Средневековая философия

Учение о бытии в христианской философии

Ключевые темы в средневековой философии

Средневековая философия занималась многими темами, но некоторые из них были особенно важными:

Бог и божественное

Бог и божественное были одними из главных тем в средневековой философии. Философы задавались вопросами о природе Бога, его атрибутах, отношении к миру и человеку. Они также искали ответы на вопросы о роли религии и доказательствах существования Бога. В средневековой философии было несколько основных точек зрения на эту тему, такие как платонизм, аристотелизм, неоплатонизм и схоластика

Важное место в этом контексте занимало христианство, которое в то время было доминирующей религией в Западной Европе

Метафизика и онтология

Метафизика и онтология были также важными темами в средневековой философии. Философы задавались вопросами о том, что существует, какова природа бытия и какие отношения между различными сущностями.

Этика и мораль

В средневековой философии большое внимание уделялось этике и морали. Философы искали ответы на вопросы о том, как следует жить, какие ценности важны и какие принципы должны быть основой поведения людей

Познание и логика

Вопросы познания и логики были также важными темами в средневековой философии. Философы интересовались тем, как мы получаем знания о мире и как мы можем быть уверены в правильности наших выводов.

Политическая философия

Вопросы политической философии также были важными в средневековой философии. Философы рассматривали вопросы о том, какова должна быть организация общества, какова должна быть роль правительства и как люди должны относиться к власти.

Великие философы Средних веков

Августин Аврелий

Августин Аврелий был одним из самых влиятельных философов Средних веков. Он родился в IV веке и был богословом и философом. Он оказал большое влияние на развитие христианской философии и теологии. В его работах много внимания уделяется вопросам о Боге и человеке.

Томас Аквинский

Томас Аквинский – один из наиболее известных философов Средних веков. Он родился в XIII веке и был представителем схоластики. Его философские работы оказали большое влияние на развитие западной философии. Он также занимался вопросами теологии и принес большой вклад в развитие католической церкви.

Уильям Оккам

Уильям Оккам – философ, родившийся в XIV веке. Он был представителем скептицизма и считал, что знание может быть получено только на основе опыта. Он также разработал принцип, который получил название “оккамовская бритва”, который утверждает, что из двух возможных объяснений должно быть выбрано наиболее простое.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.

Роль церкви и нравственные аспекты философии

Средневековая философия тесно связана с Церковью и христианской традицией. Роль церкви в средневековой философии была неотъемлемой и оказала огромное влияние на развитие мысли и формирование нравственных аспектов философии.

Церковь играла роль социального и духовного центра средневекового общества. Она являлась одним из основных институтов, определяющих моральные и нравственные нормы, а также контролирующих поведение и мышление людей.

Философы Средневековья рассматривали такие вопросы, как сущность божественного и человеческого, связь между разумом и верой, проблемы нравственности и этики. Они стремились объяснить природу мира и место человека в нем с помощью религиозных и философских аргументов.

Средневековые философы придавали большое значение душе и ее спасению. Согласно христианской традиции, Бог создал человека по своему образу и подобию, и целью жизни человека являлось единение с Богом через духовное совершенствование и следование божественным заповедям.

Церковь играла роль посредника между Богом и людьми, а также носителя божественной истины и моральных принципов. Именно в Церкви средневековые философы находили основу для формулирования своих философских концепций и принципов.

Нравственные аспекты философии в Средневековье были тесно связаны с религиозными учениями. Философы того времени рассматривали этические вопросы, такие как добродетель, грех, справедливость, честность и благочестие.

Они считали, что истина и нравственность должны опираться на религиозные доктрины и божественные откровения. Ценности, такие как милосердие, сострадание, справедливость, были основой нравственности и структурировали поведение людей в средневековом обществе.

  1. Принципы нравственности, сформулированные в средневековой философии, продолжают оказывать влияние на современную этику и моральное мышление.
  2. Церковь, как институт, продолжает играть значительную роль в формировании нравственности и этических ценностей в нашем обществе.

Таким образом, средневековая философия в церковно-философском контексте развивала нравственные аспекты и становилась основой для формирования этики и морали средневекового общества. Роль Церкви и религии в философии того времени была неотъемлемой и до сих пор оказывает влияние на современное мировоззрение и мышление.

Средневековые философские школы и противоречия внутри них

Период средневековой философии охватывает примерно века с V по XV. В это время происходило существенное изменение в философском мышлении, затрагивая различные аспекты жизни и связь между верой и разумом

Важной особенностью средневековой философии было занятие не только теоретическими вопросами, но и практическими проблемами, такими как политика и религия

Средневековая философия представлена различными школами, каждая из которых имела свои уникальные взгляды и концепции. Наиболее известными и влиятельными философскими школами того времени были:

Схоластика: Схоластика пыталась совместить веру и разум, объединяя догматизм с логикой

В ее философии большое внимание уделялось доказательству существования Бога и рациональному объяснению веры.

Аристотелизм: Основанный на работах Аристотеля, аристотелизм акцентировал внимание на изучении природы и научной методологии. Он утверждал, что разум может познать мир и достичь истины.

Неоплатонизм: Неоплатонизм объединял элементы платонизма и христианства, утверждая, что существует первоначальный «единый» или «абсолют», который лежит в основе всего сущего и от которого все происходит

Он также отдавал большое значение духовной практике и мистическому опыту.

Внутри каждой философской школы возникали противоречия и споры, как в отношении их учение, так и в отношении других школ. Например, средневековые философы, представляющие различные школы, спорили между собой о том, как лучше познать мир: через веру или через разум. Некоторые сторонники схоластики считали, что вера является высшей формой познания, тогда как другие философы, такие как аристотелизм, утверждали, что разум и логика ведут к истине. Эти споры и противоречия только усилились и сложились в течение средневекового периода, оставляя следы в современных дискуссиях.

В целом, средневековые философские школы и противоречия внутри них имели значительное влияние на развитие современной мысли. Они внесли вклад в области политики, религии, науки и морали, и их идеи до сих пор рассматриваются и обсуждаются в академических и философских кругах.

Основные представители

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.

Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.

Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.

Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.

В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.

Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.

Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.

Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.

Средневековая философия: особенности и характерные черты

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
  6. Авторитарность – обращение к Библии.
  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Влияние средневековой философии на современную мысль и философию

Средневековая философия играла важную роль в формировании современной мысли и философии. Она внесла значительный вклад в развитие таких концепций, как рационализм, эмпиризм, метафизика, этика и теология. В этом разделе мы рассмотрим несколько основных аспектов влияния средневековой философии на современность.

1. Рационализм и эмпиризм

Средневековые философы развивали концепции рационализма и эмпиризма, которые имели важное значение для будущего развития современной философии. Рационалисты, такие как Августин Аврелий и Ансельм Кентерберийский, подчеркивали важность использования рационального мышления и логики для понимания мира и достижения истины

С другой стороны, эмпиристы, такие как Уильям Оккам и Роджер Бэкон, сосредоточились на опыте как источнике знания. Они утверждали, что мы получаем знания через наблюдение, опыт и эксперименты. Этот подход стал основой для современных научных исследований и эмпирического метода.

2. Метафизика

Средневековые философы также внесли значительный вклад в развитие метафизики – области философии, которая изучает основные принципы реальности и бытия. Аристотель, например, развил теорию причинности и понятие общности, которые оказали глубокое влияние на метафизику современности.

Также стоит отметить вклад средневековых философов в область онтологии – науки о бытии, существовании и реальности. Их работы в этой области вдохновили многих современных философов и стали основой для современных онтологических теорий и исследований.

3. Этика и теология

Средневековая философия имела огромное влияние на развитие этики и теологии. Философы, такие как Томас Аквинский, разработали основные принципы теологической этики, основываясь на религиозных идеях и понятиях.

Этика средневековья также стала основой для современного развития нравственной философии. Принципы справедливости, добра и долга, сформулированные средневековыми философами, до сих пор используются и обсуждаются в современной этической философии и обществе.

4. Рационал-теология

Средневековая философия также влияла на современную рационал-теологию – область, исследующую отношения между религией и разумом. Рационал-теология средневековья стремилась объяснить рациональные аспекты веры и религии.

Она была важной частью средневековой университетской образовательной системы и оказала влияние на современные исследования в области религиозной философии. Рационал-теология до сих пор активно обсуждается и исследуется в рамках различных философских и религиозных школ

Заключение

Средневековая философия оказала огромное влияние на развитие современной мысли и философии. Она способствовала формированию основных концепций, таких как рационализм, эмпиризм, метафизика и этика. Средневековые философы также стали основоположниками важных областей исследований, таких как метафизика, онтология, рационал-теология и религиозная философия. Их работы остаются актуальными до сегодняшнего дня и продолжают влиять на современную философию и мысль.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Мировоззрение в период философии средневековья

Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.

Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.

Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.

Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.

Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.

Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.

Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.

Список литературы

1.      Гуревич П.С.  Философский словарь. М.: АСТ: Олимп, 2004г.

2.      История философии /Под ред. проф. В.П. Кохановского, проф. В.П. Яковлева. М-2006

3.      Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания.                   Изд-во: «Лениздат», 2002г.

4.      Степин В.С.  Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2003г. 

5.      Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд.: М. – 2004

6.      Философия в вопросах и ответах /Под ред. проф. А.П. Алексеевой, доцента Л.Е. Яковлевой. М. – 2006

7.      Швырев В.С.  Теоретическое и эмририческое в научном познании.                 М.: «Наука», 2004г.

3

Проблемы философии средневековья

Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес

Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы

Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).

Заключение

Основные характеристики бытия — целостность, истинность, благость и красоту — выделил Парменид и провозгласил единство мысли и бытия (и — не-мысли и небытия). У Платона мы видим разделение, точнее, удвоение мира, на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий). Это положило начало европейской метафизике и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Анализ бытия Аристотелем, вывделение им возможного и действительного бытия до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья бытие рассматривалось с религиозных позиций: истинное бытие — Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из «ничто» и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривало бытие как природу, с одной стороны — самостоятельную (все существующее — творение природы), с другой — нуждающуюся в человеке как творце и хозяине

Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом)

Это становится причиной «инфляции» понятия бытия – оно воспринималось как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре — просто как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) — о поэтическом мышлении. Бытие — вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: