Краткое содержание
В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Главы: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Х/Фильм — Мультфильм — Аудиокнига
Рассказ о творчестве писателя
История создания сказа «Левша»
Николай Семенович Лесков появился на свет в селе Горохове недалеко от Орла 4 февраля 1831 г. Он был старшим ребенком в семействе, в котором родилось еще 6 детей. О своем происхождении Лесков говорил, что он из «колокольных дворян», его предками были представители дворянства и духовенства. Его отец был сыном потомственного священника, получил образование в семинарии, но вопреки семейной традиции не стал священнослужителем, а пошел работать в Орловскую уголовную палату следователем. За успехи на службе был удостоен дворянского титула. Мать Николая происходила из обедневшей московской дворянской семьи. Детство Николай провел в имении Горохово у родственников матери, затем на хуторе Панино, который приобрел отец, и в городе Орле. С 1841 г. по 1846 г. учился в гимназии.
С 1847 г. Николай служил писарем в Орловской уголовной палате. Вскоре после смерти отца от холеры в пожаре сгорело почти все имущество семьи. В 1849 г. мать Николая отправила в Киев к своему брату, профессору медицины С. Алферьеву, который устроил юношу писарем в Казенную палату. В свободное время Лесков вольнослушателем ходил на лекции в Киевском университете. Также в это время он серьезно занимался изучением языков, интересовался культурой, искусством и зодчеством Древней Руси.
В 1857 г. Николай Лесков ушел со службы, нанялся в сельскохозяйственную компанию «Шкотт и Вилькенс». Лесков три года ездил по делам компании почти по всей России, изучал «до мельчайших подробностей» народную жизнь. В 1860 г. переехал в Петербург, чтобы попробовать свои силы в журналистике. Лесков писал очерки, статьи и фельетоны для нескольких изданий: «Петербургских ведомостей», «Отечественных записок», «Русской речи» и др. С 1862 г. стал постоянным автором «Северной пчелы», в качестве журналиста этого издания побывал в длительной творческой командировке, объездил Прибалтику, Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Францию.
Со временем Лесков начал пробовать свои силы как писатель. В 1863 г. вышел его первый роман «Некуда», который получил негативные отзывы критиков-демократов. Следующие романы «Обойденные» и «На ножах» он написал о том, какими бедствиями могут обернуться увлечения социалистическими идеями, вызвавшими подъем революционно-демократического движения в 60-годы XIX в. Революционеры в его произведениях представлены людьми, которые рассуждают о народном благе, но не понимают проблем народа, призывают к бессмысленным бунтам. Будущее России Лесков видел не в революционных преобразованиях, а в духовном преображении общества.
Многие прогрессивные люди того времени не понимали жизненных принципов Лескова и его творчество, которое только к концу жизни писателя обрело своих почитателей. Л. Толстой говорил, что Лескова современники не понимают, потому что он – «писатель будущего». Умер Лесков в Петербурге 21 февраля 1895 г.
Более 20 лет произведения Лескова демократические критики называли «позором русской литературы», их публиковали лишь в непопулярных журналах. Творчество Лескова не признавали ни либералы, ни демократы, ни консерваторы. Лесков сам был далек от политики и участия в общественных движениях. Основной в его произведениях была тема праведничества русского человека, его духовные искания. Праведником называли человека, живущего по нравственным законам, готового к самопожертвованию. Одним из самых ярких образов «праведника» в произведениях писателя стал главный герой из «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе», который увидел свет в 1881 году. Напечатано произведение было в журнале «Русь», но внимания к себе не привлекло. Но этому небольшому сказу суждено было стать самым известным произведением Лескова.
Есть еще в истории сказа «Левша» любопытное обстоятельство. В предисловии к первому изданию «Левши» автор написал, что сказ записан им со слов оружейника в Сестрорецке, уроженца Тулы, переселившегося на север во времена правления Александра I. Этот почтенный старец-сказитель помнил старину, царствование Николая I, следовал «старой вере» и почитал божественные книги. Но после Лесков признался, что сам сочинил сказ, персонаж Левши им был придуман, а замысел возник из прибаутки народных оружейников: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». В этом высказывании отражено соперничество русских мастеров с английскими, гордость оружейников своим умением. Предисловие автор убрал из последующих изданий.
Н.С. Лесков
Вариант 2
Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.
Ключевым персонажем повести является Левша, изображенный в качестве неказистого нищего мужичонки, кузнечного дела мастером, отличающего сильным характером, уверенностью в себе не только относительно жизни, но и в отношении выполняемой им работы и ее качестве.
Герой с достоинством и смелостью общается не только с русским государем, но и с представителями иностранных держав. Будучи отправленным на чужбину, он с увлечением изучает диковинные изделия заграничных мастеров, стремясь постичь их премудрости, а также продемонстрировать собственную смекалку и умение с целью доказать великие возможности своей отчизны.
Левша характеризуется автором как патриотичный, одаренный природой человек, отличающийся христианской нравственностью, на долю которого выпадает немало жизненных испытаний.
Произведение представляет собой повествование в виде сказания, но имеющего отличия от традиционного жанра сказа, который нацелен на устную речь и ведение рассказа от имени непосредственного участника, происходящего.
Лесковская повесть использует в своем содержании неповторимое авторское своеобразие, выражающееся в использовании баснословия, смены манеры изложения событий на протяжении повествования, а также применение различных художественно-литературных приемов, которые передают мотивы народного поэтического творчества (тавтологии, глаголы с приставкой, уменьшительно-ласкательные слова и выражения, видоизмененные поговорки).
Кроме того, писатель использует в произведении многочисленные неологизмы, заключенные в описании предметов, действий, состояния. Эмоций, которые позволяют продемонстрировать особенную литературную игру.
Акцент в повести делается автором на тесном сплетении в содержании реалистичности, трагичности и комичности, подчеркивая существующие общественные проблемы в виде социального неравенства в государстве.
Написанная народным языком повесть наполняется тонкой авторской иронией, созвучной русского национальному характеру.
Суть
В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.
Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.
Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.
Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.
Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.
Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.
Жанр, направление
Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.
Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.
Самобытность языка сказа «Левша»
Народная сказовая манера повествования. Вымышленные и реальные герои в сказе
Многие полагали, что Лесков воспользовался фольклорным сюжетом, настолько произведение напоминало народные сказы. Жанр сказа опирается на народные предания, основанные на реальных историях. В сказе Лескова присутствуют фольклорные элементы, но история Левши – это авторский вымысел. Николай Лесков стал непревзойденным мастером сказа, особого повествования, передающего простонародную манеру речи.
История дана от лица рассказчика-сказителя, который представляется читателю простым мастеровым или ремесленником. Лескову достаточно достоверно удалось создать образ рассказчика, который производит впечатление человека неглупого и любознательного, но малообразованного. Его неправильно построенная речь изобилует просторечными словами. Услышанные где-то ученые слова и термины он использует не совсем грамотно.
Своеобразный язык сказа эмоционально окрашен, неправильно употребленные слова и выражения создают комический эффект в литературном произведении. Используются рассказчиком в «Левше» необычные слова: пирамиды – «керамиды», микроскоп – «мелкоскоп», тужурок – «тужурные жилетки», пудинг – «студинг», аптека напротив – «противная аптека», таблица умножения – «долбица умножения», «полицейские – «публицейские», бульвар – «гульвар», барометр – «буреметр» и пр.
Эти ошибки хотя и смешны, но не лишены закономерности, в них отразилось народное понимание вещей. Рассказчик искажает названия незнакомых и чужестранных вещей в соответствии со своими представлениями о них. Такие произвольные толкования слов относят к области народной этимологии. Однако подобные «неправильные» слова не затрудняют чтение, а создают атмосферу непринужденного рассказа человека из народа.
В сказе аллегорически сочетаются вымысел и реалии. Действие сказа «Левша» связано с историческими событиями, реальными людьми и географическими названиями. Есть упоминание о Венском конгрессе (1814 г.-1815 г) после которого Александр I решил в европейских государствах «чудес посмотреть», рассказывается и о кончине царя в Таганроге в 1825 году. После повествуется о правлении Николая I, который в отличие от брата, не хотел признавать превосходство иностранных мастеров, стремился доказать с помощью народных умельцев высокий уровень мастерства русских. В народном понимании взгляды двух императоров о способностях русских мастеров противоположны. Исторические личности, их поведение и поступки описаны с точки зрения простолюдина.
Реальным лицом был и атаман Платов, который в сказе служил обоим императорам. Настоящий же М. И. Платов в числе отличившихся полководцев сопровождал в 1814 г.-1815 г. Александра I в поездке по Европе и посетил с ним Лондон. Но атаман не мог состоять на службе при Николае I, потому что скончался в 1817 г.
В сказе «Левша» атаман Платов – человек простого звания, дослужившийся до высокого положения благодаря своей храбрости на войне. Не боится он высказывать свое мнение и императору, атаман – человек с широкой русской душой, крутым характером. Платова «царедворцы терпеть не могли» за его веру в способности русского народа, да и он царскую свиту не жаловал. Но поражает равнодушие Платова к судьбе Левши, не принятого в больницы из-за отсутствия документов, оставшихся дома по вине атамана, который увез его в спешке. Платов потешил свое честолюбие, поразив императора и англичан умением туляков. Сначала он наградил Левшу, но после отказался помочь умирающему умельцу.
Платов и Левша
Никто не посчитал нужным позаботиться о бедном человеке, отстоявшем честь страны. Равнодушие и недальновидность царских чиновников привели к отставанию России в техническом развитии от европейских стран. Противопоставлены качествам чиновников жизнестойкость народного характера, гуманные и нравственные принципы простого человека, у которого «хоть и шуба овечкина, но душа человечкина».
В повествовании встречаются еще имена реальных людей того времени. Дипломатично «пускает пыль в глаза» министр иностранных дел граф К.В. Нессельроде, называемый рассказчиком «Кисельвроде». Левшу по его распоряжению перед поездкой в Англию не только подстригли, помыли, но и приодели в кафтан с «придворного певчего», чтобы произвести впечатление, что у мастера какой-нибудь чин пожалованный есть. В сказе в числе царедворцев, которые пренебрежительно отнеслись к предостережению народного умельца, упоминаются министр путей сообщения П.А. Клейнмихель, военный министр князь А.И. Чернышев, генерал И.Н. Скобелев. В отличие от простого мужика этих государственных мужей не волновало состояние русского оружия и судьба Отечества.
Главные герои и их характеристика
Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу
Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий
Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.
Главная мысль
В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен. Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей. Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.
2 вариант
В рассказе Лескова «Левша» главный герой описывается как типичный представитель обычного русского человека из народа.
Левша выглядит неряшливо, спутанные волосы торчат в разные стороны, глаза его косят и окончательно портит его внешний вид отвратительное родимое пятно на лице. Но несмотря на столь отталкивающую внешность, человек этот необычайно талантлив.
Он не знаком с грамотой и представление не имеет ничего о такой науке, как физика, условий для научных работ у него тоже нет, но тем не менее, он является автором уникальных шедевров.
Левша родом из Тулы, он всегда отличался терпением, трудолюбием и усидчивостью. Он умудрился в течении двух недель подковать блоху и запечатлеть на ней имя автора. Работа отличалась ювелирной точностью, но правительство, увы, не оценило уникальные способности мастера, как игнорировало тысячи таких же, как и он талантов.
Левша не отчаивается, не отрекается от своей родины, а в Англию едет, только чтобы похвастать умениями русского народа и показать на что способны русские мастера. Между тем, он без документов и ужасно голоден. Если бы главный герой захотел, он смог бы остаться в чужой стране, ему предоставили бы все условия для нормальной жизни и работы, но Левша – патриот, он любит свою родину, это заставляет его вернуться в родные края.
Левша везёт с собой важную информацию: он знает секрет правильного хранения оружия. Он считает своим долгом преподнести государю эту тайну. Но родина повернулась к нему спиной. Левшу избили, ограбили, раздели и ударившись о парапет, бедный мастер умер, так и не встретившись с царем, чтобы рассказать ему о своих знаниях, которые привез из-за границы. Перед смертью он хотел передать через врача, что ружья кирпичом чистить не надо, но его никто не хотел слушать, объяснив это тем, что мол, пусть этим вопросом занимаются генералы.
Прочитав этот рассказ, невольно начинаешь сочувствовать нелегкой доле этого непризнанного гения. Левша пожертвовал свою жизнь во имя отечества, но этого никто не оценил и результат оказался нулевой. Кажется, что погиб он напрасно, а страна совершенно не обратила внимания на то, что потеряла в лице Левши уникального мастера.
Вариант 5
Сказ «Левша» Николая Семеновича Лескова знакомит читателей с печальной судьбой тульского мастера. Талантливый человек, каких на Руси всегда было много, безграмотный, у него нет специальных технических приспособлений, всю тонкую работу делает по старинке, на глазок. Соседи уважают его, считают искусным мастером, несмотря на то, что герой еще достаточно молод.
Жизнь Левши резко изменилась, когда он и его сотоварищи соглашаются на невиданное дело: показать, что русские мастера ничуть не хуже заморских. Чтобы удивить англичан, они берутся подковать танцующую блоху, которую придумали в Англии. Помолившись иконе, мужики приступили к работе. Самую изящную, почти ювелирную часть исполняет самородок Левша. Парень делает гвоздики для подковок, которые можно разглядеть только под микроскопом. А еще он умудряется поставить свою подпись.
Сделав невозможное, герой не загордился. Он остается таким же простым мужиком, которому нравится его ремесло.
Когда нашего героя отправляют в Англию с подкованной блохой, он с достоинством отказывается остаться на чужбине. Погостил, посмотрел, удивился – и пора домой! Левше предлагают деньги, почет, сытую жизнь. Однако умелец уже соскучился по родному дому и торопится уехать. В народе говорят, что нет ничего милее сердцу, чем родная сторона.
Возвращаясь на корабле, он держит пари с английским моряком, что перепьет его. В этом герой, наверное, видит русскую удаль. Спорщики допились до чертиков. В Петербурге Левша попадает в госпиталь для убогих, так как его уже никто не ждет. Там, среди бродяг и нищих, оружейных дел мастер умирает. Перед смертью герой пытается еще раз принести пользу своему народу. Он просит передать императору секрет англичан: они уже давно не чистят ружья кирпичом.
Автор доносит до своего читателя мысль, почему жизнь его персонажа так трагически оборвалась. Во-первых, герой не ценил свой талант, не берег его и неправильно им распорядился. Пристрастие к спиртному погубило парня во цвете лет. Во-вторых, среди той знати, что отправляла самородка за границу представлять страну, не нашлось ни одного честного порядочного человека. Мужик им не интересен, отправили и забыли. Шкипера спасли, вылечили, а вот Левша оказался никому не нужен. Платов приехал слишком поздно.
Трагедия в том, что гениального человека не поддерживают, оставляют в одиночестве и нищете. Он уходит в безвестности, не справившись с неожиданной популярностью, а потом забвением.