Мамин

Приёмыш. д. н. мамин-сибиряк

Краткое содержание — Приемыш — Мамин-Сибиряк Д.Н.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Название: “Приемыш”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

Автор-охотник. Человек опытный, бывалый, хорошо знающий природу. Наблюдательный и умный.

Тарас, сторож на сайме, пожилой, одинокий человек. Очень любит природу, любит свою собаку Соболько и лебедя Приемыша.

Приемыш, красавец-лебедь. Гордый, но дружелюбный, преданный.

Соболько. Старый пес Тараса, который подружился с Приемышем.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о том, как старый охотник вырастил из птенца лебедя, а тот осенью улетел в теплые края.

Краткое содержание

Автор приходит на сайму, рыбачью стоянку, к старому знакомому Тарасу, но того нет дома и только его пес бегает вокруг избушки.

Тарас приплывает на лодке и вместе с ним появляется красавец-лебедь, который спокойно идет в дом.

Тарас рассказывает удивленному автору, что взял лебедя еще птенцом, потому что его родителей убили охотники.

Тарас гордится своим лебедем и не хочет подрезать крылья гордой птице.

Когда автор снова встречает Тараса, тот рассказывает, что Приемыш улетел вслед за лебединой стаей, севшей на озере.

Тарас очень переживает о судьбе Приемыша, ведь тот не приспособлен к дальним перелетам.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, в котором описана дружба Приемыша и Соболько. Оказывается, лебедь и собака отлично поладили и подружились. Лебедь мог даже отобрать у собаки кусок, но Соболько не обижался. Он сильно тосковал, когда лебедь уплывал на озеро и радовался, когда его пернатый друг возвращался.

План произведения для пересказа

  1. Тарас — сторож на сайме.
  2. Ожидание в избушке.
  3. Тарас и лебедь.
  4. История Приемыша.
  5. Дружба Приемыша и Соболько.
  6. Приемыш — гордая птица.
  7. Одинокий Тарас.
  8. Стая лебедей на озере.
  9. Тоска Приемыша.
  10. Прощание с Тарасом.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Любому животному лучше в кругу своих и потому нельзя насильно удерживать животное у себя, лишать его свободы. Рожденный свободным должен свободным и оставаться.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит нас любить природу, учит беречь ее, защищать всех ее обитателей. Учит уважать личность, чужие потребности. Учит ценить свободу, которая есть величайшее счастье. Учит тому, что даже самое доброе отношение человека не заменить животному его свободы.

Мне очень понравился этот рассказ. Он добрый и познавательный. Конечно, жаль, что Приемыш улетел, но так для него будет лучше. Потому что, каждый должен оставаться в своей семье, в своей стае. Может быть, на следующее лето Приемыш вернулся и проведал Тараса, ведь доброта никогда не забывается.

Новые слова и выражения

Сайма — рыбацкая стоянка.

Бобыль — одинокий человек, без семьи.

Пожива — добыча.

Отлогий — покатый, не крутой.

Дескать — вводное слово, мол.

Пословицы к произведению

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Насильно мил не будешь.

Нет друга — ищи, нашел — береги.

Не мил и свет, когда друга нет.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Краткое содержание рассказа «Приемыш» подробно по главам

I

Стоял дождливый летний день, именно в такую погоду рассказчик любил бродить по лесу. Дождевые капли сыпались с деревьев прямо под ноги, на ковёр из прелых листьев, и лес зеленел и искрился в лучах солнца.

Рассказчик направлялся к старому знакомому Тарасу, сторожу рыбачьей саймы на Светлом озере, которому было без малого девяносто лет. Избушка старика, поросшая высокой густой травой, издали казалась перевёрнутой лодкой.

Звонким лаем встретил гостя пёс Тараса, Соболько, выскочивший из травы. Пёстрая собачонка быстро узнала мужчину и вернулась к дому, который оказался пустым. Вероятно, Тарас осматривал снасти на озере. В просторной избушке рассказчик развесил промокшие вещи и развёл огонь.

Дождь прекратился и теперь этот лесной уголок на берегу озера казался ещё краше. Чистый воздух, гармония природы и необыкновенное спокойствие заставляли забыть о городской суете. Тарас прожил здесь сорок лет, возможно поэтому он был ещё полон сил.

Хозяина не было довольно долго, но по радостному визгу умного Соболько рассказчик догадался о его возвращении. Тарас, стоя в лодке, ворчал и подгонял веслом молодого лебедя, что плыл впереди. Добравшись до берега, птица, к удивлению гостя, направилась прямо к избе.

II

Тарас поприветствовал барина и рассказал, что отлучался на поиски Приёмыша, который заплыл слишком далеко от дома. Так старик называл лебедя, что уже месяц жил у него. Тарас спас птицу, когда господа, приезжавшие из города на охоту, застрелили его родителей. Старик приютил Приёмыша и привязался к нему, будто к близкому человеку, привык к лебедю и Соболько.

Рассказчик решил провести на сайме весь день, он любил старика и с удовольствием слушал его интересные рассказы, а вечером вместе они удили рыбу. Барин наслаждался чистым воздухом и красотой Светлого озера, которое недаром носило такое название. Озеро было большое и глубокое, а особую красоту придавали ему лесистые острова.

Тарас жил здесь сорок лет с тех пор, как остался один после смерти жены и детей. Но бывший охотник среди зверей и птиц в лесной глуши не чувствовал себя одиноким. Он с любовью говорил о природе и особенно гордился своим Приёмышем, он много рассказывал барину о том, насколько умная и гордая эта птица.

Старик был уверен, что лебедь не покинет его, ведь на сайме он сыт и согрет, да и озеро рядом достаточно большое. Тем более, что птица привыкла к Тарасу и его собаке.

Уезжая, рассказчик видел, как разыгрались на берегу лебедь и Соболько. А старик от души смеялся, наблюдая забавную картину.

III

Когда рассказчик снова смог выбраться на Светлое озеро, стояла уже поздняя осень. Осенний лес был по-своему хорош, природа будто отдыхала в тишине от летнего зноя. Тарас был дома и чинил невод, вид у старика был жалким и уставшим, и, встретив барина, он поспешил поделиться своим горем.

Оказалось, Приёмыш всё же покинул избушку Тараса, и теперь они с Собольком снова остались вдвоём. Случилось это с первыми заморозками, когда стадо диких лебедей спустилось на Светлое озеро, чтобы набраться сил перед дальним перелётом.

Приёмыш сначала сторонился чужих птиц, несколько дней он плавал с ними, но неизменно возвращался домой. А потом стал тосковать и тянуться к ним, повинуясь своей лебединой природе.

Беспокоясь о том, что Приёмыш не выдержит дальней дороги, Тарас закрыл лебедя на весь день в избе, но тот всё время простоял у двери. Как не тяжело было старику, а пришлось выпустить птицу. Приёмыш пристал к дикому стаду и перед тем, как улететь, остановился недалеко от берега и издал пронзительный крик, в котором Тарас угадал прощание.

Улетел лебедь, пёс Соболько часто выл и искал своего друга на озере. А старому Тарасу до сих пор чудится ночами, будто плавает его Приёмыш у берега, хлопает крыльями.

Кратчайшее содержание

Рассказчик пришел на озеро к старику Тарасу, который жил в этих дивных местах 40 лет (он переехал сюда после смерти жены и детей). Вокруг были красивые пейзажи, которые дарили душе спокойствие, а Тарасу — удивительное здоровье. У него были целы зубы и волосы, хотя он уже был стар. Рассказчик сравнивает увиденное с городской суетой и понимает, что не променял бы это место ни на какой городской уют.

У входа в избу рассказчика встретила собака Соболько. Она облаяла, но узнала барина. Он уже не в первый раз приходит к Тарасу. А Тарас тем временем гнал на озере лебедя к рыбачьей сайме. Он называл птицу “приемышем” и упрекал ее в том, что она уплыла далеко от дома, а он ее долго искал.

История у лебедя грустная: охотники убили его маму и папу, он остался один, а летать не умел. Тарас сжалился и забрал его домой. С тех пор лебедь привык к нему и стал домашней птицей. Тарас не понимает, зачем “господа” подстрелили лебедей, ведь есть они их не будут. Он осуждает охоту “из озорства” и намеревается приютить дальше держать лебедя у себя, но вольно, не подрезая ему крылья. Даже пес Соболько привык к жильцу и даже скучает, когда тот уплывает.

Тарас и рассказчик порыбачили и раскинули сети на ночь. Крестьянин в ответ на расспросы барина отвечал, что ему совсем не скучно жить одному на природе. У него много дел, а братьев своих меньших он хорошо понимает, общения с ними ему вполне достаточно. Вот, например, тот же Приемыш: гордая птица с характером, которая даже пса не боялась крылом ударить, если он дергал ее за хвост. Такую сцену увидел и рассказчик, она его позабавила.

В следующий раз рассказчик пришел на озеро поздней осенью. Тарас поведал ему о том, что лебедь, увидев своих сородичей на озере, затосковал и стал проситься к ним. Тарас сперва старался его удержать дома, ведь птица, выросшая не в дикой природе, не была приспособлена к полету на дальние расстояния. Тарас боялся, что лебедь умрет в дороге. Но он выпустил птицу. Приемыш долго не решался улетать, словно благодарил “за хлеб-соль”. А потом все-таки пропал. Старику еще долго казалось, что по ночам кто-то бьет крыльями. Пес Соболько тоже скучал по другу и выл.

История создания рассказа «Приёмыш»

Рассказ «Приёмыш» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1858 году. Он стал одним из самых известных произведений писателя, который был написан в жанре «крестьянского реализма».

Идея рассказа пришла к автору во время его пребывания в своем поместье на Орловской губернии. Тогда Иван Сергеевич проводил много времени в обществе местных крестьян и изучал их обычаи, традиции и привычки.

Произведение «Приёмыш» повествует о жизни крестьянской семьи, которая воспитывает ребенка, найденного в лесу. В рассказе описывается не только внутренний мир персонажей, но и их отношение к окружающей действительности.

Название рассказа «Приёмыш» было выбрано Иваном Сергеевичем на основе особенностей сюжета. Главный герой рассказа, мальчик-приёмыш, стал символом жизни, которая принимает, как своих, людей, которые в неё приходят. Ребенок стал персонажем, который отражает глубокое чувство души крестьян, их заботу, любовь и принятие.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пёс Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился: он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика, он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю и назвал его Приёмышем.

Приёмыш отвечал взаимностью своему новому другу: по утрам он плавал кормиться в протоку и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в тёплые края, но Тарас надеялся, что Приёмыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники: Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его: настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приёмыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приёмыша, но тот не откликался. Затем он затосковал и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приёмыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелёта, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил её. Два дня Приёмыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

Читательский дневник по рассказу «Приёмыш» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Название произведения: «Приёмыш»

Число страниц: 14

Жанр: рассказ

Главные герои: Автор, Тарас, Соболько, лебедь Приёмыш.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Автор — охотник и натуралист. Тонкий наблюдатель.

Приёмыш — лебедь, которого нашёл Тарас.

Одинокий, потому что остался без родни.

«Особая птица». Умная.

Тарас — добрый, заботливый, отзывчивый.

Любит животных.

Безобидный и правильный, добродушный.

Соболько — умный и верный пёс.

Хороший, преданный друг.

Дружелюбный и ласковый.

Краткое содержание рассказа «Приёмыш»

Автор рассказа пришёл к сторожке, в которой жил его старый знакомый, сторож Тарас.

Он увидел у Тараса белого лебедя.

Старик рассказал, как подобрал птенца и тот к нему привязался.

Приёмыш подружился с собакой Тараса и всюду сопровождал хозяина.

Старик души не чаял в своём новом друге и наотрез отказался подрезать птице крылья.

Поздней осенью автор вновь посетил старика.

Тот не скрывал грусти, а Приёмыша нигде не было.

Тарас рассказал, что на озеро прилетели лебеди и приняли Приёмыша в свою стаю.

Тот нашёл себе подружку, с которой часто плавал по озеру.

Старику не хотелось отпускать Приёмыша, он пробовал запирать его в доме.

Но птица так кричала и билась, что Тарас сжалился и отпустил её.

Приёмыш приплыл попрощаться со стариком и улетел с дикими лебедями.

План к рассказу:

  1. Дорога к избушке.
  2. Лебедь у Тараса.
  3. Приёмыш и пёс Соболько.
  4. Приёмыш и стая прекрасных птиц (лебедей).
  5. Лебедь скучает по товарищам.
  6. Прощание с Тарасом.

Главная мысль

Основная мысль автора состоит в том, что любое живое существо должно жить среди своих.

Главная идея рассказа в том, что нельзя насильно лишать свободы живое существо.

Любой зверь или птица будет счастливо только на воле.

И как бы к нему хорошо не относились люди, в неволе животное будет страдать.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что место диких животных в их естественной среде обитания.

Даже спасённая, выкормленная человеком птица всё равно будет тосковать по вольной жизни.

Тогда её лучше отпустить, чем мучить и калечить.

Краткий отзыв к рассказу «Приёмыш» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я поняла, как важна свобода для любого живого существа.

Это очень красивая и трогательная история дружбы человека и лебедя.

Но закончилась она расставанием.

Автор рассказал о том, как молодой лебедь нашёл новый дом у старика Тараса, но не смог устоять перед зовом природы и улетел.

Мне очень понравился благородный поступок Тараса, который не стал подрезать птице крылья.

Старик считал, что птица вольна сама выбирать где и как жить.

Он тосковал по другу, но не мог лишить того свободы.

Этот рассказ заставляет задуматься о взаимоотношениях человека и наших меньших братьев.

Заставляет понять, что место животных в лесу, в поле, в дикой природе.

Только там животные могут жить по-настоящему и быть счастливы.

Там их семьи, их дом.

Я всем советую прочитать этот рассказ и научиться любить животных, беречь природу.

Читательские дневники по другим произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

  • Сказка «Серая шейка»
  • Сборник «Аленушкины сказки»
  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
  • «Сказочка про Козявочку»
  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
  • «Ванькины именины».
  • «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
  • «Сказка о том, как жила-была последняя Муха».
  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
  • Сказка «Умнее всех»
  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».
  • «Пора спать».
  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация

Анализ произведения

Настоящая фамилия автора — Мамин, в литературном мире он использовал псевдоним Мамин-Сибиряк. Писатель написал множество рассказов про окружающий мир, любил его.

Краткое содержание

Дождливым днем автор отправился к озеру, где его должен был ждать товарищ Тарас. Этот человек работал сторожем. Рассказчик встретил сторожевого пса Соболько, но его приятеля не было. Тогда он зашел в сторожку, стал ожидать хозяина. Пока ждал, заварил себе чай.

В скором времени на озере показалась лодка. Соболько стал радостно лаять. Рядом с Тарасом плыл лебедь. Мужчина вышел на берег и рассказал другу, что в прошлом месяце охотники убили взрослых лебедей, а он приютил у себя оставшегося малыша. Тарас сильно привязался к птице и дал ей имя — Приемыш. Собака тоже привыкла к Приемышу.

Лебедь плавал в протоке, где кормился, а потом всегда возвращался к мужчине. Автор сказал, что Приемыш осенью, скорее всего, отправится на юг, а сторож хотел, чтобы тот остался, перезимовал в его сторожке. Мужчина не стал подрезать крылья лебедю, хотя ему все советовали так сделать. Но для него это было немыслимо. Автор пробыл в гостях целый день. Когда он уходил, Тарас позвал его приехать осенью, чтобы вместе отправиться на охоту на рябчиков.

Прошло время, и рассказчик приехал в гости к другу. Сторож выглядел больным и усталым, оказалось, что Приемыш улетел. Как-то на озеро прилетела стая лебедей. Они стали звать Приемыша, только он не откликался. После птица затосковала, кричала на берегу, мучилась.

Тарас понимал, что его питомец погибнет, если полетит один, ведь он не летал раньше на дальние расстояния. Сторож запер лебедя, но тот кричал целый день у двери. Тогда мужчина сжалился и отпустил его. Лебедь общался со стаей несколько дней, но все время возвращался домой, а потом жалобно загоготал и улетел. Оказалось, что навсегда.

План краткого пересказа:

  • Встреча со сторожем.
  • История лебедя.
  • Дружба собаки, птицы и человека.
  • Осенняя встреча.
  • Стая лебедей.
  • Прощание с человеком.
  • Тоска.

Действующие лица и основная мысль

В рассказе дано описание нескольких главных героев. Мамин-Сибиряк является рассказчиком, так как повествование ведется от первого лица. Также выделяют следующих персонажей:

  • Автор — человек, знающий и любящий природу. Он очень умный, доброжелательный, наблюдательный.
  • Тарас — сторож и друг автора. Он живет вместе со своей собакой по имени Соболько. Этот человек любит природный мир, приютил лебедя.
  • Приемыш — имя лебедя. Это гордая, верная, преданная и дружелюбная птица.

Автор хотел сказать, что если действительно любишь от чистого сердца, то нужно уметь отпускать.

Рассказ учит следующему:

  • любить и беречь природу;
  • защищать окружающий мир;
  • уважать мнение и потребности других;
  • ценить свободу.

К этому произведению подходят следующие пословицы:

  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Насильно мил не будешь.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.

Глава 3. Приёмыш улетел на юг

Поздней осенью рассказчик возвратился на рыбацкую стоянку Тараса. Всё было на месте, а сторож чинил невод. У него был утомлённый вид и казался он более дряхлым и жалким, чем прежде. Оказалось, что Приёмыш улетел.

Получилось так, что к озеру спустилась стая лебедей и стала зазывать к себе Приёмыша. Тот сначала не хотел к ним, а потом стал тосковать — вставал на одну ногу и жалобно кричал. Старик испугался, что во время перелёта пропадёт его Приёмыш, ведь он непривычен к дальнему лёту. Стал Тарас запирать лебедя в избушке, а тот вставал у двери и долго кричал. Пришлось выпустить Тарасу своего Приёмыша.

И остались они вдвоём с Соболькой. Иногда казалось старику, что лебедь вернулся. Выйдет, а на озере никого нет.

Приложение 1

Карточки для проверки
домашнего задания

Низкий уровень

Д.Н.Мамин – Сибиряк «ПРИЁМЫШ»

1. Как
называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро

2. В какое
время года происходят описываемые события рассказа? 

                    а) Осенью      б)
Зимой                  в) Весной

3. Сколько
лет жил старик на озере?

     а)
30 лет              б) 40 лет              в) 20 лет

4. Как
звали старика, который жил на озере?

     а)
Тарас              б) Семён              в) Иван

5. С кем
Тарас жил на озере?

     а) С
кошкой                 б) С собакой                 в) С семьёй

6. Какое
животное приютил старик?

     а)
Гуся                       б) Утку                      в) Лебедя

7. Как
звали собаку Тараса?

     а)
Соболько                 б) Шарик            в) Тузик

8. Как
старик назвал лебедя?

     а)
Приёмыш              б) Соболько           
в) Прикормыш

9. Где
старик запер Приёмыша?

     а) В
чулане                    б) В избушке              в) В корзине

10. Как
сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) Улетел от Тараса        в) Остался жить с Тарасом      б) Застрелили охотники

Средний уровень

Церемония                                  рыбацкая
стоянка

Доспехи                                       обучать,
подвергая суровой системе воспитания

Протока                                       в
одиночестве

Сайма                                           торжественный обряд, порядок
совершения чего-то

Заводь                                         
физически расправляться, калечить

Муштровать                                воинское или
другое тяжеловесное снаряжение

Бобылём                                      боковой рукав реки или
речка, соединяющая  два             

                                                   водоёма

Увечить                                      
небольшой залив в реке или озере с замедленным

                                                   течением

Высокий уровень

Установить порядок событий в произведении.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____­  «Остались мы опять с Собольком одни».

_____ «Старик говорил необыкновенно любовно, как о
близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и , очевидно, выжидал какой
– нибудь подачки»

_____«Ну , а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»

______ «Когда этот «лучший друг» человека радостно
взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина»

______«Действительно, стоило полюбоваться
оригинальной  картиной. Лебедь стоял,
раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него»

Приложение 2

Задания для работы в группах

Приёмыш

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Соболько

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Дедушка Тарас

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Дмитрий Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

План

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Приложение 3

Работа с пословицами

1 группа

В каж

дой

раз

лу

ке

На за

кот

рая

ве

всег

па

встре

вая

сё

да

де

ча

но

та

скры

__________________________

__________________________

2 группа

Не нуж

на

со

ло

вью

ка,

клет

тая

ло

зо

а луч

ше

зе

лё

ная

та

ке

ра

ка

вет

__________________________

__________________________

3  группа

Лег

со

ро

ко

но

ко

по

дру

жить

ся,

ся.

ка

ло

же

тя

чить

лу

раз

ра

го

__________________________

__________________________

4 группа

Жизнь

да

хо

ро

шо

се

на

на

доб

рые

ме

ка

пе

сок

де

на

ре

та

де

ла.

__________________________

__________________________

Символика названия

Название «Приёмыш» в рассказе Мамин-Сибиряка имеет символическое значение и не случайно выбрано автором. С одной стороны, оно отражает судьбу героя — бездомного котенка, который стал приёмным сыном человека. С другой стороны, оно указывает на то, что приёмыш в обществе никогда не станет полноправным членом семьи или стаи.

Таким образом, название является метафорой, которая передает главную идею рассказа — о бездомном и бесправном существе, которое все же может обрести любовь и заботу человека. В то же время, оно тонко подчеркивает несправедливость общества в отношении слабых и беззащитных, и вызывает сочувствие у читателя.

Метафора: название «Приёмыш» передает главную идею рассказа о бездомном котенке и его судьбе в обществе.
Символика: оно указывает на несправедливость общества в отношении слабых и беззащитных животных

Сочувствие: название вызывает эмоции у читателя и подчеркивает важность заботы о животных

Причины выбора названия «Приёмыш»

Персонаж рассказа

Название «Приёмыш» было выбрано Мамин-Сибиряком в соответствии с персонажем главной героини. Она была найдена в лесу, и Мамин-Сибиряк выбрал название, которое отразило бы ее статус найденыша.

Характеристика героини

Героиня рассказа была необычной девочкой, которая была найдена в лесу и принесена на ферму. Другие дети ее избегали, она была необычной для своего окружения.

Создание образа

Мамин-Сибиряк строил описание героини очень тщательно, чтобы отразить ее уникальность и неповторимость. Название «Приёмыш» было выбрано, чтобы подчеркнуть ее уникальный статус и создать образ, который бы отразил ее характер и личность.

Формирование идеи

Мамин-Сибиряк выбрал название «Приёмыш» в тесном контексте своих соображений об идеале ребенка, который существует в сельском округе. Она была поставлена в контрастный свет по отношению к традиционным представлениям о детях и семье того времени.

Примеры названий литературных произведений, соответствующих главному герою Обоснование выбора общим контекстом
Тони Каррер — «Анника Долл» Образ литературного героя соответствует теме произведения и выражает изюминку героини
Гарри Поттер — «Гарри Поттер и философский камень» Название выражает ключевую тему книги и лучшим образом передает основную сути произведения

III

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березах еще оставался желтый лист. Ель и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна…

Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.

— Здравствуй, старина!..

— Здравствуй, барин!

— Ну, как поживаешь?

— Да ничего… По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели… К непогоде у меня завсегда так бывает.

Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.

— Помнишь, барин, лебедя-то?

— Приемыша?

— Он самый… Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Собольком остались одни… Да, не стало Приемыша.

— Убили охотники?

— Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это, барин!.. Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился!.. Из рук кормил… Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывает. Ученая птица. И ведь совсем привыкла… да!.. Уж в заморозки грех вышел. На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберется: не близкое место лететь… Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал… Вот все равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь как жалобно кричит… На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась…

Старик замолчал и тяжело вздохнул.

— Ну, и что же, дедушка?

— Ах, и не спрашивай… Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в теплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадет…

— Почему пропадет?

— А как же?.. Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: все дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелету. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют… Ну, а мой-то Приемыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет… Непривычен к дальнему лету.

Старик опять замолчал.

— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин… В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль!..» Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приемыш?» А Соболько сейчас выть… Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого… Мне по ночам все грезилось, что Приемыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет…

Вот какое дело вышло, барин.

Благодарим за прочтение произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш»!
Читать все произведения Дмитрия Мамина-СибирякаНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Ответы по рассказу Приемыш:

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу».Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».  Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная».

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда  Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он  понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.». 

4. Что было правильнее:поступить так, как это сделал Тарас;подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь — дикая птица, и должна жить на воле.

5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:1. Знакомство с лебедем2. Совместные прогулки.3. Совместные игры.

6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.

Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам.  «Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.

8. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?

Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: