Краткое содержание — Гесиод — Теогония, или О происхождении богов. Русский язык и литература
В давние времена в Греции существовали многочисленные легенды, рассказывающие о появлении на Земле Богов. Но сколько людей, столько и мнений. Каждый пересказывал эти истории по-своему. И только Гесиод написал правдивые легенды, а помогли ему с этим богини мудрости. Он создал самое полное описание всех Богов, истории их появления и правления.
Титаны не сразу смогли управлять миром. Из чрева Земли их долгое время не выпускал Уран, так как боялся, что они свергнуть его. Тогда Гея выковала серп, который дала своему самому сильному сыну — Крону. Когда Небо вновь хотело соединиться с Землёй, титан с серпом отрубил ему детородный орган, который упал в море, превратился в пену, а из нее родилась Богиня любви Афродита. Небо же навсегда покинуло Землю и осталось далеко в вышине.
Началась эра Титанов, во главе которой стоял Крон. Он и его сестра Рея создали союз. Но детей своих Крон проглатывал, боясь свержения. От других титанов тоже появлялись дети, которые стали Луной и Солнцем, реками и морями, а также Атлант, держащий небо на своих плечах. Рее же удалось спасти только одного сына — Зевса, которого она спрятала на острове Крит. Когда он вырос и окреп, то выступил против Крона и хитростью заставил изрыгнуть из себя своих трех братьев и столько же сестер. Все они выступили против Титана, а на помощь им пришли Циклопы и сторукие гиганты, потому что Олимпийские Боги освободили их из подземного царства. Одержав победу над Кроном, Боги заточили его в Тартаре, а на охрану поставили сильных сторуких гигантов.
С тех пор началось время правления Олимпийских богов. Они распределили между собой владения, а Зевс стал создавать союзы с сёстрами и порождать других богов, таких как Арес, Гефест, Персифона. Но и главному богу Олимпа грозило свержение детьми от одной из дочерей Титанов. Это ему предсказали Гея и Уран. Тогда Зевс поступил также как Крон. После воссоединения с Метидой, он проглотил своих детей. Затем из его головы родилась дочь Афина, а сын так и остался неожиданным. Дальше были союзы с другими дочерьми Титанов, от которых появились многие Олимпийские Боги. Зевс также оплодотворял и земных женщин, от которых появились герои Геракл и Дионис. Далее и другие Боги Олимпа стали воссоединиться с людьми. От таких союзов рождались сверхсильные люди, ставшие героями. Из них образовалась новая эра, на которой и заканчивается повествование Гесиода.
То, откуда появились люди, автор точного ответа не дает. Говориться лишь, что они появились из скал или деревьев. Олимпийские Боги поначалу не любили их, но был один, который заступился за обычных жителей Земли. Прометей помог людям, за что поплатился. Зевс заковал его на скале, куда каждый день прилетал большой орёл и съедал его печень. Прометея спас Геракл во время своего путешествия по Земле.
Гесиод рассказывает о происхождении богов. Из Хаоса появились Гея-Земля и Уран-Небо. Они породили Титанов, от которых произошли боги-олимпийцы. Затем, от связи жителей Олимпа и женщин рождаются герои.
Гомер и Гесиод
Гомер и Гесиод считаются литературными источниками, оказавшими наибольшее влияние на греческую мифологию . Их стихи используют один и тот же стих и тот же язык. Таким образом, в конце стихотворения Зевс старается пощадить старые силы, такие как Геката или Стикс . Мы могли признать влияние мифологий Ближнего Востока , в частности хеттских мифов (легенды о Кумарби и Улликуми), вавилонян или аккадцев (поэма Энума Элиш ).
Однако теогонии Гомера и Гесиода имеют много различий. Таким образом, в Гомере Зевс — старший сын Кроноса , как неоднократно указывает Посейдон . Именно его старшая дочь обеспечивает его власть и господство над другими Бессмертными. С другой стороны, у Гесиода Зевс — третий сын. Его победа над собственным отцом обеспечивает его господство.
Хтонические существа как модель мирового древа
Сначала необходимо разобраться в самом понятии, которое имеет отношение к древнеязыческой мифологии. Хтоническими в ней являлись ужасные чудовища — порождения божеств первых, изначальных поколений (Гея и ее злое потомство — у греков, Тиамат — у аккадцев и вавилонян и др.) Но прежде всего такие существа — особенность древнегреческого мифотворчества.
Главной характеристикой этих персонажей является синтез во внешнем облике частей тела нескольких животных. А олицетворением — Зло, как мировое проявление и месть, и жесткост, как его инструмент.
Так, хорошо известная Эхидна — синтез женщины и змеи. В данном случае змеиная ее часть символизирует Подземный мир, женское туловище и голова — мир Земной, а божественное происхождение — Небесный.
Эхидна была матерью не менее колоритных персонажей — хранителей Аида многоголовых огнедышащих псов Орфа и Цербера. Так, Цербер представлял собою трехголового пса, на шеях которого извивались вместо шерсти змеи, а на конце хвоста была голова дракона. В данном синтезе змеиные и драконьи элементы олицетворяют Аид, собачье туловище и головы — Земной мир, божественное начало — Небесный мир. Однако поскольку отношения к созданию таких существ ни Уран-Небо, ни боги, обитающие в мире небесном, не имели, то трактовка последней составляющей спорна.
И еще один греческий персонаж, также порождение Эхидны и Тифона, — Химера. Ее облик сочетает в себе туловище козы — олицетворение мира Земного, хвост змеи — мир Подземный, шея и голова льва — солярный символ, связанный с поклонением Солнцу, а значит, может быть соотнесен с миром Небесным.
В египетской мифологии приходит на ум образ страшного чудовища Амамат, которому в преддверии чертога Осириса в Дуате в ходе обряда взвешивания бросали на съедение сердце солгавшего грешника. Этот персонаж соединил в себе элементы крокодила (Подземный мир), бегемота (Земной мир) и льва (Небесный мир). Он является олицетворением расплаты за грехи.
В мифологии древних египтян
Одним из наиболее распространенных вариантов мифологического представления о мире древних египтян считается модель, описанная в мифе о Нут и Гебе. Суть мифа сводится к тому, что брат и муж Геб — бог Земли, а его сестра и жена Нут — богиня Неба, оба — дети еще одной небесной пары — Шу (бога Ветра) и Тефнут (богини Влаги), породив первых детей-звезд, породили и проблему, которая до сих пор является одной из главных в семейных отношениях — как воспитывать детей? Однако, в данном случае, речь шла не о воспитании: каждое утро Нут проглатывала звезды, «как свинья проглатывает своих поросят», а ночью вновь выпускала на небо.
Ссоры между супругами грозили крахом всему Мирозданью, и Нут обратилась за помощью к отцу — Шу. Тот встал между Гебом и Нут и развел их, разделив. По воле богов Геб и Нут больше не могли иметь детей. Таково было наказанье. Именно эта часть представлений о мире легла в основу представлений и о его Модели, которая по сути и является образом мирового дерева, где Нут изображается стоящей на мостике женщиной со звездами на боку, опирающейся пальцами стоп и кистей на края Земли. Бог Земли же — Геб изображен в облике мужчины, лежащего на Земле. Между ними стоит Шу, который стопами опирается на Геба, а руками поддерживает Нут. В таком варианте Нут символизируется с кроной, Шу — со стволом, а Геб — с корнями мирового древа.
Модель мира древних египтян
Вторым вариантом древнеегипетской модели мира можно считать триединство Нила — главного египетского божества. По мифологии египтян Нил был Небесный, Земной и Подземный. Здесь мы обратимся к представлениям о смене частей суток в древнеегипетской мифологии. Так, в течение светлого дня по Небесному Нилу плывет дневная ладья Амон-Ра — Манджет, в которой сидит и его дневная свита, среди богов присутствует Исида — богиня плодородия и жена Осириса. На берегах Земного Нила живут и трудятся земледельцы. А вот территория Подземного Нила — территория Подземного царства душ умерших Дуат. Она имеет вход через Врата Закатного Горизонта. Сюда вплывает ночная свита Амон-Ра на ночной ладье Масектет. По дороге к выходу из последних Ворот на рассвете барка должна преодолеть множество ловушек и открыть еще десять врат. Именно для этого у Амон-Ра ключ жизни анх.
Что касается животного мира, связанного с частями мирового древа, то именно в этом его варианте они использованы: Амон-Ра изображается с головою Сокола, управитель Дуат — Анубис имеет голову шакала, питающегося падалью, а главный страж всего царства Дуат — змей Апоп. Именно с ним, чтобы начался новый день, перед последними вратами сражается Амон-Ра в облике Кота.
Храмы и погребальные сооружения
Кажется возможным рассматривание храмов в качестве модели мирового древа. Развитие внутреннего пространства храма (как языческого, так и православного) происходит с запада (Подземный мир) на восток (мир Божественный), и снизу вверх. В качестве примеров первого можно привести наземные храмовые комплексы Луксора и Карнака, полускальный храм царицы Хатшепсут, скальный Абу Симбел, православные и католические храмы. В качестве примеров второго — зиккураты Месопотамии, пирамиды инков, майя, ацтеков, православные храмы.
Аналогично снизу вверх происходит и развитие погребений — языческих курганов и древнеегипетских пирамид. Так, подземная часть скандинавского кургана — вместилище всего, что может понадобиться умершему в царстве Мертвых, навершие кургана — место, куда ставилась погребальная ладья с усопшим и живыми еще наложницей, любимой собакой, женой и т.д., еще олицетворяет Земной мир, а дым, уходящий в Небо при сожжении ладьи — связующая часть с миром богов, куда отправляется усопший. Правда, следует заметить, что подобный ритуал касался лишь знатных представителей племени или народа.
Предмет
«Великая история преемственности божественных поколений» , по выражению Николь Лораукс , стихотворение повествует о рождении «священной расы вечно живущих Бессмертных» ( ст. 105 ). Он открывается длинным обращением к музам :
— перевод Пола Мазона
Гесиод сначала рассказывает об обстоятельствах своего призвания: музы посещали его, когда он пас свои стада на склонах горы Геликон . Они подарили ему лавровую ветвь и приказали петь историю о бессмертных богах. Единственное условие, которое они предъявляют к этому дару поэтического ясновидения, — это отмечать их в начале и в конце каждой из своих песен, что он немедленно делает гимном, который можно разделить на четыре части:
- Функция Муз — радовать сердце Зевса.
- Рождение и появление Муз на Олимпе .
- Музы — вдохновители королей и поэтов. Призыв к музам.
Затем Гесиод вызывает появление правления Зевса . Вначале — Хаос , состояние универсальной неразличимости, за которым следуют Гайя (Земля), Эреб (Тьма) и Эрос (Желание, принцип начала и происхождения). От этих первых божеств рождаются природные элементы ( Ночь , День и т. Д.) И многие аллегорические божества ( Сон , Смерть и т. Д.).
В то же время теомахии (битвы между богами) видят, как Зевс берет власть над Бессмертными и изгоняет старые силы, создающие беспорядок ( Титаны и Гиганты ). Зевс примиряет в себе силу ( « у него есть гром и молния пылающей в его руке , v. 706-707 ) и интеллект (он проглотил Метис , богиню хитрости разведки). Его правление основано на справедливости, что символизируется его браком с Фемидой , богиней Справедливости и Закона , с которой он порождает три часа : Порядок ( Eunomia ), Справедливость ( Dikè ) и Мир ( Eirenè ).
Популярные сегодня пересказы
- Бегство от свободы — краткое содержание книги Фромм Прежде чем начать краткий рассказ о книге психолога Эриха Фромма, нужно указать на исторический контекст, в котором его труд создавался. Он написан в 1941 году, то есть в период, когда нацизм в Германии достигнул своего расцвета и вопрос свободы
- Земляничное окошко — Краткое содержание книги Брэдбери Бобу снится ночью дверь его старого дома с разноцветными стёклами. Он просыпается среди ночи на Марсе, куда прибыл одним из первых колонистов осваивать новую землю вместе со своей женой и детьми.
- Пьяный корабль — краткое содержание стиха Рембо Стихотворение Артюра Рембо представляет собой метафорическое изображение жизненного пути через образ корабля, который скитается по мировому океану. Как известно, автор был склонен к авантюризму и приключениям
- Дедушка Мазай и зайцы — краткое содержание рассказа Некрасова Автор рассказывает историю о жизни старого дедушки Мазая. О деревенской бытности крестьянства. О свое дружбе с главным героем.
Славянская мифология
Скандинавы избрали как ось мироустройства ясень, а вот славяне — могучий дуб. И это вполне понятно. Кроме схожести с образом древнерусского витязя-богатыря, дуб был еще и объектом, важным для наших предков с сакральной точки зрения: возле него совершали казни, жертвоприношения, вершили суд. Дуб был и целителем народным. До сих пор в русской бане дубовый веник — символ здоровья.
Вот как представлено мировое дерево в славянской мифологии: плодоносящая золотая крона дуба охватывает своими ветвями «рай» — мир Небесный, и благоухает, источая божественный аромат. У самого начала ствола истекают 12 источников меда и молока как живительной силы Природы, возможно, аналог «живой воды» в фольклоре. Именно из них черпает силы Человек как существо, созвучное стволу дуба.
Есть версия, что дуб этот находится на недосягаемом острове Буяне в океане. В его кроне живут боги, к стволу прикован бес, а в яме у корней обитают демоны и змея Шкурупея.
В другом варианте мирового дерева у славян в ветвях дуба гнездится соловей, в стволе в дупле живут пчелы, а возле корней в норке — горностай.
Структура работы
Рукопись XVI — го века.
Такое разбиение эпизодов Теогонии обычно следует за тем, которое было принято Полем Мазоном в «Записках о теогонии» , в его издании сочинений Гесиода в Собрании университетов Франции.
- v. 1–114 : прелюдия
- v. 115–153 : космогония: Хаос , появление Эроса , Гайи (Земли), которая рождает Урана (Небеса). Рождение Эреба (Тьма), Никс (Ночь) и Эфира (Свет дня). Рождение детей Геи и Урана : Титанов .
- v. 154-210 : счет кастрации Урана по Кроноса . Рождение Афродиты .
- v. 211–232 : потомки Ночи .
- v. 233–336 : потомки Гайи и Понта (Флота).
-
v. 336–616 : Дети Титанов .
- почести , зарезервированные Зевса в Стикс ( с. 389-403 ).
- почести , зарезервированные Зевса в Гекаты ( с. 411-452 ).
- счет рождения Зевса и его победы над своим отцом Кроносом ( ок. 459–506 ).
- история о делении Мекона и хитрости Прометея . Кража огня. Сотворение Пандоры ( т. 535–616 ).
- v. 617–735 : счет Титаномахии .
- v. 736–819 : описания Тартара .
- v. 820–880 : отчет о битве между Зевсом и Тифеем .
- v. 881–885 : окончательное пришествие Зевса. Разделение почестей между богами.
- v. 886–962 : потомство Зевса.
- v. 963–964 : заключительная формула собственно теогонии.
- v. 965–1020 : герогония: каталог героев, рожденных от союза богини и смертного.
- v. 1021–1022 : вводная формула Каталога женщин, с которыми соединены боги, и который следует из Теогонии .
Различные народы
Ниже поговорим о представлении мирового дерева в культуре разных народов. Финикийцы представляли себе мировое древо в образе гигантского Шатра, свод которого поддерживается огромным деревом. А макушка Шатра упирается в самое Небо.
У древних китайцев мировое древо представлялось в виде шелковицы. В ее кроне жил Петух и десять золотых трехпалых воронов-Солнц. В кроне вместо плодов блестели звезды. Это древо росло на самом краю Поднебесной. А вот другое дерево — Сюнь, упоминаемое в их мифах, точного описания не имеет. Представляют китайцы такое древо и как Хлебное дерево, которое растет на горе Куньлунь. У его корней бьют живительные источники. По стволу можно добраться на Небо, где обитают боги, а можно спуститься в Подземный мир.
А в индуистской религии возможно обратиться к такому образу, отображающему суть мирового древа, как богиня Ганга, которая раньше жила в божественных чертогах на небе, но по просьбе чистого от грехов царя Бхатарахьи, вставшем скалою, слилась водопадом на земля, разбиваясь об его голову на части. Наполнив осушенный отшельником Агастьей мировой океан ради победы богов над злыми демонами асурами, она дала жизнь всему на Земле и проникла в подземное царство. Таким образом, можно и гору с водопадом рассматривать как мировое древо. Тем более что в прочих культурах часто дерево вырастает на горе.
В мифах древней Индии предлагается версия, что после победы асуров над богами в их последней битве, боги опустились под землю пахать «изначальный» океан в поисках источника вечной жизни, но нашли ось мироздания — древо Париджата, которое позже бог Индра выкопает и посадит в своем райском саду. У этого древа была золотая кора и медного цвета молодые листочки, ароматные цветы и плоды.
Мировое древо в Скандинавии
В культуре древнегерманских и скандинавских народов мировое древо также используется в его привычном облике — дерева. Крону его осеняют солнечные знаки, а корни охраняют ладья и чудовище. Такое изображение скандинавского мирового дерева мы можем увидеть на древнем германском камне.
А вот в старинных скандинавских сагах и эпических произведениям «Старшая Эдда» и «Большая Эдда», встречается его другой образ — тоже древесного порядка. Ясень Иггдрасиль. Он пророс сквозь десять миров, на которые делится Вселенная от Подземного царства, охраняемого страшным Драконом, грызущим трупы, и до Небесного царства. У ствола из корней бьет источник Мудрости. Его, как и ствол дерева, охраняют три богини судьбы — Норны.
Но есть и совершенно иное представление: мировым древом вполне может считаться и великан Имир — первое существо, возникшее в Бездне. Когда его убили боги, его голова стала Небом, кости — Горами, а тело — Землею.
Сказки
Образ мирового дерева как ось мироздания отражается и в сказках разных народов. Чаще всего сюжет их был связан с произрастанием посаженного чудо-дерева или растения бобовых, которое своею вершиной уходило в небеса, к бонам, а герой, добравшийся до его вершины получал подарки и исполнение желаний. Вспомним, например, английскую сказку «Джек и бобовый стебель», где бедный мальчик Джек выменяв у старичка на корову пять бобовых зернышек, по выросшему за ночь стеблю забрался на небеса, где жил людоед, и утащил у него мешок золота, золотую курочку и золотую арфу. В результате семья Джека стала жить в достатке. В этом и вся суть сказок о мировом дереве — торжество добра над злом.
В эпосе народа саха (Якутия) мировое древо представлено как Аак Луул Мас — дерево с высоко поднятыми ветвями. Посмотрите на фото мирового дерева, представленное ниже.
Оно держит три мира: Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем мире живут светлые боги — айыы, а в Нижнем — темные, абаасы. На самом верхнем небе восседает главный бог Юунг Аар Тойон. Хозяйкой древа считается богиня земли Аан Алахчин Хотун, которая поит Срединного Богатыря молоком из ствола древа.