Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал
креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками
и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость
корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги
и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми
правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд
других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий
монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила,
было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись
армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или
отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались
с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции,
они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально
начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная
церковь» или «староверы». Лишь к
концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Суть и ход событий Соловецкого восстания

Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события

После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались – когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом. События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты. Стрельцы, получив подкрепление, перешли к более активным действиям, они окружили монастырь земляными укреплениями и начали рыть подкопы, неся при этом довольно тяжёлые потери из-за обстрела со стен. По сути, Соловецкое восстание могло бы продолжаться так ещё очень долго, если бы не монах-перебежчик Феоктист, который предложил царскому воеводе показать ему тайный ход внутрь монастыря, тщательно замаскированный. В результате стрельцам, ведомым предателем, удалось тихо проникнуть внутрь и без потерь захватить монастырь. На этом события Соловецкого восстания закончились, мятежная обитель перешла под царский контроль.

Дата Событие
1967 год Изгнание монахами Соловецкого монастыря отца Иосифа, назначенного их настоятелем. Начало восстания.
22 июня 1668 года Высадка примерно двухсот стрельцов на Соловецких островах. Начало осады.
Лето 1672 Прибытие подкрепления к стрельцам, число которых возросло до 725, а также прибытие нового воеводы.
Сентябрь 1673. Очередная смена воеводы. Начало активной фазы осады Соловецкого монастыря, включая обстрел из пушек.
1674-1675 Прибытие очередного подкрепления. Численность стрельцов дошла до полутора тысяч.
2 января 1676 Неудачная попытка штурма Соловецкого монастыря
18 января Встреча монаха-перебежчика Феоктиста с воеводой Мещериным. Феоктист выдал ему информацию о потайном ходе в монастырь.
1 февраля Падение монастыря и подавление Соловецкого восстания.

Таблица основных событий Соловецкого восстания

Феодальная раздробленность в Европе в 9-11 веках
Тихоокеанский фронт Второй мировой войны

Основные причины

Непосредственных причин для восстания было несколько. Началось все в 1657 году. Именно тогда были напечатаны книги, которые регламентировали новый церковный уклад. Отправлены эти книги были и в Соловецкий монастырь, где встретили сопротивление со стороны местных монахов. Монахи отказались следовать новым правилам и проводить службы. Новые книги были помещены в хранилище и закрыты.

Далее события развивались следующим образом:

  • Монахи отправляют челобитные на имя царя, в которых просят оставить привычные правила. Это произошло в 1666-1667 году. При этом монахи уверяют в челобитных, что верны царю и не помышляют о бунте. Но просьбы остаются без ответа.
  • Большой Московский собор отреагировал на послание, на старообрядцев была наложена анафема.
  • Иосиф становится новым настоятелем Соловецкого монастыря, согласно указу царя от 23 июля 1667 года. Иосиф поддерживал реформы и должен был провести их среди несогласных монахов. Но Иосиф был изгнан из монастыря, а монахи выбрали Никанора в качестве настоятеля.

Царь и его приближенные расценили это как открытое восстание. Армия начала готовиться к походу.

Выступление старообрядцев

Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма социального протеста.

Только за 20 лет (1675-1695) в ходе массовых самосожжений погибло до 20 тысяч старообрядцев.

Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668-1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70-80-х годах.

Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича, умершего в 1676 году.

Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I.

В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Все они имеют различные причины. Однако подобные выступления можно разделить на две большие категории – религиозные и экономические.

Крестьянские и городские выступления были направлены против власти бояр, повышения цен, усиления крепостной зависимости. А выступления старообрядцев имели исключительно религиозную природу.

Основные идеи старообрядчества

Основные отличительные особенности древлеправославной церкви от общеправославной:

  • двуперстием при совершении молитвенного крестного жеста;
  • троекратным полным погружением при крещении;
  • использованием восьмиконечного Распятия, потому что четырехконечное считается латинским;
  • почитанием простого четырехконечного креста без Распятия;
  • запретом на светские типы песнопений (оперное, хроматическое, партесное и др.);
  • отсутствием характерных для новообрядцев сокращений и замен (Кафизмы, стихиры и песни канонов полностью воспроизводятся);
  • соблюдением начальных и исходных поклонов;
  • поддержкой синхронности обрядовых действий (крестного знамения и поклонов);
  • совершением крестного хода по часовой стрелке (по солнцу);
  • одобрением в большинстве течений древнерусской молитвенной одежды во время службы (кафтаны, косоворотки, сарафанах и др.)

Есть и другие различия старообрядчества. Его сторонники не используют акафисты (кроме «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие поздние молитвенники, а в церковном чтении более широко применяют погласицы. Имя “Исус” пишется с одной буквой “и” в соответствии с правилами славянского написания имени Христа, а некоторые термины сохранились в старославянской форме (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.

Среди староверов выделяют три основные группы: поповцы (считающие, что церкви и прихожанам нужен священник для совершения обрядов), единоверы (перешедшие под юрисдикцию РПЦ, но сохранившие прежние традиции, книги и обряды) и беспоповцы (отвергнувшие священников нового толка и избравшие жизнь без участия духовного лидера).

Топ вопросов за вчера в категории История

История 01.07.2023 14:32 657 Мавлютов Вадим

Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном

Ответов: 2

История 26.05.2023 06:02 497 Лугіна Аня

Сообщение о счёте лет шумеров.

Ответов: 2

История 17.05.2023 00:12 1762 Блок Богдана

Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос

Ответов: 2

История 01.07.2023 19:13 1092 Ташекова Балжан

Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!

Ответов: 2

История 18.05.2023 15:06 1922 Азаров Даниил

История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н

Ответов: 2

История 25.07.2023 18:38 740 Негеков Миша

Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)

Ответов: 2

История 21.03.2021 16:56 2395 Яковлев Егор

Все термины по истории шестой класс параграф 11

Ответов: 2

История 16.05.2023 21:20 3821 Кардопольцева Кристина

Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов ​

Ответов: 2

История 17.07.2023 06:43 765 Шандренко Денис

Опишите один день из жизни средневекового крестьянина от первого лица.​

Ответов: 2

История 18.06.2023 16:53 231 Гафаров Александр

С помощью чего революционеры смогли понизить авторитет монархии в обществе? С помощью ложного доку

Ответов: 1

Ход бунта, его результаты и последствия

Пока царь и его свита были на водоосвящении, староверы предприняли следующие действия:

  • устроили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля;
  • измазали дёгтем царские ризы и гробницы;
  • поставили сальные свечи;
  • распространяли «воровские письма» с карикатурами на царя и патриарха. Этим делом занимался Герасим Шапочник.

Одна из тех карикатур сохранилась и на ней изображены следующие лица:

  • три патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Никон;
  • митрополиты Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский.

Под ними староверы написали: «Окаянный, льстец, баболюб, сребролюбец, христопродавец».

После смерти царя Фёдора встал вопрос о престолонаследии, так как на трон претендовали дети от разных жён предыдущего царя Алексея Михайловича: Иоанн и Пётр. В мае 1682 года в Москве произошёл Стрелецкий бунт, и определённую роль в нём сыграли староверы, которые даже смогли добиться диспута со сторонниками патриарха Иоакима в Грановитой палате Кремля.

Диспут привёл к обвинению друг друга в ереси, к ругани и чуть не закончился дракой, но староверы ушли из Кремля и на Красной площади объявили народу о своей победе. Их священник Никита Пустосвят вскоре был убит стрельцами.

В период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I последовал и ответный шаг властей — «12 статей» 1685 года. Они стали основанием для казней и других мер в отношении тысяч староверов. В ответ на репрессии со стороны властей старообрядцы стали переселяться на глухие окраины России или даже в приграничные районы соседних государств, например Речи Посполитой, где в 1685 году недалеко от Гомеля появилась Ветковская слобода.

Особенности выступлений старообрядцев, их причины и итоги, можно кратко представить в таблице, которая пригодится при подготовке к уроку истории в 8 классе.

