Смерть деятеля
В конце января 1725 г. Пётр умер, после этого Феофан примкнул к партии Екатерины. Он всячески поддерживал императрицу, поэтому уже через несколько месяцев был возведён в сан Новгородского архиепископа. Параллельно с этим Прокоповичу приходилось бороться с противниками его политических убеждений. Многие обвиняли его в неискренности и даже боялись.
Постоянное давление заставило учёного пересмотреть свои взгляды. Он оставался приверженцем науки и просвещения, но уже не так яростно спорил с несогласными. Феофан стал панегиристом, оправдывавшим существующий порядок, независимо от собственных идеалов. Он оказал влияние на Татищева, Кантемира и других учёных. Восьмого сентября 1736 года Феофан Прокопович умер в Санкт-Петербурге, там его и похоронили.
Труды
- «Приветственное слово», сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
- «Похвальное слово», произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
- Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: «Крепка, яко смерть, любы».
- «Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует ; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им». 6 апреля 1718 г.
- Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: «Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?»
- Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
- Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
- Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года — в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
- Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
- Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
- Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: «Воздадите Кесарева Кесареви».
- Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
- Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
- «Поучения и речи» в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
- «Правила риторические» (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
- Духовный регламент.
- Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
- Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
- Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
- Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в «???»).
- Описание Киева (латинские элегические стихи).
- Увещательная элегия (латинская).
- Монашеская элегия (латинская) — эти три элегии помещены в сборнике»???».
- Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
- История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
- Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
- Надгробное слово под названием: «???».
- Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
- Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
- Манифест о коронации.
- Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. «Древней Российской Вивлиофики», 2-е изд.).
- Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
- Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
- Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
- Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
- Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.
Образование богослова
Будущий церковный деятель воспитывался в купеческой семье. Он рано остался без родителей, поэтому воспитанием мальчика занимался дядя, ректор Киево-Могилянской коллегии. Именно там Елеазар получил начальное образование, он изучал греческий язык и латынь. После этого юноша отправился в польскую иезуитскую школу, для этого ему пришлось принять униатство.
Окончив школу в Польше, Прокопович перебрался в Рим. Там он продолжил обучение в коллегии Святого Афанасия. Студент увлекался произведениями римских и греческих классиков, читал философскую и богословскую литературу
Учёба давалась ему легко, вскоре Папа Римский обратил внимание на талантливого юношу. Он предложил ему остаться в Италии, однако Елеазар предпочёл вернуться в Киев
Сотрудничество с Петром
В 1711 г. Пётр I назначил талантливого писателя игуменом Братского монастыря в Киеве. Елеазар продолжил свою деятельность, издавая статьи и рассуждения на различные темы. Все его произведения отличались живым языком, остроумием и стремлением критически анализировать ситуацию с разных сторон. Прокопович был противником схоластических методов и католицизма, он отдавал предпочтение европейским взглядам. Особое уважение учёный испытывал к теориям Френсиса Бейкона и Рене Декарта.
В 1716 г. Пётр вызвал Феофана в Петербург. Изначально тот стал советником правителя, писал переводы и толкования различных иностранных книг. Также он составил «Духовный регламент», издал несколько правительственных документов, написал предисловие к «Морскому уставу». За свои заслуги в 1720 г. Прокопович получил сан архиепископа. В следующем году его избрали первым вице-президентом Святейшего Синода. Благодаря привязанности Петра писатель регулярно получал дорогие подарки, деньги и хозяйство.
Преподавание и первые труды
В 1704 г. Прокопович снова приехал в Киев, там он стал преподавателем Киево-Могилянской академии. Педагог обучал студентов поэтике, философии и риторике. Также он составил подробное руководство по богословию. Оно отличалось от предыдущих ясностью изложения и минимумом приёмов схоластики. Благодаря своим способностям вскоре Елеазар стал ректором академии.
Во время работы в учебном заведении Прокопович написал трагикомедию «Владимир», в которой описывалась победа христианства над язычеством. Также он неоднократно сочинял стихи на русском, польском и латыни. На трёх языках было выпущено произведение «Епиникион», приуроченное к Полтавской победе в 1709 году.
Учёный был самым известным теоретиком литературы и ораторского искусства. Даже сейчас критики высоко оценивают его сочинения «Поэтика» и «Риторика». Первое из них было напечатано посмертно в 1786 году. Произведение «Риторика» издали только в 1982 году, до этого читатели могли знакомиться лишь с выдержками из текста. Обе работы были написаны на латыни, они включали в себя лекции Прокоповича из Киево-Могилянской академии.