Презентация, доклад по праву президент российской федерации

Президент российской федерации презентация, доклад, проект

1.2. Правовой статус Президента РФ

Стержневой основой характеристики правового статуса, любого учреждаемого Конституцией государственного органа является: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая ее функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти.

Правовой статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях.

Пост Президента был учрежден в РФ общенародным референдумом в апреле 1991 года и 12 июня 1991 года на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н.Ельцин.

Конституция РФ была принята в 1993 году. Статья 80 Конституции РФ определят, что Президент РФ является главой государства. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей степени соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции РФ, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Однако Президент РФ осуществляет свои полномочия не на основе подчинения.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д.

В статус Президента также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них. Указом Президента от 5 августа 1996 года в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ.

2.5 Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях

Президент выполняет представительскую функцию внутри страны, которая связана с его деятельностью во взаимоотношениях с субъектами РФ: республиками, краями, областями, городами, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многогранных отношений со своей спецификой. Что касается представительства Президента в международных отношениях, то это чрезвычайно актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, прежде всего, рост международного влияния и авторитета России.

Итак, рассмотрев все основные функции Президента России можно сделать вывод, что они характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства.

Слайд 9 Взаимоотношения Президента Российской Федерации с федеральными органами государственной

власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием,

что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента. Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется указами от 10 июня 1994 г. и от 3 мая 1995 г., в которых названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ. Распоряжением Президента РФ от 5 мая 1998 г. было запрещено такое согласований по всем другим вопросам.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. — М., 2016. — 1124 с.

3. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. — 2015. — №4.

4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. — М., 2016. – 784 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 2017.-346 с.

6. Снежко О.А. Президент РФ — гарант прав и свобод граждан //Право и политика. — 2015. — №2.

  • Рефера
  • Брак – семейно-правовой договор
  • Материальная ответственность работника и работодателя
  • Государственное регулирование финансов
  • методы сравнительного подхода в оценке
  • Конституционные права , свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Теория и методика подвижных игр
  • Проблемы оценки качества облигаций
  • Организация управления проектами» по теме «Факторы, влияющие на успех реализации проекта
  • Распределённые базы данных
  • Виды гражданских правоотношений (Понятие гражданских правоотношений)
  • Преступность несовершеннолетних (Понятие и виды преступности несовершеннолетних)

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Президент РФ избирается гражданами РФ путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 6 лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории принятой в РФ части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Данное положение применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение (4 июля 2020 г.), и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ).

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты двумя способами:

  1. политическими партиями;
  2. в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в ЦИК РФ.

Политические партии, представленные в Государственной Думе и/ или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей.

Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее 100000 и 300000 подписей избирателей в свою поддержку соответственно.

Избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование (второй тур выборов) по двум кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Во втором туре президентских выборов избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов (то есть больше, чем другой кандидат).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ именуется инаугурацией.

Избирать и прекращать полномочия Президента Российской Федерации

Первоначально
(1991) президент России избирался на 5 лет. В Конституции Российской Федерации
1993 года срок полномочий Президента был сокращен до 4 лет. Однако, согласно
пункту 3 Заключительных и Переходных положений Конституции, президент Ельцин
осуществлял свои полномочия до конца срока, на который он был избран (т.е. до
1996 года). Согласно поправкам к Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008
года, он будет избран на шестилетний срок со следующих выборов.

Президент
Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом
может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может
занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Подробный порядок выборов Президента Российской Федерации устанавливается
Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10
января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

При
вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую
присягу:

«Клянусь
уважать и защищать права и свободы человека и гражданина при осуществлении
полномочий Президента Российской Федерации, уважать и защищать Конституцию
Российской Федерации, сохранять суверенитет и независимость, безопасность и
целостность государства, верно служить народу».

Присяга
приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации,
депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской
Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации обычно связано с истечением срока его полномочий. Однако не исключено и преждевременное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Это может произойти в следующих трех случаях:

  1. на основании его отставки, т.е. по личной просьбе
  2. в случае постоянной неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
  3. в случае отстранения от должности.

Во
всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии исполнять
свои обязанности, они временно исполняются Председателем Правительства
Российской Федерации
, который не вправе распускать Государственную Думу,
созывать референдум и предлагать изменения и дополнения в Конституцию
Российской Федерации. Президентские выборы проводятся не позднее чем через три
месяца после досрочного окончания срока полномочий (статья 92).

Конституция
Российской Федерации (статья 93), предусматривающая возможность принудительного
отстранения от должности Президента Российской Федерации, устанавливает
основания и порядок. Это может быть сделано только на основании предъявленного
Государственной Думой обвинения в государственной измене или другом тяжком
преступлении, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и
заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении
установленного порядка предъявления обвинения. Решение Государственной Думы о
предъявлении обвинения и решение Совета Федерации об импичменте Президенту
принимаются двумя третями голосов от общего числа голосов в каждой палате. По
инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии
заключения специальной комиссии, назначенной Государственной Думой. Решение
Совета Федерации об импичменте Президенту Российской Федерации принимается не
позднее трех месяцев после предъявления Государственной Думой обвинения
Президенту. Если в течение этого срока решение Совета Федерации не будет
принято, предъявленное Президенту обвинение считается отклоненным (статья 93).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: