Анализ произведения
В стихотворении представлен один главный герой — дядя Степа.
Краткое содержание
В доме под номером 8/1 проживает самый высокий человек в городе — милиционер Степан Степанов. Из-за своего роста он испытывает сложности с покупкой одежды и обуви. Каланча настолько высокий, что его голова выше забора. Местные псы громко лают при виде героя, поскольку принимают его за вора.
Великан обладал прекрасным аппетитом и с легкостью съедал двойную порцию. В кинотеатре его всегда просили садиться на пол, чтобы другие зрители тоже могли насладиться просмотром. Когда Степанов появлялся на стадионе, все думали, что перед ними настоящий чемпион.
Местные ребятишки любили и уважали дядю Степу. Он был их помощником, подавал хороший пример: рано вставал, соблюдал гигиену.
Единственным животным, на котором мог ездить великан, был слон. В тир Степан не ходил, так как длинные руки мешали ему стрелять. Когда в городе проходил карнавал, дядю Степу узнавали даже за маской.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа.
Он состоит из следующих пунктов:
- Великан по прозвищу Каланча.
- Проблемы, с которыми сталкивается милиционер.
- Степанов подает хороший пример детям.
- Животное для великана.
- Спасение школьника.
- Голуби и пожар.
- Милиционер решил стать моряком.
- Возвращение Каланчи.
- Новое прозвище.
Основная мысль
Стихотворение учит:
- доброте;
- порядочности;
- справедливости;
- помогать тем, кто оказался в беде;
- достигать своих целей;
- приносить пользу обществу;
- судить о человеке по его внутреннему миру;
- стараться быть примером для подражания.
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку. Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы. Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит. Хотите посмотреть?
— Что это?
— Верно — это книги. А что делают с книгами? Верно читают
— А как называется профессия людей, которые пишут стихи, сказки? (поэт, писатель)
— Вот и в этой коробке лежат книги, хотите узнать кто же написал эти стихи и сказки? Садитесь поудобнее, нам предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора. А какого — я вам сейчас расскажу.
1. Основной этап
— Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (педагог демонстрирует портрет Михалкова)
— Верно, это портрет. А кто на нём изображён, вы знаете?
— Ребята, это Сергей Владимирович Михалков — писатель. Он написал много разных сказок и стихотворений для детей. Даже когда он был маленький, как вы, уже тогда написал несколько стихов. Посмотрите на него и скажите, как вы думаете, какие у него глаза: добрые или злые?
— Я тоже думаю, что добрые. Ведь у него такие добрые произведения. А еще Сергей Михалков является автором гимна России. Гимн — это главная песня нашей страны, которая исполняется в торжественных случаях, на всех торжественных мероприятиях, например, когда наши земляки соревнуются в спортивных мероприятиях. Гимн России исполняют и слушают стоя. Давайте послушаем его.
Прослушивание гимна России.
— Сегодня мы познакомимся с его интересным стихотворением, которое называется «Дядя Степа». Но сначала скажите, что бывает низким (дом, человек, а что высоким (дерево, человек). А Сергей Михалков написал произведение об очень высоком человеке. Вот он – дядя Стёпа. (педагог демонстрирует портрет дяди Стёпы). Хотите послушать?
Педагог читает стихотворение.
— А сейчас немного отдохнём и продолжим после зажигательной физминутки, слова которой тоже были написаны Сергеем Владимировичем Михалковым.
Физминутка.
Проводится ритмическая разминка под мелодию «Песенка друзей».
Беседа по прочитанному произведению «Дядя Стёпа» :
— Кто написал его?
— Как выглядел дядя Степа?
— Где он жил? В каком городе? (Ленинград)
— Ребята, раньше, когда Сергей Михалков писал это стихотворение, знакомый вам город Санкт- Петербург назывался Ленинградом. Оттуда нам и прислали посылку.
— Как в стихотворении говорится, что он был большой?
— Как вы думаете, дядя Степа добрый или злой? Почему?
— Чем он занимался?
— Какие еще добрые дела мог совершить дядя Степа?
— Какие прозвища, в шутку, в произведении давали дяде Стёпе (каланча, маяк).
— Кем стал дядя Степа? (моряком)
— Молодцы. Но все ли знают, что такое каланча и маяк?
— Дети, каланча – это такая высокая башня для наблюдений, которая находится при пожарной части. А маяк — высокая башня в море или на острове с сигнальными огнями и большим фонарём – прожектором, который освещается море, показывая путь кораблям.
— Молодцы, внимательно меня слушали.
— Давайте поиграем и представим, что мы с вами тоже писатели? Предлагаю сочинить новую историю о приключениях дяди Стёпы. Какие еще добрые дела он мог бы совершить? Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму. Готовы? Итак, слушайте:
-Дядя Степа слышит. (Крик)
Помогите, помогите!
У пруда кричит. (малыш).
Дядя Степа. (подбежал)
Малыша на руки (взял,
Что случилось у тебя?
Я пришел суда с. (собакой)
Мы играли у пруда
Вдруг Дружок увидел. (кошку)
И за нею побежал и наверное (пропал!
Потому что очень долго
Не идет обратно он.
Где же он куда (пропал?
Дядя Степа улыбнулся
Малышу он (подмигнул,
Через пруд (перешагнул,
И увидели они,
Как сидит Дружок (один)
На полянке у пруда
В ожидании. (малыша).
И хозяин и щенок очень рады встрече.
Дядя Степа вновь. (помог)
И не важно кто ты. Если ты попал в (беду)
Если ты попал в (беду)
Дядя Степа на чеку
И всегда. (поможет!
— Молодцы, ребята, у нас с вами получилось неплохое новое стихотворение о дяде Степе. Думаю, что Сергей Михалков был бы очень рад, что мы читаем его произведения и равняясь на них, сочиняем свои.
1. Заключительный этап.
— Ребята, вы знаете, а тут на дне коробки ещё что – то лежит. Давайте посмотрим (дети с педагогом заглядывают в коробку).
— Вот это да! Нам в подарок прислали ещё и раскраски про дядю Стёпу! Давайте скорее займём места за столами и примемся за дело!
Дядя Степа — ветеран
Жил в Москве Степан Степанов
Знатный милиционер.
А теперь Степан Степанов —
Рядовой пенсионер.
Ветеран в годах немалых,
Человек уже седой.
Изо всех людей бывалых
Все же самый молодой.
Не сидит Степанов дома,
Не глядит весь день в окно
И не ищет он знакомых,
Чтоб сразиться в домино.
Чем же занят дядя Степа,
Детства нашего герой?
Как и прежде, дядя Степа
Крепко дружит с детворой.
Взять, к примеру, стадион —
Где ребята, там и он!
В зоопарк ребят ведут —
Дядю Степу дети ждут.
Вот своим широким шагом
Через площадь он идет.
А вокруг детей ватага —
Любознательный народ.
— Расскажите, дядя Степа,
Как живет ваш сын Егор?
— Покажите, дядя Степа,
Как глядеть через забор?—
Дядя Степа рад стараться:
— Покажу! Смотрите, братцы!..
— Он не знает чувства меры,—
Говорят пенсионеры.
— Дядя Степа и сейчас
Хочет быть моложе нас!
_____
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстает по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок.
Вот что значит — табачок!
Дядя Степа брови хмурит:
— Кто из вас, ребята, курит?
Я курящих не терплю!
Сам здоровье не гублю!
Вы — сознательный народ!
Тот, кто курит, шаг вперед!
За себя один в ответе,
Покраснев при всех как рак,
Пятиклассник Рыбкин Петя
Сделал требуемый шаг.
Что тут много говорить?
— Обещаю не курить!
Подмигнул Степанов детям,
Руку мальчику пожал…
Знают все, что Рыбкин Петя
Слово данное сдержал.
_____
Высоту берет пехота —
В наступлении войска.
Как лягушку, из болота
Кто-то тянет «языка».
Даже девочкам не спится,
Им, медсестрам, не до сна…
То идет игра «Зарница» —
Не военная война.
Дядя Степа на пригорке
Да еще на бугорке
Наблюдает взглядом зорким
За сраженьем вдалеке.
Подбежал Вертушкин Митя,
Просит взводный командир:
— Дядя Степа! Хоть пригнитесь!
Вы ж такой ориентир!
Дядя Степа улыбнулся,
Но послушался — пригнулся.
Видит бывший старшина:
Хоть играют, а война!
_____
Окружили дядю Степу,
Прямо в штаб ведут его:
— Признавайтесь, дядя Степа,
Вы «болели» за кого?
— Я не буду отвечать,
Мне положено молчать.
Я задержан. Я в плену.
Ни словечка не сболтну!
_____
Как-то утром дядю Степу
Повстречали во дворе;
— Вы куда?
— Лечу в Европу!
Дома буду в сентябре.
Есть билет и есть путевка,
Самолет Москва — Париж.
Отказаться ведь неловко:
И не хочешь — полетишь!
Все заходят в самолет:
— Ну, вези, Аэрофлот!
Дядя Степа в кресло сел,
Пристегнулся. Завтрак съел.
Только в руки взял газету —
Что такое? Прилетел!
На три точки приземлился
И в Париже очутился.
Башню Эйфеля в Париже
Дядя Степа посетил.
«Вы, конечно, чуть пониже!» —
Переводчик пошутил.
В старой ратуше туристов
Принимал почтенный мэр,
За Париж бокал искристый
Поднял наш пенсионер.
Сидя рядом с партизаном,
О Москве поговорил,
Двум рабочим-ветеранам
По матрешке подарил.
Дядю Степу приглашали
И в музей, и в ресторан
И повсюду представляли:
«Это — русский великан!»
И однажды, с чемоданом
Сквозь рентген пройдя сперва,
Сел турист Степан Степанов
В самолет Париж — Москва.
У окошка в кресло сел.
Пристегнулся. Завтрак съел.
Только взялся за газету —
Что такое? Прилетел!
— Как леталось, дядя Степа?
— Как здоровье?
— Как Европа?—
А Степанов всем в ответ:
— Лучше дома — места нет!
_____
В пятом классе сбор отряда.
Всем на сбор явиться надо!
Объявляется аврал:
Дядя Степа захворал!
Дядя Степа простудился
И в кровати очутился.
А друзья уж тут как тут:
Те вошли, а эти ждут…
Кто несет ему варенье,
Кто свое стихотворенье,
Кто заваривает чай:
— Дядя Степа! Вот малина,
Пейте вместо аспирина!
— Дядя Степа! Не скучай!..
И, растрогана вниманьем,
Благодарности полна,
Всех встречает тетя Маня —
Дядистепина жена.
Не прошло еще недели,
Дядя Степа встал с постели,
Вышел в пятницу во двор,
А навстречу сын Егор.
Повстречались сын с отцом,
Каждый смотрит молодцом!
— Можешь нас поздравить с дочкой!
Космонавт отцу сказал…
Надо здесь поставить точку.
Дядя Степа дедом стал!
Ветеран Степан Степанов,
Если здраво посмотреть,
Должен поздно или рано,
К сожаленью, умереть.
Удивительное дело:
День за днем, за годом год,
Столько весен пролетело,
А Степанов все живет!
Он и пенсию имеет,
И преклонные года,
Но уже не постареет
Ни за что и никогда!
Те, кто знал его когда-то
И ходил с ним в детский сад,
Те сегодня бородаты
И знакомят с ним внучат.
Дядя Степа с ними дружит —
Он ребятам верно служит
И готов всегда, везде
Им помочь в любой беде.
Знают взрослые и дети,
Весь читающий народ,
Что, живя на белом свете,
Дядя Стёпа не умрёт!
Вклад персонажа в общий образ стихотворения
Персонаж дяди Стёпы является важной составляющей общего образа стихотворения Сергея Михалкова. Он представлен как столяр – профессионал, мастер своего дела
Стихотворение передает образ трудолюбивого и умелого человека, который своей художественной деятельностью приносит пользу и радость окружающим. Дядя Стёпа является символом ручного труда, творчества и человеческого мастерства.
Описывая дядю Стёпу, Михалков подчеркивает его умение создавать что-то прекрасное и полезное. Персонаж олицетворяет определенные ценности – постоянство, усердие и талант, которые находят отражение и признание в обществе. Его профессионализм и преданность своей работе вселяют уважение и доверие.
Влияние дяди Стёпы на общий образ стихотворения проявляется в создании атмосферы гармонии и благополучия. Труд столяра становится метафорой для создания и поддержания домашнего уюта. Этот образ символизирует стабильность и надежность, отражает идеал человека, которому можно доверить свои заботы и ожидать высокого качества работы.
Таким образом, вклад персонажа дяди Стёпы в общий образ стихотворения заключается в передаче ценностей ручного труда и творческого подхода к делу
Он придает стихотворению глубину смысла и воспевает важность каждого профессионала в обществе
Тема стихотворения
Тема стихотворения «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова — ностальгическое описание жизни простых людей, их непростых судеб и трудовых будней. В стихотворении затрагивается вопрос коллективизации, промышленной и общественной мобилизации, а также столкновение между старыми и новыми ценностями.
Центральным персонажем стихотворения является дядя Стёпа, который работал столяром. Столярство — древняя профессия, связанная с изготовлением мебели и других изделий из дерева. В советское время столяры были очень востребованы, так как необходимость в мебели была очень высокой из-за строительства новых домов и развития промышленности.
Столярство было одной из важных отраслей советской промышленности. Работа столяра требовала высокого мастерства, аккуратности и умения работать с деревом. Столяры создавали прочные и красивые предметы мебели, добавляя уют и комфорт в обычные жилища людей.
В стихотворении «Дядя Стёпа» изображается душевная связь между главным героем и родным домом. Дядя Стёпа очень привязан к своему столу и к другим предметам мебели, которые сделал своими руками. Он гордится своим мастерством и любит свою работу. Это отражает прочность и стабильность советского общества, где ценились умение трудиться и творческий потенциал каждого человека.
Таким образом, тема стихотворения «Дядя Стёпа» описывает важность труда, его роли в жизни людей и связи между прошлым и настоящим, между простыми людьми и их трудовыми достижениями
О чём стихотворение?
В стихотворении Сергея Михалкова «Дядя Стёпа» рассказывается история о персонаже, который был столяром и мастером своего дела. Дядя Стёпа, как утверждает автор, строил фабрики, заводы и корабли. Он был специалистом в своей области и отличался своим профессионализмом и навыками.
Строительство является одним из главных мотивов в стихотворении
С помощью строительных образов автор передает идею о силе труда и важности рукотворного труда. Также стихотворение затрагивает тему важности сохранения памяти о людях, они ушедших, их прошлого и их роли в нашей жизни
Используя образ дяди Стёпы, автор возводит памятник простому работяге, который сделал много для развития страны
Стихотворение вызывает уважение к труду, акцентирует внимание на судьбе индивидуальных людей и их вкладе в историю. Таким образом, стихотворение пробуждает в нас осознание не только значимости дяди Стёпы, но и всех людей, чья работа способствовала прогрессу и развитию общества
Смысл и символика персонажа
Персонаж дядя Стёпа в стихотворении Сергея Михалкова является столяром. Эта профессия подчеркивает не только его реальное занятие, но и символическое значение.
Столяр – это ремесленник, работник, умеющий создавать что-то из дерева. В литературе часто используется образ столяра как символа мастерства и умения творить. Дерево в свою очередь может быть интерпретировано как символ жизни, природы, естественной красоты.
Дядя Стёпа в стихотворении предстаёт перед нами как простой, но гордый человек, владеющий своим ремеслом и сумеющий создать что-то новое из дерева. Это символизирует его способность к творчеству, к созданию красоты вокруг себя.
Но несмотря на своё мастерство, столярский образ персонажа также отражает отношение общества к ремесленникам, к тем, кто работает руками. Дядя Стёпа, как и многие столяры своего времени, принужден выполнять тяжелую работу, получая мало признания и вознаграждения.
Таким образом, персонаж дядя Стёпа несет в себе двойственную символику: он является символом мастерства и творчества, но также воплощает социальные проблемы и неравенство в обществе. Этот образ приводит к задумке и вызывает сочувствие у читателя.
Читательский дневник по поэме «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова
Название произведения: «Дядя Стёпа».
Число страниц: 64.
Жанр: поэма.
Главные герои: дядя Стёпа.
Второстепенные герои: ребята.
Характеристика главных героев:
Степан Степанов, дядя Стёпа. Очень высокий человек по прозвищу Каланча. Добрый и отзывчивый. Стал милиционером, чтобы помогать людям.
Характеристика второстепенных героев:
Ребята. Шумные, весёлые, добрые.
Краткое содержание «Дяди Стёпы»
У заставы Ильича жил очень высокий гражданин, которого все звали дядя Стёпа. Его принимали за чемпиона и очень уважали. Ведь он всем всегда помогал. Ребятам он снимал с проводов воздушных змеев, поднимал маленьких на парадах, а однажды спас из реки мальчика Васю Бородина.
Стёпа остановил поезд и вытащил из пожара голубей. А потом ушёл служить на флот.
По окончании службы Стёпа вернулся домой и стал милиционером. Теперь он следил за порядком в городе. Он чинил светофоры, помогал найти маленького мальчика, был грозой хулиганов.
Однажды, бабушка оторвалась на льдине и поплыла по реке. Но Степанов легко достал её руками прямо с моста.
Прошло время и Стёпа женился на девушке Манечке. У него родился сын Егор, такой же богатырь, как и отец.
План произведения:
- Очень высокий гражданин.
- Помощь ребятам.
- Служба на флоте.
- Возвращение.
- Милиционер.
- Гроза хулиганов.
- Старушка на льдине.
- Сын Егор.
Основная мысль «Дяди Стёпы»
Главная мысль поэмы в том, что человека уважают не за рост, а за добрые дела.
Основная идея поэмы состоит в том, что каждый может стать героем, если будет помогать другим людям.
Чему учит произведение
Поэма учит быть добрыми, честными, отзывчивыми. Учит помогать другим людям, ответственно относиться к своим обязанностям. Учит бороться со злом и горячо любить свою Родину.
Краткий отзыв по произведению «Дядя Стёпа» для читательского дневника
Это стихотворение написал знаменитый детский писатель Сергей Михалков. Он писал его много лет, постоянно дополняя новыми историями о приключениях главного героя.
Этот герой очень необычный. Он высокого роста и зовут его дядя Стёпа.
Но не ростом прославился герой, не из-за этого его полюбили дети. Степан совершал очень хорошие, добрые поступки и всегда помогал даже незнакомым людям.
Он был очень отзывчивым и хорошим человеком.
Я всем советую прочитать это стихотворение, потому что оно учит добру и любви к Родине.
Пословицы к произведению:
- Жизнь дана на добрые дела.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Друг познаётся в беде.
- Другим не поможем, сами пропадём.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Словарь неизвестных слов:
- Застава — район на окраине города.
- Каланча — башня для наблюдения за пожарами.
- Задаром — бесплатно.
- Линкор — военный корабль.
- Салазки — санки.
Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:
- «Новогодняя быль»
- «Мой щенок»
- «Как друзья познаются»
- «Бараны»
- «Сами виноваты»
- «Не стоит благодарности»
- «Упрямый козлёнок»
Библиотека произведений автора пополняется.
Проблемы героя
Каждое сочинение по книге «Дядя Степа» — это и перечень проблем, с которыми сталкивался милиционер из-за своего роста:
- он мог ездить только на слоне, так как ни осел, ни лошадь, ни даже верблюд не выдерживали веса великана;
- он не мог стрелять в тире, так как его руки были слишком длинны;
- на веселых маскарадах Степанову не было смысла надевать маску, так как все его узнавали по телосложению.
И вот однажды герой спасает от гибели ребенка. Он услышал крики о помощи и заметил, что в реке бултыхается его знакомый — мальчик Вася Бородин. Великан бросился в реку и вытащил мальчика.
А в следующий раз отважный милиционер спас голубей, которые оказались в самом эпицентре пожара. Пожарники пригласили его работать к себе в службу, но он решил отправиться служить на флот. На этом первая часть стиха заканчивается.
Герой долго отсутствовал в городе, и дети ужасно соскучились по своему высокому другу. А когда Степан вернулся, то собрал всех своих маленьких соседей и принялся им рассказывать интересные истории о своих приключениях на море. И с тех пор все горожане стали с гордостью говорить о нем как о моряке Маяке.
Что понравилось
Сергей Михалков / Wikimedia
Какие символы зашифрованы в образе дяди Стёпы?
Интересно понять, когда же родился дядя Стёпа.
Путём нехитрых вычислений мы можем выяснить, что если в 1935 году дядя Стёпа ещё не служил в армии – то родился он, скорее всего, в 1917 году, в год революции.
Нигде мы не можем найти упоминания о его родителях и других родственниках – кто его мать, кто отец, с кем он живет? Исследователи считают, что это тоже не случайно: фамилии, повторяющие имя, в те годы часто давали детдомовцам.
Мы также почти ничего не знаем о характере дяди Стёпы, не знаем, как он проводит свободное время, что ему нравится, что не нравится. По сути, он лишен личностных характеристик, а его поступки – это чистое исполнение функции, нужной в данный момент и в данном месте. Таким образом, дядя Стёпа – это новый тип советского героя, героя массового. Хоть в чем-то дядя Стёпа и особенный, но равняться на него может каждый.
В этом смысле показательны иллюстрации, которые художники создавали к произведению. Например, дядя Стёпа от Ювеналия Коровина напоминает о традиции изображения советских спортсменов, пловцов, атлетов – тоже унифицированных, знаковых символов советской эпохи.
Как дядя Стёпа стал именно милиционером?
Дядя Стёпа вернулся с фронта в 1944 году – то есть, спустя 8 лет отсутствия в Москве. В этот срок вошли 4 года службы по призыву и почти 4 года войны, когда дядя Стёпа воевал вместе с моряками Балтийского флота и защищал Ленинград. По возвращению он становится постовым милиционером.
Почему дядя Стёпа нравится и современным детям?
Дядя Стёпа не теряет популярности. Сменяются эпохи, приходят и уходят тренды и тенденции в детской литературе – а забавные строки поэмы Михалкова всё так же веселят малышей. Ритмичность стихов, понятный, близкий детям юмор, хороший и чистый русский язык, вечные ценности неравнодушия к чужой беде – всё это делает произведение Сергея Михалкова полностью актуальным вне рамок идеологических рамок и устаревших реалий.