедливости;
  • помогать тем, кто оказался в беде;
  • достигать своих целей;
  • приносить пользу обществу;
  • судить о человеке по его внутреннему миру;
  • стараться быть примером для подражания.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку. Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы. Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит. Хотите посмотреть?

— Что это?

— Верно — это книги. А что делают с книгами? Верно читают

— А как называется профессия людей, которые пишут стихи, сказки? (поэт, писатель)

— Вот и в этой коробке лежат книги, хотите узнать кто же написал эти стихи и сказки? Садитесь поудобнее, нам предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора. А какого — я вам сейчас расскажу.

1. Основной этап

— Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (педагог демонстрирует портрет Михалкова)

— Верно, это портрет. А кто на нём изображён, вы знаете?

— Ребята, это Сергей Владимирович Михалков — писатель. Он написал много разных сказок и стихотворений для детей. Даже когда он был маленький, как вы, уже тогда написал несколько стихов. Посмотрите на него и скажите, как вы думаете, какие у него глаза: добрые или злые?

— Я тоже думаю, что добрые. Ведь у него такие добрые произведения. А еще Сергей Михалков является автором гимна России. Гимн — это главная песня нашей страны, которая исполняется в торжественных случаях, на всех торжественных мероприятиях, например, когда наши земляки соревнуются в спортивных мероприятиях. Гимн России исполняют и слушают стоя. Давайте послушаем его.

Прослушивание гимна России.

— Сегодня мы познакомимся с его интересным стихотворением, которое называется «Дядя Степа». Но сначала скажите, что бывает низким (дом, человек, а что высоким (дерево, человек). А Сергей Михалков написал произведение об очень высоком человеке. Вот он – дядя Стёпа. (педагог демонстрирует портрет дяди Стёпы). Хотите послушать?

Педагог читает стихотворение.

— А сейчас немного отдохнём и продолжим после зажигательной физминутки, слова которой тоже были написаны Сергеем Владимировичем Михалковым.

Физминутка.

Проводится ритмическая разминка под мелодию «Песенка друзей».

Беседа по прочитанному произведению «Дядя Стёпа» :

— Кто написал его?

— Как выглядел дядя Степа?

— Где он жил? В каком городе? (Ленинград)

— Ребята, раньше, когда Сергей Михалков писал это стихотворение, знакомый вам город Санкт- Петербург назывался Ленинградом. Оттуда нам и прислали посылку.

— Как в стихотворении говорится, что он был большой?

— Как вы думаете, дядя Степа добрый или злой? Почему?

— Чем он занимался?

— Какие еще добрые дела мог совершить дядя Степа?

— Какие прозвища, в шутку, в произведении давали дяде Стёпе (каланча, маяк).

— Кем стал дядя Степа? (моряком)

— Молодцы. Но все ли знают, что такое каланча и маяк?

— Дети, каланча – это такая высокая башня для наблюдений, которая находится при пожарной части. А маяк — высокая башня в море или на острове с сигнальными огнями и большим фонарём – прожектором, который освещается море, показывая путь кораблям.

— Молодцы, внимательно меня слушали.

— Давайте поиграем и представим, что мы с вами тоже писатели? Предлагаю сочинить новую историю о приключениях дяди Стёпы. Какие еще добрые дела он мог бы совершить? Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму. Готовы? Итак, слушайте:

-Дядя Степа слышит. (Крик)

Помогите, помогите!

У пруда кричит. (малыш).

Дядя Степа. (подбежал)

Малыша на руки (взял,

Что случилось у тебя?

Я пришел суда с. (собакой)

Мы играли у пруда

Вдруг Дружок увидел. (кошку)

И за нею побежал и наверное (пропал!

Потому что очень долго

Не идет обратно он.

Где же он куда (пропал?

Дядя Степа улыбнулся

Малышу он (подмигнул,

Через пруд (перешагнул,

И увидели они,

Как сидит Дружок (один)

На полянке у пруда

В ожидании. (малыша).

И хозяин и щенок очень рады встрече.

Дядя Степа вновь. (помог)

И не важно кто ты. Если ты попал в (беду)

Если ты попал в (беду)

Дядя Степа на чеку

И всегда. (поможет!

— Молодцы, ребята, у нас с вами получилось неплохое новое стихотворение о дяде Степе. Думаю, что Сергей Михалков был бы очень рад, что мы читаем его произведения и равняясь на них, сочиняем свои.

1. Заключительный этап.

— Ребята, вы знаете, а тут на дне коробки ещё что – то лежит. Давайте посмотрим (дети с педагогом заглядывают в коробку).

— Вот это да! Нам в подарок прислали ещё и раскраски про дядю Стёпу! Давайте скорее займём места за столами и примемся за дело!

Дядя Степа — ветеран

Жил в Москве Степан Степанов
Знатный милиционер.
А теперь Степан Степанов —
Рядовой пенсионер.

Ветеран в годах немалых,
Человек уже седой.
Изо всех людей бывалых
Все же самый молодой.

Не сидит Степанов дома,
Не глядит весь день в окно
И не ищет он знакомых,
Чтоб сразиться в домино.

Чем же занят дядя Степа,
Детства нашего герой?
Как и прежде, дядя Степа
Крепко дружит с детворой.

Взять, к примеру, стадион —
Где ребята, там и он!
В зоопарк ребят ведут —
Дядю Степу дети ждут.

Вот своим широким шагом
Через площадь он идет.
А вокруг детей ватага —
Любознательный народ.

— Расскажите, дядя Степа,
Как живет ваш сын Егор?

— Покажите, дядя Степа,

Как глядеть через забор?—
Дядя Степа рад стараться:
— Покажу! Смотрите, братцы!..

— Он не знает чувства меры,—
Говорят пенсионеры.
— Дядя Степа и сейчас
Хочет быть моложе нас!

_____

Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.

У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстает по всем предметам,
Не узнать ученика!

Начал кашлять дурачок.
Вот что значит — табачок!

Дядя Степа брови хмурит:
— Кто из вас, ребята, курит?
Я курящих не терплю!
Сам здоровье не гублю!
Вы — сознательный народ!
Тот, кто курит, шаг вперед!

За себя один в ответе,
Покраснев при всех как рак,
Пятиклассник Рыбкин Петя
Сделал требуемый шаг.

Что тут много говорить?
— Обещаю не курить!

Подмигнул Степанов детям,
Руку мальчику пожал…
Знают все, что Рыбкин Петя
Слово данное сдержал.

_____

Высоту берет пехота —
В наступлении войска.
Как лягушку, из болота
Кто-то тянет «языка».

Даже девочкам не спится,
Им, медсестрам, не до сна…
То идет игра «Зарница» —
Не военная война.

Дядя Степа на пригорке
Да еще на бугорке
Наблюдает взглядом зорким
За сраженьем вдалеке.

Подбежал Вертушкин Митя,
Просит взводный командир:
— Дядя Степа! Хоть пригнитесь!
Вы ж такой ориентир!

Дядя Степа улыбнулся,
Но послушался — пригнулся.

Видит бывший старшина:
Хоть играют, а война!

_____

Окружили дядю Степу,

Прямо в штаб ведут его:
— Признавайтесь, дядя Степа,
Вы «болели» за кого?

— Я не буду отвечать,
Мне положено молчать.
Я задержан. Я в плену.
Ни словечка не сболтну!

_____

Как-то утром дядю Степу
Повстречали во дворе;
— Вы куда?
— Лечу в Европу!
Дома буду в сентябре.
Есть билет и есть путевка,
Самолет Москва — Париж.

Отказаться ведь неловко:
И не хочешь — полетишь!
Все заходят в самолет:
— Ну, вези, Аэрофлот!

Дядя Степа в кресло сел,
Пристегнулся. Завтрак съел.
Только в руки взял газету —
Что такое? Прилетел!
На три точки приземлился
И в Париже очутился.

Башню Эйфеля в Париже
Дядя Степа посетил.
«Вы, конечно, чуть пониже!» —
Переводчик пошутил.

В старой ратуше туристов
Принимал почтенный мэр,
За Париж бокал искристый
Поднял наш пенсионер.

Сидя рядом с партизаном,
О Москве поговорил,
Двум рабочим-ветеранам
По матрешке подарил.

Дядю Степу приглашали
И в музей, и в ресторан
И повсюду представляли:
«Это — русский великан!»

И однажды, с чемоданом
Сквозь рентген пройдя сперва,
Сел турист Степан Степанов
В самолет Париж — Москва.

У окошка в кресло сел.
Пристегнулся. Завтрак съел.
Только взялся за газету —
Что такое? Прилетел!

— Как леталось, дядя Степа?
— Как здоровье?
— Как Европа?—
А Степанов всем в ответ:
— Лучше дома — места нет!

_____

В пятом классе сбор отряда.
Всем на сбор явиться надо!
Объявляется аврал:
Дядя Степа захворал!

Дядя Степа простудился
И в кровати очутился.
А друзья уж тут как тут:
Те вошли, а эти ждут…

Кто несет ему варенье,
Кто свое стихотворенье,
Кто заваривает чай:
— Дядя Степа! Вот малина,
Пейте вместо аспирина!
— Дядя Степа! Не скучай!..

И, растрогана вниманьем,
Благодарности полна,
Всех встречает тетя Маня —
Дядистепина жена.

Не прошло еще недели,
Дядя Степа встал с постели,
Вышел в пятницу во двор,
А навстречу сын Егор.

Повстречались сын с отцом,
Каждый смотрит молодцом!

— Можешь нас поздравить с дочкой!
Космонавт отцу сказал…

Надо здесь поставить точку.
Дядя Степа дедом стал!

Ветеран Степан Степанов,
Если здраво посмотреть,
Должен поздно или рано,
К сожаленью, умереть.

Удивительное дело:
День за днем, за годом год,
Столько весен пролетело,
А Степанов все живет!

Он и пенсию имеет,
И преклонные года,
Но уже не постареет
Ни за что и никогда!

Те, кто знал его когда-то
И ходил с ним в детский сад,
Те сегодня бородаты
И знакомят с ним внучат.

Дядя Степа с ними дружит —
Он ребятам верно служит
И готов всегда, везде
Им помочь в любой беде.

Знают взрослые и дети,
Весь читающий народ,
Что, живя на белом свете,
Дядя Стёпа не умрёт!

Вклад персонажа в общий образ стихотворения

Персонаж дяди Стёпы является важной составляющей общего образа стихотворения Сергея Михалкова. Он представлен как столяр – профессионал, мастер своего дела

Стихотворение передает образ трудолюбивого и умелого человека, который своей художественной деятельностью приносит пользу и радость окружающим. Дядя Стёпа является символом ручного труда, творчества и человеческого мастерства.

Описывая дядю Стёпу, Михалков подчеркивает его умение создавать что-то прекрасное и полезное. Персонаж олицетворяет определенные ценности – постоянство, усердие и талант, которые находят отражение и признание в обществе. Его профессионализм и преданность своей работе вселяют уважение и доверие.

Влияние дяди Стёпы на общий образ стихотворения проявляется в создании атмосферы гармонии и благополучия. Труд столяра становится метафорой для создания и поддержания домашнего уюта. Этот образ символизирует стабильность и надежность, отражает идеал человека, которому можно доверить свои заботы и ожидать высокого качества работы.

Таким образом, вклад персонажа дяди Стёпы в общий образ стихотворения заключается в передаче ценностей ручного труда и творческого подхода к делу

Он придает стихотворению глубину смысла и воспевает важность каждого профессионала в обществе

Тема стихотворения

Тема стихотворения «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова — ностальгическое описание жизни простых людей, их непростых судеб и трудовых будней. В стихотворении затрагивается вопрос коллективизации, промышленной и общественной мобилизации, а также столкновение между старыми и новыми ценностями.

Центральным персонажем стихотворения является дядя Стёпа, который работал столяром. Столярство — древняя профессия, связанная с изготовлением мебели и других изделий из дерева. В советское время столяры были очень востребованы, так как необходимость в мебели была очень высокой из-за строительства новых домов и развития промышленности.

Столярство было одной из важных отраслей советской промышленности. Работа столяра требовала высокого мастерства, аккуратности и умения работать с деревом. Столяры создавали прочные и красивые предметы мебели, добавляя уют и комфорт в обычные жилища людей.

В стихотворении «Дядя Стёпа» изображается душевная связь между главным героем и родным домом. Дядя Стёпа очень привязан к своему столу и к другим предметам мебели, которые сделал своими руками. Он гордится своим мастерством и любит свою работу. Это отражает прочность и стабильность советского общества, где ценились умение трудиться и творческий потенциал каждого человека.

Таким образом, тема стихотворения «Дядя Стёпа» описывает важность труда, его роли в жизни людей и связи между прошлым и настоящим, между простыми людьми и их трудовыми достижениями

О чём стихотворение?

В стихотворении Сергея Михалкова «Дядя Стёпа» рассказывается история о персонаже, который был столяром и мастером своего дела. Дядя Стёпа, как утверждает автор, строил фабрики, заводы и корабли. Он был специалистом в своей области и отличался своим профессионализмом и навыками.

Строительство является одним из главных мотивов в стихотворении

С помощью строительных образов автор передает идею о силе труда и важности рукотворного труда. Также стихотворение затрагивает тему важности сохранения памяти о людях, они ушедших, их прошлого и их роли в нашей жизни

Используя образ дяди Стёпы, автор возводит памятник простому работяге, который сделал много для развития страны

Стихотворение вызывает уважение к труду, акцентирует внимание на судьбе индивидуальных людей и их вкладе в историю. Таким образом, стихотворение пробуждает в нас осознание не только значимости дяди Стёпы, но и всех людей, чья работа способствовала прогрессу и развитию общества

Смысл и символика персонажа

Персонаж дядя Стёпа в стихотворении Сергея Михалкова является столяром. Эта профессия подчеркивает не только его реальное занятие, но и символическое значение.

Столяр – это ремесленник, работник, умеющий создавать что-то из дерева. В литературе часто используется образ столяра как символа мастерства и умения творить. Дерево в свою очередь может быть интерпретировано как символ жизни, природы, естественной красоты.

Дядя Стёпа в стихотворении предстаёт перед нами как простой, но гордый человек, владеющий своим ремеслом и сумеющий создать что-то новое из дерева. Это символизирует его способность к творчеству, к созданию красоты вокруг себя.

Но несмотря на своё мастерство, столярский образ персонажа также отражает отношение общества к ремесленникам, к тем, кто работает руками. Дядя Стёпа, как и многие столяры своего времени, принужден выполнять тяжелую работу, получая мало признания и вознаграждения.

Таким образом, персонаж дядя Стёпа несет в себе двойственную символику: он является символом мастерства и творчества, но также воплощает социальные проблемы и неравенство в обществе. Этот образ приводит к задумке и вызывает сочувствие у читателя.

Читательский дневник по поэме «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова

Название произведения: «Дядя Стёпа».

Число страниц: 64.

Жанр: поэма.

Главные герои: дядя Стёпа.

Второстепенные герои: ребята.

Характеристика главных героев:

Степан Степанов, дядя Стёпа. Очень высокий человек по прозвищу Каланча. Добрый и отзывчивый. Стал милиционером, чтобы помогать людям.

Характеристика второстепенных героев:

Ребята. Шумные, весёлые, добрые.

Краткое содержание «Дяди Стёпы»

У заставы Ильича жил очень высокий гражданин, которого все звали дядя Стёпа. Его принимали за чемпиона и очень уважали. Ведь он всем всегда помогал. Ребятам он снимал с проводов воздушных змеев, поднимал маленьких на парадах, а однажды спас из реки мальчика Васю Бородина.

Стёпа остановил поезд и вытащил из пожара голубей. А потом ушёл служить на флот.

По окончании службы Стёпа вернулся домой и стал милиционером. Теперь он следил за порядком в городе. Он чинил светофоры, помогал найти маленького мальчика, был грозой хулиганов.

Однажды, бабушка оторвалась на льдине и поплыла по реке. Но Степанов легко достал её руками прямо с моста.

Прошло время и Стёпа женился на девушке Манечке. У него родился сын Егор, такой же богатырь, как и отец.

План произведения:

  1. Очень высокий гражданин.
  2. Помощь ребятам.
  3. Служба на флоте.
  4. Возвращение.
  5. Милиционер.
  6. Гроза хулиганов.
  7. Старушка на льдине.
  8. Сын Егор.

Основная мысль «Дяди Стёпы»

Главная мысль поэмы в том, что человека уважают не за рост, а за добрые дела.

Основная идея поэмы состоит в том, что каждый может стать героем, если будет помогать другим людям.

Чему учит произведение

Поэма учит быть добрыми, честными, отзывчивыми. Учит помогать другим людям, ответственно относиться к своим обязанностям. Учит бороться со злом и горячо любить свою Родину.

Краткий отзыв по произведению «Дядя Стёпа» для читательского дневника

Это стихотворение написал знаменитый детский писатель Сергей Михалков. Он писал его много лет, постоянно дополняя новыми историями о приключениях главного героя.

Этот герой очень необычный. Он высокого роста и зовут его дядя Стёпа.

Но не ростом прославился герой, не из-за этого его полюбили дети. Степан совершал очень хорошие, добрые поступки и всегда помогал даже незнакомым людям.

Он был очень отзывчивым и хорошим человеком.

Я всем советую прочитать это стихотворение, потому что оно учит добру и любви к Родине.

Пословицы к произведению:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Друг познаётся в беде.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Словарь неизвестных слов:

  • Застава — район на окраине города.
  • Каланча — башня для наблюдения за пожарами.
  • Задаром — бесплатно.
  • Линкор — военный корабль.
  • Салазки — санки.

Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:

  • «Новогодняя быль»
  • «Мой щенок»
  • «Как друзья познаются»
  • «Бараны»
  • «Сами виноваты»
  • «Не стоит благодарности»
  • «Упрямый козлёнок»

Библиотека произведений автора пополняется.

Проблемы героя

Каждое сочинение по книге «Дядя Степа» — это и перечень проблем, с которыми сталкивался милиционер из-за своего роста:

  • он мог ездить только на слоне, так как ни осел, ни лошадь, ни даже верблюд не выдерживали веса великана;
  • он не мог стрелять в тире, так как его руки были слишком длинны;
  • на веселых маскарадах Степанову не было смысла надевать маску, так как все его узнавали по телосложению.

И вот однажды герой спасает от гибели ребенка. Он услышал крики о помощи и заметил, что в реке бултыхается его знакомый — мальчик Вася Бородин. Великан бросился в реку и вытащил мальчика.

А в следующий раз отважный милиционер спас голубей, которые оказались в самом эпицентре пожара. Пожарники пригласили его работать к себе в службу, но он решил отправиться служить на флот. На этом первая часть стиха заканчивается.

Герой долго отсутствовал в городе, и дети ужасно соскучились по своему высокому другу. А когда Степан вернулся, то собрал всех своих маленьких соседей и принялся им рассказывать интересные истории о своих приключениях на море. И с тех пор все горожане стали с гордостью говорить о нем как о моряке Маяке.

Что понравилось

Сергей Михалков / Wikimedia

Какие символы зашифрованы в образе дяди Стёпы?

Интересно понять, когда же родился дядя Стёпа.

Путём нехитрых вычислений мы можем выяснить, что если в 1935 году дядя Стёпа ещё не служил в армии – то родился он, скорее всего, в 1917 году, в год революции.

Нигде мы не можем найти упоминания о его родителях и других родственниках – кто его мать, кто отец, с кем он живет? Исследователи считают, что это тоже не случайно: фамилии, повторяющие имя, в те годы часто давали детдомовцам.

Мы также почти ничего не знаем о характере дяди Стёпы, не знаем, как он проводит свободное время, что ему нравится, что не нравится. По сути, он лишен личностных характеристик, а его поступки – это чистое исполнение функции, нужной в данный момент и в данном месте. Таким образом, дядя Стёпа – это новый тип советского героя, героя массового. Хоть в чем-то дядя Стёпа и особенный, но равняться на него может каждый.

В этом смысле показательны иллюстрации, которые художники создавали к произведению. Например, дядя Стёпа от Ювеналия Коровина напоминает о традиции изображения советских спортсменов, пловцов, атлетов – тоже унифицированных, знаковых символов советской эпохи.

Как дядя Стёпа стал именно милиционером?

Дядя Стёпа вернулся с фронта в 1944 году – то есть, спустя 8 лет отсутствия в Москве. В этот срок вошли 4 года службы по призыву и почти 4 года войны, когда дядя Стёпа воевал вместе с моряками Балтийского флота и защищал Ленинград. По возвращению он становится постовым милиционером.

Почему дядя Стёпа нравится и современным детям?

Дядя Стёпа не теряет популярности. Сменяются эпохи, приходят и уходят тренды и тенденции в детской литературе – а забавные строки поэмы Михалкова всё так же веселят малышей. Ритмичность стихов, понятный, близкий детям юмор, хороший и чистый русский язык, вечные ценности неравнодушия к чужой беде – всё это делает произведение Сергея Михалкова полностью актуальным вне рамок идеологических рамок и устаревших реалий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: