Владимир 1. крещение руси

Принятие христианства на руси

Таблица «События правления князя Владимира»

Дата Событие
972-978 годы Участие Владимира в междоусобице со своими братьями. Борьба велась за киевский престол.
978 годы Захват Киева, которым Владимир впоследствии управлял до конца жизни.
980 Попытка проведения реформы языческой религии, чтобы приспособить её к нуждам единого государства.
981 Война с Польшей за приграничную Червенскую Русь.
981-982 Князь Владимир совершил поход на племенной союз вятичей и обложил его данью.
983 Покорение балто-литовского племени ятвягов.
984 Поколение племени радимичей.
985 Военный поход против Хазарии, которая была обложена данью.
988 Поход на Византию и взятие города Корсуни. Византийские императоры выдали замуж за Владимира свою сестру Анну, после чего князь вернул им Корсунь, а по возвращении в Киев приступил к крещению Руси.
992 Завоевание белых хорватов, земли которых впервые были включены в состав Древнерусского государства.
1000 год Походы на Армению и на Болгарию
1014 Князь Ярослав Мудрый, один из сыновей Владимира, поднял мятеж против отца, отказавшись платить ему дань. Спустя год Владимир умер по естественным причинам.

Таблица основных событий периода правления князя Владимира Святославича

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

  • Земноводные брянской области доклад

      

  • Влияние сми на мировоззрение человека доклад

      

  • Технология индивидуализации обучения доклад

      

  • Доклад на тему кожа человека 4 класс окружающий мир

      

  • Доклад начальника габту главному военному совету ка

Борьба за княжение после смерти Святослава

Закона о престолонаследии в Древней Руси не было. Это значило, что все сыновья Святослава имели право стать Великими князьями (главными над всеми) и царствовать в Киеве. Изначально княжение в Киеве досталось Ярополку, но в 977 году Олег и Ярополк поссорились и пошли войной друг на друга. Между братьями началась борьба за великое княжение в Киеве.

Официальной причиной ссоры и начавшейся междоусобной войны стало убийство сына воеводы Свенельда людьми князя Олега. Свенельд попросил Ярополка о защите. Князь киевский собрал дружину и направился в земли брата. В ходе битвы с киевлянами Олег был сброшен в ров, где и погиб. В «Повести временных лет» сохранилось упоминание о том, что Ярополк очень переживал из-за смерти брата.

Узнав о кончине Олега Древлянского, Владимир бежал к варягам. Вместо него в Новгород был направлен ставленник Ярополка. У варягов Владимир скрывался 3 года. Этого времени ему хватило для созыва большого войска, с которым он в 980 году появился под стенами Новгорода и вновь утвердил там свою княжескую власть. Но одного Новгорода Владимиру уже было мало. Он задумал занять киевский престол, а для этого ему нужны были союзники. Желающих стать таковыми не было, потому князь решил жениться и таким образом укрепить свое положение. Владимир посватался к дочери варяжского князя Рогволода, княжившего в Полоцке. Но девушка ему отказала, решив выйти замуж за Ярополка. Чтобы не допустить такого союза, Владимир напал на Полоцк, убил всех родных несостоявшейся невесты и женился на ней против ее воли.

Крещение Древней Руси

В своем стремлении укрепить личную власть князя и государственность, Владимир задумывается о необходимости принятия всеми единой веры. Изначально, он рассчитывал на то, что славяне откажутся от остальных языческих богов и будут поклоняться одному Перуну, идол которого он воздвиг в Киеве. Но на местах простые язычники не понимали того, почему им нельзя просить защиты и у других богов, рассматривая Перуна, не как верховного бога, а как одного из многих. Это духовно и политически разобщало языческие племена, создавало повод для конфликтов. У Владимира же была совершенно иная цель. Так появилась идея о необходимости крещения Киевской Руси, она же была причиной религиозной реформы, проведенной ранее.

Вариант 2

Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Речь идет не только о принятии новой веры и духовном смысле (который является более существенным для верующих) этого события, но и о воздействии на культуру страны в целом.

Крещение следует рассматривать в историческом контексте, так как подобно любой массовой религии христианство со временем, а точнее практически сразу после гибели своего зачинателя, то есть Христа и его ближайших учеников, превратилось в инструмент политический, который весьма умело использовали правители разных стран для работы с народными массами. Безусловно, эти утверждения не отрицают духовных подвигов святых подвижников и глубокого внутреннего содержания этой религии, речь идет только об аспекте политическом, который тоже имеет свое значение в этом мире. Итак, в 988 году князь Владимир Святославович выполняет крещение страны с центром в Киеве на тот период.

На самом деле до Владимира на Руси христианство постепенно распространялось, так как его бабушка – княгиня Ольга была первой крещеной правительницей страны, а за сто лет до Ольги из Византии на Русь посылал проповедников митрополит Фотий, благодаря чему князья тоже принимали учение Христа. Тем не менее, официальным годом считается 988, так как именно тогда новая религия закрепляется на государственном уровне, а прежние оказываются в опале.

Согласно довольно известной легенде Владимир принимает христианство, так как в период своего великого посольства сравнивает другие религии и ему не нравятся запреты иудаизма и ислама, а христианство кажется самым приемлемым вариантом. Тем не менее, такое простое объяснение, конечно, не дает полной картины действительности. Свою роль также имели и отношения с Византией и брак с византийской принцессой, которую специально отдавали за Владимира, дабы укрепить монаршие династии.

Довольно много факторов сошлось для того чтобы Русь стала именно христианской. Во многом тут повлияла более цивилизованная Византия, которая использовала обращение верхушки власти близлежащих варварских государств в свою религию для получения большего контроля и определенности относительно действий этих стран. Спустя менее ста лет Русь остается на стороне Византии, когда религия делится на православие и католичество и благодаря этому расцветает самобытное и невероятно насыщенное в духовном и культурном смысле русское православие.

Презентация 6 класса по предмету «История» на тему: «Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства.» История России, 6 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства.» История России, 6 класс

2

1. Начало правления князя Владимира. 2. Причины принятия христианства. 3. Крещение Руси. 4. Русская православная церковь. 5. Значение принятия христианства.

3

Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

4

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и — всего ужаснее — братоубийцею…» Н.М. Карамзин

5

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин

6

Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

7

1. Владимир начал своё княжение с наведения порядка в собственном государстве. После гибели Святослава дань Киеву перестали платить те только вятичи, но и радимичи. В результате двухлетней войны Владимир возвратил « под руку» вятичей.

8

2

Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. 3

Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. Линия крепостей Оборонительные укрепления

9

4. После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию. Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях. 5. При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей, а в 981 г. отвоевал Червень и Перемышль.

10

По приказу Владимира у княжеского дворца были поставлены языческие идолы. Но укрепить язычество пантеоном главных богов не удалось. Славянские языческие представления не были похожи на греческие.

11

1. Объединить и покорить восточнославянские племена 2. Необходимость усиления княжеской власти. 3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси. 4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования. 5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

12

Киевская Русь находилась в окружении государств, исповедующих монотеистические религии. Теоретически Русь могла принять любую религию. Почему именно православное христианство? В Византии господствовало православное христианство В Хазарии –иудаизм. В Европе –католическое христианство. В Волжской Булгарии — ислам.

13

В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. И он обратился к Владимиру за помощью. Князь согласился, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак укрепил бы международный авторитет киевского князя, но Анна не соглашалась выходить замуж за язычника

16

Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим приказал сбросить всех языческих идолов во главе с Перуном в Днепр.

17

Митрополит Епископ Приходской священник Епископ Приходской священник Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Константинополь патриарх

19

Подведение итога урока: Вопросы на стр. 46

20

Домашнее задание: § 5, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради.

21

%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2 %BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

которые читают вместе с этой

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Популярные темы сообщений

  • Влияние музыки на человека

    Искусство всегда и во все времена имело грандиозное влияние на человека. Особенно, такой его вид, как музыка, который способен затронуть самые тонкие струнки его души.

  • Арктический тюлень

    Холодные воды морей и океанов омывают многие берега. На таких берегах обитают свои местные жители, различные животные и птицы. Среди всех животных особо выделяется тюлень. Тюлень поражает своей неторопливостью и внешним видом.

  • Город Томск

    Томск находится в Западной Сибири и является крупнейшим образовательным центром Северной Азии. Томск был основан в 1604 г., а в 2019 году его население составило 575 тысяч человек. Неофициальное прозвище города – Сибирские Афины.

  • Литосфера

    Литосфера (от греческих слов «камень» и «шар») – это твердая внешняя оболочка Земли, образовавшаяся при остывании магмы на поверхности планеты.

  • Дерево Ива

    Дерево ива известна с древних времён. Когда оно зацветает (а зацветает оно практически самым первым) – это значит, что зима уходит и на смену ей приходит весна. Именно поэтому ива является символом весны. У древних славян ива считалась священным

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества. Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Укрепление государственности Киевской Руси: первые реформы

Владимир, позже прозванный народом Красным Солнышком, сделал многое для укрепления государственности Киевской Руси и завершения процесса объединения всех восточнославянских племен. Уже через год после утверждения в Киеве, он присоединяет к Киевской Руси города Перемышь и Червен (Польша), и вновь накладывает дань на вятичей.

Едва утвердившись в Киеве, Владимир проводит сразу две реформы – духовную и территориальную. Первая религиозная реформа на Руси (вторая реформа – крещение Руси), касалась изменений в порядке поклонения языческим богам и выдвижения на первое место среди них Перуна, целью второй (первой налоговой реформы на Руси) стало укрепление княжеской власти на местах.

В отличие от своей бабушки Ольги Владимир оставался язычником. По его приказу в центре Киева воздвигли статуи (идолы) 6 славянских языческих богов, среди которых были – Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокош. Главным богом князь провозгласил Перуна. Эти действия имели огромный успех среди соплеменников князя, подобно ему все еще остававшихся язычниками. По задумке Владимира Киеву отводилась роль духовного центра всей языческой Руси.

Опасаясь новой смуты между князьями, Владимир направляет в города своих наместников. Понятие «племенной великий и светлый князь», правивший независимо от воли князя киевского и находившийся у него лишь в формальном подчинении, исчезает. Наместники Владимира княжеской властью не обладали, но имели право:

  • судить;
  • поддерживать внутренний порядок с помощью местной дружины;
  • собирать налоги.

Должность наместника была почетной (приносила доход и уважение), получить ее могли лишь особо приближенные к князю лица. В Новгороде, Турове, Полоцке, Ростове, Муроме, Пскове и других значимых политических центрах Руси в качестве наместников присутствовали сыновья Владимира со своими советниками. Главное отличие наместника от простого князя состояло в том, что при желании Владимир мог сместить неугодное ему лицо с занимаемого поста и заменить боле покладистым. Появление в отдаленных от Киева местах преданных Владимиру людей способствовало централизации государства. Княжеская власть значительно увеличилась.

Как и при Ольге и Святославе, основной формой сбора дани являлось полюдье. Исключением являлись случаи, когда дань собиралась «от плуга», с каждой семьи (по количеству взрослых мужчин), а не с целого селения.

Новые законы Владимир принимает после согласования со специально созданным советом. Членами совета являлись старшие дружинники и старейшины, представляющие разные города. Смертной казни на Руси введено не было, преступники наказывались вирой (денежное возмещение за нанесенный ущерб).

Укреплению древнерусской государственности способствует закладка новых городов и проведение денежной реформы на Руси. После похода на вятичей и присоединения к Руси двух польских городов, Владимир велит заложить город Владимир-Волынский.

По образцу византийской монеты чеканятся первые русские монеты – золотые (златники) и серебряные (сребники). В собственных монетах нужды не было, но чеканка денег всегда воспринималась, как признак суверенитета государства. На каждой такой монете был изображен сам князь и надпись «Владимир на престоле».

Серебряные монеты. Личный знак Владимира на монете  

Популярные сегодня темы

Кольчатый червь малых размеров играет большую роль в природе. Назвали данного червя из-за того, что во время дождей он выползает из-под земли наружу.

Одно из самых любимых и узнаваемых деревьев в России. Это шикарное хвойное дерево, которое просто изумляет своей красотой. Ее высота достигает 35 метров. Хвойники, в отличие от сосны, очень м

Самая масштабная проблема в мире — это экология. Ежедневно население Земли увеличивается на 250 тысяч, что подразумевает под собой увеличение качества жизни человечества. Изобретение машин, б

Морские медузы это многоклеточный, беспозвоночный организм, с прозрачным, лессированным, нежным телом. Они бывают сидячие это полипы, прикрепленные к какой-нибудь поверхности, оболочке

В мире существует различных видов спорта, которыми занимаются миллиарды человек. Пока вы читаете этот текст, сотни тысяч людей в данный момент кидают мяч, поднимают тяжести, бегут или плывут,

В царстве грибов немало съедобных и полезных представителей, но много и паразитов. Они вредят растениям, вызывают заболевания у животных и людей, провоцируют порчу продуктов

В IX – первой половине XI вв. христианство становится государственной религией у большинства народов Центральной и Восточной Европы. К числу этих народов принадлежали и восточные славяне, принявшие христианство по византийскому образцу. Этот процесс был закономерен и имел в своем основании серьезные перемены в развитии общества и все более усложняющиеся международные отношения.

Византийские источники сообщают, что в 860 г. после похода русов на Константинополь и подписания выгодного мирного договора какая-то часть участников похода также принимает христианство. В 867 г. о крещении русов упоминает константинопольский патриарх Фотий. В 957 г. в Константинополе принимает крещение княгиня Ольга. Этот пример, безусловно, оказал влияние на ближайшее окружение правительницы. Однако для обращения в новую веру всех восточных славян говорить было еще слишком рано.

Как свидетельствуют источники, Святослав Игоревич подумывал последовать примеру своей матери, но опасался разгневать дружину (убежденных язычников). Это говорит о том, что власть киевского князя не была абсолютной. Только при условии ее усиления могла возникнуть потребность для введения единой религии.

Это случилось уже в правление Владимира Святославича. Его известная языческая реформа с постановкой во главе пантеона Перуна – первая попытка утверждения главного бога-покровителя княжеской власти.

Реформа не дала желаемого результата, поэтому Владимир начинает выбирать между господствующими в соседних странах монотеистическими религиями. Результат хорошо известен: киевский князь решил принять христианство от Византии.

Главными причинами такого выбора были: наличие в княжеском окружении людей, уже обращенных в христианство; обоюдное желание Византии и Киевской Руси заключить прочный союз; серьезное византийское влияние на восточных славян и т. д.

Отношения между Киевом и Константинополем были относительно гладкими, чего нельзя сказать о непрерывных конфликтах славян с хазарами (иудаизм) и волжскими булгарами (мусульманство). Папский престол находился слишком далеко, поэтому принятие католичества мало бы чем помогло киевскому князю. Союз с византийским христианством выглядел более предпочтительным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: