Перестройка (1982-1991)

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Экономическое развитие СССР 1965-1985

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Причины неудач и последствия

Основная и центральная проблема неудач горбачевских реформ — в несоответствии масштабов целей, задач и возможностей. Целый комплекс преобразований, включавший в себя перестройку политики, экономики, культурной и идеологической среды осуществлялся слишком быстро, на коротком отрезке исторического пути.

Главный вопрос, так и не нашедший решения — как сохранить политический контроль над республиками и регионами, при этом отпустив их в свободное экономическое «плавание» так и остался неразрешенным.

При этом попытка провести алкогольную компанию, реформу отраслей машиностроения стали фактором разбалансировки экономики, роста инфляции и в итоге краха СССР.

Последствия реформ Горбачева были в основном отрицательными, как то;

  • Обеднение населения, ухудшение продовольственного обеспечения СССР;
  • Усугубление тлеющих межнациональных конфликтов, неспособность к их разрешению силами центральной власти;
  • Неспособность управлять процессами социальной и экономической жизни в регионах;
  • Распад и крах СССР.

Причины преобразований

Помимо этого, появились и усугубляющие ситуацию факторы извне, такие как:

  • Падающая стоимость нефти.
  • В 80-х годах мировой экономический спад обусловил снижение цен на энергоносители. К 1986 году стоимость нефти упала почти в 4 раза. Наращивание объемов добычи нефти Саудовской Аравией обусловило обвал рынков СССР, что усугубило и без того непростую экономическую ситуацию в стране.
  • Война в Афганистане и санкции Соединенных Штатов Америки.

СССР ввел военный контингент в Афганистан в 1979 году. Совет безопасности ООН не одобрил действия СССР, что дало повод США применить санкции против Союза. Военная операция в Афганистане требовала колоссальных материальных вливаний, а человеческие потери среди военных вызвали недовольство граждан Советского Союза.

Политика гласности и демократизация в СССР

На втором этапе перестройки были начаты не только экономические, но и политические реформы, так как, по мнению Горбачева, «перестраивать» необходимо было всю систему советского общества. Был провозглашен принцип гласности. Он означал, что СМИ (средства массовой информации, то есть газеты и телевидение) получают больше свободы. Теперь они могут критиковать власть. Предполагалось, что это поможет быстрее найти и устранить недостатки существующей системы.

В результате в СМИ впервые публично обсуждаются вопросы экологии, привилегий членов КПСС, наркомании и проституции. Практически прекращается коммунистическая пропаганда. Власть прекращает глушить зарубежные радиостанции («Голос Америки», «Би-би-си»). Постепенно появляются негосударственные газеты и телеканалы.

Одним из символов перестройки стала программа «600 секунд» 

Меняется и освещение истории СССР. Начинается кампания десталинизации, то есть критики Сталина и периода его правления. Напомним, что первая кампаниядесталинизации проходила в СССР при Хрущеве, при Брежневе же о Сталине старались лишний раз не упоминать. Но даже при Хрущеве внешняя политика Сталина критике почти не подвергалась. В перестройку же в СМИ появились рассуждения о незаконности пакта Молотова-Риббентропа, который разграничивал сферы влияния СССР и Германии. Сталина стали обвинять в том, что он наряду с Гитлером несет ответственность за начало Второй Мировой войны.

Меняется отношение к диссидентам, то есть к противникам советской власти. В феврале 1987 г. было освобождено 140 диссидентов, находившихся в заключении. Теперь они могли открыто критиковать советскую власть. Началась публикация книг, которые раньше были запрещены в СССР. Среди них можно отметить:

  • «Собачье сердце» Булгакова;
  • «Доктор Живаго» Пастернака;
  • «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына.

 В 1988 году был снят фильм «Собачье сердце», основанном на одноименной книге Булгакова 

Происходит настоящая революция в кинематографе и музыке. Ранее деятельность рок-музыкантов была ограничена, хотя и не строго запрещена. Теперь же рок-группы могли свободно гастролировать по стране и даже появляться на телевидении. Более того, в СССР снимаются ограничения и для иностранной музыки, многие западные группы впервые выступили в Москве.

В духе перестройки снимают свои фильмы и советские кинорежиссеры. Героиней фильма «Игла» была наркоманка, а фильм «Интердевочка» рассказывал о судьбе проститутки. До перестройки появление подобных фильмов на советских экранах было немыслимым. Помимо этого в городах СССР массово появляются видеосалоны. В них советские граждане могли смотреть иностранное кино. Огромной популярностью пользовались боевики с Брюсом Ли, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне.

Видеосалон в СССР 

В рамках политикигласности в СССР начались и реформы избирательной системы. 26 марта 1989 года проходят выборы народных депутатов СССР. Раньше на таких выборах был только один кандидат, согласованный с властями. Теперь же к выборам допускались и альтернативные кандидаты. Некоторые из них участвовали в телевизионных дебатах. В итоге в ряде избирательных округов кандидаты, представлявшие коммунистическую партию, проиграли выборы. Зато народным депутатом СССР стал известный диссидент – академик А. Д. Сахаров.

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

Причины неудач экономических реформ

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ «СТРАТЕГИИ УСКОРЕНИЯ»

В разработке реформы участвовали многие видные экономисты того времени, — Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, П. Бунич.

Проект реформ предусматривал следующие изменения:

  • расширения самостоятельности предприятий за счет хозрасчета и самофинансирования;

  • возвращение частного сектора экономики (изначально за счет возращения кооперативного движения);

  • отказ от монополий внешней торговли;

  • интеграция в мировой рынок;

  • сокращение числа министерств и ведомств.

Летом 1987 г. проект был принят, вошел в силу основной документ реформы – Закон о государственном предприятии.

Основным итогом реформы стало начало постепенного формирования частного сектора в экономике. Было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора. Однако кооперативы развивались гораздо быстрее, чем предполагали власти, что не входило в их планы. За 1988 г. в СССР количество кооперативов увеличилось в 6 раз. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были задействованы в кооперативном секторе, и 1 млн. занимались индивидуальной трудовой деятельностью.

Партийная элита опасалась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу оставить кооперативы в жесткие рамки. Началась борьба с нетрудовыми доходами, вводился запрет вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры негативно отразились на развитии новых форм хозяйствования.

Основной проблемой реформы стала фактическая легализация «теневой экономики». Большую роль в ней играли представители номенклатуры, которые обладали огромными средствами благодаря коррупции и казнокрадству. В итоге частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей в год.

Первый этап перестройки

После смерти Константина Черненко новым генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Горбачев. Он был молодым руководителем, его возраст составлял всего 54 года. Главной проблемой страны Горбачев считал низкие темпы экономического роста. Действительно, среднем в 1981-1985 г. экономика росла всего на 2,5% в год. Это были самые низкие темпы роста со времени окончания Великой Отечественной войны.

Заметим, что именно Горбачев стал называть годы правления Брежнева, Андропова и Черненко «эпохой застоя». Задуманные же им реформы он называл перестройкой советского общества.

Михаил Горбачев имел отличительную черту – родимое пятно на голове 

Уже в апреле 1985 г. Горбачев говорит о необходимости «ускорения развития страны». Для достижения этой цели большие ресурсы были направлены на развитие машиностроения. Для машиностроительных предприятий закупалось дорогое импортное оборудование. Были созданы целевые программы по развитию робототехники, компьютерных технологий, генной инженерии. Активно вводился многосменный режим работы предприятий, благодаря которому возрастал выпуск продукции.

Также на заводах вводилась госприемка. Так называлась особая инстанция, которая контролировала качество выпускаемой продукции. При этом сотрудники госприемки назначались государством и были независимы от директора предприятия. Директор не мог уволить этих сотрудников, оштрафовать их, выписать им премию или ещё как-то повлиять на них.Однако на практике качество выпускаемых товаров выросло незначительно. Более того, участились случаи коррупции, когда директора заводов просили контроллеров за «вознаграждение» принять не самое качественную партию изделий.

Госприемка телевизоров 

Горбачев решает изменить и руководящий состав партии. Уже к началу 1987 г. состав Политбюро был обновлен на 70%. На смену престарелым руководителям брежневской эпохи приходят молодые кадры.

АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Главной проблемой по-прежнему оставалось то, что власти делали ставку не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников. В итоге усиление эксплуатации оборудования без переоснащения и переквалификации привело не к увеличению производства, а к увеличению аварий. Ярким примером послужил взрыв в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС, который привел к катастрофическим  последствиям. Под ударом радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регион, последствия которого дают о себе знать, и по сей день.

Уже через год, послей провозглашения курса на ускорения, стало ясно, что только призывами исправить экономическое положение в стране невозможно. К концу 1986 г. экономическая ситуация в стране ухудшилась. В январе 1987 г. произошел спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Руководство страны стало подготавливать новую программу экономических реформ.

Оценка историков

Долгое время после событий 1991 года велись споры о причинах Перестройки и ее нужности. Либералы считали, что процесс трансформации унитарного государства в демократическое был естественным; социалисты и коммунисты говорили о насильственных изменениях, которые были фактически навязаны обществу. Последнее десятилетие риторика отечественных историков в отношении перестройки однозначна: произошел захват власти и собственности частью советской номенклатуры, которые желали не усиления государства, а собственного обогащения.

Западные историки в своей оценке событий перестройки также неоднозначны. Одни считают, что переход от так называемого «государственного капитализма», который сформировался в СССР в период с 1950 по 1985 год, к «международному» ничего кардинально не изменил в стране. Другие говорят о том, что перестройка была неизбежна, так как экономический потенциал страны был полностью исчерпан.

Предпосылки для возникновения перестройки

В конце 1982 года, после смерти Леонида Ильича Брежнева, вновь началась борьба за место лидера. Об этом свидетельствует тот факт, что за короткое время должность Генерального секретаря дважды занимали «временные» люди: Ю.В. Андропов и К.У. Черненко.

Первым был коммунист-консерватор, который серьёзно боролся с коррупцией как на среднем, так и на высшем уровне государственного аппарата и пытался укрепить трудовую дисциплину. Второй Генеральный секретарь начал свою деятельность с приглашения на заседание ЦК КПСС более 50 высокопоставленных чиновников, разжалованных Андроповым. Началась пропаганда социализма.

С приходом к власти М.С. Горбачева в марте 1985 года в СССР начался этап «перестройки».

Главной задачей на этом этапе было остановить распад «государственного социализма». С этой целью предпринимались попытки изменить социальные структуры, в том числе экономические. В то же время не было заранее разработанного плана действий.

Действия госаппарата в то время имели нулевую эффективность, потому что была задержка в проведении реформ, глубина общего кризиса, который включал в себя основные элементы системы. Еще одним негативным фактором в начале «перестройки» стало отсутствие значительных общественно-политических сил, способных повлиять на руководство государства с целью поиска эффективных и адекватных решений сложившейся ситуации.

Общество в то время хотело перемен довольно абстрактно, прошло много времени, прежде чем у масс появилась сознательная готовность к радикальным переменам.

ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ»

Летом 1990 г. видный экономист Г. Явлинский, академик С. Шаталин разработали программу «500 дней» и 20 проектов законов. Суть проекта заключалась в приватизации государственных предприятий (передача в частную собственность) и значительном ограничении экономической власти Центра.

Программа была не доработана, многие вопросы так и не были подняты или упоминались лишь вскользь. В программе не говорилось, как именно нужно осуществлять приватизацию собственности, денационализацию земли, и как функционировать политической системе в сложившейся ситуации. Также не упоминался вопрос о денежной реформе.

Под нажимом консервативных сил, Горбачев не принял данный проект, однако согласительная комиссия программу по факту не отвергла. Руководство заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на помощь Запада.

В декабре 1990 г. правительств Н.И. Рыжкова ушло в отставку, Совет Министров СССР был ликвидирован. Вместо него был создан Кабинет министров при Президенте страны, во главе с премьер-министром В.С. Павловым.

Тем самым скорректированная экономическая программа перехода страны к рынку к 1997 г. даже не была обсуждена. В июне 1991 г. президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Почти 60% участников выборов надеялись, что его приход к власти ускорит экономические реформы в стране. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности «по принципиальным соображениям». 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращение существования СССР.

На этом заканчиваются экономические перестроечные преобразования  Горбачева, которые так и не достигли желаемого результата. Реанимировать социалистическую систему не вышло, также не удалось перейти к рыночной экономике. Перестройка потерпела крах из-за не продуманности и половинчатости программ и решений. Страна оказалась на пороге коренных экономических и политических реформ.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

  • http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-9-klass-danilov-a-a
  • https://www.youtube.com/watch?v=b0F9ftKuQ8E
  • https://www.youtube.com/watch?v=LtNYi-cQeRg
  • https://www.youtube.com/watch?v=pVS_YlInA1Q
     

Ухудшение экономической ситуации в СССР

В целом предпринятые Горбачевым меры дали определенный эффект. Средний рост промышленного производства в 1985-1986 г. составил 4,4%, хотя до реформ был равен лишь 1,1%. Однако качество товаров повышено не было. Более того, СССР столкнулся с рядом экономических проблем.

Из-за антиалкогольной кампании сократились доходы бюджета СССР.Расходы же бюджета возрастали из-за того, что за рубежом приобреталось дорогостоящее оборудование, необходимое для модернизации промышленности.

Цена на нефть в 1970-2000 годах. Видно резкое падение цены в 1986 году Источник

В конце 1985 г. начинается резкое падение мировых цен на нефть. Если в январе 1985 г. она стоила 25$ за баррель, то уже началу 1986 г. она подешевела до 10$. СССР активно продавал нефть за рубеж, и потому падение ее цены нанесло ему огромный экономический урон.

Помимо этого Советский Союз продолжал участвовать в Холодной войне, поэтому военные расходы СССР были очень высоки. В одной только Германии находилось 500 тыс. советских солдат, вооруженных новейшей техникой. Также советские войска находились на территории других стран организации Варшавского договора, в Монголии, Северной Корее, Вьетнаме, на Кубе. Помимо этого военные базы были созданы на территории ряда африканских и арабских стран. Советские войска участвовали в гражданской войне в Афганистане. Также СССР экономически помогал большому числу других социалистических стран, поставляя им ресурсы, вооружения, предоставляя кредиты.

Кратко о реформах по пунктам

  1. Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 1986 г. позволил населению заниматься бизнесом. Это способствовало созданию и бурному развитию свободной рыночной среды.
  2. Закон «О кооперации в СССР» принятый в 1988 г. позволил создавать кооперативы — частные предприятия, использующие наемный труд.
  3. Политика “гласности”, объявленная в 1986 г. провозглашала принципы свободы слова и информационного обмена.
  4. Антиалкогольная компания в просторечье — «сухой закон» запрещала свободную продажу и рекламу алкогольной продукции.
  5. 15 марта 1990 г. была введена должность «Президент СССР». Целью реформы был отказ от выбора главы государства путем всенародного голосования. Выборы прошли путем голосования в парламенте.

Политические реформы

Если говорить кратко про политические реформы Горбачева, то внешняя политика под его руководством ознаменовалась заявлением о готовности вывести войска из Афганистана, и призывом о сокращении вооружения, в том числе и ядерного, открытый диалог с внешним миром.

Внутренняя политика также претерпела существенные изменения. Произошла смена политического уклада на более демократизированный. Перестановки кадров на высших управленческих постах привело к «омоложению» правящей группы, к власти пришли более молодые и активные реформаторы с прозападным подходом к управлению страной. В 1990 г. КПСС была лишена монополии на принятие политических решений в результате изменения статьи 6 Конституции.

Экономические реформы

Провозгласив курс на реформирование экономики Горбачев объявил о переходе от социалистической к рыночной модели управления. Говоря кратко про экономические реформы Горбачева — она началась в 1987 г. В попытке сохранить централизованное управление процессом планировался постепенный переход к рыночной экономике. Это подразумевала ускорение темпов роста экономики, удвоение производительности труда и национального дохода СССР до 2000 г. Главенствующая роль отводилась отрасли машиностроения, которую планировалось преобразовать в целях выпуска продукции для народного хозяйства.

Социальные реформы

В результате демократизации общественного строя под лозунгом «гласность» с 1987 г. стали появляться независимые СМИ. Смягчение цензурирования породило бурное обсуждение острых политических и общественных тем на телевидении и в печатных изданиях. В республиках появляются общественно-политические организации. В августе 1990 г. издается закон «О печати», провозглашающий свободу слова. Происходит освобождение большей части политзаключенных и «узников совести».

Антиалкогольная кампания

Горбачев начал жесткую борьбу с пьянством населения. Закрывались винно-водочные заводы, массово вырубались виноградники. Свободное распространение спиртных напитков было запрещено законодательно.

Запрет распространялся на продажу спиртного лицам до 21 года, а также продажу его вблизи больниц, школ, предприятий, с сокращением ежегодного объема производства алкоголя. В результате производство спиртных напитков было сокращено в СССР более чем в два раза.

Участие России в международных интеграционных процессах

Сегодня существует множество точек зрения на то, как Россия может быть вовлечена в глобальные интеграционные процессы. Можно выделить несколько факторов, которые оказали наибольшее влияние:

Деятельность правительства по развитию национальной экономики через структурную перестройку и переход к рыночной системе управления экономикой;
Создание эффективных правовых, материально-технических и организационных условий.
Изучение проблем интеграции в мировые экономические отношения других стран показывает, что основным условием создания жизнеспособной экономической системы в переходный период является ее открытость. Открытая экономика позволяет гораздо эффективнее определять цены на отечественные товары благодаря своей ориентации на цены мирового рынка.

Еще одним важным преимуществом открытой экономики является ее значение в борьбе с монополизмом. Мировой рынок является мощным средством борьбы с монополизмом и решения проблем эффективного функционирования национальной экономики в переходный период.

В условиях радикальных либеральных реформ Россия была отброшена на несколько десятилетий назад, в то время как многие страны мира стремительно продвигались вперед, чему способствовали благоприятные экономические условия. В 1998 году постсоветская Россия заняла 12-е место по объему валового внутреннего продукта, уступив не только ведущим промышленно развитым странам, но и Индии, Китаю, Мексике и Бразилии.

Основные изменения в политикой системе СССР

За 1985-1991 год произошел полный пересмотр законодательства и политического устройства СССР. Изменения коснулись всех ветвей власти, а также вопросов политической деятельности различных общественных организаций и групп.

Изменения в законодательстве

Первым изменением законодательства в сторону либерализма считается принятие закона о «Порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права гражданина». Можно сказать, что именно с него началась реализация положения о расширении прав и свобод граждан.

В дальнейшем была отменена 6 статья брежневской Конституции, говорившая о монополии Коммунистической партии на власть в стране. Фактически это явилось началом становления многопартийности. Также был создан особый орган правового контроля – Комитет конституционного надзора, позднее преобразованный в Конституционный суд.

Изменения в органах законодательной, исполнительской и судебной власти

Согласно проведенной конституционной реформе, в 1988 году были созданы новые органы законодательной власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Таким образом, в стране началось формирование правления парламентского типа.

Вновь избранные депутаты предложили учредить новую должность – президент СССР. В 1990 году этот пост был предложен М. С. Горбачеву, который при этом продолжал оставаться генеральным секретарем ЦК КПСС.  Фактически произошел переход к так называемому «социалистическому правовому государству». М. С. Горбачев инициировал реформу исполнительной ветви власти: создавался Кабинет Министров, который переподчинялся напрямую президенту государства.

Изменение политической системы СССР в период с 1985 по 1991 год более подробно представлено в таблице ниже.

Ветви власти Было Стало
Законодательная Верховный Совет СССР СНД СССР во главе с президентом
Исполнительная Совет министров СССР Кабинет министров СССР
Судебная Верховный суд СССР Конституционный суд СССР

Изменения в избирательной системе

С 1988 года шел процесс образования новых политических партий и групп: Демократический союз, Республиканская партия, Демократическая партия, Конституционно-демократическая партия, Либерально-демократическая партия. Они получили право участвовать в выборах в новый представительный орган власти.

Согласно новому избирательному закону:

  • часть депутатов избиралась по избирательным округам;
  • часть – по спискам общественных и политических организаций.

Выборы не были прямыми и равными, но все равно это был шаг на пути демократизации общества.

Выборы президента СССР по избирательной реформе так же не предполагали прямого общественного волеизъявления: президент избирался общим голосованием Съезда народных депутатов.

Второй этап экономической реформы

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачёв всё более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачёв объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землёй, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (инфляции).

Уровень жизни падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Денежная реформа 1991 года

Для решения возникших в стране экономических проблем проводится денежная реформа 1991 года. Так как инициатором реформы являлся премьер-министр СССР Валентин Павлов, то ее часто называют павловской реформой. Её суть сводилась к обмену старых 50- и 100-рублевых купюр на новые банкноты. При этом на обмен отводилось всего три дня (23-25 января), и один человек мог поменять не более 1000 рублей. Многие жители СССР не успели поменять свои деньги, в итоге у них на руках остались никому не нужные бумажки. Правительство специально установило такие правила обмена, чтобы уменьшить количество денег на руках населения и тем самым снизить масштаб товарного дефицита.

Также в рамках денежной реформы 22 января были заморожены вклады населения в Сберегательном банке СССР. С вкладов разрешалось снимать лишь 500 рублей в месяц. По сути сбережения многих граждан были конфискованы.

Очередь в Сбербанк во время павловской реформы 

Павловская реформа была попыткой повторить удачный опыт сталинской денежной реформы 1947 года, которая также была направлена на уменьшение денежной массы. Однако в 1947 г. деньги потеряли в основном те граждане, которые разбогатели на незаконной предпринимательской деятельности, жизнь же большинства слоев населения стала лучше. А вот в 1991 г. накоплений лишились уже обычные люди, в то время как богатые предприниматели значительную часть сбережений хранили в иностранной валюте.

Предпринятые меры позволили сократить количество денег у населения, однако товарный дефицит всё равно сохранялся. Поэтому в апреле 1991 г. правительство резко повысило цены на многие товары, некоторые из них подорожали в 3-4 раза. В результате значительная часть граждан уже не могла приобрести товары первой необходимости. В обществе советском обществе выросло экономическое неравенство, появилась нищета, которая отсутствовала в годы «развитого социализма».

В целом экономические реформы Горбачева привели страну к катастрофе. Работавшая десятилетиями плановая экономика была разрушена, а нормально функционирующая рыночная экономика так и не появилось. Государственный долг страны стал огромным, а имевшиеся золотовалютные резервы были исчерпаны, СССР стал государством-банкротом. Уровень жизни большей части населения резко упал.

Некоторые экономические показатели СССР в начале и конце перестройки

Итоги и последствия Перестройки

Цель Перестройки была достигнута лишь частично, задачи, поставленные перед исполнительной властью, также не были решены в полном объеме. Если говорить кратко, то произошла частичная демократизация общества, но при этом наблюдалась экономическая и социальная стагнация: кризис производственной сферы, кризис хозяйственных связей между регионами страны, высокий уровень инфляции, дефицит товаров всех типов и видов, социальная нестабильность (невыплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий). Более подробно информация о последствиях Перестройки представлена в таблице ниже.

Позитивные Негативные
Переход от тоталитаризма к демократии. Глубочайший экономический кризис.
Расширение прав и свобод граждан. Социальный кризис.
Отмена цензуры. Рост преступности.
Формирование политического плюрализма и многопартийности. Рост количества катастроф техногенного характера.
Прекращение «гонки вооружений», падение уровня международной напряженности, связанной с вероятной глобальной ядерной войной, окончание холодной войны. Многочисленные межнациональные конфликты и вооруженные столкновения на территориях союзных республик, а также реальная угроза распада РСФСР (конфликты в Чечне и Татарстане, а также провозглашение суверенитета Якутии-Саха).
Полная демилитаризация страны и нарушение безопасности границ.
Утрата СССР статуса сверхдержавы.
Принятие Россией на себя всех долгов бывшего СССР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: