Второстепенные персонажи
Гаспар Арнери
Доктор, учёный человек, пожилой мужчина.
Самый мудрый и учёный человек в стране. Немолодой человек, сочувствующий простому народу. Любит историю и записывает все знаменательные события в особую книгу. Ему было приказано починить куклу Тутти, доктор Гаспар подменяет куклу на девочку Суок. Помогает мятежникам в их правой борьбе за свободу и независимость.
Учитель танцев
Преподаватель танцев у богачей.
В «Трёх толстяках» герой, фактически, выполняющий роль шута. Самовлюблённый и самоуверенный, больше заботится о своей внешности, чем об умении танцевать. Считает себя не только непревзойденным танцором, но и большим эстетом. Приверженец толстяков и богатых людей, так как его благосостояние прямо пропорционально толщине кошельков его учеников. Льстивый, трусливый и лицемерный тип, боится решительных действий, предпочитая оставаться в стороне.
Тётушка Ганимед
Экономка доктора Гаспара.
Заботится о своём хозяине, готовит ему пищу, прибирается в доме, исполняет все хозяйственные дела.
Туб
Учёный, которому известно прошлое Тутти и Суок.
Туб знает, что они являются братом и сестрой, которых разлучили в детстве. Тутти стал наследником толстяков, а Суок отдали бродячим артистам. Тубу было приказано сделать Тутти железное сердце, но учёный пошёл против желания своенравных толстяков и отказался сделать ребёнка бессердечным. После этого учёного Туба заключили в клетку, где он и провёл всю свою жизнь.
Краткая характеристика героев сказки «Три толстяка», может быть полезной для читательского дневника.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Три толстяка»
для самых занятых —
Читательский дневник «Три толстяка»
Самые популярные материалы октября для 4 класса:
Характеристика Ивана (Конек-горбунок)
Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина
Описание картины Левитана «Золотая осень»
«Конек-горбунок» главные герои
Главная мысль «Конек-горбунок»
Сочинение «Моя семья» (4 класс)
Краткое содержание «Пеппи Длинный Чулок»
Краткое содержание «Ашик-Кериб»
Характеристика братьев (Конек-горбунок)
Краткое содержание «Детство Никиты»
Основная мысль
Анализируя произведение, читатель может выделить главную тему: если люди имеют храбрые сердца и надежных друзей, они непобедимы. Деспоты и угнетатели народа должны быть отстранены от власти и получить по заслугам, как были наказаны вымышленные три толстяка.
Сколько страниц книги повествуют о дружбе и взаимовыручке, не сосчитать. Главные персонажи на примерах показывают, как можно справиться с проблемами. Их смелость и мужество, умение отстаивать свои интересы, бороться за права позволяют пройти через все преграды. Нельзя терять надежду ни при каких обстоятельствах. Справедливость обязательно должна быть восстановлена. Сюжет книги завершается наказанием злых сил.
Глава 10 ЗВЕРИНЕЦ
В два часа наследника Тутти позвали в классную комнату. Это был час уроков. Суок осталась одна.Никто, конечно, не подозревал, что Суок — живая девочка. По всей вероятности, настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. Должно быть, очень искусный мастер сделал ту куклу. Правда, она не ела пирожных. Но, может быть, наследник Тутти прав: может быть, действительно у неё просто не было аппетита. Итак, Суок осталась одна.Положение её было затруднительное.Огромный дворец, путаница входов, галерей, лестниц.Страшные гвардейцы, неизвестные суровые лица в разноцветных париках, тишина и блеск.На неё не обращали внимания.Она стояла в спальне наследника, у окна.«Нужно выработать план действий, — решила она. — Железная клетка с оружейником Просперо находится в зверинце наследника Тутти. Я должна проникнуть в зверинец».Вы уже знаете, что наследнику не показывали живых детей. Никогда, даже в закрытой карете, его не возили в город. Он рос во дворце. Его учили наукам, читали ему книги о жестоких царях и полководцах. Тем людям, которые его окружали, запрещено было улыбаться. Все его воспитатели и учителя были худые, высокие старики с плотно сжатыми губами и скулами цвета пороха. Кроме того, все они страдали несварением желудка. А при такой болезни человеку не до улыбок.Наследник Тутти никогда не слышал весёлого, звонкого смеха. Только иногда до него доносился хохот какого-нибудь пьяного колбасника или самих Толстяков, угощавших своих не менее толстых гостей. Но разве это можно было назвать смехом! Это был ужасный рёв, от которого делалось не весело, а страшно.Улыбалась только кукла. Но улыбка куклы не казалась Толстякам опасной. И, кроме того, кукла молчала. Она не могла бы рассказать наследнику Тутти о многих вещах, скрытых от него дворцовым парком и стражей с барабанами у железных мостов. И поэтому он ничего не знал о народе, о нищете, о голодных детях, о фабриках, шахтах, тюрьмах, о крестьянах, о том, что богачи заставляют бедняков трудиться и забирают всё себе, что сделано худыми руками бедняков.Три Толстяка хотели воспитать злого, жестокого наследника. Его лишили общества детей и устроили ему зверинец.«Пусть он смотрит на зверей, — решили они. — Вот у него есть мёртвая, бездушная кукла, и вот у него будут злые звери. Пусть он видит, как кормят тигров сырым мясом и как удав глотает живого кролика. Пусть он слушает голоса хищных зверей и смотрит в их красные дьявольские зрачки. Тогда он научится быть жестоким».Но дело сложилось не так, как хотели Толстяки.Наследник Тутти прилежно учился, слушал страшные летописи о героях и царях, смотрел с ненавистью на прыщавые носы воспитателей, но не становился жестоким.Общество куклы он полюбил больше общества зверей.Конечно, вы можете сказать, что двенадцатилетнему мальчику стыдно развлекаться куклами. В этом возрасте многие предпочли бы охотиться на тигров. Но здесь была некая причина, которая в своё время откроется.
- В начало
- Назад
- 14
- Вперед
- В конец
Главные герои
Три толстяка
Верховные правители страны, опекуны мальчика Тутти.
Самовлюблённые, жадные и эгоистичные личности. Толстяки воспитывают мальчика, к которому должна перейти их власть. Толстяки хотели бы, чтобы у их наследника было железное сердце, они не позволяют Тутти общаться с другими детьми. Толстяки выполняют все капризы Тутти, не допускают, чтобы мальчик был чем-то расстроен.
Тутти
Воспитанник Трёх толстяков, их наследник, 12-летний мальчик.
Мальчик лет двенадцати, воспитывается у толстяков. Ему не разрешается играть и общаться со своими сверстниками, с ним занимаются рядом со зверями. Единственное его развлечение – механическая игрушка в виде живой куклы, которую изготовили специально для него.
Суок
Маленькая артистка из балагана, сестра Тутти.
Храбрая, весёлая, бесстрашная девочка. Очень походит на механическую куклу Тутти. Является помощницей канатоходца Тибула и оружейника Просперо. Помогает освободить Тутти от власти толстяков. Добрая и отзывчивая Суок счастлива, что вновь обрела своего брата.
Тибул
Канатоходец, гимнаст, молодой мужчина.
Бедняк Тибул является одним из зачинщиков восстания, лидер рабочего класса, бунтующего против гнёта правительства. Храбрый и отважный, смелый и решительный гимнаст, которому очень пригодилось его ремесло.
Просперо
Оружейник, предводитель восстания против Трёх толстяков.
Ведёт активную борьбу против угнетателей. Его арестовывают и заключают в клетку, приковав цепями. Друзья находят возможность помочь ему бежать. Смелый и справедливый борец против зажравшегося правительства.
Жанр, направление
Произведение «Три Толстяка», как уже ранее упоминалось, написано в жанре сказки. Но, что самое парадоксальное, этот жанр никак не угадывается в содержании текста. Мы видим реалистический мир, в котором отсутствует магия. Даже «железное сердце», которое так тщательно приписывают Тутти, всего лишь фантазия трех коварных правителей, чтобы сделать наследника более жестоким и непримиримым.
Главные герои произведения так же рассеяны, нельзя выделить кого-то одного, наиболее значимого. Так, и Тибул, и Просперо, и доктор Гаспар, и Суок являются важными персонажами, линия каждого из них доведена до конца. Каждый из героев является своеобразным «волшебным помощником» для другого, и этот круг смыкается вокруг всего народа, уставшего от власти авторитарного режима.
Следует отметить, что сам автор отмечал, что волшебников будто бы никогда и не было на самом деле. Именно поэтому читателю не стоит ожидать от сказки чего-то волшебного. Это – жизнь, которая может быть изменена руками людей, сражающихся за правду, за равенство и за свободу. Именно в этом объединении народа против гнета тирана Олеша видит настоящую магию. Сказка становится былью.
Именно поэтому «Трех Толстяков» многие исследователи определяют как роман-сказку. В нем есть черты и реализма, и романтизма. Так, вера в победу угнетенного народа, в исключительную личность канатоходца и оружейника и сам факт идеалов героев с суровой реальностью могут натолкнуть нас на мысль о сходстве с романтизмом. Отсутствие волшебства, реалистичность в стычках между двумя враждующими прослойками общества, отсутствие умаления ущерба, принесенного войной, связывают произведение с реализмом.
Быстрая смена событий и необычные сюжетные повороты наталкивают на мысль о сходстве «Трех Толстяков» с настоящим авантюрным романом. Действительно, сказка очень напоминает приключенческое произведение, в котором так много интересных событий, что даже невозможно выделить что-то главное и кого-то главного из них.
Также стоит упомянуть жанры утопии и антиутопии – в самом начале перед нами красочно изображается именно второй из них, высвечивая тираническую власть Толстяков. К концу произведения жанр переходит в утопический, потому что все заканчивается на хорошей ноте, все люди сыты и счастливы и, главное, Тутти и Суок вместе.
Таким образом, в этом отношении Олеша создал самобытное произведение, в котором синтезируются многие жанры и направления. Возможно, именно поэтому этой книгой так зачитываются и взрослые, и дети – она может подойти практически любому читателю.
Последние статьи
-
Как простой столяр из российской глубинки построил царские апартаменты с троном, и из-за чего от него ушла третья жена 21.10.2023, 21:58 -
Мечтал стать агрономом, а погиб в бою с 30 немецкими истребителями: Подвиг дважды Героя Советского Союза Григория Кравченко 21.10.2023, 19:50 -
6 звездных пар, которые познакомились на свиданиях вслепую (похоже, это работает) 21.10.2023, 17:55 -
+1 Чем уникальна заброшенная дача-замок с привидениями в Питере, которая оказалась на грани разрушения 21.10.2023, 16:40 -
+1 Как король Англии Эдвард вступил в сговор с Гитлером и почему хотел бомбить собственный народ: Неудобные тайны британского двора 21.10.2023, 15:20 -
+1 Как сын шахтера стал 5-кратным чемпионом мира и почему отказался бежать в США: Легенда хоккея Виктор Жлуктов 21.10.2023, 14:07 -
Как из-за политики актёр Батурин стал врагом №1 для своих родных и о чем он пишет в письмах к матери 21.10.2023, 12:00 -
Как смогла преодолеть хейт и вернуться на европейскую оперную сцену «идеальная злодейка» Анна Нетребко 21.10.2023, 10:23 -
+1 Потерянный рай: Почему процветающий остров Хасима оказался заброшенным 21.10.2023, 09:35 -
Как успешная модель стала бомжом: Из-за чего оказалась на помойке Лони Уиллисон, которая была лицом брендов «Nike» и «Louis Vuitton» 20.10.2023, 22:24
Все статьи
Суть: о чем?
Книга «Три Толстяка» отражает суть авторитарного правления. В ней народ сражается за свою свободу, стремится стать независимым от гнета богачей. В таком случае может помочь только революция – именно ей посвящена книга.
Три Толстяка представляют собой три разновидности регулирования жизни общества. Против них выступают Тибул и Просперо, которые вдохновляют своей смелостью жителей города на борьбу. Им не страшно отстаивать свою свободу, они делают все ради хорошей жизни общества.
Доктор Гаспар становится помощником бунтовщиков. От его лица начинается повествование и, хоть он не представляет собой «борца за справедливость» и какое-то время даже не знает о происходящем, доктор все равно жалеет народ и делает все ради справедливости. Он помогает освободить Просперо из плена, прячет Тибула.
Книга заканчивается на хорошей ноте – власть сменена, люди живут в равенстве и достатке, Тутти и Суок выступают в цирке и, как оказывается, приходятся друг другу братом и сестрой. Жизнь налаживается.
Сюжет
Когда доктор Гаспар Арнери отправился за город поискать новых насекомых для своей коллекции, он узнал, что Просперо и Тибул повели народ на штурм дворца Трёх толстяков.
Вернувшись поздно вечером домой, доктор узнал, что восстание было подавлено, а Просперо посажен в тюрьму. Гимнасту Тибулу же удалось скрыться от преследования, пройдя по канату над площадью Звезды.
На следующий день на площади Суда строились плахи для повстанцев. Тем временем ветер подхватил продавца воздушных шаров и отнёс его во дворец, прямо на огромный торт, который нужно было подавать толстякам. Главный кондитер не растерялся, украсил продавца кремом и цукатами, и поставил на стол. К счастью продавца, Три толстяка были заняты тем, что допрашивали оружейника Просперо. После в зал ворвался заплаканный наследник Тутти, который рассказал о своём горе: его любимую куклу искололи саблями гвардейцы, и теперь она не может ходить и танцевать. Толстяки приказали отвезти куклу доктору Арнери, чтобы тот немедленно починил её. Воспользовавшись суматохой, продавец шаров скрылся из дворца через подземный ход, который ему показал один из поварят.
Когда Арнери осмотрел куклу, он понял, что не успеет починить её к утру. Он знал, что толстяки казнят его за невыполнение приказа, но ничего не мог поделать. На его счастье точной копией куклы оказалась маленькая цирковая артистка Суок. Тибул уговорил её проникнуть во дворец под видом куклы и спасти Просперо. Отважная девочка согласилась.
Наследник Тутти был очень рад получить свою куклу, но вскоре он с удивлением обнаружил, что это живая девочка, а он ещё никогда не видел детей. Ночью Суок взяла у Тутти ключ и проникла в зверинец на поиски Просперо. Но вместо оружейника она увидела в клетке странное умирающее существо, которое перед смертью успело передать девочке табличку с записями. Суок всё же удалось найти Просперо и освободить его. Она помогла ему скрыться через потайной ход, а сама оказалась арестована.
Перед казнью Суок стали допрашивать, но она упорно молчала. По приказу толстяков её должны были растерзать дикие звери, но этого не случилось: дворцовые гвардейцы встали на сторону народа. Толстяки и их прихвостни были арестованы.
Из записей на дощечке стало известно, что Тутти и Суок – родные брат и сестра, которых разлучили в раннем детстве. Три толстяка приказали учёному Тубу сделать куклу – точную копию Суок, а также выковать мальчику железное сердце. Когда Туб отказался, его посадили в клетку.
Главные герои и аннотация
Сказочная повесть была написана в 1924 году. Действие происходит в придуманной стране. Все герои вымышленные:
- доктор Гаспар Арнери;
- оружейник Просперо;
- Суок;
- Тибул;
- наследник Тутти;
- правители-толстяки;
- ученый Туб.
В аннотации к произведению можно написать, что страной управляют тираны. Несправедливые действия богатых, их жестокость не по душе простым людям. Народ борется с властью. Благодаря лидерам, которые сумели собрать силы, удалось избавиться от власти тиранов. Свергнуты деспотичные Три толстяка. Краткое содержание для читательского дневника можно передать по плану:
- Площадь Звезды и гимнаст Тибул.
- Продавец шаров.
- Сломанная кукла.
- Арнери встречает Суок.
- Девочка становится куклой.
- Освобождение Просперо.
- Суок спасена.
- Народ победил.
- Тайна ученого.
Критика
Подходы к произведению Олеши были самые разнообразные. Казалось, каждый автор считает своим долгом по-своему оценить это произведение, упомянуть в своих творческих эссе.
О. Мандельштам в статье «Веер герцогини» упоминает произведение в исключительно положительном ключе. По его мнению, Юрий Олеша создал нечто «переводное», что должен увидеть весь мир и оценить по достоинству. Он отмечает, что единственный отзыв, с которым он был знаком, встретился поэту в «Читателе и писателе» под красноречивым заголовком «Как не следует писать книги». Мандельштам же отмечал хрустальность книги, ее революционность и универсальность – она интересна и ребенку, и взрослому.
Л. Чуковская в своей рецензии раскритиковала сказку. Она посчитала, что от «Трех Толстяков» веет холодом
С этим она связала две причины: мир книги – мир вещей, а не чувств (автор умаляет значение человека, акцентируя внимание на деталях интерьера, пейзажа), и скудность сюжета. Поэтому читателю и не по себе – описание платья Суок занимает намного больше времени, чем описание происходящего в городе, а именно детали развития конфликта между власть имущими и угнетенными
В. Бойчевский в статье «Какими не должны быть истории для детей» отметил, что сказка имеет черты слишком ярко изображенной революции. Он находит в этом черты пагубной романтизации произошедшего.
С. Аксененко в статье «Тоталитаризм и авторитаризм» обширно раскрыл это произведение. Он отмечает, что Олеша описал классическую олигархию, где Толстяки являются правителями во многом только из-за своего денежного могущества. Автор подробно проанализировал систему правления в сказке, приметив сходство имени Тутти с главной целью Толстяков – сделать его наследником всего их богатства и власти.
В «Литературной газете» А. Луначарский очень положительно отзывался о «Трех Толстяках», называя его грациозным произведением. Он отметил плавное развитие сюжета, которое не навязывает мнение читателю, но заставляет его соглашаться со всем тем, что описано.
Таким образом, к произведению Олеши все упомянутые писатели относятся по-разному, но одно их объединяет точно. Каждый отмечает основную цель автора – показать революцию с художественной точки зрения.
Композиция и конфликт
В произведении «Три Толстяка» Юрий Олеша использует несколько типов композиции. В тексте мы встречаемся с элементами линейной композиции, когда сюжетные события происходят друг за другом. Так можно охарактеризовать первые несколько глав сказки. Затем, когда автор вводит новых героев, он использует параллельную композицию – например, история про продавца воздушных шаров. Она происходит не вне общего сюжета, а вплетается в него, параллельно происходят другие важные повороты – пир во дворце трех Толстяков, нападение на куклу Тутти. Периодически сюжет возвращает нас к прошлому – такой тип композиции называется ретроспективным. С ним мы сталкиваемся, когда писатель знакомит читателя с историей Суок, упоминая, что она выступала вместе с Тибулом. Следовательно, композиция произведения свободная, так как совмещает несколько типов, и очень своеобразная.
Писатель использует некоторые приемы – он интригует читателя, не рассказывая ему, что за чудовище было в клетке вместо Просперро, умалчивает о том, куда пропала кукла принца, когда доктор Гаспар уснул и потерял ее по дороге в замок, вводит «рассказ в рассказе» — когда воспитатель Тутти уведомляет Толстяков о нападении на куклу наследника. Также мы видим сон, в котором доктор Гаспар переживает о своей участи – он является связью с образом Суок, которую писатель вводит ближе к концу сказки.
В «Трех Толстяках» можно выделить множество конфликтов, о которых стоит упомянуть:
Народ и власть. Именно на этом конфликте закручивается сюжет произведения. Он является «двигателем» основного действия, именно его изображение изначально входило в замысел писателя. Это связано с историческими событиями, свидетелем которых он стал. Несправедливость самодержцев возмущала его, как и многих людей, и Олеша решил изобразить то, что видел вокруг себя – борьбу слабых, но смелых и решительных, против сильных, но глупых и медлительных.
Конфликт долга и чести. Доктор Гаспар является тем персонажем, который мечется между двумя этими понятиями. Сразу он помогает канатоходцу, укрывает его в своем доме и даже дает ему черный краситель, чтобы превратить его в негра, но не может противостоять власти Трех Толстяков и все равно берется исполнять их приказ – создать куклу наследнику. И все же доктор Гаспар переходит на сторону протестующих и участвует в плане по освобождению оруженосца. Тибул тоже переживает этот внутренний конфликт. Это происходит на площади, когда Три Толстяка уловкой хотели отвлечь народ от казни мятежников на Площади Суда. Тибул не желает предавать своих идей, он выдает себя, зная, как это опасно
Но этот факт его не заботит – ему важно поддержать народ, вождем которого он является. Это дело его чести
Так же поступают гвардейцы, не согласные с гнетом власти. Они переходят на другую сторону, начинают защищать угнетенных. То же самое испытывают и рабочие, которые вынуждены строить плахи, на которых произойдет казнь митингующих. Они пытаются противостоять власти, но, в отличие от Тибула, подчиняются своему страху и долгу.
Злодейство и любовь. Вечный конфликт становится «исходом» повествования, кульминацией – железное сердце Тутти оказалось выдумкой и, несмотря на коварный план Трех Толстяков превратить его в чудовище, которое будет так же угнетать народ и наживаться на нем, он оказывается спасенным благодаря любви, внутренней и внешней. Дело в том, что ничто не смогло испортить добрый нрав наследника. Он жалел куклу, которую закололи, хотя она была неживой. Тутти умеет воспринимать прекрасное, он искренне привязывается к Суок, когда она появляется в замке. И в итоге любовь побеждает: брат и сестра встречаются после долгих лет разлуки, наступает мир.
Действие и бездействие. В произведении есть множество персонажей, которые остаются на периферии и, казалось бы, не несут никакого смысла. К ним относятся Раздватрис и продавец воздушных шаров. Они представляют собой гротескные образы, которые должны смешить читателя, но на самом деле они являются основными двигателями сюжета, ведь от их смехотворных действий зависит исход истории. А конфликт проявляется в том, что они якобы «не вмешиваются» в происходящее. Но, стоит отметить, они все равно участвуют в главных событиях книги. Так, продавец подсказывает Тибулу, что во дворец есть тайный проход – его голова торчит на огороде, как капуста, и акробат чуть было не бросает ее в своих недоброжелателей. Раздватрис находит пропавшую куклу, которая спасает жизнь Суок. Таким образом, Олеша показывает, что исторические события затрагивают всех, не вмешиваться в них невозможно.
Соперничая с Андерсеном
Родившись в 1899 году в Елисаветграде (будущем Кировограде), Олеша практически всё детство и начало юности прожил в Одессе и не без гордости считал себя одесситом. Очень быстро он окружил себя людьми, одержимыми литературой и поэзией. И какие это были люди! Багрицкий, Катаев, Ильф, Петров… Они были юны, веселы, полны амбиций, поэтому и революцию 1917 года встретили с восторгом. Когда родители Олеши — обедневшие польские дворяне — эмигрируют в Польшу, Юрий с ними не поедет. Становиться изгнанником, когда здесь его друзья, его любовь, его литературное будущее? Уж нет!
Время, повторим, было для Олеши счастливым, но трудным. Вся его одесская компания сначала переезжает в Харьков, а затем в 1922 году (с подачи Катаева) — в Москву.
Там одесситы вместе с киевлянами — Булгаковым и Паустовским — устраиваются в газету железнодорожников «Гудок», занимаясь литературной обработкой поступавшей информации. Олеша берет себе псевдоним «Зубило» и, несмотря на столь талантливое окружение, его очерки и фельетоны идут вне конкуренции. Он вообще был настоящим «королем экспромта» и легко мог припечатать любого метким и ироничным словцом.
В юные годы, как и многие, Олеша писал стихи, но уже в 1924 году он пишет на своем стихотворном сборнике, подаренном Булгакову: «Мишенька, я никогда больше не буду писать отвлеченных лирических стихов. Это никому не нужно. Проза — вот настоящий простор для поэзии!» Первая возможность проверить это утверждение на практике появилась как-то сама собой…
Итак, однажды в окне соседского дома Олеша увидел прелестную девочку-подростка, которая увлеченно читала какую-то книгу. Как оказалось, девочку звали Валя Грюнзайд, а книгой были сказки Андерсена. Очарованный девочкой, Олеша тут же пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. И, не отягощенный мыслями о совершенстве и линии партии, тут же принялся за дело.
В то время они вместе с Ильей Ильфом жили в импровизированном общежитии для бездомных литераторов — прямо в здании типографии «Гудка». Эта комната, отгороженная тонкой перегородкой и лишенная мебели, скоро аукнется в «12 стульях», превратившись в «Общежитие Бертольда Шварца». А тогда она была местом появления обещанной сказки
Набрав в типографии рулоны бумаги, Олеша прямо на полу строчил историю о трех жестоких Толстяках, отважном гимнасте Тибуле и кукле Суок.
Ю. Олеша: «Бочонок накатывался на меня, я придерживал его рукой… Другой рукой писал. Это было весело, и тем, что мне весело, я делился с веселым Ильфом».
В том же 1924-м году рулоны были исписаны, а рукописи посланы в издательство детской литературы. Но в те времена жанр сказки не был еще «реабилитирован». Всякие выдумки и мистика считались не нужными юному строителю нового общества. Даже то, что сказка была полна революционной романтикой и практически лишена привычного волшебства, не помогло. Помогла слава уже упомянутой «Зависти», вышедшей в 1927 году. И тогда следом — через год — в издательстве «Земля и Фабрика» тиражом 7 тыс. экз. вышло роскошное издание «Трех Толстяков» с рисунками Мстислава Добужинского. На первом издании, как и обещал Олеша, красовалось посвящение Валентине Леонтьевне Грюнзайд.
К тому времени девочка Валя стала девушкой, но замуж вышла не за сказочника, а за его друга — небезызвестного Евгения Петрова.
И вскоре посвящение изменилось.
Юрию Карловичу вообще не очень везло в любви…
Читательский дневник по сказке «Три толстяка» Юрия Олеши
Название произведения: «Три толстяка».
Число страниц: 192.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Тутти, Суок, Гаспар Арнери, Тибул, Просперо.
Второстепенные герои: Три толстяка, тётушка Ганимед.
Характеристика главных героев:
Тибул — ловкий акробат.
Справедливый и честный.
Вёл за собой революционеров.
Суок — добрая и отважная девочка.
Была точь-в-точь похожа на куклу принца.
Доктор Гаспар Арнери — мудрый, учёный.
Великодушный.
Просперо — оружейник. Вождь восставших. Силач.
Тутти — мальчик. Настоящий наследник правителей города.
Пленник Толстяков. Брат Суок.
Характеристика второстепенных героев:
Три Толстяка — жадные, скупые и кровожадные правители.
Народ не любил их.
Тётушка Ганимед — добрая и умелая хозяйка.
Краткое содержание сказки «Три толстяка»
В городе, которым правят Толстяки, начинается волнение.
Доктор Арнери попадает в самое сердце восстания, его чуть не убивают, он становится свидетелем бегства Тибула.
Вернувшись домой, доктор встречает Тибула.
В это время продавец воздушных шаров оказывается во дворце Толстяков.
Его вместе с тортом подают на стол, и он слышит, как плачет Тутти.
Его любимую куклу изрубили гвардейцы.
Толстяки поручают доктору Арнери починить куклу.
Доктор в затруднении, но вспоминает про Суок, которая очень похожа на куклу.
Суок в образе куклы проникает во дворец и беседует с Тутти.
Она узнаёт, где держать оружейника Просперо и помогает тому сбежать.
Толстяки хотят казнить Суок, но восставший народ берёт дворец штурмом.
Тутти оказывается настоящим правителем, а Суок его родной сестрой.
План сказки:
- Учёный Гаспар Арнери.
- Поездка за город.
- Бунт и гвардейцы.
- Бегство Тибула.
- Тибул у доктора.
- Воздушные шары.
- Просперо.
- Сломанная кукла.
- Сложный заказ.
- Девочка-двойник
- Суок во дворце.
- Спасение Просперо.
- Новая подмена.
- Бегство Толстяков.
- Суок и Тутти.
Основная мысль сказки «Три толстяка»
Главная мысль сказки в том, что любое угнетение рано или поздно заканчивается и народы обретают свободу.
Основная идея сказки в том, что бороться за свободу, равенство и справедливость для человека естественно.
Никто не терпит угнетения и все хотят жить свободными.
Чему учит произведение
Сказка учит быть добрыми, справедливыми, открытыми и помогать людям.
Учит тому, что нельзя быть жестокими, жадными, ленивыми, бессердечными.
Учит тому, что свобода, равенство и братство являются высшими человеческими ценностями.
Краткий отзыв о сказке «Три толстяка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что невозможно лишить целый народ свободы.
Рано или поздно люди вспоминают о своих правах и начинают за них бороться.
Вот и в этой сказке жадные угнетатели Толстяки хотели наживаться на страданиях простых людей вечно.
Но люди восстали и свергли негодных правителей.
Это интересная сказка с динамичным сюжетом.
В ней много приключений, неожиданных поворотов и тайн.
Автору удалось написать не просто политическую историю, но увлекательную сказку, полную юмора и любви.
Мне очень нравятся несколько героев этой сказки.
Прежде всего, это доктор Арнери, человек очень умный, способный и при этом неравнодушный к чужому горю.
Также мне нравятся Суок и Тутти.
Эти брат и сестра были разлучены Толстяками, когда те захватили власть, но нашли друг друга.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что популярность в народе проходит быстро, если перестать помогать людям, а думать только о своём богатстве.
И тогда прежние герои становятся изгнанниками.
Пословицы к произведению:
- Любая власть богатым прибавить, нищим отнять.
- Кто власть имеет, бедных не жалеет.
- Чем беднее, тем щедрее, чем богаче, тем скупее.
- На товарища надеешься — сам его выручай.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Словарь неизвестных слов:
- Узник — тот, кто находится под стражей.
- Наследник — тот, кому перейдёт власть.
- Мятежница — бунтарка.
- Оружейник — тот, кто продаёт оружие.
- Труппа — коллектив артистов.
- Экономка — уборщица.
- Балаган — театральное представление.
- Плахи — расколотые брёвна.
- Казнь — лишение жизни.
Библиотека произведений автора пополняется.
Темы
Многие темы в произведении Олеши «Три толстяка» можно назвать ключевыми, потому что они раскрывают содержание и служат для более детального понимания смысла. Из них можно выделить:
- Тема авторитарной власти. Эта тема проходит через все произведение и связана с фигурами Трех Толстяков – злых и жадных правителей. Более подробна она была раскрыта ранее.
- Тема революции. Олеша очень реалистично изображает отвагу людей в борьбе против угнетателей. Сражение, среди которого в самом начале сказки оказывается доктор Гаспар, пугает красками и правотой. Герой ходит среди поверженных тел, смотрит на последствия борьбы. В книге упоминаются даже убитые – например, талантливый Туб, создавший куклу-двойника Суок.
- Тема жизненных трудностей. Герои «Трех Толстяков» проходят через многое. Так, Суок рассказывает Тутти о лошади, которая раньше жила вместе с обитателями балаганчика дядюшки Бризака, но из-за того, что артистам самим не было чем питаться, она умерла от истощения. Судьба этого несчастного животного не единственная пострадала от самодержавной власти – многие люди должны были жить в бедности и боли. Суок даже избили плетьми за то, что ее песенка оскорбила какую-то очень богатую даму.
- Тема свободы. Символом свободы можно назвать фигуру Тибула, но внешнюю уверенность внушает именно Просперо. Как уже ранее отмечалось, его образ очень сильно напоминает Прометея, который по легенде вынес людям огонь и нектар с Олимпа, за что был тяжко наказан – его приковали к скале цепями, и огромный орел прилетал к нему каждый день и клевал его внутренние органы. Мучения Просперо, конечно, трудно сравнить с прометеевскими, но его фигура очень напоминает этого героя – он такой же сильный и свободолюбивый, готов пожертвовать всем ради того, чтобы его не ограничивали.
Кто такие Толстяки и почему они идут вторым планом
В целом ясно, что в сказке автор намекает не на людей и не на кукол, а на социально-государственные институты, а также на сословия, классы, страты. Получается, что Три Толстяка, всегда упоминаемые в неразрывной связке, – это Император, Правительствующий сенат и Совет министров. Своего рода Змей Горыныч о трех головах, но в обличье управленца. А герои – человеческие марионетки, к которым внезапно пришло осознание своего угнетенного положения и необходимости протеста. Ну а сумасбродный Тутти – это капризный и безвольный монарх-самодержец, не способный удержать власть в своих руках.
По идее, такой роман должен был пройти на ура в диссидентской среде. Однако встречать его овациями почему-то не спешили даже сторонники «радикальных реформ».
Критик и прозаик Лидия Чуковская, одобрив революционный настрой произведения, тем не менее приняла роман в штыки, так как, по ее мнению, «капризы сюжета» и «мир вещей» в нем работают против содержательной части. А современный ппсатель Дмитрий Быков и вовсе считает эту книгу наивной и «поточной»: «Это именно сказка начитанного мальчика, революционная по духу, романтическая по антуражу; Олеша написал одну такую вещь, а мог двадцать пять».
« Рюрик был скандинавом: почему в России XVIII — XIX веков об этом забыли