Анализ книги «путешествия гулливера» (д. свифт)

Путешествия гулливера (свифт джонатан) - слушать аудиокнигу онлайн

Суть

Главный герой Лемюэль Гулливер в результате кораблекрушения попадает в Лилипутию, где маленькие человечки принимают его за чудовище. Он спасает их от жителей соседнего острова Блефуску, но, несмотря на это, лилипуты собираются его убить, из-за чего Гулливеру приходится сбежать от них.

В ходе второго путешествия Лемюэль попадает в Бробдингнег, страну великанов. О нем заботится девочка Грюмдальклич. Маленький Гулливер попадает к королю, где постепенно осознает ничтожность человечества. Домой мореплаватель попадает случайно, когда гигантский орел улетает с коробкой, которая была временным жилищем путешественника.

Третье путешествие переносит Гулливера в страну Бальнибарби, на летающий город Лапута, где с удивлением наблюдает за глупостью жителей, замаскированную под ученость. На материковой части в столице Лагадо он посещает академию, где видит бессмысленные изобретения местных ученых. На острове Глаббдобдриб, вызывая души умерших исторических личностей, он узнает о них правду, скрываемую историками. На острове Лаггнегг он встречает мучающихся от бессмертия струльдбругов, после чего через Японию возвращается в Англию.

Четвертое путешествие заносит Гулливера на остров, где разумные лошади гуигнгнмы используют труд одичавших существ еху. Главного героя изгоняют, так как он похож на еху. Лемюэль долго не может привыкнуть к людям, общество которых становится ему невыносимо.

Темы

Тематика романа «Путешествия Гулливера» представлена Многомудрым Литреконом в формате списка:

  1. Приключения – на протяжении всего романа герой оказывается в не привычной для себя среде и сталкивается с ситуациями, которые ставят под сомнения его взгляды и убеждения. Приключения Гулливера работают не как испытания, преодолевая которые герой становится сильнее и лучше, а как непреодолимые превратности судьбы, перед которыми герой оказывается бессильным, по воле случая становясь то всемогущим великаном, то домашним питомцем. В итоге жизнь, наполненная самыми невообразимыми приключениями, не помогает ему стать лучше, а напротив, ломает его, принося ему только горечь и разочарование.
  2. Просвещение – Свифт не был противником Просвещения, как такового, но в своём романе он подверг разбору многие его аспекты. В частности, он показал зыбкость и иллюзорность господствующего положения человека на примере того, как Гулливер ещё не давно с насмешкой глядевший на абсурдный конфликт лилипутов, сталкивается куда более продвинутыми и более просвещёнными существами, которые видят в людях только дикарей, бездумно уничтожающих самих себя.
  3. Сатира на общество – роман остро высмеивает действительность, которая окружала Свифта. В стране Лилипутов главный герой наблюдает пустые и лишённые смысла дворцовые интриги, абсурдную войну из-за яйца, тщеславие и глупость мирских владык. Маленькие человечки служат кривым отражением человеческого общества и всех его пороков. Устами по-настоящему просвещённого короля великанов Свифт высмеивает войны и насилие, именно этот персонаж замечает, что простой рабочий человек приносит куда больше пользы, чем политики и правители. На примере Лапуты и её вассалов писатель высмеивает возгордившихся учёных, которым высокие научные материи заменяют реальный мир. Страна лошадей является насмешкой над человеческой гордыней, слепотой и ограниченностью людей, мнящих себя центром Вселенной, а также демонстрацией прогрессивных идей, доведённых до абсурда.
  4. Быт и нравы английского общества – характерен и портрет типичного англичанина, данный Свифтом в лице своего героя – Лэмюэля Гулливера. На протяжении почти всего романа он мнит себя умным и порядочным человеком, но на деле демонстрирует приверженность многим порокам, предстаёт перед нами плохим семьянином, а в конце, насмотревшись на идеальное общество лошадей, держащих людей в рабстве, и вовсе начинает почитать всех представителей человечества, кроме себя, за скот. В конце повествования гордыня и невежество приводят героя к мировоззренческому кризису и безумию.

Главные герои и их характеристика

  1. Лемюэль Гулливер – уроженец Ноттингемпшира. Он женат на Мери Бертон и имеет двоих детей. Чтобы заработать денег, Лемюэль становится хирургом на судне, а затем капитаном корабля. Как и большинство главных героев Просвещения, он любознателен. Путешественник легко адаптируется в новых условиях, быстро изучает языки каждого места, в которое попадает, а также воплощает собой условного среднего героя.
  2. Лилипуты. Само слово «лилипут» придумал Свифт. Жители Лилипутии и Блефуску ростом в 12 раз меньше обычного человека. Они убеждены, что их страна самая большая в мире, из-за чего они ведут себя с Гулливером довольно бесстрашно. Лилипуты — организованный народ, способный достаточно быстро делать сложную для них работу. Правит ими король по имени Гольбасто Момарен Эвлем Гердайло Шефин Молли Олли Гу. Лилипуты воюют с блефусканцами из-за споров о том, с какой стороны надо разбивать яйцо. Но и в самой Лилипутии ведутся распри между партиями тремексенов и слемексенов, сторонниками высоких и низких каблуков. Самыми ярыми противниками Гулливера оказываются гальбет Скайреш Болголам и лорд-канцлер казначейства Флимнап. Лилипуты олицетворяют собой пародию на английскую монархию.
  3. Великаны. Жители острова Бробдингнег, наоборот, в 12 раз больше обычного человека. Они бережно относятся к Гулливеру, особенно дочь фермера Грюмдальклич. Великанами правит справедливый король, приходящий в ужас от рассказов Гулливера о порохе. Эти люди не знакомы с убийством и войной. Бробдингнег является примером утопии, идеального государства. Единственным неприятным персонажем становится королевский карлик.
  4. Жители Бальнибарби. Чтобы обитатели летающего острова Лапута отвлекались от размышлений о Вселенной, слугам приходится хлопать их палками. Всё вокруг них: от одежды до еды, — связано с астрономией и геометрией. Лапутяне правят страной, имея право в любой момент раздавить возникший бунт тяжестью острова. На земле также живут люди, считающие себя умнее всех, что не является правдой. Жители острова Глаббдобдриб умеют вызывать души умерших людей, а на острове Лаггнегг иногда рождаются бессмертные струльдбруги, выделяющиеся больших пятном на голове. После 80 лет у них наступает гражданская смерть: они больше недееспособны, вечно стареют, не способны к дружбе и любви.
  5. Гуигнгнмы. Остров Гуигнгнмия населяют лошади, способные говорить на своем разумном языке. У них есть свои дома, семьи, собрания. Слово «гуигнгнм» Гулливер переводит как «венец творения». Они не знают, что такое деньги, власть и война. Они не понимают многих человеческих слов, так как для них не существует понятий «оружие», «ложь» и «грех». Гуигнгнмы сочиняют стихи, не тратят слов понапрасну, умирают без печали.
  6. Еху. Гуигнгнмам служат в качестве одомашненных животных обезьяноподобные дикари еху, питающиеся падалью. Они лишены способности делиться, любить, ненавидят друг друга и собирают блестящие камешки (пародия на страсть человека к деньгам и драгоценностям). Среди гуигнгнмов ходит легенда о том, что первые еху приехали сюда из-за океана и были обычными людьми, как Гулливер.

Темы и проблемы

Основной темой произведения являются человек и моральные принципы, по которым он старается жить. Свифт поднимает вопросы о том, кто такой человек, как он выглядит со стороны, правильно ли он поступает и каково его место в этом мире.

Автор поднимает проблему испорченности общества. Люди забыли о том, что значит не воевать, творить добро и быть рассудительными

В первой части «Путешествий Гулливера» уделяется внимание проблеме мелочности государственного управления, во второй – проблеме незначительности и жестокости человека вообще, в третьей – проблеме потери здравого смысла, в четвертой – проблеме достижения идеала, а также падения человеческих нравов

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Ричард Симпсон  — издатель рукописи о путешествиях Гулливера.
  •  Бетс  — лондонский хирург, учитель Гулливера.
  •  Лилипуты  — крохотные люди, в страну которых Гулливер попал во время первого путешествия.
  •  Император Лилипутии  — повелитель маленьких человечков (лилипутов), в образе которого автор высмеивает пороки европейских монархов (захватническая политика, страсть к военным парадам, вероломство и др.).
  •  Флимнап  — лорд-канцлер Лилипутии, устроивший заговор против Гулливера.
  •  Скайреш Болголам  — адмирал в Лилипутии, поддержавший заговор Флимнапа.
  •  Рельдресель  — секретарь по тайным делам в Лилипутии.
  •  Великаны  — жители Бробдингнега.
  •  Фермер-великан  — житель Бробдингнега, который нашел Гулливера и повез его по стране, устраивая представления.
  •  Глюмдальклич  — дочка фермера-великана, ставшая для Гулливера «нянюшкой».
  •  Король и королева Бробдингнега  — повелители в стране великанов, проявившие большую заботу по отношению к Гулливеру.
  •  Лапутяне  — жители летающего острова Лапута.
  •  Король Лапуты  — повелитель летающего острова.
  •  Мьюноди  — сановник в королевстве Бальнибарби; противник «прогрессивных» проектов.
  •  Король Лаггнегга  — повелитель королевства Лаггнегг.
  •  Струльдбруги  — бессмертные люди в королевстве Лаггнегг.
  •  Гуигнгнмы  — обладающие разумом кони.
  •  Йеху  — человекоподобные скоты в стране гуигнгнмов.
  •  Серый конь в яблоках  — гуигнгнм, приютивший у себя Гулливера.
  •  Педро де Мендес  — капитан португальского судна, нашедший Гулливера на побережье Австралии и оказавший ему помощь в возвращении на родину.

Основная идея

Произведение Джонатана Свифта является иллюстрацией того, что мир многообразен и непостижим, людям все еще предстоит разгадать смысл мироздания. А пока несовершенный и слабый человек обладает гигантским самомнением, считает себя высшим существом, но не только не может всё знать, но и часто сам рискует стать хуже животных.

Многие люди потеряли человеческий облик, изобретая оружие, ссорясь и обманывая. Человек мелочен, жесток, глуп и безобразен в своем поведении. Писатель не просто голословно обвиняет человечество во всех возможных грехах, а предлагает альтернативные варианты существования. Его главная мысль – необходимость исправления общества через последовательный отказ от пороков невежества.

История создания

Свифт является деятелем Эпохи Просвещения, которая охватывает практически всю первую половину восемнадцатого века. Это время вошло в историю человечества как время прогресса и реформ, время рассвета человеческого самосознания. Многие мыслители Просвещения отстаивали идеи свободы равенства, возвеличивали человеческий разум и человека, как главные мерила бытия, отвергали христианское учение о смирении перед ликом божественного. Свифт же, не отрицая общих положений Просвещения, придерживался более консервативных взглядов. Будучи священником, он считал, что человечество слишком возгордилось, поставив себя над природой и даже Богом.

В 1720 году он решил создать роман, в котором хотел показать хрупкость и непостоянство человеческого величия, его незначительность перед лицом божественного замысла и высмеять человеческие пороки, ограниченность и предрассудки. Работа над книгой отняла у Свифта пять лет, в 1726 году роман наконец-то увидел свет.

История создания

Преподаватель, публицист, философ, а также священник Джонатан Свифт был родом из Ирландии, но писал на английском языке, поэтому считается английским писателем. За свою жизнь он создал 6 томов сочинений. «Путешествия Гулливера» окончательно вышли в свет в 1726-1727 годах в Лондоне, при этом Свифт создавал свое произведение несколько лет.

Автор опубликовал роман без указания своего авторства, и книга сразу стала пользоваться популярностью, хоть и была подвержена цензуре. Самым распространенным изданием стал перевод французского писателя Пьера Дефонтена, после чего роман переводился уже не с английского языка, а с французского.

Позже стали возникать продолжения и подражания истории Гулливера, оперетты и даже краткие детские версии романа, в основном посвященные первой части.

Жанр и направление

«Путешествия Гулливера» относятся к периоду позднего классицизма. В произведении высмеиваются персональные и общественные пороки. Писатель ставит на обсуждение различные модели общественного и государственного устройства. Отстаивает идеи прогресса и гуманизма.

Жанр произведения «Путешествия Гулливера» можно определить, как сатирико-фантастический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число действующих лиц. Сюжет наполнен многочисленными юмористическими ситуациями, которые направлены на едкое высмеивание человеческих пороков и недостатков. Также произведение незаметно поднимает важные вопросы о человеке и его месте во вселенной.

Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов

Кратко Подробный пересказ

Через пять месяцев Гулливер покинул Англию, став капитаном корабля. Во время плаванья ему пришлось нанять новых матросов, которые оказались пиратами, подняли бунт и высадили Гулливера на пустынном острове.

На этот раз Гулливер попал в страну, населённую разумными лошадьми — гуигнгнмами. Водились там и приматы, похожие на смесь человека и обезьяны, служившие гуигнгнмам домашними животными и выполнявшие чёрную работу.

Гуигнгнм, хозяин большой усадьбы, поверил, что Гулливер разумен, и помог ему выучить свой язык. Гуигнгнмы оказались доброде­тельными и благородными, приматы же были жадными, завистливыми, трусливыми и жестокими, они внушили Гулливеру отвращение к своему виду.

Гулливер, не приукрашивая, рассказал своему хозяину об английских обычаях и нравах. Этот рассказ встревожил гуигнгнма, он понял, что будет, если дать полудиким приматам разум.

Каждые четыре года происходил совет предста­вителей нации гуигнгнмов, где обсуждались различные хозяйственные дела. На очередном собрании хозяин рассказал совету о Гулливере, и гуигнгнмы решили, что тот должен покинуть их страну.

Гулливер перебрался на соседний остров, где решил провести остаток жизни подальше от противных ему людей. Но остров оказался побережьем Австралии. Гулливера увидели матросы с португальского корабля и забрали на судно.

Капитан посчитал Гулливера сумасшедшим и насильно доставил его домой. Гулливер с трудом научился переносить вид людей. К жене и детям он привык только через год, но и тогда не позволял дотрагиваться до себя. Общался Гулливер только с купленными им жеребцами.

В заключении Гулливер утверждает, что всё, написанное им, — чистая правда. Он считает, что завоевание открытых им стран будет невыгодно британской короне, и не хочет, чтобы мирные народы пострадали от «справедливых англичан».

Проблемы

Проблематика романа «Путешествия Гулливера» адресована именно взрослым читателям:

  1. Жестокость – фантастические страны, обозначающие у Свифта реальный мир, показаны максимально натуралистично и приземлённо. Войны, интриги, предательства, рабство и диктатуры встречаются на пути героя постоянно. Всё это было обыденностью в общественной жизни того времени и остаётся обыденностью и в наши дни.
  2. Невежество – и главный герой, и почти все фантастические существа, которые встречаются на его пути, мня себя просвещёнными и разумными, на деле оказываются ограниченными самодовольными невеждами, различающимися между собой только глубиной своего падения.
  3. Безнравственность – как и в случае с невежеством, лишь немногие персонажи в романе показывают настоящую нравственность, большая же часть героев безнравственны и эгоистичны.

Критика

Роман Свифта был восторженно встречен таким мастодонтом Просвещения, как Вольтер. Книга был мгновенно переведена на французский и быстро распространилась по всей Западной Европе. Консервативные читатели приняли книгу недоброжелательно за её излишний натурализм и мизантропический посыл.

Уже спустя много веков после своего создания, во многом смягчённые многочисленными правками «Путешествия Гулливера» перекочевали в разряд детской литературы и стали любимы маленькими читателями по всей планете. Однако и возрастная аудитория при желании может ознакомится с полной версией романа Свифта и найти в нём для себя много нового и поучительного.

Критика

Роман «Путешествия Гулливера» подвергся жестокой критике, несмотря на то, что сначала был принят за обычную сказку. По мнению рецензентов, Джонатан Свифт оскорбляет человека, а это значит, что он оскорбляет Бога. Четвертая часть произведения пострадала больше всего: автора обвинили в ненависти к людям и дурном вкусе.

Многие годы церковь запрещала книгу, а представители государства укорачивали ее, чтобы урезать опасные политические размышления. Однако для ирландского народа декан собора Святого Патрика остался легендарным борцом за права угнетенных бедняков, об его общественной деятельности и литературном таланте простые горожане не забывали.

Часть 1. Путешествие в Лилипутию

Кратко Подробно Оригинал

Лемюэль Гулливер был сыном небогатого английского помещика. В четырнадцать лет отец отправил его учиться в Кембридж, но из-за нехватки средств Гулливеру пришлось стать учеником известного лондонского врача, а затем хирургом на корабле.

Три года Гулливер путешествовал на разных кораблях. В перерывах между путешествиями он женился и попытался осесть в Лондоне, но заработок его оказался слишком мал, и он снова стал судовым врачом.

Во время одного из плаваний произошло корабле­крушение. Чудом выживший Гулливер оказался в стране Лилипутии, населённой человечками ростом не больше шестнадцати сантиметров.

Лилипутам Гулливер казался великаном, они испугались его, связали, пока он спал, и посадили на цепь. Вскоре император Лилипутии убедился, что великан добрый и великодушный, и освободил его. Гулливер начал путешествовать по стране, изучая её культуру и общественное устройство.

Гулливер узнал, что Лилипутия воюет с империей Блефуску, расположенной на соседнем острове. Император попросил Гулливера помочь ему в войне с блефусканцами, Гулливер пересёк узкий пролив между странами и доставил в Лилипутию самые крупные корабли врага, после чего император пожелал захватить и остальной вражеский флот.

Гулливер отказался воевать с храбрым и свободным народом. Император обиделся, обвинил Гулливера в государ­ственной измене и решил казнить. Узнав об этом, Гулливер отправился в Блефуску, нашёл на берегу острова сломанную лодку, починил её и покинул страну лилипутов к немалому облегчению обоих императоров.

Английское судно подобрало Гулливера и доставило домой, но вскоре он отправился в новое путешествие.

20.

Свежий ветер ударил в парус и погнал лодку.

Когда Гулливер обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на низкие берега блефускуанского острова, он ничего не увидел, кроме воды и неба.

Остров исчез, как будто его никогда и не было.

К ночи Гулливер подошёл к маленькому скалистому островку, на котором жили одни улитки.

Это были самые обыкновенные улитки, каких Гулливер тысячу раз видел у себя на родине. Лилипутские и блефускуанские гуси были немного меньше этих улиток.

Здесь, на острове, Гулливер поужинал, переночевал и утром двинулся дальше, взяв по своему карманному компасу курс на северо-восток. Он надеялся найти там обитаемые острова или встретить корабль.

Но прошёл день, а Гулливер по-прежнему был один в пустынном море.

Ветер то надувал парус его лодки, то совсем утихал. Когда парус повисал и мотался на мачте, как тряпка, Гулливер брался за вёсла. Но трудно было грести маленькими, неудобными вёслами.

Гулливер скоро выбился из сил. Он уже стал думать, что ему никогда больше не увидеть родины и больших людей.

И вдруг на третий день плавания около пяти часов пополудни он заметил вдали парус, который двигался, пересекая ему путь.

Гулливер принялся кричать, но ответа не было – его не слышали. Корабль шёл мимо.

Гулливер налёг на вёсла. Но расстояние между лодкой и кораблём не уменьшалось. На корабле были большие паруса, а у Гулливера – лоскутный парус и самодельные вёсла.

Бедный Гулливер потерял всякую надежду догнать корабль. Но тут, на его счастье, ветер неожиданно упал, и корабль перестал убегать от лодки.

Не спуская глаз с корабля, Гулливер грёб своими маленькими, жалкими вёслами. Лодка подвигалась вперёд и вперёд – однако же во сто раз медленнее, чем хотелось Гулливеру.

И вдруг на мачте корабля взвился флаг. Грохнул пушечный выстрел. Лодку заметили.

26 Сентября, в шестом часу вечера, Гулливер поднялся на борт корабля, настоящего, большого корабля, на котором плавали люди – такие же, как сам Гулливер.

Это было английское торговое судно, возвращавшееся из Японии. Капитан его, Джон Бидль из Дептфорда, оказался любезным человеком и прекрасным моряком. Он приветливо встретил Гулливера и отвёл ему удобную каюту.

Когда Гулливер отдохнул, капитан попросил его рассказать, где он был и куда направляется.

Гулливер вкратце рассказал ему свои приключения.

Капитан только посмотрел на него и покачал головой. Гулливер понял, что капитан не верит ему и считает его человеком, потерявшим рассудок.

Тогда Гулливер, ни слова не говоря, вытащил из своих карманов одну за другой лилипутских коров и овец и поставил их на стол. Коровы и овцы разбрелись по столу, как по лужайке.

Капитан долго не мог прийти в себя от изумления.

Теперь только он поверил, что Гулливер сказал ему чистую правду.

– Это самая замечательная история на свете! – воскликнул капитан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: