«Ребята и утята» — читательский дневник по рассказу М. Пришвина
Небольшой поучительный рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята» был написан и опубликован в 1943 году.
Описание книги для читательского дневника
Пришвин Михаил МихайловичНазвание произведения: « Ребята и утята»Жанр: рассказГод написания: 1943Издательство: АСТГод издания: 2017Количество страниц: 3
Главные герои и их краткая характеристика
Мать-утка – важная, умная, очень любящая, заботливая и осторожная. Утята — выводок утки, который впервые отправляется к водоему Автор-рассказчик — внимательный мужчина, который не прошел мимо горя матери Ребята — озорные мальчишки
Краткое содержание и сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого
Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мама-утка решила отвести своих утят к озеру. Ее путь шел через дорогу, в обход деревни. Здесь утят закидали шапками и поймали ребята. Автор пристыдил ребят и спросил где утка-мама. Ребята показали на поле и отпустили утят. Автор, а за ним и ребята, помахали шапками утятам
План пересказа
- Утка мама ведет утят к озеру
- Дорога возле кузни
- Ребята и их шапки
- Волнение матери
- Появляется автор
- Испуг ребят
- Ребята отпускают утят
- Автор машет утятам шапкой
- Ребята прощаются с утятами
Чему учит
Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому живому существу. Учит не обижать слабых, не волновать своих родителей, помогать другим в трудную минуту.
Вывод и мое мнение
Автор произведения показывает, как недостойно человека обижать слабых существ. Он демонстрирует это на примере утиного семейства и озорных мальчишек. Ребята поймали утят, но быстро поняли свою ошибку после разъяснений справедливого и строгого прохожего. Рассказ учит бережно относиться к природе, заботиться о ней и не оставаться равнодушным к беде тех, кто нуждается в поддержке.
Пословицы
- У кого детки, у того и заботы.
- Кто матери не послушает — в беду попадет.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Над слабыми сильный царствует.
- Жизнь дана на добрые дела.
Ответы на вопросы к рассказу
Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.
— Утка повела утят через лес, потом по полю, потом в обход деревни. Она переходила дорогу, когда утят поймали ребята. Дальше она снова вела утят по полю.
Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? — Они беззаботные, глупые, несмышленые.Как бы ты поступил на месте рассказчика? — Объяснил бы ребятам,что так поступать нехорошо, что утятам очень нелегко добраться до озера.
Как называет писатель утят?
— Сыновьями и дочерьми.
Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ? — Он добрый, любит природу, заботливый.
Смогли ли ребята понять свой поступок? — Ребята поняли, что поступали плохо. Они молодцы.
Что пытался объяснить ребятам и читателям автор? — Что животных нельзя обижать, что их надо любить и о них заботиться.
Сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила свое гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей, и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперед свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили, и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их, и огляделся в поисках матери-утки – та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней, и выпустили утят всех до единого
Утка собрала возле себя малышей, и важно повела их к озеру
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они еще совсем крошки. Ребята последовали его примеру, и также пожелали утятам счастливого пути.
Популярные сегодня темы
-
В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ
-
Лебедев Лукьян Тимофеевич – мелкий чиновник из известного романа Достоевского «Идиот». Сперва он присоединился к обществу разбогатевшего Парфена Рогожина, после обозначает себя хозяином дачи в Павловске
7 стр., 3089 слов
Изобразительное искусство» : «Древние образы в народном искусстве России. Птица
… полученных знаний. Анкетирование Изготовление поделок по мотивам народных промыслов Глава 1 Древние корни народного искусства 1.1 . Древние образы в народном искусстве Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения … зверей сказочных, невероятно красивых птиц. Тогда я твердо решила узнать как можно больше об образе птицы в народном искусстве. Гипотеза: Цель: выявить самые …
-
Владимир Кудревич написал картину «Утро весны» в стиле импрессионистов. Эти художники использовали много цветовых пятен и яркие цвета.
-
Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».
-
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» героев мало, но все занимают особое место в повествовании. Среди второстепенных персонажей выделяется образ директора школы, Василия Андреевича.
Сочинение 2
Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.
Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.
Ребята увидели целый выводок маленьких птиц и загорелись желанием подержать их на руках. Естественно никто из детей даже не подумал о последствиях, и ребята поймали всех утят один за другим. Мама-утка в свою очередь тревожилась о своих птенцах. Она улетела на некоторое расстояние от них, и с замиранием сердца следила за тем, что там происходило. Всё это увидел писатель. Он подошел к детям и сурово спросил, почему они так поступили. Тогда они ответили, что хотели взять птенцов на руки , а затем выпустить их на свободу. Тогда Пришвин пояснил в чём их вина и что в суровой дикой природе этим неокрепшим птенцам тяжело выживать, и для того чтобы поплавать в пруду им нужно пройти много преград на своём пути. Тогда дети выпустили птиц, желая им счастливого пути.
Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным
Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их
В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.
Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.
Главные темы и идеи рассказа
Основной темой этого маленького читательского дневника является взаимоотношение людей и животных. В рассказе мы видим, как главный герой, мальчик Мишка, проявляет заботу и сострадание к утятам, которые потеряли свою маму.
Рассказ показывает нам, как маленькие дети могут быть заботливыми и ответственными, даже когда речь идет о животных. Мишка берет утят под свое крыло буквально и фигурально: он заботится о них, кормит их, утешает и играет с ними.
Главные идеи рассказа:
1. Взаимоотношение между человеком и животными. Рассказ приводит пример того, как забота о других существах может приносить радость и благополучие.
2. Забота и ответственность. Мишка проявляет заботу и ответственность, принимая на себя уход за утятами
Этот рассказ напоминает нам о важности заботы о других и о том, что каждый из нас может сделать что-то доброе для других
3. Дружба. В рассказе Мишка и утята развивают особую связь, основанную на взаимной заботе и поддержке. Они становятся лучшими друзьями и помогают друг другу.
Смысл путешествия детей и их воспитательная роль
Путешествие в данном рассказе имеет не только развлекательную функцию, но и ценность воспитания. Оно помогает детям познакомиться с миром животных и природы в целом. Ребята становятся более ответственными и внимательными к окружающей среде. Они учатся заботиться о живых существах, проявлять сопереживание и сострадание, а также развивают свои лидерские качества и навыки коллективной работы.
Утятам в рассказе отводится особая роль – они становятся символом детской находчивости, дружбы и заботы. Они помогают ребятам на пути, создавая таким образом атмосферу взаимопонимания и взаимной помощи
Таким образом, рассказ показывает детям важность дружбы и взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях
Основным смыслом путешествия в рассказе является духовное развитие детей. Они узнают о себе и окружающем мире, учатся справляться с трудностями и преодолевать преграды. Воспитательная роль путешествия заключается в формировании личности ребенка, его ценностных ориентаций, этики и нравственности.
Таким образом, рассказ М. Пришвина «Ребята и утята» является прекрасным примером того, как путешествие детей может иметь глубокий смысл и значимую воспитательную роль. Он показывает, что через приключения и взаимодействие с природой и животным миром дети могут развиваться и становиться более ответственными и заботливыми людьми.
Дружба и солидарность в коллективе детей
Чтение этого рассказа позволяет детям понять, что дружба — это не только приятное общение и веселье, но и забота о других, особенно о тех, кто слабее и нуждается в помощи. Ребята из рассказа показывают нам, какими нужными и важными могут быть маленькие дела доброты и любезности.
Они не теряют надежды и все время стараются помочь утятам: подкармливают их, ищут им пищу, заботятся о них. Этот рассказ даёт прекрасные уроки добросердечности, показывает, что в команде, где царит дружба и солидарность, можно справиться с самыми трудными задачами.
Дети учатся быть ответственными, заботливыми и опекать тех, кто меньше их. Рассказ М. Пришвина «Ребята и утята» открывает перед нами мир настоящей дружбы и солидарности, что делает его незабываемым для каждого читателя.
Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
Человек, от имени которого ведётся рассказ храбрый и умный.
Он не похож на маленьких ребят, скорей всего, он старше их.
Он умный, потому не стал сильно ругать ребят, а объяснил, что это нехорошо.
В то же время, автор сентиментальный и добрый, потому что когда утка с утятами были спасены и пошли к озеру, он пожелал им удачи.
Ребята начали смеяться над этим, ведь это всего лишь утки.
Но рассказчик объяснил, что животные такие же, как и люди, их нужно любить и помогать им.
Рассказчик имеет доброе сердце, он справедливый и внимательный, очень сильно любит всё живое.
Благодаря ему утка и утята смогли продолжить свой путь, а ребята осознали свою ошибку.
У меня рассказчик вызывает уважение, ведь он мог бы просто пройти мимо, но не сделал это.
Побольше бы таких людей, тогда мир был бы добрее.
Главные герои и их характеры
Главные герои рассказа — ребята, пришедшие со школы к озеру вместе со своим классным руководителем. Они активные и любознательные дети, которые с радостью отправляются на прогулки и исследования природы
Ребята сразу привлекли внимание маленьких утят, которых они нашли возле озера
Утята стали для ребят настоящими друзьями. Ребята проявили заботу и ответственность, ухаживали за утятами, кормили их и играли с ними. Дети даже придумали для утят удобное жилье, сделав им специальные гнезда из травы.
Характеры главных героев отличаются особой добротой, чуткостью и вниманием. Ребята не только помогают утятам выжить в новой среде, они также приносят им радость и счастье
Благодаря этому, утята привязываются к детям и не хотят покидать их.
Таким образом, в рассказе «Ребята и утята» главные герои — ребята и утята — являются образцом доброты, заботы и взаимопонимания. Эта история воспитывает у маленьких читателей любовь к природе и животным, а также показывает, как взаимная поддержка и дружба могут преобразить жизнь.
Аленка, Дуня и другие дети
Читательский дневник по этому рассказу позволяет маленьким читателям в полной мере погрузиться в мир природы и дружбы, которые так тонко изображены в произведении
Незабываемые приключения Аленки, Дуни и их утят в лесу привлекают внимание и воображение детей, учат их заботиться о животных и окружающей среде
М. Пришвин — известный русский писатель и природовед, который в своих произведениях часто обращается к теме детства и природы. Рассказ «Ребята и утята» — прекрасный пример его таланта и заботы о будущем поколении.
Образ утят и их роль в повествовании
Рассказ «Ребята и утята» М. Пришвина знакомит нас с удивительным и прекрасным миром природы через глаза маленьких утят. Каждый утенок обладает своей индивидуальностью и характером, что делает их образы яркими и запоминающимися.
Утята являются одним из главных героев рассказа, и их поведение и эмоции важно для развития сюжета. Они символизируют беззаботность и радость детства, пробуждают читательские эмоции и создают атмосферу веселья и радости
Автор с легкой иронией описывает приключения утят в дневниковой форме, что делает текст еще более живым и интересным для читателя. Уникальность рассказа заключается в том, что он дает возможность увидеть мир глазами детей, показывает, что даже простые и повседневные вещи в их исполнении могут стать настоящей игрой и приключением.
Утята не только отражают мир природы, но и являются символами добра, нежности и заботы. Они проявляют заботу о своих родителях, бережно опекая каждое яйцо и заботясь о малышах. Это приносит в рассказ нотку трогательности и делает его особенно милым и доходчивым для юных читателей.
Образы утят в рассказе М
Пришвина показывают нам, как важно беречь и заботиться о природе, о живых существах, которые окружают нас
Они напоминают нам о необходимости проявлять заботу и внимание даже к самым маленьким и хрупким созданиям, чтобы сохранить этот удивительный и разнообразный мир для будущих поколений
Ребята и утята | |
Автор | М. Пришвин |
Дневник | Утята |
Приемы художественной характеристики героев
Рассказ «Ребята и утята» М. Пришвина, который я читаю в своем читательском дневнике, полон ярких и запоминающихся героев. Автор использует разнообразные приемы художественной характеристики, чтобы передать особенности каждого персонажа.
Утята — это необычные герои, которые вызывают интерес и симпатию у читателя. Здесь автор использует преимущественно описательную характеристику, чтобы создать яркую картину каждого утенка. В каждом описании утят присутствуют уникальные черты, которые помогают их отличить друг от друга. Например, одно из утят — «утичка-быстрячка» — отличается быстрым и ловким ходом, что наглядно передается в тексте.
Что касается ребят, автор использует как описательные, так и психологические приемы. Мы узнаем, как выглядят эти ребята — высокие, стройные, с яркими глазами, их одежда описывается также детально. Также автор дает нам представление о характере каждого ребенка: один из них много говорит и всегда весел, другой тихий и задумчивый, третий смелый и решительный. Это позволяет нам понять и проникнуться личностью каждого героя.
М. Пришвин с помощью указанных приемов создает живых и реалистичных героев, которые остаются в памяти читателя надолго. Он позволяет нам визуализировать и представить себе каждого героя, так что мы можем сопереживать им и переживать вместе с ними их приключения.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание романа Острова в океане Хемингуэя По жанровой направленности произведение представляет собой социально-психологический роман, основная тема которого заключается в необходимости поиска выхода из любой сложившейся жизненной ситуации.
- Слоненок — краткое содержание сказки Киплинга Современные слоны имеют длинный хобот, но так было не всегда. В прошлом у слона вместо хобота был любопытный вздернутый нос. Первый хобот появился у самого любопытного на свете слоненка, привыкшего совать свой симпатичный нос, куда не следует.
- Клоп — краткое содержание пьесы Маяковского Главным героем комедийной пьесы Владимира Владимировича Маяковского является Иван Присыпкин. Раньше он был рабочим и сотрудничал с партией. Сейчас 1929 год. Иван решается поменять свое им
- Ворон — краткое содержание стихотворения Эдгара По Главный герой стихотворения – одинокий молодой человек. Холодной зимней ночью он сидит в своем кабинете, и занимается разбором старых книг. Таким способом он хочет отвлечься от грустных воспоминаний о погибшей возлюбленной Леноре
Разъяснения рассказчика
Мужчина снял шляпу, помахал ею и пожелал утиному семейству счастливого пути. Мальчишкам было смешно на это смотреть, но он рассказал им пословицу и сказал, что впереди утят ждет нелегкая дорога, ведь они еще слишком маленькие. Дети последовали его примеру и начали махать шапками, желая малышам удачи.
Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа «Ребят и утят» для 2 класса:
- путь птицы с выводком к водоему;
- опасная дорога около деревенской кузницы;
- неожиданная встреча с местными ребятами;
- появление незнакомца и спасение утят;
- утка продолжила свое путешествие;
- прощание с малышами.
Это произведение учит читателя беречь и любить окружающую природу и не причинять вреда всем животным. Писатель говорит, что необходимо отвечать за собственные поступки и помогать людям, которые нуждаются в помощи.
Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
Я думаю, что ребята смогли понять, что были неправы, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.
Нужно ещё раз объяснить им, что мама — утка очень переживает за утят, потому что они ещё маленькие и не могут за себя постоять.
Вокруг них так много опасностей, и, вместо того, что издеваться над ними, нужно помогать.
Потому что помощь беззащитным и слабым это хороший поступок. Нельзя смеяться над ними.
Наоборот, нужно любить животных.
Да, дети осознали, что поступили неправильно.
Сделать это помог им добрый рассказчик.
Не нужно нарушать спокойствие природы.
Ведь это неотъемлемая часть нас самих.
Всё живое имеет такое же право на благополучную жизнь, как и мы.
Прежде чем как-то поступить с тем или иным животным, нужно поставить себя на их место.
Помните: нужно любить всё живое, беречь и заботиться о нём. Всегда!
Сейчас читают
Главная героиня – девочка Вера, выздоровевшая после родовой травмы. Девочка живёт с родителями и бабушкой, матерью отца.
Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо
Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали
В рассказе великого русского писателя Николая Булгакова «Анна, не грусти», речь идет о двух девочках. Они – Катя и Аня, две сестры. Дружат, иногда ссорятся, но все же основное время играют вместе.
Повествование ведется от лица мужчины, живущего с женой и детьми в доме на два хозяина. Соседями супругов являются Нюшка (Анна Павловна) и ее отец – восьмидесятилетний дядя Павел.
Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.
Из-за того, что озеро наполнялось водой весной, прочное место для гнезда уточка могла найти очень далеко, возле леса.
В обход деревни они шли обратно к озеру.
Этот путь был длинным и опасным.
Всё из-за того, что ястребы и лисицы могли легко поймать маленьких утят.
Мать утка присматривала за ними, не спуская глаз, шла за ними.
При переходе через дорогу, также пустила их впереди себя.
В целом это было сложное путешествие.
Путь был долгим, заболоченным и нелёгким для маленьких утят и их мамы.
Их везде поджидала опасность, поэтому утка была напряжена.
Она знала, что многие хищники жаждут полакомиться ими, поэтому смотрела в оба и всегда была готова спасать своих детей.
Популярные сегодня пересказы
- Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов В полутора верстах от города, в маленькой деревне живет старушка по имени Катерина – главная героиня рассказа. Живет она там с самого рождения, было все – голод, война, сиротство, тяжелая работа в колхозе. А теперь она здесь одна, дочь живет в городе.
- Чуковский Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) является одним из всемирно известных советских литераторов. Родился в городе Санкт-Петербург в 1882 году.
- Краткое содержание романа Война с саламандрами Чапека В этом произведении, которое по жанру является фантастическим романом, речь идет о неких существа черного цвета, внешне напоминающих тюленей. Этих существ обнаруживает один капитан и склоняет их к тому,
- Сердце не камень — краткое содержание комедии Островского Прекраснейшая пьеса, содержащая глубокий смысл и посыл, под названием «Сердце не камень» написан русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Этот человек внес грандиознейший вклад
Урок литературного чтения «М.Пришвин «Ребята и утята». 2-й класс
Класс: 2
ІІ. Актуализация знаний
1. Рассказ о М.Пришвине.
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: (слайд2)
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”
– На долю кого выпала бы эта благодарность?
2. Викторина по творчеству М.Пришвина.
– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4)
1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”
2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”
– “Лисичкин хлеб” (слайд 6)
– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали? (слайд 7)
ІІІ. Сообщение темы урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд
IV. Изучение нового материала
– Прочитайте заглавие рассказа.
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
2) Физминутка. 3) Чтение рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
(Чтение рассказа учителем)
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? – На свободу. –
Что значит для утят свобода? – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? – Докажите строчками из произведения. – Сколько надо было идти до озера? –3 версты. – Сколько это километров? –Чуть больше 3 километров. – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Докажите строчками из произведения. – Кто страшнее? – Почему? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения. – Зачем ребята это делали? –Просто так, для забавы. – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения. – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. – А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь? –Мама! – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? –Мать. – А какая она мама? –Заботливая . – Вам её жалко?
Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята» Михаила Пришвина
Название произведения: «Ребята и утята»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: Мама-утка, ребята, автор, утята.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Ребята — проказники и озорники.
Хотели поиграть с утятами, но их вовремя остановили.
Осознали свою ошибку.
Рассказчик — добрый и справедливый.
Сделал доброе дело и вернул утят.
Заботливый и любит природу.
Утка — заботливая мамаша. Берегла утят.
Утята — послушные, маленькие, беззащитные.
Краткое содержание рассказа «Ребята и утята»
Как-то весной утка-чирок, повела своих повзрослевших птенцов к озеру.
Около кузницы им пришлось переходить через дорогу, их заметили и стали закидывать камнями мальчишки.
Они хотели прогнать утку и забрать её деток.
Автор пристыдил детей и спросил, зачем им малыши.
Мальчишки засмущались и отнесли утят на холм, где пряталась утка.
Та собрала своих деток в стаю, а потом снова повела дальше к озеру.
Автор пожелал птицам доброго пути, а ребята стали махать им вслед шапками.
Основная мысль рассказа «Ребята и утята»
Главная мысль рассказа в том, что природу следует беречь.
Основная идея рассказа в том, что животных нельзя обижать, забирать детёнышей.
Рассказ учит бережному отношению к животным.
Учит доброте и отзывчивости.
Учит не обижать слабых.
Краткий отзыв о произведении «Ребята и утята» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что люди часто не понимают, что своими действиями причиняют боль животным и птицам.
Они легкомысленно приносят домой найденных детёнышей животных, разоряют гнёзда, ловят насекомых.
А животные от этого страдают.
Вот и герои этого рассказа не осознавали последствий своего поступка.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось на личном примере показать, как надо вести себя с меньшими братьями человека.
Мне понравились действия рассказчика.
Он пристыдил ребят, и научил их вежливому обращению с животными.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что любое животное заслуживает уважения и бережного к себе отношения.
Пословицы к рассказу
- И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
- Сгубить легко, да на душе каково?
- При солнце тепло, при матушке добро.
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- У ребёнка болит палец, у матери сердце.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
- «Моя Родина»
- «Выскочка»
- «Кладовая солнца»
- «Осеннее утро»
- «Берестяная трубочка»
- «Лисичкин хлеб»
- «Остров спасения»
- «Времена года»
- «Ёж»
- «Лесная капель»
- «Золотой луг»
- Краткая биография Михаила Пришвина и презентация для отличной оценки
Библиотека произведений автора пополняется.