Языческая реформа 980 кратко. принятие христианства на руси

Урок 4: владимир красное солнышко - 100urokov.ru

Борьба за княжение после смерти Святослава

Закона о престолонаследии в Древней Руси не было. Это значило, что все сыновья Святослава имели право стать Великими князьями (главными над всеми) и царствовать в Киеве. Изначально княжение в Киеве досталось Ярополку, но в 977 году Олег и Ярополк поссорились и пошли войной друг на друга. Между братьями началась борьба за великое княжение в Киеве.

Официальной причиной ссоры и начавшейся междоусобной войны стало убийство сына воеводы Свенельда людьми князя Олега. Свенельд попросил Ярополка о защите. Князь киевский собрал дружину и направился в земли брата. В ходе битвы с киевлянами Олег был сброшен в ров, где и погиб. В «Повести временных лет» сохранилось упоминание о том, что Ярополк очень переживал из-за смерти брата.

Узнав о кончине Олега Древлянского, Владимир бежал к варягам. Вместо него в Новгород был направлен ставленник Ярополка. У варягов Владимир скрывался 3 года. Этого времени ему хватило для созыва большого войска, с которым он в 980 году появился под стенами Новгорода и вновь утвердил там свою княжескую власть. Но одного Новгорода Владимиру уже было мало. Он задумал занять киевский престол, а для этого ему нужны были союзники. Желающих стать таковыми не было, потому князь решил жениться и таким образом укрепить свое положение. Владимир посватался к дочери варяжского князя Рогволода, княжившего в Полоцке. Но девушка ему отказала, решив выйти замуж за Ярополка. Чтобы не допустить такого союза, Владимир напал на Полоцк, убил всех родных несостоявшейся невесты и женился на ней против ее воли.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Непопулярные новшества

Несмотря на то что языческая реформа была осуществлена в рамках религии, господствовавшей на Руси уже несколько столетий и ставшей неотъемлемой частью общественной жизни, она не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Причина, по мнению историков, состоит в том, что, преследуя интересы высшего сословия, князь разрушил общий строй мифологических представлений народа, самовольно возвысив одних богов и ниспровергнув других. Таким образом, установленный им культ был узкогрупповым и не соответствовал духовным запросам всего народа.

Божества, статус которых был поднят языческой реформой, составили так называемый Пантеон князя Владимира. Разумеется, это современный термин, в те же давние времена их попросту выделили из общей массы богов и попытались сделать объектом особого поклонения. Сразу же нашлись не в меру ретивые исполнители княжеской воли, которые, невзирая на всеобщий ропот, принялись выкидывать из капищ идолы опальных богов и на их место устанавливать новые.

Последствия реформы Владимира

Основная суть языческой реформы — предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.

Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.

Реформа язычества была первой попыткой государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не отвечал запросам времени. Язычество отражало преимущественно отношения человека с природой, но не общественные отношения в условиях начала государственности и имущественного неравенства.

Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.

Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.

Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к последовавшему принятию христианства.

На протяжении всей истории человечества для упрочения государственной власти, кроме военной силы, требовались духовные узы (скрепы), объединяющие народ в единое целое и создающие идеологическую предпосылку для управления им. Именно с этой целью и была проведена в 980 году князем Владимиром языческая реформа, в рамках которой он учредил высший пантеон богов, над ним безраздельно властвовал Перун. Это должно было напоминать людям картину реального мира и придавать княжеской власти должную сакральность.

Пантеон Владимира

В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.

До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.

Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.

Исторический портрет Владимира Красное Солнышко.

Годы правления: 980 — 1015

Из биографии..

Исторический портрет Владимира начнём с того, что Владимир пришёл к власти в результате победы в первой феодальной борьбе между сыновьями князя Святослава: Владимиром, Ярополком и Олегом.

В годы его правления завершился процесс формирования государства Киевская Русь.

Некоторые интересные факты биографии Владимира.

  • При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
  • Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
  • Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия 2. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Миклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
  • Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
  • После принятия христианства необходимо было строить церкви, храмы. Князь Владимир ввёл налог- десятину , то есть взимание десятой части доходов на развитие и укрепление церкви. Так была построена Десятинная церковь — первая церковь после принятия христианства.
Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.
Язычество приводило к изоляции Руси, так как её считали варварской страной Возрос международный авторитет Руси.
Язычество мешало укреплению государственности Усилилась власть князя.
Нужна была религия с одним богом, чтобы сплотить народ, усилить власть князя Большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть.
Социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю. Развитие культуры, письменности, образования. Появились христианские законы — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов.
Однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих.

Крещение Руси

Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. 

Какие религии мог выбрать Владимир?Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма.— По легенде, ислам князь отверг, из-за несоответствия данной религии славянским традициям. Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину.— Иудаизм не привлек Владимира, так как представители этой религии не имели государства.— Что касается христианства, то стоит отметить, что в Киеве уже имелось небольшое количество крещеных людей. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе.

Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников

Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. 

Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. 

Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес (город в Крыму в районе современного Севастополя), чтобы напомнить императору об их договоре. В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. 

Почему у Владимира столько прозвищ? Из-за крещения Руси князь Владимир получил несколько прозвищ: Креститель, Красно-Солнышко, Святой. Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа.

В. М. Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира»

Но мы знаем, как было на самом деле:

Причины принятия христианства:

Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога.
Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами.
Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом.
Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя.

Последствия принятия христианства: 

  1. Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени.
  2. Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами.
  3. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств.
  4. Произошел толчок к развитию культуры: началось строительство церквей и храмов, развитие письменности и иконописи.

С внутренними делами князя Владимира мы разобрались, пришло время узнать, как складывались отношения с соседями.

Князь Владимир Святославович: краткая биография

Владимир Святославович, известный также как Владимир Великий, был князем Новгорода с 970 года и гранд-князем Киевским с 980 года. Он был седьмым сыном князя Святослава Игоревича, который погиб в битве против печенегов.

Как князь Новгорода, Владимир совершил несколько успешных военных походов против финно-угорских народов, что привело к расширению территории княжества. Он также развивал торговые отношения с другими государствами и вступал в браки с дочерьми византийских императоров и королей.

Однако наиболее значимым событием в жизни Владимира была его языческая реформа в 988 году, когда он принял христианство и активно внедрял его в киевскую Русь. Это привело к культурному и религиозному изменению в России и установлению христианства как государственной религии.

После своей смерти в 1015 году Владимир был похоронен в киевском Дворище Князей. Он оставил после себя несколько детей и правнуков, среди которых были князь Ярослав Мудрый и князь Всеволод Ярославич.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Историческое значение

Исторических документов о языческой реформе князя Владимира практически не сохранилось. Тем не менее мы можем говорить о том, что эта реформа оказалась неудачной. Главное же ее историческое значение — она фактически подчеркнула языческую славянскую систему и создала основы для смены религии. Именно так язычество на Руси уступило свое место христианству.

крещение князя Владимира

Если же говорить о самой языческой реформе, то она историками оценивается крайне неоднозначно, поскольку есть несколько очень важных характеристик этой реформы, по которым единого мнения у исторической науки нет. Важнейшие из таких противоречий следующие:

  • Хронологические рамки реформы. Есть 3 основополагающие мнения на этот насчёт. Одна часть историков говорит о том, что реформа была проведена в 980 году (идею высказывают такие историки как Карпов, Кузьмин). Второе мнение заключается в том, что реформа была более продолжительной и динамичной, и она происходило на всём интервале времени от 980 до принятия христианства в 988 году (Аничков). Третья группа историков (Голубинский) вообще говорят, что никакой реформы не было и это были незначительные изменения, которые никак на жизни общества не отразились.Удивительный факт, но в очень многих современных учебниках по истории России датой начала языческой реформы Владимира называется 983 год, когда произошли волнения, связанные с убийством отца и сына христиан, о которых мы говорили выше.
  • Большие вопросы вызывает состав кантона богов. Почему именно эти шесть богов и вошли в его состав единого мнения нет. Непонятно например почему в состав богов не вошёл почитаемый многими Велес, который покровительствовал торговле. Также непонятно почему в пантеоне не был представлен Род, который был наиболее популярным божеством и для многих славян был главным богом. Версия много, но приведу только одну профессор Карпова. Он предположил, что представленные в пантеоне боги, так или иначе относится к стихиям: солнце, ветер, дождь и так далее. Поэтому Пантеон должен был стать своего рода отражением неба на земле, которым управлял бог громовержец.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Владимир Святой» — КарповА.Ю. Москва, 2004
  • «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
  • «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011

Причины реформы 980 года

Реформу Владимир начал сразу после того, как занял престол в Киеве: она была необходима для решения внутренних и внешних политических задач молодого князя. В первую очередь, необходимо было отстоять суверенитет и независимость Руси от христианской Византии, а также укрепить положения Владимира как великого князя.

Главным божеством в новом пантеоне стал Перун – божество грома и войны. Соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе. Более того, реформа отодвигала на второй план наемников-варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. До принятия реформы скандинавы в достаточной степени влияли на внутреннюю политику Руси, а это Владимира не устраивало.

В отличие от всех прочих конфессий (ислама, иудаизма и христианства), язычество в тот момент имело поддержку среди широких слоев населения.

Крещение Древней Руси

В своем стремлении укрепить личную власть князя и государственность, Владимир задумывается о необходимости принятия всеми единой веры. Изначально, он рассчитывал на то, что славяне откажутся от остальных языческих богов и будут поклоняться одному Перуну, идол которого он воздвиг в Киеве. Но на местах простые язычники не понимали того, почему им нельзя просить защиты и у других богов, рассматривая Перуна, не как верховного бога, а как одного из многих. Это духовно и политически разобщало языческие племена, создавало повод для конфликтов. У Владимира же была совершенно иная цель. Так появилась идея о необходимости крещения Киевской Руси, она же была причиной религиозной реформы, проведенной ранее.

Отжившая свой век религия

В середине 80-х годов X века политическая обстановка, в которой развивалось Древнерусское государство, значительно изменилась, и перед князем Владимиром во всей полноте встал вопрос о поиске новой идеологической базы, способной стать тем духовным стержнем, вокруг которого сплотятся все подвластные ему земли. Прежняя официальная религия более не отвечала насущным требованиям и была обречена на забвение. Вместе с ней сходили на нет и все плоды проведенной совсем недавно языческой реформы.

Причин отказа от многобожия было несколько, и главная из них состояла в том, что оно препятствовало интеграции Древней Руси в сообщество более развитых государств, давно уже вставших на фундамент монотеизма, хотя и в различных его формах. Прежняя вера мешала налаживать торговое и военное сотрудничество с западноевропейскими странами, правители которых воспринимали язычников как скопище варварских племен, застрявших в своем развитии и не способных к просвещению. Требовались решительные меры, и они были приняты.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Приход Владимира Святого к власти и первые шаги

Как Владимир стал киевским князем? 

Владимир Святой (980–1015) стал киевским князем в ходе междоусобной войны со старшими братьями. Это был первый случай в истории России, когда братья не могли поделить земли и киевский престол. 

Очень часто сейчас мы будем применять такие понятия, как междоусобная война или междоусобица. Давайте рассмотрим, что это такое, чтобы точно все стало понятно. 

Междоусобная война — война внутри страны. 

Это война между князьями на Руси. Междоусобица происходит, когда несколько князей одновременно стремятся занять престол. 

Шансов у Владимира изначально было крайне мало, ведь он был самым младшим из трех сыновей. Но на примере Владимира мы можем убедиться, что в мире нет ничего невозможного. 

Кто кого убил в междоусобной войне детей Святослава Игоревича?У Святослава было три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Олега убил Ярополк, а Ярополка убил Владимир. Вот такая вот братская любовь.

А теперь обсудим эти события немного подробнее. Итак, у нас есть три действующих лица:

  • Ярополк — старший брат, правит в Киеве;
  • Олег — средний брат, правит в Древлянской земле;
  • Владимир — младший брат, правит с дядей Добрыней в Новгороде.

Ярополк убил своего брата Олега. По одной из версий это произошло благодаря интригам старого варяга боярина Свенельда, потерявшего своего сына, который был убит по приказу Олега Древлянского. Владимир догадывался, что следующей жертвой станет он. Он ушел на север, где набрал наемных бойцов из числа варяг – выходцев из скандинавских народов – и двинулся на Киев, якобы отомстить старшему брату за смерть Олега. Но на деле, мы понимаем, Владимир шел на Киев за престолом.

По дороге в Киев из Новгорода Владимир захватил крупный город Полоцк, а в 980 году захватил Киев, убил Ярополка, взял в наложницы его беременную жену (будущую мать Святополка Окаянного) и стал киевским князем. А что вы знаете об эффективном управлении?

Так, Владимир победил в междоусобной войне и стал единоличным правителем.

Что первым делом сделал Владимир, взойдя на престол? Первым делом ему нужно было избавиться от наемных варягов, которым он был должен деньги за победу над Ярополком. Владимир заменил их русскими дружинниками, богатырями – героями народных сказаний. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия. Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной (языческой) реформы 980 года. 

В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное. Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье «Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян».

Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна – бога грома – главным богом среди всего славянского . Преобразование оказалось неудачным.

Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: