Образ и сюжет
Домовенка постигла незавидная участь – ветхий дом Кузи снесли, поэтому герою пришлось поселиться в квартире соседней многоэтажки, где жила девочка по имени Наташа. Она спрятала гостя в собственной комнате среди игрушек и обещала не выдавать родителям. Персонаж рассказал новой хозяйке о предшествующих событиях.
Поздней осенью вздумала Баба-Яга поселить в своей «отбившейся от рук» избушке домового, чтобы тот привел в порядок хозяйство. Старуха украла домовенка Кузю и притащила в лес. Дух жилища справился с задачей превосходно, но так и не сумел привыкнуть к жизни в новом доме, мечтая весной вернуться в родные пенаты.
Пока избушка и лешие пытались помочь домовенку в этом нелегком деле, Кузя угодил в когти Вороны и оказался в гнезде высоко на дереве. Оттуда увидел, что дом его сносят. Примчавшись на развалины, обнаружил сундук с запиской от старого мудрого наставника Нафани – мол, заселяйся в соседний 16-этажный дом.
Герои сказки один колоритнее другого. Чего только стоит толстый и любящий поговорить кот Бабы-Яги, который бесстрашно летал с хозяйкой по небу. Да и сама жительница леса – дама харизматичная, прирожденная актриса, умеющая из злючки преображаться в саму доброту.
Во время знакомства с Наташей Кузя признается, сколько ему лет:
Домовенок отличается страстью к экономии, воспринимает выброшенные вещи как трагедию и учит девочку беречь хлеб. В мультфильме даже нашлось место эпизоду, когда Кузя и Нафаня сокрушаются, как неэкономно стали коротать свой век люди.
Главная мысль, которую хотели донести авторы до читателей и любителей мультиков, кроется в ценности дружбы, взаимовыручки, доброго отношения к близкому, даже если это не родное существо.
Как домовёнок Кузька звёзды спасал
Наташа уже успела привыкнуть к обществу непоседливого домовенка, который постоянно находится в поисках приключениях. Сидя вместе с ним у окна, девочка замечает падающую звезду.
Она тут же загадывает желание и надеется, что совсем скоро оно сбудется. Ночью девочка видит странный сон. В нем Кузя несколько лет также смотрит на далекое небо. Нафаня рассказывает ему истории о таинственных звездах, которые способны исполнить любые мечты.
Кузька намерен не только загадать желание, но и добраться до небесных тел. Он отправляется в невероятное приключение вместе со своими верными друзьями.
Домовёнок Кузька и Бабёныш-ягёныш
Во всей деревне переполох. Шишиги не могут понять причины такого быстрого роста сорняков, с которыми люди постоянно ведут борьбу. Кузька придумывает гениальный способ избавиться от нежелательных растений в сравнительно короткие сроки.
Он обращается за помощью к городскому Бабенышу Ягенышу, который прекрасно владеет магией и создает экспериментальные средства борьбы с любыми невзгодами. Только вот остальные обитатели долины относятся к внуку колдуньи с подозрением.
Они отказываются пользоваться его дарами, в отличие от самого домовенка, пытающегося переубедить окружающих.
Из художников — в писатели
В 60-е годы Татьяна Ивановна всерьёз взялась за литературную деятельность, причём одним из её направлений была детская научная фантастика (основанная на конкретных данных — Александрова дружила с физиками, и даже посещала научные конференции). Была идея сказки для взрослых, про дочь Бабы-Яги.
Со своими произведениями и набросками она пришла к своему знакомому, знаменитому поэту Валентину Берестову (в 1968 году их отношения станут более близкими, и они поженятся). Тот отнёсся ко всему написанному скептически. Пока Татьяна Ивановна не прочитала ему отрывок из ещё ненаписанной сказки про Кузьку — встречу и первый разговор домовёнка с Лешиком.
Кузька и Лешик. Кадр из мультфильма «Приключения домовёнка»
Услышанное поразило Берестова — он сразу понял, что из чудесного отрывка о славянских мифических существах может выйти нечто значительное. Это не гномы, не эльфы и не тролли, это те создания, которые родом оттуда, где, как писал Александр Сергеевич, «Русью пахнет», где «неведомые дорожки». И Берестов посоветовал начинающей писательнице оставить оставить другие проекты и заниматься только этим.
Татьяна Александрова и Валентин Берестов
Александрова не спешила. Собирала сборники сказок народов мира, посещала библиотеку, узнала много нового и интересного. Оказалось, что когда-то в некоторых губерниях домового называли «кузоватка», так что с именем главного героя она попала в точку. И лишь в 1972 году наконец насала писать повесть-сказку «Кузька в новой квартире» — о том, как домовёнок начал жить у девочки Наташи, в новом многоквартирном доме. В 1976 году отрывок из сказки был опубликован в газете «Неделя». И лишь в 1977 году повесть вышла отдельным изданием.
Съемочная группа мультфильма
Обаятельный потомственный домовой Кузьма стал популярнее своих создателей: не каждый телезритель знает, кто написал детскую книгу «Домовенок Кузя», а уж тем более фамилии людей, трудившихся над мультфильмом. Режиссером проекта выступила Аида Зябликова, которая славилась своей страстью к многосерийным фильмам: подавляющее большинство ее мультфильмов выходили в двух и более частях («Следствие ведут колобки», «Жил-был Саушкин» и т. д.)
Режиссер Аида Зябликова
Художником-постановщиком цикла выступил Геннадий Смолянов, в арсенале которого числилась работа над мультфильмами «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей». Домового Кузю озвучивал знаменитый советский актер Георгий Вицин, а колоритную Бабу Ягу – Татьяна Пельтцер. Домовой Кузьма, благодаря книгам Александровой и талантливым мультипликационным фильмам, стал настоящим народным героем. Поэтому зрителям уже все равно, кто придумал Домовенка Кузю – они продолжают с умилением смотреть старые добрые мультфильмы и цитировать любимых героев.
История создания
В основу сценария для первой серии мультфильма «Дом для Кузьки» легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году. Отрывок из этой сказки под названием «Кузька в новом доме» был напечатан в газете «Неделя» на год раньше, а саму повесть Татьяна Ивановна начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова, там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта».
Известна даже точная дата рождения персонажа — это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом окончательный образ персонажей на экране.
Писательница Татьяна Александрова
Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далёкими от тех образов, которые задумывала сама Александрова, а остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал гибель своей супруги, и после её смерти поставил перед собой цель добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (подразделение творческого объединения «Экран») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Валентин Дмитриевич принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны и сразу же приобрёл огромную популярность.
Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести — «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги». Стараниями Валентина Дмитриевича, они всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма, а через год и последняя.
Надо отметить, что сюжетная линия этих последних трёх серий слабо пересекалась с оригинальным текстом. Так как сама повесть, а особенно её последние две части являлись довольно своеобразными, и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий для «Приключений домовёнка» практически с нуля, а в основу последних двух серий и вовсе был положен оригинальный сценарий, ничего общего не имеющий с книгой.
Изначально, при создании первой серии мультфильма, его продолжения не планировалось. Поэтому не были учтены некоторые сюжетные моменты книги, связывавшие первую часть повести с остальными, и в результате возникла хронологическая несостыковка, когда серия «Дом для Кузьки», вышедшая первой по времени, по сюжету оказалась лишь второй. Всё дело в том, что первая часть книжной трилогии заканчивается тем, что Кузька, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях повести, — это его воспоминания.
В мультфильме же этот момент пропущен, и поэтому зрители воспринимают данную непоследовательность как ляп. Тем не менее, по замыслу авторов, серии должны показываться именно в порядке развития сюжета, а не их создания, однако на практике это почти никогда не соблюдается.
Домовёнок Кузька и его сундучок
Кузя остается жить в доме, который принадлежит Бабе Яге. Ведьма практически никогда не бывает дома. Она возлагает ответственность за ведение хозяйства на домового, который прекрасно справляется со своими обязанностями.
Решив немного отдохнуть, Кузя прогуливается по поляне возле дома. Он наблюдает за маленькой Аннушкой, которая резвится на опушке вместе со своим щенком. Неожиданно из леса начинают доноситься странные шорохи. Кузька решает разобраться, в чем причина загадочных звуков.
Прежде, чем отправиться в опасное путешествие, он прихватил с собой магический сундучок, обладающий невероятной силой.
Домовёнок Кузька
Наташа вместе с родителями переезжает в новый дом. В квартире девочка постоянно слышит странные шорохи и не подозревает, что находится в ней не одна. Поблизости оказался хранитель домашнего очага.
Очаровательный домовенок раньше жил в деревянной избе, но недавно на том месте началось строительства нового комплекса, а все старые постройки снесли. Неугомонный Кузя поначалу не желал мириться с особенностями характера новой хозяйки, но вскоре сумел найти с ней общий язык.
Постепенно домовой привыкает к новому ритму жизни в современной высотке, Наташа всячески заботится о нем, но держит его существование в секрете, не раскрывая правды даже родителям.
Истоки образа Кузьки и других героев — из детства Татьяны Александровой
Родителям Александровой некогда было заниматься своими маленькими дочками-близнецами, Таней и Наташей (при том, что была ещё и старшая сестра Света). Мать — врач-невропатолог, с частыми ночными дежурствами. Отец — инженер по лесосплаву, с частыми командировками по стране (зато в редкие свободные дни он делал для детей и кроватки, и санки, и игрушки). Домашним бытом и воспитанием девочек (с двухмесячного возраста) занималась Матрёна Фёдоровна Царёва, переехавшая в Москву из поволжской деревни. Любимую няню они называли Матрёшенька. Сказки, песни, пословицы, поверья, истории Матрёшеньки, которые та рассказывала детям перед сном, пробудили в Тане интерес к фольклору, оставшийся на всю жизнь. И уже в детстве она пробовала сочинять сказки — в том числе и о потусторонних существах.
Матрёшенька. Художник Татьяна Александрова
Однажды осенью, в первый военный год, тринадцатилетняя Таня с подругой шли через поле в колхоз, в котором они недавно убирали свеклу. Стоял густой туман, каркали вороны, девочки чуть не заблудились. А Таня шла и… сочиняла сказку про маленького лесовичка, которого она назвала Лешик. Так появился один из героев будущей книжки про Кузьку.
Писателем Александрова стала далеко не сразу. И она, и её сестра, с детства хорошо рисовали, занимались в студии при Дворце Пионеров, и обе пошли по пути изобразительного искусства, но в разных направлениях. Наталья училась на архитектора, а Татьяна — на художника во ВГИКе.
Татьяна Александрова
Во время учёбы Александрова продолжала накапливать впечатления, из которых в дальнейшем сложится сказка. На всю жизнь увлеклась творчеством Елены Поленовой (которая считается первым иллюстратором русских народных сказок). На практику она ездила вместе со своим курсом в Тарусу, и рисовала там избушки, полянки, леса, речку. Общалась с местными детьми, которые рассказывали ей былички о домовых, леших, русалках…
Художник Татьяна Александрова
Дом для плохого настроения
Посреди поляны переступала с ноги на ногу избушка на курьих ножках, без окон, без трубы. У Кузьки в деревне были похожие избы, только не на курьих ножках. Там топили печки по-чёрному, дым выпускали через дверь и через узенькие оконца под крышей. У хозяев этаких домов глаза всегда были красные. И у домовых — тоже.
У избы Бабы-Яги крыша надвинута чуть не до порога. Перед избой на привязи у собачьей конуры сидел тощий серый кот. Кот не собака, гостей пугать — не его забота. Увидев Кузьку с Лешиком, он удалился в конуру и принялся мыть серой лапой серую мордочку — дело, достойное кота.- Избушка, избушка! — позвал Лешик. — Стань к лесу задом, к нам передом!Избушка стоит, как стояла. Вдруг из лесу, из-за оврага, прилетел дятел и застучал по крыше. Изба неохотно повернулась грязной трухлявой дверью. Друзья потянули за сучок, который был вместо ручки, вбежали внутрь. Дверь сзади так наподдала Кузьке, что он плюхнулся на пол, но не ушибся. Пол был мягкий от пыли.- Сей же час подмету! — обрадовался домовёнок. — Вот и метла!- Ох, не мети! Улетишь ты на этой метле неведомо куда. Яга то в ступе летает, то верхом на этой метле! — испугался Лешик.
Ну и дом! Пыль, паутина по всем углам. На печи драные подушки, одеяла — заплатка на заплатке. А мышей — видимо-невидимо!Чугуны, горшки были такие грязные, закопчённые, что Кузька понял: домовых в этом доме нет. Ни один уважающий себя домовой такого безобразия не потерпит.
— Тут мыши вместо домовых, что ли? — сказал Кузька. — Беда хозяевам, у кого они домовые. Уж я-то наведу здесь порядок!- Что ты, Кузя! — испугался Лешик. — Баба-Яга тебя за это съест. Тут у неё Дом для плохого настроения. Сердится она, когда нарушают её порядки или беспорядки.- У-у-у! Лечу-у-у! — послышалось вдруг.
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Интересные факты
- В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.
- Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука — Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»
- Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
- Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.
- Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».
Видео
https://youtube.com/watch?v=tXU8U9cjw0w
https://youtube.com/watch?v=i_mzGkcBf_c
Источники
- https://fishki.net/1343288-istorija-sozdanija-multfilma-domovyonok-kuzja.htmlhttp://kinopirs.ru/iznutri/kto-ozvuchil/domovenok-kuzyahttps://24smi.org/person/1467-domovenok-kuzia.htmlhttp://fb.ru/article/167134/kto-pridumal-domovenka-kuzyu-ili-kak-snimalsya-pervyiy-multfilm-o-potomstvennom-domovomhttps://quote-citation.com/mult/domovenok-kuzyahttps://pressa.tv/interesnoe/39817-interesnye-fakty-o-sozdanii-multfilma-domovenok-kuzya-11-foto.html