Дата

Событие

Январь 1681 года

Бунт в Москве во время отсутствия царя Фёдора

Май 1682 года

Участие в Стрелецком бунте в Москве

Причины: Церковная реформа, преследования со стороны властей

Итоги: Усиление репрессий, например, «12 статей» 1685 года

В 1716 году, при Петре 1, власти отменили «12 статей» Софьи. Староверам разрешили полулегально существовать при условии уплаты двойного налога.

Рис. 3. Пётр I.

Что мы узнали?

Основные события, связанные с восстаниями старообрядцев в конце XVII века, — это бунт в Москве 1691 года и Стрелецкий бунт 1682 года. Реакцией властей на эти выступления стало ужесточение репрессий.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Ход восстания

Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.
В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.

22 июня 1668г, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре».

В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. («Никакого указа нам от великого государя ненадобно и не служим ни по новому, ни по старому, делаем по-своему»). В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев – «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами.
Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктист, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.
За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными (январь 1676), ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Старообрядцы отстаивали свое видение во многих творческих аспектах. Так, еще до церковного раскола, в иконописи стали появляться изменения под влиянием западноевропейских тенденций. Сторонники прежней церкви отрицали нововведения и выступали за сохранение традиций русской и византийской иконы.

К XIX в. в “новой” православной церкви иконопись пришла в упадок. Старообрядцы, наоборот, пытались сохранить иконы, созданные до раскола, собирая их отовсюду, а новые изображения считали лишенными благодати. Особо ценными считались иконы Андрея Рублева. В крупных православных старообрядческих приходах сформировались отдельные иконописные школы.

Также у представителей старообрядческой церкви сохранилась своя система образования, в которую входит:

  • заучивание многих молитв наизусть;
  • обучение чтению и основам арифметики;
  • знаменное пение.

Список учебников традиционно составляли Азбука, Псалтырь и Часослов. Более одаренные дети изучали славянское письмо и иконопись.

Среди христиан были особенно популярны апокрифы – религиозные произведения, в основном посвященные событиям и лицам Священной и церковной истории, которые не включены в канон.

Среди апокрифов существовали сочинения, направленные, в том числе, против употребления картофеля, чая, кофе и табака. В некоторых из них отражалась неприязнь к ношению галстуков. В настоящее время читается сборник “Страсти Христовы” в дни Великого поста и Страстной седмицы.

Географию старообрядчества в России составляет Центральная Россия, Русский Север, Поволжье, Юг России, Забайкалье и Прибалтика. На начало XX в. в Донской, Томской, Саратовской, Вятской, Самарской и Нижегородской областях наблюдалось значительное число его последователей.

Старообрядчество в современной России не менее значимо для православия, чем современная церковь. Оно сыграло одну из главных ролей в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции и повлияло на социально-экономическую жизнь России. 

Крупнейшая современная религиозная организация староверов в России и других странах – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 г.). В ней насчитывается порядка миллиона прихожан. Количество старообрядцев в России свыше двух миллионов человек, куда входят жители России, Украины, Белоруссии, Карелии, а также представители финно-угорских, удмуртских, чувашских народов и др.

Старообрядчество существует в наши дни как исконная самобытная культура, устойчивая к любым нововведениям.

Как боролись старообрядцы за свою веру

Они сжигали себя или уходили от царской власти в отдаленные области России. Например, много старообрядческих деревень было на Русском севере. Там они были свободы и царские чиновники или духовенство просто не могли до них добраться.

Много старообрядцев переселилось на Дон и пополнили донское качество. В то время казаки только формально подчинялись московским царям. Поэтому, на Дону не было религиозных гонений. Известны случаи ухода старообрядцев в земли Речи Посполитой.

Задание 1. Отметьте неверный ответ.

Причинами народных выступлений в 17 веке были:

г) ослабление царской власти;

В перечень причин еще можно необходимо включить – усиление приказной волокиты.

Задание 2. На контурной карте.

а) стрелками зеленого цвета обозначьте движение войск И. Болотникова в 1606-1607 гг., отметьте места основных сражений;

б) обозначьте территорию, охваченную восстанием в 1670-1671 гг.;

в) стрелками красного цвета отметьте поход Степана Разина в 1667-1669 гг.;

г) стрелками синего цвета обозначьте поход Степана Разина в 1670 г. и отступление на Дон;

д) специальным значком обозначьте места крупнейших вооруженных выступлений старообрядцев (Черкасск, Москва).

Задание 3.На основе текста учебника и дополнительной литературы заполните таблицу «Восстание Степана Разина». Используя текст учебника и дополнительные материалы, запишите основные решения.

Задание 4. Графически отразите причины и особенности народных выступлений XVII в. Форму подачи материала выберите самостоятельно.

Задание 5. Используя текст учебника и дополнительные материалы, заполните сравнительную таблицу.

Задание 6. Какие исторические персонажи являются главными на картине Б.М. Кустодиева «Бунт горожан в XVII в.»? Можно ли судить по каким-либо деталям о характере изображённого на картине события?

На картине изображены горожане, стрельцы и бояре. На переднем плане виден испуганный боярин, а вокруг него возмущенные горожане и служилые люди. По возмущению толпы видно, что они настроены агрессивно и готовы разрушать все на своем пути, что свидетельствует о народном бунте.

В чем отличие выступлений старообрядцев

Чтобы разобраться, чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских бунтов, надо понять их положение в России того времени:

  • после церковной реформы 17 века, старообрядцы оказались вне закона. Они не приняли данную реформу и остались верны прежним религиозным догматам. Фактически, они оказались в оппозиции к власти самого царя. Поэтому, религиозные деятели того времени и государственная власть были едины в борьбе против старообрядцев;
  • выступления старообрядцев представляли собой борьбу за право политься по своим канонам. Это право никем не признавалось. Поэтому, старообрядцы сопротивлялись царской власти, они не признавали власть духовенства;
  • выступления сопровождались массовыми самосожжениями. Их ссылали в дальние монастыри, казнили, подвергали пыткам.

Таким образом, выступления старообрядцев являются религиозными. Они не преследовали экономических или политических целей. Это была борьба за религиозные ценности. Именно этим их выступления отличаются от бунтов крестьян и горожан. Ведь они желали облегчения экономического гнета со стороны государства.

Поповцы

Направление старообрядчества, включающие 2 группы:

  1. Белокриницкая иерархия. Крупная организация поповцев. Старообрядцы встречаются в Ярославской, Волгоградской, Брянской областях, Приморском и Хабаровском краях, Татарстане, почти по всей России, разные по численности.
  2. Древлеправославная церковь. Последователи этой ветви старообрядчества проживают в Курском, Иркутском, Самарском регионах, Краснодарском и Красноярском краях, в Удмуртии, Бурятии.

Также есть старообрядцы-единоверцы, придерживающиеся института священничества. Но эта группа малочисленна и распространена в городах Арзамасе, Москве и области.

Ответы на вопрос

Отвечает Onyshchuk Angelina.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Для характеристики старообрядчества как формы социального протеста  чрезвычайно показательны мелкие радикальные течения, возникшие на Урале  (главным образом в Пермской губернии) в связи с реакцией некоторых слоев  рабочих и крестьян на буржуазную реформу 1861 г. Для этих течений –  немоляков, неплательщиков, лучинковцев – была характерна пассивная форма  политического протеста, форма непротивления злу насилием. Они отвергали  царскую администрацию, отказывались платить налоги и подати, отбывать  воинскую повинность, но не оказывали никакого сопротивления, когда у них  отбирали имущество, подвергали их телесным наказаниям и т. п. Их протест  был политическим протестом гораздо более высокого порядка, чем протест  староверов-бегунов, но он не выходил за рамки пассивного  религиозно-политического протеста.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

1. «Книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг.

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) .

4. Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) .

5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Отвечает Ярчук Жека.

Протесты старообрядцев имеют давнюю историю, и краткий конспект можно представить следующим образом:

  1. Исторический контекст: Старообрядчество — это древнее движение внутри Русской православной церкви, которое возникло в XVII веке в результате реформы патриарха Никона. Реформа направлялась на приведение русского православия в соответствие с правилами Византийской церкви, но встретилась с сопротивлением значительной части населения.

  2. Основные требования старообрядцев: Старообрядцы отвергали изменения, внесенные в русскую церковь по реформе Никона, такие как изменение ритуалов богослужения, обрядов и правила чтения Библии. Они настаивали на сохранении старинных традиций и обрядов.

  3. Раскол: Конфликт между сторонниками реформы Никона и старообрядцами привел к расколу Русской православной церкви в 1666-1667 годах. Это привело к существованию двух направлений — «новообрядцев» и «старообрядцев».

  4. Преследования: Старообрядцы столкнулись с преследованиями и ограничениями со стороны царского правительства и церкви. Они были объявлены еретиками и подвергались репрессиям, что вызывало протесты и бунты.

  5. Протестные акции: Старообрядцы организовывали протестные акции, чтобы отстаивать свои права и требования. Они выступали против вмешательства государства в церковные дела и требовали свободы вероисповедания.

  6. Современность: На протяжении веков протесты старообрядцев могли принимать разные формы — от массовых митингов до писем и обращений к властям. В современной России старообрядцы также продолжают защищать свои интересы и культурные традиции.

Таким образом, протесты старообрядцев были обусловлены их несогласием с реформами в православной церкви и желанием сохранить старинные обряды и вероучение. Конфликт с новообрядцами и преследования со стороны властей приводили к активным выступлениям старообрядцев на протяжении многих лет.

Современные старообрядцы

На сегодняшний день российское старообрядчество разделено на несколько конфессий, имеющих два основных направления: поповское и беспоповское, а также четыре согласия.

К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь.

К беспоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.

Можно понять, что на сегодняшний день старообрядцы не имеют никакого централизованного сообщества. Но это на первый взгляд. Неформально очень многие прихожане знакомы друг с другом, часто поддерживая контакты. Собираются для молитв и «добрых дел».

Живут эти люди согласно Евангелию. Утром и вечером традиционно молятся. Занимаются своей работой, ведь она не запрещена священными книгами. Едят что хотят, если, конечно же, не наступил Великий Пост.

Всё-таки староверы – это обычные люди со своим укладом жизни и ценностями.

В статье использованы материалы сайтов: Русской Православной Старообрядческой Церкви, Яндекс.Кью, studopedia.ru, switki.ru, РИА Новости, Русская вера

Заглавное фото: https://sandra-rimskaya.livejournal.com

Что такое старообрядчество

Старообрядчество – течение с собственным мировоззрением и философией. Такое название направление получило не сразу. Изначально движение называли «раскол». Но этот термин не совсем корректный и не соответствует идеям старообрядчества. Нельзя назвать расколом то, что незыблемо и неподвижно. Старообрядчество – это держание старых, безукоризненно православных обрядов, сохранение устоев и традиций, складывавшихся в течение 700 лет. Запретительная клятва Никона привела старообрядцев к сопротивлению церковным властям, к протесту против произвола в церкви, чужеземности, навязывания новогреческих уставов.

Причины народных волнений XVII века

XVII век – один из самых непростых периодов в истории Русского государства. Именно в эту эпоху русскими землями начала править новая царская династия – Романовы. Неустойчивое положение новых царей, внутренние противоречия в государстве, частые неурожаи и голод — стали причиной многочисленных народных восстаний XVII столетия.

Но главным источников всенародных бунтов было законодательное введение крепостного права. Теперь крестьяне не могли покидать своих землевладельцев даже в Юрьев День, превратились в личную собственность помещика. Их можно было покупать, продавать, выменивать как товары. В результате крестьяне бежали от своих ненавистных господ в свободные земли – на Урал, в Сибирь, за Дон.

Несмотря на общие причины, у каждого отдельно взятого бунта была своя искра – повод для народного недовольства.

Современные староверы: обычаи и традиции

Быт старообрядцев имеет свои, отличительные черты. Нельзя сказать, что идеи, традиции старообрядчества особенные и выходят за пределы национальной культуры. Наоборот, жизнь староверов, их быт и уклад, как раз сохранили те исконно русские черты, которые издревле были характерны нашему народу. У них все подчинено религии. 

Только у старообрядцев сохранились лестовка (особенные четки для молитв), подручник для совершения земных поклонов, уникальные надмогильные сооружения:

  • столбики с двускатной крышей, именуемые голубцами;
  • часовни с домовиной внутри;
  • восьмиконечные кресты;
  • каменные надгробья нестандартной формы.

По сей день у старообрядцев есть своя традиционная одежда. Мужчины не бреют бороды, а женщины не ходят простоволосые, обязательно покрывают голову. Старообрядчество – это не только сохранение старопечатных книг. Это огромный пласт русской культуры до раскольничьего времени. Духовно — нравственного опыта.

Жизнь старообрядцев в России и за ее пределами

В России

Старообрядческие общины в России сохраняли свою автономию до начала XX века, когда правительство начало гонения на них. Старообрядцы не признавали реформы церкви, включая многие обряды, которые стали официальными после Никоновской реформы. Они также не допускали изменения в религиозных текстах и использовали старославянский язык в культовых целях. Это привело к дискриминации со стороны государства и преследованиям старообрядцев.

Некоторые старообрядческие общины были вынуждены переехать в отдаленные районы России, чтобы избежать гонений и сохранить свою автономию. Они продолжали жить и работать на земле, но также сохраняли свои традиции и веру.

За пределами России

Многие старообрядческие общины были вынуждены эмигрировать после революции 1917 года, чтобы избежать гонений со стороны коммунистических властей. Они основали свои общины в разных странах, включая Бразилию, Аргентину, Канаду, США, Австралию и другие. Они продолжали придерживаться своих традиций и веры, и многие из них создали свои собственные церкви и монастыри.

Несмотря на свою эмиграцию и жизнь в других странах, старообрядцы оставались связанными с Россией через культурные связи, родственные связи и помощь от других старообрядцев в разных странах. Они также продолжали вести дискуссии о своих верованиях и традициях, и многие из них считали, что их отсутствие в России ослабляет правильность церкви и приводит к тому, что она отходит от своих истоков.

Последние заданные вопросы в категории История

История 22.10.2023 04:44 7 Савельева Полина

Есе на тему проблема оцінки впливу техніки на розвиток суспільства Допоможіть будь ласка​

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:41 18 Вотчал Валерия

2. Период, охватывающий VI — IV тыс. до н э. А) неолит В) палеолит С) мезолит D) энеолит ​

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:40 9 Лучук Даша

Цю державу переміг новгородський князь…… в якому році і в якій битві? Можна точну та коротку в

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:38 19 Габриа Соня

Значення Українського козацтва для України

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:38 24 Калинин Остап

7 Установіть хронологічну послідовність подій А «…Бачу зле, бо віддав Хмельницький всіх нас у не

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:37 3 Фролов Владимир

«Молоді офіцери» почали готувати державний переворот через бажання…? a. об’єднання країни. b. кард

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:32 6 Плужников Витя

Дай відповідь на запитання (використай не менше 2 аргументів на підтримку своєї думки): До сьогдні

Ответов: 2

История 22.10.2023 04:31 10 Шевченко Татьяна

Визначте мету та наслідки репресивної політики сталінського керівництва в 30-х рр. Для України

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:31 7 Петрова Соня

13. Однією з основних причин занепаду Гетьманщини була а) відмова козаків від збройної боротьби ПО

Ответов: 1

История 22.10.2023 04:30 29 Чайка Александра

Для ухвалення суперечок серед населення Риму було складено… о Закони Драконта О Правила Пісістрата

Ответов: 1

Русское старообрядчество: от истоков до наших дней

К старообрядцам и самому движению старообрядчества отношение в обществе неоднозначное. Одни современных староверов осуждают за отказ от всех благ цивилизаций, не понимают их замкнутости и считают странными. Другие восхищаются их силой духа, твердым характером. Несмотря на осуждение русской церкви бывшую до реформы XVII века нововерами, несмотря на гонения, старообрядцы сумели сохранить старую веру

И даже в наши дни думают не об удовлетворении своих потребностей, а о чем-то вечном и важном: своей земной жизнью служить Господу Богу и достичь вечного духовного спасения. 

Съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде. 1907 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: