Введение.
Новый Завет начинается четырьмя описаниями жизни Иисуса Христа. Эти описания представляют собой «благую весть» о Сыне Божьем и рассказывают о Его жизни на земле и Его смерти на кресте за грехи человечества. Три первые Евангелия довольно схожи между собой и повествуют примерно об одних и тех же фактах из жизни Иисуса, а четвертое Евангелие во многом отличается от них по своему содержанию. Поэтому первые три книги Нового Завета, из-за упомянутого сходства, называются синоптическими.
Прилагательное «синоптический» происходит от греческого слова «синоптикос», которое можно перевести как «видеть сообща». Хотя Матфей, Марк и Лука ставили перед собой разные цели, их подход к описанию жизни Иисуса Христа был более или менее идентичным. Не следует, однако, упускать из виду и некоторые различия в манере их изложения. Эти сходства и различия порождают вопрос об источниках евангельских повествований.
Авторы Евангелий, жившие в первом столетии, лично и подробно были осведомлены о значительной части того, что впоследствии было ими записано. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа и в общении с Ним провели много времени. Марк мог составить свое повествование на основании слышанного им от Петра, который тоже был учеником Иисуса. А Лука многое мог узнать от апостола Павла и от других лично знавших Господа. Все эти сведения и были использованы при написании трех синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна.
Истории, связанные с Иисусом Христом, записывались в первом веке разными людьми. Об этом свидетельствует в начале своего повествования Лука (Лук. 1:1-4). Тем не менее, это не могло гарантировать написание Богодухновенного свидетельства о жизни Иисуса Христа, которое было бы свободно от каких бы то ни было ошибок. Поэтому ключевым моментом в составлении четырех Евангелий было воздействие Духа Святого на евангелистов при совершении ими их труда.
Господь пообещал Своим ученикам, что Дух Святой «научит их всему» и «напомнит им все», что Он говорил им. Вот это-то и явилось залогом (Иоан. 14:26) истинности и точности в работе каждого автора, независимо от того, пользовался ли он личными своими воспоминаниями, устными свидетельствами других, или письменными документами, бывшими в его распоряжении. Независимо от источника, руку автора направлял Сам Дух Святой.
Содержание
- 1 Состав
- 1.1 Состав
- 1.2 Настройки
- 2 Структура и содержание
- 2.1 Структура: повествование и дискурсы
- 2.2 Пролог: генеалогия, Рождество и младенчество (Матф. 1-2)
- 2.3 Первое повествование и дискурс (Матф.3: 1-8: 1)
- 2.4 Второе повествование и дискурс (Матф. 8: 2-11: 1)
- 2.5 Третье повествование и дискурс (Матф. 11: 2-13: 53)
- 2.6 Четвертое повествование и дискурс (Матф. 13: 54-19: 1)
- 2.7 Пятый рассказ и беседа (Матф. 19: 2-26: 1)
- 2.8 Заключение: Страсть, Воскресение и Великое Поручение (Матф. 26: 2-28: 20)
- 3 Богословие
- 3.1 Христология
- 3.2 Отношения с евреями
- 4 Сравнение с другими писаниями
- 4.1 Христология d evelopment
- 4.2 Хронология
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
- 7.1 Цитаты
- 7.2 Библиография
- 8 Внешние ссылки
Значение слова
Буквально его обычно переводят как «благая весть». Однако, общий смысл «εὐαγγέλιον» несколько шире. Во времена античности под «евангелием» понимали:
- хорошее известие; обычно «евангелиями» именовали известия о добрых переменах политической или даже семейной жизни, но больше всего – о военных победах;
- содержание такой вести;
- наконец, награду тому, кто ее принес.
Кроме этого, римляне, в культурном отношении – наследники греков, употребляли слово, когда:
- передавали пророчество какого-либо оракула;
- описывали деяния императора, культ которого был особенно развит последние столетия существования Римской империи.
Здесь нельзя не вспомнить «надписание» на Кресте Господа – «царь Иудейский», означавшее для палачей Его «вину». Но даже иудеи видели двусмысленность этих слов: ведь они могли значить, что Иисус – действительно Царь Иудейский, которого распинают по навету соплеменников, не узнавших Мессию. Более того, это было ясно прокуратору, Понтию Пилату – но он, как известно, ответил иудеям, недовольным надписью, знаменитыми словами: «Еже писах, писах!» («что я написал, то написал») (Ин.19:19-22).
Ну а по Воскресении Христовом, рождении Церкви – христиане очень рано восприняли слово «Евангелие» именно в значении рассказа о деяниях Истинного Царя Мира. Но так как этот рассказ свидетельствовал не просто о Боге, но – о спасении Богом человечества, то не менее актуальным было значение «благая весть». Конечно, не о политической или личной жизни, тем более – не о военной, но о «едином на потребу» людям: избавлении от греха, а значит – от смерти. Кроме того, «Евангелием» стали именовать не только учение о спасении, но также:
- книги, которые его содержат – писания Евангелистов;
- каждую из этих 4 книг;
- читаемые за богослужением фрагменты из них.
Толкование Евангелия от Матфея
Еврейский народ, которому первоначально предназначалось Евангелие, имел довольно определенное представление о Мессии. Целью Евангелия было убеждение читателей в том, что основные события, случившиеся в жизни Христа, были свидетельством мессианского пророчества. Это есть христологическая направленность книги.
Христологией называется раздел богословия в христианстве, включающий в себя учение об Иисусе Христе, освещающий вопросы:
- Воплощения 2-го Лица Святой Троицы – Бога-Сына.
- Сочетания в Иисусе одновременно двух природ, которыми являются и божественная, и человеческая.
- Связанные с жизнью Богочеловека.
После того как в день Пятидесятницы произошло сошествие Духа Святого, ученики Христа стали проповедовать не только о Боге-Отце, Святом Духе и Сыне Божием среди языческого населения, но и об Иисусе среди иудеев. Тем самым ими было положено начало христологии не только как практики, но и как одной из образовательных церковных дисциплин. Вскоре об Иисусе Назарянине появилось большое количество текстов, в том числе и Евангелие от Матфея.
Продолжение толкования
Помимо христологической темы, в богословское содержание книги включен также ряд учений, в которых описываются:
- Царствие Небесное и Церковь – в притчах сказано о необходимости быть готовыми к вхождению в Царство.
- Достоинство служителей Царства в мире.
- Признаки Царства и его возрастание в душах людей.
- Раскрытие Царства во время Второго Пришествия Христа, а также в каждодневной духовной жизни Церкви.
В Евангелии от Матфея ярко выражена мысль о том, что Царствие Небесное и Церковь имеют между собой теснейшую связь в христианском духовном опыте. Церковь представляет собой воплощение Царствия Небесного в мире, а Царствие Небесное – это Церковь в ее космическом воплощении.
В чем основная суть Евангелия
В Евангелии представлено изложение земной жизни, учения Иисуса Христа (поэтому первые христиане иногда называли эти писаниями «воспоминаниями Апостолов»). Но они – не просто свидетельство об исторических событиях. Это послание человечеству:
- о том, что Закон Моисеев теперь исполнен, и, по слову Божию, с человечеством заключен Новый Завет;
- о Воплощении Сына Божия, Который стал Человеком, принял на себя человеческую плоть, победил смерть;
- о пути, которым необходимо следовать, чтобы здесь, на земле, и после, в будущей жизни, удостоиться Царства Небесного.
Краткое содержание
Первые три Евангелия повествуют:
- о Рождении Иисуса Христа; при этом Матфей, Марк говорят об этом кратко, св. Лука – значительно подробнее излагает не только события Рождества, но также – предшествующие (рождением св. Иоанна Крестителя, Благовещение); а вот св. Иоанн о самом Рождестве не говорит ничего, но много – о его духовной сути, о Сыне Божием, который предвечно был «жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1);
- о детстве Спасителя; повествуют об этом только свв. Матфей и Лука, из них св. Лука – подробнее других; именно благодаря ему мы знаем о Сретении Господнем во храме Иерусалима, а также о случае из Его детства, когда Он однажды был найден родителями в Иерусалимском храме среди книжников, беседующим с ними, подобно зрелому мужу;
- о выходе Его на проповедь после Крещения от св. Иоанна; при этом три «синоптика» упоминают об этом событии, а св. Иоанн – нет, однако, рассказывает подробности проповеди Христа сразу после искушения в пустыне;
- о самой проповеди Господа, Его учении; здесь существенно разнятся «синоптические» писания и Евангелие св. Иоанна; «синоптики» подробно рассказывают о странствовании Учителя по Палестине, совершенных Им чудесах, записывают Его поучения; св. Иоанн делает особый акцент на словах Иисуса Христа, которые не сохранили другие авторы; например, раскрывает глубокий смысл Боговоплощения, введенного Господом Таинства Причастия;
- о Распятии Христа; особенно подробно повествует об этом стоявший при Кресте Иоанн;
- о Его Воскресении, явлениях Апостолам; Евангелисты описывают разные эпизоды, когда Спаситель приходил к ученикам то «дверем затворенным», то – как спутник на дороге, а иногда появлялся на берегу моря, где Апостолы ловили рыбу;
- три из четырех Евангелистов упоминают также о Вознесении Господа, но – кратко (более подробно о событии напишет св. Лука в «Деяниях Апостолов»).
План книги:
I. Представление Царя (1:1 — 4:11)
А. Его родословие (1:1-17)
Б. Его пришествие (1:18 — 2:23)
В. Мессию-Царя представляет Его предтеча (3:1-12)
Г. Царь, получающий признание свыше (3:13 — 4:11)
II. Вести, принесенные Царем (4:12 — 7:29)
А. Начало Его проповедей (4:12-25)
Б. Продолжение Его проповедей (главы 5-7)
III. Свидетельства достоверности Царя (8:1 — 11:1)
А. Его власть над болезнями (8:1-15)
Б. Его власть над силами зла (8:16-17,28-34)
В. Его власть над людьми (8:18-22; 9:9)
Г. Его власть над природой (8:23-27) Д. Его власть прощать (9:1-8)
Е. Его власть над человеческими традициями (9:10-17)
Ж. Его власть над смертью (9:18-26) 3. Его способность обращать тьму в свет (9:27-31)
И. Опять о Его способности изгонять бесов (9:32-34)
К. Его право и способность наделять властью других (9:35 — 11:1)
IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 — 16:12)
А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2-19)
Б. Как виден он из осуждения Им городов (11:20-30)
В. Как виден он из споров о Его власти (глава 12)
Г. Как виден он из «изменения статуса» Царства (13:1-52)
Д. Как виден он из разных событий (13:53 — 16:12)
V. Воспитание и поощрение учеников Царя (16:13 — 20:34)
А. Откровение о предстоящем Царю отвержении (16:13 — 17:13)
Б. Наставления в свете предстоящего отвержения (17:14 — 20:34)
VI. Предлагаемое Царем достигает своей кульминации (главы 21-27)
А. Царь заявляет о Себе (21:1-22)
Б. Конфронтация «религиозников» с Царем (21:23 — 22:46)
В. Народ отвергает Царя (глава 23)
Г. Пророческие предсказания Царя (главы 24-25)
Д. Народ отрекается от Царя (главы 26-27)
VII. Подтверждение бессмертия Царя (глава 28)
А. Пустой гроб (28:1-8)
Б. Явление Его (28:9-10)
В. «Формальное» объяснение, последовавшее со стороны первосвященников (28:11-15)
Г. Официальное поручение Царя (28:16-20)
Дальнейшая проповедь в Галилее, исцеление больных и стечение к Христу множества народа.
23. Дальнейшая проповедь в Галилее, исцеление больных и стечение к Христу множества народа.
23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
(Мк. 1:39; Лк. 4:44). Нужно думать, что Иисус Христос сделал несколько путешествий по Галилее. Неизвестно, были ли тожественны путешествия, о которых говорит здесь Матфей, с теми, о которых говорят Марк и Лука в указанных местах. Путешествуя по Галилее, Иисус Христос учил в синагогах. Иоанн проповедовал на открытом воздухе; Иисус Христос также; но в некоторых случаях и, по- видимому, много раз – в синагогах. Синагоги возникли во время Вавилонского плена, когда храм был разрушен, и были молитвенными местами иудеев, где не приносилось, однако, никаких жертв. Синагога значит собрание. Слово “их” относится к жителям Галилеи.
Исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях: слово исцеляя, по греч. . значит лечить, ходить за больными, услуживать. Дальнейшие слова – всякую болезнь и всякую немощь – указывают на чудесный характер, который придает евангелист этому слову.
24. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
Сирия была на севере и северо-востоке Галилеи. Хотя Иисус Христос ходил, учил и исцелял в Галилее, но слух о Нем прошел дальше пределов Галилейских. Во время этого путешествия приносили к нему всех страдающих, одержимых разными болезнями и муками, бесноватых, лунатиков и параличных, и Он исцелял их.
25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Здесь требует объяснения слово Десятиградие. Так называлась страна к востоку от Иордана, включавшая в себе, по Плинию (Н. N. 5:18, 74), десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу (= Герасу) и Канафу. Из них, впрочем, один, Скифополь, находился на западе от Иордана. Точно числа городов нельзя определить. Впоследствии к городам прибавилось или убавилось несколько, однако страна по прежнему называлась Десятиградием. Это был союз свободных эллинистических городов. Десятиградие прекращает свое существование в начале 2 века по Р. X., когда некоторые из важнейших городов этого союза были присоединены к Аравии (Шюрер).
http://www.syl.ru/article/379335/evangelie-ot-matfeya-soderjanie-i-tolkovaniehttp://bibliya-online.ru/chitat-evangelie-ot-matfey-onlayn/http://religion.wikireading.ru/105054
Распятие
(Мф 27:25) Тогда отпустив им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
На самом деле это избиение заняло долгое время. Он снова и снова вставал, чтобы испить чашу до конца…
(Мф 27:27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его…
Иисуса до этого били и вот еще они причиняют Ему это унижение.
Почему?
Наших прародителей, Адама и Еву, Бог облек в славу, но они согрешили, и их слава исчезла. Они увидели, что наги и устыдились. Поэтому, чтобы искупить нас, Иисус взял наш стыд, нашу наготу на Себя и сделал это для нас.
Гора преображения
Иисус, Моисей и Илия
(Мф 17:1) По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
(Мф 17:3-4) И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Комментарий!
Моисей представляет закон, Илия представляет пророков. Петр ставит Иисуса на уровень закона и пророков. И вот теперь должен проговорить Бог.
(Мф 17:5) Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Его слушайте, а не их.
(Мф 17: 6) И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Мы теперь живем не в области закона и пророков. Мы живем в области благодати, где Бог говорит о Христе, Его слушайте.
Что же говорит Иисус?
(Мф 17: 7) Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
(Мф 17:8) Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
Ни Моисея, ни Илию, а только одного Иисуса. Божье желание для Церкви, чтобы смотрели не на закон и пророков, а взирали только на одного Иисуса. Иисус ободряет вас и говорит: «не бойся». Ты смотришь в Его лицо, исполненное славой.
Богословие
Библии Антона КобергераАвраамомДавидом
Христология
Христология — это богословское учение Христа, «утверждения и определения человечности и божественности Христа». В Новом Завете существует множество христологий, хотя и с одним центром — Иисус — это фигура, в которой Бог действовал для спасения человечества.
Матфей перенял ключевые христологические тексты от Марка, но иногда он изменил рассказы, которые он нашел в Марке, доказав свои собственные опасения. Титул идентифицирует Иисуса как исцеляющего и творившего чудеса Мессию Израиля (оно используется исключительно в отношении чудес), а еврейский мессия посылается только в Израиль. Как Сын Человеческий он вернется, чтобы судить мир, факт, который признают его ученики, но о котором его враги не знают. Как Сын Божий, он назван Эммануил (Бог с нами) ( ), Бог открывает Себя через своего сына, а Иисус доказывает свое сыновство. через его послушание и пример.
Отношения с евреями
Главной заботой Матфея было то, чтобы еврейская традиция не была потеряна в церкви, которая все больше становилась нееврейской. Эта озабоченность лежит в основе частых цитирований еврейского Священного Писания, воскрешения Иисуса как нового Моисея наряду с другими событиями из еврейской истории, а также стремлением представить Иисуса как исполняющего, а не разрушающего Закона. Матфей, должно быть, осознавал тенденцию искажать учение Павла о законе, больше не имеющем власти над новозаветным христианином, в антиномианизм, и обращался к исполнению Христом того, чего израильтяне ожидали от «Закона и пророков». в эсхатологическом смысле, в том смысле, что он был всем, что Ветхий Завет предсказывал в Мессии.
Евангелие было истолковано как отражение борьбы и конфликтов между сообществом евангелистов и другими евреями, особенно с его острым критика книжников и фарисеев. До Распятия евреи назывались израильтянами, почетным титулом избранного Божьего народа; после этого они называются «Ioudaioi », евреи, знак того, что из-за их отвержения Христа «Царство Небесное » было отнято у них и дано взамен
Обзор Евангелия от Матфея по основным главам
Начинается повествование с детального перечисления всех праотцов, ведущих свой род от самого Адама и до Христа. Эта детализация приведена в 1 главе.
Далее, во 2 главе, повествуется о том, как Дева Мария со своим обручником Иосифом была вынуждена бежать в Египет от зверств царя Ирода, а после этого — вернутся в Назарет, где и был рожден Христос.
Глава 3 рассказывает о том, как Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и просил его о крещении.
В 4 главе начинает раскрываться проповедническая миссия Христа, а также Его встреча со своими первыми последователями и учениками.
Главы с 5 по 7 раскрывают важнейшие аспекты Нагорной проповеди Христа. Именно эта проповедь считается одной из основных, произнесенных Господом, а ее слова мы слышим на каждом богослужении, когда хор поет Заповеди блаженства.
В 10 главе повествуется о том, как Христос избрал себе первых 12 учеников, ставших впоследствии великими апостолами, которые проповедовали христианство практически по всему миру.
В 20-21 главе мы видим, как после длительного проповедования, множества чудес и исцелений в Галилее, Господь торжественно входит в город Иерусалим. Люди встречают его как нового Царя, ожидая от него земных благ и земного величия еврейского народа. Но Господь несет им иное Царство, и разочарованный люд, не в силах принять такого большого духовного дара, очень скоро вместо торжественных приветствий будет кричать «Распни!».
В 23 главе важное место — обличение Иисусом Христа фарисеев. Господа все время окружало большое количество людей, среди которых были не только Его ученики и последователи, но и просто любопытные зеваки, и откровенные гонители
Очевидно, что подле Христа постоянно находилось множество грешников. Но никого Христос не обличал так явно, как фарисеев и саддукеев.
Целью Матфея было показать, что с приходом Мессии выполняются все пророчества о Нём
Оказалось, что эти мнимые внешние праведники, которые по форме соблюдают совершенно все предписания Закона, отстоят от Бога куда дальше, чем очевидные грешники. И Господь предупреждает своих учеников, чтобы они как можно дальше держались от этих людей, которые своим внешним видом создают образ праведности, а в душе взрастили непомерную гордость, тщеславие и осуждение к другим.
Глава 26 рассказывает нам о приближении страшного дня, и предваряет его Тайная Вечеря. Именно на ней было установлено Таинство Евхаристии, когда Господь сам преломил хлеб и обмакнул его в вино, после чего подал ученикам и заповедал так делать вовек.
27-я глава повествует о самых знаковых для становления христианства событиях — судом над Христом у Понтия Пилата, его распятие и смерть.
И, наконец, в 28 главе мы можем прочесть о самом светлом, самом радостном событии всего человечества — о воскрешении Господа Иисуса Христа. Своим воскрешением Христос победил смерть, даровав возможность вечного спасения любому человеку, избравшему путь следования за Ним.
Каждый православный христианин должен помнить, что важно читать Евангелие ежедневно. Для этого существует специальный порядок чтения, используемый в Церкви
Также можно читать по порядку, но не забывая о молитве до и после чтения.
https://youtube.com/watch?v=SGUNlx6YWEA
Евангелие от Матфея
Евангельские притчи – что это?
Они представляют собой краткий назидательный рассказ с глубоким смыслом, открывающимся, как правило, через достаточно простые вещи, о которых обычно идет речь. Учение Господа, «тайны Царства Небесного», о которых он говорил Своим слушателям – были очень сложны для них не ввиду запутанности умственных построений или необходимости особых интеллектуальных усилий, но потому, что «взламывали» привычный иудею мир ветхозаветной праведности, которая состояла в бесконечных «не прикасайся», «не оскверняйся», «не подходи», что ограждало человека от греха, и, стало быть… обеспечивало спасение?
Но как может войти в Рай – ненавидящий ближнего, хотя не делающий ему явного зла? Как получит Царство Небесное тот, кто исполнил все заповеди Закона Моисея, но при этом – связан земными попечениями? Что ждет от человека Господь? На эти и многие другие вопросы отвечают иносказательные рассказы Иисуса, основанные на простых примерах из жизни, глубоко западающие в душу, над которыми всякий услышавший размышляет не один день. Вот лишь две из нескольких десятков, которые содержат Евангелия.
Притча о талантах
Притча содержится в 25 главе Евангелии св. Матфея. Слово «талант» из этого рассказа Христа, означавшее тогда вес серебра, ныне стало нарицательным – теперь так именую способности, дарования, данные человеку Богом. Это говорит о том, сколь глубоко проникли слова Христовы в сознание слушателей: как его современников, так и очень дальних потомков первых христиан.Притча повествует о достаточно обычной тогда ситуации, когда правитель, уезжая, поручает некоторую часть своих сокровищ своим слугам, «каждому по его силе», кому 5 талантов, иному 2 или даже 1.
По возвращении правитель потребовал отчета у слуг – как они распорядились его имуществом. Двое из них приумножили данное им и получили награду, третий же – вернул господину взятое, присовокупив, что боялся риска, пуская серебро в какое-либо дело, ведь правитель – человек жестокий, «жнет, где не сеял и собирает, где не рассыпал». И, хотя слуга не украл серебро господина, но сохранил, закопав в землю, он получил порицание и наказание, тогда как другие, приумножившие взятое – награду.
Притча показывает, что:
- все, что имеет человек, дается ему Создателем; по слову прп. Иустина (Поповича) «Этот мир – имение Божие, ибо он творение Божие. Призывая людей из небытия в бытие, из несуществования в существование, Он им в действительности передает добро Свое; т.е. душа и тело, которые Бог дает каждому человеку, составляют добро Божие: имение Его, но также и этот мир, в котором человек живет. Так, человек на самом деле не имеет ничего своего; все, что он имеет — это дар от Бога»;
- Господь дает человеку Свои дары для того, чтобы он при их помощи менял себя и окружающий мир к лучшему, раскрыл то, что заложил в него Бог; того же, кто отказывается пользоваться своими дарованиями, способностями, можно назвать богопротивником.
О свиньях и бисере
Это даже не развернутая притча-история, скорее – краткое высказывание, как многие другие в Евангелии, ставшее «крылатым»:
Эти слова Христа, конечно, не о животных и не о бисере. Речь идет о том, стоит ли христианину говорить о вере с тем, кто не может воспринять его слова. Свинья ждет корма, а получив то, что не может съесть – приходит в ярость. Человек, которого св. Павел называет «плотским», также воспринимает то, что сообразно его внутреннему устроению, поглощенности мирскими попечениями, так что просто не понимает слов о вере. Потому таковым не следует и говорить о ней.
Что же делать? Один из лучших ответов на этот вопрос дает блж. Августин:
«Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали о Нём».
Некоторые особенности первого Евангелия.
1
В этой книге особое внимание уделяется учению Иисуса Христа. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея
Три главы в его Евангелии (5-7) составляют так называемую Нагорную проповедь Христа. В 10 главе излагаются наставления Иисуса ученикам перед тем, как послать их на служение, 13 глава представляет собой притчи о Царстве Небесном, в 23 главе Иисус строго обличает вождей Израиля, а 24-25 главы — это проповедь на горе Елеонской, посвященная объяснению будущих событий, имеющих прямое отношение как к Иерусалиму, так и ко всему израильскому народу.
2. У Матфея часть повествования изложена скорее по логическому принципу, чем по хронологическому. Так, родословную часть он излагает в три этапа, о многих чудесах упоминает подряд, а обо всех противившихся Иисусу рассказывает в одном месте.
3. В первом Евангелии очень много выдержек из Ветхого Завета. Только прямых цитат около 50. Кроме того, около 75 ссылок на ветхозаветные события. Это несомненно объясняется характером аудитории, к которой обращался евангелист Ведь Матфей писал прежде всего для иудеев, и именно их он хотел убедить многочисленными ссылками на изложенные в Ветхом Завете факты и события. А кроме того, если это Евангелие было написано около 50 года, то в распоряжении Матфея было слишком мало новозаветных писаний, чтобы цитировать из них. Да и те, которые уже существовали в ту пору, могли быть неизвестны ни его читателям, ни ему самому.
4. Первое Евангелие свидетельствует, что Иисус Христос является израильским Мессией, и объясняет вопросы, относящиеся к Царству Божьему. «Если Иисус действительно Мессия,» — могли спросить евреи, — «то почему же Он не установил обещанного Царства?» Ветхий Завет вполне определенно указывает на то, что Мессия установит на земле славное Свое Царство, в котором Израиль займет особое положение. А поскольку Израиль отверг своего истинного Царя, что же будет с обещанным Царством?
В Евангелии от Матфея открыто несколько «тайн» относительно этого, которые не были открыты в Ветхом Завете. Эти «тайны» указывают на то, что в «нынешнем веке» это Царство приняло иную форму, но что в будущем обещанное иудеям «царство Давида», все-таки будет установлено, и произойдет это тогда, когда Иисус Христос возвратится на землю, чтобы установить на ней Свою власть.
В первом стихе первого Евангелия говорится: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Но почему имя Давида названо прежде имени Авраама? Разве Авраам, отец еврейского народа, не был лицом более значительным в глазах иудеев? Возможно, Матфей первым назвал Давида потому, что Давиду было обещано: именно от него произойдет Царь Израиля (2-Цар. 7:12-17). Иисус Христос пришел с благой вестью к Своему народу. Однако в соответствии с Божьим планом Его весть была отвергнута. Отвергнута, чтобы прозвучать во всем мире и для всех народов.
В свое время обещание благословить все народы было дано Богом Аврааму и подтверждено в завете с ним (Быт. 12:3)
Важно, что Матфей «включил» в свое повествование язычников, таких как: волхвы с Востока (Матф. 2:1-12), сотник, имевший большую веру (8:5-13), и женщина-хананеянка, вера которой «была велика» (15:22-28)
Заканчивается книга великим поручением Христа: «Идите, научите все народы» (28:19).
Евангелие от Матфея: родословие Иисуса
Иисус здесь представлен как Царь Иудейский. Поэтому, когда речь заходит о Нём, как о Царе Иудейском, вы находите Его родословную. И восходит она не к Адаму — первому человеку.
Но в Евангелии от Матфея 1:1 сказано: «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова».
Давид — царь. Аврааму же была обещана земля.
Итак, престол и земля.
И тут же упомянуты имена четырех женщин, которые имели неблаговидное прошлое. За исключением Руфи у них был грех в жизни
Обратите внимание, что знаменитые женщины здесь не указаны — Сарра, жена Авраама или Ревекка, жена Исаака. Конечно, они входят в родословие Христа, однако они не упомянуты здесь
Цель Евангелия от Матфея
Евангелие от Матфея даёт нам знать, что Иисус — это Царь Благодати.
Евангелие от Матфея о Царе. Иисус представлен как Царь, не как слуга в Евангелии от Марка и не как первосвященник в Евангелии от Луки.
(Мф 9:6-8) Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Иисус исцелил человека, которого спустили через крышу.
Иисус сказал: «Чадо, прощаются грехи твои». Он сказал это ещё до того, как исцелил его. Это вызвало смятение среди фарисеев. Они говорили: кто может прощать грехи?
Комментарий!
Многие люди не исцеляются или не могут принять исцеление, потому что думают, что в их жизни есть грех. Поэтому Иисус заверил парализованного человека: — «прощаются грехи твои».
Инстинктивно люди знают, что в их жизни есть грех и избегают Бога, потому что чувствуют, что у них огромный долг перед Богом за грехи. Поэтому не надо все время делать акцент не грехе. А надо делать акцент на Иисусе, на завершенном деле Христа, на праведности Иисуса, на даре вечной жизни, на благости Божьей.
Заключение
Книга Матфея дает исчерпывающий отчет о жизни, учениях и миссии Иисуса, раскрывая Его как обещанного Мессию и Сына Божьего. Благодаря многочисленным учениям и чудесам, записанным в этом Евангелии, верующие получают прочное основание для своей веры, а также руководство для того, чтобы жить жизнью, угодной Богу.
Акцент на Царстве Небесном и необходимости личного преобразования подчеркивает основное послание Евангелия: через веру в Иисуса люди могут испытать прощение, искупление и надежду на вечную жизнь с Богом
Книга Матфея также подчеркивает важность прощения и милосердия в христианской вере, призывая верующих проявлять благодать и сострадание к другим
Учениями о последних временах и возвращении Иисуса Книга Матфея завершается напоминанием верующим об их ответственности делиться этим изменяющим жизнь посланием и подготавливать учеников из всех народов, выполняя Великое поручение. Поступая так, христиане могут жить с надеждой в ожидании возвращения Христа и окончательного установления Его Царства на земле.
Евангелие от Матфея, глава 1, комментарий