Геоцентрическая система мира

Геоцентрическая система мира

Греческая древность

Земля в центре

Геоцентрическое мировоззрение в варианте гомоцентризма (а) в отличие от гелиоцентрического мировоззрения (б)

земля
Луна
Меркурий
Венера
солнце
Марс
Юпитер
Сатурн

В геоцентрическом мировоззрении предполагается, что все движения Луны, Солнца и планет происходят геометрически по изгибам вокруг Земли, которая считается неподвижной или вращающейся вокруг своей оси. В гомоцентрической системе Евдокса Книдского (ок. 390–338 до н.э.) это движение кривой происходит по круговым траекториям, оси которых проходят через центр Земли и, таким образом, кажутся идеальными.

Аполлоний фон Перге (262–190 до н.э.) и Гиппарх (около 190–120 до н.э.) лучше адаптировали движения планет к данным наблюдений в своих моделях с помощью эксцентриков и эпициклов. Гераклиду Понтику (ок. 390–322 до н. Э.) Приписывается система, в которой планеты Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, которое, в свою очередь, подобно Луне и сфере неподвижных звезд, вращается вокруг Земли, которая удерживается в своем центральное положение. Это представляет собой компромисс между геоцентрической и гелиоцентрической мировой системой. Однако в недавних исследованиях ведутся серьезные споры о том, учил ли Гераклид этой мировой системе.

Важная причина геоцентрического взгляда на мир заключается в наблюдении, что Земля воспринимается как покоящаяся и вращается вокруг небесных тел. Более того, силу тяжести можно легко объяснить тем фактом, что вся гравитация стремится к своему естественному месту, которое может быть только центром мира. Даже Аристотель был влиятельным защитником геоцентрического мировоззрения. Строго говоря, аристотелевская физика несовместима со вспомогательными предположениями об эксцентриках, эпициклах и эквантах. Лучше всего он гармонирует с гомоцентрическим вариантом. Иногда считалось, что Солнце и планеты состоят из сверхъестественного «пятого элемента», квинтэссенции , естественным движением которой был круговой путь.

Птолемеевское мировоззрение

Петлевая орбита планеты согласно эпициклической теории. Земля находится в центре, планета, по наблюдениям, описывает частично ретроградную орбиту.

Основная статья : Эпициклическая теория

Мировоззрение Птолемея — это геоцентрическое мировоззрение, основанное на аристотелевском предположении, что небесные тела могут двигаться только по круговым орбитам с постоянной скоростью. Его разработал Клавдий Птолемей (ок. 100–160 гг. Н. Э.). Его работа « Mathematices syntaxeos biblia XIII» установила этот геоцентрический взгляд на мир в Европе почти на 1500 лет.

Проблемой для геоцентрического взгляда на мир с его предположением об исключительно однородных круговых движениях вокруг Земли являются неравномерности движений Солнца, Луны и планет, наблюдаемые в небе на звездном фоне. Меркурий и Венера периодически обгоняют Солнце, а затем снова падают, в то время как внешние планеты ( Марс , Юпитер, Сатурн ) всегда имеют ретроградное движение, когда они обращены к Солнцу. Это явление, которое также известно как ретроградное движение , в целом приводит к очевидному петлевому движению планеты с точки зрения Земли. Чтобы привести эти наблюдения в соответствие с геоцентрической картиной мира, предполагалось, что рассматриваемые небесные тела движутся по комбинации нескольких круговых орбит. Затем они движутся по небольшому круговому пути ( эпициклическому ) вокруг точки, которая, в свою очередь, вращается вокруг большего круга ( отклоняющегося ). Однако это движение не происходит с постоянной скоростью, и земля также находится не точно в центре защитника. Для лучшего согласования с наблюдениями Птолемей предположил, что еще две точки, равноудаленные от центра обвиняемого, — эксцентрическая и эквантная . Земля стоит в эксцентрике, со стороны движение по отклонению кажется равномерным.

Таким образом, орбита планеты, наблюдаемая с Земли, представляется как наложение этих движений. В некоторых случаях моделировались и другие орбиты вокруг этих кругов. Расчеты в рамках этой модели были очень сложными. Используя в общей сложности около 80 таких орбит, Птолемей смог согласовать геоцентрическую картину мира с наблюдениями за движением планет, которые были возможны в то время. Однако при оптимальном выборе параметров система только с девятью эпициклами могла бы достичь сопоставимой точности.

Система Птолемея с эпициклическим кругом вокруг ответчика (пунктирный круг), положением экванта (черная точка), центром ответчика (крест) и землей.

Модели-последователи геоцентрического мировоззрения

Геоцентрический взгляд на мир не подвергался сомнению ни в средние века, ни в раннее Возрождение . Долговременные сомнения возникли только в том случае, если Николай Коперник , Джордано Бруно и Галилео Галилей были окончательно обвинены инквизицией в ереси за отстаивание гелиоцентрической системы Коперника .

Гелиоцентрический взгляд на мир

Основная статья : Гелиоцентрический взгляд на мир

Благодаря работам Николауса Коперникуса и Иоганна Кеплера , которые пришли к законам эллиптического движения планет, геоцентрический взгляд на мир оказался устаревшим. На смену ему пришло более простое и математически более легкое в использовании гелиоцентрическое мировоззрение, которое немного позже можно было объяснить физически с помощью теории гравитации Исаака Ньютона . Законы природы, действовавшие на Земле, отныне считались действительными и для космоса.

Отмена центрического мировоззрения

Положение общего центра тяжести двух неравно тяжелых небесных тел

Центр Галактики вверху слева в инфракрасном спектре, скрытый облаками пыли.

Галилео Галилей уже видел, что туманность Млечного Пути, в которой также находится наша Солнечная система, состоит из звезд. После открытия структуры и вращения Млечного Пути Солнце больше не могло считаться центром Вселенной. Центр масс нашего Млечного Пути известен как центр Галактики . Следовательно, солнце вращается вокруг этого центра.

Большинство туманностей, обнаруженных астрономами в 18 веке, оказались собственными галактиками. Тот факт, что Млечный Путь — лишь одна из многих вращающихся систем, восходит к Эдвину Хабблу в 1920-х годах.

Согласно современной научной космологии и Эйнштейна теория относительности (1905, 1916), ни одна точка в пространстве не принципиально отличается, что делает вопрос абсолютного центра излишни.

Сегодняшнее использование геоцентрической точки зрения

В сегодняшних практических приложениях при необходимости можно использовать разные точки зрения. Центральный вопрос носит чисто вычислительный характер; он перемещен туда, где он дает наиболее полезное представление.

В наблюдательной астрономии , где это целесообразный промежуточный шаг в вычислительном процессе, говорят о геоцентрической системе координат (основанной на центре Земли) в отличие от задач топоцентрического зрения (на поверхности вращающихся тел), т. Е. фактическое положение наблюдателя. В субъективном восприятии наблюдателя на Земле Солнце, Луна и планеты движутся вокруг его точки наблюдения (начала координат). Типичные топоцентрический данные о сроках вверх и опускаясь солнца и . Отслеживания телескопов или штурвала планетейся стоимости строго topocentrically.

Современные аналитические планетарные теории, такие как VSOP или лунная теория ELP , сформулированы в геоцентрических, гелиоцентрических или барицентрических версиях с релятивистскими эффектами и без них, так что, в зависимости от применения в астрономии и космических путешествиях, требуется как можно меньше вычислительных усилий. Попытки объяснить меньшие колебания в то же время, такие как эпициклы планет по отношению к Земле, затем содержатся в форме периодических членов. В частности, проблемы околоземных космических путешествий (например, спутников) естественным образом вычисляются чисто геоцентрически, а другие небесные тела, включая Солнце, понимаются как сбои движущейся орбиты , которые необходимо учитывать с различной степенью точности. в зависимости от случая . Такие приложения, как измерение гравитационного поля Земли по спутниковым данным или GPS- навигация, были бы невозможны без модели неподвижной Земли. Однако при более точном расчете необходимо учитывать точное местоположение геоцентра (центра Земли) в зависимости от приложения (модели земного тела).

Независимо от научных результатов, в опросах в западных обществах 20-30% опрошенных регулярно соглашаются с утверждением о том, что «Солнце вращается вокруг Земли». В школьных учебниках факты также часто сокращаются, неправильно понимаются и иногда искажаются.

Появление геоцентрической системы

Мыслители Древней Греции разными способами объясняли центральное расположение и неподвижность Земли. Анаксимандр выдвигал теорию, предсказывающую сферическую симметрию космоса. При этом Аристотель придерживался другого мнения. Он считал, что Земля представляет собой тяжелое тело, а естественным местом для таких объектов считается центр Вселенной.

Ученым того времени было известно, все тяжелые объекты отличаются отвесным падением. Так как они движутся к центру мироздания, можно сделать вывод, что Земля находится именно там. К тому же Аристотель отвергал орбитальное движение планеты, поскольку считал, что оно должно вызывать параллактическое перемещение звезд, а его не происходит.

Многие авторы приводили и иные эмпирические обоснования. К примеру, Плиний Старший в своей работе «Естественная история» объяснял центральное расположение планеты равенством дня и ночи во время равноденствий. К тому же он, отмечал, что в этот период восход и закат располагаются на одинаковых линиях.

Помимо этого, восход солнца в период летнего солнцестояния происходит в том же месте, что и закат во время зимнего солнцестояния. Если рассматривать эти доказательства с точки зрения современной астрономии, их можно считать неубедительными.

Ничем не лучше доводы, которые приводит Клеомед в своей работе «Лекции по астрономии». В этом труде он приводит обоснование центральности Земли от противного. Мыслитель полагал, что если бы планета располагалась к востоку от центральной части Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, нежели на закате. При этом от восхода до полудня проходило бы меньше времени, чем до заката. Поскольку этого нет, Земля не смещена к восточной части от центра мира.

Также Птолемей пытался объяснить неподвижность планеты. Одним из доводов ученого была вертикальность траекторий тел, которые падают. Отсутствие осевого вращения ученый объяснял так: если бы Земля крутилась, то все предметы должны были бы выполнять аналогичное движение в другую сторону. Неправдоподобность этого утверждения удалось установить только после того, как были открыты основы механики.

Земля в центре Вселенной

Аристотель заметил, что все тяжелые тела падают отвесно вниз. Он считал, что они стремятся к центру мира. Земля — самое тяжелое из тел. Поэтому она и находится в центре, это естественное мироустройство. Пифагорейцы считали, что Земля может двигаться по орбите, но Аристотель это отвергал. Он утверждал, что если бы Земля двигалась, то можно было увидеть Луну с разных сторон. Раз этого не происходит, планета неподвижна, а спутник движется. Надо заметить, что в этом он был прав. Но Аристотель не предполагал, что небесные тела могут двигаться вокруг разных астрономических объектов.

Клеомед же опровергал все возможные сомнения в геоцентризме. Если бы Земля находилась к востоку от центра, то на восходе тени были короче, чем на закате, а это не так. А если бы она была сдвинута к северу или югу, тени простирались не строго по оси восток-запад, а смещались южнее или севернее. К сожалению, эта теория подразумевает, что существует некоторый центр Вселенной, вокруг которого движется Солнце, а это не так.

Тот же Клеомед опровергал и возможность сравнительного расположения Земли выше или ниже центра: если бы точка отсчета находилась там, тогда было видно больше или меньше половины небосвода соответственно. А раз всего это не происходит, то Земля находится точно в центре. Он не учитывал, что небосвод — это не купол, а звезды к нему не приколочены.

Птолемей приводил аналогичные доводы в пользу геоцентрической модели. Кроме того, он объяснял, почему Земля не вращается вокруг своей оси: при движении в автомобиле (или телеге, учитывая время жизни создателя теории) любые незакрепленные предметы скатываются назад. Это явление называется инерцией.

Философ считал, что с предметами на Земле происходило бы то же самое, если она вращалась, то облака не смогли двигаться на восток: их за долю секунды сносило назад. Этого не происходит, поэтому неподвижная планета находится в центре координат. Опровергнуть эту теорию смогли только в XIX веке, с открытием первого закона Ньютона. Если тело движется равномерно и прямолинейно, инерции не возникает.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской

Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.

Другие небесные тела

Преимущество геоцентрической системы в том, что она просто, понятно и, с точки зрения античных знаний, логично объясняет устройство Вселенной. Луна действительно вращается вокруг Земли, не падая на нее, а Солнце и другие звезды остаются на месте, поэтому кажутся тоже вращающимся по орбите.

Но вот когда дело доходит до планет, начинаются проблемы. Они вращаются вокруг Солнца, как и Земля, но делают это с разной скоростью, поэтому кажется, что планеты движутся петлями по странной траектории. В античной астрономии это называлось ретроградным движением.

Такое их поведение не могло не выпасть из стройной теории. Тем более, в античности планеты считались вечными богами, а им не пристало суетиться и бегать то вперед, то назад. Чтобы объяснить их движение, философ Аполлон Пергский разработал теорию эпицикликов. Чтобы ее объяснить, можно представить себе гончарный круг. В центре его стоит Земля, а недалеко от края находится небольшой циркуль. Круг вращается, а циркуль движется одновременно и вместе с ним, и сам по себе. Его стержень — это планета. Она то приближается к Земле, то отдаляется от нее.

https://youtube.com/watch?v=sDZeyvpXsic

Религиозный прием

Геоцентрический взгляд на мир с планетными орбитами и знаками зодиака в монастыре Святого Георгена около 1506 года.

Геоцентрический взгляд на мир был близок к повседневному опыту наблюдателя и не противоречил Библии. Христианские церкви взяли верх и энергично защищали его. Отец церкви Василий Великий (330–379) интерпретировал рассказ о сотворении экзегетически в девяти проповедях и нарисовал картину природы, которая была напрямую связана с древностью. Его проповеди поста повлияли на его друга Амвросия Миланского (340–397). Именно благодаря этому стал известен его ученик Августин Гиппопотам . Оригинальные греческие тексты Птолемея не были доступны Западу в средние века; его теории и теории Аристотеля были известны благодаря латинским сборникам литературы. В Схоласты 13 — го века также увидел Землю как абсолютного центра , с которым была определена позиция человека. С другой стороны, в высшей сфере неба находится Царство Божье и святые: Эмпиреи .

Астрономия в Средние века

Геоцентрическая модель мироздания отошла на задний план после падения Рима и прихода христианства. Но вместо неё появилась идея плоского мира. В 6-м веке византийский купец выпустил книгу, которая называлась «христианская топография». В ней автор описывал мир с библейской точки зрения. Он утверждал следующее:

  1. Планета плоская и расположена в самом центре океана.
  2. Солнечный диск вращается вокруг неё.
  3. Небосвод разделяет земную часть и рай.

В этой теории огромное количество аллегорий, но никакого отношения к настоящей географии она не имеет. Вместо точных математических расчётов и различных таблиц с единицами измерения, она построена на представлениях об идеальном христианском мире. Поэтому всего лишь через 200 лет её популярность начала снижаться. Византийские учёные не смогли достичь уровня древних греков.

Теория геоцентризма продолжала развиваться в исламских странах. Работы Птолемея и Аристотеля перевели на арабский ещё в восьмом веке. Исламские учёные пытались посчитать расстояние до небесных тел.

Геоцентрическая система мира в античности

Кстати, судя по опросам, около 30% жителей современной Земли до сих пор считают, что Солнце крутится вокруг нее. И думают так не только жители беднейших африканских стран, но и вполне себе россияне и американцы. И это несмотря на то что астрономию изучают в старших классах средней школы.

Говоря кратко, если встать на равнине и посмотреть по сторонам, видно, что Земля плоская, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее. Это такая очевидная картина мира, что ранним античным философам даже не приходило в голову ее оспаривать.

Все тела падают вниз, если не встречают препятствия, а вот Земля остается на месте. Очевидно, что падать ей что-то мешает. У древних греков были по этому поводу следующие теории в хронологическом порядке :

  • Фалес Милетский считал, что планета плавает в мировом океане.
  • Анаксимен Милетский изложил доказательства, что она имеет форму диска, а от падения ее удерживает сжатый воздух.
  • Его учитель Анаксимандр думал, что все предметы стягиваются к центру вселенной, где и находится Земля, которая имеет форму широкого цилиндра, у которого просто нет оснований двигаться куда-нибудь.

Пифагор первым предположил, что Земля имеет форму сферы. Обосновал эту идею Аристотель. Он заметил, что лунное затмение случается, если Солнце, Земля и Луна находятся на одной прямой: тень от Земли падает на полную Луну и скрывает ее сияние. Эта тень всегда круглая, а потому она может падать только от шара.

https://youtube.com/watch?v=ey0VD6LBo1I

Геоцентрическая модель Солнечной системы в Средневековье

В средние века эта тема снова стала актуальной, так как хорошо сочеталась с христианской верой. Фома Аквинский занимался развитием системы, пытаясь объединить веру и разум.

Страницы из «Трактата о сфере» (1550 г.), показывающие систему Птолемея

Все началось с того, что планета делилась на «небо» и Землю. Земля находилась в центре творения, а небеса — за его пределами. Все это подпитывает христианскую веру в то, что человек является первичным творением Бога. Более того, нам пригодился аристотелевский «двигатель», который был заменен Богом.

Конечно, никто не осмелился оспорить идею о том, что небеса вращаются вокруг планеты, потому что это было ересью и даже наказуемо. Ситуация оставалась таковой до публикации книги «О вращении небесных сфер» в шестнадцатом веке. Ее автор — Николай Коперник, решившийся доказать правильность гелиоцентрической модели Вселенной. Конечно, в условиях гонений и гонений произведение пришлось опубликовать посмертно.

Стоит отметить, что в мусульманском мире геоцентрическая модель мира существовала и в средние века. Но уже в 10 веке нашей эры астрономы, казалось, оспаривали работу Птолемея. Среди них был Ас-Сиджизи (945-1020). Он считал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но это пришло из философии, а не из математики.

Иллюстрация к работе Ас-Сиджизи, объясняющей фазы луны

Против геоцентрической модели выступали также несколько андалузских астрономов XI и XII веков. Арзакель полностью отказался от греческих теорий равномерного кругового движения и сказал, что Меркурий движется по эллипсу.

Альптрагиус присоединился к 12 веку. Он создал новую модель, в которой не нужны эквант, эпицикл и эксцентриситет. Этой мысли сопутствовала публикация Фахруддина ар-Рази «Маталиб», в которой затрагивалась концептуальная физика. Это опровергало идею о центральном положении Земли. Вместо этого он предположил, что есть наш мир, за которым находятся тысячи других миров.

Вращение Земли в 13-15 веках было популярной темой обсуждения в обсерватории Магар (Восточный Иран). Хотя все это развивалось на уровне философии и не касалось гелиоцентризма, многие доказательства напоминали то, что позже выразил Коперник.

Дифферент и эпицикл

Эта модель Птолемея предлагает идею о том, что каждая планета зависит от движения двух или более сфер: одна соответствует своему отличному, наибольшему кругу с центром на Земле; а другой соответствует эпициклу, который представляет собой меньший круг, который движется вдоль сосудов, вращаясь равномерно.

Система также объяснила отсутствие единообразия в скорости ретроградного движения планет. Птолемей решил ее, включив идею экванта; внешняя точка, прилегающая к центру Земли, от которой планеты считались движущимися с постоянной скоростью.

Таким образом, можно сказать, что идея эпицикла, отклоняющего и экванта была вкладом Птолемея в геоцентрическую теорию из математического понятия, которое уточнило идеи первых гипотез по вопросу, поднятых Аполлонием Пергским и Гиппархом Никейским.

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Геоцентризм сегодня

астрономия

Однако геоцентрическая структура полезна астрономам во многих научных отношениях. Для изучения объектов вне Солнечной системы, где расстояния много больше, чем расстояние от Земли до Солнца, их изучение упрощается, принимая за центр Землю.

Солнечная система по-прежнему представляет интерес для проектировщиков планетариев , поскольку по техническим причинам придание планете движения птолемеевского типа имеет преимущества перед движением в стиле Коперника.

Религия

Некоторые религиозные фундаменталисты , в основном креационисты , до сих пор интерпретируют свои писания как указывающие на то, что Земля является физическим центром вселенной; Это называется современным геоцентризмом или неогеоцентризмом .

Современная ассоциация библейской астрономии, возглавляемая физиком Герхардусом Боу , придерживается модифицированной версии модели Тихо Браге, которую они называют геоцентрической. Однако сегодня большинство религиозных групп принимают гелиоцентрическую парадигму.

31 октября 1992 года Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея через 359 лет после того, как он был осужден Церковью. Хотя это не означает, что гелиоцентризм объявлен абсолютной истиной, это исключает любое представление о том, что вера в гелиоцентрическую теорию является ересью. Следует отметить, что цель состояла прежде всего в том, чтобы примирить представление о том, что наука и вера могут быть объединены, и прежний отказ от гелиоцентризма Галилея не должен в дальнейшем интерпретироваться как разногласие между ними.

Астрология

Со своей стороны, астрологи , хотя они и не верят в геоцентризм как принцип, все же используют геоцентрическую модель в своих расчетах для предсказания гороскопов .

Есть некоторые элементы, которые мы можем применить, чтобы противопоставить их геоцентрической системе: система високосного года , наклон оси вращения и фазовый цикл Луны.

Если бы Земля не вращалась вокруг Солнца, то Солнце двигалось бы вокруг Земли раз в 24 часа, поэтому Земля также не вращалась бы вокруг своей оси вращения. Мысль о том, что Солнце совершает оборот вокруг Земли один раз за 24 часа, означает, что за год ему придется совершить 365,25 оборота вокруг Земли, но какое-то ведомство должно было бы установить это число, и рационально было бы целое число. Система дней високосного года, разработанная Церковью, была бы адаптацией рационального календаря к предположению, что каждые 4 цикла по 365,25 оборота вокруг Земли Солнце будет накапливать один оборот, 366-й или 366-й день. Но согласно Природе, 366,25 оборота (365,25 дня) — это количество оборотов, которое планета успевает сделать за время своего обращения вокруг Солнца,

Почему геоцентризм оказался таким живучим?

Первая причина заключается в том, что человек не имел возможности проникнуть глубоко в космос, чтобы увидеть подлинный порядок вещей. Уровень имеющихся на то время знаний логично располагал к такому пониманию устройства мироздания.

Второй причиной является возможность с помощью этой теории рассчитывать положение небесных светил при правильном подборе параметров. Схемой Птолемея успешно пользовались для навигации и астрономии в течение многих веков. Этот факт вызывал огромное доверие человечества.

Третья причина особо касается времён Средневековья. Идея геоцентризма успешно вписывалась в доминирующую тогда философию антропоцентризма. Человек был центральной фигурой мироздания и обитал на земле. Соответственно место его обитания лучше всего позиционировалось в центре.

Четвертая причина была в том, что учение средневековой церкви также поддерживало эту теорию. Поскольку церковная элита была тесно связана с политической жизнью общества, то это учение строго охранялось законом, а инакомыслие преследовалось.

Современное представление о положении планеты

После того как появилась гелиоцентрическая система, в сознании ученых произошел настоящий переворот. Со временем представления исследователей все больше менялись. Сегодня считается, что Солнечная система представляет собой совокупность небесных объектов, центральной частью которой является Солнце.

В структуру этой системы, помимо Солнца, входят планеты, которые вращаются вокруг него, астероиды, кометы, малые тела пояса Койпера. В качестве объединяющего признака всех тел, которые входят в состав Солнечной системы, выступает их вращение вокруг Солнца.

В 2006 году во время проведения XXVI ассамблеи Международного астрономического союза было принято решение исключить Плутон из категории планет. В результате ее причислили к новому классу карликовых планет. Четкое число таких объектов в Солнечной системе на сегодняшний день не установлено. К середине 2008 года туда включили только 5 небесных объектов. Помимо Плутона, ими стали Церера, Эрида, Макемаке, Хаумеа.

Из этих объектов только Церера находится в поясе астероидов. Остальные располагаются за границами орбиты Нептуна. Они находятся в поясе Койпера. Их иногда объединяют в категорию транснептуновых объектов. Выдвигается теория, что малые тела пояса Койпера представляют собой остатки так называемого строительного материала Солнечной системы и реликты периода ее появления.

В качестве общего центра обращения для всех астероидов, комет, планет и транснептуновых тел выступает Солнце. Для спутников центром считается планета, вокруг которой они вращаются. Таким образом, все тела, которые входят в состав Солнечной системы, условно делятся на такие категории:

  1. Планеты-гиганты – в эту категорию входят Урал, Нептун, Сатурн, Юпитер.
  2. Планеты земной группы – к ним относятся Земля, Венера, Марс, Меркурий.
  3. Карликовые или малые планеты – в эту группу входят Церера, Плутон, Эрида, Хаумеа, Макемаке.
  4. Астероиды.
  5. Кометы.

Геоцентрическая система мира представляет собой достаточно старую теорию. С точки зрения современности она считается абсолютно неправильной. Но это была первая попытка научно обосновать космические процессы. Философы античности пытались бороться с различными аллегориями и легендами. В этом смысле фоне геоцентризм был, по сути, значительным достижением и стал основой современной астрономии.

Всё в мире относительно

Когда ребенок, сидя в движущемся автомобиле, говорит о том, что мимо едут деревья, это не признак глупости. Даже взрослый, смакуя горячий кофе в купе пассажирского поезда, стоящего на станции, может ощутить неудобство от того, что ему не совсем понятно, какой поезд движется – тот, в котором он находится, или находящийся рядом. Этот вопрос решается легко, когда смотришь на оба поезда со стороны.

С древних времен, смотря на солнце, луну и звезды, человеку проще было воспринять модель вселенной именно геоцентрической – Земля стоит, а вселенная вокруг неё вертится. Поскольку не было возможности проникнуть в космос и взглянуть на землю со стороны, эта модель оставалась общепринятой в течение двух тысяч лет. Она уникальна, логична и упорядочена. Она создана на основе наблюдений за Вселенной «невооруженным глазом». Те люди, которые изобрели её, отличались высоким интеллектом, и человечество до сих пор вспоминает их с чувством уважения и благодарности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: