Идеи множественности миров в работах дж бруно кратко

Джордано бруно (1548 – 1600) : новый мир

Идеи и философия Джордано Бруно

Джордано Бруно был итальянским философом, филологом, поэтом и философским миссионером XVI века. Его идеи оказали значительное влияние на такие области, как космология, религия, этика и философия науки.

Одной из ключевых идей Бруно была его концепция бесконечной Вселенной. Он верил, что Вселенная бесконечна, что в ней существует бесконечное число планет, и что возможна жизнь на других планетах. Эта идея была в оппозиции к традиционному геоцентрическому мировоззрению того времени, которое утверждало, что Земля является центром Вселенной.

Аналогично, Бруно выступал против официальной мировой религии и проповедовал свободу вероисповедания и разнообразие религиозных убеждений. Он придерживался идеи, что все религии содержат истину, и что каждый имеет право выбирать свою веру.

Философия Бруно также включала в себя обращение к природе и к науке, воспевая эмпирическое и экспериментальное знание. Он провозглашал необходимость обращения к наблюдению и опыту, а не к теоретическим и абстрактным идеям.

Ключевой точкой в философии Бруно было его утверждение о монизме – идее, что вся Вселенная состоит из единой сущности или первоосновы. Он назвал эту субстанцию вечным и бесконечным божественным разумом, который проникает все. Он утверждал, что Божество можно найти во всем и что Бог является неотъемлемой частью нашей реальности.

В целом, идеи и философия Джордано Бруно были радикальными и новаторскими для своего времени. Он открыл новые горизонты мышления и вносил значительный вклад в область науки, религии и философии.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Джордано Бруно о познании

Джордано Бруно (1548 – 1600) родился в городе Нола под Неаполем. Будучи монахом-доминиканцем, изучал античную и средневековую философию, основательно был знаком с работами Николая Кузанского.

Бруно провозглашает мир однородным во всех направлениях. Одни и те же законы, считал он, господствуют во всех частях Вселенной. Результат такого подхода – полная дискредитация средневековой космологии, утрата всякого смысла противопоставления возвышенного и низменного, небесного и земного. Кроме того, из учения Бруно о бесконечности мира с непреложностью вытекала уж совсем еретическая мысль о его несотворимости и неуничтожимости. Вселенная бесконечна не только в пространстве, но и во времени, поэтому все разговоры о её сотворении – сущий вздор.

Следует отметить, что Бруно допускал также существование мировой души. Мировая душа мыслится им как внутренний движущий принцип конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность

Важно то, что Бруно вовсе не противопоставляет мировую душу и материально-телесное начало, а мыслит их как единое целое

Джордано Бруно (1548 – 1600) родился в городе Нола под Неаполем. Будучи монахом-доминиканцем, изучал античную и средневековую философию, основательно был знаком с работами Николая Кузанского.

Бруно провозглашает мир однородным во всех направлениях. Одни и те же законы, считал он, господствуют во всех частях Вселенной. Результат такого подхода – полная дискредитация средневековой космологии, утрата всякого смысла противопоставления возвышенного и низменного, небесного и земного. Кроме того, из учения Бруно о бесконечности мира с непреложностью вытекала уж совсем еретическая мысль о его несотворимости и неуничтожимости. Вселенная бесконечна не только в пространстве, но и во времени, поэтому все разговоры о её сотворении – сущий вздор.

Следует отметить, что Бруно допускал также существование мировой души. Мировая душа мыслится им как внутренний движущий принцип конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность

Важно то, что Бруно вовсе не противопоставляет мировую душу и материально-телесное начало, а мыслит их как единое целое

Путь мыслителя от рождения до смерти

Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Парацельз и Джордано Бруно

Леонардо да Винчи и Парацельс. -Характеристики, труды и образ мышления. — Панвитализм. -Archeus Spiritus. — Проблемы онтогенеза и наследственности в лечении Парацельса. -Медицинские взгляды на него. — Еще одно светило мысли, Гордано Бруно. -Его личная судьба. — Космология и общее мировоззрение Бруно. — Результат эпохи.

Ренессанс имеет еще одну в высшей степени оригинальную фигуру, которая. наряду с гениальностью иногда чувствовала себя чудаком — мечтателем, а не фигурой — дураком. Многое в нем — в его мышлении, характере и жизни — было полной противоположностью Везалию. Я говорю о Парацельсе (1493-1541).

Он действительно очень странный человек. Вы можете называть его как угодно — «мудрецом» в классических «семи мудрецах», поэтом разносторонних знаний, кузнецом, посвященным во все чудеса астрологии и алхимии, а также «белой и черной магии», гениальным целителем, который иногда поднимается, чтобы стать великим врачом — словом, всем, чем угодно, но не ученым в истинном смысле этого слова — в том смысле, в котором мы называем ученым, например, Леонардо да Винчи. И все же он, этот безоговорочный чудак на все руки, так близок по духу к эпохе Возрождения и Леонардо да Винчи: Оба смело стряхнули с себя пыль средневековья и устремились к новой жизни; оба мечтали проникнуть мыслью в самые сокровенные тайники природы; оба беспокойны, благоговейно трудолюбивы; оба хотят знать все, но с той разницей, что один вечно неудовлетворен, а другой в экстазе от своего всезнания; Один то и дело подчиняется «холодному разуму», другой почти всегда находится во власти крылатой фантазии; у одного каждая вершина, как у короля Лира, свидетельствует о величии, у другого величие переплетается с наивной глупостью и той формой «поэзии», которую проще всего назвать мюнхгаузенианством. И каждый из них — сам по себе, отдельная, неповторимая индивидуальность, властно взывающая к вниманию.

Philippus Aureolus Theophrastus Paracelsus Bombastus ab Hohenheim — так написано на обложке одной из работ Парацельса. А сам он прославляется великолепными эпитетами: самый ученый, несравненный, знаменитый ученый, мистериарх, мастер искусств, монарх медицины, самый известный философ, принц химиков и т.д. Весь этот непривычный для нашего слуха шум был, так сказать, ходовым товаром во времена Парацельса, и поэтому он не должен нас смущать. Давайте подойдем к этому «Мистериарию «1 : уроженец Швейцарии, дитя народа, он в молодости пас гусей и свиней, относясь без особого энтузиазма как к обязанностям, так и к своему стаду.

Несмотря на свою бедность, он, по-видимому, изучал науки в университете и даже получил степень доктора медицины. Но официальная наука не удовлетворяла его; кроме того, его одолевала любовь к перемене мест, которую он отождествлял с желанием по-настоящему исследовать природу и жизнь. «Тот, кто хочет изучить природу сверху донизу, — говорит Парацельс, — должен пройти своими ногами через все ее книги»….. «То, что написано, разбирается буква за буквой, и природа изучается от страны к стране: каждая страна — это новая страница. Поскольку существует кодекс природы, необходимо пройтись по всем его страницам».

Так он провел много лет в пути, путешествуя из страны в страну, через города и деревни, и жил там до 1526 года, когда в возрасте около тридцати лет он наконец прибыл в Базель. Здесь, благодаря тем, кто ценил его знания и восхищался его талантами, он получил кафедру физики, медицины и хирургии и продолжал читать лекции. Вопреки традиции он читал свои лекции на немецком языке.

Аудитория была заполнена слушателями. Все привлекало и завораживало нового профессора: его оригинальная внешность, его загадочное прошлое, его успехи у постели больного, необычность его предметов, в которых физика живописно переплеталась с теологией, а медицина с нравоучениями, и, наконец, его страсть к науке, о которых он говорил с энтузиазмом, насыщая свою пылкую речь парадоксальными аналогиями, яркими метафорами и аллегориями, фантастическими образами и загадочно звучащими терминами, — все это поражало, завораживало и обеспечивало новообретенному мудрецу громкий успех. Но вместе с этим появилось еще кое-что, что подорвало репутацию Парацельса и довольно скоро привело к краху его метеоритной славы.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал
против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности
Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией
в Риме.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский
словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

+ + +

БРУНО (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548-1600) — итальянский философ, борец
против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный
пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму
пантеизма. Бруно развил и углубил идеи Коперника: Солнце является центром только по
отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и
бесконечна, состоит из галактик (скоплений звезд); звезды — небесные тела,
подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной
бесконечно; все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на
них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной;
Вселенная и Бог — одно целое (пантеизм). Идеи Бруно не были приняты католической
церковью и он был сожжен на костре в Риме (1600). Основной философский труд
Бруно —
«О бесконечности, Вселенной и мирах».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 47-48.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Борец против схоластической философии
(Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель эпохи
Возрождения (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.
2010).

Блинников Л.В. Итальянский философ (Блинников
Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Мистик, философ и поэт
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Визгин В.П. Философская мысль Бруно неотделима от
мифопоэтической формы ее представления (Новая философская энциклопедия.
В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Баландин Р.К. Мужественно принял смерть на костре, не
отрекаясь от своих взглядов (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К.
Баландин. — М.: Вече, 2012).

Соколов В.В. Освободил гелиоцентрическую теорию
Коперника от пережитков схоластической космологии (Советская
историческая энциклопедия
. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962).

Андронов И.Е. Преследовался кальвинистами, лютеранами
и католиками (Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016).

Высшая субстанция есть «монада монад» (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Бруно с точки зрения этнологии (Цитируется по
изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К.
Шанбай, — М., 2013).

В нём воплотились лучшие силы итальянского народа
(Всемирная история. Том IV. М., 1958).

Далее читайте:

Дж. Бруно. О причине, начале и
едином (Статья Н.В. Мотрошиловой о произведении Дж. Бруно).

Аркадий ГУРТОВЦЕВ. Жизнь,
идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни («Суждения»)

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический указатель).

Сочинения:

Opera latine…, vol. 1—3. Neapoli — Florentiae, 1879—91;

Dialoghi
italiani: Dialoghi metaflsici e dialoghi moral. Firenze, 1958; рус. пер. —
Диалоги. М., 1949;

О героическом энтузиазме. М., 1953;

Изгнание торжествующего
зверя. Самара, 1997.

Литература:

Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923;

Ольшки Л. История
научной литературы на новых языках, т. 3. М. — Л., 1933, с. 3—48;

Штекли А.
Джордано Бруно. М., 1964;

Горфункель А. X. Джордано Бруно. М., 1965;

Визгин В.
П. Идея множественности миров. М., 1988, с. 137—196;

Йейтс Ф. Искусство памяти.
СПб., 1997;

Documenti della vitadi Giordano Bruno. Firenze, 1933;

Mercati A. II
sommario del processo di Giordano Bruno. Citta del Vaticano, 1942;

Ciusso L.
Scienza e filosofia in Giordano Bruno. Napoli, 1955;

Michel P. -H. Cosmologie de
Giordano Bruno. P., 1962;

Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition.
L., 1964;

Criinewald H. Die Religionsphilosophie des Nikolaus Cusanus und die
Konzeption einer Religionsphilosophie bei Giordano Bruno. Marburg, 1970;

Ingegno
A. Cosmologia e filosofia nel pensiero di Giordano Bruno. Firenze, 1978;

Giordano Bruno: Ieri e oggi, a cura di Gentile C. Bastogi, 1982.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Очевидно, что объект не может быть принципиально наблюдаемым, если он не обладает таким атрибутом, как взаимодействие. Но взаимодействие предполагает движение, движение – пространство и время и т.п. Т.о., если в качестве единственного необходимого и достаточного критерия объективного существования постулируется принципиальная (т.е. прямая или косвенная, актуальная или потенциальная) наблюдаемость, то необходимые объективные условия этой наблюдаемости должны быть присущи любому объекту. Отказ от одного из этих условий неизбежно должен привести к отказу от принципиальной наблюдаемости и, следовательно, к заключению о невозможности объективного существования соответствующего объекта.

В области нерелятивистской квантовой механики онтологический негеоцентризм позволяет обнаружить двойственный характер боровского принципа дополнительности: 1) взаимоисключаемость макроскопического, пространственно-временного и макроскопического причинного описания поведения микрообъектов; и 2) взаимоисключаемость пространственно-временного и причинного описания вообще. Он показывает правильность первой формулировки и ошибочность второй. В области релятивистской квантовой механики (теория элементарных частиц) концепция онтологического негеоцентризма позволяет наметить новую стратегию научного поиска. Оказывается, что наряду с квантово-полевым подходом к объединению известных физических взаимодействий возможен иной (не полевой) подход. Этот подход приводит к построению квантовой теории относительности, осуществляющей содержательный синтез релятивистских и квантовых принципов (в отличие от квантовой теории поля, объединяющей эти принципы лишь формально).

Еще более общая формулировка концепции множественности миров была дана Лейбницем (17 в.) в его учении о множественности логически возможных миров. Согласно Лейбницу, объективное существование может обрести любой мысленно воображаемый мир, если его структура не противоречит законам формальной логики. Наблюдаемый нами мир потому стал действительным (существующим актуально), что он оказался (с христианской точки зрения) наилучшим из логически возможных миров. Он является наилучшим по той причине, что в нем имеется, так сказать, оптимальное сочетание добра и зла. Благодаря этому наблюдаемый мир оказывается лучшей школой для обучения добру (соблюдению в человеческих действиях норм христианской морали).

Лейбницевская концепция логически возможных миров получила дальнейшее развитие в современной логике (Р.Карнап, Л.Витгенштейн, С.Крипке и др.). Так как многообразие логически возможных миров существенно зависит от системы логических законов, лежащих в основании формальной логики, то, модифицируя эту систему (изобретая новое логическое исчисление), можно модифицировать и множество логически возможных миров.

1) множественность материальных миров в традиционном естественнонаучном смысле (естественнонаучный негеоцентризм);

2) множественность материальных миров в онтологическом смысле (онтологический негеоцентризм);

3) множественность логически возможных миров (логический негеоцентризм);

4) множественность произвольных миров (мистический негеоцентризм).

Значения (1) и (2) допускают объективное существование только принципиально наблюдаемых миров; при этом (1) связывает принципиальную наблюдаемость с однородностью всеобщего содержания атрибутов материи, а (2) – с неоднородностью этого содержания. Значения (3) и (4) допускают объективное существование принципиально ненаблюдаемых миров; причем (3) предполагает, что принципиально ненаблюдаемый мир должен обязательно подчиняться законам логики, тогда как (4) постулирует неподчинение этого мира логическим законам.

1. Бруно Д. О бесконечности, вселенной и мирах. М., 1936;

2. Бранский В.П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике. Л., 1962;

3. Он же. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973;

4. Визгин В.П. Идея множественности миров. М., 1988;

5. Ильин В.В. Негеоцентрические мотивы в современной науке. – В кн.: Эволюция материи и ее структурные уровни, вып. 1. М., 1981;

6. Кармин А.С. Познание бесконечного. М., 1981;

7. Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии. Л., 1987;

  • Правила письма начальная школа

      

  • Вывод о значении игры в свободной форме в детском саду

      

  • Мероприятия по популяризации белорусского языка в школе

      

  • Продюсеры онлайн школ рейтинг

      

  • Джон серл философия кратко

Влияние и наследие Джордано Бруно

Идеи и философия Джордано Бруно оказали огромное влияние на развитие научного и философского мышления. В своих работах Бруно отвергал геоцентрическую модель Вселенной, предложив вместо нее идею, что Солнце является центром собственной системы планет. Таким образом, он внес вклад в развитие гелиоцентрической теории.

Одной из наиболее значимых идей, развитых Бруно, является его концепция бесконечной Вселенной. Он считал, что Вселенная бесконечна и состоит из множества планет и звезд, которые возможно обитаемы. Это полностью перевернуло существующую представление об устройстве Вселенной и привело к возникновению новых идей о возможности жизни на других планетах.

Бруно также был одним из тех, кто предложил идею единого космоса, объединяющего все материальное существо. Он считал, что Вселенная состоит из одной бесконечной субстанции, которая пронизывает все живое и неживое. Своим учением Бруно заложил основы пантеизма и способствовал развитию монистической философии.

Возрождение интереса к идеям Бруно произошло в XIX веке, когда его работы были переизданы и получили новое внимание. Тогда он стал рассматриваться как один из первых представителей научного рационализма и прогрессивного мышления.
Наследие Джордано Бруно сказалось на развитии философии, науки и культуры в целом

Его идеи о радикальной толерантности и свободе мысли были важными для формирования современной политической и культурной обстановки.
Он также внес вклад в развитие этики и эстетики, идеи о бесконечности и множестве миров расширили горизонты человеческой мысли и предложили новые идеи о месте человека во Вселенной.
Бруно был пионером в использовании дедуктивного метода в философии и науке. Его интуитивное мышление и смелость в выражении своих идей подтолкнули других ученых и философов к революционным открытиям исследованию неизведанных областей знания. Он стал иконой для новаторов и борцов за свободу мысли.

Джордано Бруно оставил неизгладимый след в истории науки и философии. Его работы и идеи продолжают вдохновлять ученых и мыслителей по всему миру, пробуждая в них смелость и жажду знания. Он считал, что истина может быть найдена только через научное исследование и свободное мышление, и в этом он остается актуальным и сегодня.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Натурфилософия Джордано Бруно

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе

Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции

Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.

Бруно считал целью философии не сверхъестественного Бога, а природу как «Бога в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него большое влияние, Бруно высказал идеи о бесконечности природы и бесконечном разнообразии миров во Вселенной.

В этике Бруно выразил свой «героический энтузиазм», свою безграничную любовь к бесконечному, которая является отличительной чертой истинных мыслителей, поэтов и героев и которая возвышает человека над обыденностью, сравнивая его с божеством. Идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии в новое время (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг и др.).

Будучи преследуемым церковью за свои взгляды, он покинул Италию и жил во Франции, Англии и Германии. По возвращении в Италию его обвинили в ереси и вольнодумстве, и после восьмилетнего заключения он был сожжен на костре (1400).

Утопии Мора и Кампанеллы
В этот же период создаются мифы об идеальном обществе, в котором в конечном итоге должно жить все человечество.

Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, писатель и государственный деятель. Мор наиболее интересен как автор «Утопии» (1516). Вторая часть книги посвящена описанию идеального общественного устройства фантастического острова Утопия (буквально «место, которого нет»), Мор описывает прообраз коммунистического общества. В «Утопии», как и в «Государстве» Платона, все находится в общественной собственности, поскольку Мор убежден, что благосостояние общества невозможно там, где существует частная собственность; без обобществления не может быть равенства.

В Утопии все города выстроены по одному плану, но один из них — столица. Все жители Утопии одеваются одинаково, за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда женатых людей отличается от одежды неженатых. Все, и мужчины, и женщины, работают по шесть часов в день. Все ложатся спать в восемь часов и спят восемь часов. Все высшие должностные лица избираются из числа ученых. Форма правления — представительная демократия, основанная на системе многоступенчатых выборов. Утопийцы не используют деньги, но делают горшки из золота и цепи, которыми приковывают рабов, чтобы пропагандировать презрение к золоту. Что касается этики, то мы узнаем, что утопийцы склоняются к мнению, что счастье заключается в удовольствии. Однако это мнение не имеет последствий для плохих поступков, поскольку утопийцы верят, что после нынешней жизни существуют награды за добродетели и наказания за пороки. Среди утопийцев существует множество религий, и все они пользуются полной терпимостью.

Широта взглядов автора «Утопии» поражает современного человека. Мор рассуждает о природе и социальных последствиях войны, о религии и религиозной терпимости, осуждает бессмысленное убийство животных, особенно охоту, и выступает за мягкое уголовное законодательство, против обычая карать кражу смертью. Однако следует признать, что жизнь в «Утопии» Мора, как и в большинстве подобных государств, довольно скучна. Разнообразие необходимо для счастья, а в Утопии его не найти.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ, поэт и политический деятель. Глубоко интересуясь социальными проблемами, Кампанелла написал ряд произведений на социальные темы, самым значительным из которых является «Город Солнца» (1602) — своеобразный вариант коммунистической утопии. В обществе, которое придумал Кампанелла, нет частной собственности, семья упразднена, дети отданы государству на воспитание. Существует полная стандартизация одежды, быта, поведения. Существует всеобщая трудовая повинность. Все аспекты жизни строго регулируются государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свою должность благодаря своей образованности и интеллекту и сохраняет ее до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат.

Город исповедует религию Солнца, для которой характерен существенный рационалистический элемент, а также тесная связь с государством. Метафизик также является первосвященником; функции остальных поклоняющихся выполняют высшие должностные лица.

В творчестве Кампанеллы нашли отражение как философские идеи, характерные для эпохи Возрождения, так и социально-критические мотивы его времени.

Пантеизм Джордано Бруно

Доктрина Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности Вселенной и множественности миров стала кульминацией описанных выше тенденций натурфилософии эпохи Возрождения. «Пантеизм Джордано Бруно — самая радикальная, последовательная и бескомпромиссная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения».

Биографические вехи

Джордано Бруно родился в 1548 году в небольшом городке Нола, недалеко от Неаполя. Его отец, бедный дворянин по имени Джованни Бруно, служил в войсках неаполитанского вице-короля. Будущего нарушителя спокойствия звали Филиппо. Основное образование Бруно получил в латинской школе, затем слушал лекции в Неаполитанском университете, но отсутствие средств на дальнейшее обучение привело его в монастырь Святого Доминика, где в 1565 году он принял имя Джордано. Презрение молодого монаха к иконам и его смелые высказывания по догматическим вопросам привели к расследованию инквизиции. Бруно бежал в Рим, надеясь на справедливый суд, но в 1576 году, не дожидаясь результатов, отрекся от монашеских обетов. С тех пор он вел скитальческую жизнь. Из Северной Италии он переехал в Женеву, оплот кальвинизма, где его попытка дебатировать с руководством университета закончилась отлучением от церкви и тюремным заключением. Из Женевы Бруно бежал в Тулузу, где некоторое время преподавал в университете, но после усиления католической реакции в 1583 году переехал в Париж. В Париже, под покровительством короля Генриха III, пораженного эрудицией и памятью мыслителя, он проводит несколько спокойных лет, читая импровизированные лекции по философии в знаменитом колледже королевских лекторов. Именно в Париже Бруно опубликовал свои первые произведения: трактат «О тенях идей» и комедию «Подсвечник».

В 1853 году Бруно переехал в Лондон, где читал лекции в Оксфорде и пытался защищать идеи Коперника. В Англии на итальянском языке публикуются шесть диалогов, формализующих его натурфилософию. Наиболее важными из них являются: «О разуме, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и «О героическом энтузиазме». В 1585 году Бруно вернулся во Францию, где принял участие в дебатах в колледже Камаре, где защитил 120 тезисов против аристотелианства. После этого он вынужден навсегда покинуть Францию. Ноланец пытается преподавать в Марбурге и Виттенберге, но вскоре ему запрещают читать лекции и в Германии. С горькой улыбкой Бруно назвал себя «академиком без академии». В 1588 году он переехал в Прагу, где опубликовал свои «160 тезисов против математиков и философов нашего времени», а в следующем году начал преподавать в Хельмштадском университете. За это время он написал три латинские поэмы с прозаическим комментарием: «О монаде, числе и форме», «О несчетном и неисчислимом» и «О тройном наименьшем и мере». В 1591 году его пригласил в Венецию молодой венецианский дворянин Джованни Мочениго, который хотел постичь тайны памяти.

В Венеции Бруно присоединился к членам академии Мочениго, который ожидал от своего наставника тайных знаний и в нескольких доносах обвинил Бруно в ереси, спровоцировав арест и заключение мыслителя в тюрьму. В 1593 году венецианская инквизиция передает свои полномочия папе Клименту VIII. Бруно проводит шесть лет в тюрьме в Риме за отказ отказаться от своих натурфилософских и метафизических убеждений. 20 января 1600 года Папа Климент VIII объявил. Джордано «нераскаявшимся, упрямым и непреклонным еретиком» и передал его светским властям с приказом «наказать его без кровопролития», то есть сжечь на костре. Реакция Бруно на это предложение хорошо известна: «Сжечь — не значит опровергнуть!». По решению светского суда 17 февраля 1600 г. Бруно, трижды отлученный от церкви кальвинистами, лютеранами и католиками, был сожжен на площади Цветов в Риме. Все его произведения были внесены в католический Индекс запрещенных книг в 1603 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: