Герои «того» времени
Как начинается история Носова «Живая шляпа»? Герои Вовка и Вадик сидят дома одни. Для нашей современности ситуация нетипичная, поскольку за ребенка, пребывающего без присмотра, отец и мать несут административную ответственность.
Судя по тому, чем ребята заняты, а они раскрашивают картинки, можно предположить, что это явно не подростки, а дети гораздо младше. Алла Сурикова сняла фильм по рассказу Носова «Живая шляпа», где снимались пятилетние мальчики. Это одна из особенностей советского времени – дети большую часть времени проводили одни.
Второй особенностью, которая тоже просматривается в рассказе, является то, что дети очень самостоятельны. Когда возникает проблема, маленькие люди решают ее сами, а не бегут докладывать взрослым и просить помощи. Сначала они прячутся от шляпы на диване, а затем запираются в кухне. В ход идут лыжная палка и клюшка для самообороны.
Когда шляпа не оказывает сопротивления, дети начинают вести атаку и кидать картошкой. Одно меткое попадание – и интрига разрешается переворачиванием шляпы. Кстати, Вовка ведь вначале собирался уходить домой, когда испугался шляпы, но остался, товарища не бросил и слабость свою преодолел. Более того, как раз он предложил перейти от обороны к нападению на шляпу – набрать картошки и вести бой.
Читательский дневник по рассказу «Живая шляпа» Николая Носова
Название: «Живая шляпа»
Число страниц: 3
Жанр: рассказ
Главные герои: Вовка, Вадик.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Вадик — трусливый и боязливый мальчишка.
Сумел побороть страх.
Вовка — пугливый мальчишка.
Фантазёр.
Краткое содержание рассказа «Живая шляпа»
Вовка и Вадик сидели дома и раскрашивали картинки.
Их привлёк звук упавшей с комода шляпы.
Вовка собрался поднять головной убор, но вдруг отскочил с громким криком.
Шляпа двигалась.
Она поползла к мальчикам.
Они забрались на диван, а потом выбежали из комнаты.
Мальчики вооружились лыжной палкой и клюшкой.
Они стали бросать в шляпу картошкой.
Картошка попала в шляпу и из-под неё выскочил кот Васька.
Основная мысль произведения «Живая шляпа»
Главная мысль рассказа в том, что непонятное кажется страшным.
Основная идея рассказа в том, что со своими страхами нужно бороться.
Чему учит рассказ
Рассказ учит взаимовыручке и поддержке.
Учит совместными усилиями достигать положительного результата.
Учит побеждать свои страхи.
Краткий отзыв о рассказе «Живая шляпа» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что страшным нам кажется то, что мы не понимаем.
Вот и герои произведения испугались шляпы, которая стала двигаться.
Они не понимали, как такое возможно и боялись.
Но когда ситуация прояснилась, им стало смешно.
Ведь разгадка была такой простой.
Это смешной и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что бояться всего непонятного нельзя.
Нужно прежде всего понять, что происходит.
Мне понравились мальчики, герои рассказа.
Они сперва испугались, но потом сумели побороть страх и даже атаковали шляпу.
Мальчики — молодцы, ведь кое-кто на их месте просто сбежал бы.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что бояться можно многого.
Но важно уметь преодолевать собственные страхи
Пословицы к рассказу:
- У страха глаза велики.
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- Страхов много, а жизнь одна.
- Не страшись, да и не хвались.
- Вместе хорошо и врага бить.
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:
- «Весёлая семейка»
- «Витя Малеев в школе и дома»
- «Дневник Коли Синицына»
- «Затейники»
- «Карасик»
- «Метро»
- «Мишкина каша»
- «На горке»
- «Незнайка в Солнечном городе»
- «Незнайка на Луне»
- «Огурцы»
- «Приключение Незнайки и его друзей»
- «Приключение Толи Клюквина»
- «Тайна на дне колодца»
- «Телефон»
- «Тук-тук-тук»
- «Фантазёры»
- «Федина задача»
- Краткая биография Николая Носова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Детство моей мамы Детство — это самая счастливая пора жизни у каждого человека. Взрослые люди всегда с особым теплом вспоминают свои детские годы. Мои родители не являются исключением.
- Сочинение Как ко мне относятся вещи Я всегда бережно отношусь к своему имуществу. Всегда стараюсь аккуратно носить свои вещи и беречь все, что у меня есть
- Анализ рассказа Чехова Попрыгунья сочинение 10 класс Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу в стиле реализма, основной тематикой которой является изображение любви и измены, а также потери любимого человека.
- Сочинение на тему Знакомьтесь, это я! Я учусь в 7 классе и многие, наверное, подумают, что я всего лишь небольшой человечек, не имеющий жизненного опыта.
- История создания романа Война и мир Толстого Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.
Николай Носов. Живая шляпа
Уважаемые читатели, вы можете прочитать рассказ Носова «Живая шляпа» здесь или прослушать или скачать аудиоверсию рассказа на странице «Живая шляпа. Аудиорассказ»
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола. — Сейч
ас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Анализ и основная мысль
Краткое содержание «Живой шляпы» для читательского дневника показывает, что главную мысль произведения можно выразить в пословице: у страха глаза велики. Больше всего пугает что-то странное, необъяснимое и неизведанное.
“Смерть Ермака” – краткое содержание думы К.Ф. Рылеева
Если бы ребята сразу заметили отсутствие котёнка, они бы поняли, что он находится под шляпой. Однако дети часто верят во что-то сверхъестественное: богатая фантазия ребёнка позволяет ему легко представить, что даже головной убор способен ожить.
Таким образом, произведение учит:
быть смелым, храбрым и решительным;
не поддаваться панике, а постараться найти простое объяснение даже необычным вещам;
не бросать друга в беде, действовать сообща и в команде;
любить животных.
Дети довоенные и современные
«Живая шляпа» Носова дает нам представление о детях довоенного (и послевоенного) времени. Они были относительно свободны от опеки родителей. Матери и немногочисленные отцы, уцелевшие после репрессий и войны, целыми днями работали.
Ребята росли самостоятельными и предприимчивыми людьми, что особенно ярко демонстрируют герои других произведений Носова, Мишка и Коля. Они переполнены идеями: переделывают телефон в телеграф, учат азбуку Морзе, устраивают новогодние вечеринки без участия взрослых, изготавливают по книгам инкубаторы, бенгальские огни, отправляются на электричке на дачу или в лес рубить елки и т. д.
Трудно представить, чтобы большинство современных детей, которые даже уроки не делают без руководства родителей, вело такую яркую жизнь, полную собственных проектов. Они заняты в кружках и у репетиторов и совсем не имеют свободного времени, чтобы думать, создавать и фантазировать.
Есть мнение, что для успешной самореализации в современном мире детям необходимы:
- коммуникация;
- кооперация;
- креативность;
- критическое мышление.
Как раз эти компетенции присущи советским школьникам, что иллюстрируют носовские рассказы. Нынешним же учащимся остается догонять своих ровесников из прошлого.
Сюжет
Вовка и Вадик сидели за столом, и были увлечены тем, что раскрашивали картинки. Вдруг послышался шум. Мальчики обернулись, и увидели на полу шляпу, которая упала с комода. Вовка поднялся, чтобы положить шляпу на место, но неожиданно с криком вернулся на место. Он сказал удивленному Вадику, что шляпа живая. Вадик засомневался, но друг предложил самому в этом убедиться.
Вадик приблизился к шляпе и принялся внимательно ее рассматривать. Вдруг шляпа зашевелилась и стала ползти в сторону мальчика. От страха Вадик запрыгнул на диван, а следом за ним и Вовка. Шляпа не отставала, и также направилась в сторону дивана. Друзья не на шутку испугались, и с криком выбежали из комнаты, закрыв за собой дверь.
Вовка уже не сдерживался, и плакал во весь голос. Он заявил, что уходит домой, потому что очень боится живой шляпы. Вадик предложил вооружиться клюшкой и проверить – может, кто-то дергает шляпу за веревочку. Вовке в качестве «оружия» досталась лыжная палка.
Мальчики зашли в комнату и увидели на полу шляпу, которая совершенно не двигалась. Вадик принялся стучать по полу клюшкой, но шляпа никак не реагировала. Вовка предложил кидать в нее картошку, и друзья принялись обстреливать ее. Когда Вадик попал в цель, шляпа неожиданно подскочила вверх, замяукала, и из-под нее выскочил котенок Васька.
Ребята очень обрадовались. Они поняли, что шляпа упала на котенка, который и заставлял ее двигаться. Вадик и Вовка бросились обнимать и целовать Ваську, который только жмурился от удовольствия и яркого света.
Урок «Герои рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа»
Урок литературного чтения во 2 классе. УМК «Школа России».
Учитель: Гнедая С.Н. , МБОУ СОШ п. Горин
Тема: Герои рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа»
Цели урока:
продолжение работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа» и создание условий для развития читательских навыков.
Задачи:
1.Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего
интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного
возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой, обладающего определённой начитанностью.
2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться
комической ситуацией.
3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Педагогические технологии:
• объяснительно – иллюстративного обучения;
• словесной продуктивной и творческой деятельности;
• педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
• информационно- коммуникативная технология.
Оборудование:
учебник “Литературное чтение. 2 класс” авт. Климанова Л.Ф
компьютер, проектор;
презентация к уроку;
аудиозапись –2 отрывка из рассказа;
шляпа;
задачи урока (на карточках на доске);+МАГНИТЫ
портрет писателя Носова Н.Н.(на доске);
4 картинки к рассказу «Живая шляпа» (закрывают тему на доске)
ключевые слова к плану на доске и на каждой парте в конвертах-14 конвертов),
карточка «Чувства героев» на каждой парте (14 штук),
смайлики по 2 на 27 человек()
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия детей | Примечания |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок чтения у вас проведу я. Меня зовут Светлана Николаевна. Я рада знакомству с вами.
— У меня сегодня прекрасное настроение. А какое у вас настроение ? Покажитесмайлик. — Надеюсь к концу урока настроение у вас будет таким же хорошим. |
ПОКАЗЫВАЮТ СМАЙЛИК | Шляпа на мне
Смайлики на партах заранее |
2. Мотивация | -Сегодня мне захотелось прийти к вам на урок в шляпе. Как вы думаете, почему?
-Да, мы с вами продолжим работу над рассказом «Живая шляпа». -А кто автор рассказа? — Да, это Николай Николаевич Носов, который написал много интересных рассказов для детей. |
Отвечают на вопросы | На доске заранее портрет Носова |
3.Определение темы | -На доске вы видите картинки. Что на них изображено? Кто это?( герои рассказа «Живая шляпа»)
-Назовите героев рассказа.( мальчики Вадик и Володя, котёнок) Мы сегодня будем говорить про кого? -Как вы думаете, какая у нас сегодня тема! (Герои рассказа Носова «Живая шляпа») →открыть тему |
Картинки на доске закрывают тему. Потом я её открываю, а картинки сдвигаю вниз. |